Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325). Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 65-67.
Т. В. Огородова, В. Б. Токарева ЛОКУС КОНТРОЛЯ И МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ У ХОККЕИСТОВ
Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ, проект 6.4569.2011
Представлены данные эмпирического исследования локуса контроля и мотивации достижения у хоккеистов разного возраста, а также выявлены различия в проявлениях интернальности у данных спортсменов, раскрыты взаимосвязи мотивации достижения и уровня субъективного контроля.
Ключевые слова: локус контроля, мотивация достижения, интернальность, ответственность, личность.
Физическое воспитание и спорт являются важнейшим средством укрепления здоровья, достижения физического развития, формирования морально-волевых качеств, эстетического воспитания подрастающего поколения. Спорт сплачивает детские и юношеские коллективы, воспитывает дух товарищества, коллективизма. Спортивные занятия с детьми, подростками, юношами и девушками стали составной частью их всестороннего и гармонического развития, одним из важных условий духовного и физического воспитания [1].
В качестве продукта общественного развития спорт составляет часть культуры общества и в зависимости от конкретных социальных условий приобретает различные черты и формы.
Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата [5].
Может ли спортсмен после окончания соревнования сказать точно, насколько он был психологически подготовлен? В большинстве случаев ответ на этот вопрос зависит от того, выиграла его команда (или он сам, если это индивидуальный вид спорта). Радость от победы и гордость за себя и свою команду мешают спортсмену объективно оценить уровень своей психологической подготовленности. Самоанализ, а также принятие ответственности за свои действия, по нашему мнению, одни из качеств личности, без которых невозможен процесс движения вперёд, спортивное совершенствование.
Также одним из важных свойств личности является локус контроля. Рассматривая психологические особенности хоккеистов в аспекте локуса
контроля, можно сделать вывод о том, что хокке-исты-экстерналы преувеличивают влияние случая: тренировки важны, но не настолько, чтобы отдаваться им полностью. При опасных моментах у ворот противника они с большой степенью вероятности будут действовать хаотично, например, подставлять клюшку лишь бы забить (попадёт — не попадёт). Хоккеисты-интерналы уверены в себе, своих силах, победы и поражения воспринимают как результат собственных действий. При опасных моментах у ворот противника будут руководствоваться своими умениями и навыками. При неблагоприятном счёте продолжают бороться, а не пускают всё на самотёк [4].
В основу психолого-педагогических воздействий, способствующих обеспечению развития профессионально важных качеств, должно быть положено воспитание у спортсменов действенной мотивации, активной установки на произвольное самосовершенствование, самовоспитание, саморазвитие. Психологические требования к высокому уровню функциональной подготовленности и специальной работоспособности, особенно в условиях соревновательной деятельности, непрерывно увеличиваются. Следовательно, всё больше возрастает и значение контроля и коррекции индивидуальных особенностей спортсмена, его психологических возможностей, которые играют решающую роль в эффективности и успешности спортивной деятельности, а также оказывают значительное влияние на формирование и совершенствование профессионально важных качеств.
Мотивация человека является составной частью его характера, она формируется в течение всей жизни, начиная с раннего детства. В детском возрасте источниками мотивации могут быть особенности психики данной личности, личная потребность в успехе, признании, общении с друзьями, особенности и склонность двигательной
66
Т. В. Огородова, В. Б. Токарева
задачи. Мотивация в спорте зависит как от внутренних причин (темперамент, черты характера), так и внешних (влияние родителей, педагогов, тренеров). Внедрение новых организационно-методических приёмов физического воспитания, наличие необходимых современных сооружений, использование и модернизация технических средств создают положительный фон формирования стойких интересов (мотиваций) к спортивным знаниям.
По признанию многих спортивных психологов [5], мотивационная сфера спортсмена — это стержень, ядро его личности, совокупность внутренних побудительных сил к действию.
Значительное влияние на силу и устойчивость мотивов оказывает успешность спортивной деятельности. Успехи воодушевляют, а постоянно возникающее удовлетворение от достигнутого результата приводит к удовлетворённости родом занятий, т. е. к стойкому положительному отношению к выбранному, как предмет специализации, виду спорта. Неудачи же приводят к возникновению состояния фрустрации, которое может двояко влиять на силу и устойчивость мотива. В одном случае неоднократно повторяющиеся неудачи в соревновательных выступлениях могут вызвать у спортсмена желание оставить занятия данным видом спорта, в связи с тем, что, по мнению спортсмена, он менее талантлив, чем остальные игроки. В другом случае регулярно повторяющиеся неудачи при экстрапунитивной форме реагирования приводят к агрессивной реакции, направленной на внешние объекты, сопровождающейся досадой, озлобленностью, упрямством, стремлением добиться намеченного во что бы то ни стало, даже вопреки реальным возможностям. При этом неудача рассматривается как случайность из-за сложившихся внешних обстоятельств [2].
В спорте присутствует как внешняя мотивация, так и внутренняя. В игровых видах спортивный азарт является одним из главных моти-вационных компонентов. Наличие компонента «азарта» во время соревнований обусловливает наличие-отсутствие непосредственно соревновательной деятельности между игроками команд.
