Научная статья на тему 'Финансовое стимулирование развития российских малых предприятий, производящих продукцию на экспорт'

Финансовое стимулирование развития российских малых предприятий, производящих продукцию на экспорт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
611
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИЯТИЯ-ЭКСПОРТЕРЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИЯТИЙ-ЭКСПОРТЕРОВ / ЭКСПОРТНЫЕ ГОСГАРАНТИИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SMALL BUSINESS / EXPORTING COMPANIES / STATE SUPPORT OF EXPORTING COMPANIES / STATE EXPORT GUARANTEES / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галеева Д.К., Акимова Т.В.

В статье проведен анализ современного состояния и потребностей российских малых предприятий-экспортеров. Предложен комплекс мер по совершенствованию государственной поддержки сектора малого предпринимательства в сфере экспорта: предоставление экспортных госгарантий и кредитов; предоставление специфических консультационных услуг; помощь малым предприятиям в поиске рынков сбыта за рубежом и организация маркетинговых исследований; предоставление льготных условий для выступления российских организаций на международных выставках и ярмарках. Реализация указанных мер поддержки малого бизнеса в сфере экспорта приведет к качественному и количественному росту данного сектора российской экономики как на отечественных, так и на международных рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL INCENTIVES FOR THE DEVELOPMENT OF EXPORT-ORIENTED SMALL BUSINESSES IN RUSSIA

The paper analyzes the current state and the needs of small export-oriented enterprises in Russia. The authors suggest a set of measures to improve state support of export-oriented small businesses: provision of state guarantees and export credits; provision of advisory services; helping small businesses to fi nd markets abroad and organization of marketing research; creating favorable conditions for presenting Russian companies at international exhibitions and fairs. The imple-mentation of these measures of supporting small businesses will lead to a qualitative and quantitative growth of this sector of the Russian economy at both domestic and international markets

Текст научной работы на тему «Финансовое стимулирование развития российских малых предприятий, производящих продукцию на экспорт»

косвенно) удовлетворяются не только отраслями здравоохранения, образования, культуры, а также существующими на нынешней день почти любыми коммерческими и некоммерческими образованиями, организациями любой формы собственности, ведущих свою деятельность почти во всех отраслях экономики и производства.

Примером может служить большой перечень организаций, от мелкой розничной торговли до крупных строительных трестов. Человеку для существования необходим постоянный доступ к общению, труду и возможности получения поощрения за этот труд. Кроме того, человек нуждается в возможности свободного приобретения необходимых ему товаров и услуг, а в зависимости от материального достатка и предметов роскоши. Соответственно, гражданин современного государства нуждается в развитой инфраструктуре той местности, где он проживает. Именно поэтому можно говорить о том, что мелкие розничные магазины, крупные оптовые сети, организации разных отраслей производства и потребления с большим количеством рабочих мест (следовательно, вакансий) прямо или косвенно влияют на удовлетворение всей совокупности жизненных интересов граждан современного социально ориентированного государства. Таким образом, можно сделать вывод, что не только организации образования, здравоохранения и культуры оказывают социальные услуги, но также их оказывают, пусть и косвенно, и все остальные организации, о которых упоминалось выше. В качестве примера можно привести продуктовый розничный магазин, который, на первый взгляд, отношения к социальной

сфере не имеет. Но когда этот розничный магазин появляется во вновь созданном, при расширении, районе города или поселке городского типа, то он может косвенно удовлетворить сразу несколько социальных потребностей жителей этого района. Во-первых, это свободная возможность для большого количества людей в приобретении продуктов питания или домашней химии, что, в свою очередь, является одной из главных потребностей человека - приобретение товаров и услуг. Во- вторых, это организация, пусть и в малом объеме, рабочих мест, что также является потребностью человека в труде и поощрении за проделанную работу. Появление крупных и особо крупных организаций влечет за собой удовлетворение еще большего числа социальных потребностей человека и гражданина.

Все вышесказанное подтверждает косвенное оказание организациями, не ведущими свою деятельность в социальной сфере, услуг населению по удовлетворению всей совокупности жизненных интересов людей, включая потребности духовной жизни гражданина современного социально ориентированного государства. Именно поэтому так необходимо закрепление перечня организаций социальной сферы и перечня социальных услуг на законодательном уровне.

