УДК 159.9
Л. Р. Хаярова, М. В. Гагарин
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ, НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Ключевые слова: интернальность, экстернальность, самоидентичность, субъективный локус контроля.
Исследуются личностные особенности студентов, профессионально занимающихся спортом и их влияние на успешность обучения в вузе. Авторы предположили, что важным качеством, определяющим успешность спортсмена в учебной деятельности, является интернальный локус контроля, который проявляется в активной жизненной позиции, самостоятельности и ответственности. С целью проверки выдвинутой гипотезы было проведено психодиагностическое обследование, в котором приняли участие студенты-спортсмены, входящие в сборную КНИТУ по баскетболу и студенты-неспортсмены, обучающиеся по специальности «Социальная работа». Сравнительный анализ полученных данных показал, что студенты-спортсмены имеют более высокий уровень субъективного контроля, нежели студенты-неспортсмены, что позволяет им быть более успешными не только в спортивной, но и в учебной деятельности.
Keywords: Internality, externality, self-identity, subjective locus of control.
Explores personal characteristics of students, professional athletes and their influence on the success of training at the university. The authors suggested that an important quality that determines the success of an athlete in training activities is an internal locus of control, which manifests itself in an active position in life, autonomy and responsibility. In order to test this hypothesis was conducted psychodiagnostic examination, which was attended by students, athletes, members of the team KNITU basketball and smug students enrolled in the specialty "Social Work". Comparative analysis of the data showed that students-athletes have higher levels of subjective control, rather than smug students, allowing them to be more successful, not only in sports but also in training activities.
Физическая культура и спорт имеют большое значение для студенчества, являются обязательным компонентом образования. Поэтому в высших учебных заведениях физическому воспитанию студентов придают особое значение, а кафедра физического воспитания является одной из ведущих общеобразовательных. В каждом крупном вузе существуют спортивные клубы (воллейбольные, баскетбольные, футбольные), принимающие участие в спортивных соревнованиях различного уровня и масштаба. Чрезмерная занятость студентов-спортсменов в тренировочном и соревновательном процессе значительно осложняет процесс адаптации таких студентов к условиям обучения в вузе, что негативно сказывается на их успеваемости. Тем не менее, как свидетельствует опыт, студенты-спортсмены, в конечном счете, успешно справляются с учебной нагрузкой и ничем не уступают в успеваемости обычным студентам.
Можно предположить в этой связи, что личность спортсмена имеет некие психологические особенности, которые влияют на успешность обучения в вузе. И действительно, многочисленные данные о личностных особенностях спортсменов и лиц, не занимающихся спортом, свидетельствуют о существенных различиях в уровнях выраженности целого ряда личностных качеств. Обследование больших групп спортсменов высокой квалификации показывает, что наиболее характерными особенностями их личности являются: высокая эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, независимость, самостоятельность, склонность к риску, самоконтроль, общительность.
Комплекс этих качеств, по-видимому, и обеспечивает высокие адаптивные способности студентов-спортсменов, позволяющие им успешно
справляться со всеми трудностями студенческой жизни, на которую накладывается интенсивная спортивная нагрузка.
Многие авторы в числе наиболее важных качеств, характеризующих личность успешного спортсмена, выделяют такое качество как интернальный локус контроля. В этой связи мы предположили, что именно интернальный локус контроля позволяет студентам-спортсменам, несмотря на дефицит времени, организовать свою жизнь так, чтобы достичь поставленных целей не только в спортивной, но и учебной деятельности.
Локус контроля - понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Это понятие было введено Джулианом Роттером в 1954 году. Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется «внешний локус контроля» (экстернальность). Склонность к внешней атрибуции повышает беспомощность человека. Склонность приписывать результаты деятельности внутренним факторам называется «внутренний локус контроля» (интернальность). Внутренними факторами здесь являются свойства личности индивида: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимых знаний, умений и навыков, и т. п. Люди, которые считают себя ответственными за состояние своих дел (внутренняя атрибуция), способны добиваться большего успеха. Но также склонны больше испытывать чувство вины за события, которые с ними происходят.
Экспериментальные работы установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с экстернальностью-интернальностью.
Конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы, в отличие от экстерналов, менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляться, когда чувствуют, что ими манипулируют; они реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Люди с интернальными локусами контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи. Для экстерналов характерно обратное.
Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности, по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. В одной и той же ситуации интерналыатрибутируют большую ответственность индивидам, участвующим в этой ситуации. Интерналы в большей степени избегают ситуационных объяснений поведения, чем экстерналы.
