ИССЛЕДОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Е. В. Распопин
Аннотация: К личности сотрудников и кандидатов на службу в правоохранительные органы предъявляются высокие требования. Прежде всего, эти требования касаются состояния их физического и психического здоровья.
Однако не менее важную роль в деятельности человека имеют его моральные качества. В служебно-профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов среди этих качеств на первый план выступает правосознание как отношение к нормам права, как готовность и способность соблюдать правовые нормы поведения в обществе. Правосознание является важной характеристикой надежности и профессиональной пригодности сотрудников правоохранительных органов.
Одной из основных задач в сфере изучения правосознания выступает оценка уровня его развития. В свою очередь, для оценки уровня развития правосознания необходимы надежные психодиагностические инструменты. В связи с этим, статья содержит описание авторской психодиагностической методики, предназначенной для изучения уровня правосознания.
Согласно теоретическим положениям, лежащим в основе методики, в структуре правосознания может быть выделено два основных компонента: нормативный и оценочный. Нормативный компонент отражает уровень правовой подготовки человека, запас его правовых знаний. Оценочный компонент отражает от-
ношение человека к нормам права, его личную готовность следовать правовым нормам поведения. Методика направлена на изучение оценочного компонента правосознания. Методически эта задача решается через изучение отношения личности к нормам права, представленным в пословицах и поговорках на юридически-правовую тематику.
Методика многомерная, включает в себя следующие шкалы. Первая шкала — правовой нигилизм — оценивает степень доверия или недоверия, уважения или неуважения испытуемого к нормам права, действенности и эффективности закона. Вторая шкала—оправдание противоправного поведения — оценивает представления испытуемого о допустимости или недопустимости нарушения правовых норм поведения в различных жизненных ситуациях. Наконец, третья шкала оценивает общий уровень правосознания испытуемого.
В статье приводятся общие сведения о структуре методики, описание процедуры ее проведения и обработки результатов, интерпретационные тексты для пользователей. Представлены локальные тестовые нормы, разработанные на выборке сотрудников правоохранительных органов, а также краткие сведения о надежности и валидно-сти методики.
Ключевые слова: профессионально важные качества личности, морально-психологические качества личности, правосознание, психологическая диагностика, психодиагностическая мето-
дика, сотрудники правоохранительных органов.
Одной из ведущих задач профессиональной деятельности психологов правоохранительных органов является определение профессиональной психологической пригодности сотрудников и кандидатов на службу, изучение и оценка их профессионально значимых психологических свойств и качеств. В целом, под профессионально важными качествами понимается совокупность физических и психологических характеристик человека, определяющих успешность его обучения и эффективность последующей профессиональной деятельности [1]. С точки зрения этих качеств, сотрудник правоохранительных органов должен быть, в первую очередь, здоров, и не только в физическом, но, что не менее важно, в психологическом плане.
При оценке психологического здоровья сотрудников и кандидатов на службу оцениваются, прежде всего, те качества, которые обеспечивают способность выполнять профессиональные обязанности, справляться со служебными нагрузками и сводят к минимуму риск дезадаптации (например, уровень интеллектуального развития, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные качества и т.п.).
Однако, как справедливо отметил Г Оллпорт, при изучении психологического здоровья личности недостаточно выделения одних лишь психологических конструктов, здесь никак нельзя обойти вниманием ее этические, морально-нравственные характеристики [5]. Во многом именно эти характеристики формируют из человеческого
существа собственно человека, а из отдельных индивидов — человеческое общество. Той же точки зрения придерживается Л.П. Гримак, который рассматривает нравственность как важнейшее условие полноценного физического и психического здоровья человека и его жизненной устойчивости [2].
В этом плане представляет интерес модель личности, к которой обращается В.Г. Мельников на примере анализа поведения военнослужащих в воинском коллективе. Он выделяет такие две важные составляющие личности, как способности и моральные качества [6].
Под способностями понимается совокупность физических и психических ресурсов, обеспечивающих хорошую адаптацию к сложным условиям деятельности. Под моральными качествами понимается готовность человека следовать морально-нравственным нормам поведения. Сочетание этих составляющих в зависимости от степени их развития дает следующие варианты личности.
