Научная статья на тему 'Анализ осуществления поликультурного образования детей, посещающих дошкольные образовательные организации города Москвы'

Анализ осуществления поликультурного образования детей, посещающих дошкольные образовательные организации города Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР / МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЙ КОЛЛЕКТИВ ДОШКОЛЬНИКОВ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / КОНФЕССИОНАЛЬНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ / MULTICULTURAL EDUCATION / NATIONAL FACTOR / MULTICULTURAL COLLECTIVE OF PRESCHOOL CHILDREN / INTERETHNIC TOLERANCE / NATIONALITY / CONFESSIONAL / INTERCULTURAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Ю.Н.

В статье рассматривается место поликультурного образования в современной образовательной системе; дается краткий исторический обзор взглядов в Российском обществе и науке на поликультурное образование подрастающего поколения; обосновывается его важность для Российской Федерации в настоящее время. Анализируются особенности осуществления поликультурного образования детей в дошкольных образовательных организациях г. Москвы, отмечаются трудности, с которыми сталкиваются воспитатели дошкольных групп, работая с мультикультурным коллективом дошкольников. На основе полученных данных определяются основные направления методической работы с педагогами в аспекте поликультурного образования дошкольников: формирование у педагогов представлений о последовательности работы по поликультурному образованию детей, учета национального фактора при организации воспитательного процесса, увеличение разнообразия форм совместной работы воспитателей с родителями воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионова Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF MULTICULTURAL EDUCATION OF CHILDREN ATTENDING PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN MOSCOW

The article considers the place of multicultural education in the modern educational system, gives a brief historical overview of views in Russian society and science on multicultural education of the younger generation, justifies its importance for the Russian Federation at the present time. The article analyzes the features of the implementation of multicultural education of children in preschool educational institutions in Moscow, notes the difficulties faced by educators of preschool groups, working with a multicultural team of preschoolers. Based on these results defines the main directions of methodical work with teachers in the aspect of multicultural education preschoolers: the formation of teachers ' perceptions about the sequence of work on multicultural education of children, taking into account the national factor in the organization of educational process, increasing the diversity of the forms of collaboration of teachers with parents of pupils.

Текст научной работы на тему «Анализ осуществления поликультурного образования детей, посещающих дошкольные образовательные организации города Москвы»

УДК 373

АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДА МОСКВЫ

Ю.Н. Родионова

Аннотация. В статье рассматривается место поликультурного образования в современной образовательной системе; дается краткий исторический обзор взглядов в Российском обществе и науке на поликультурное образование подрастающего поколения; обосновывается его важность для Российской Федерации в настоящее время. Анализируются особенности осуществления поликультурного образования детей в дошкольных образовательных организациях г. Москвы, отмечаются трудности, с которыми сталкиваются воспитатели дошкольных групп, работая с мультикультурным коллективом дошкольников. На основе полученных данных определяются основные направления методической работы с педагогами в аспекте поликультурного образования дошкольников: формирование у педагогов представлений о последовательности работы по поликультурному образованию детей, учета национального фактора при организации воспитательного процесса, увеличение разнообразия форм совместной работы воспитателей с родителями воспитанников.

Ключевые слова: поликультурное образование, национальный фактор, мультикультурный коллектив дошкольников, межэтническая толерантность, национальность, конфессиональность, межкультурные связи.

ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF MULTICULTURAL

EDUCATION OF CHILDREN ATTENDING PRESCHOOL

EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN MOSCOW

Yu. Rodionova

Abstract. The article considers the place of multicultural education in the modern educational system, gives a brief historical overview of views in Russian society and science on multicultural education of the younger generation, justifies its importance for the Russian Federation at the present time. The article analyzes the features of the implementation of multicultural education of children in preschool educational institutions in Moscow, notes the difficulties faced by educators of preschool groups, working with a multicultural team of preschoolers. Based on these results defines the main directions of methodical work with teachers in the aspect of multicultural education preschoolers: the formation of teachers ' perceptions about the sequence of work on multicultural education of children, taking into account the national factor in the organization of educational process, increasing the diversity of the forms of collaboration of teachers with parents of pupils.

Keywords: multicultural education, national factor, multicultural collective of preschool children, interethnic tolerance, nationality, confessional, intercultural relations.

На протяжении многих десятилетий не теряют своей актуальности вопросы поликультурного образования, учета

национального фактора при организации воспитательного процесса. В настоящее время можно проследить эволюцию взглядов на эту проблему. Так, вслед за К.Д. Ушинским, в середине XIX - начале ХХ в. ее предлагалось решать на основе принципа народности. В советский период своеобразные национальные характеристики не только не были в фокусе внимания исследователей, но и принципиально игнорировались, так как делался акцент на единстве всех народов СССР. На рубеже 70-х и 80-х годов ХХ века в отдельных социологических исследованиях была поставлена проблема культуры межнациональных отношений, однако в

образовательное пространство можно сказать она так и не вошла.

