А.Г.Абсалямова, Н.Ш.Сыртланова
МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Анализ ситуации становления мультикультурного образования в России позволяет выделить специфические проблемы, обусловленные историко-культурной традицией российского образования. Государственный заказ на воспитание личности определен в основополагающих законодательных актах Российской Федерации: Закон Российской Федерации «Об образовании»(1992), «Конституции Российской Федерации»(1993), «Федеральной программе развития образования», «Национальной доктрине образования в Российской Федера-ции»(1999), «Концепции модернизации Российского образова-ния»(2001), «Программе развития воспитания в системе образования России»(2004). Прежде всего стоит отметить появление среди нормативных актов федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». В ней указывается, что «формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма являющихся прямой угрозой безопасности страны»[7].
Внимание к проблемам мультикультурного образования (multicultural education) в России проявляется и со стороны международных организаций. В Удмуртской республике с 2005 года в соответствии с проектом «Партнерство ради толерантности» в рамках программы Европейской комиссии ТАСИС осуществляется подготовка специалистов в сфере мультикультурного образования. Курирует данную программу Министерство национальной политики Удмуртской Республики. Предполагается, что подготовка тренеров (консультантов) по мультикультурному образованию поможет реализовать принцип мультикультурализма как в мононациональных, так и в многонациональных образовательных учреждениях. Кроме этого, теоретическая подготовка специалистов мультикультурного образования подкрепляется овладением практическими организаторскими умениями в этой области. Например, умение вместе достигать поставленной цели на основе договора, овладение технологиями предупреждения и разрешения межкультурных конфликтов. Абсалямо-ва А. Г. была приглашена на семинар в качестве эксперта с целью анализа состояния мультикультурного образования в российском образовательном пространстве. В современных условиях это первый практический опыт подготовки специалистов в сфере мульти-культурного образования, направленный для улучшения взаимодействия между разными обществами и различными группами большинства и меньшинства. Для системы дошкольного образования нашей страны опыт работы данного семинара может быть полезен как в развитии национальных и многонациональных дошкольных учреждений, так и в обновлении содержания дошкольного образования в целом.
Необходимо отметить, что нормативно-правовая основа воспитания толерантной личности в системе образования России имеется. Например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указано, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. А также подчеркивается, что системе образования предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности [4]. «Конвенция о правах ребенка» (1989) признает ребенка полноценной и полноправной личностью как самостоятельного субъекта общества во всем комплексе гражданских,
политических, юридических, социальных и культурных прав независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального, этнического происхождения. Образование должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения [3, с. 13-22]. В «Концепции дошкольного воспитания» (1989) в разделе «Единство воспитания и обучения» подчеркивается важность обучения дошкольников в национальных и многонациональных детских садах и обучение детей нерусской национальности языку межнационального общения. И одной из главных является проблема разработки единого цикла языкового развития детей в рамках гуманитарного воспитания и обучения. Перед педагогами ДОУ стоит задача интернационального воспитания, решение которой направлено на обеспечении условий для «... общения детей разных национальностей в пределах детского сада, так и специальное ознакомление с жизнью других народов» [3, с.209]. Решение этой задачи осуществляется через приобщение дошкольника к своей национальной культуре через танцы, песни, сказки, пословицы и поговорки к подведению идеи общности всех людей на планете. Авторы концепции подчеркивают, что «... детям полезно давать элементы этнографических и этнопсихологических представлений о разнообразии человеческих рас и национальностей» [там же]. Начиная с 1990-х гг., в теории и практике дошкольного образования активизировались научные поиски решения проблем, связанных с многонациональным характером детской среды: организация жизнедеятельности в двуязычном детском саду (Е. Волкова, Е.Ю. Протасова); поликультурное воспитание дошкольников (Л. Ильченко); мультикультурное образование дошкольников (А.Г. Абсалямова); межэтническое восприятие детьми друг друга (А.П. Оконешникова, Л.А. Парамонова). Несомненно, исследования в этой области необходимо развивать в целях научнометодического обоснования решения проблем, связанных с мульти-культурным характером детского сообщества.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992) каждому субъекту РФ была предоставлена возможность строить образовательную модель с учетом национально-региональных особенностей. В системе дошкольного образования Республики Башкортостан вопросы регионализации нашли отражение в программных документах: «Концепции развития башкирского национального образования» (1999), «Программе развития системы образования г.Уфы на 2001-2005 гг. (дошкольное образование и воспитание)» (2001), «Программе разви-
тия образования в РБ на 2004-2008 гг.»(2003). В «Концепции дошкольного образования РБ» (2002) определены основные цели и задачи регионального содержания дошкольного образования. Одна из важнейших - формирование базиса духовной культуры на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой народов Башкортостана и формирование самосознания личности. Анализ содержания нормативно-правовых документов дошкольного образования в Республике Башкортостан характеризуется двумя направлениями:
- научно-методическое обеспечение педагогического процесса ДОУ;
- подготовка специалистов дошкольного образования.
