Научная статья на тему 'Система дошкольного образования в республике Башкортостан: история и современность'

Система дошкольного образования в республике Башкортостан: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривошеев Владимир Филиппович, Абсалямова Амина Габдулахатовна

This article is of informational character. It considers the history of formation and development of the pre-school education in the Republic of Bashkortostan. The authors analyze the main stages of development of the pre-school education in the Republic of Bashkortostan, giving a concise characteristics of each of them. A special emphasis is laid upon the history of origin, specificity of the activity of national and multicultural educational institutions of the republic. Along with educational experience in the pre-school educational institutions of the republic, the article presents for consideration the basic trends of the scientific research in the field of solving actual problems of pre-school education. The authors offer a system of training teachers for pre-school educational institutions of the Republic of Bashkortostan, as well as the new trends in training specialists., The paper is based on a solid normative legal foundation, which makes its data altogether reliable. This article is one of the first attempts to describe original and training oriented development of the preschool education in the Republic of Bashkortostan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of pre-school education in the Republic of Bashkortostan: past and present

This article is of informational character. It considers the history of formation and development of the pre-school education in the Republic of Bashkortostan. The authors analyze the main stages of development of the pre-school education in the Republic of Bashkortostan, giving a concise characteristics of each of them. A special emphasis is laid upon the history of origin, specificity of the activity of national and multicultural educational institutions of the republic. Along with educational experience in the pre-school educational institutions of the republic, the article presents for consideration the basic trends of the scientific research in the field of solving actual problems of pre-school education. The authors offer a system of training teachers for pre-school educational institutions of the Republic of Bashkortostan, as well as the new trends in training specialists., The paper is based on a solid normative legal foundation, which makes its data altogether reliable. This article is one of the first attempts to describe original and training oriented development of the preschool education in the Republic of Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «Система дошкольного образования в республике Башкортостан: история и современность»

ШЛк я

В.Ф.Кривошеев, А.Г.Абсалямова

СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Система дошкольного образования Республики Башкортостан отражает развитие отечественной российской дошкольной педагогики от ее корней - уникального народного опыта - до современных научных исследований. В Республике Башкортостан создана развивающаяся система дошкольного образования, отвечающая потребностям населения республики. Дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ) являются первой и весьма ответственной ступенью общей системы образования России. По данным Министерства образования Республики Башкортостан на 01.01.2005 г., в городах и селах Республики Башкортостан функционируют 1904 ДОУ, в которых воспитывается 144556 детей. Для сравнения, в 1990 году функционировало 2522 ДОУ с численностью детей - 256680. Основная часть ДОУ республики находится на селе - 1234 ДОУ, где воспитывается 43026 детей, большая часть сельских ДОУ (1103) -это малокомплектные детские сады. В связи с демографическим ростом населения с 2001 г. наметилась тенденция увеличения сети ДОУ. Начиная с 2004 г., при 164 ДОУ были открыты группы кратковременного пребывания для 1827 детей дошкольного возраста [3].

В республике функционируют следующие виды дошкольных образовательных учреждений:

детские сады - 1561 (87056 детей), в том числе в городах 368 (48101 ребенок), в сельской местности 1193 (38955 детей);

детские сады компенсирующего вида - 37 (2886 детей), все расположены в городах республики;

детские сады ухода и оздоровления - 13 (1340 детей), в том числе в городах 12 (1190 детей), в сельской местности 1 (150 детей);

детские сады комбинированного вида - 213 (38676 детей), в том числе в городах - 190 (36666 детей), в сельской местности - 23 (2010 детей);

центры развития ребенка - 75 (14598 детей), в том числе в городах 59 (12687 детей), в сельской местности 16 (1911 детей)

По данным Министерства образования Республики Башкортостан на 1.01.2005г., дошкольные учреждения республики посещают 58,1% от общего числа детей дошкольного возраста, в 1999 году эта цифра составляла 53%. Дошкольным образованием в городах РБ охвачено 68,2% детей дошкольного возраста, на селе этот показатель составляет лишь 42%. В г.Уфе дошкольным образованием охвачено 60,3% детей дошкольного возраста, однако на «очереди в детский сад стоят» 14000 детей дошкольного возраста. Резкое сокращение сети дошкольных учреждений, в основном это были ведомственные ДОУ, в кризисные годы повлекло за собой проблему охвата системой дошкольного образования детей дошкольного возраста.