Особая важность данного вопроса для Российской Федерации связана с ее полиэтническим и поликонфессиональным государственным устройством. Население России относится к разным культурным группам и социальным слоям, взаимодействует и общается на разных языках. Национальную мозаичность России подтверждают данные последней переписи населения, согласно которым на территории Российской Федерации проживает 145,2 млн. человек, принадлежащих к более, чем 130 различным национальностям и этническим группам. Безусловное большинство населения (около 80%) составляют русские, также многочисленными национальными группами

являются татары, евреи, чуваши, башкиры, удмурты, марийцы и др.

В связи с этим на протяжении уже нескольких десятилетий в образовательном пространстве России ведется большая работа по осуществлению поликультурного образования на разных возрастных ступенях. Ряд исследователей (Н.М. Воскресенская [1], А.Н. Джуринский [2], Н.С. Ежкова [3], Т.Б. Менская [4], Е.А. Нечаева [5] и др.) считают поликультурное образование магистральным направлением образовательной системы в РФ.

Значимость поликультурного образования отражена в директивных государственных документах: «Закон об образовании», «Концепция государственной национальной политики», «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года». Таким образом, приобщение подрастающего поколения граждан Российской Федерации к мировой культуре с опорой на национальную идентичность является социальным заказом общества.

Т.В. Болотина, И.А. Мишина в терминологическом словаре «Поликультурное образование» [7] дают следующее определение поликультурному образованию - это процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной (российской) и мировой культуры, многоуровневой идентичности с упором на доминирование общегражданской российской идентичности в целях духовного обогащения, укоренения в духовно-культурных традициях российского социума, формирования готовности и умения жить в многокультурной среде. В результате осуществления поликультурного образования человек приобретает способность занять активную жизненную позицию в условиях многонациональной и поликультурной среды, при этом эффективно осуществлять межэтническую коммуникацию, проявляя межэтническую толерантность, основывающуюся на принятии ценностного равенства этнических культур, живя в мире и согласии с людьми других рас и верований.

Для достижения этого результата важно как можно раньше начинать поликультурное образование детей уже с дошкольного детства. Тем более, что сложившаяся в настоящее время социокультурная ситуация в Российской Федерации часто приводит к тому, что сама группа дошкольной образовательной организации представляет собой «мультикультурный коллектив дошкольников» [6, с.30]. Под ним, как

и Е.А. Нечаева, мы понимаем «группу взаимодействующих, совместно обучающихся лиц, каждая из которых является носителем определенных национально-психологических особенностей, оказывает культурное влияние на других и одновременно находится под влиянием членов группы» [5, с.12]. В связи с этим воспитатель ДОО должен эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность в сфере поликультурного образования детей, учитывая специфику многонационального состава своей группы.

В ходе специального исследования мы изучали, как педагоги дошкольных образовательных организаций города Москвы осуществляют поликультурное образование в воспитательном процессе. В нашем исследовании приняли участие 75 воспитателей, работающих в разных возрастных группах детей. Основным методом изучения было анкетирование педагогов, также качественную характеристику работы воспитателей дополняла информация, полученная при написании ими эссе.

Результаты анкетирования показали, что все 75 (100%) педагогов считают поликультурное образование актуальным направлением в контексте современной парадигмы образования. В то же время все воспитатели (75 - 100%) испытывают потребность в повышении своей профессиональной компетентности в вопросах поликультурного образования, сталкиваются с недостатком литературы и методических пособий по данной проблеме. Видимо, этим объясняется тот факт, что только 23 (31%) воспитателя считают, что в их дошкольных образовательных организациях работа по поликультурному образованию представляет собой целостную систему. 52 (69%) педагога считают, что в их дошкольных организациях поликультурное образование осуществляется в рамках проведения отдельных, не связанных между собой мероприятий. Это же подтверждают и ответы воспитателей на следующий вопрос: «Какие методические мероприятия для педагогов, связанные с поликультурным образованием, проводятся в вашей дошкольной образовательной организации?». Только 28 (37%) педагогов отмечают проведение методической работы по этому направлению, назвав такие ее формы, как коллективные и индивидуальные консультации (28 воспитателей), лекции (4 воспитателя), круглые столы (2 воспитателя), мастер-класс (1 воспитатель). Остальные 47 (63%) педагогов признаются, что в их дошкольных образовательных организациях такая работа не проводится вообще.

