УДК 34.021
институциональные основы системы государственной поддержки малого предпринимательства: опыт сша
к. и. курпаяниди,
кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник E-mail: xstant@mail. ru Институт экономики Академии наук Республики Узбекистан
В статье исследуются специфика системы государственной поддержки предпринимательства США, институциональная составляющая, современные институты и инструменты эффективной реализации государственной политики стимулирования малого и среднего предпринимательства (МСП). Отдельное внимание уделяется мониторингу деятельности Администрации малого бизнеса США, роли и стратегическим целям Гзнеральной инспекции и Адвокатуры малого бизнеса. Изучен комплекс мер по стимулированию малых экспортно ориентированных предприятий.
Ключевые слова: малое предпринимательство, институциональные условия, институты развития, Администрация малого бизнеса США, Генеральная инспекция, Адвокатура малого бизнеса, экспортно ориентированные предприятия, государственная поддержка.
Стратегия модернизации национальной экономики Узбекистана невозможна без усиления роли и активизации малого предпринимательства, особенно производственного, инновационного и экспортно ориентированного. Именно малые и частные предприятия как наиболее адаптивный к изменениям внутренней и внешней среды сегмент предпринимательства создают основу для устойчивого развития национальных экономик. Реализация мер в рамках государственной программы «Год малого бизнеса и частного предпринимательства» стимулировало создание в январе - декабре 2011 г.
35 тыс. новых предприятий (без фермерских хозяйств) малого бизнеса.
В 2011 г. на долю малого предпринимательства (бизнеса) приходилось 54 % общего объема произведенного валового внутреннего продукта (ВВП). Субъектами малого предпринимательства в 2011 г. обеспечена занятость 8 913,5 тыс. чел., или 74,8 % всех занятых в экономике. Однако показатели уровня развития малого предпринимательства в Узбекистане в настоящее время значительно уступают странам-лидерам [1].
Признанным лидером в мировой экономике по развитию малого предпринимательства являются США. Об эффективности сектора МСП в американской экономике говорят следующие цифры: доля малых предприятий в ВВП составляет 53 % (около 6 трлн долл.), в общем количестве действующих предприятий - 97,6 %, в общей численности экономически активного населения - 50,6 %, экспортно ориентированных - более 30 %, инновационно активных 55-60 % [4]. В данной статье исследуются специфика системы государственной системы поддержки малого и среднего бизнеса США, институты и инструменты, позволившие добиться столь впечатляющих результатов.
Комплексу государственной поддержки малого предпринимательства в США более 80 лет. Его формирование началось в 1920-х гг. с принятием закона по защите малых торговых предприятий от экспансии крупных торговых сетей. С 1942 по
1952 г. действовали программы поддержки интересов малого бизнеса в военно-промышленном комплексе (ВПК), координатором которых являлось Управление малого бизнеса в министерстве коммерции США.
Кардинальным моментом в развитии системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства стало создание в 1953 г. Администрации малого бизнеса США (Small Business Administration, SBA), подотчетной только президенту и конгрессу. Начиная с 1954 г. SBA стала кредитовать малые предприятия за счет собственного бюджета и предоставлять государственные гарантии для субъектов малого предпринимательства при кредитовании в коммерческих банках. К концу 1950-х гг. численность сотрудников SBA увеличилась с 550 до более 2 000 чел., была сформирована разветвленная сеть региональных отделений, охватывающая практически всю страну, многократно увеличился бюджет [3].
В 1976 г. для повышения эффективности SBA создается независимая организация в структуре Администрации малого бизнеса - Адвокатура малого бизнеса, подотчетная непосредственно президенту США. Еще через два года в структуре SBA учреждается другой независимый орган контроля эффективности деятельности Администрации малого бизнеса США - Генеральная инспекция (Office of Inspector General, OIG). Кандидатура генерального инспектора, как и генерального советника Адвокатуры малого бизнеса, назначается президентом США после утверждения конгрессом.
