Научная статья на тему 'Сравнительный анализ состояния малого и среднего бизнеса и форм государственной поддержки в России и в Армении'

Сравнительный анализ состояния малого и среднего бизнеса и форм государственной поддержки в России и в Армении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
794
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / государственная поддержка / Российская Федерация / Республика Армения. / small and medium enterprises / state support / Russian Federation / Republic of Armenia

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акулич Оксана Владимировна

В статье дана оценка состояния малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и Республике Армения. Проанализированы существующие в обоих странах основные формы государственной поддержки МСБ. Выделены отличия и общие черты мер, принимаемых правительствами обоих стран для развития малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акулич Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE STATE OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS AND FORMS OF STATE SUPPORT IN RUSSIA AND ARMENIA

The article assesses the state of small and medium enterprises in the Russian Federation and the Republic of Armenia. The main forms of state support for SMEs existing in both countries are analyzed. The differences and common features of the measures taken by the governments of both countries for the development of small and medium businesses are highlighted.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ состояния малого и среднего бизнеса и форм государственной поддержки в России и в Армении»

УДК 334.722

Акулич Оксана Владимировна, д.э.н., доцент, зав. кафедрой экономики Северо-Восточный государственный университет (г. Магадан)

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10141 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РОССИИ И В АРМЕНИИ

Akulich Oksana Vladimirovna,

Doctor of Economics, Associate Professor, Head. Department of Economics

Northeastern State University (Magadan)

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE STATE OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS AND FORMS OF STATE SUPPORT IN RUSSIA AND ARMENIA

Аннотация.

В статье дана оценка состояния малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и Республике Армения. Проанализированы существующие в обоих странах основные формы государственной поддержки МСБ. Выделены отличия и общие черты мер, принимаемых правительствами обоих стран для развития малого и среднего бизнеса.

Abstract.

The article assesses the state of small and medium enterprises in the Russian Federation and the Republic of Armenia. The main forms of state support for SMEs existing in both countries are analyzed. The differences and common features of the measures taken by the governments of both countries for the development of small and medium businesses are highlighted.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, Российская Федерация, Республика Армения.

Keywords: small and medium enterprises, state support, Russian Federation, Republic of Armenia

Малое и среднее предпринимательство (МСП) — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Малый бизнес решает проблемы занятости и обеспеченности населения потребительскими товарами, способствует расширению конкуренции, стимулирует инновационную деятельность.

Россия и Армения, наряду с другими странами, входят в состав Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС). МСП сегодня в государствах - участниках ЕАЭС значительно различается в силу разных экономических и финансовых возможностей для своего развития.

МСП представляют большинство предприятий в Армении и их вклад в национальный ВВП увеличивается год от года. В 2015 году он составлял 30%, а в 2016 году 36% от общего ВВП [3, с.6].

Согласно данным национальной статистики, в 2016 г. в Республике Армения было всего 78,2 тыс. предприятий МСП, большинство из них являлись микропредприятиями, что составляет примерно 91% всех МСП. Малые предприятия представляли почти 7% от их общего числа [рассчитано по 6].

Малые и средние предприятия сосредоточены, в основном, в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств (59,8% от общего числа предприятий), в обрабатывающей промышленности (8,8%), в сфере гостеприимства и питания (4,2%), в сфере телекоммуникаций (2,2%).

МСП в Армении вносят значительный вклад в занятость и создание рабочих мест, так в 2016 году

на малых и средних предприятиях было занято 302 тыс. чел. [рассчитано по 6], что составило 32,7% всего занятого населения страны (годом ранее было 32,2%) [1, с. 100].

Государственная финансовая поддержка субъектов МСП осуществляется через фонд «Национальный центр развития малого и среднего предпринимательства Армении». Среди основных видов финансовой помощи можно выделить следующие.

1. Предоставление кредитов начинающим предпринимателям по ставке 10 %.

2. Предоставление кредитов субъектам МСП с годовой кредитной ставкой от 10 до 18%, если их проекты направлены на создание экспортно-ориентированных бизнесов, а также на применение новых технологий или использование местного сырья и ресурсов.

3. Предоставление кредитных гарантий при недостатке ликвидного залога у платежеспособных субъектов МСП.