По данным Комитета государственной статистики РБ на 01.01.2005г., в ДОУ республики обучение и воспитание ведется на семи языках: башкирском, марийском, мордовском (эрзя), русском, татарском, удмуртском, чувашском. Педагогический процесс в национальных и многонациональных детских садах, группах воспитания организован на основе двуязычия: на государственном языке общения - русском, и языке, являющемся для детей родным.

Развитие системы дошкольного образования в Республике Башкортостан можно разделить на четыре этапа: первый, до 1917 года, обучение и воспитание детей осуществлялось в семье, в мектебах и в школах, открытых, в основном, при мечетях; второй, с 1917-1940 гг., в это время активно развивалась сеть детских площадок и дошкольных детских домов; третий, 1950-1990 гг., характеризуется развитием общественного дошкольного образования на ярко выраженной идеологической основе, четвертый, с 1990 гг. до наших дней, характеризуется демократической направленностью содержания дошкольного образования и появлением разнообразных типов дошкольных образовательных учреждений. Охарактеризуем кратко каждый этап.

Первый. Мектебе и медресе, действовавшие на территории башкирских земель, распространенные в дореволюционный период

и открывавшиеся в основном для религиозного воспитания детей, выполняли роль защитников национального языка, национальной культуры и литературы. Учителя и муллы, обучающие молодежь, среди которых были и маленькие дети, выступали в роли посредников между исламскими ценностями и подрастающим поколением. В работе первой Государственной Думы, учрежденной Манифестом от 17 октября 1905 г. наряду с политическими и экономическими вопросами обсуждались и вопросы образования. Депутат Г.Х.Еникеев внес предложение о том, чтобы «... общеобразовательные начальные школы среди мусульман организовать в строгом соответствии с бытовыми, этнографическими и религиозными особенностями мусульманского населения, положив в этих школах языком преподавания родной язык» [4, 153].

Второй. Правительство Башкирии в послеоктябрьский период уделяло большое внимание проблемам воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Историческим событием стал I Всебашкирский съезд деятелей народного просвещения, прошедший 25 декабря 1919 года. В числе насущных вопросов участники съезда рассматривали вопрос о детских учреждениях. Они обязали органы народного просвещения заботиться о подготовке для детских учреждений работников, которые могли бы работать на языке детей, были бы знакомы с «культурным творчеством» народных масс и с той средой, в какой им придется работать. Органы просвещения были обязаны снабжать их методическими пособиями как на русском, так и на родном языке детей. Первая детская площадка на 1200 мест была открыта 20 июня 1919 г. в г.Уфе, в саду им. И.Якутова. Вторая площадка - в саду «Общества народных университетов», так прежде назывался сад им.А.Матросова. Третья детская площадка была открыта в парке «Свободы» на 700 детей [1, 9]. Для руководства мероприятиями по повышению качества подготовки педагогических кадров в 1929 году в г.Уфе было создано «Бюро ассоциации дошкольных работников». В 1930 году состоялась I Всебашкирская конференция дошкольных работников, на которой обсуждались вопросы дошкольного воспитания. Достойный вклад в развитие системы дошкольного образования Республики Башкортостан сделали наши земляки, ветераны дошкольного воспитания: К.Х.Давлетханова, Г.Г.Галеева, Х.М.Яфаева, Е.Г.Ковальская, О.Г.Филадельфова. Начиная с 1934 г. в связи со строительством моторостроительного и нефетеперерабатывающего заводов в городе Уфе, в ее северной части - в Черниковке стали строить