Первое направление включает в себя: разработку концепции по-ликультурного дошкольного образования в Республике Башкортостан; разработку концептуальных основ построения региональной программы воспитания; издание учебно-методических комплексов по развитию речи, декоративно-прикладному искусству для национальных ДОУ; составление региональных программ воспитания, обучения и развития дошкольников на традициях народной педагогики; проведение конкурса образовательных программ и методических пособий, раскрывающих содержание национально-регионального компонента дошкольного образования; разработку вариативных программ по обучению на родном языке детей-башкир и по обучению разговорному башкирскому языку детей других национальностей;
Второе направление связано с подготовкой педагогов для национальных групп и ДОУ Республики Башкортостан (башкирских, татарских и др.). Это направление предполагает включение в план целевого приема в вузы по различным профилям бакалавриата, специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования» со специализацией «Воспитатель национального детского сада»; развитие системы подготовки и переподготовки специалистов для работы в комплексах «Начальная школа -детский сад»; оказание методической помощи работникам ДОУ в обучении родному языку детей башкирской национальности в семьях, проживающих за пределами Республики Башкортостан; проведение семинаров, конференций по актуальным проблемам национального дошкольного образования; подготовку и переподготовку специалистов для изучения в ДОУ иностранных языков.
В региональных нормативно-правовых документах развития дошкольного образования республики довольно подробно рассматриваются ведущие направления преобразования системы дошкольного воспитания и наряду с другими стратегическими задачами выдвинута проблема разработки и реализации национальнорегионального компонента (НРК) дошкольного образования. Разви-
тие мультикультурного образования в ДОУ как одной из новых парадигм современности пока не нашла в них отражения.
Среди исследований актуальных проблем дошкольного образования, проводимых в Республике Башкортостан, можно выделить следующие: личностная и профессиональная подготовка педагогов дошкольных образовательных учреждений (А.Г. Абсалямова, Л.В. Панова), обновление регионального содержания дошкольного образования в полиэтнической среде (Р.Р. Агишева, Т.А. Брюханова, Р.Х. Гасанова, А.Ф. Фазлыева), эстетическое воспитание дошкольников на примере башкирского искусства (Ф.Г. Азнабаева, А.С. Зинурова, А.В. Колбина, Р.Б. Ураксина), психология общения взрослого и ребенка (А.И. Сорокина, Г.Р. Кобелева), патриотическое воспитание дошкольников (Н.С. Белобородова), интеллектуальное развитие дошкольников (В.Г. Яфаева), профессиональная деятельность психологов, работающих с детьми (О.М. Макушкина).
Краткий обзор проводимых исследований учеными республики демонстрирует их акцентуацию на проблемах регионального характера, к тому же и в них отсутствует единое понимание сущности национально-регионального компонента и способов его реализации в образовательной практике, несмотря на то, что требования к нему предложены в методическом письме МО РФ от 24.14.95 №46/19-15. Это выражается в отсутствии соответствующей учебно-методической базы, неразработанности принципиальных требований к структуре национально-регионального компонента, в содержании подготовки педагогических кадров и др.
Дошкольные образовательные учреждения Республики Башкортостан, реализующие национально-региональный компонент дошкольного образования, в начале 1990-х гг. называли и продолжают называть «национальными детскими садами» или «национальными группами детского сада». Изучая научную литературу по проблемам национального воспитания в ДОУ, мы не нашли четкого определения понятия «национальный детский сад». В официальных документах Российской Федерации в сфере образования мы встречаем такие понятия, как: «государственная политика в области образования», «государственные стандарты образования», «федеральная программа в области образования», «федеральные компоненты», «федеральные нормативы» и т.д., т.е. вместо понятия «национальный» в образовательных документах употребляют понятия «государственный», «федеральный», реже «региональный». Возникает противоречие: на практике «национальный детский сад» функционирует, развивается, особенно в национальных субъектах РФ, а
в научных исследованиях, а также в словарях, энциклопедиях и в нормативно-правовых документах данное понятие не представлено и не обосновано. Это затрудняет, прежде всего, работу практиков в организации деятельности национальных детских садов с монокультурной детской средой.
