участие в данной технологии в процессе обучения дисциплинирует, и систематичность позволяет контролировать успеваемость.
Результат опроса показывает, что использование Moodle в образовательном процессе вуза повышает мотивацию студентов, интерес к содержанию дисциплин, способствует их самоорганизации и самооценке. В совокупности с традиционным обучением в вузе, дистанционные технологии открывают новые возможности. Полученная информация доказывает мобильность использования этой системы и совершенствование учебного процесса. Платформа Moodle является важной составляющей для преподавателей, стремящихся повысить качество онлайн-курсов, а также реализовывать его использование в качестве поддержки студентов, которые по разным причинам не могут присутствовать на аудиторных занятиях.
Выводы. Moodle стал более активно внедряться в образовательный процесс вуза в связи с поиском новых технологий и способов обучения; расширением возможностей для личного и профессионального роста; созданием эффективных условий для успешного освоения учебного материала обучающимися; воспитанием умений продуктивной самоорганизации своего учебного процесса.
Образовательная дистанционная технология Moodle может использоваться с разной целью, во многих формах организации обучения, как в очной, так и в заочной форме обучения, электронном или смешанном обучении, в начальной или непрерывной формации. Идеально подходит для использования в группах, не только на практических занятиях и семинарах, но и в актуальных на современном этапе цифровизации образования проектных мероприятиях. Систематическое использование Moodle и соблюдение последовательности применения модулей и действий при ведении курса способствует раскрытию педагогического потенциала преподавательской деятельности, поддержанию обратной связи. Moodle позволяет преподавателю более эффективно взаимодействовать со студентами. Однако усилия по успешной реализации требуют обучения инструкторов, наличия хороших сетевых возможностей и доступа к данной образовательной технологии, технической и административной поддержке.
Литература:
1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, №14, выпуск 16, 2012. - С. 86-91.
2. Дугиамас, М. Moodle: программное обеспечение с открытым исходным кодом для создания интернет-курсов, 2001. http://dougiamas.com/
3. Дугиамас М., Тейлор П.С. Moodle: Использование учебных сообществ для создания открытой исходной системы управления курсом. Материалы конференции EDMEDIA (Гонолулу, Гавайи), 2003. - 150 с.
4. Керимов У.Т. Использование информационных технологий в дистанционном обучении // Известия вузов Кыргызстана. Издательство: Общественное объединение «Общественная академия ученых Кыргызской Республики, Бишкек, 2017. - С. 23-24.
5. Официальный сайт Moodle. https://www.moodle.ro/
6. Пучкова Е.С. Возможности использования системы дистанционного обучения Moodle в работе преподавателя педагогического университета // Теория и методика профессионального образования. «Интерактив плюс», Москва, 2015. https:// interactive-plus.ru
7. Слепцова Л.Н., Николаев Е.В. Внедрение системы дистанционного обучения для работы со студентами с индивидуальным графиком обучения как ключевое направление развития образовательных учреждений профессионального образования // Педагогические науки. №4 (25), 2017. - С. 110-112.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Сыртланова Нэлли Шамильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Шабаева Гузель Фагимовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)
ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Представлены результаты исследования мультикультурной направленности развития личности ребенка дошкольного возраста в современной дошкольной образовательной организации. Содержательно раскрыты и охарактеризованы компоненты и уровни сформированности мультикультурной направленности личности дошкольников.
Ключевые слова: социально-этнический состав дошкольной группы, мультикультурная личность, коммуникация, речевое развитие дошкольника, коммуникация мультикультурной личности.
Annotation. The article presents the results of the study of multicultural orientation of personality development of a preschool child in a modern preschool educational organization. The components and levels of formation of multicultural orientation of personality of preschool children are revealed and characterized.
Keywords: social and ethnic composition of preschool group, multicultural personality, communication, speech development of preschooler, communication of multicultural personality.