Развитые способности и высокие моральные качества обеспечивают наиболее высокий уровень развития личности. Такой человек способен продуктивно и ответственно решать стоящие перед ним задачи.
Если моральные качества развиты на высоком уровне, но способности развиты недостаточно, то такой человек, скорее, будет отличаться ответственностью и исполнительностью, но у него может недоставать физических и моральных сил для отстаивания своей позиции, для сопротивления внешнему давлению. В трудовом, воинском и в любом другом коллективе более сильные и, в то же время, беспринципные колле-
ги и сослуживцы часто перекладывают на них свои обязанности, зная, что они ни при каких обстоятельствах не смогут не выполнить возложенных на них обязанностей, но и отказаться от выполнения чужой работы также не смогут.
При обратной картине — высоких способностях и низких моральных качествах — на первый план выступает сильная, напористая и не стесненная моральными принципами личность. Такие люди способны добиваться своих целей любыми средствами, не заботясь о последствиях для окружающих. Они активно эксплуатируют других, при необходимости легко прибегая к методам психологического и физического давления.
Наконец, низкий уровень развития и способностей, и моральных качеств, выявляет наиболее несформирован-ный, незрелый вариант развития личности. Им трудно поручить какое-либо ответственное дело, чаще их открыто игнорируют или предпочитают попросту не замечать. Временами некоторые из них как будто обретают статус, становясь исполнителями для выполнения неблаговидных поручений со стороны представителей предыдущего типа, но, выполнив свою миссию, вновь становятся ненужными.
Таким образом, моральные качества имеют не менее важную роль в деятельности человека, чем его физические и психологические характеристики.
Если говорить о личности сотрудника правоохранительных органов, то среди этих качеств особое значение приобретает уважение к закону, способность и готовность соблюдать нормы права, уровень правосознания сотрудника. В
целом, правосознание представляет собой сферу общественного и индивидуального сознания, отражающую не только уровень правовых знаний, но, что не менее важно, — отношение к праву [4, с. 271]. Нарушение, искажение этого отношения ведет к профессиональной и личностной деструкции [3]. В связи с этим, в практике психологического обеспечения профессиональной надежности сотрудников правоохранительных органов особое значение приобретают методы диагностики, развития и, при необходимости, коррекции морально-нравственных качеств личности сотрудников и, в частности, уровня их правосознания.
Исходя из этого, нами была разработана психодиагностическая методика, предназначена для оценки уровня правосознания сотрудников правоохранительных органов [7].
Согласно теоретическим положениям, лежащим в основе методики, в структуре правосознания может быть выделено два основных компонента: нормативный и оценочный. Нормативный компонент отражает уровень правовой подготовки человека, запас его правовых знаний. Этот уровень формируется в результате целенаправленной профессиональной подготовки и обучения. Оценочный компонент отражает отношение человека к нормам права, его личную готовность следовать правовым нормам поведения. Данный уровень является продуктом воспитания и последующего самовоспитания. Методика направлена на изучение оценочного компонента правосознания. Методически эта задача решается через изучение отношения личности к нормам права, представленным в юриди-
ческих пословицах и поговорках русского языка [8].
Методика многомерная, включает в себя следующие шкалы:
1) шкала ПН (правовой нигилизм): оценивает степень уважения/неуважения испытуемого к нормам права, доверия/недоверия к действенности и эффективности закона;
2) шкала ОПП (оправдание противоправного поведения): оценивает представления испытуемого о допустимости/недопустимости нарушения правовых норм поведения в различных жизненных ситуациях;
3) шкала О: оценивает общий уровень правосознания испытуемого.
Процедура тестирования по методике стандартизирована и сводится к ознакомлению с инструкцией, раздаче испытуемым текстов методики и бланков ответов с продублированной на них инструкцией, сбору заполненных бланков, обработке и интерпретации полученных результатов.
Инструкция: «Перед Вами — ряд пословиц и поговорок. Внимательно ознакомьтесь с ними и, ориентируясь на собственные установки, поступки и жизненную позицию, выразите степень своего согласия или несогласия с каждой из них. Для этого в бланке ответов рядом с номером каждой пословицы отметьте свой вариант ответа:
- да, верно, согласен — поставьте цифру 4;
- скорее, согласен — поставьте цифру 3;
- скорее, не согласен — поставьте цифру 2;
- нет, неверно, не согласен — поставьте цифру 1.