В 1980-е гг. в развитии системы государственной поддержки малого бизнеса США происходят два ключевых события. В 1980 г. начинается создание национальной сети центров развития малого бизнеса (SBDC) для предоставления оперативной консультационной, информационной и организационной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства. Кроме этого, стагфляция американской экономики в результате мирового энергетического кризиса стала катализатором изменения государственной политики и стратегии развития в сфере МСП. Приоритетным направлением становится развитие инновационного потенциала малого предпринимательства. Законодательно эти изменения в государственной стратегии стимулирования МСП были закреплены в законе «О развитии малого инновационного предпринимательства» (1982). На основании данного закона разрабаты-
ваются программы государственной поддержки малых инновационных предприятий SBIR, STTR, FAST.
Новый этап эволюции системы господдержки МСП наступил в 1996 г. после принятия SBA новой стратегии развития малого бизнеса, ориентированной на дерегулирование этого сегмента предпринимательства, минимизацию административных барьеров. Теперь все федеральные и региональные органы власти должны предварительно оценивать влияние разрабатываемых ими нормативных документов на бизнес-среду малого предпринимательства.
С 1996 г. меры поддержки малого бизнеса становятся все более косвенными: наблюдается переход от безвозмездного предоставления финансовых ресурсов к возвратным формам; все больше средств бюджета SBA направляется на развитие инновационного и экспортного потенциалов малых предприятий. В этом же году принимается закон о справедливом регулировании малого бизнеса и создается Служба национального омбудсмена SBA (Office of National Ombudsman).
В 2004 г. в рамках электронного правительства был открыт специальный портал SBA-Net в Интернете, через который малый бизнес получил возможность оперативно взаимодействовать с государственными органами и властными структурами в режиме онлайн (on-line).
SBA-Net обеспечивает бесплатное информационное обслуживание субъектов малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:
• ACE-Net (Angel Capital Electronc Network) -поиск инвесторов для МСП;
• Business LINC - информация о возможностях взаимодействия малых, средних и крупных предприятий;
• PRO-Net - проведение маркетинговых исследований для поиска и размещения государственных, региональных и частных заказов на поставки и закупки продукции (услуг) МСП;
• TECH-Net - информационная система о высоких технологиях и предприятиях, реализующих НИОКР в сфере высоких технологий;
• Trade-Net - система для развития экспортных возможностей МСП, поиска партнеров в международной торговле, предоставления консультаций и информации о финансовых, правовых, таможенных и других особенностях осуществления экспортных операций;
• SUB-Net - система для размещения информации о генеральных подрядчиках (федеральных, региональных и местных органах власти, крупных предприятиях, международных компаниях и др.), о субконтрактных возможностях для МСП.
Как уже отмечалось, базовым институтом системы государственного стимулирования МСП в США является Администрация малого бизнеса ^ВА). Деятельность SBA направлена на реализацию стратегических целей развития малого и среднего предпринимательства в США:
• улучшение бизнес-среды;
• минимизацию административных барьеров;
• упрощение взаимодействия предпринимателей и органов власти с использованием Интернета;
• координацию деятельности федеральных агентств по развитию МСП;
• повышение конкурентоспособности МСП на внутреннем и внешнем рынках через ресурсную поддержку;
• поддержку создания и роста новых фирм;
• поддержку развития малого предпринимательства в депрессивных регионах наименее защищенными социальными группами;
• восстановление малых предприятий после стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;
• постоянный мониторинг, контроль и повышение эффективности программ SBA [2].
В структуру SBA входят два независимых управления (Адвокатура малого бизнеса и Генеральная инспекция), 20 департаментов и отделов, 115 представительств, расположенных в каждом штате и крупных городах. Развитая финансовая, имущественная и информационная инфраструктура позволяет эффективно реализовывать программы поддержки МСП на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Персонал SBA - это более 3 200 штатных сотрудников, занятых в территориальных, функциональных и сервисных структурах агентства.
