Примечания
1. Пасюков П. Н. Региональная образовательная система как фактор устойчивого развития непрерывного физкультурно-педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2000.
2. Лукъяненко В. П. Концепция модернизации системы общего среднего физкультурного образования в России. М.: Сов. спорт, 2007.
3. Ломакина Е. Д. Инновационные программы, используемые в системе образования российских школ // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: материалы 1-го Междунар. конгресса. Ч. 1. Белгород: Изд-во Белгород. гос. ун-та, 2009. С. 125-127.
4. Венгерова Н. Н. Педагогические фитнес-технологии для учебного процесса по физической культуре // Физическая культура, спорт и здоровье: материалы Всерос. науч.-прак. конф. Виртуаль 16. Йошкар-Ола: Изд-во Марий. гос. пед. ун-та, 2010. С. 39-43.
5. Люйк Л. В. Развитие физических качеств у женщин 20-45 лет (коррекция осанки) // Современная гимнастика. Проблемы, тенденции, перспективы. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. С. 172-177.
Notes
1. Pasyukov P.N. Regional'naya obrazovatel'naya sistema kak faktor ustojchivogo razvitiya nepreryvnogo fizkul'turno pedagogicheskogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d ra ped. nauk [Regional educational system as a factor of sustainable development of continuous physical training teacher education: autoref. dis. Dr. ped. sci]. Chelyabinsk. 2000.
2. Lukyanenko V.P. Kontseptsiya modernizatsii sistemy obshchego srednego fizkul'turnogo obrazovaniya v Rossii [Modernization concept of general secondary sports education in Russia]. Moscow: Sov. Sport. 2007.
3. Lomakina E.D. Innovatsionnye programmy, ispol'zuemye v sisteme obrazovaniya rossijskikh shkol [Innovative programs used in the system of education in Russian schools] // Problemy fizkul'turnogo obrazovaniya: soderzhanie, napravlennost', metodika, organizatsiya: materialy 1 go Mezhdunar. kongressa. CH. 1- Problems of sports education: content, focus, methodology, organization: Proceedings of the 1st Internat. Kongress. Part 1. Belgorod: Publ. of Belgorod. State. University. 2009. Pp. 125-127.
4. Vengerova N.N. Pedagogicheskie fitnes tekhnologii dlya uchebnogo protsessa po fizicheskoj kul'ture [Pedagogical fitness technologies for the learning process of physical culture] // Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'e: materialy Vseros. nauch. prak. konf. Virtual' 16 - Physical Culture, Sport and Health: Proceedings of All-Russia scientific pract. conf. Virtual' 16. Yoshkar-Ola: Marij Publ. of State. ped. university. 2010. Pp. 39-43.
5. Lyuyk L.V. Razvitie fizicheskikh kachestv u zhenshchin 20-45 let (korrektsiya osanki) [Development of physical qualities of women 20-45 years (posture correction)] // Sovremennaya gimnastika. Problemy, tendentsii, perspektivy - Modern Gymnastics. Issues, trends and prospects. St. Petersburg: Herzen RSPU. 2011. Pp. 172-177.
УДК 159.9.072.422
Е. В. Сараева, С. Г. Николаев
Связь толерантности к неопределенности и мотивации достижения
В статье описывается актуальность исследований толерантности к неопределенности как одного из наиболее эффективных механизмов функционирования человека в условиях неопределенности. Представлены результаты исследования связи толерантности - интолерантности к неопределенности и мотивации достижения, дается ее обоснование. Выдвигается предположение об интернальном локусе контроля как связующем звене толерантности к неопределенности и мотивации достижения, приведены результаты корреляционного анализа. Дано краткое описание и обоснование результатов исследования.
In the article topicality of researches of tolerance to ambiguity is being described as one of the most effective mechanisms of human functioning in situations of ambiguity. Results of the research of relationship between tolerance - intolerance to ambiguity and achievement motivation are presented, and its explanation is given. The conjecture about internal locus of control as one of connecting links between tolerance to ambiguity and achievement motivation is proposed, the results of the correlation analysis are presented. A brief description and explanation of the results of the research are given as well.