Особенно эти данные беспокоят в связи с тем, что только 8 (11%) воспитателей работают с монокультурным коллективом дошкольников, остальные 67 (89%) педагогов - с мультикультурный коллективом детей. При этом все воспитатели хорошо знают свой контингент детей и могут без задержки охарактеризовать национальный состав своих групп, указав количество детей, относящихся к той или иной национальности. Подавляющее большинство детей во всех группах - русские, также дошкольные образовательные организации Москвы посещают армяне, азербайджанцы, татары, чеченцы, киргизы, таджики, белорусы, чуваши, дагестанцы, украинцы, калмыки, грузины, молдовани и даже китайцы, немцы и корейцы.

Стоит отметить, что вопрос о религиозной принадлежности детей многих педагогов поставил в тупик, 53 (71%) воспитателя на него не ответили. 22 (29%) педагога в своих анкетах написали, сколько детей к какой конфессии относится. Самой распространенной религией оказалось православие, второй по частоте встречаемости - мусульманство; также были отмечены представители католицизма, буддизма и лютеранства, причем последнее воспитателем была отнесено и к религии, и к национальности.

Конечно, мультикультурный состав воспитанников дошкольной образовательной организации предполагает особенности коммуникации; так с проблемой двуязычия в своих группах сталкиваются 42 (56%) педагога. Есть дети, испытывающие трудности овладения русским языком, который не является для них родным. Это проявляется иногда в непонимании в полном объеме обращенной к ним устной речи, в несовершенстве механизма построения высказываний на русском языке. В результате языковой барьер нередко приводит к возникновению межличностных конфликтов со сверстниками: детей не принимают в игры или отводят «непопулярные роли», избегают при построении в пары, не делятся игрушками. Однако, на наш взгляд, эта ситуация лишь опосредовано связана с национальностью дошкольников и не может быть отнесена к вопросу национальной нетерпимости. Это же подтверждают и наблюдения самих педагогов. В частности, в своих эссе они отмечают, что без специального внимания со стороны педагога, разъяснений и помощи в подобных межличностных конфликтных ситуациях оказываются и дети русской национальности, но с трудностями овладения языком (дети с общим недоразвитием речи, задержкой сроков развития

речи, фонетико-фонематическими нарушениями речи), т.е. дошкольники, у которых, в первую очередь, нарушена коммуникативная функция речи.

При этом гораздо больше настораживают случаи высмеивания детьми разных национальностей имен друг друга, передразнивания, поскольку именно их можно отнести к отрицательным проявлениям межэтнических отношений. Эти факты отмечают в своей практике 12 (16%) воспитателей. В этой ситуации педагогам особенно важно проявлять положительное эмоционально-ценностное

отношение к особенностям различных культур, демонстрировать уважительное и

доброжелательное отношение к их представителям, служить примером для подражания.

Таким образом, сама жизнь подводит педагогов к необходимости осуществления поликультурного образования, и все воспитатели (75 - 100%) отмечают, что делают это в своих группах. Однако качественная характеристика ответов на вопросы анкеты и анализ эссе педагогов показывают, что эта работа часто осуществляется стихийно, бессистемно и непоследовательно. Так все педагоги (75 - 100%), знакомят дошкольников с русской национальной культурой, при этом 32 (43%) воспитателя этим и ограничиваются, хотя следует отметить, что включают в свою работу произведения устного народного творчества и художественную литературу разных народов в соответствии с Примерными образовательными программами дошкольного образования. Остальные 43 (57%) воспитателя кроме русской национальной культуры знакомят своих воспитанников с культурой лишь еще одной национальности, причем ее выбор не всегда логичен и обоснован. Так, например, мультикультурную группу не посещают дети-белорусы, но воспитатель знакомит воспитанников именно с этой национальной культурой. При этом можно заметить несоответствие в использовании средств поликультурного образования: в работе с детьми этот педагог использует только русский фольклор, русские и украинские подвижные игры, а в предметно-развивающую среду группы включает предметы прикладного искусства русского народа и тюбетейку, ограничивается проведением только русских национальных, в том числе религиозных (Рождество, Ильин день, Яблочный Спас и др.), праздников. И таких примеров, к сожалению, очень много. А бывает так, что детей знакомят с культурой и традициями Бразилии, Италии, но при этом без внимания

остается культура нетитульных этносов, проживающих на данной территории, и представители которых посещают эту группу.

Все педагоги (75 - 100%) указывают на необходимость включения родителей

воспитанников в процесс поликультурного образования детей. При этом, характеризуя формы работы с родителями в своей дошкольной образовательной организации, 30 (40%) воспитателей указывают только досуговые формы: проведение совместных праздников, реже выставок работ родителей и детей. 5 (7%) педагогов в своей практике, кроме уже названных досуговых форм работы с родителями, используют еще наглядно-информационные формы - размещение материалов, касающихся поликультурного образования, в уголках информации для родителей. У 45 (53%) педагогов, кроме уже названных форм работы с родителями, в дошкольных образовательных организациях применяются познавательные формы, в связи с чем проводятся консультации, педагогические беседы, родительские собрания, круглые столы, семинары-практикумы.