типовые детские сады по «Ленпроекту», утвержденному Наркомпросом РСФСР. Особенно бурно стала развиваться сеть дошкольных образовательных учреждений во время Великой Отечественной войны. Если в 1940 году было всего 60 детских садов различных промышленных предприятий, то в 1945 году их стало 70 с контингентом 6100 детей. Коллективы этих детских садов в тяжелое для страны время стали приемными пунктами эвакуированных детей и населения. В каждом детском саду были обездоленные дети, режим работы строился так, чтобы они не чувствовали ужасов войны. В условиях войны дошкольные работники уфимских детских садов организовывали дежурные группы для эвакуированных детей на железнодорожном вокзале.

Третий. В послевоенное время продолжали строить детские сады Строительный трест № 21, Новоуфимский нефтеперерабатывающий, Химический, Приборостроительный заводы. За 15 лет к 60-му году сеть детских садов увеличилась вдвое. Каждая семья поняла, что дать ребенку всестороннее развитие может только детский сад, где работают воспитатели со специальной подготовкой. К проблемам дошкольного образования в республике обращаются ученые. С исследований М.Н.Фахретдиновой начинается изучение теоретических проблем дошкольного образования в республике. Первая кандидатская диссертация, защищенная М.Н.Фахретдиновой в 1952 году, была посвящена анализу основных направлений развития системы общественного дошкольного воспитания в Советской Башкирии [9]. 60-е годы отличаются интенсивным развитием системы дошкольного воспитания республики. В детских садах крепнет учебно-материальная база, накапливается интересный педагогический опыт работы по воспитанию детей. Так, в приказе № 97 от 29 июля 1964 года Министерство просвещения БАССР объявляет благодарность инспектору по дошкольному воспитанию ГОРОНО г. Уфы К.М.Гуменской, руководителям детских садов №№ 8,30,34,41,51,53,135 за успешную воспитательную работу и представление высококачественных экспонатов для зарубежных выставок - 17 детских рисунков экспонировались в Италии, Германии, Мали, Канаде, Ливане.

В 70-е годы в городе Уфе, как и в республике в целом, идет бурное строительство детских садов. Так, в 1971 году, как ни в один год, было построено 15 детских садов на 2835 мест. В это время были построены такие замечательные детские сады, как №№ 238, 120, 240, 109, 251, 253, 115, 31, 257, 258, 267, 270 и др. Но проект

большинства этих детских садов был как раз не один из лучших, в групповых комнатах отсутствовали спальные комнаты.

В 80-х годах началось строительство детских садов по улучшенным проектам с двумя залами, с просторными групповыми комнатами, с бассейнами. Именно в эти годы появились лучшие детские сады, достигшие высокого качества дошкольного образования: ОАО «УМПО» - №№ 265, 59, 329; треста КПД № 130, завода «Промсвязь» - № 291, Приборостроительного завода - №№ 300, 322. В 1994г. завершилось строительство детских садов города, последними детскими садами №116 в Демском районе г.Уфы, ДОУ № 90 по ул.Российской и ДОУ № 99 в микрорайоне Сипайлово Октябрьского района. Самое большое количество детских садов в г.Уфе было зафиксировано в 1992 году, когда числилось 371 учреждение. Большой вклад в развитие дошкольного воспитания республики внесли педагоги Л.М.Гумерова, К.А.Ибрагимова, Д.А.Комисарова, Г.Н.Лебедева, Г.Р.Мамлеева, А.Б.Тюлькина.

Четвертый. Деятельность современных дошкольных образовательных учреждений республики основана на теоретических положениях Концепции дошкольного воспитания [5, 8-33]. Приоритетными задачами дошкольных образовательных учреждений являются: охрана жизни и здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Важнейшая роль в решении этих задач отводится педагогической науке.