Введение. Учитывая социальную значимость, степень теоретической разработанности и состояние на практике проблемы исследования мультикультурной направленности личности ребенка дошкольного возраста в современной дошкольной образовательной организации, особо значима. Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что имеются исследования о важности и необходимости обоснования проблемы становления личности ребенка (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, A.B. Запорожец и др.), положения деятельностного подхода в педагогике (А.Н. Леоньтьев и др.), что предполагает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне. Обосновывая актуальность
рассматриваемой проблемы, следует выделить, что особенности развития личности раскрыты в фундаментальных исследованиях зарубежных (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.) и отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выгосткий, А.Н. Леонтьев, Э. Пиклер, Д.Б. Эльконин и др.) персонологов. Наиболее часто исследователи рассматривают личность в системе отношений человека к себе, к другим людям, к окружающей действительности.
На территории Республики Башкортостан проживают представители более 113 народов, 5 из которых имеют численность, превышающую 100 тысяч человек. Наиболее многочисленными являются русские -36,32%, башкиры составляют 29,75%; татары - 24,13%; чуваши - 2,85%; марийцы - 2,75%. А так же в республике наблюдается высокая миграция, что увеличивает приток иностранцев из дальнего зарубежья (Афганистан, Вьетнам, Китай, Турция) и ближнего зарубежья (Азербайджан, Армения, Таджикистан, Узбекистан). Идеи приобщения дошкольников к культуре разных стран нашли отражение в работах Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Э.К. Сусловой и др. В педагогической и методической литературе раскрывается мультикультурный подход в организации образовательной деятельности ДОО (А.П. Оконешникова, Н.Ш. Сыртланова [1] и т.д.). В исследованиях Р.Х. Агишевой, Ф.Г. Азнабаевой, Р.Х. Гасановой, Г.Ф. Шабаевой рассматриваются вопросы приобщение дошкольников к фольклору, народным традициям башкирского народа [3, 4]. Анализ федеральных программ дошкольного образования («Детство» под ред.Т.И. Бабаевой А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой; «Мозайка» под. ред В.Ю. Белькович Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева, «Истоки» под. ред. Л.А. Парамоновой и т.п.) показал, что целью федеральных программ является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности. Программы знакомят с культурами народов Запада (английский, румынский, латышский, шведский), с народами Востока (китайский, индийский), с народами России (ненецкий, русский). В программах представлен широкий спектр произведений отечественных и зарубежных писателей, композиторов, а также фольклорные произведения народов России, стран ближнего и дальнего зарубежья [1]. Показателем эффективности реализации вышеперечисленных задач ФГОС ДО является формирование мультикультурной направленности личности. В данном исследовании под «мультикультурной направленностью личности» понимается качество личности, способной к восприятию и пониманию иных культур, толерантной к окружающим народам, проявляющей интерес и желание сотрудничать с окружающими детьми независимо от цвета кожи, национальности, расы, религиозной принадлежности [2].
Для проведения опытно-поисковой работы был изучен социально-этнический состав дошкольников в экспериментальных и контрольных группах. Анализ социально-этнического состава дошкольников выявил, что экспериментальные и контрольные группы включает представителей более 8 этносов, а также детей из мультикультурных семей. Сочетание различных культур в каждой группе неповторимо, в некотором роде уникально. Эта уникальность выражена в том, что в одной группе находятся представители народов, населяющих Республику Башкортостан (башкиры, марийцы, чуваши и др.), а также представители ближнего (азербайджанцы, белорусы, узбеки, украинцы и др.) и дальнего зарубежья (вьетнамцы, греки, евреи, немцы и др.). На момент проведения диагностического этапа опытно-поисковой работы в экспериментальных группах с этнокультурным компонентом образования (с башкирским языком обучения) не было ни одного ребенка из монокультурной семьи. Нами определены состав педагогической диагностики - критерии и показатели мультикультурной направленности воспитанников ДОО: содержание когнитивного составляющего компонента мультикультурной направленности (наполненность и охват полноты представлений о культуре народов, в этнической среде дошкольников, заинтересованность, желание и мотивы, устремленность к освоению новых представлений о них, перенос полученного опыта, осведомленности в игровую и досуговую деятельность и др.); отражение эмоционального составляющего компонента мультикультурной направленности личности (заинтересованность, проявление активности к представителям этносов, налаживание с ними добрых не конфликтных отношений, организация совместной образовательной и досуговой деятельности с детьми других национальностей); опыт деятельности в процессе проявления поведенческого компонента мультикультурной направленности (толерантное отношение, практические умения общения и взаимодействия с представителями других национальностей, активность в решении проблемных ситуаций, отражение в речи мотивов позитивного взаимодействия с детьми разных национальностей).
