ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ ВЫХОДЕ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК В АРМЕНИИ
Аннотация. Малые и средние предприятия (МСП) при выходе на зарубежные рынки сталкиваются с целым рядом препятствий и, в отличие от крупных предприятий, не в силах решать проблемы собственными средствами. При таких обстоятельствах, главную роль в поддержке МСП играет государство. Меры, принимаемые государством по поддержке внешнеэкономической деятельности МСП Армении, неэффективны и не дают конкретных результатов, а инфраструктура этой поддержки пока что находится на стадии становления.
Ключевые слова. Малые и средние предприятия, государственная поддержка, внешнеэкономическая деятельность, проблемы МСП, выход на внешний рынок, зарубежный опыт.
Torosyan N.N.
THE POSSIBILITY OF USING FOREIGN EXPERIENCE OF SME'S STATE SUPPORT WHEN ENTERING THE FOREIGN MARKET IN ARMENIA
Abstract. Small and medium-sized enterprises (SMEs) in entering the overseas market face a number of obstacles and, unlike large enterprises, unable to solve the problems of their own means. In such circumstances, the state plays a major role in supporting SMEs. Measures taken by the State to support the foreign trade activities of SMEs in Armenia, are inefficient and do not give concrete results, and the infrastructure that support yet in its infancy.
Keywords. Small and medium-sized enterprises, state support, foreign economic activity, problems of SMEs, access to foreign markets, foreign experience.
Субъекты МСП Армении в настоящее время ориентированы в основном только на внутренний рынок, так как не могут удовлетворять требования внешнего рынка. Малые и средние предприятия в Армении в основном используют экспорт товаров при выходе на зарубежные рынки. Мировая практика показывает, что это самый простой способ проникновения для МСП, несмотря на такие недостатки как низкий уровень подготовки к условиям рынка страны проникновения, нехватка информации и финансовых ресурсов, а также низкий уровень защищенности. При таких обстоятельствах, главную роль в поддержке МСП получает государство.
Анализ возможностей внедрения опыта развитых стран и стран БРИКС по господдержке МСП при выходе на внешние рынки в Армении является актуальным, так как меры в этом направлении, принимаемые государством, пока что неэффективны и не дают конкретных результатов из-за недостаточной развитости общей инфраструктуры поддержки бизнеса. В Армении существуют много факторов, которые ограничивают доступ МСП к тем программам, которые предоставляет государство, а также влияют на принятие решения о выходе на внешний рынок. Среди них можно отметить типовые проблемы, с которыми сталкивается и Россия тоже. Рассмотрим их ниже:
ГРНТИ 06.51.02 © Торосян Н.Н., 2016
Нарек Наириевич Торосян - аспирант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 190000, Санкт-Петербург, пр. Косыгина, 19/2 (Russia, St. Petersburg, Kosygina av., 19/2). Тел.: +7 911 15-16-771. Е-mail: [email protected].
1. Индекс восприятия коррупции в Армении составляет 35, в то время как в России этот индекс -29, а в Украине - 27 [1]. Коррумпированность препятствует зарождению новых предприятий. Очень часто предприятия не подают заявки для использования преимуществ государственных программ поддержки, так как считают, что скорее всего их заявка будет отклонена в пользу крупных компаний. Высокая степень коррупции привела к тому, что, как и в России, в Армении тоже есть определенное недоверие к государству, из-за чего конечно же все программы поддержки теряют эффективность.
2. Существует нехватка информации для МСП о возможностях, которые государство предоставляет им для выхода на внешний рынок. Некоторые предприятия даже не знают, что существуют такие программы, так как они плохо освещаются в СМИ.
3. В Армении у малых и средних предприятий низкая доля в государственных закупках. Проблема тут не только в том, что незначительная доля государственных закупок приходится на МСП, а также и в том, что данный процесс высоко коррумпирован, ведь государство выделяет на это огромные средства из госбюджета.
4. Как показывает практика, у МСП Армении недостаточно финансовых ресурсов и недостаточно знаний для того, чтобы выйти на зарубежный рынок. Центр Национального Развития (ЦНР) МСП Армении предоставляет заемные средства для развития МСП, не учитывая их экспортную деятельности. Малым и средним предприятиям, которые хотят интернационализировать свою деятельность, предоставляются только информационные и административные услуги. Армения, как член ВТО, конечно же тоже обязана не предоставлять прямые финансовые субсидии отечественным предприятиям, которые хотят проникнуть на зарубежные рынки, но практика показывает, что почти все страны обеспечивают свои предприятия субсидиями косвенными методами. Как представляется, в Армении тоже нужно поддерживать свои предприятия таким образом.