1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003.

2. Иванченко В.В. и др. Общая экономика: учеб. пособие. Барнаул,2001.

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999.

dinaa_galeeva@mail.ru

akimdocent@mail.ru

УДК 658.14/.17

Динара Камильевна Галеева,

аспирантка кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

Татьяна Валентиновна Акимова,

доцент кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

ФИНАНСОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКИХ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ПРОДУКЦИЮ НА ЭКСПОРТ

В статье проведен анализ современного состояния и потребностей российских малых предприятий-экспортеров. Предложен комплекс мер по совершенствованию государственной поддержки сектора малого предпринимательства в сфере экспорта: предоставление экспортных госгарантий и кредитов; предоставление специфических консультационных услуг; помощь малым предприятиям в поиске рынков сбыта за рубежом и организация маркетинговых исследований; предоставление льготных условий для выступления российских организаций на международных выставках и ярмарках. Реализация указанных мер поддержки малого бизнеса в сфере экспорта приведет к качественному и количественному росту данного сектора российской экономики как на отечественных, так и на международных рынках.

Ключевые слова: малое предпринимательство, предприятия-экспортеры, государственная поддержка предприятий-экспортеров, экспортные госгарантии, внешнеэкономическая деятельность.

D.K. Galeeva, T.V. Akimova

FINANCIAL INCENTIVES FOR THE DEVELOPMENT OF EXPORT-ORIENTED SMALL BUSINESSES IN RUSSIA

The paper analyzes the current state and the needs of small export-oriented enterprises in Russia. The authors suggest a set of measures to improve state support of export-oriented small businesses: provision of state guarantees and export credits; provision of advisory services; helping small businesses to find markets abroad and organization of marketing research; creating favorable conditions for presenting Russian companies at international exhibitions and fairs. The implementation of these measures of supporting small businesses will lead to a qualitative and quantitative growth of this sector of the Russian economy at both domestic and international markets.

Keywords: small business, exporting companies, state support of exporting companies, state export guarantees, foreign economic activity.

Развитие малого предпринимательства в нашей стране имеет огромное хозяйственное значение: малый бизнес наиболее полно удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах, обеспечивает конкурентную среду и поддерживает антимонопольную политику, решает проблемы безработицы, с развитием малого предпринимательства появляется средний класс. Все эти преимущества малого бизнеса служат стимуляторами для развития отечественной экономики.

Важнейшими факторами, влияющими на развитие малого бизнеса, являются политическая обстановка и состояние экономики в государстве, правовое обеспечение и уровень жизни населения.

Говоря о современных бизнес-реалиях, нельзя не отметить, что с начала 2014 г. малый бизнес оказался загнанным в еще более жесткие рамки в связи с политической обстановкой в Европе и неожиданными санкциями. Поэтому в современных условиях, как никогда раньше, предприниматели заинтересованы в стабильном и логичном законодательстве, разумной и своевременной поддержке со стороны региональной и федеральной власти и в максимальной свободе действий, а не чрезмерном контроле.

Существуют общепринятые методы финансового стимулирования развития малого бизнеса, которые по целевым характеристикам можно разделить на следующие группы:

- методы финансовой поддержки (государственные программы по льготному кредитованию малых предприятий, субсидии, дотации, налоговые льготы и т.д.);

- методы материально-технического характера (технопарки, аренда технологий и дорогостоящего оборудования и т.д.);

- методы консультативной поддержки (оказание консультативных и правовых услуг по вопросам создания и управления предприятием, налогообложением на предприятии т.д.);

- методы создания благоприятной рыночной инфраструктуры (ярмарки, рынки оборудования и технологий для малых предприятий, рынки сбыта и т.д.).

Но хотелось бы обратить особое внимание на методы финансового стимулирования такого класса малых предприятий, как экспортные. К подобным предприятиям у государства должен быть особый интерес и иные, учитывающие все их особенности методы поддержки. Ведь даже крупным российским экспортерам не всегда

удается соблюсти все правила международной торговли, соответственно, малому бизнесу в данных вопросах еще сложнее.