Нами были определены уровни мультикультурной направленности дошкольника: оптимальный, допустимый и минимальный. Оптимальный: ребенок имеет представление о культуре народов, составляющих социально-этническую среду группы, дает полные ответы на вопросы, решает проблемные ситуации и игровые задания, проявляет собственные желания и стремления к самопознанию, переносит полученные знания в игровую и культурно-досуговую деятельность; ребенок проявляет интерес к представителям культур, составляющих социально-этническую среду дошкольной группы, эмоционально отзывчив на произведения устно-поэтического, музыкально-игрового и прикладного народного творчества, организует совместную деятельности с детьми из других этнических групп; воспитанник ярко выражает толерантное взаимодействие с ребятами других национальностей, умеет коммуницировать и взаимодействовать, проявляется активность в решении проблемных и конфликтных ситуаций, отражает в речи мотивы позитивного взаимодействия с детьми разных национальностей.
Допустимый: ребенок имеет представление о культуре народов, составляющих социально-этническую среду группы, дает ответы на вопросы, решает проблемные ситуации и игровые задания, но не проявляет собственных желаний и стремлений к самопознанию, не переносит полученные знания в игровую и культурно-досуговую деятельность; ребенок проявляет интерес к представителям культур, составляющих социально-этническую среду дошкольной группы, эмоционально отзывчив на произведения устно-поэтического, музыкально-игрового и прикладного народного творчества.
Минимальный: ребенок не имеет представление о культуре народов, составляющих социально-этническую среду группы, не дает ответы на вопросы, не решает проблемные ситуации и игровые задания, не проявляет собственных желаний и стремлений к самопознанию, не переносит полученные знания в игровую и культурно-досуговую деятельность; ребенок не проявляет интерес к представителям культур, составляющих социально-этническую среду дошкольной группы, эмоционально не отзывчив на произведения устно-поэтического, музыкально-игрового и декоративно-прикладного народного творчества, не организует совместную деятельность с детьми других национальностей; ребенок не выражает
толерантного отношения к представителям других национальностей, не умеет общаться и взаимодействовать с детьми разных национальностей, в решении проблемных ситуаций не проявляется активность, не отражает в речи мотивы позитивного взаимодействия с детьми разных национальностей.
В ходе исследования мультикультурной составляющей личности дошкольников использованы методики, направленные на изучение когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Для выявления когнитивного компонента мультикультурной направленности личности были использованы адаптированные методики: «Засели ребяток в домики» (О.В. Акуловой и др.) «Народность - как единая семья» (Н.Н. Чалдышкина и др.). Игровые дидактические игры и лото «Народности - как единая семейная группа». Анализ детских ответов позволил выделить 2 группы детей.
1 группа. Дети, вошедшие в данную группу, знакомы с национальными костюмами, предметами быта, музыкальными инструментами, музыкальными играми, хороводами башкирского и русского народов (в многонациональных группах и национальных с башкирским языком обучения) и русского и татарского (в национальных группах с татарским языком обучения). При выполнении задания 26% детей назвали предметы быта, могли объяснить свой выбор и давали полные ответы. «Это дети в русском костюме. Это русская изба. В избе русский поднос, русское полотенце». «Это юрта. В ней жили башкиры. Это «сэке» (скамья). На ней сидят. Это башкирский палас, потому что в нем есть башкирский узор, гребешки и гусиные лапки». Во время беседы у 32% детей проявлялся интерес к культуре народов, представленных на других картинках. «А эти дети в каких костюмах? А это, что за ваза?», «Эти костюмы я не знаю. Расскажите о них».