Научные исследования проблем дошкольного образования, проводимые в Республике Башкортостан в настоящее время, отражают следующие ее аспекты: личностную и профессиональную подготовку педагогов дошкольных образовательных учреждений (А.Г.Абсалямова), обновление регионального содержания дошкольного образования в полиэтнической среде (Р.Р.Агишева, Т.А.Брюханова, Р.Х.Гасанова, А.Ф.Фазлыева), эстетическое воспитание дошкольников на примере башкирского декоративно-прикладного искусства (А.В.Колбина), психология общения взрослого и ребенка (А.И.Сорокина, Г.Р.Кобелева), патриотическое воспитание дошкольников (Н.С.Белобородова), интеллектуальное развитие дошкольников (В.Г.Яфаева), профессиональная деятельность психологов, работающих с детьми (О.М.Макушкина).

По данным Госкомстата РБ на 01.01.2005г., в ДОУ республики работает 19021 педагог, в том числе 1854 руководителей ДОУ, 13130 воспитателей, 1676 музыкальных руководителей, 143 учителей-дефектологов, 792 учителей-логопедов, 545 педагогов-психологов, 630 инструкторов по физической культуре, 261 старший воспитатель. От общего количества педагогов ДОУ высшее образование имеют 5932 (31,2%), незаконченное высшее - 1252 (6,6%), среднее специальное - 11661 (61,3%), в том числе педагогическое - 10920 (56,9%). В настоящее время подготовка кадров для дошкольных учреждений осуществляется как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, действующих на территории республики: на дошкольном отделении Института педагогики БГПУ (г.Уфа), в БГПИ (г.Бирск), в СиБГУ (г.Сибай), в ВЭГУ (г.Уфа), а так же в педагогических училищах городов Уфы, Белебея, Белорецка, Кумертау, Нефтекамска и села Месягутово. Педагогические колледжи и педагогические университеты республики объединились в подготовке педагогов дошкольных учреждений. На основе этого единства в педагогических колледжах и педвузах республики были скоординированы программы подготовки студентов. Переподготовка и дополнительное профессиональное образование педагогов дошкольных учреждений республики осуществляется на кафедре дошкольного и начального образования Башкирского института развития образования.

Стратегическим центром подготовки кадров для системы дошкольного образования республики является кафедра педагогики и методики дошкольного образования Института педагогики Башкирского государственного педагогического университета. На кафедре разработана Концепция регионального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования [2], получившая гриф Министерства образования Республики Башкортостан, а также программа специализации 030922 - «Управление дошкольным образованием». В связи с обязательствами, связанными с вхождением России в Европейское образовательное пространство, с выполнением условий Болонского соглашения, в Институте педагогики БГПУ на базе кафедры педагогики и методик дошкольного образования с 2003 года функционирует бакалавриат, в рамках которого осуществляется подготовка бакалавров. Бакалавр - это выпускник вуза, получивший за четыре года базовое высшее образование. Он вправе занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями

предусмотрено наличие высшего образования. Индивидуальный образовательный маршрут бакалавра может развиваться в двух направлениях: специалитет и магистратура. Специалитет длится один год и завершается получением квалификации «дипломированного специалиста», магистратура длится два года, завершается защитой магистерской диссертации и получением степени «магистра педагогики». Дошкольные образовательные учреждения, таким образом, получают воспитателя по 8 разряду ЕТС за четыре года их подготовки в вузе, а не за пять, как это было раньше. Новые специальности и направления подготовки кадров для системы дошкольного образования ориентированы на повышение качества дошкольного образования в дошкольных учреждениях и удовлетворение потребностей населения республики в педагогических кадрах.

Дошкольные образовательные учреждения Республики Башкортостан в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 году Министерством образования Российской Федерации [5, 148-155]. Для современного дошкольного учреждения Республики Башкортостан характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления образовательного процесса и в использовании образовательных программ. Распространенная 10-15 лет назад в нашей стране и в Республике Башкортостан сеть яслей, в которых воспитывались дети до 3-х лет, по социально-экономическим причинам резко сократилась, но в настоящее время происходит увеличение численности детей раннего возраста. Усилия руководителей органов управления дошкольным образованием Республики Башкортостан направлены на возрождение как яслей, так и дошкольных учреждений.