5. В Армении все обязанности по поддержке МСП осуществляет один-единственный орган, уже упомянутый выше ЦНР, что не совсем эффективно, так как в данной поддержке должны участвовать и другие государственные и общественные органы страны.
6. Недостаточно в стране организована защита интеллектуальной собственности.
7. Среди основных недостатков господдержки МСП в Армении следует особо отметить ее структурный характер. Почти во всех странах, которые мы рассмотрели, существуют специальные торговые департаменты, прикрепленные к посольствам своих стран. Эти торговые департаменты подчиняются специальному государственному органу власти и ответственны за помощь отечественным предприятиям в предоставлении информации, а также разных видов других услуг в стране пребывания. Данная инфраструктура важна тем, что торговые представительства владеют информацией об особенностях ведения бизнеса в странах своего пребывания и отсюда могут оказывать помощь отечественным предпринимателям. К сожалению, следует отметить тот факт, что пока на посольства Армении не возложены даже такие обязанности, как предоставление информации о зарубежных компаниях, поиск потенциальных партнеров или оказание помощи в проведении двусторонних бизнес-встреч. Внедрение такой инфраструктуры поддержки является необходимым, для этого существуют все необходимые условия.
В целом можно отметить, что государственная поддержки МСП для выхода на внешние рынки в стране осуществляется на весьма низком уровне. Правда, несмотря на все отмеченные автором проблемы, нужно также отметить и положительные сдвиги. Например, стоит отметить создание в 2013 году Агентства страхования экспорта (АСЭ). Основной функцией данного агентства является страхование экспортера или финансирующего его банка от риска неплатежа со стороны покупателя [2], а также оно страхует и от политических рисков.
На основе анализа опыта развитых стран и стран БРИКС, структуры, целей, методов реализации государственных программ по поддержке МСП на различных уровнях, можно сделать вывод, что в Армении зарубежный опыт поддержки внешнеэкономической деятельности МСП можно использовать по следующим направлениям:
1. Программы Фонда Развития Армении должны быть направлены на решение общих проблем МСП, возникающих в процессе их интернационализации вне зависимости от уровня их разработки и реализации. В частности, могут возникнуть проблемы с нехваткой финансовых ресурсов, страхованием экспорта и экспортных кредитов, развитием инфраструктуры поддержки, а также с имущественной поддержкой, консультированием, юридической помощью и обучением [3].
2. Нужно использовать косвенные методы для предоставления субсидий экспортно-ориентированным малым и средним предприятиям, в частности можно создать такую государственную организацию, как OSEO во Франции и, таким образом, обеспечить отечественные предприятия финансовыми ресурсами.
3. Способы предоставления информации об экспортных возможностях и программах нужно диверсифицировать.
4. Необходима реорганизация защиты интеллектуальной собственности.
5. Принятие закона о предоставлении определенной доли государственных контрактов субъектам МСП. По опыту США создать отдел, который будет заниматься только этим вопросом, что даст возможность повысить надзор и снизить административные барьеры. С помощью этого закона, малые и средние предприятия получат приток финансовых средств, что укрепит их и станет стимулом для продвижения товаров на зарубежных рынках.
6. Нужно разработать комплекс мер для повышения доверия к государству и снижения административных барьеров.
7. Организация страхования экспортера от риска колебания валютных курсов за счет государственных гарантий, используя опыт Бразилии. Например, многие армянские предприятия, которые экспортируют свою продукцию в Россию, претерпели серьезные финансовые потери от колебания курса рубля.
8. Нужно создать структуры, центры или организации, которые по отдельным направлениям предоставят поддержку малым и средним предприятиям.
9. Государственное противодействие торговому протекционизму. Например, в китайских деловых кругах принято различать защиту своей внешней торговли и протекционизм. По их мнению, в условиях экономического кризиса страна имеет право на защиту своих экспортеров на мировом рынке, но строго в соответствии с правилами ВТО. В противном случае, это считается протекционизмом [4].
10. Финансирование деловых поездок предпринимателей, а также их содержание за рубежом на срок до одного года, используя опыт Бразилии. Также предлагается финансирование открытия торговых представительств, участия в выставках и других мероприятиях.