Малому бизнесу намного легче, чем крупному, приспособиться к постоянно меняющейся рыночной и политической среде, данный сектор намного гибче и мобильнее, и финансовый результат здесь можно получить намного быстрее. Но финансового результата (прибыли) после покрытия всех расходов и уплаты обязательных платежей не всегда хватает предприятию для дальнейшего развития и производства. А у предприятий-экспортеров к классическим задачам и проблемам всех малых предприятий добавляются еще и специфические: проблемы возмещения НДС, таможенные вопросы, лицензирование деятельности, доступ и продвижение на иностранных рынках и т.д.

Всем известно, что в сфере крупного экспорта наша страна стабильно базируется на трех основных элементах - нефть, нефтепродукты и природный газ [3]. Но доминирование топливно-сырьевых товаров в российском экспорте порождает ряд негативных последствий как для экономики страны, так и для ее позиций в мире. В частности, это способствует «утяжелению» структуры промышленного производства и понижению его технологического уровня и увеличивает экологическую нагрузку на экономику. Малый же экспорт представляет более гибкую и разнообразную структуру.

Рассматривая отраслевое назначение малых предприятий-экспортеров в России, очень сложно определить, на долю каких приходится больше производимой продукции. В целом можно отметить очень разнообразный спектр экспортируемых товаров, но особое место занимают инновационные малые предприятия, и их развитие очень важно для отечественной экономики.

Проанализировав исследование Аналитического центра МСП Банка (группа Внешэкономбанка), целью которого было изучение состояния и потребностей дальнейшего развития малых и средних предприятий-экспортеров, мы выявили следующую картину [5]:

- субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) обеспечивают только 0,4% от всего экспорта из РФ;

- в целом доля предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в России, составляет порядка 0,7% от всех компаний МСП, а их доля в выручке сегмента МСП -около 0,8%;

- основными группами стран, импортирующих продукцию предприятий, являются страны СНГ (около 40%), страны Европы (около 30%) и страны Азии (около 22%). На долю Украины приходится 25% от общего объема выручки, Узбекистана - 11% и США - 6%. Наибольшим спросом за рубежом пользуются целлюлозно-бумажные изделия (27%), оборудование, транспортные средства и запчасти (26%), продукция химической промышленности (12%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (9%), электротехнические изделия и электрооборудование (8%);

- доля предприятий малого и среднего бизнеса, у которых доходы от экспорта в структуре выручки превышают 50%, составляет всего 14% от общего числа опрошенных. В наибольшей степени зависимы от экспорта предприятия сферы торговли: для каждой пятой торговой компании доля экспорта в структуре выручки превышает 50%;

- более половины участников опроса (55%) регулярно используют авансовую форму при расчетах по экспортным контрактам. Доля опрошенных компаний, не использующих данную форму, составляет 28%;

- отношение к авансовой форме платежей практически не зависит от сферы деятельности предприятия, только участники, работающие в сфере торговли, несколько чаще используют авансовую форму расчетов;

- лишь пятая часть (22%) опрошенных представителей малых и средних предприятий - участников ВЭД планирует привлекать кредитные средства для финансирования экспортной деятельности. Доля потенциальных заемщиков несколько выше среди торговых предприятий (27%);

- большинство (79%) тех, кто планирует использование кредитных средств, готовы воспользоваться услугами финансирования экспортного контракта. Лишь пятая часть готовых к использованию кредитов субъектов МСП планирует привлечение средств из других источников;

- мнения участников опроса по форме привлечения финансирования разделились: 50% опрошенных предпочитают кредит, 45% - кредитную линию.

Итак, как показало исследование, в кредитах нуждаются только 22% опрошенных субъектов МСП. Большая часть заинтересована в финансировании экспортного контракта. Средний срок финансирования - 1,8 лет, причем 32% готовы рассчитаться в течение одного года. Желаемая ставка - не более 12,5%. 59% предприятий интересуют кредиты до 10 млн руб. Также предприятия готовы привлекать кредиты и на финансирование основной деятельности. Но в этом случае их интересуют большие сроки (от двух лет - 59%) и меньшие ставки (до 12% годовых - почти 2/3 опрошенных).