© Николаев С. Г., Сараева Е. В., 2014
Ключевые слова: неопределенность, толерантность к неопределенности, интолерантность к неопределенности, мотивация достижения, локус контроля.
Keywords: ambiguity, tolerance to ambiguity, intolerance to ambiguity, achievement motivation, locus of control.
Современный мир - мир быстрых изменений и нестабильности. Реальность вынуждает человека все чаще и чаще оказываться в условиях неопределенности. Различные сферы функционирования человека постоянно изменяются или деформируются сильнейшим образом, а это, в свою очередь, не может не сказаться на его состоянии, успешности и эффективности. Жизнеспособность, успешность, благополучие и качество жизни современного человека зависят от его возможностей справляться с неопределенностью. Именно поэтому в современной науке растет актуальность изучения способов совладания с неопределенностью, а также условий и механизмов, позволяющих современному человеку «безболезненно» пребывать в условиях неопределенности.
По мнению ряда ученых [1], одним из психологических феноменов, позволяющих личности успешно функционировать в непредсказуемом пространстве современного мира, является толерантность к неопределенности. Поэтому растет актуальность исследований, направленных на изучение личности, толерантной к неопределенности, в поисках ответа на вопрос - что делает ее более эффективной в условиях неопределенности?
Делая очередной шаг в направлении изучения личности, толерантной к неопределенности, мы предположили, что толерантность к неопределенности имеет связь с мотивацией достижения успеха: люди с доминирующим типом мотивации достижения в большей степени толерантны к неопределенности, так как, по мнению ученых [2], практически в любой обстановке данная мотивация является одним из главных условий высокой эффективности.
Таким образом, цель исследования - выявить связь между толерантностью к неопределенности и мотивацией достижения на примере студенческой выборки. Объект исследования - толерантность к неопределенности и мотивационная сфера личности. Предмет исследования - связь толерантности к неопределенности и мотивации достижения.
Проблема толерантности к неопределенности более подробно разработана в зарубежной психологии в трудах Е. Френкль-Брунсвик, С. Баднера, А. Фурхама и других [3]; в отечественной психологии интерес к данной проблеме лишь начинает нарастать, что находит свое отражение в работах Е. Г. Луковицкой, М. Н. Юртаевой, Т. В. Корниловой [4]. Несмотря на наличие разных подходов к пониманию феномена, под толерантностью к неопределенности чаще всего понимают (расставляя различные акценты) способность человека принимать конфликт и напряжение, которые возникают в ситуации двойственности, противостоять несвязности и противоречивости информации, а также готовность принимать решения в условиях неопределенности [5].
Проблема мотивации достижения является хорошо разработанной как в зарубежной (Х. Хекхаузен, Г. Мюррей и др.) так и в отечественной психологии (Е. П. Ильин, Т. О. Гордеева, М. Ш. Магомед-Эминов и др.) [6]. Под мотивацией достижения чаще всего понимают мотивацию, направленную на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности [7].
Анализ литературы по проблемам мотивации достижения и толерантности к неопределенности позволил нам выдвинуть следующие гипотезы:
1. Толерантность к неопределенности положительно коррелирует с мотивом достижения успеха, а интолерантность к неопределенности - отрицательно.
2. Группы с различным типом мотивации достижения значимо различаются по уровню толерантности-интолерантности к неопределенности: в группах испытуемых с мотивацией достижения толерантность к неопределенности выше, в то время как интолерантность к неопределенности выше в группах испытуемых с мотивацией избегания неудач.
Анализ психологической литературы позволил нам выдвинуть предположение, что одним из связующих звеньев между толерантностью к неопределенности и мотивацией достижения является интернальный локус контроля. Поэтому была выдвинута третья гипотеза:
3. Толерантность к неопределенности и мотивация достижения положительно коррелируют с интернальным локусом контроля.