Национальные детские сады Республики Башкортостан имеют ряд своеобразных признаков:
- многочисленный контингент детей одной национальности;
- изучение родного языка наряду с государственным языком общения - русским;
- организация педагогического процесса на основе двуязычия;
- направленность воспитательно-образовательного процесса на изучение языка, культуры, национального искусства одного народа;
- направленность воспитательного процесса ДОУ на формирование и сохранение этнического самосознания детей той национальности, которая отражена в названии ДОУ.
Задачи образовательного процесса национальных детских садов Республики Башкортостан выглядят следующим образом.
1. Воспитывать у детей любовь к родному краю, к его народу.
2. Знакомить детей с историей, культурой, бытом родного народа, его традициями.
3. Обучать детей родному языку.
4. Формирование художественных и творческих способностей на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой.
Анализ реальной педагогической практики показал, что сложившаяся ситуация в национальных детских садах сложнее, чем предполагалось изначально. В чем сложность? Наиболее значительную часть по степени влияния на воспитательно-образовательный процесс ДОУ Республики Башкортостан составляют образовательные программы, которые играют одну из ключевых ролей в системе дошкольного воспитания республики и являются основным методическим материалом воспитателей. Методической основой организации воспитательно-образовательного процесса в Республике Башкортостан являются ряд разработанных региональных программ. Эти программы условно делятся на три группы.
1. Программы, изданные на русском языке («Земля Отцов» Р.Х. Гасанова; «Ляйсан» Р.Р. Агишева; «Урал - родимый край» Н.Ф. Фазлыева; «Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой» Л.И. Марченко; «Надежда» Л.А. Апеева).
2. Программы, изданные на двух языках: русском и башкирском («Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана -
дошкольникам» А.В. Молчева; «Я - Башкортостанец» Р.Л. Агишева; «Музыка в детском саду» Р.К. Мухаметзянова).
3. Программы, изданные на башкирском языке («Илhам» Ф.Г. Азнабаева; «Оскон» Ф.Г. Азнабаева, З.Г. Нафикова; «Лэйсан» Р.А. Абдулатипова, Г.И. Амирханова, М.Б. Юлмухаметов; «Башкорт балалар баксалары осон укытыу - тэрбиэ программаhы» Г.Г. Галиева, З.Г. Нафикова).
Острой проблемой является программно-методическое обеспечение татарских детских садов. В Республике Башкортостан не разработаны программы по приобщению дошкольников к культуре татарского народа. Используемые программы завозятся из Республики Татарстан, имеют гриф Министерства образования Республики Татарстан и ориентированы в основном на обучение детей татарскому языку (Бурханова Р.Г., Юсупов Ф.Ю).
Анализ содержания региональных программ, используемых в Республике Башкортостан, показал, что:
программы направлены на изучение башкирского языка и приобщение дошкольников, в основном, к культуре башкирского народа;
авторы концентрируют свои научные исследования в области одного вида деятельности (музыкальной, фольклор, декоративноприкладное искусство, язык, окружающий мир), другими словами, они представлены в виде специализированных (парциальных) программ;
отсутствуют программы для работы в еврейских, татарских, чувашских, марийских, украинских группах и ДОУ Республики Башкортостан;
программы не учитывают социально-этнический состав детской группы, т.е. вне поля зрения авторов реализуемых программ остается мультикультурный характер и детского сообщества и современного общества в целом.
Сравнивая региональные программы с федеральными программами дошкольного образования, мы пришли к выводу, что региональные программы нуждаются в обновлении содержания и расширении задач, направленных на воспитание личности дошкольников.
На практике мы увидели, что социально-этническая среда в национальных детских садах многонациональна. Причем сочетание различных культур в каждой группе неповторимо, в некотором роде уникально и динамично. Рассмотрим национальный состав на примере башкирского и татарского детских садов (табл. 1).
