ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ
Аннотация. В статье представлен анализ государственных программ поддержки и стимулирования внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий в Республике Армения. В ходе анализа мер, принимаемые государством для поддержки этих предприятий, выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются армянские предприниматели, и предложен комплекс мер для решения этих проблем.
Ключевые слова. Малые и средние предприятия, государственная поддержка, программы поддержки, внешнеэкономическая деятельность, выход на внешний рынок
Torosyan N.N.
STATE REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE REPUBLIC OF ARMENIA
Abstract. The article presents the former and current state support programs to promote foreign economic activity of small and medium-sized enterprises (SME) in the Republic of Armenia. Analyzing the measures taken by the government to support SMEs to enter foreign markets, the main problems faced by the Armenian entrepreneurs are revealed and a package of measures is proposed to address these problems.
Keywords. Small and medium-sized enterprises, state support, support programs, foreign economic activity, access to foreign markets.
Малые и средние предприятия (МСП) играют важную роль в развитии национальной экономики Республики Армения (РА), так как их деятельность - основа для усовершенствования качества структуры экспорта Армении. Их выход на зарубежные рынки является одним из важнейших этапов развития национальной экономики. Непрерывное развитие МСП в этом направлении можно обеспечить только при правильном государственном регулировании. В связи с этим, важную роль приобретает изучение проблем государственного регулирования внешнеэкономической деятельности МСП в республике.
В результате внедренных в Законе «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» (Принят 5 декабря 2000 г.) изменений, в 2011 г. в числе критериев для определения субъектов малого и среднего предпринимательства была установлена также выручка от реализации или балансовая стоимость активов за предыдущий год [1]. До этого критерием для определения МСП была только численность работников. Критерии определения субъектов МСП представлены в таблице [2].
С 2000 года правительство Армении приняло проактивный подход к поддержке роста МСП. Среди основных преобразований в стране следует особо отметить учреждение агентства, ответственного за реализацию государственной политики в сфере деятельности МСП, создание Совета по их поддержке, а также ведущуюся в настоящее время разработку новой стратегии развития МСП. Начиная с 2002 года
ГРНТИ 06.51.02 © Торосян Н.Н., 2016
Торосян Нарек Наириевич - аспирант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: Санкт-Петербург, пр. Косыгина, 19/2, к. 14/3 (Russia, St. Petersburg, Kosygina ave., 19/2, 14/3). Тел.: +7 911 15-16-771. Е-mail: [email protected].
в Армении разрабатываются ежегодные программы по государственной поддержке МСП. Через ежегодные программы «Поддержка малых и средних предприятий», правительство РА важное значение придается процессу интернационализации деятельности субъектов МСП, в частности, разработана «Программа поддержки субъектов МСП в интеграции их в действующие международные структуры и сети», которая является одним из стратегических направлений развития МСП[4]. Функции этой программы по интернационализации МСП в основном ограничиваются предлагаемыми инструментами в рамках деятельности Европейской сети поддержки предпринимательства (ЕСПП), которая призвана помочь малым предприятиям создать лучшие бизнес-возможности в странах-членах сети [5].
Таблица
Критерии субъектов МСП РА
Субъекты МСП Численность работников Выручка от реализации за предыдущий год Балансовая стоимость активов за предыдущий год
Микроорганизации До 10 человек Не превышает 100 млн драмов (245,7 тыс. долларов США) Не превышает 100 млн драмов (245,7 тыс. долларов США)
Малые организации До 50 человек Не превышает 500 млн драмов (1 228,5 тыс. долларов США) Не превышает 500 млн драмов (1 228,5 тыс. долларов США)
Средние организации До 250 человек Не превышает 1 500 млн драмов (3 685,5 тыс. долларов США) Не превышает 1 000 млн драмов (2 457 тыс. долларов США)
Примечание: кредитные организации, ломбарды, страховые компании, инвестиционные компании, казино и другие субъекты, которые занимаются организацией игр с выигрышами, дочерние и зависимые экономические организации не являются субъектами МСП в РА [3].
