Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА'

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / МОТИВАЦИЯ ТРУДА / МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА / СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА / ПОТРЕБНОСТИ ПЕРСОНАЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожкова А.А.

В работе поднимается вопрос потребностей персонала образовательных учреждений, на основе которых становится возможным сформулировать список способов мотивации и стимулирования труда персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE MOTIVATION NEEDS OF STAFF OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR DEVELOPMENT OF THE MOTIVATION AND LABORATION SYSTEM

The work raises the issue of the needs of the personnel of educational institutions, on the basis of which it becomes possible to formulate a list of ways to motivate and stimulate the work of personnel.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА»

УДК 338

Рожкова А.А. магистрант

факультет «Экономики, сервиса и предпринимательства» кафедра «Управление и предпринимательство» Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)

ДГТУ в г. Шахты

Научный руководитель - Чернышева Ю.С., к.т.н., доцент кафедра «Управление и предпринимательство» Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)

ДГТУ

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ

ТРУДА

Аннотация: В работе поднимается вопрос потребностей персонала образовательных учреждений, на основе которых становится возможным сформулировать список способов мотивации и стимулирования труда персонала.

Ключевые слова: управление персоналом, мотивация труда, мотивация персонала, стимулирование персонала, потребности персонала.

Rozhkova AA graduate student

Faculty of Economics, Service and Entrepreneurship Department of

Management and Entrepreneurship Institute of Service and Entrepreneurship (Branch) of DSTU in Shakhty The scientific adviser is Chernysheva Yu.S., Ph.D., associate Professor

Department of Management and Entrepreneurship Institute of Service and Entrepreneurship (Branch) of DSTU STUDY OF THE MOTIVATION NEEDS OF STAFF OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR DEVELOPMENT OF THE MOTIVATION AND

LABORATION SYSTEM Annotation: The work raises the issue of the needs of the personnel of educational institutions, on the basis of which it becomes possible to formulate a list of ways to motivate and stimulate the work ofpersonnel.

Key words: personnel management, labor motivation, personnel motivation, personnel stimulation, staff needs.

Как показывает практика, заработная плата не является определяющим фактором при оценке эффективности работы персонала. Как правило, улучшению работы персонала способствуют те или иные действия со стороны руководящего персонала, которые позволяют персоналу почувствовать свою значимость на рабочем месте, нужность и эффективность для фирмы.

В каждой отдельно взятой организации при принятии персонала формируется свой профессиональный и социально-психологический климат в связи с тем, что предпочтения, увлечения и потребности определенных работников будут превалировать над другими. Для того, чтобы выстроить в образовательном учреждении эффективную систему мотивации и стимулирования, необходимо провести анализ потребностей сотрудников [1].

Приведем основной перечень потребностей персонала на рисунке 1.

Потребность в высокой заработной плате и материальном, в озна гра нздени и, жел а ни е иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок

Потребность в хорошим условиях работы и комфортной окружающей обстановке

П атр Е &Н-0013 Е ЧЕТКОМ структурировании рабэты. Наличие

г 6 р=-н г й : В'; и и и н ф г р мэ цип , пэаваллкз-ЩЕЙ судить □ р - эультатаи : ем й р аб аты, п атр е6 н асть в снижении НЕапрвдЕ лен насти и установлЕнии правил выполнения работы.

Потребность асоциальных контактах общение с широким к ругом людей, легк а и -степень дов еритель ности, тесным св я зей с к оллега ми.

Потребность формировать и п одцержи в ать д ол госроч ны е стабильные взаимоотношения, малое число коллег по работе, значительная степень близости в за и моогношени й, доверительности.

Потребность в завоевании признания со стороны других

людей, в том, чтобы окружающие пенили заслуги, достижения и успехи иьщивидуума.

Потребность ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их; это показатель

потребности следоЕать поставленным целям и быть самомотивированными.

Потребность во влиятельности и власти,стремление руководить другими; на стойч и в ое стремлени е к конкуренции и влиятельности

Потребность в разнообразии; стремление избегать рутины

Потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей

Потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности

Потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе

Рисунок 1 - Потребности персонала образовательного учреждения на

рабочем месте [2]

Используя данные рисунка 1 можно провести анализ потребностей персонала на конкретном предприятии, применяя экспертную шкалу оценивания. Так, например, можно принять сумму всех потребностей за 100% и выявить весомость каждой потребности у работников образовательного учреждения. На основании полученных данных будет выявлено, в чем в наибольшей степени нуждаются работники для улучшения своих рабочих и профессиональных качеств и свойств и направить мотивационную программу на удовлетворение этих потребностей [3].