Исходя из данных проведенного исследования МСП Банка, можно прийти к выводу, что малым предприятиям-экспортерам прежде всего необходимы краткосрочные ресурсы.

Возвращаясь к данным исследования, стоит обратить внимание, что хотя 22% опрошенных малых предприя-тий-эскпортеров все-таки заинтересованы в кредитовании, но их в равной степени интересует как финансирование экспортных контрактов, так и финансирование развития предприятия. То есть для нынешних экспортеров очень важен не столько процесс реализации про-

дукции за рубеж, сколько наращивание оборотов и развитие собственных предприятий.

Поэтому, учитывая особенности развития российского рынка, стоит уделять больше внимания кредитованию, целью которого является в первую очередь само развитие малых предприятий, особенно самого важного сектора для современной экономики - инновационного. Такие кредиты должны характеризоваться более длительными сроками и более низкими ставками в силу большего периода окупаемости вложений.

Малые предприятия постоянно стремятся увеличить свои масштабы и обороты. В этой связи для таких предприятий будет актуальна государственная поддержка, которая позволит увеличить выпуск продукции (пополнение оборотных средств).

Объективно российские экспортеры в большей степени, чем экспортеры многих других стран, нуждаются в государственной поддержке вследствие относительно низкой конкурентоспособности большинства видов отечественной продукции на мировых рынках.

Итак, выделим основные возможные методы поддержки малых предприятий-экспортеров:

- предоставление экспортных госгарантий (государственное гарантирование рисков при проведении экспортных операций);

- возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам;

- экспортное кредитование.

Однако становится очевидным, что для отечественного малого экспорта абсолютно недостаточны, а зачастую и недоступны, подобные стандартные способы поддержки. Экспортное кредитование, например, в общем смысле нацелено на крупных экспортеров с долгосрочными контрактами. Что касается госгарантий, то здесь также возникают проблемы. Гарантирование государством экспортных операций в России опирается на детально разработанную нормативную базу. Как известно, в России ответственной за гарантийную поддержку экспорта финансовой структурой является Росэксимбанк. И если провести сравнение с некоторыми (даже не высокоразвитыми) зарубежными странами, то четко виден огромный разрыв в объемах гарантийной государственной поддержки экспорта. Например, ежегодно по объему предоставленных гарантий и страховок Россия уступает Китаю примерно в 200-300 раз, Бразилии - в 100-150 раз, Индии - в 50 раз. В большинстве стран размеры гарантийно-страховой поддержки экспорта со стороны государства могут достигать значительных объемов - 0,5-10% от объема экспорта. В России же данный показатель составляет в среднем 0,03% [7].

Такие малые объемы гарантий, к сожалению, результат того, что процедура их получения очень усложнена в нашей стране как для банков-гарантов, так и для самих предприятий. Как следствие, несмотря на то что допуск к этому инструменту абсолютно свободен для любого банка, не все банки готовы с ним работать. Большой объем работ с каждой гарантией приводит к тому, что Росэксимбанк предпочитает оформлять гарантии только на крупные проекты. Такой подход сразу отсекает от этого инструмента малые и средние предприятия-экспортеры. Фактически данный вид финансовой поддержки ориентирован в настоящее время на крайне узкую

группу экспортеров. Согласно отчетам Росэксимбанка ежегодно подобную поддержку получают 60-70 российских экспортеров из практически 500 тыс. отечественных предприятий, которые осуществляют экспорт товаров и услуг. Еще одной проблемой редкого обращения к данному финансовому инструменту поддержки является тот факт, что подобные гарантии распространяются на очень небольшой круг стран, в которые возможен экспорт.

Соответственно, финансовым структурам необходимо максимально усилить востребованность данных госгарантий путем упрощения процедур и увеличения числа стран, кредитование экспорта в которые гарантируется, и расширения набора страхуемых рисков.

Еще важнее сместить акценты действующей системы гарантирования кредитов с поддержки небольшого числа крупных предприятий к более широкой поддержке, для чего, возможно, потребуется большая информационная открытость банков, увеличение их капитала и расширение штата.

