Научная статья на тему 'Исследование мотивации к обучению у студентов -сирот в условиях среднего профессионального образования'

Исследование мотивации к обучению у студентов -сирот в условиях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ-СИРОТЫ / КОЛЛЕДЖ / ДЕТСКИЙ ДОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халимова Н.М.

В статье раскрыты особенности мотивации обучающихся сирот в условиях колледжа. Проанализированы результаты проведенного эмпирического исследования на базе сельскохозяйственного колледжа Сельскохозяйственного института ХГУ им Н.Ф. Катанова по выявлению мотивации обучающихся сирот, представлены результаты диагностики мотивации, влияющей на их профессиональное, социальное и личностное становление Разработаны рекомендации социальным педагогам, работающим со студентами сиротами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халимова Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивации к обучению у студентов -сирот в условиях среднего профессионального образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 377.1

Халимова Н.М.

E-mail: nmhal@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СТУДЕНТОВ -СИРОТ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье раскрыты особенности мотивации обучающихся - сирот в условиях колледжа. Проанализированы результаты проведенного эмпирического исследования на базе сельскохозяйственного колледжа Сельскохозяйственного института ХГУ им Н.Ф. Катанова по выявлению мотивации обучающихся - сирот, представлены результаты диагностики мотивации, влияющей на их профессиональное, социальное и личностное становление Разработаны рекомендации социальным педагогам, работающим со студентами -сиротами.

Ключевые слова:

Социально-педагогическая адаптация, дети-сироты, колледж, детский дом

The article reveals the peculiarities of motivation of students-orphans in terms of College. We analyzed the results of the empirical research on the basis of the agricultural College, the Agricultural Institute of KSU them.F. Katanov to identify the motivation of students - orphans, presents the results of diagnostics of motivation affecting their professional, social and personal development recommendations social educators who work with students -orphans.

Key words: social-pedagogical adaptation, college, orphan children

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-19007.

В научной литературе, посвященной вопросу мотивации к обучению, большое внимание уделяется, прежде всего, изучению мотивов учения школьников и мотивов труда специалистов в конкретных областях. Технологии изучения и формирования учебной мотивации студентов - сирот в колледже мало рассматриваются современными исследователями, несмотря на важность этой проблемы [Ильин, 2004].

Применительно к учебной деятельности студентов в системе среднего профессионального образования (СПО) мотивация понимается как совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Такая мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности. Только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности [Макарова, 1990]. Мотивационными процессами в обучении студентов можно и нужно управлять: создавать условия для развития внутренних мотивов, стимулировать познавательную деятельность студентов.

В рамках предлагаемой статьи нам представляется наиболее значимым в обобщенном виде определить пути формирования мотивации обучающихся-сирот в учреждении СПО к успешному освоению будущей профессии, влияющей на их профессиональное, социальное и личностное становление. Для реализации этой цели создана инновационная площадка на базе государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Хакасия «Абаканский сельскохозяйственный колледж» Сельскохозяйственного института ХГУ им. Н.Ф. Катанова.

Изучение мотивации к учебной деятельности студентов-сирот в колледже исследовалось с помощью методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов (А.А. Реан, В.А. Якунин)», которая представляет собой многошкальную методику. Шкалы: учебные мотивы - коммуникативные, избегания,

престижа, профессиональные, творческой самореализации, учебно-познавательные, социальные мотивы [Реан, 2006].

Испытуемым предлагается оценить по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для испытуемого: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов -максимальной.

Результаты исследования по данной методике позволили сделать следующие выводы. Преобладающими мотивами учения среди студентов являются «престиж», «творческая самореализация» и «учебно-познавательная деятельность (содержание учения)».

Для большинства студентов ведущим мотивом является мотив самосовершенствования и самоопределения (28,5) и мотив достижения успеха (23,8%). Значимым для студентов также является мотив учебно-познавательной деятельности (содержание учения) (23,8%). Мотива «избегание неудач» были ведущим для 3 студентов (14,2%). Среди подростков значимым в качестве мотива учения оказался также сам процесс учения (9,5%). Небезынтересным является тот факт, практически у всех студентов среди выбранных мотивов учения обязательно присутствует мотив «достижение успеха» или «благополучия».