Согласно теории деятельности В. Д. Шадри-кова, существенным аспектом целеобразования является установление количественной характеристики уровня достижения деятельности. Цель-уровень достижения изменяется в зависимости от достигнутого результата и от усилий, затра-
ченных человеком. На оценку уровня возможных достижений может влиять самоанализ, как после самой спортивной деятельности, так и до неё [2].
Материалы и методы исследования. Целью нашего исследования было изучение уровня субъективного контроля и мотивации достижения у хоккеистов различных возрастных групп. Диагностический аппарат исследования составили: методика «УСК» Е. Ф. Бажина (адаптированная для спортивной деятельности) и модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М. Ш. Магомед-Эминовым. Определение достоверности различий выборочных средних проводилось по ^-критерию Манна — Уитни для независимых выборок, взаимосвязи между факторами устанавливались при помощи коэффициента корреляции Ч. Спирмена.
В исследовании приняли участие 20 хоккеистов команды «Локомотив 97» (обучающиеся СДЮШОР) и 20 хоккеистов молодёжной команды «Локо».
Результаты исследования и их обсуждение.
Было выявлено, что показатели интернально-сти игроков команды «Локо» выше, чем игроков «Локомотива 97» (общая интернальность (и = 142, р = 0,001); интернальность достижения (и = 130, р = 0,001), интернальность неудач (и = 183, р = 0,001), интернальность семейных отношений (и = 209, р = 0,001), интернальность спортивной деятельности (и = 173, р = 0,01), интернальность межличностных отношений (и = 114, р = 0,001), кроме показателя интернальности здоровья (Из)).
Мы объясняем это тем, что игроки команды «Локо» старше и опытнее и ответственность является важной составляющей, компонентом личностной зрелости. Чувство профессиональной компетентности — центральное возрастное новообразование этого периода. Формирование ответственности идёт рука об руку с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя. В данном возрасте («Локомотив 97») подросток ещё только начинает задумываться над тем, каким он хочет себя видеть и действием каких факторов объяснять происходящие в своей жизни события. Интернальность в области здоровья у всех хоккеистов находится на одном уровне, это говорит о том, что с детства им прививают ответственность за своё самочувствие. Они знают, что такое спортивная травма, как заботиться о своём здоровье, несут ответственность за него.
Локус контроля и мотивация достижения у хоккеистов
67
Интересной, на наш взгляд, является взаимосвязь интернального локуса контроля достижения успеха и интернального локуса контроля в избегании неудач с показателем мотивации достижения у спортсменов старшего возраста (г = 0,727, р = 0,05), а также отсутствие какой-либо взаимосвязи этих же показателей у игроков «Локомотива 97». Мы считаем, что этот факт является следствием прохождения игроками жёсткого отбора для зачисления в команду. Их мотивы и цели направлены на достижение уже более высоких результатов, чем у хоккеистов младшего возраста. Игроки с высокой мотивацией достижения имеют тенденцию быть уверенными в своей способности контролировать результаты своих усилий, и, с другой стороны, спортсмены команды «Локо» с интернальным локусом контроля с большей вероятностью будут бороться за достижение.
Заключение. Мотивация достижения, проявляясь в разных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной), определяет творческое, инициативное отношение к делу, определяет стремление человека выполнить дело на высоком уровне качества. Принципиально важным является то, что мотивация достижения тесно связана с такими качествами личности, как инициативность, ответственность, добросовестное отношение к труду, реалистичность в оценках своих возможностей при постановке задач. Исходя из этого нам представилась возможность убедиться, что мотивация достижения связана с такими личностными характеристиками, как интернальность. В современной психологической литературе авторы указывают на то, что данные
характеристики являются верными предикторами мотивации достижения. При этом конкретные экспериментальные исследования указывают на неоднозначность такой взаимосвязи: она может проявляться, а может — и нет. Данное исследование подтвердило взаимосвязь мотивации достижения и интернальности локуса контроля у спортсменов старшего возраста.
Список литературы
1. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения / Т. О. Гордеева. М. : Смысл, 2006. 336 с.
2. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. СПб. : Питер, 2008. 352 с.
3. Огородова, Т. В. Психология в современном развивающемся мире: теория и практика / Т. В. Огородова, В. Б. Токарева // Актуальные проблемы современной психологии и педагогики : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 5 мая 2012 г. Челябинск : ЮУрГУ, 2012. С. 169-173.
4. Огородова, Т. В. Особенности локуса контроля хоккеистов различных возрастных групп / Т. В. Огородова, В. Б. Токарева // Вестн. Ярослав. гос. ун-та им. П. Г. Демидова. Сер. Гуманитар. науки. 2013. № 1. С. 91-94.
5. Филин, В. П. Становление и развитие теории и методики юношеского спорта / В. П. Филин // Юбилейный сборник трудов учёных РГАФК, по-свящённый 80-летию академии. М., 1998. Т. 2. С. 50-56.
6. Шадриков, В. Д. Интеллектуальные операции (мышление как способность и психический процесс) / В. Д. Шадриков. Ярославль : МАПН, 2005. С. 370-377.