Особую роль в деятельности Администрации малого бизнеса США играют управления Адвокатуры малого бизнеса и Генеральной инспекции. Важнейшими стратегическими функциями Адвокатуры малого бизнеса США являются:
• оценка регулирующего и административного влияния федеральных ведомств на деятельность МСП и представление проектов альтернативных предложений;
• информирование конгресса о ежегодных результатах деятельности SBA, о спорных правовых вопросах и влиянии государственной политики на развитие МСП;
• контроль соответствия регулирующих актов SBA нормам федерального законодательства по упрощению процедур и дерегулированию предпринимательской деятельности;
• разработка стратегических направлений государственной политики в сфере МСП, обеспечивающих улучшение предпринимательской среды и создающих условия для справедливой конкуренции, расширения доступа к финансовым ресурсам, сокращению административных барьеров и способствующих развитию приоритетных для национальной экономики видов деятельности;
• проведение экономико-статистических исследований и анализ состояния МСП, а также оценка его роли в экономике страны. Изучение возможностей финансовых рынков и институтов в удовлетворении кредитных потребностей МСП, а также разработка рекомендаций по совершенствованию финансовой поддержки МСП;
• тесное взаимодействие с Белым домом, конгрессом, федеральными агентствами, администрациями штатов, а также сотрудничество с различными институтами, исследовательским центрами и общественными организациями МСП;
• оказание правовой помощи, юридической защиты и консультирование предпринимателей на местах (в регионах, городах, в сельской местности), а также выявление проблем, препятствующих развитию МСП;
• публикация официальных документов по регулированию деятельности МСП, статистических данных, периодических отчетов о деятельности SBA и т. д. Кроме того, Адвокатура малого бизнеса поддерживает собственный информационный сайт с множеством тематических страниц.
Другим независимым органом контроля и
совершенствования деятельности SBA является Генеральная инспекция. Стратегическими функциями
Генеральной инспекции SBA являются:
• обеспечение экономного расходования бюджетных средств и содействие эффективному управлению функциями и программами SBA;
• проведение аудиторских проверок, а также специальных расследований по реализации программ SBA;
• обнаружение и предупреждение случаев мошенничества и злоупотреблений в SBA;
• экспертиза существующего законодательства по МСП и регулирующих актов, а также новых законопроектов с целью выработки рекомендаций по их улучшению;
• сотрудничество с федеральными, региональными и местными органами управления, с различными неправительственными организациями в рамках функций OIG;
• информирование управляющего SBA и конгресса США о проблемах в секторе МСП и деятельности SBA, рекомендации по преодолению выявленных проблем, о принимаемых мерах по их устранению, а также оценка улучшения работы SBA в результате принятых мер;
• обеспечение соблюдения норм аудиторских проверок Главного контрольно - финансового управления США (the Comptroller General);
• информирование обо всех нарушениях законодательства в сфере МСП генерального прокурора США.
В соответствии c законом «О свободе информации» (Freedom of Information Act) OIG ежемесячно, ежеквартально и ежегодно публикует доклады о результатах своей деятельности (количество и результаты финансовых и аудиторских проверок, результаты инспекторских проверок, материалы расследований, количество возбужденных судебных дел, принятые судебные и административные решения). На осуществление деятельности Генеральной инспекции Администрации малого бизнеса США ежегодно расходуется около 16-17 млн долл., в штате данной организационной структуры SBA около 100 сотрудников [4].
Нельзя не отметить значительную роль частных и общественных организаций, координируемых
Бюджет SBA в 2006-2011 гг. по страте
SBA, в развитии малого предпринимательства. К таким организациям в первую очередь необходимо отнести Ассоциацию добровольных консультантов -бывших директоров предприятий. Консультационные бюро директоров в отставке (Service Corps of Retired Executives, SCORE) оказывают консультации и техническую помощь МСП, опираясь на опыт высококвалифицированных специалистов, вышедших на пенсию. В 2011 г. более 12 тыс. специалистов SCORE оказали консультационную поддержку 356 837 малым предприятиям, при этом общее количество консультаций превысило 1,2 млн ч. Активно развивается online-консультирование: в 2011 г. более 12 000 online-консультантов SCORE предоставляли консалтинговые услуги по 600 направлениям современного бизнеса. При этом особое внимание уделяется консультационной поддержке таких субъектов малого предпринимательства, как предприятия национальных меньшинств, женщин и ветеранов-предпринимателей, вновь созданные предприятия [2, 3].