Улучшения, очевидно, требует и механизм субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам. Главное здесь - добиться, чтобы в этой программе участвовали все регионы России, а поддержку получали действительно подготовленные к экспортной деятельности фирмы. В решении этой проблемы, например, могло бы помочь внедрение механизма экспортного аудита.

Итак, для создания эффективного инструмента кредитной поддержки малых предприятий-экспортеров необходимо сформировать в России рынок банковского финансирования экспортных проектов, поддерживать и продвигать российский экспорт оборудования и технологий, создать современную систему финансовой поддержки экспорта, обеспеченного страховым покрытием.

Рассматривая продукты кредитования, можно отметить, что одним из наиболее востребованных элементов является страхование кредита поставщика, где предметом договора является страхование как коммерческого, так и политического рисков неисполнения иностранным покупателем своих обязательств по оплате поставленного товара, а объектом страхования выступает отдельный экспортный контракт. Страхователем выступает сам экспортер.

Не менее востребованным продуктом является страхование кредита покупателю, в рамках которого осуществляется страхование коммерческих и политических рисков неисполнения иностранным покупателем своих обязательств по оплате кредита, предоставленного банком иностранному покупателю для оплаты российского экспорта. Здесь объектом страхования является кредитный договор, а страхователем является банк экспортера или иностранный банк, финансирующий иностранного покупателя.

Проблему выбора эффективной стратегии поддержки малого предпринимательства в его внешнеэкономической деятельности следует также решать на уровне администраций субъектов, приняв во внимание сложившиеся в этих регионах специфические условия функционирования бизнеса.

Кроме того, Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции России официально заявил, что для эффективного расходования средств постоянно будут проводиться проверки Счетной

палаты и Минфина. Региональные органы обязаны отчитываться по показателям эффективности. Регионы, в которых не будет представлено ни одной компании малого и среднего бизнеса, экспортирующей товары за рубеж, будут наказаны в форме дисциплинарных или финансовых взысканий [2].

С учетом опыта зарубежных стран с хорошо развитой системой государственного стимулирования развития малых предприятий-экспортеров выделим дополнительные пути поддержки, которые в первую очередь необходимо развивать в России:

- предоставление специфических консультационных услуг. Экспортная грамотность в нашей стране не слишком высокоразвита, да и условия торговли у зарубежных стран очень сложны и разнообразны. Зачастую предприятие не хочет выходить на международный уровень только потому, что не понимает правил игры и боится. Создание российских центров поддержки и доступ предпринимателей к международным экспортным консультационным центрам существенно облегчит данную проблему и увеличит долю компаний экспортеров из России;

- помощь малым предприятия в поиске рынков сбыта за рубежом и организация маркетинговых исследований. Этот вопрос зачастую очень сложен для предпринимателей хотя бы из-за межнациональных политических барьеров. Ведь не вся информация об интересующих рынках сбыта может быть найдена самим предпринимателем, так как он элементарно имеет доступ только к ограниченной информации, находящейся в Интернете. Специализированные государственные структуры должны помочь предприятиям в этом вопросе, а также в вопросах корректного составления и заключения международных контрактов;

- государство, особенно с момента вступления России в ВТО, должно еще активнее предоставлять льготные условия для выступления российских организаций на международных выставках и ярмарках. Страна должна уметь презентовать отечественного производителя в выгодном свете перед всем торговым сообществом.

И самое главное, придерживаясь всех методов государственного финансового стимулирования развития малых предприятий-экспортеров, нужно соблюдать правила и пропорции, принятые экспортными положениями ВТО, так как мы теперь действуем на одних торговых площадках.

В настоящий момент существует достаточно много коммерческих и государственных структур, поддерживающих и продвигающих интересы экспортеров в нашей стране. Но вопрос об их эффективности неоднозначен. Государству необходимо создать четкую централизованную инфраструктуру, отвечающую всем вышеизложенным требованиям и нуждам предприятий-экспортеров. Необходимо совершить переход от показательных, рамочных заявлений и постановлений к конкретным мерам поддержки.