Исследования, связывающие
интернальность-экстернальность с межличностными отношениями, показали, что интерналы более популярны, более благожелательны, более уверены в себе, проявляют большую терпимость. Существует связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального «Я». У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью. Экстернальность положительно коррелирует с тревожностью, депрессией, психическими
заболеваниями.
Важнейшей динамической характеристикой развивающейся личности является тенденция к принятию на себя ответственности. Установлено, что многие проблемы обучения и воспитания учащихся связаны с «обученной беспомощностью». Она развивается в тех случаях, когда человек убежден в своей неспособности контролировать и изменять ситуацию, и для него становится «очевидным», что причины происходящего лежат вне поля его активности. А это в свою очередь приводит к снижению самооценки и отказу от активных действий.
Центральный психологический процесс юношеского возраста — формирование самоидентичности — также соотносится с развитием способности человека приписывать тветственность за результаты своей деятельности. Высокие уровни самоидентичности
свидетельствуют о способности человека брать в сложных жизненных ситуациях ответственность на себя. Низкие уровни самоидентичности, характеризующиеся наличием различных психологических проблем, связаны с тенденцией приписывать ответственность внешним силам.
Чтобы проверить выдвинутое нами предположение о том, что именно интернальный локус контроля позволяет студентам-спортсменам быть более эффективными не только в спортивной, но и в учебной деятельности, мы провели экспериментальное исследование, участниками которого стали студенты, представляющие футбольную команду КНИТУ. Контрольная группа была представлена студентами, обучающимися по специальности «Социальная работа».
Участникам исследования была предложена психодиагностическая методика на измерение уровня субъективного контроля, разработанная на основе шкалы локуса контроля Д. Роттера. Данная экспериментально-психологическая методика
представляет собой инструмент для выявления показателей уровня субъективного контроля как качества, характеризующего склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным способностям и усилиям. Методика разработана в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. Эта методика основана на двух принципиальных положениях.
1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. Как уже отмечалось, в первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил — случая, других людей и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.
2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни.
Опросник УСК состоит из 44 пунктов, измеряющих экстернальность-интернальность в межличностных и семейных отношениях; в него также включены пункты, измеряющие УСК в отношении болезни и здоровья. Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности — таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности и ряд ситуационных показателей.
1. Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий,
что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей.
2. Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально-положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
3. Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокие показатели в этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
4. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкие показатели Ис указывают на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокие показатели Ип свидетельствуют о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкие показатели Ип указывают на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению-невезению.
6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им), степень ответственности за отношения с другими людьми.
7. Шкала интернальности в отношениях здоровья и болезни (Из). Высокие показатели Из свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек, имеющий низкие показатели Из, считает здоровье и болезнь результатом случая и
надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.
С целью проверки сформулированной нами гипотезы о том, что именно интернальный локус контроля позволяет студентам-спортсменам быть более эффективными не только в спортивной, но и в учебной деятельности, мы провели экспериментальное исследование, участниками которого стали студенты, представляющие футбольную команду КНИТУ. Контрольная группа была представлена студентами, не занимающимися профессионально спортом и обучающимися по специальности «Социальная работа». Анализ результатов экспериментального исследования позволяет сделать следующие выводы. Показатели уровня общей интернальности (Ио), интернальности в области достижений (Ид), интернальности в области неудач (Ин), интернальности в семейных отношениях (Ис) и интернальности в области межличностных отношений (Им) значительно выше в группе студентов-спортсменов, нежели в контрольной группе студентов-неспортсменов. Показатель интернальностив области
производственных отношений (Ип) примерно одинаков в обеих обследуемых группах. Показательинтернальности в области здоровья (Из) в контрольной группе студентов намного выше, чем в группе студентов - спортсменов. Полученные результаты позволяют говорить о том, что студенты-спортсмены более ответственные люди, чем студенты-неспортсмены, они больше полагаются на свои силы, проявляют собранность в значимых ситуациях. Спортсмены чаще исходят из предположения, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут управлять событиями своей жизни, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Высокие показателя уровня интернальностив области достижений (Ид) говорят о том, что спортсмены считают, что они сами добились высоких результатов в своей жизни, и способны с успехом добиваться своих целей в будущем.