Кроме изучения потребностей работников, можно провести анализ персонала на предмет социального положения, наличия семьи, увлечений и попросить работников заполнить такую форму (Таблица 1):

Таблица 1 - Форма для исследования состава и потребностей персонала для формирования и совершенствования системы мотивации и

стимулирования труда персонала

Классификационный признак персонала образовательного учреждения Показатель Поставить галочку в нужной графе

1. По семейному признаку 1.1 Семейная пара

1.2 Семейная пара с детьми

1.3Холостой сотрудник

2.По трудоспособности 2.1 Трудоспособный сотрудник

2.2 Сотрудник с ограниченными возможностями

З.По достижению пенсионного возраста 3.1 Сотрудник, не достигший пенсионного возраста

3.2 Сотрудник - пенсионер

4. По выработке 4.1 Сотрудник, выполняющий плановую норму работы

4.2 Сотрудник, выполняющий сверх нормы работу

5. По способу проведения досуга 5.1 Сотрудник, ведущий активный образ жизни

5.2 Сотрудник, ведущий пассивный образ жизни

6. По уровню образования 6.1 Сотрудник, имеющий среднее полное образование (11 классов)

6.2 Сотрудник, имеющий среднее профессиональное образование

6.3 Сотрудник, имеющий высшее образование

7. По месту проживания по отношению к рабочему месту 7.1 Сотрудник, работающий на территории своего города

7.2 Сотрудник, работающий в другом городе

7.3 Сотрудник, работающий вахтовым методом

На основании приведенных способов исследования потребностей и структуры персонала, можно выявить наиболее эффективные способы мотивации и стимулирования, свойственные конкретной организации. Кроме того, на каждом предприятии необходимо:

- проводить мониторинг потребностей и структуры персонала;

- постоянно улучшать сферу профессиональной деятельности работника;

- расширить социальный пакет с учетом возможностей учреждения и предоставить выбор подходящих льгот для сотрудника;

- улучшить качество мероприятий по досугу персонала;

- дать возможность воплощать творческие начинания работников, направленные на повышение эффективности труда;

- планировать карьерный рост [4].

Выполнение вышеизложенных положений способствует росту производительности труда на предприятии и нормализации социально-психологического климата, на что направлена система мотивации и стимулирования персонала на рабочем месте.

Использованные источники: 1.Болотова В.Д., Сорокина Ю.В. Разработка стимулирующей модели персонала предприятия// Наука и бизнес: проблемы и перспективы развития

предпринимательской деятельности. - Сборник статей международной научно-практической конференции. 20l6. С. 20-24.

2.Горностаева Ж.В. Методологические особенности применения внутриорганизационного маркетинга // Инновации. 20l0. № 4. С. l2l-123.

3.Горностаева Ж.В. Коучинг как метод повышения эффективности деятельности предприятия. Terra Economicus. 2007. T. 5. № l-2. С. 86-88.

4.Сорокина Ю.В., Хиникадзе Т.А., Горностаева Ж.В. Мониторинг как метод маркетингового исследования при оценке качества государственных услуг на примере сферы высшего профессионального образования. Экономика и предпринимательство. 20l5. № 3 (56). С. l32-135.

УДК 338

Рожкова А.А. магистрант

факультет «Экономики, сервиса и предпринимательства» кафедра «Управление и предпринимательство» Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)

ДГТУ в г. Шахты ЧернышеваЮ.С., к.т.н., доцент кафедра «Управление и предпринимательство» Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)

ДГТУ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА

ПЕРСОНАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Аннотация: В статье рассматриваются классические способы совершенствования мотивации персонала на рабочем месте. Также авторы в работе предлагают применять современные способы мотивации персонала на рабочем месте, в том числе в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: управление персоналом, мотивация труда, мотивация персонала.

Rozhkova AA, Graduate student

Faculty of Economics, Service and Entrepreneurship Department of

Management and Entrepreneurship Institute of Service and Entrepreneurship (Branch) of DSTU in Shakhty

Chernysheva Yu.S., Associate Professor, Ph.D., Department of Management and Entrepreneurship Institute of Service and Entrepreneurship (Branch) of DSTU IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF MOTIVATION OF PERSONNEL WORK IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS Annotation: The article deals with classical methods of improving the motivation of personnel in the workplace. Also, the authors suggest using modern methods of motivating staff in the workplace, including in educational institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.