Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 26 (317).
Образование и здравоохранение. Вып. 1. С. 31-33.
Д. В. Вдовина, Т. В. Огородова
ВОЛЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И АКЦЕНТУАЦИЯ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ, проект 6.4569.2011
Представлены данные эмпирического исследования волевой сферы личности спортсменов-подрост-ков. Показана роль волевых качеств в становлении спортсмена-профессионала на этапе роста спортивного мастерства, раскрываются взаимосвязи личностных характеристик и волевых качеств личности. Выделяются основные волевые характеристики спортсмена-подростка.
Ключевые слова: волевая сфера личности, волевые качества, акцентуации характера.
Этап современного развития спортивной психологии характеризуется углублением теоретических основ научных исследований, обращением к категориям деятельности и личности спортсмена. Исследование воли в подростковом возрасте в условиях спортивной деятельности является малоразработанным вопросом, но весьма актуальным. Многие учёные, изучающие психологию подросткового возраста, обращают внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волей, что проявляется, например, в их эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности. Для спортсмена важна эмоциональная стабильность, контроль эмоций и волевой сферы личности, поэтому целью нашей работы стало рассмотрение вопроса развития волевой сферы личности подростка в спортивной деятельности.
Деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определённых усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели [2]. Эти усилия называют волевой регуляцией или волей.
Воля — одно из основных психических качеств человека, которое в спортивной деятельности позволяет ему управлять собой при преодолении препятствий различной степени трудности. Проявление воли связано с сознательно поставленной целью, то есть с тем, что должен и хочет сделать человек, и с мотивами — внутренними побуждениями, из которых исходит человек в своих действиях и поступках. Волевые качества и их развитие обусловлены особенностями личности спортсмена, его темпераментом, умственным развитием, интеллектом, моральными
принципами и т. п. С учётом уже сложившейся вариации волевых качеств у каждого спортсмена задача состоит в том, чтобы отшлифовать сильные из них и довести до должного уровня отстающие.
В настоящее время спортивной психологии известны труды по вопросам волевой сферы таких авторов, как В. А. Иванников, А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, В. И. Селиванов, Е. П. Щербаков и др. Анализируя литературные источники, можно сказать, что воля для подростка стоит на одном из первых мест. Люди, обладающие волевыми качествами, становятся для подростка идеалом, на который он хотел бы походить и которому старается подражать. Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. В подростковом возрасте, как отмечает А. И. Высоцкий, происходит коренная перестройка структуры волевой активности. В отличие от школьников младших классов подростки значительно чаще регулируют своё поведение на основе внутренней стимуляции. В то же время волевая сфера подростков весьма противоречива [1]. Это связано с тем, что при значительно возросшей общей активности подростка механизмы его волевой активно -сти ещё недостаточно сформированы.
Целью нашего исследования было изучение волевой организации и акцентуаций характера спортсменов подросткового возраста. Диагностический аппарат исследования составили: опросник «Диагностики волевых качеств личности» М. В. Чумакова; методика «Диагностики акцентуаций характера» Леонгарда — Шмишека (подростковый вариант). Определение достоверности различий выборочных средних проводилось с использованием ^-критерия Манна — Уитни для независимых выборок, взаимосвязи
между факторами устанавливались при помощи коэффициента корреляции Ч. Спирмена.
Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие спортсмены г. Ярославля — хоккеисты команды «Локомотив-97» (20 мальчиков 14-15 лет); футболисты футбольной команды «Шинник-97» (20 мальчиков 13-14 лет); футболисты СДЮШОР № 13 (30 мальчиков 13-15 лет).
Хоккейная команда «Локомотив-97» состоит из воспитанников СДЮШОР «Локомотив», мальчиков 1997 г. р. Ребята занимаются хоккеем 5 лет, большинство учится в спортивных классах средней школы № 9. Команда тренируется 6 дней в неделю, участвует в турнирах и регулярном чемпионате России среди команд 1997 года рождения.