Методики исследования: опросник толерантности-интолерантности к неопределенности (Т. В. Корнилова), тест-опросник А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (в модификации М. Ш. Магомед-Эминова), тест смысложизненных ориентаций Дж. Крамбо, Л. В. Махолика (в адаптации Д. А. Леонтьева); методы математической статистики (ранговый коэффициент корреляции Спирмена, U - критерий Манна-Уитни).
Математическая обработка данных проводилась с использованием программ Exel и SPSS 17.0.
В исследовании приняли участие восемьдесят студентов высших учебных заведений различных специальностей.
Обратимся к результатам исследования.
Данные корреляционного анализа между опросником Т. В. Корниловой и опросником А. Мехрабина представлены в табл. 1.
Таблица 1
Связь толерантности - интолерантности к неопределенности и мотивации достижения успеха
Конструкты ТН ИТН
Шкала мотивации достижения успеха и избегания неудачи 0,480 (при p < 0.01) -0.425 (при p < 0.01)
Примечание:
1. ТН - толерантность к неопределенности
2. ИТН - интолерантность к неопределенности
Из этого можно сделать вывод, что толерантность к неопределенности и мотивация достижения имеют умеренную положительную связь, а интолерантность к неопределенности и мотивация достижения имеют отрицательную связь. Следовательно, с возрастанием толерантности к неопределенности наблюдается увеличение мотивации достижения.
Иными словами, человек, толерантный к неопределенности, в большей степени мотивирован на достижение успеха, в то время как интолерантные к неопределенности в большей степени склонны демонстрировать мотивацию избегания неудачи.
Таким образом, первая гипотеза нашего исследования подтверждается.
Так как толерантность к неопределенности положительно коррелирует с мотивацией достижения, мы предположили, что между группами с различным типом мотивации есть значимые различия по уровню толерантности-интолерантности к неопределенности.
Для проверки данной гипотезы мы разбили всю выборку на две группы по типу мотивации: первая - испытуемые, мотивированные на достижение, вторая - испытуемые с мотивацией избегания неудачи. Далее при помощи U-критерия Манна - Уитни был проведен статистический анализ определения различий между группами по шкалам толерантности - ин-толерантности к неопределенности.
В результате было установлено, что уровень признака толерантности к неопределенности в группе испытуемых с мотивацией избегания неудачи значимо ниже, чем в выборке с мотивацией достижения, а уровень признака интолерантности к неопределенности значимо ниже в группе испытуемых с мотивацией достижения (иэмп = 32,5 при p < 0,01 = 403 и p < 0,05 = 460 по шкале толерантности к неопределенности, а иэмп = 207,5 p < 0,01 = 403 и p < 0,05 = 460 по шкале интолерантности к неопределенности). Кроме того, были вычислены средние значения по шкалам, и в результате мы выяснили, что среднее значение по шкале толерантности к неопределенности выше в группе испытуемых с мотивацией достижения, а среднее значение по шкале интолерантности к неопределенности выше в группе с мотивацией избегания неудач. Таким образом, был сделан вывод, что вторая гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Толерантность к неопределенности - это черта, которая в большей степени характерна для людей, мотивированных на достижения успеха. То есть люди, мотивированные на успех, чаще демонстрируют способность принимать конфликт и напряжение, которые возникают в ситуации двойственности, противостоять несвязности и противоречивости информации, принимать неизвестное, не чувствовать себя неуютно перед неопределенностью.
Интолерантность к неопределенности - это черта, характерная в большей степени для испытуемых с доминирующей мотивацией избегания неудачи. То есть испытуемые с мотивацией избегания неудачи чаще оказываются менее эффективными в условиях неопределенности и менее терпимыми к отсутствию порядка и ясности.