2 группа. Дети затруднялись при ответах, касающиеся знаний о культуре народов, представленных в социально-этнической среде группы, либо высказывали неполные и неверные суждения. Выбор картинок мотивировали односложными ответами «красиво», «нарядно», обнаруживая, тем самым минимальный уровень мультикультурной направленности личности. Интерес и стремление к получению новых знаний о культуре народов, представленных в социально-этнической среде, не проявился. Анализ результатов исследования когнитивного компонента мультикультурной направленности личности дошкольника показал, что никто из испытуемых на момент проведения диагностического этапа не обладал тем объемом содержания когнитивного компонента мультикультурной направленности личности, который мы отнесли к оптимальному уровню. Из 5-8 национальностей, представленных в социально-этнической среде группы дети были знакомы только с культурой двух народов. При выполнении заданий, направленных на выявление когнитивного компонента мультикультурной направленности личности дети в основном ориентировались не на знания, а на эстетическую сторону. На вопрос «Почему ты разместил эти предметы в этот домик?» дети объясняли свой выбор просто: «так красиво». Около половины дошкольников затруднялось задавать вопросы. Наблюдение за детьми показало, что имеющиеся знания дети не используют в игровой и культурно-досуговой деятельности. Это свидетельствует о недостаточности знаний о культуре народов, представленных в социально-этнической среде группы.
Для выявления эмоционального компонента мультикультурной направленности личности была использована адаптированная нами методика «Выбери друга для игры» (Е.Н. Николаева, М.Л. Поведенюк) и ситуации «Завтрак», «День рождения». В ходе диагностики было выявлено, что при выборе карточек с изображением детей в национальных костюмах дошкольники мотивируют свой выбор красотой, красочностью, наличием ярких узоров, орнаментов, рисунков на костюмах. По ответам дети разделились на 3 группы: первую группу составили дети, которых привлекла красота костюмов (54%); вторую группу -яркость, многоцветность (19%), третью группу - разнообразие различных элементов (11%). 15% детей не высказали никакого отношения к национальным костюмам. Если бы у детей был такой национальный костюм, они бы пошли в нем на праздник, на «День города», показали их в детском саду. Часть детей (11%), выказала желание следить за чистотой этого костюма. Дети считают, что у детей в таких костюмах веселый характер, они всегда радостные и слушаются взрослых. Среди игр, в которые, по мнению дошкольников, играют дети в национальных костюмах, были названы современные игры «Бэтман», «Человек-паук» и т.д. Лишь 7% детей ответили, что они водят хороводы и играют в народные игры. При выполнении задания дети затруднялись задавать вопросы. 18% детей хотели бы узнать, где живут дети изображенные на картинках, их любимые игры, много ли у них друзей, кто их родители, ходят ли они в садик. Двое детей хотели бы знать, на каком языке они говорят. В ходе диагностики было выявлено, что дети проявляют уважительное отношение к детям другой национальности, они «напоят их чаем», «покажут свои игрушки» и «вместе поиграют». У них есть желание подружиться с ними.