Таблица 1
Башкирский детский сад
Татарский детский сад
Р€*РОРМЫ ПОШНОЛЬНОГО ООРПЗОППНИП
Дети башкиры Дети других национальностей Дети из смешанных семей Дети татары Дети других национальностей Дети из смешанных семей
45 % 2 % 53 % 51% 3% 46%
Ни в одном национальном детском саду (башкирском, татарском) мы не встретили группы с однородным национальным составом. Это убеждает нас в том, что национальные детские сады Республики Башкортостан также мультикультурны и состоят из представителей разных национальностей.
В то же время одной из проблем национальных ДОУ Республики Башкортостан остается их кадровое обеспечение. Одним из условий приема воспитателя в национальный детский сад является: окончание национальной школы и владение двумя языками - русским и башкирским или татарским. Кадровое обеспечение других работников дошкольного образовательного учреждения происходит также по национальному признаку. Таким образом, мононациональный кадровый состав ДОУ отличается от более широкого многонационального состава детской среды, что противоречит принципу мультикультурализма. Как уже отмечалось ранее, национальные детские сады имеются во многих субъектах Российской Федерации. Мы рассматриваем национальный детский сад - как образовательное учреждение, в котором осуществляется воспитание и образование дошкольников на основе включения их в родную, национальную культуру. Современный национальный детский сад должен быть направлен на соблюдение баланса между образовательными перспективами развития личности и культурными потребностями ребенка, которому предстоит жить и творить в мультикультурном государстве и в мировом сообществе.
В Республике Башкортостан на данный момент функционируют и развиваются многонациональные детские сады. Социальноэтнический состав многонациональных ДОУ Республики Башкортостан, включает в себя представителей национальных групп, постоянно проживающих на территории Республики Башкортостан (русские, татары, башкиры, чуваши), России (белорусы, украинцы), а также стран ближнего (армян, азербайджан, таджиков) и дальнего зарубежья (вьетнамцев, турков). Процесс обучения и воспитания в них осуществляется на государственном языке - русском. В некоторых из них имеются национальные группы воспитания детей, практикуется обучение дошкольников иностранному языку, форма обучения -кружковая. В многонациональных детских садах реализуются комплексные программы: «Программа воспитания и обучения в детском
саду» (М.А. Васильева, Т.С. Комарова), «Радуга» (Т.Н. Доронова), «Детство» (Т.И. Бабаева), «Я-Человек» (С.А. Козлова), и специализированные (парциальные) федеральные программы (Л.Г. Петерсон, О.С. Ушакова). Что касается отдельных разделов федеральных программ (музыкальное, физическое, художественно-эстетическое воспитание, театрализованная деятельность), то значительное число педагогов уже многие годы привносят в их содержание свои творческие находки, связанные с региональными особенностями республики. Соотношение федерального и национально-регионального компонента в содержании образовательного процесса национальных и многонациональных ДОУ РБ представлено в таблице 2. Как видно из таблицы, национально-региональный компонент и в национальных и в многонациональных ДОУ явно превышает необходимый информационный и временной ресурс, чем нарушается баланс между содержанием воспитания, необходимым для полноценного формирования базовой культуры личности, и акцентированием национального фактора воспитания.
Таблица 2
Реализация национально-регионального компонента в ДОУ РБ
I | Федеральный компонент
| | Региональный компонент
I I Компонент, связанный со специальной деятельностью ДОУ
Мы считаем, что понятие «национально-региональный компонент», используемый в большинстве нормативных документов дошкольного образования Республики Башкортостан, не совсем корректно. На самом деле понятие «национальный» связано, прежде всего, с конкретной национальной группой. В условиях мультикуль-турного региона, каким является Республика Башкортостан, уместно
употребление понятия «региональный компонент». Оно гораздо шире и отражает более широкий спектр республики. В пользу термина «региональный компонент» говорит и то, что такие его составляющие, как животный, растительный мир, география, история, природа, меньше всего обусловлены национальными факторами. Обратимся к авторским определениям понятия «регион». А.И. Чистобаев дает следующее определение данного понятия: «Регион - область, район, часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и (или) исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения» [2, с.21]. Ю.Н. Гладкий рассматривает понятие регион как «комплекс, состоящий из земли, воздуха, флоры, фауны и человеческого населения, которые могут рассматриваться в их особых отношениях друг с другом и которые составляют вместе определенную и характерную часть поверхности Земли» [2, с.22]. Таким образом, «регион» представляет собой более широкое понятие, чем «национальный фактор». Пристальное внимание и акцентирование только национального аспекта региона может привести к ее абсолютизации и обособлению. Поэтому наряду со знакомством детей с художественной литературой, традициями, языком, обычаями народов Республики Башкортостан в содержании регионального компонента ДОУ мы предлагаем опираться на следующие характеристики региона: национально-культурные, демографические, климатические, социально-экономические и социально-правовые.