Человек, толерантный к неопределенности, больше чем интолерантный ориентирован на успех. Для достижения успеха он готов принять ситуацию такой, какая она есть: неопределенной, сложной, двойственной, требующей физического и интеллектуального напряжения. Важным является именно результат - успех. Скорее всего, именно уверенность в собственном успехе позволяет человеку в ситуации неопределенности чувствовать себя более комфортно. Ориентация на успех - одна из составляющих толерантности к неопределенности. По всей видимости, мотив достижения - это один из тех факторов, который делает личность толерантной к неопределенности, более устойчивой и сильной.
Интолерантность же к ситуациям неопределенности может быть объяснена именно страхом перед потенциальной неудачей. Человек с доминирующим мотивом избегания неудач старается искать более легкие пути решения проблем, выбирать задачи невысокой сложности, так как боится провала. Испытывая страх перед тем, что неопределенность может оказаться для них неразрешимой, они отказываются от такой деятельности, поскольку чувствуют себя в ней неуютно или даже панически, каждый раз стараясь вернуться в зону комфорта. Ситуация неопределенности для них - вероятность потенциальной неудачи. Поэтому, вероятно, они заведомо стараются не попадать в такие ситуации, то есть избегают их.
Для проверки третьей гипотезы исследования мы использовали опросник смысложиз-ненных ориентаций. Данный опросник был выбран, так как наряду со шкалами локуса контроля он содержит в себе и другие шкалы, то есть, таким образом, мы могли бы обнаружить корреляции, непредвиденные нами.
Результаты корреляции шкал СЖО, толерантности - интолерантности к неопределенности и мотивации достижения представлены в табл. 2.
Таблица 2
Корреляции шкал методики СЖО, мотивации достижения и толерантности - интолерантности к неопределенности_
Шкала мотивации достижения и избегания неудачи Цель Результат Процесс Локус контроля «Я» Локус контроля «Жизнь» Общий показатель осмысленности жизни
0,260 (р < 0,05) 0,224 (р < 0,05) 0,224 (р < 0,05) 0,411 (р < 0,01) 0,368 (р < 0,05) 0,329 (р < 0,01)
ТН Нет значимых связей Нет значимых связей Нет значимых связей Нет значимых связей 0.436 (при р < 0.05) Нет значимых связей
ИТН Нет значимых связей
Примечание: 1. ТН - толерантность к неопределенности 2. ИТН - интолерантность к неопределенности
Из этого можно сделать вывод, что толерантность к неопределенности и мотивации достижения успеха и избегания неудачи имеют положительные корреляции с локусом контроля «Жизнь». Данный локус отражает убежденность личности в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в деятельности, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю.
Заметим, что интолерантность к неопределенности не имеет значимых связей с ин-тернальным локусом контроля.
Таким образом, мы можем сделать вывод о правильности нашего предположения, что толерантность к неопределенности и мотивация достижения в качестве общего звена имеют интернальный локус контроля. Уверенность в том, что жизнь контролируема, убежденность в том, что жизнь зависит только от самого человека и ни от кого больше, позволяют ему быть более толерантным к неопределенности. Быть более «собранным», готовым к сложностям и трудностям, к поиску путей разрешения неопределенности. Так же и с мотивом достижения успеха: вера в собственные силы мотивирует человека на успех. Человек, который верит в свои силы, готов к сложностям, и потому способен к более эффективному выполнению деятельности.
Мы предположили, что интернальный локус контроля является объединяющим звеном для толерантности к неопределенности и мотива достижения успеха. Однако, несмотря на то что общая связь между конструктами по показателю интернального локуса контроля обнаружена, уровень ее значимости невысок. Из этого мы можем заключить, что хотя интер-
нальный локус контроля, возможно, и связывает изучаемые нами конструкты, в полном объеме объяснить данную связь он не способен и недостаточен.
