Научная статья на тему 'Методика изучения отношения к морально-нравственным категориям и нормам поведения'

Методика изучения отношения к морально-нравственным категориям и нормам поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1192
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психодиагностическая методика / процедура разработки психодиагностических методик / личность / морально-нравственные категории и нормы поведения / psychodiagnostic methodology / the procedure for developing psychodiagnostic techniques / personality / moral and ethical categories and norms of behavior

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Распопин Евгений Владимирович, Ермош Валерия Олеговна

Статья содержит описание авторской психодиагностической методики, предназначенной для изучения отношения личности к морально-нравственным категориям и нормам поведения. В качестве стимульного материала методики выступают пословицы и метафоры на тему морально-нравственных качеств и норм поведения. В статье описываются общие характеристики методики, этапы её разработки, основные психометрические характеристики, процедура работы с методикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of studying attitudes towards moral and ethical categories and norms of behavior

The article contains a description of the author’s psychodiagnostic methodology, designed to study the attitude of the individual to moral and ethical categories and norms of behavior. Proverbs and metaphors on the topic of moral and ethical qualities and norms of behavior are used as the stimulating material of the methodology. The article describes the general characteristics of the methodology, the stages of its development, the main psychometric characteristics, the procedure for working with the given methodology.

Текст научной работы на тему «Методика изучения отношения к морально-нравственным категориям и нормам поведения»

о 17. Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних

^ дел Российской Федерации : приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 [Электронный ресурс] // Официаль-t? ный сайт МВД России. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/456097996 (дата обращения: 12.10.2017). Tt 18. Об утверждении положения о порядке организации психологического обеспечения сотрудников ор-

^ ганов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 26 июня 2000 г. № 690 [Электронный g ресурс] // Сайт «АЛППП». - Режим доступа: http://www.alppp.ru/law/bezopasnost-i-ohrana-pravoporjadka/34/ 8 prikaz-mvd-rf-ot-26-06-2000--690.html (дата обращения: 12.10.2017).

(£ 19. О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних

дел Российской Федерации : приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 [Электронный ресурс] // Сайт «Во-S енное обозрение». - Режим доступа: http://siliyan.ru/sevihcra/2996 (дата обращения: 12.10.2017). ^ 20. Об органах воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерации : приказ министра обо-

<3 роны РФ от 6 июля 1995 г. № 226 [Электронный ресурс] // Правовая консультационная служба «Закон прост!». g - Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/78562 (дата обращения: 12.10.2017). ^ 21. Об органах воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерации : приказ министра обо-

s роны РФ от 11 марта 2004 г. № 70 [Электронный ресурс] // Сайт «Сейчас.ру». - Режим доступа: https://www. ^ lawmix.ru/pprf/25815 (датаобращения: 12.10.2017).

S 22. О совершенствовании воспитательной работы в Вооружённых Силах Российской Федерации : приказ

g министра обороны РФ от 28 февраля 2005 г. № 79 [Электронный ресурс] // Сайт «Сейчас.ру». - Режим доступа: а https://www.lawmix.ru/pprf/15045 (дата обращения: 12.10.2017).

23. Руководство по психологической работе в Вооружённых Силах Российской Федерации (проект). -¡2 1998 [Электронный ресурс] // Сайт «Сейчас.ру». - Режим доступа: http://www.studmed.ru/docs/document2144/ £ руководство-по-психологической-работе-в-вооруженных-силах-российской-федерации-на-мирное-время g (дата обращения: 12.10.2017).

g 24. Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации : Утверждено

О статс-секретарём-заместителем министра обороны Российской Федерации 30 марта 2006 г. [Электронный ре-s сурс] // Сайт «Студопедия». - Режим доступа: http://studopedia.org/14-71458.html (дата обращения: 12.10.2017). н 25. О развитии психологической службы Вооружённых Сил Российской Федерации : приказ министра

^ обороны РФ от 7 августа 2013 г. № 573 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации. - Режим доступа: https://doc.mil.ru/documents/quick_search.htm (дата обращения: 12.10.2017).

26. Об утверждении Положения о психологической службе Вооружённых Сил Российской Федерации : приказ министра обороны от 28 сентября 2015 г. № 576 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации. - Режим доступа: https://doc.mil.ru/documents/quick_search.htm (дата обращения: 12.10.2017).

© Кубышко В.Л., Крук В.М., 2017

УДК 159.9.07

Е. В. Распопин, В. О. Ермош

РАСПОПИН, Евгений Владимирович, доцент кафедры психологии служебной деятельности и педагогики УрЮИ МВД РФ, Уральский юридический институт МВД России, кандидат психологических наук. Адрес: Россия, 620057, г. Екатеринбург, ул. Корепина, д. 66. Тел: 8-961-573-07-78. E-mail: [email protected].