Главной статьей расходов по стимулированию МСБ на протяжении многих лет остается ресурсная поддержка развития человеческого капитала через систему центров развития малого бизнеса (SBDC). В каждом штате есть, по крайней мере, один центр (всего их 63); филиалов - более 950. В 2011 г. через эту систему получили консультации по развитию бизнеса около 600 тыс. предпринимателей [3]. Динамика расходов бюджета Администрации малого бизнеса за 2006-2011 гг. представлена в табл. 1.
Кроме SBA в США есть еще несколько организаций федерального уровня, занятых поддержкой малого предпринимательства. Например, помощь через механизм государственных закупок обеспечивается специальными бюро (OSDBU), которые организованы во всех министерствах. Бюро заняты привлечением малого бизнеса к реализации федеральных контрактов совместно с крупными предприятиями.
Таблица 1
[ческим направлениям, млн долл. [3]
Статья расходов 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Программы кредитования малого бизнеса 7а и 504а 100,203 102,958 73,144 74,903 74,903 152, 694
Помощь МСП, пострадавшим от стихийных бедствий 1795,488 613,825 260,496 345,039 242,071 45, 372
Центры развития малого бизнеса (SBDC) 103,007 101,241 111,451 124,655 114,775 120, 916
Консультационные бюро директоров в отставке (SCORE) 16,932 9,799 10,586 10,507 11,496 69,86
Центры развития женского бизнеса (WBC) 22,033 20,432 22,744 23,853 24,505 28
Адвокатура малого бизнеса 9,364 9,858 9,133 10,123 11,165 12
Программы поддержки экспорта малого бизнеса 4,304 5,258 4,154 4,679 5,416 5,9
Программы развития субконтрактации 18,853 19,842 24,164 25,843 31,876 4 4,73
Следует отметить и специальные программы, которые разработаны отраслевыми министерствами для поддержки малых предприятий. Так, департамент сельского хозяйства США реализует программу грантов для бизнеса, ориентированную на софи-нансирование проектов частных некоммерческих организаций и местных органов власти по развитию малого бизнеса в небольших городах (менее 50 тыс. чел. населения) и в сельской местности. Служба программ малого бизнеса в составе департамента труда помимо осуществления государственных заказов малыми фирмами обеспечивает информационную поддержку предпринимателей в области трудового законодательства [5].
Об уровне развития системы стимулирования малого и среднего предпринимательства США можно судить по данным табл. 2.
Как показывает опыт Администрации малого бизнеса США, эффективным инструментом финансовой поддержки МСП является предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ. Наиболее востребованной среди субъектов малого бизнеса является программа 7а «Гарантийные кредиты» (Loan Guaranty). В рамках этой программы SBA осуществляет финансовую
Основные индикаторы развития системы
поддержку МСП, предоставляя гарантии через свои партнерские кредитные институты.
Кредиты предоставляются для самых распространенных потребностей малых и средних предприятий: покупка офисной и производственной недвижимости, оборудования, инвентаря, пополнения оборотных средств. Одно из основных условий -кредиты не могут быть использованы для проведения спекулятивных операций на фондовом рынке. По этой программе SBA в основном предоставляет гарантии на суммы до 750 тыс. долл.
Уровень госгарантий дифференцируется в зависимости от объема предоставляемого кредита и составляет 80 % при кредите до 100 тыс. долл. или 75 % - для кредитов свыше 100 тыс. долл. Кроме того, уровень гарантирования может достигать 90 % для кредитов до 100 тыс. долл. по «Программе экспортного оборотного капитала» (EWCP). Для кредитов менее 50 тыс. долл. норма ссудного процента может быть несколько выше.