4. Развитие женского предпринимательства.

Важные меры принимаются в Республике Армения в части снижения налоговой нагрузки на бизнес. Так, например, ставка по налогу с оборота с 2014 г. составляет 1 % (в случае если предприятия-плательщики налога документируют свою деятельность) и 5% (если предприятия не делают это). В 2014 года внедрен льготный налоговый режим для семейного предпринимательства, в рамках которого малые предприятия не платят налоги.

/ legal sciences

Говоря о поддержке МСП в Армении, необходимо отметить, что немалую финансовую и консультационную поддержку данный сектор экономики получает от Европейского Союза. ЕС предоставляет армянским компаниям финансирование, возможности пройти обучение и поддержку в выходе на новые рынки посредством инициативы EU4Business. С 2009 года армянскому бизнесу было выделено более 268 млрд драмов (473 млн евро), поддержано 25000 предприятий, создано 900 новых рабочих мест [5, р.8]

В Российской Федерации в 2017 году, по данным Росстата, зарегистрировано 5323,4 тыс. субъектов МСП, на которых занято 17797,8 тыс. человек, что составляет 24,8 % общей численности занятых в экономике.

На малый и средний бизнес приходится около 62597,7 млрд. руб. оборота продукции и услуг. Доля сектора МСП в ВВП России составляет 20-21 %.

Сектор МСП в России представлен в основном индивидуальными предпринимателями и микропредприятиями - юридическими лицами (51,7 и 48,3 % общего количества субъектов МСП соответственно).

Сектор малого предпринимательства сосредоточен в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.

Постепенное замедление темпов роста экономики и, в частности, потребительского спроса, введение рядом стран экономических санкций, декабрьский кризис 2014 г. на валютном рынке, заставивший Банк России резко увеличить ключевую ставку до 17%, что сразу же повлекло удорожание банковских кредитов, привело к резкому обострению проблем в секторе малого и среднего предпринимательства и вынудило государство перейти к разработке срочных мер по спасению бизнеса. В их числе основными являются утверждение стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, разработка проекта Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, реализация антикризисной программы МСП-банком, создание Государственной корпорации малого и среднего предпринимательства и др.

Очень важное направление государственной поддержки субъектов малого бизнеса - снижение налогового бремени. В России налоговая нагрузка не только не равномерна, но и слишком велика. Она выше, чем в странах ЕЭАС, на 17 %. В этой связи мораторий на рост налогов до 2019 г. стал действенной мерой поддержки МСП.

К настоящему времени в Российской Федерации на федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов МСП, которая реализуется Минэкономразвития России, АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», ГК «Внешэкономбанк».

139

Таким образом, анализ состояния МСП показывает, что в Российской Федерации и Республике Армения малый и средний бизнес являются важным элементом экономики. Количество МСП постоянно растет. Отраслевая структура МСП в обоих государствах различна и зависит от приоритетов государственной политики, направленной на укрепление

предпринимательства. Следует отметить, что в Республике Армения МСП играет более существенную роль в развитии экономики, чем в России. Так, оборот МСП за последние три года составлял в среднем треть ВВП республики. в России - не превышает 20-21%.

Системы поддержки малого и среднего бизнеса, используемые в России и Армении, схожи. В каждом государстве имеется уполномоченный орган государственной власти, отвечающий за государственную политику по отношению к развитию и поддержке предпринимательства. Используются механизмы налогового

стимулирования, снижаются налоговые ставки, уменьшается количество налогов.

При этом в сфере малого предпринимательства сохраняются нерешенные проблемы, в том числе в области административных барьеров, доступа к финансовым ресурсам, налогообложения и ряд других.

В то же время, уровень налоговой нагрузки в Республике Армения, в целом, гораздо ниже, чем в России. Так, например, компания PwC опубликовала доклад Paying Taxes 2017, который является совместным исследованием со Всемирным банком. Согласно докладу, по среднему показателю налоговой нагрузки Армения заняла 88 место из 189-ти стран. При этом совокупная налоговая ставка в Армении, по данным PwC, составляет 18,4%. В России налоговая нагрузка достигает 47,4% [1, с. 45]. Как следствие, общеэкономические условия ведения бизнеса в Армении более благоприятные, чем в России.