Дошкольные образовательные учреждения призваны обеспечить естественное вхождение дошкольников в мультикультурное образовательное пространство. В этих условиях выдвигаются основные цели обновления регионального содержания дошкольного образования: удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов, составляющих детскую среду, и подготовка дошкольников к жизни в мультикультурном обществе. Это обусловливает ряд конкретных воспитательно-образовательных задач регионального содержания: формирование у дошкольников национального самосознания и основ межэтнической толерантности, представлений о многообразии народов России и Республики Башкортостан; организация развивающей мультикультурной среды -основы для взаимодействия дошкольников с другими культурами; воспитание культуры межнационального общения; создание оптимальных условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка.
В целом анализ данной проблемы убеждает нас в том, что не все средства регионального содержания дошкольного образования в Республике Башкортостан изучены и используются в работе дошкольных учреждений. Мультикультурализм представляет собой не только культурное (этническое) разнообразие, он охватывает более широкий спектр разнообразия общества в виде комплекса политических, географических, социальных, религиозных характеристик. В данной статье мы не коснулись таких аспектов мультикультурализ-ма, как проблема адаптации дошкольников с особыми потребностями в развитии, дошкольников из семей беженцев и мигрантов, основ религиозного воспитания дошкольников, которые ждут своего исследователя.
В заключение считаем уместным подчеркнуть, что для удовлетворения этнокультурных потребностей многонационального населения Республики Башкортостан в сфере дошкольного образования необходимо:
- разработать концепцию регионального содержания дошкольного образования Республики Башкортостан;
- обогатить федеральные программы дошкольного образования разработкой регионального содержания с учетом этнического состава детского коллектива;
- создать научно-методическую базу для работы в национальных и многонациональных группах и дошкольных учреждениях (татарских, чувашских, украинских и т.д.)
Содержание регионального компонента дошкольного образования необходимо строить на принципе мультикультурализма. Социокультурный контекст развития личности дошкольника предполагает учет конкретных региональных реалий и определение их значимости в мультикультурном мире. Педагоги дошкольных учреждений могут обеспечить приобретение дошкольником основ межкультур-ных компетенций, связанных с взаимодействием разных культур. На наш взгляд, такой подход будет определять одну из образовательных стратегий развития дошкольного образования как в Республике Башкортостан, так и в России.
1. Абсалямова А.Г. Организация педагогического процесса в многонациональном ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. № 5. - С.50-55.
2. Aбсалямова A.r. Мультикультурализм в постсоветском образовательном пространстве II Alma mater. Вестник высшей школы. - 2005. - № 5. - С.12-17.
3. Гладкий Ю.Н., Чистобаев A.K Регионоведение. Учебник. - М.: Гарда-рики, 2003.
4. Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программнометодических материалов I Под ред. Т.И Оверчук. - М.: «Издательство ГНОМ и Д », 2004. - 640с.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. От 29 декабря 2001 г. № 1756 .
6. Новый энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия. 2000. - 1456с.
7. Сыртланова Н.Ш. Теоретические основы концепции регионального содержания дошкольного образования в Республике Башкортостан. II Материалы III Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «^ктуаль-ные проблемы дошкольного образования: перспективы развития». Челябинск. -2005. С.73-77.
В. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» ИНародное образование. - 2002. - №1. - С.255-261.
ABSTRACT
The article deals with the actual problems of multi-cultural education in preschool institutions of the Republic of Bashkortostan. The multicultural aspect is considered by the authors as one of the principles of building up the regional contents of the pre-school education, which is to define one of the strategies of development of the national education in the multicultural world. The authors suggest realizing the principle of multi-culturalism both in national and multinational preschool establishments taking into account the pupils’ social-ethnic environment.