ЕСПП создана по инициативе ЕС и включает в себя более 600 партнерских организаций, которые поддерживают МСП. Деятельность ЕСПП в Армении направлена на интернационализацию армянского предпринимательства и расширение возможностей для его выхода на европейские рынки путем установления деловых контактов с надежными зарубежными партнерами, а также предоставления информации о законодательстве государств-членов, стандартах, возможностях сотрудничества, рынках, ценах зарубежных товаров и выставках-ярмарках. Целью ЕСПП является также развитие инновационного потенциала и технологическое совершенствование. ЕСПП также предлагает возможности передачи технологии, включения МСП в проведение исследований (НИОКР).
Европейская сеть поддержки предпринимательства в Армении официально начала свою работу в феврале 2008 года; принимающей организацией является фонд «Национальный центр развития малого и среднего предпринимательства» (НЦР МСП). В 2011 году в Армении разработали экспортную промышленную политику, реализация которой началась в 2012 году, тем самым содействуя развитию конкурентоспособности предприятий различных отраслей промышленности Армении, росту экспорта и укреплению армянских торговых марок на мировых рынках [6]. 14 февраля 2013 года правительство РА утвердило «Программу государственной поддержки по реализации стратегии промышленной политики, ориентированной на экспорт РА», в рамках которой предусматривается поддержка армянских предприятий, работающих на экспорт, и предоставление им государственной помощи [7]. В рамках реализации стратегии промышленной политики экспорта РА государственная поддержка в основном осуществляется в следующих областях:
• привлечение популярных международных организаций в промышленный сектор и организация мероприятий по их доступу и - с этой целью - создание в стране свободной экономической зоны;
• субсидирование займов МСП (причем субсидируется сумма, равная 3% процентной ставки кредита УКО «МСП инвестиции»);
• предоставление информации о состоянии рынков, продвижении армянских товаров на целевые рынки, организация рекламы армянской продукции;
• софинансирование на проведение международной сертификации;
• обеспечение участия в международных выставках;
• стимулирование визитов в Армению иностранных поставщиков, а также помощь в интеграции в международные сети сотрудничества МСП;
• организация и финансирование подготовки кадров для МСП.
Основным органом по реализации экспортной промышленной политики РА до 2014 года являлся Фонд промышленного развития (ФПР), в политике которого акцентировалось внимание на стимулирование деятельности МСП, но, к сожалению, как показала практика, отсутствовали эффективные механизмы ее реализации. По решению правительства РА 18 декабря 2014 года путем объединения Фонда промышленного развития (ФПР) и Фонда национальной конкурентоспособности Армении (ФНКА) был создан Фонд развития Армении (ФРА), а Агентство армянского развития (ААР) прекратило свою деятельность [8]. Как представляется, это слияние - важный шаг, который позволит повысить эффективность и целенаправленность государственной поддержки.
Сферой деятельности упомянутых двух организаций являлись средние и крупные компании, которые уже имеют опыт интернационализации или финансовые возможности для этого, т.е. отсутствовали механизмы и инструменты, направленные на интернационализацию именно малых и средних предприятий. В качестве нового инструмента для поддержки финансирования экспорта стало создание Агентства страхования экспорта (АСЭ) в 2013 году, основной функцией которого является обеспечение страхования экспортных кредитов [9]. Создание АСЭ соответствует экспортно-ориентированной промышленной стратегии правительства РА. Оно обеспечивает страхование экспортера или финансирующего банка от риска неплатежа со стороны покупателя.