На развитие МСП в России негативное воздействие оказывает санкционная война между Евросоюзом и США, с одной стороны, и Россией, с другой. И хотя санкции позволили расширить импортоза-мещение и повысить конкурентоспособность многих предприятий сельскохозяйственного и перерабатывающего секторов российской экономики, однако они привели к недостатку доступных оборотных средств у российских банков и повышению ключевой ставки ЦБ РФ, и, следовательно, к снижению доступности кредитов для МСП. В то же время малый и средний бизнес Армении имеет возможность использовать преимущества интеграционного взаимодействия не только с ЕАЭС, но и с ЕС. Такая политика приводит к тому, что объем промышленного производства в Армении не просто растет, а набирает обороты: в 2016 г. рост составил 6,7%, в 2017 г - уже 12,6%. Для сравнения, в России рост составил 1,2 % и 1% соответственно [4, с.41].

Список литературы:

1. Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Республики Армения за 2016 год. - Ереван: Торговое представительство РФ в РА, 2016. - 145 с.

2. Особенности развития сферы малого и среднего предпринимательства в государствах - участниках СНГ в 2014-2016 годах (информационно-аналитический материал). - М.: СНГ, 2016. - 24 с.

3. О состоянии малого и среднего предпринимательства в государствах - участниках СНГ. Режим доступа:

www.vkp.ru/upload/global/130621_small_business.do c

4. Республика Армения: Два года в Евразийском Экономическом Союзе. Первые результаты: Аналитическая записка. - М.: Евразийская экономическая комиссия, 2018. - 54 с.

5. Investing in SMEs in the Eastern Partnership. Country report. Armenia. Режим доступа: www.eu4business.eu/.. ./country_re-

port_2018_am_def_lr_0_.

6. SME Indicators 2016//Ministry of economic development and investments of the republic of Armenia. Режим доступа: http://mineconomy.am/en/449

УДК 69 0003

Ахметгайсина К.С.

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10142 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР

Akhmetgaisina K.S.

National research Moscow state University of civil engineering EFFICIENCY OF ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL STRUCTURES

Аннотация.

В современном мире возрастает роль и значение организационно-управленческих структур. Это связано с увеличением числа различных субъектов, стремящихся занять свою долю в нише рынка. Грамотный выбор стратегии и своевременная ее модификация позволяет достичь такой цели. Необходимо применение комплексного подхода к оценке эффективности. В данной научной статье рассмотрены основные показатели оценки организационно-управленческих структур хозяйствующих субъектов. Проведено обоснование их внедрения. Применение показателей обусловлено необходимостью выбора эффективной организационной структуры управления.

Abstract.

In the modern world, the role and importance of organizational and managerial structures is increasing. This is due to the increase in the number of different entities seeking to occupy their share of the market niche. A competent choice of strategy and its timely modification allows to achieve such goals. It is necessary to apply an integrated approach to performance evaluation. This scientific article discusses the main indicators for assessing the organizational and management structures of business entities. The rationale for their implementation. Application of indicators due to the need for the necessary choice of the organizational structure of management.

Ключевые слова: эффективность, организационные структуры, процесс управления, расчетные показатели эффективности..

Keywords: efficiency, organizational structures, management process, estimated performance indicators.

Организационно - управленческая структура представляет собой совокупность вертикальных и горизонтальных связей. Они формируют упорядоченность, координирование, и регулирование деятельности хозяйствующих субъектов. Данные процессы направлены на достижение поставленных целей и задач с помощью эффективного процесса управления.

Эффективность процесса определяется как степень его приспособленности к достижению цели. На практике принято различать эффективность процесса, реализуемого системой, и качество системы. Эффективность проявляется только при функционировании и зависит от свойств самой системы, способа ее применения и от воздействий внешней среды.

Оценка эффективности - это один из важных элементов разработки плановых и проектных решений, с помощью которой выбираются наиболее подходящие решения для достижения наиболее благоприятных условий с целью получения максимального полезного эффекта. Оценка эффективности организационной структуры должна происходить в течение всего жизненного цикла хозяйствующего субъекта.

Оценку эффективности организационной структуры управления производят с помощью различных расчетных показателей представляющих собой разделение по группам представленным на рисунке 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.