Тем не менее наличие невысокой связи также можно объяснить особенностями выборки или методического аппарата. В дальнейшей перспективе представляется возможным и желательным проведение исследования связи толерантности к неопределенности и мотивации достижения с локусом контроля при помощи другого психодиагностического инструментария, который бы предполагал наличие шкал не только интернального локуса контроля, но и экстернального. Также дальнейшие исследования возможны с применением дисперсионного анализа, который показал бы наличие влияния локуса контроля на изучаемые конструкты, что в свою очередь является очень ценной информацией.
Остальные четыре шкалы методики смысложизненных ориентаций оказались не способными объяснить особенности связи толерантности к неопределенности и мотивации достижения вопреки нашим ожиданиям. В связи с этим нам также представляется необходимым в дальнейших исследованиях по данной проблеме расширить методическую базу, пополнив ее различными личностными опросниками и тестами, для того чтобы наиболее полно раскрыть суть связи толерантности к неопределенности и мотивации достижения.
Выводы
Таким образом, на основании проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что гипотезы нашего исследования подтвердились в полном объеме. Толерантность к неопределенности имеет положительную связь с мотивацией достижения. На примере студенческой выборки мы смогли установить, что люди, мотивированные на достижение успеха, в большей степени толерантны к неопределенности. Из этого следует, что мотивация достижения успеха является одной из черт толерантных к неопределенности людей.
Так как мотивация достижения успеха является одним из основных факторов эффективности практически в любой деятельности, мы можем полагать, что она является одним из феноменов, повышающих эффективность и в условиях неопределенности путем повышения толерантности к ней. Таким образом, мы сделали еще один шаг навстречу познания личности, толерантной к неопределенности, обнаружив связь с мотивом достижения.
Также исследование показало, что одним из связующих звеньев между толерантностью к неопределенности и мотивом достижения может выступать интернальный локус контроля. Уверенность в контролируемости собственной жизни объединяет мотивацию достижения и толерантность к неопределенности.
Так как между конструктами была обнаружена двусторонняя связь, мы можем сделать вывод о том, что развивать толерантность к неопределенности можно не только посредством упражнений, направленных на развитие толерантности, но и при помощи развития мотива достижения.
В дальнейшем наше исследование может быть продолжено с применением более широкого спектра диагностических методик и статистических критериев, для того чтобы раскрыть всю специфику связи толерантности к неопределенности и мотивации достижения.
Современный мир изменчив. Практически каждый день появляется что-то новое, старое уходит или деформируется. Уверенность в завтрашнем дне уже не настолько сильная, как раньше. Огромные потоки информации, действующие на человека, также негативно влияют на благополучие, вынуждая современных людей постоянно пребывать в условиях неопределенности, множественности. Прогнозирование ситуаций и самопрогнозирование личности становится все сложнее и сложнее [8]. Именно поэтому сейчас, в наши дни, представляется необходимым изучать особенности личности, толерантной к неопределенности, вскрывать ее психологическую структуру, для того чтобы искать механизмы развития терпимости, повышая тем самым благополучие современного человека.
Примечания
1. Гусев А. И. К проблеме толерантности к неопределенности // Практическая психология и социальная работа. 2007. № 1; Дубенцов М. И. Категория неопределенности в психологической науке и профессиональном самоопределении личности // Современные научные исследования и инновации. 2011. Октябрь. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3078; Корнилова Т. В. Новый опросник толерантности - интолерантности к неопределенности // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 1. С. 74-86.
2. Луковицкая Е. Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998; Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2003.
3. Frenkel-Brunswik E. Intolerance of ambiguity as an emotional perceptual personality variable // Journal of Personality. 1949. Vol. 18. Р. 108-143; Budner S. Intolerance of ambiguity as a personality variable // Journal of Personality. Vol. 30. 1962. P. 29-59; Furnham A. Tolerance of ambiguity: A review of the concept, its measurement and applications // Current Psychology. 1995. Vol. 14 (3). Р. 179-200.
4. Корнилова Т. В. Указ. соч.; Луковицкая Е. Г. Указ. соч.; Юртаева М. Н. Когнитивно-стилевые и личностные характеристики толерантности к неопределенности: дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2011.