Экспортер, обратившись в агентство, не только получает возможность защитить свои денежные потоки от возможных потерь, но также в рамках страхового договора воспользоваться возможностями финансирования в рамках государственных и иных программ на льготных условиях. Агентство страхования экспорта является лицензированной Центральным банком Армении страховой компанией с капиталом более чем 2 млрд драмов. Компания осуществляет рефинансирование взятых на себя рисков посредством авторитетной международной рефинансирующей компании Swiss Reinsurance Company Ltd [10].
Так как отдельные компании могут функционировать на разных уровнях интернационализации, то программы поддержки должны быть более гибкими и целенаправленными, принимая во внимание специфические потребности малых и средних предприятий. Как представляется, особенно большое внимание должно быть уделено микро- и малым предприятиям, так как они составляют большинство МСП и являются наиболее уязвимыми. Несмотря на расширение правительством сферы услуг, направленных на интернационализацию малых и средних предприятий, как показала практика, к ним прибегают немногие МСП, так как есть недоверие к эффективности данных услуг, или предприниматели просто не имеют информации об их существовании [10].
В ходе анализа мер, принимаемым государством для поддержки МСП для внешнеэкономической деятельности, в стране были выявлены следующие основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели: боязнь риска; недоверие к государству; недостаток информации; нехватка ресурсов; отсутствие финансовой поддержки. Также проблемой является узкая товарная структура экспорта, так как сектор МСП Армении в основном экспортируют не высокотехнологичные или инновационные продукты, а переработанную сельскохозяйственную продукцию (сухофрукты, сыр, сезонные фрукты) [11]. Помимо этого отметим низкий уровень дифференциации организационной структуры; недостаточную защиту интеллектуальной собственности; отсутствие торговых представительств. Для решения этих проблем автор предлагает осуществить изменения по следующим направлениям:
• обеспечение комплексного и системного характера всех программ, принимаемых органом, который является ответственным за поддержку экспортно-ориентированных МСП;
• использование косвенных методов для предоставления субсидий экспортно-ориентированным предприятиям;
• внедрение дополнительных финансовых инструментов (через принцип софинансирования), с помощью которых будет оказана помощь МСП для участия в выставках и ярмарках и других мероприятиях делового сотрудничества за рубежом;
• диверсификация товарной структуры экспорта;
• диверсификация способов предоставления информации об экспортных возможностях и программах. В частности, согласно «Стратегии Поддержки МСП», можно создать неформальную местную сеть, состоящую из местных структур поддержки, таких, как МСП НЦР Армении, ФРА, торгово-промышленная палата и бизнес-ассоциации. На базе местных сетевых объектов можно создать
информационную базу предприятий, которые уже экспортируют свою продукцию или имеют экспортный потенциал. Как представляется, все участники локальной сети смогут эффективно использовать имеющуюся рыночную информацию в сети, а также распространять информацию среди остальных участников.
• организация защиты интеллектуальной собственности;
• разработка комплекса мер для снижения административных барьеров и повышения доверия к государству;
• создание структур, центров или организаций, которые будут предоставлять поддержку по отдельным направлениям;
• создание торговых представительств, которые будут ответственными за предоставление информационных и консультационных услуг.
В числе решений проблем предлагается также создание структур по экспортно-импортным операциям смешанного типа (государственно-частные). Считается, что это приведет к стимулированию МСП в РА и к повышению привлекательности этого сектора для внутренних и внешних инвестиций [12]. Также для повышения эффективности и рационального использования ресурсов ежегодных программ государственной поддержки МСП предлагается привлечь предприятия, которые уже получили поддержку, в стратегическом планировании, мониторинге деятельности после поддержки и в других подобных процессах [13].
Для предоставления комплексной информации в рамках «Стратегии поддержки МСП 2015— 2017 гг.» предлагается создать единый информационный портал, где будет приведена полная информация о возможностях выхода МСП на целевые зарубежные рынки, в том числе [14]: источники средств для продвижения экспорта; требования по сертификации и стандартизации, с точки зрения целевых рыков; система налогообложения и бухгалтерского учета; таможенные (импорт и экспорт) процедуры; перспективы открытия своих филиалов, процедура открытия представительств; возможности поиска партнеров; международные выставки, ярмарки; исследования рынка; информация о проектах интернационализации и реализующих их организациях.