Кредиты предоставляются для увеличения оборотных средств на срок до 10 лет, а для приобретения основных средств - на срок до 25 лет.
Для стимулирования кредитных учреждений к предоставлению большего количества небольших кредитов до 150 тыс. долл. малым предприятиям раз-
Таблица 2
)сударственной поддержки МСП США [5]
Индикатор Количественная оценка Характеристика
Бюджет 8ВЛ, млн долл. 703,2 Финансирование деятельности инфраструктуры поддержки МСП
Государственные программы поддержки 36 Техническая поддержка (8), финансовая поддержка (7), помощь в субконтрактации (5), инновационные программы (7), др. направления (9)
Кредитный портфель 8ВЛ, млрд долл 88,0 Предоставление льготных кредитов субъектам МСП через уполномоченные банки
Гарантийные фонды, млрд долл. 62,2 Государственная гарантия на 90 % от суммы кредитов для субъектов МСП
Региональные отделения 8ВЛ 115 Во всех штатах и крупных городах
Уполномоченные кредитно-финансовые организации 7 380 Кредитование субъектов МСП на льготных условиях
Уровень субконтрактации, % 23 Размещение федеральных заказов на малых предприятиях
Центры развития пре дпринимательства 1 100 Оказание услуг по принципу «одного окна»; обучение и консультирование; техническая помощь и информация
Консультационные центры 389 Консалтинговые услуги для МСП
Кластеры, бизнес-инкубаторы и технопарки 152 330 Расположены во всех регионах, крупных городах, промышленных и научных центрах
Социально ориентированные центры предпринимательства 118 97 центров женского бизнеса, 21 центр для инвалидов, ветеранов, этнических групп
Информационные сети 8 Информационная поддержка on-line по технологиям, финансам, инновациям, экспорту, контрактам
Центры поддержки экспорта 20 Взаимодействуют со 115 региональными отделениями SBA
работана программа «Экспресс-кредиты SBA» (SBA-express). Банки - партнеры SBA в рамках данной программы кредитуют МСП, используя свои методы, процедуры и документы. Эти банки обеспечивают быстрое предоставление кредитов и осуществляют всю операционную деятельность по кредитам вплоть до их погашения. В свою очередь SBA по таким кредитам предоставляет гарантии до 50 %.
Особое внимание в системе государственной поддержки МСП в США уделяется экспортно ориентированным предприятиям. Количество малых предприятий, реализующих продукцию и услуги на внешних рынках, около 231 тыс. Доля экспорта МСП составляет более 30 % и превышает 343 млрд долл. Государственная стратегия расширения экспорта разрабатывается Координационным комитетом развития торговли США и нацелена на развитие производства высокотехнологичных и наукоемких продуктов и услуг.
К 2035 г. ставится задача увеличить долю экспорта услуг с нынешних 30 до 50 %. Особое место в государственной политике уделяется развитию экспортных возможностей сектора МСП. Для этого был разработан ряд программ финансовой и технической поддержки экспортно ориентированных малых предприятий. Вопросами развития экспортных возможностей МСП занимаются 16 федеральных министерств и ведомств, в их числе Комитет малого бизнеса в конгрессе США, Комитет малого бизнеса в сенате США, Администрация малого бизнеса США, Министерство торговли США.
Наиболее широкими возможностями в поддержке и развитии экспортно ориентированных малых предприятий обладает Администрация малого бизнеса, в которой создан Департамент международной торговли, координирующий деятельность всей инфраструктуры развития экспортных возможностей малых предприятий в вопросах методической, технической, финансовой и организационной помощи.
Особенно популярна среди предпринимателей программа «Кредиты для международной торговли» (International Trade Loan, ITL), направленная на долгосрочное финансирование экспортно ориентированных малых предприятий. Для таких предприятий SBA может гарантировать кредиты на сумму до 1,25 млн долл., используемые для приобретения основных средств или привлекаемые в качестве оборотного капитала. Однако сумма кредита для пополнения оборотного капитала не должна превышать 750 тыс. долл.