Таким образом, на основании полученных данных, можно утверждать, что мотивационный уровень студентов-сирот составляет 63%. С 37% студентов необходима дополнительная работа по профессиональной мотивации.

В процессе исследования выявили, что включенность студентов в новую систему профессиональных отношений зависит от личностных психологических особенностей каждого студента, предыдущего опыта общения в учебном и профессиональном коллективе.

Изучение личностных особенностей студентов проводилось при помощи методики Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина. Кроме того, проводилось социометрическое исследование и определение степени комфортности нахождения в коллективе каждого студента-сироты.

Исследование эмоционального состояния студентов-сирот и внутригрупповых отношений показало, что наличие высокой степени тревожности и ярко выраженной потребности в общении учащихся первого курса в сочетании с низким индексом агрессивности способствовало внутригрупповому сплочению. Были проведены мероприятия, направленные на формирование сплоченности в коллективе.

Анализ полученных результатов свидетельствовал о том, что необходимо интенсивное включению обучающихся-сирот в деятельность, в общение, во взаимодействие, творчество, поиск. Были созданы условия для развития и раскрытия потенциала обучающихся за счет интереса к различным видам социально-психологической и творческой деятельности, благодаря чему у ребят появилась возможность реализовать себя как личность.

Эффективную адаптацию студентов-сирот в учреждениях среднего профессионального образования обеспечивали следующие организационно-педагогические условия:

- педагогическое взаимодействие с преподавателями, классными руководителями, специалистами психологической службы;

- разработка методического обеспечения для реализации программы;

- организация внеучебной деятельности студентов путем презентации системы дополнительного образования техникума;

- осуществление контроля и последующего анализа успехов студентов в обучении;

- учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов студентов-сирот;

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы внутри учебных групп.

В ходе выполнения работы и анализа ее результатов были сформулированы следующие рекомендации социальному педагогу учреждения среднего профессионального образования:

-разработать и реализовать программу по социальной адаптации студентов, относящихся к категории «Дети-сироты» с учетом их индивидуальных особенностей, с целью создания оптимальных условий для благоприятной социальной адаптации;

-организовать работу по повышению самооценки студентов данной категории;

- регулярно проводить совместные мероприятия студентов, прибывших из детского дома и студентов, воспитывающихся в кровных семьях, что поможет развить коммуникативные способности студентов, расширить круг межличностных отношений:

-проводить профилактику и коррекцию конфликтного поведения студентов данной категории, прибывших из детского дома, организовать совместный поиск альтернативных форм поведения и поиск путей решения конфликтных ситуаций;

-проводить активную профориентационную работу, выявлять склонности детей к сферам деятельности, организовать сотрудничество со службой занятости населения;

-содействовать развитию способностей студентов данной категории (кружки, секции, вовлечение в различного рода конкурсы).

Таким образом, проведенный анализ социально-педагогической деятельности по исследованию мотивации к обучению позволил оптимизировать процесс адаптации студентов-сирот в условиях среднего профессионального образования, а полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами колледжа и других образовательных учреждений при адаптации детей-сирот в образовательном процессе СПО.

Список использованной литературы

1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004.

2. Истратова О.И., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы / Серия «Справочники».- Ростов н/Д: «Феникс», 2004.- 512с.

3. Макарова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Макарова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990;

4. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. - 155 с. (с. 16-18)

5. Семья, Г.В. Система социально-профессиональной адаптации выпускников интернатных учреждений при первичном трудоустройстве (методические рекомендации для специальных центров, предоставляющих первичные рабочие места выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) / Г.В. Семья, Н.В. Владимирова, Н.Г. Зайцева. - М.: Слово, 2006. - 103 с.

6. Реан, A.A. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А.Реан, А.Р. Курдашев, A.A. Баранов. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2006.-479 с.

© Халимова Н.М., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.