Научная статья на тему 'Роль дошкольных образовательных учреждений поликультурного региона в духовно-нравственном воспитании детей'

Роль дошкольных образовательных учреждений поликультурного региона в духовно-нравственном воспитании детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MORAL EDUCATION / REGION / MULTICULTURAL SPACE / PRESCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрашова Н. В.

The article considers the peculiarities and contradictions spiritually-moral education of children in multicultural region when implementing Federal state requirements to the structure of the basic educational programs of preschool education. Taking into account the peculiarities of multicultural region the author describes the capabilities and value orientations of the initiation of preschool children to the historical and cultural values of their people to the norms of international conduct and uniting different culture of universal values, and provides criteria for monitoring the effectiveness of this work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль дошкольных образовательных учреждений поликультурного региона в духовно-нравственном воспитании детей»

ПЕДАГОГИКА

(Специальность 13.00.01)

© 2013 г. Н.В. Кондрашова УДК 37

РОЛЬ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

[Role of pre-school education institutions of polycultural region in spiritual and moral upbringing of children]

The article considers the peculiarities and contradictions spiritually-moral education of children in multicultural region when implementing Federal state requirements to the structure of the basic educational programs of preschool education. Taking into account the peculiarities of multicultural region the author describes the capabilities and value orientations of the initiation of preschool children to the historical and cultural values of their people to the norms of international conduct and uniting different culture of universal values, and provides criteria for monitoring the effectiveness of this work.

Key words: moral education, region, multicultural space, preschool.

В условиях развития поликультурного образования, ориентированного на трансляцию этнокультурного наследия народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации важное место занимает духовно-нравственное воспитание детей, а именно сложный педагогически организованный процесс, направленный на расширение представлений дошкольников о нравственных и национальных ценностях ближайшего социокультурного окружения, обогащение нравственного опыта и развитие чувств детей и т. д.[1-2].

Однако в условиях внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного [3] образования целесообразно переосмыслить работу в этом направлении. На наш взгляд, в области дошкольного образования в результате модернизации обнаруживается несколько противоречий: 1) между необходимостью соблюдения диалектического триединства и важностью обеспечения качества этнопедаго-гической работы, а также широкими возможностями для творчества и инноваций педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания личности в

период дошкольного детства; 2) между необходимостью осуществления эффективной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников и необходимостью определения гармоничного соотношения светского и религиозного направлений этой работы; 3) между значимостью приобщения детей к этнокультурному наследию, национальным ценностям и необходимостью организации системной работы в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) (максимально эффективного использования организованной образовательной деятельности и режимных моментов в решении всех воспитательных и образовательных задач в условиях интеграции основных образовательных областей и усиления связи с этносоциумом и культурно-образовательными учреждениями в пешеходной близости от ДОУ).

Постепенно усиливается общекультурная, этическая и духовная миссия ДОУ, которое призвано содействовать решению культурно-воспитательных и духовно-нравственных проблем. При этом ДОУ в каждом регионе следует работать на опережение и качественно изменяться в следующих направлениях: становиться центром образования и духовного воспитания детей в конкретном населенном пункте, быть способным своевременно оказывать консультативную помощь родителям, помогать им в воспитании и присмотре за детьми; совершенствовать работу по разностороннему развитию ребенка, раскрытию его способностей, формированию основ базиса личностной культуры, обеспечению права обучения и воспитания на родном и государственном для воспитанников языках, приобщению к ценностям родной и мировой культуры и т. д.

Поскольку большинство учреждений полинациональны по составу воспитанников в ДОУ каждого региона целесообразно учитывать идею о триединстве национального, общероссийского и мирового наследия. В этой связи важны три основных направления приобщения дошкольников к накопленному духовному достоянию: 1) родному языку и национальной культуре, историко-культурным ценностям своего народа и родного края и пр.; 2) общероссийскому культурному наследию и общепринятым в стране нормам межнационального поведения (приобщение к этикету, воспитание культуры межнационального общения, деятельности и внешнего вида); 3) общечеловеческим ценностям и этическим нормам как объединяющим различные культуры нравственным основам. Реализация работы в этих трех направлениях поз-

волит показать не только уникальность культурного наследия родного народа, но и акцентировать внимание на нравственных основах, объединяющих разные культуры и воспитывать высокие гражданские чувства и т. д.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников предполагает последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству и миру в целом [1]. Поэтому при осуществлении духовно-нравственного воспитания и развития детей в условиях поликультурного региона необходимо определить основные приоритеты и ценностные ориентиры, которыми могут руководствоваться специалисты ДОУ.