Для экспортно ориентированных предприятий SBA также предлагает программу «Экспортный оборотный капитал» (Export Working Capital, EWCP). Эта программа дает возможность на получение гарантий SBA до 90 % под обеспеченный залогом кредит или на любой кредит менее 750 тыс. долл. Срок предоставления кредита может достигать 3 лет. Финансовые возможности Администрации малого бизнеса по развитию экспорта значительно расширяются благодаря тесному взаимодействию с Экспортно-импортным банком США (Эксимбанк) и другими коммерческими банками. Ежегодно около 20 % от общей суммы экспортных кредитов Экси-мбанк США предоставляет сектору МСП.
Создание новых производств за рубежом требует крупных инвестиций, для чего правительством США в 1971 г. была создана Корпорация частных зарубежных инвестиций (Overseas Private Investment Corporation, OPIC). OPIC предлагает предпринимателям множество услуг и программ по инвестированию проектов, страхованию финансовых и политических рисков, защите инвестиций, проведению прединвестиционных исследований. В программах OPIC для малых предприятий, развивающих свою деятельность за рубежом, предоставляются инвестиционные займы от 500 тыс. до 6 млн долл.
Для организуемых зарубежных кредитных институтов финансовой поддержки МСП предоставляются займы от 2 до 25 млн долл.
Для оперативной информационной, консультационной и методической поддержки малых и средних экспортно ориентированных предприятий в стране действует большое количество электронных сетей, в числе которых:
• система оценки и анализа экспортных рисков (Export Risk Analysis Online, EXR - Online);
• партнерство по технической поддержке экспорта (Export Technical Assistance Partnership);
• информационная сеть правовой поддержки экспортеров (Export Legal Assistance Network);
• сайт по оказанию помощи экспортерам (TradeNet's Export Assistance);
• сайт торгового посредничества (Trade Mission OnLine);
• сайт деловых связей (Trade Link);
• федеральный сайт деловых консультаций (U. S. Business Advisor);
• центр поддержки экспорта (Export Assistance Center);
• торговый портал (Trade Port) предоставляет широкий спектр торговой информации, указывает лидеров по различным видам продаж продуктов и услуг.
Благодаря комплексной государственной поддержке в США наблюдаются устойчивые темпы роста количества экспортно ориентированных МСП (на уровне 10-12 % в год) при одновременном возрастании экспортных продаж примерно на 15 %.
В заключение необходимо подчеркнуть, что создание эффективной системы государственной поддержки малого предпринимательства - достаточно длительный и финансово затратный процесс, охватывающий как экономико-правовые, так и организационные и социальные аспекты. Применение опыта стран - лидеров по развитию малого предпринимательства позволит Узбекистану не только эффективно решать масштабные задачи стратегии модернизации, но и создать необходимые институциональные основы для формирования инновационной экономики.
Список литературы
1. Каримов И. А. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины / Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год // Народное слово, 2012. 20 января.
2. Малое и среднее предпринимательство в развитии промышленности и технологий. М., 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www. nisse. ru.
3. Appendices - FY 2013 Congressional Budget Justification and FY 2011 Annual Performance Report. [Электронный ресурс]. URL: http://www. sba. gov/ about-sba-info/46741.
4. FY 2013 Congressional Budget Justification and FY 2011 Annual Performance Report. [Электронный ресурс]. URL: http://www. sba. gov/sites/default/ files/files/1-508 %20Compliant %20FY %202013 %-0CBJ %20FY %202011 %20APR (1). pdf.
5. U. S. Small Business Administration: Fiscal Year 2010 Congressional Budget Justification. URL: http://www. sba. gov.
Вниманию менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей высших и средних учебных заведений, аспирантов и студентов!
Журнал «Дайджест-Финансы»
ISSN 2073-8005
Выпускается с 1996 года. Журнал реферируется ВИНИТИ РАН. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Формат A4, объем 76 - 84 с. Периодичность - 1 раз в месяц.
ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»
33384 71221 40787
За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:[email protected]
Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru
www.fin-izdat.ru