Согласно данной стратегии, каждая структура отдельно будет отвечать за сбор информации и размещение контента, его обновление. Портал также должен иметь интерактивные инструменты, форумы, онлайн-возможности обучения и т.д. Аналогичные попытки в Армении были сделаны в виде отдельных программ от различных структур, но они не увенчались успехом. Как представляется, при успешной и непрерывной работе данного портала будет решена одна из важнейших проблем, связанная с получением достоверной информации о возможностях выхода на целевые зарубежные рынки.
Одним из важных инструментов поддержки внешнеэкономической деятельности МСП является электронная коммерция (E-commerce). В стране этот новый сектор экономики находится еще в зачаточном состоянии, в то время как компании в развитых странах через использование интернета получают огромные прибыли. Поэтому в Армении необходимо проводить работу среди малых и средних предприятий по ознакомлению с особенностями и преимуществами электронной коммерции для обмена информацией и передачи знаний. Стоит отметить также высокий уровень государственной поддержки, оказываемой сектору информационных технологий (ИТ) [15]. Причиной этого является признание в 2008 году правительством сектора ИТ приоритетным сектором экономики РА, что было предсказуемо, учитывая его огромный потенциал в Армении и высокий темп развития в мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон Республики Армения «О изменениях и дополнениях в Законе «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mineconomy.am/ uploades/pmdz_orenq-172.pdf (дата обращения 05.10.2015).
2. Министерство экономического развития Российской Федерации. Портал внешнеэкономической деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/rus_export/partners_search/ torg_exp/?action=showproduct&id=4561 (дата обращения 05.10.2015).
3. Пособие по малому и среднему предпринимательству. Ереван: Дар, 2006. 68 с.
4. Решение правительства Республики Армения «Подтверждение программы и графика реализации программы 2015 года «Поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства». [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.smednc.am/files/pdfs/attachments/original/d9e1be40d8.pdf (дата обращения 05.10.2015).
5. Enterprise Europe Network. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://een.ec.europa.eu (дата обращения 05.10.2015).
6. Стратегия: Промышленная политика, направленная на экспорт Республики Армения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mineconomy.am/uploades/glxavor_1_Razmavarutyun_ardyunaberutyun.pdf (дата обращения 05.10.2015).
7. Решение правительства Республики Армения «О подтверждении программы и списка событий 2013 года Государственной поддержки промышленной политики направленный на экспорт Республики Армения». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mineconomy.am/uploades/glx_2MAR-166-3.pdf (дата обращения 05.10.2015).
8. Решение правительства Республики Армения «Путем объединения Фонда промышленного развития и Фонда национальной конкурентоспособности Армении реорганизация и создание Фонда развития Армении, ликвидации ЗАО Агентство армянского развития». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.e-gov.am/gov-decrees/item/25251 (дата обращения 05.10.2015).
9. Агентство страхования экспорта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eia.am (дата обращения 05.10.2015).
10. Бабаджанян А. Существующие механизмы интернационализации МСП и способы их улучшения в РА // Финансы и Экономика. 2015. № 7-8.
11. Багдасарян Ш. Сравнительный анализ развития малого и среднего бизнеса // Финансы и Экономика. 2015. № 5-6.
12. Мкртчян Н. Малый и средний бизнес: мировой опыт и перспективы развития в РА // Финансы и Экономика. 2015. № 7-8.
13. Оганджанян С. Проблемы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в Армении. Ереван, 2010. 180 с.
14. Стратегия поддержки МСП 2015-2017 гг. Ереван, 2014. 81 с.
15. Меликсетян Л. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства как важная предпосылка для экономического развития страны // Финансы и Экономика. 2014. № 9-10.