В первую очередь важно определить специфику нравственно-духовного воспитания дошкольников в различных сферах: светской, церковной и семейной. Поскольку согласно действующему законодательству для системы российского образования характерен светский характер, поэтому осуществляя духовно-нравственное воспитание и развитие дошкольников следует четко определить инвариантную (светский аспект работы, включающий, культурно-нравственное, социально-нравственное, эколого-нравственное, духовно-патриотическое воспитание и т. п.) и вариативную религиозно-нравственную составляющую. Религиозный аспект может быть реализован посредством кружков по желанию основных участников образовательного процесса и носить ознакомительный характер, содействуя повышению информированности дошкольников в области религиозной культуры и т. п.

С учетом достижений современной теории и практики ключевыми для нравственно-духовного воспитания и развития в светской сфере следует считать такие ценностные ориентиры: Человек и человечество; Семья; Малая родина и Отечество; Труд и творчество; Национальная культура и язык; Природа; Общечеловеческие нравственные ценности.

С момента рождения особенно в дошкольном возрасте ребенок активно познает себя и социум. В дошкольном детстве формируются начала самосознания и самооценки растущей личности. Отмечается открытие своего «Я», выделение себя из мира, осознание, своей индивидуальности, половой принадлежности и пр. В то же время возникает интерес к своей биографии и

жизни близких. В целом ребенок во время активного ознакомления с социальным миром приобретает значительный духовный багаж.

В процессе усвоения культурного наследия важное место следует отводить ознакомлению дошкольников с общечеловеческими нравственными ценностями, которые лежат в основе межличностных и межнациональных отношений (миролюбие, справедливость, ответственность, толерантность, добро, дружба, порядочность и др.). Поэтому особого внимания во время мониторинга заслуживают критерии, свидетельствующие о сформированности культуры поведения, социально-значимых качеств по отношению к себе и окружающим людям и пр. В их числе: понимание важности проявления по отношению друг к другу гуманных чувств и доброжелательного отношения (отзывчивости, своего расположения к другому человеку, симпатии, сочувствия, дружелюбия, дружественности, благосклонности, приветливости, сочувствия, выражения радости от успеха сверстника, стремления порадовать его); убежденность, что права человека важны, их надо уважать и соблюдать, а каждый человек равен в правах на игру, на выражение своего мнения и пр.; готовность правильно понимать слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый и пр.); умение распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам и позе; понимание того, что поведение людей зависит от настроения; стремление к оценке состояния человека и к оценке-предвосхищению возможных последствий дальнейшего развертывания ситуации, в которой эмоция выполняет опережающую функцию и побуждает к свершению нравственных действий; желание совершать поступки, опираясь на нормы поведения; стремление эмоционально и тактично отзываться о сверстнике; потребность в комфортном речевом взаимодействии с субъектами общения, а также умение поддерживать доброжелательную атмосферу общения; проявление эмоционально-положительного отношения и познавательного интереса к нормам культурного поведения в общественных местах; понимание и принятие чужого образа мыслей, чувств, идей, мнений или верований; готовность к сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, убеждениям или языку и пр.; лояльное отношение к другим людям; добровольность, свобода выбора и мера бескорыстия при реализации ценностного отношения к окружающим в повседневной жизни; положительная направлен-

ность на партнерство в общении и поведении; стремление заботится о своём внешнем виде (следить, чтобы не были растрепанными волосы, не спускались колготки и т. д.); умение приветливо здороваться и прощаться при встрече, слушать внимательно и не перебивая товарища, обращаться с вежливой просьбой, высказывать слова благодарности, извинения, готовность конструктивно и уважительно взаимодействовать с людьми разных национальностей; проявление уважительного отношения к представителям других национальностей, терпимое отношение к их языку, культуре и пр.; стремление проявлять терпимость к людям любой расы, национальности, веры, языковой группы, к детям с физическими недостатками; положительная эмоциональная реакция на действие, поступок, общение, поведение, эмоции, деятельность ребенка к сверстнику иной национальности и др.