RASPOPIN, Evgeny Vladimirovich, associate professor of the Department of Psychology of Service Activities and Pedagogy, of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, candidate of psychological sciences. Address: Russia, 620057, Ekaterinburg, Korepina str., 66. Phone: 8-961-573-07-78. E-mail: [email protected].

ЕРМОШ, Валерия Олеговна, слушатель УрЮИ МВД РФ. Адрес: Россия, 620057, г. Екатеринбург, ул. Корепина, д. 66. Тел.: 8-912-644-94-91. E-mail: [email protected]

ERMOSH, Valeria Olegovna, listener of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, junior lieutenant of police. Office address: Russia, 620057, Ekaterinburg, Korepina str., 66. Ph.: 8-912-64494-91. E-mail: [email protected].

Методика изучения отношения к морально-нравственным категориям и нормам поведения Methodology of studying attitudes towards moral and ethical categories and norms of behavior

Статья содержит описание авторской психодиагностической методики, предназначенной для изучения отношения личности к морально-нравственным категориям и нормам поведения. В качестве стимульного материала методики выступают пословицы и метафоры на тему морально-нравственных качеств и норм поведения. В статье описываются общие характеристики методики, этапы её разработки, основные психометрические характеристики, процедура работы с методикой.

Ключевые слова: психодиагностическая методика, процедура разработки психодиагностических методик, личность, морально-нравственные категории и нормы поведения.

The article contains a description of the author's psychodiagnostic methodology, designed to study the attitude of the individual to moral and ethical categories and norms of behavior. Proverbs and metaphors on the topic of moral and ethical qualities and norms of behavior are used as the stimulating material of the methodology. The article describes the general characteristics of the methodology, the stages of its development, the main psychometric characteristics, the procedure for working with the given methodology.

Keywords: psychodiagnostic methodology, the procedure for developing psychodiagnostic techniques, personality, moral and ethical categories and norms of behavior.

Как отмечал Г. Оллпорт, при изучении личности недостаточно выделения только психологических конструктов, здесь никак нельзя обойти вниманием её морально-нравственные характеристики [11]. Во многом именно эти характеристики формируют из человеческого существа собственно человека, а из отдельных индивидов - человеческое общество. Той же точки зрения придерживался Л. П. Гримак, который рассматривал нравственность как важнейшее условие полноценного физического и психического здоровья человека и его жизненной устойчивости [6]. Точно и лаконично значение нравственных качеств и жизненных ориентиров человека сформулировал М. Уэльбек, подметив, что «в идеальном случае общество, организованное согласно универсальным законам нравственности, было бы способно просуществовать вплоть до конца света» [21, с. 39]. В. Г. Мельников обосновал, что моральные качества играют не менее важную роль в организации деятельности человека, чем его физические и психологические особенности [9].

Однако несмотря на ту роль, которую играют морально-нравственные качества и нормы поведения в жизни человека, проблема их эмпирического изучения в современной психологии до сих пор остается открытой. Сложность данной проблемы обусловлена целым рядом факторов, среди которых на первый план выступают трудности операционализа-ции моральных качеств и разработки методических инструментов, предназначенных для их изучения [5].

В связи с этим особую актуальность приобретают методы и методики, предназначенные для изучения морально-нравственных качеств личности.

Традиционно с этой целью используются различные анкеты и опросники, а также ситуационные задачи, в которых от испытуемого требуется сделать моральный выбор [12; 13]. Однако, разработанные в русле субъективного подхода, эти методы имеют один существенный недостаток - возможность установочного поведения испытуемого. Это поведение представляет собой существенную проблему в экспертных ситуациях, например, во время профессионального отбора. В таких ситуациях напрямую поставленный вопрос о нравственном поведении скорее подтолкнет испытуемого дать «правильный» ответ, чтобы подчеркнуть свою нормативность.

Представляется, что отчасти снять эту проблему позволяет замена прямых, буквальных вопросов и утверждений о моральном поведении испытуемого на метафорические, образные суждения, представленные в форме пословиц. От традиционных форм вопросов и утверждений, используемых в опросниках и ситуационных задачах, такие фразы отличаются высокой степенью абстрагирования и обобщения,

а также эмоциональной экспрессии. В ряде случаев эта экспрессивность позволяет снижать контроль сознания над «правильностью» ответов и давать выход чувственным, эмоционально окрашенным представлениям испытуемого об изучаемом явлении, в результате чего ответы испытуемого становятся более спонтанными, искренними и откровенными. Проведенный нами ранее ряд исследований показал, что такого рода «полупроективный» стимульный материал является достаточно эффективным при изучении отдельных моральных характеристик личности, в частности, уровня её правосознания [15; 16; 17].