11. Нужно освободить МСП от уплаты налогов на экспорт и на прибыль от экспортной деятельности (бразильский опыт).
12. Предоставление государством экспортёрам гарантий в обеспечении выполнения своих обязательств по оплате в установленный экспортным контрактом срок.
13. Предоставление государственных гарантий по обеспечению непрерывной транспортной связи со странами-партнерами. Например, в июне 2016 года из-за обвалов был закрыт КПП «Верхний Ларс», который находится на границе России и Грузии и является единственным сухопутным переходом, по которому можно экспортировать товары из Армении в Россию. Из-за этого многие экспортеры, в частности - экспортеры скоропортящихся товаров (например, абрикосов), претерпели серьезные потери.
14. Создание единого информационного портала для малых и средних предприятий. В портале малые и средние предприятия найдут полную информация о возможностях выхода на внешние рынки, в частности предлагается иметь на портале следующие разделы: перспективы и процедура открытия своих филиалов и представительств; источники финансовых средств; поиск партнеров; система налогообложения и бухучета; таможенные процедуры; сертификация и стандартизация; выставки и ярмарки в зарубежных странах; исследования рынка страны проникновения; информация о кредитоспособности и надежности зарубежных покупателей; информация об организациях, которые реализуют проекты интернационализации и т.д. Каждая структура будет отдельно отвечать за сбор, размещение и обновление информации. Как представляется, в портале также должны быть интерактивные инструменты, возможности для онлайн-обучения, форумы, и т.д. За сбор информации должны отвечать торговые представительства, все государственные структуры (Центр Национального Развития МСП Армении, Фонд Развития Армении, торгово-промышленная палата) поддержки МСП по выходу на внешний рынок, бизнес-ассоциации, а также - на добровольной основе - предприниматели, которые уже смогли занять свое место на внешнем рынке. Нужно отметить, что согласно «Стратегии Поддержки МСП» тоже предлагается создавать такую неформальную местную сеть [5].
15. Предлагается создать зарубежные торговые представительства, которые будут предоставлять информационные и консультационные услуги тем малым и средним предприятиям, которые хотят
выйти на зарубежные рынки. В связи с отсутствием возможности получения таких услуг от торговых представительств Армении, автор предлагает на первых стадиях в рамках межгосударственного соглашения с Россией осуществить предоставление этих услуг армянским предприятиям российскими торговыми представительствами на платной основе, соответствующие расходы должно покрывать государство. Сложившиеся дружеские отношения, отсутствие языковых барьеров, а также развитость сети российских торговых представительств являются основными причинами выбора в пользу России. С учетом этих факторов можно сказать, что Россия является идеальным партнером для осуществления данной программы. Как представляется, Россия тоже извлечет для себя пользу от этого (получая доход от оказания услуг, а также формируя более тесные экономические связи с армянскими МСП).
Возможности внедрения зарубежного опыта по вышеперечисленным направлениям очень высоки, так как в Армении есть все предпосылки для этого. Но понятно, что нужны дополнительные финансовые ресурсы, структурные изменения, а также изменения в законодательной базе для их осуществления. Только при поддержке МСП на внешнем рынке можно повысить экономическую активность в стране [7]. Правда, правительство Армении пока не принимает активное участие в стимулировании внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий. Но, по нашему мнению, это необходимо делать, в том числе с учетом изложенных в статье авторских рекомендаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Corruption Perceptions Index 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iaca.int/images/ news/2016/Corruption_Perceptions_Index_2015_report.pdf (дата обращения 09.08.2016).
2. Агентство страхования экспорта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eia.am (дата обращения 05.10.2015).
3. Торосян Н.Н. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий в республике Армения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 3 (99).
4. Мардашев А.А. Эффективность, способы и методы китайской экономической дипломатии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mirec.ru/2009-03-04/effektivnost-sposoby-i-metody-kitajskoj-ekonomicheskoj-diplomatii (дата обращения 09.08.2016).
5. Государственная программа «Стратегия поддержки МСП 2015-2017 гг.». Ереван, 2014. 81 с.
6. Сырцов Д. Современная система государственной поддержки экспорта: использование международного опыта в российских условиях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imepi-eurasia.ru/baner/ Syrtsov_dissertation.pdf (дата обращения 09.08.2016).
7. Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Системный подход в оценке путей преодоления финансово-экономического кризиса // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2010. № 3. С. 213224.