В Республике Башкортостан активно развиваются муниципальные образовательные учреждения «Начальная школа - детский сад», в которых дети обучаются и воспитываются по программам 1-3 классов и 1-4 классов. Постепенно осуществляется полный переход на обучение по программам 1-4 классов. В республике функционирует 45 образовательных учреждений «Начальная школа - детский сад» для детей дошкольного и младшего школьного возраста, их посещает 2240 детей. Деятельность комплексов «Начальная школа - детский сад» направлена на обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

Кроме этих видов дошкольных учреждений, функционируют образовательные учреждения для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, воспитываются в 3 дошкольных детских домах и в 23 детских домах для детей разных возрастов. Поиск новых форм организации воспитания детей-сирот идет в направлении отказа от казенных учреждений и приближения воспитания детей к условиям семьи [3].

Для системы дошкольного образования Республики Башкортостан актуальными являются задачи реабилитации детей, коррекции их здоровья. Создаются и успешно развиваются специализированные дошкольные учреждения, в которых функционируют группы для детей с различными нарушениями здоровья, с нарушениями слуха, речи, зрения, с задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией. По данным Министерства образования РБ на 01.01.2005 г., для часто и длительно болеющих детей функционирует 316 групп, в которых оздоровительной работой охвачено 6226 детей. В 15 санаторных ДОУ для 1379 тубинфицированных детей, наряду с дошкольным воспитанием, организована лечебно-профилактическая работа. Образовательная работа в этих дошкольных учреждениях основана на гуманном отношении к детям и направлена на восстановление их здоровья. В Республике Башкортостан начинают развиваться различные формы частного дошкольного образования, гувернерство и домашнее воспитание. По направленности и содержанию образовательного процесса частные дошкольные образовательные учреждения подразделяются

- на привилегированные, в которых за очень высокую плату обеспечивается высокое качество дошкольного образования;

- для детей, которые нуждаются в особых условиях для обучения и индивидуального развития, плохо адаптируются, с трудом переносят жесткую регламентацию их поведения и деятельности, напряженность ритма образовательного учреждения;

- для одаренных детей, которым необходимы особая атмосфера для развития и специальная программа обучения.

Частные дошкольные образовательные учреждения на дому, а также частные комплексы «Начальная школа - детский сад», имеющиеся в республике, постепенно начинают развиваться. Школа гувернеров, а также новые формы дошкольного образования (детский сад выходного дня, центры присмотра за детьми в торговом доме «Гостиный двор», семейном кафе «Алладин» и др.) находятся на стадии становления.

Особое место в системе дошкольного образования Республики Башкортостан занимают национальные и многонациональные дошкольные учреждения. Национальные дошкольные образовательные учреждения, функционируют и развиваются, как правило, в регионах компактного проживания той или иной этнической группы. В Башкирии с 1919 года первые дошкольные учреждения открывались на родном языке детей. В малой Башкирской АССР и Уфимской губернии организовывались башкирские, русские, татарские, чувашские детские площадки и дошкольные детские дома. Из 14 детских площадок в Тамьян-Катайском кантоне 10 было башкирских. В Бирском кантоне в числе 12 детских площадок были русские, татарские, марийские. Областной методический кабинет БАССР в 1929 году проводил работу на трех языках: русском, башкирском, татарском. Работало шесть педучилищ: в г.Бирске - башкирское и татарское, в г.Белебее - чувашское и татарское, в Краснокамском районе -марийское педучилище, в г.Уфе - русское педучилище. По территории Башкирии в семи районах работало 89 башкирских, 125 татарских, 162 русских и 32 детских сада других национальностей. В одном только Баймакском районе в 1932 году было 5 башкирских, 4 татарских, 5 русских детских садов. Для оказания методической помощи дошкольным учреждениям активно работала дошкольная секция при Научно-исследовательском институте педагогики, организованном в г.Уфе в 1932 году. Перевод и издание научно-методической литературы осуществлялось на башкирском, русском и татарском языках [1].