5. Корнилова Т. В. Указ. соч.
6. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. С. 17-23, 92-93; Гордее-ва Т. О. Психология мотивации достижения. М., 2006.
7. Гордеева Т. О. Указ. соч.
8. Сараева Е. В. Самопрогнозирование как механизм саморазвития // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2006. № 18. С. 86-90.
Notes
1. Gusev A.I. K probleme tolerantnosti k neopredelennosti [On the problem of tolerance to uncertainty] // Prakticheskaya psikhologiya i sotsial'naya rabota - Practical psychology and social work. 2007, № 1; Dubentsov M.I. Kategoriya neopredelennosti v psikhologicheskoj nauke i professional'nom samoopredelenii lichnosti [Category uncertainties in the science of psychology and professional self-identity] // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii - Modern scientific research and innovation. October 2011. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3078 (in russ.); Kornilova T.V. [The new questionnaire of tolerance -intolerance to uncertainty] // Psychological Journal. 2010, vol. 31, № 1, pp. 74-86.
2. Lukovitskaya E.G. Sotsial'no psikhologicheskoe znachenie tolerantnosti k neopredelennosti: dis.... kand. psikhol. nauk [Social psychological importance of tolerance for uncertainty: Dis. Candidate psychol. sci]. St. Petersburg. 1998; Ilyin E.P. Motivatsiya i motivy: ucheb. posobie [Motivation and theme: tutorial]. St. Petersburg: Piter. 2003.
3. Frenkel Brunswik E. Intolerance of ambiguity as an emotional perceptual personality variable // Journal of Personality. 1949. Vol. 18. Pp. 108-143; Budner S. Intolerance of ambiguity as a personality variable // Journal of Personality. Vol. 30. 1962. Pp. 29-59; Furnham A. Tolerance of ambiguity: A review of the concept, its measurement and applications // Current Psychology. 1995. Vol. 14 (3). Pp. 179-200.
4. Kornilova T.V. Op. cit.; Lukovitskaya E.G. Op. cit.; Yurtaeva M.N. Kognitivno stilevye i lichnostnye kharakteristiki tolerantnosti k neopredelennosti: dis. ... kand. psikhol. nauk [Cognitive style and personality characteristics of tolerance to uncertainty: Dis. Candidate psychol. sci]. Ekaterinburg. 2011.
5. Kornilova T.V. Op. cit.
6. Hekhauzen H. Psikhologiya motivatsii dostizheniya [Psychology of achievement motivation]. St. Petersburg: Rech. 2001. Pp. 17-23, 92-93; Gordeeva T.S. [Psychology of achievement motivation]. Moscow. 2006.
7. Gordeeva T.S. Op. cit.
8. Sarajeva E.V. Samoprognozirovanie kak mekhanizm samorazvitiya [Self-forecasting as a mechanism of self-development] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta - Herald of VyatSHU. 2006, № 18, pp. 86-90.
УДК 159.9
Т. Д. Азарных
Алкогольное поведение при посттравматических стрессах
в юношеском возрасте
Целью исследования являлось изучение связи между алкогольным поведением и выраженностью посттравматического стресса (ПТС), а также коморбидных состояний c учетом фактора пола. Определялись уровни: алкоголизма (AL, дополнительная шкала MMPI), ПТС [Миссисипская шкала, гражданский вариант (MS), шкала оценки влияния травматических событий (IES-R)], а также коморбидных депрессии (BDI), тревожности, психопатологической симптоматики (SCL-90-R). Исследования проведены на студентах дневных отделений государственных вузов г. Воронежа в возрасте 18-20 лет (987 девушек и 402 юноши). Во всех случаях после стресса, приведшего к ПТС, прошло не менее полугода. Установлена связь алкогольного поведения со всеми исследуемыми параметрами. Наиболее выражено алкогольное поведение независимо от пола у лиц с высокой тревожностью.
© Азарных Т. Д., 2014 134