Во многом духовное здоровье детей зависит от того, насколько каждый малыш открывает себя и свою принадлежность к определенному полу. Важными критериями духовно-нравственного развития дошкольников должны выступать показатели по определению их ценностного отношения к тендерным отличиям. В их числе: ребенок имеет представление о себе и собственной принадлежности к определенному полу; дошкольник имеет представление об идеале мужественности (настоящий мужчина и мужественный человек никогда не обидит женщину, всегда готов оказать ей помощь, защитить от опасностей и неприятностей, готов взять на себя самые трудные дела и задачи; он смелый, сильный, храбрый, надежный, ответственный и пр.); дошкольник понимает, что эталоном женственности является красивая и обаятельная, добрая и приветливая, заботливая, скромная, аккуратная, ласковая и сердечная особа, готовая поддержать в трудную минуту, способная с благодарностью относиться к помощи со стороны мальчиков или мужчин и проявлять отзывчивость и заботу об окружающих и пр.; дошкольник имеет представление о культуре общения мальчиков и девочек, понимает роль этикета в межличностных отношениях и т .п.

Поскольку на современном этапе в любом культурно-образовательном пространстве семья должна стать важным социальным институтом, в том числе для подрастающего поколения, поэтому об эффективности проведенной воспитательно-образовательной работы, следует судить исходя из следующих критериев: ребенок имеет представление о составе семьи и семейных

традициях; знает свою родословную; стремиться проявлять уважительное отношение к родителям или другим старшим членам семьи; дошкольник способен проявлять чуткое и бережное отношение к близким; у него проявляться потребность радовать своих родных и т. д.

В России особое внимание на современном этапе уделяется созданию поликультурного образовательного пространства, развитию национальной культуры, гармонизации национальных и этнокультурных отношений, сохранению и поддержке национальной самобытности народов страны. Поэтому следует особое внимание уделять эффективности этой работы исходя из следующих критериев: дошкольник имеет представление о культурных ценностях своего народа; ребенок имеет представление о разных видах народного искусства; проявляет интерес к материальному и духовному наследию этносов; проявляет чувство национальной гордости и собственного достоинства; знает национальные праздники, традиции, обычаи и особенности поведения людей в разных ситуациях с учетом национальных различий и т.п.

Духовность и воспитанность человека проявляется не только в обществе и в межличностных отношениях, но и по отношению к природным объектам с которыми он сталкивается в своей жизнедеятельности. В условиях ДОУ важно создавать условия, чтобы дошкольник мог почувствовать себя первооткрывателем, испытать радость экспериментирования с объектами неживой природы, открывать новое в знакомом и знакомое в новом, выявлять простейшие закономерности и т. д. При этом взрослому необходимо дать каждому ребенку возможность ощутить себя «ответственным лицом», причастным к происходящему, тем самым закладывать ценностное отношение к окружающему природному миру. При определении эффективности работы в этом направлении необходимо учитывать следующие критерии: дошкольник знает элементарные правила поведения в природе; интересуется неизвестным в окружающем мире красоты, величия, многообразия природных явлений; стремиться бережно относиться к природной среде, сохранять богатство природы; ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникается ее красотою, близостью ко всему живому; понимает значимость природы в жизни человека; стремиться участвовать в природоохранительной деятельности; знает и соблюдает элементарные правила бережного отношения к окружающей природе и пр.

Успешная реализация задач нравственно-трудового воспитания создает фундамент для формирования базиса культуры личности, которая ответственна, инициативна, креативна, успешна и трудолюбива. Именно такая личность во взрослой жизни сможет удачно самораскрыться и самореализоваться исходя из своих внутренних возможностей и способностей, будет самодостаточна во многих сферах жизнедеятельности. При изучении отношения к труду и творчеству в дошкольном возрасте необходимо учитывать следующие критерии: осведомленность о роли труда в жизни каждого человека и представлений о трудовой деятельности людей, проживающих на территории родного края, о промышленности и продукции, о промысловой деятельности его жителей; проявление эмоционально-положительного отношения к труду и творчеству; наличие ценностного отношения к собственному труду и труду родителей; аккуратность и старательность дошкольника; бережное отношение к средствам и продуктам своего труда и окружающих людей, к игрушкам, вещам, книгам товарища и к своим личным; умение действовать в интересах партнёра или группы сверстников и др.