Многонациональные дошкольные образовательные учреждения функционируют и развиваются в большинстве субъектов Российской Федерации с разнообразной этнической мозаикой. Такая же ситуация и в Республике Башкортостан. Это вовсе не означает, что появились новые типы дошкольных образовательных учреждений в дополнение к имеющимся. Их история сродни истории становления системы дошкольного образования и в России, и в Башкирии. Национальный фактор влияет на обновление содержания дошкольного образования. Деятельность современных многонациональных дошкольных учреждений республики связана с многообразием социально-этнической среды детской группы. В многонациональных дошкольных образовательных учреждениях можно выделить различные формы организации обучения дошкольников родному языку и культуре, среди которых наиболее популярными

являются группы воспитания и обучения на основе двуязычия, один из которых родной язык детей (башкирский, еврейский, украинский, удмуртский, чувашский), другой русский - язык государственного межнационального общения; кружковая форма воспитания и обучения, в котором один из языков изучается как второй с учетом степени знания детьми этого языка.

Объединяющей целью педагогов и национальных, и многонациональных дошкольных учреждений Республики Башкортостан является создание психолого-педагогической основы для амплификации личности дошкольника в условиях многонациональной среды общества.

В Программе развития образования в Республике Башкортостан на 2004-2008 годы обозначены приоритетные задачи развития системы дошкольного образования [8, 11]. Деятельность практических работников дошкольных образовательных учреждений и ученых, развивающих теоретические аспекты дошкольного образования в республике, направлена на обеспечение требований современного общества в области дошкольного образования подрастающего поколения Республики Башкортостан.

1. Абсалямова А.Г. Мультикультурное образование. - Уфа: Изд-во БГПУ,

1997.

2. Абсалямова А.Г. Концепция регионального компонента высшего профессионального образования. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2005.

3. Аналитическая справка о состоянии сети дошкольных образовательных учреждений в Республике Башкортостан (по состоянию на 01.01.2005 г.).

4. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. Основные тенденции развития. - Уфа: Китап, 2001.

5. Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М.: Изд-во АСТ, 1997.

6. Кривошеев В.Ф. Развитие высшей педагогической школы в условиях зрелого социализма: Учебное пособие. - М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1984.

7. Кривошеев В.Ф., Климанова Л.Ф. «Перспектива». Концепция обновления начальной общеобразовательной школы XXI века. Обучение на культурно-исторической основе как средство духовно-нравственного развития личности школьника. - М.: Изд-во ИОО МО РФ, 2005. - 83 с.

8. Программа развития образования в Республике Башкортостан на 20042008 годы / Министерство образования Республики Башкортостан. - Уфа, 2004.

9. Фахретдинова М.Н. Очерки по истории общественного дошкольного воспитания в Башкирской АССР (1917-1941). - М., 1952.

ABSTRACT

This article is of informational character. It considers the history of formation and development of the pre-school education in the Republic of Bashkortostan. The authors analyze the main stages of development of the pre-school education in the Republic of Bashkortostan, giving a concise characteristics of each of them. A special emphasis is laid upon the history of origin, specificity of the activity of national and multicultural educational institutions of the republic.

Along with educational experience in the pre-school educational institutions of the republic, the article presents for consideration the basic trends of the scientific research in the field of solving actual problems of pre-school education. The authors offer a system of training teachers for pre-school educational institutions of the Republic of Bashkortostan, as well as the new trends in training specialists., The paper is based on a solid normative legal foundation, which makes its data altogether reliable. This article is one of the first attempts to describe original and training oriented development of the preschool education in the Republic of Bashkortostan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.