Что касается высокого уровня интернальности в области неудач (Ин), то он является закономерным следствием высокого уровня интернальности в области достижений и означает, что человек берет ответственность на себя не только за свои успехи, но и за собственные промахи и неудачи, а не ищет виноватых. Высокие показатели интернальности в семейных
отношениях (Ис) у спортсменов означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из) - это единственная пункт нашего опросника, где результаты в группе спортсменов оказались значительно ниже, чем в контрольной группе. На наш взгляд, это объясняется тем, что в процессе занятий спортом травмы и болезни неизбежны и со временем воспринимаются как должное. Человек,
занимающийся спортом, привыкает к боли и профессиональным заболеваниям, сопутствующим занятиям спортом, и поэтому локус контроля в этой сфере оказывается ниже среднестатистического.
Таким образом, по результатам проведенного исследования мы можем говорить о том, что в целом уровень субъективного контроля у студентов-спортсменов выше, чем у студентов, не занимающихся профессионально спортом, что позволяет спортсменам быть более эффективными и успешными не только в спортивной, но и в учебной деятельности. По окончании обследования со студентами-спортсменами была проведена беседа, в ходе которой удалось выявить основные трудности, с которыми им приходится сталкиваться в ходе учебной деятельности. По результатам экспериментального исследования мы можем сформулировать следующие рекомендации по организации учебного процесса и в целом по работе со студентами-спортсменами КНИТУ. Чтобы облегчить учебный процесс, целесообразно было бы предоставлять студентам-спортсменам
индивидуальный график посещения учебных занятий с соответственным продлением сроков экзаменационной сессии, давать таким студентам индивидуальные учебные задания с чёткой постановкой целей и сроков реализации, что повысит эффективность их учебной деятельности. Студентам-спортсменам, по итогам года вошедшим в «десятку» лучших спортсменов университета, необходимо назначать именную повышенную стипендию, предоставлять вне очереди путевки в санаторий-профилакторий и другие санатории.
Студентам-спортсменам можно
рекомендовать научиться расставлять приоритеты заранее, и обозначить для себя, в первую очередь, те задачи, которые они считают наиболее важными и соответственно распределять свои усилия, время и возможности. Необходимо проводить
дополнительную работу со спортсменами в виде бесед, психологических тренингов, направленных на всестороннее развитие спортсменов, занять их свободное время таким образом, чтобы
компенсировать недостаток межличностного общения с разными людьми, в том числе с представителями противоположного пола. Развитие коммуникативных навыков - это очень важное направление в коррекционной, развивающей работе со студентами-спортсменами, так как налаженное общение является важным фактором эмоционального благополучия, создающего условия для успехов в учебе и новых спортивных побед.
Литература
1. Гарднер,И. Мотивация достижений и спортсмен /Международный журнал спортивной психологии.-1981.-№3.-с.13-21.
2. Ключников А.В., Софронова Е.М., Кузьмичева Д.Г., Быкова Н.В., Хисамутдинов В.Х., Зенуков И.А. Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций будущих специалистов в процессе физкультурно-спортивной деятельности //Вестник текхнологического университета. - 2013.- №11. - с.312-316.
3. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте / А. Ц. Пуни. Л.: ГДОИФК, 1977. — С. 8-14.
4. Пономарчук В. А., Аяшев О. А. Физическая культура и становление личности / В. А. Пономарчук, О. А. Аяшев. — М.: ФиС, 1991. — 159 с.
5. Сиротин О. А. Психофизиологические состояния как фактор ® успешности спортивной деятельности / О.
A. Сиротин, X. М. Юсупов // Докл. V Европейского конгресса по психологии спорта / Варна — Болгария. — Т. П. — С. 135-137.
6. Темперамент и спорт: уч. зап. Пермского гос. пед. ин-та. Вып. III. — Пермь: Изд. ПГПИ. — 120 с.
7. Теория и методика физического воспитания. / Под ред. Б. А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
8. Халилова А.Ф., Кудрявцев Ю.М., Хуснутдинова Р.Г. Развитие физической культуры в системе применения комплекса здоровьесберегающих технологий//Вестник текхнологического университета. - 2013.- №11.- с.308— 312.
9. Яковлев Б. П. Психологическая нагрузка в спортивной деятельности /Б. П. Яковлев, С.
B. Богданова // Теория и практика физической культуры. — №2. —1996. —С. 39-42
©Л. Р. Хаярова - доц. каф. СРПиП КНИТУ, [email protected]; М. В. Гагарин - выпускник КНИТУ, [email protected].
© L. R. Hayarova - Assistant professor of social work, pedagogy and psychology CFTC of KNRTU, [email protected]; M. V. Gagarin - A graduate KNITU, [email protected].