Поскольку в настоящее время Россия сложноорганизованная и полинациональная страна, а каждый регион неповторим и уникален, а уникальность каждого субъекта РФ определяется своеобразием микрорегионов и малых районов, входящих в его состав, поэтому приоритетным является подход к много-уровневости построения содержания дошкольного образования, которое, наряду с инвариантной частью, составляют селоведческий или градоведческий, национальный и региональный аспекты. В этом случае важными критериями изучения уровня духовно-нравственного развития детей необходимо считать следующие: 1) дошкольник знает название улицы, города или села в котором родился и вырос; проявляет устойчивый интерес к народам республики, к истории родного села или города, историческим фактам из жизни знаменитых людей области, он эмоционально откликается на своеобразие и красоту национальной культуры (селоведческий или градоведческий аспект); 2) ребенок имеет элементарное представление о народах, населяющих республику; знаком с национальными особенностями соседних народов и проявляет чувство уважения к ним; дошкольник знаком с материальным и духовным наследием родного народа (устно-поэтическим, музыкальным, декоративно-прикладным искусством, традициями и пр.); ребенок умеет использовать национальные

элементы в изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности; дошкольник проявляет устойчивый интерес к народам республики, эмоционально откликаются на своеобразие и красоту национальной культуры; отмечается интерес к родному языку народов, проживающим на территории родного края (национальный аспект); 3) дошкольник знает республиканскую символику, знаменитых уроженцев своей малой родины, он имеет представление о достопримечательностях родного края, проявляет устойчивый интерес к истории, культуре и достоянию республики (региональный аспект).

Духовно-нравственное воспитание каждого личности немыслимо без патриотического воспитания юных граждан и формирования ценностного отношения к Отечеству. В этом направлении воспитательно-образовательной работы важно ориентироваться на следующие критерии: ребенок знает название и герб нашей страны, название столицы нашей родины; имеет представление об особенностях празднования народных, национальных, государственных и международных праздников; проявляет эмоционально-положительное отношение и чувство привязанности к родине и интереса к ее прошлому и настоящему и пр.

Подводя итог выше изложенному следует подчеркнуть, что система отношений ребенка-дошкольника с миром весьма разнообразна и сложна, поэтому в условиях поликультурного региона необходима многоуровневая работа: 1) с детьми по приобщению дошкольников к духовно-нравственным ценностям своего народна, жителей малой родины и Отечества и к общечеловеческим ценностям как объединяющим разные народы основам; 2) с родителями по повышению их педагогической и общей культуры как внутри детского сада, так и за его пределами; 3) в социокультурном пространстве для активного использования потенциала этносреды вокруг каждого ДОУ и усиления социального партнерства с учреждениями культурно-массовой или социально-педагогической среды для консолидации усилий в рамках обозначенной проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.

2. Кондрашова Н.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 7. С. 606-616. URL: http://ej.kubagro.ru/2012/07/pdf/45

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html(дата обращения: 10.08.13).

4. Мельникова Н. В. Развитие нравственной серы личности дошкольника: дис...д-ра психол. наук, Казань, 2009. С.10-120.

REFERENCES

1. Danilyuk A. Y., Kondakov A. M., Tishkov V. A. The Concept of spiritually-moral development and education of the person of the citizen of Russia. M: Education, 2009. P.10.

2. Kondrashova N. V. Spiritually-moral education of preschool children by means of game activity in conditions of region polikulutrnogo // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban state agrarian University. 2012. № 7. URL: http://ej.kubagro.ru/2012/07/pdf/45 (date: 13.08.13)

3. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation «On approval and enactment of the Federal state requirements to the structure of the basic educational programs of preschool education». URL: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html(date: 10.08.13).

4. Melnikova N. V. Century Development of moral sulfur identity of a preschool child : dis ... Dr.s psychol. Sciences, Kazan, 2009.

Мордовский государственный педагогический

институт им. М. Е. Евсевьева, Саранск, Россия_5 октября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.