Не пропускайте пословиц. Отвечайте быстро, долго не задумываясь. При работе постарайтесь проявить максимальную внимательность, искренность и откровенность».
Текст методики:
1. Без труда не вытащить рыбку из пруда.
2. Правила придуманы для того, чтобы их нарушать.
3. Не потопаешь — не полопаешь.
4. Не украдешь — не проживешь.
5. Тормоза придумали трусы.
6. Закон — что дышло: куда повернешь, туда и вышло.
7. Дуракам закон не писан.
8. Если уж красть, так миллион.
9. Дурная голова ногам покоя не дает.
10. И правда тонет, когда золото всплывает.
11. Бьют — беги, дают — бери.
12. От чего не воровать, когда некому унять.
13. Не все то золото, что блестит.
14. Что нам законы — были бы судьи знакомы.
15. Глаза боятся, а руки делают.
16. Не за то бьют, что украл, а за то, что попался.
17. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
18. Не подмажешь — не поедешь.
19. Слово — серебро, молчание — золото.
20. Не пойман — не вор.
21. Один в поле не воин.
22. Где деньги говорят, там правда молчит.
23. Первый блин всегда комом.
24. Нужда свой закон пишет.
25. Сколько волка не корми, а он все в лес смотрит.
26. Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.
27. Яблоко от яблони недалеко падает.
28. Одиннадцатая заповедь—непо-падайся.
29. Работа — не волк, в лес не убежит.
30. Деньги могут все.
31. Жить—хорошо, а хорошо жить— еще лучше.
32. С волками жить — по-волчьи выть.
33. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
34. Топтать закон нельзя, но вокруг ходить можно.
35. У страха глаза велики.
36. Смелого ищи в тюрьме.
37. Лучше меньше, да лучше.
38. Закон всегда на стороне богатого.
39. Не в свои сани не садись.
40. Если чего-то нельзя, но очень сильно хочется, то можно.
Бланк ответов к методике специально сконструирован таким образом, чтобы с его помощью было удобно проводить первичную обработку данных, и выглядит следующим образом (таблица 1).
Обработка результатов сводится к подсчету «сырых» баллов по шкалам методики и последующему их переводу в стандартную 9-балльную шкалу ста-найнов (таблица 2). Нормы носят локальный характер, разрабатывались на выборке сотрудников органов внутренних дел в количестве 328 испытуемых. Возраст испытуемых—от 17 до 42 лет, из них 213 мужчин и 115 женщин.
Пункты по шкалам распределены следующим образом:
1) шкала ПН: утверждения №№ 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38, или 2-я строка бланка ответов;
2) шкала ОПП: утверждения №№ 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, или 4-я строка бланка ответов;
Бланк ответов
Таблица 1
№ 1 № 1 № 1 № 1 № 1 № 1 № 1 № 1 № 1 № 1
1 5 9 13 17 21 25 29 33 37
2 6 10 14 18 22 26 30 34 38
3 7 11 15 19 23 27 31 35 39
4 8 12 16 20 24 28 32 36 40
Таблица 2
Таблица перевода «сырых» баллов в шкалу станайнов
Шкалы Станайны / «сырые» баллы по шкалам
9 8 7 6 5 4 3 2 1
ПН 10-12 13-15 16-17 18-20 21-23 24-26 27-29 30-32 33-40
ОПП 10 11-12 13-15 16-18 19-21 22-24 25-27 28-30 31-40
О 20-25 26-30 31-35 36-40 41-45 46-49 50-54 55-59 60-80
3) шкала О: все четные утверждения, или 2 и 4-я строки бланка ответов;
4) все нечетные утверждения (строки 1 и 3) — маскировочные пункты. Введение в состав методики маскировочных пунктов было предпринято с целью по возможности замаскировать истинную цель методики от испытуемых для возможности ее применения в экспертных ситуациях. При подсчете результатов ответы на маскировочные пункты не учитываются.