Для выявления эмоционального компонента мультикультурной направленности личности детям читались сказки народов, представленных в социально-этнической среде группы (методика А.Д. Кошелевой). При чтении сказок фиксировалось проявление эмоционального поведения: вхождение в сказочный сюжет, сочувствие, сопереживание персонажам, оценка событий. В ходе наблюдения за детьми было зафиксировано, что дошкольники эмоционально откликаются на сюжет народных сказок. Эмоции проявлялись в улыбках и смехе в ответ на удачное разрешение героем драматических ситуаций, вздохах облегчения при избегании опасностей, испуге при появлении опасности для героя. В ходе диагностики детям давали слушать музыку народов, представленных в социально-этнической среде дошкольной группы и задавались вопросы: «Какие чувства вызывает эта музыка? Как ты думаешь, о чем рассказывает эта музыка? Что хочется делать под эту музыку?» Для чистоты эксперимента с детьми не проводили предварительных бесед. Во время слушания музыки дети эмоционально реагировали на музыкальные произведения. Наибольший эмоциональный интерес у дошкольников вызвало прослушивание музыки к греческому народному танцу «Сиртаки». Эта музыка вызвала у детей чувства радости, восторга, желание танцевать: «эта музыка как костер», «она рассказывает о солнце и фруктах».
В ходе выявления поведенческого компонента мультикультурной направленности личности была использована экспериментальная ситуация «Нужен твой совет» (Е.Н. Николаева, М.Л. Поведенюк) и ситуация «Встреча с иностранцем». Результаты обсуждения ситуаций позволили выделить 3 группы детей. 1 группа. Дети, которые посоветовали не смеяться над ребенком, который пришел в группу. Около 74% детей высказали критические замечания по поводу поступков детей, которые не хотят играть и смеются над этим ребенком. По их мнению, эти дети поступают и ведут себя «не правильно», «некрасиво», «они невоспитанные», «так поступать нельзя», «а если бы они пошли в детский сад в другой стране». Они считали, что, если ребенок плохо понимает русский язык с ним надо подружиться, показать ему свои игрушки. Эти дети пытались установить взаимоотношения на уровне невербальной коммуникации: трогали голову,
изображали мимикой боль головы, показывали, что пьют таблетки. На вопрос «Как узнать, что тебя поняли?» отвечали: «кивну головой», «похлопаю по плечу», «пожму руки». 2 группа. Дети, которые так же считали поведение детей некрасивым, но не могли самостоятельно решить данную ситуацию и приводили свои варианты. «Я позову маму, она переводчик», «Пусть она походит в группу с мамой»; «Ей надо нанять репетитора»; «Ольга Ивановна скажет, что делать». Эти дети владеют способами невербальной коммуникации, но предпочитают обратиться за помощью не к детям, а взрослым-специалистам.
3 группа. Дети, которые не высказали никакого суждения о выходе из данных ситуаций и не желали самостоятельно найти способы достижения взаимопонимания с детьми других национальностей, мотивировав ответ «я не знаю». В то же время у 28% детей наблюдались противоречия между осознанием уважительного отношения к детям другой национальности и практикой собственного поведения. Вспоминая случаи из собственной практики общения с детьми других национальностей, дошкольники замечали, «...я с ней не играла, она ничего не понимает», «.я ее ударила, она не дала нам свою игрушку».
Для изучения социального статуса ребенка в группе была использована методика «Секрет» (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина). В ходе исследования каждый ребенок получал по 3 открытки для того, чтобы подарить их детям, с которыми они любят играть и которые лучше его понимают. На основе подсчета общих и взаимных выборов определялось количество детей, относящихся к группе предпочитаемых (1), принятых (2), непринятых (3), изолированных (4). Изучение социального статуса ребенка показал, что национальные различия детей не сказываются на взаимоотношениях дошкольников. При распределении открыток дети останавливали свой выбор на представителях всех национальностей. Таким образом, в экспериментальных и контрольных группах преобладают дети, относящиеся к группе предпочитаемых (35%), принятых (57%), непринятых (6%), изолированных (2%). Это показатель благоприятного психологического климата и удовлетворенности каждого ребенка от пребывания в группе сверстников.