Таким образом, анализ анкет и эссе педагогов на тему поликультурного образования дошкольников выявил недостатки осуществления данного процесса в дошкольных образовательных организациях, показал необходимость оказания воспитателям методической помощи в их устранении.

В связи с этим мы можем дать некоторые рекомендации по осуществлению в дошкольных образовательных организациях методической работы в аспекте поликультурного образования дошкольников.

В первую очередь, нужно сформировать у педагогов представления о последовательности работы по поликультурному образованию детей, выстраиванию ее магистральных линий. Так, сначала осуществляется знакомство детей с культурой того народа, представителей которого большинство в группе (в условиях столичного мегаполиса в подавляющем большинстве случаев - это русская народная культура). Эта работа будет тесно переплетаться с формированием у детей системы патриотических представлений и чувств. Затем, пользуясь тем же алгоритмом работы, следует знакомить детей с культурой и традициями тех народов, представители которых посещают данную группу. Причем в условиях Москвы не имеет принципиального значения, будут ли это народы Российской Федерации или стран ближайшего зарубежья. Для осуществления этой работы нужно непосредственно повышать

межкультурную грамотность самих педагогов, т.е. помочь им осознать различия в культурных традициях, присущих разным народам, связать их с особенностями территории, на которой традиционно проживали эти народы, с исторически сложившимся образом их жизни. Нужно показать педагогам, что, осуществляя знакомство детей с другими народами, важно найти точки соприкосновения культур между собой, показать то общее, что есть в культурах разных народов и на основе этого формировать у детей ценности взаимопонимания,

взаимодоверия, взаимодействия, уважения представителей различных этносов на основе толерантности в общении. Таким образом, мультикультурный состав конкретной группы дошкольников будет оказывать влияние на содержательный аспект поликультурного образования.

Кроме этого, многонациональный и мультикультурный коллектив дошкольников ставит перед методической службой дошкольной образовательной организации еще одну задачу -научить педагога работать с представителями разных культур и цивилизаций, учитывать этнопсихологические особенности дошкольников и их родителей, модели семейного воспитания, выбор способов дисциплинирования, а главное, правильно понимать человеческие различия и быть толерантным к ним, своим личным примером демонстрировать культурный плюрализм.

Еще одним аспектом методической работы в ряде дошкольных образовательных организаций должно стать увеличение разнообразия форм совместной работы воспитателей с родителями воспитанников. Например, внедрение в практику таких форм работы, как педагогические брифинги и гостиные, устные журналы, детско-родительская проектная деятельность, организация семейных клубов, просмотр открытых занятий и других видов детской деятельности, выпуск стенгазет и др.

Таким образом, грамотно и последовательно построенная методическая работа будет способствовать формированию у воспитателей высокого уровня знаний в области поликультурного образования детей,

положительного эмоционально-ценностного отношения к своеобразию различных культур и умению взаимодействовать с их представителями. В конечном итоге педагоги смогут, решая задачи поликультурного образования детей, достичь его цель.

Литература:

1. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур / Н.М. Воскресенская // Педагогика. - 2007. -№ 2.- С. 105-107.

2. Джуринский А.Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания: сравнительное исследование / А.Н. Джуринский. - М.: Academia, 2008. - 303 с.

3. Ежкова Н.С., Филатова М.В. Поликультурное образование детей дошкольного возраста: аксиологический аспект. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. - 101 с.

4. Менская Т.Б. Поликультурное образование: Программы и методы / Т.Б. Менская // Общество и образование в современном мире: сб. матер. из зарубежного опыта. Вып. 2. - М.: МИГУ, 1993.

5. Нечаева Е.А. Подготовка педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.А. Нечаева. - Калининград, 2008. - 16 с.

6. Сыртланова Н.Ш. Подготовка будущих педагогов к работе в мультикультурной группе дошкольников / Н.Ш. Сыртланова // Детский сад от А до Я. - 2009 - № 6 - С. 28-34.

7. Терминологический словарь. Поликультурное образование [Электронный ресурс]; составители Т.В. Болотина, И.А. Мишина. - 2014. - Режим доступа: https://studylib.ru/doc/4071672/polikul._turnoe-obrazovanie»--sostaviteli--t.v.-bolotina--i.a

Сведения об авторе:

Родионова Юлия Николаевна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, e-mail: J.rodionova117@mail.ru

Data about the author:

Yu. Rodionova (Moscow, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of the Institute of pedagogy and psychology of education, Moscow city pedagogical University, e-mail: J.rodionova117@mail.ru

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.