Интерпретация полученных результатов строится в соответствии со следующими диапазонами значений:
Шкала ПН:
1-3 станайна: правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к праву вплоть до его полного отрицания, неверие в закон и порядок, убежденность в том, что законом правят деньги, связи, социальный статус;
4-6 станайн: ситуативное доверие закону, средний уровень правовой ориентированности поведения;
7-9 станайн: вера в силу закона, уважение к праву, ориентация на соблюдение правовых норм поведения.
Шкала ОПП:
1-3 станайна: оправдание противоправных поступков, мнение о том, что преступления есть и будут совершаться всякий раз, когда для этого есть благоприятные условия, что путем противоправных действий можно добиваться определенных, в том числе и «благих» целей;
4-6 станайн: ситуативное отношение к противоправному поведению, средний уровень терпимости/нетерпимости к противоправным поступкам;
7-9 станайн: представление о недопустимости совершения противоправных поступков ни при каких условиях.
Шкала О:
1-3 станайна: низкий уровень правосознания, выраженное снижение или отсутствие стремления придерживаться социально-правовых норм поведения;
4-6 станайн: средний уровень правосознания, ситуативная готовность личности придерживаться социально-правовых норм поведения;
7-9 станайн: высокий уровень правосознания, выраженная готовность личности придерживаться социально-правовых норм поведения.
Ситуативное отношение к закону и к противоправному поведению, выявляемое при средних показателях по шкалам, означает, что в обычных жизненных ситуациях испытуемый, скорее всего, будет придерживаться социально-правовых норм поведения. Но в напряженных ситуациях, например, в ситуации соблазна или угрозы, поведение испытуемого может быть неустойчивым и непредсказуемым с точки зрения следования нормам права.
Наконец, необходимо отметить, что избыточно высокие результаты по обеим субшкалам методики (в пределах 10-11 «сырых» баллов) могут отражать не столько высокий уровень развития правосознания, сколько правовой идеализм, гипертрофированные представления о роли права, либо склонность испытуемого к идеализации образа «Я», лицемерию и морализаторству. Такие предположения должны уточняться в ходе беседы с испытуемым.
В завершении отметим, что методика характеризуется удовлетворительными характеристиками валидности и надежности [7]. Кратко отметим основные из этих характеристик.
Надежность методики изучалась по методу внутренней согласованности. Коэффициенты надежности составили: 0,77 по шкале ПН, 0,79 по шкале ОПП и 0,87 по общей шкале.
Валидность методики изучалась путем сопоставления ее результатов с другими тестами, изучающими сходные конструкты (были использованы методика измерения отношения к праву и правовых установок и шкала моральной нормативности многоуровневого личностного опросника), и по методу контрастных групп. При сопоставлении результатов с другими тестами были выявлены статистически значимые связи в диапазоне от 0,35 до 0,48. Валидность по методу контрастных групп изучалась путем сравнения результатов методики между сотрудниками органов внутренних дел (224 испытуемых) и заключенными, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях ФСИН России (202 испытуемых). По всем шкалам методики были выявлены значимые различия, характеризующие более высокий уровень развития правосознания сотрудников органов внутренних дел (р < 0,001).
Методика может быть рекомендована к использованию как инструмент скрининга в экспертных ситуациях (например, в профотборе), а также в прикладных исследованиях. Методике было присвоено название методики изучения правосознания (методика ПС).
Литература
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
2. ГримакЛ.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. 319 с.
3. Злоказов К.В. Особенности правовых установок сотрудников полиции в связи с деструктивно-стью личности // Научный портал МВД России. 2014. № 3. С. 118-124.
4. Краткий психологический словарь / ред. сост. Л.А. Карпенко. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 512 с.
5. Оллпорт Г. Становление личности: Избранные труды. — М.: Смысл, 2002. — 462 с.
6. Мельников В.Г. Динамическая модель группы. Теория и практика развития группы, организации. Киров: Кировская областная типография, 2001. 176 с.
7. Распопин Е.В, Ермош О.В. Методика изучения правосознания сотрудников органов внутренних дел // Правоохранительные органы: теория и практика. 2015. № 1. С. 124-129.
8. Сидоров А.И. Юридические пословицы и поговорки в правовой практике русского народа // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. № 3. С. 193-198.
МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Аннотация: Предмет статьи составляют организационные и правовые проблемы мотивации и стимулиро-
А. Ю. Долинин
вания служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Цель — проанализировать совре-