ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ЛОКУСА КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ
Чиванова Любовь Леонидовна ФГБОУВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары, Россия
Ключевые слова: мотивация достижения, мотивация избегания неудач, интернальный локус контроля, экстернальный локус контроля, студенты-спортсмены.
Достижение высокого результата, успеха необходимо при выполнении любой профессиональной деятельности. Здоровый образ жизни, занятия спортом повышают конкурентоспособность и целеустремленность человека, что является важным фактором в становлении личности [3]. Но особенно актуально достижение хороших результатов в спорте. Ряд психологов отмечают, что в процессе спортивной подготовки не всегда учитываются психологические особенности спортсменов. Для профессионального роста спортсмена, как начинающего, так и достигшего высоких достижений, знание тренера об особенностях его мотивации, его преобладающем локус-контроле может представлять особую значимость.
Мотивация (мотив достижения) - внутреннее относительно устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности. Является одним из важнейших среди совокупности факторов, определяющих мотивацию достижения - поведение человека, направленное на достижение успехов в жизни [4]. С.Ю. Головин определяет мотивацию достижения как потребность добиваться успехов в разного рода деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми [1].
Локус контроля - это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля) [2].
Изучение этих двух характеристик, а так же выявление наличия взаимосвязи и взаимозависимости между ними, играет важную роль в формировании успешного человека, в становлении его как личности, как будущего профессионала в сфере спорта.
Для исследования мотивации достижения и локуса контроля студентов-спортсменов использовались следующие методики: методика диагностики мотивации к успеху Т. Элерса; методика диагностики мотивации к избеганию неудач Т. Элерса; оценка уровня субъективного контроля Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда.
В данном исследовании приняло участие две группы студентов: студенты-спортсмены Чебоксарского среднего специального училища олимпийского резерва, в количестве 15 человек, среди них 7 девушек и 8 юношей, в возрасте 18-19 лет и студенты психологических специальностей Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова в количестве 15 человек, среди них 7 девушек и 8 юношей, в возрасте 18-19 лет.
По методике диагностики мотивации к успеху Т. Элерса было выявлено, что 11 студентов-спортсменов имеют умеренно высокий уровень мотивации достижения успеха, 4 студента-спортсмена имеют слишком высокий уровень мотивации. Среди студентов-психологов, не занимающихся спортом, были выявлены следующие результаты: 1человек имеет низкий уровень мотивации достижения успеха, 6 человек имеют средний уровень, 7 студентов - умеренно высокий и 1 студент - слишком высокий уровень мотивации достижения успеха. Исходя из полученных результатов, можно сказать, что студенты-спортсмены
более мотивированы на достижение успеха, нежели студенты второй группы. И среди спортсменов нет таких, мотивация которых была бы ниже умеренно высокой. Другую картину можно увидеть у студентов второй группы. Их уровень мотивации на достижение успеха начинается с низкого, что говорит о меньшем стремлении к достижению поставленных целей.
С помощью методики диагностики избегания неудач Т. Элерса было выявлено, что 5 спортсменов имеют средний уровень мотивации к избеганию неудач, больше половины - высокий уровень, 1 спортсмен - очень высокий уровень мотивации избегания неудач. Во второй группе 3 студента имеют низкий уровень мотивации избегания неудач, 7 студентов - средний, 4 студента - высокий, один студент - очень высокий уровень мотивации избегания неудач. Исходя из результатов методики, можно сделать вывод, что студенты-спортсмены в несколько большей степени мотивированы на избегание неудач, чем студенты, не занимающиеся спортом. Так же видно, что у спортсменов уровень мотивации на избегание неудач начинается со среднего, в то время как у студентов второй группы - с низкого. Возможно, это объясняется тем, что в спортивной деятельности важна не только победа в соревнованиях. Не менее важным фактором является избегание поражения, худшего результата.
Уровень мотивации достижения к успеху у двух выборок имеет значимые различия (=3,303; р<0,01).
Было выявлено, что и студенты-спортсмены и студенты-психологи имеют преобладающий интернальный локус-контроль, однако у студентов-спортсменов средний показатель интернальности выше (6,6), чем у студентов второй группы (3,3), что говорит о большей выраженности интернального ло-куса контроля: выявлено, что эти различия значимы (1=6,69; р<0,01).
w
По результатам корреляционного анализа было выявлено, что существует взаимосвязь между мотивацией достижения успеха и интернальным локусом контроля студентов-спортсменов (г=0,504; р<0,01).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что студенты, занимающиеся спортом, более целеустремленные, для них характерно упорство и умение преодолевать трудности. Они считают, что происходящие с ними события зависят от их личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность и являются результатом их собственной деятельности.
Список литературы:
1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Харвест, М.: Аст, 2003. - 800 с.
2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2003. - 417 с.
3. Захарова А.Н. Прикладная психология профессиональной деятельности. Чебоксары: Изд-во Чуваш. унта, 2010. 192 с.
4. Мещеряков Б. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. - М.: Олма-Пресс, 2004. - 672 с.
w