Для современной российской экономики необходим оптимальный подбор наиболее приемлемой системы финансового стимулирования развития малых предприятий, экспортирующих свою продукцию за рубеж, для того чтобы подобные бизнес-единицы не отказались от международной торговли или вовсе не ушли с рынка. В соответствии с тенденциями иностранного финансового мира малый бизнес начинает выступать на одном уровне

с крупным и олицетворять экономику страны в целом. Российский малый бизнес, пусть пока и недостаточно масштабный, но также старается внести свой вклад в экономику нашей страны. Государство должно как можно скорее и качественнее предоставить предприятиям-экспортерам всю необходимую поддержку для дальнейшего успешного развития нашей экономики и увеличения конкурентоспособности отечественного производителя на международных торговых площадках.

1. Агентство стратегических инициатив. Национальная предпринимательская инициатива «Улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации». URL: http://www.asi.ru/npi/

2. Всей губернией - на экспорт // Российская газета (Федеральный выпуск). 2010. 12 нояб. № 5335. URL: http://www.rg.ru/ printable/2010/11/12/business.html.

3. Дорожная карта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». URL: http://asi.ru/npi/export/

4. Инвестиционный портал Саратовской области. Открытое акционерное общество «Российское агентство по страхованию

экспортных кредитов и инвестиций» (ОАО «ЭКСАР»). URL: http:// www.invest.saratov.gov.ru/ved/exiar.php.

5. Исследование потребностей малых и средних предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в продуктах кредитования // Исследование потребностей в кредитах со стороны МСП, осуществляющих ВЭД. 2014 / Аналитический центр МСП Банка. URL: http://www.mspbank.ru/files/ msp-exporter-kredit.pdf.

6. Совершенствование системы поддержки экспорта в России // Электронное издание Webeconomy. URL: http://www. webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=1362&type=news.

7. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. Внешнеэкономическая деятельность. URL: http:// oldsmb.economy.gov.ru/content/ved/.

8. Фрадков П. Малый бизнес: Финансирование для экспор-теров-«малышей»: интервью генерального директора Российского агентства по страхованию экспортных кредитов (ЭКСАР). URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/615081.

9. Шуйский В.П. Совершенствование системы поддержки экспорта в России // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 9. С. 35-48.

^Sf erlin_artur@mail.ru Артур Гусейнович Эрлин,

аспирант кафедры публичного права, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 347.73 РЭУ им. Г. В. Плеханова

К ВОПРОСУ О МЕСТЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭМИССИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Развитие современного законодательства Российской Федерации обусловливает научный интерес к определению места новых правовых образований в системе российского права. Анализ сложившихся точек зрения позволил сделать вывод о комплексном характере совокупности правовых норм, составляющих эмиссионное право. Доказана необходимость разграничения понятий «право денежного обращения» и «эмиссионное право».

Ключевые слова: эмиссионное право, право денежного обращения, эмиссионные отношения, эмиссия денежных средств, эмиссия ценных бумаг.

A.G. Erlin

DISCUSSING THE PLACE OF LEGAL REGULATION OF SECUIRITY ISSUANCE IN FINANCIAL LAW

The paper shows that the development of modern legislation in the Russian Federation entails greater academic interest in finding new role for new legal entities in the system of Russian law. The author analyzes the existing points of view and comes to the conclusion that the body of legal norms that regulate the right to issue has a multilevel nature. The necessity to distinguish between "right to money circulation" and "right to issue securities" is demonstrated.

Keywords: right to issue, regulation of money circulation, regulation of equity issuance, emission of cash, issuance of securities.

Динамичные изменения основ гражданского и финансового законодательства, носящие в настоящее время постоянный характер, порождают научный интерес к определению места правового регулирования отдельных видов общественных отношений в системе права в целом и в системе финансового права как отрасли российского права, отрасли законодательства, учебной дисциплине и отрасли науки. Этим объясняется обращение к исследованию правового регулирования эмиссионных отношений.

Представителями науки финансового права неоднократно поднимались вопросы определения места правового регулирования эмиссионных отношений. Однако до настоящего времени не сформировалось унифицированного мнения по данной проблематике.

Так, И.А. Цинделиани определяет эмиссионное право как подотрасль финансового права, давая в качестве синонимичного названия данной совокупности правовых норм наименование «право денежного обращения». Ученый пишет: «Регулирование денежного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.