Футбольная команда «Шинник-97» — это ребята 1997-1998 годов рождения, воспитанники СДЮШОР «Футбольный клуб “Шинник”». Команда регулярно тренируется и участвует в чемпионатах России по футболу среди юниоров своего возраста.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования выявлена связь целеустремлённости с настойчивостью (г = 0,613, р = 0,003) и внимательностью (г = 0,567, р = 0,007). Это свидетельствует о высокой мотивации, поскольку игроки по-настоящему увлечены игрой в хоккей, а также высокой энергичности в течение длительного периода, невзирая на трудности и препятствия.
Получены значимые различия у команд «Локомотив-97» и «Шинник-97» по показателям выдержки (и = 3,451, р = 0,01), настойчивости (и = 1,248, р = 0,05) и внимательности (и = 1,259, р = 0,05). Степень напряжённости игры в хоккей отличается от игры в футбол. От хоккеистов требуется максимальная отдача в короткие временные промежутки. Игра проходит в более динамичных условиях, при высоких скоростях, силовой борьбе. Последствиями несобранности, недостатка концентрации может быть не только потеря инициативы, пропущенная шайба, но и серьёзная травма.
Анализируя средние показатели волевых качеств двух футбольных команд (и-критерия Манна — Уитни), мы получили следующие различия по показателям ответственности (и = 1,924, р = 0,01) и внимательности (и = 1,586, р = 0,01). Футболисты ДЮСШ № 13 более ответственны, чем игроки команды «Шинник-97», возможно, это объясняется тем, что организаци-
онные моменты их деятельности требуют проявления большей самостоятельности, инициативы, в то время как у клубной команды, ориентированной на профессиональный уровень, более жёстко заданы требования, нормы, стандарты тренировочной и соревновательной деятельности. Значимое отличие установлено по показателю внимательности (и = 1,657, р = 0,01). Игроки команды «Шинник-97» более внимательны в игре и деятельности. Большие нагрузки и напряжённый соревновательный график требуют от футболистов постоянной высокой концентрации, внутренней отдачи, подтверждения статуса клубной команды, что воспитывается руководством спортивной школы и тренером.
Исследование взаимосвязей акцентуаций характера и волевых качеств юных спортсменов выявило обратную связь у команды « Локомотив-97»: циклотимной акцентуации и инициативности (г = -0,766, р = 0,001). Смена настроения цикло-тимного типа мешает инициативности в деятельности спортсмена. В этом состоянии характерна замедленность реакций и мышления, снижение эмоционального отклика.
Установлена связь ответственности и демонстративности (г = 0,518, р = 0,05). Демонстративность проявляется в самоутверждении личности, в постоянном стремлении произвести впечатление, привлечь к себе внимание. Хоккейный матч — это публичное действие. Спортсмен осознаёт, что зрители на трибунах, родители, друзья, болельщики следят не только за ходом игры, но и за его индивидуальными действиями, точностью передач, меткостью бросков, взаимопониманием с партнёрами по звену. Сыграть ярко, красиво, забить гол стремится каждый игрок, выходящий на площадку. Выявлена обратная связь возбудимости и решительности (г = -0,522, р =
0,05). Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влечением. Рассматривая решительность как волевую составляющую личности, необходимо подчеркнуть проявления логичности, обдуманности действий.
Хоккеисты с дистимной акцентуацией имеют низкие показатели целеустремлённости, установлена обратная связь (г = -0,535, р = 0,05). Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляет-
ся в поведении, общении, в особенностях восприятия жизни, что противоречит целеустремлённости, для которой важна позитивность мышления.
Выводы:
1) волевые качества выступают как взаимно дополняемая структура личности;
2) волевая сфера для спортсмена даёт возможность максимального результата и профессионального роста;
3) диагностика акцентуаций характера позволяет реализовать индивидуальный подход в разработке программ личностного развития спорт-
смена, осуществления психологического сопровождения спортивной деятельности, решения проблемы стабильности спортивных результатов.
Список литературы
1. Высоцкий, А. И. Волевая активность школьников и методы её изучения / А. И. Высоцкий. Рязань, 1979. 72 с.
2. Ильин, Е. П. Психология воли : учеб. пособ. для пед. учеб. заведений / Е. П. Ильин. СПб. : Питер, 2002. 288 с. (Мастера психологии).