Выводы. В результате проведения диагностики исследования мультикультурной направленности личности было выявлено, что у дошкольников преобладает эмоциональный и поведенческий компонент. Когнитивный компонент - знания о культуре народов, представленных в социально-этнической среде группы - на момент исследования не был зафиксирован ни у одного ребенка. О результативности опытно-поисковой работы [1, 2] свидетельствует наличие у детей устойчивого интереса к культуре народов, не только представленных в социально-этнической среде дошкольной группы, но и о культуре народов, населяющих земной шар, о том, что их роднит и объединяет. Наблюдалось стремление детей к общению со взрослыми, детьми-иностранцами по поводу получения новых знаний о месте проживания, одежде, языке общения. Отметим, что в ходе проведения опытно-поисковой работы было замечено, что организация совместной деятельности детей не происходит по национальному признаку. Дошкольники одинаково относятся ко всем детям, проявляют толерантное отношение к представителям всех этносов, составляющих многонациональную среду группы. Качественно изменило отношение дошкольников к процессу решения проблемных ситуаций. После проведенной работы только 19% дошкольников экспериментальной группы по-прежнему обратились бы за помощью взрослых [2]. Дети контрольной группы при выполнении заданий выбирали детей в разных национальных костюмах, но на вопрос «Объясни, почему ты расположил эти предметы именно так?» давали однотипные ответы: «красиво», «ярко». При решении задачи «Нужна твоя поддержка» ответы также были односложными: «так нельзя делать», «надо дружить». В контрольной группе наблюдался допустимая и минимальная степень проявления содержания опыта деятельности и поведения мультикультурной направленности личности. Это характеризовалось слабостью умений коммуницировать с воспитанниками тех групп национальностей, представленные в социально-этнической среде группы. Например, задача-игра «Встреча с иностранцем» дети не могли самостоятельно найти способы достижения взаимопонимания, сказав при этом «С нами такого не было».
Результаты опытно-поисковой работы позволяют утверждать, что у детей старшего дошкольного возраста мультикультурная направленность личности формируется целенаправленно в процессе обновления содержания этнокультурного компонента дошкольного образования. Этот процесс осуществляется в соответствии с когнитивным, эмоциональным и поведенческим компонентами в процессе ознакомления с устно-поэтическим, музыкально-игровым и декоративно-прикладным творчеством народов, составляющих социально-этническую среду дошкольной группы. В ходе формирования когнитивного компонента закладываются новые знания о культуре народов, представленных в социально-этнической среде группы, объясняются их закономерности. Эмоциональный компонент воспитывает интерес к представителям разных культур и эмоциональную отзывчивость на произведения устно-поэтического, музыкально-игрового и декоративно-прикладного народного творчества. Поведенческий компонент способствует формированию уважения к представителям разных национальностей, актуализации и переносу знаний в решении проблемных и конфликтных ситуаций. Обновление содержания дошкольного образования в Республике Башкортостан учитывает мультикультурный характер детской среды. Теоретические основы мультикультурного образования явились основой планирования образовательного процесса дошкольных образовательных организациях и стали ориентиром для методического сопровождения образовательного процесса в многонациональных группах ДОО.
Литература:
1. Сыртланова Нэлли Шамильевна. Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Сыртланова Нэлли Шамильевна; [Место защиты: Челяб. гос. пед. ун-т]. - Уфа, 2008.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/818.
2. Сыртланова, Н.Ш. Мультикультурная направленность дошкольного образования: теория и практика [Текст]: Монография / Н.Ш. Сыртланова - Уфа: изд-во БГПУ, 2018 - 178 с.
3. Шабаева, Г.Ф. Актуальные вопросы изучения уровня развития речевой толерантности у детей в рамках диалога культур многонационального ДОУ [Текст] / Г.Ф. Шабаева // Дошкольное образование в 21 веке. Материалы Международной научно-практической конференции. - Уфа, БГПУ. - 2013. - С. 350-353.
4. Шабаева Г.Ф., Кондратьева Т.Н. Специфика подготовки педагогов к проектированию организованной образовательной деятельности речевого развития дошкольников (на материале республик: Башкортостан и Мордовия) // Проблемы современного педагогического образования, 2019 г., Ялта, № 63-1, с. 384-388.