Исходя из этого, нами была разработана психодиагностическая методика, предназначенная для изучения отношения личности к морально-нравственным категориям и нормам поведения. Методике было присвоено название опросник ОМК («Отношение к моральным категориям»).

Общие характеристики методики

Цель методики: изучение моральных установок личности, её отношения к морально-нравственным категориям и нормам поведения.

Мораль, моральные нормы поведения здесь рассматриваются как система норм, определяющих обязанности человека по отношению к другим людям; как совокупность принципов и правил поведения, определяемых внутренними качествами человека и основанных на общечеловеческих ценностях [19].

Отношение здесь понимается как акт, в ходе которого личность обнаруживает то или иное мнение и поведение по отношению к какому-либо объекту [10], в данном случае - по отношению к морально-нравственным ценностям и нормам человеческого поведения.

Установка рассматривается как «готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту» [14, с. 419], т.е. как готовность личности реализовать определенное отношение к объекту в своем поведении.

Теоретические основания методики. Методика построена на представлении о том, что пословицы представляют собой обобщенный опыт человека, в котором отражено его отношение к предметам и явлениям окружающего мира [7]. Изучение этого отношения позволяет спрогнозировать потенциальную готовность человека поступать в соответствии или вопреки этому опыту, т.е. оценить его установки по отношению тем явлениям, которые метафорично, образно, обобщённо представлены в пословицах и поговорках.

а>

0 т

X

s

я

С

р

И

3

1

П

а> т

<п р

у р

п

о §

3

у

X

s

03

а> р

о

е

m т

о:

a

Р

о о с S s

On

К> О

Тип методики: опросник отношений и установок.

о <м

Состав и количество шкал.

Методика многомерная, включает в себя следу-^ ющие шкалы:

^ 1) отношение к теме труда;

§ 2) отношение к теме добра;

о 3) отношение к теме правды;

^ 4) отношение к теме совести;

р? 5) отношение к теме ответственности;

§ 6) отношение к теме достоинства;

н 7) отношение к ценности человека как личности;

^ 0) общая шкала, отражающая общее отношение

^ к морально-нравственным категориям и нормам по-« ведения.

§ Формат и количество пунктов.

^ Каждая шкала состоит из 10 пунктов. Соот-

Ц ветственно, общая шкала состоит из 70 пунктов. По У формату пункты представляют собой 4-балльные ^ рейтинговые шкалы. а Способ проведения методики.

£ По количеству испытуемых: методика может

применяться в групповой и индивидуальной форме. || По форме проведения: тест бланковый. ^ Процедура тестирования по методике стандар-

« тизирована и сводится к зачитыванию инструкции, я раздаче испытуемым текстов методики и бланков ^ ответов с продублированной на них инструкцией, Ю сбору заполненных бланков, обработке и интерпретации полученных результатов.

Ограничения применения методики: в силу известной абстрактности пословиц и метафор методика не подходит для обследования лиц со сниженным интеллектом (хотя сам набор пословиц, представленных в методике, может применяться для изучения способности испытуемого к абстрагированию, пониманию переносного смысла и оценки уровня его интеллектуального развития).

Тип представления стандартизированных показателей: стандартизированные показатели представлены в диапазонах низких, средних и высоких показателей по шкалам методики.

Процедура разработки и основные психометрические характеристики методики

Разработка и отбор пунктов методики.

Методика разрабатывалась в соответствии с классическим подходом к разработке психодиагностических методик [1].

Исходя из теоретических положений, лежащих в основе методики, в качестве пунктов методики использовались пословицы, поговорки, метафоры на тематику морали и нравственности.

На первоначальном этапе было привлечено 170 пословиц и поговорок. Отбор пословиц в рабочую версию методики проводился на выборке, состоящей из 117 испытуемых, путём оценки корреляции пунктов с общим результатом по тесту. По итогам этой процедуры были отобраны пословицы, которые показали достаточно высокую (не менее 0,3) корреляцию с общим баллом. В итоге для каждой шкалы было отобрано по 10 пунктов, из которых затем была осуществлена сборка шкал методики.

Изучение надежности методики.

Надежность шкал методики изучалась методом оценки внутренней согласованности с помощью

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обобщенной формулы Спирмена-Брауна. Также осуществлялась оценка дискриминативности пунктов методики. Наконец, была изучена внутренняя согласованность между субшкалами методики и их связи с общим результатом по тесту [4; 22]. Оценка надёжности проводились на выборке, состоящей из 138 испытуемых.

Коэффициенты дискриминативности пунктов приведены в табл. 1. Коэффициенты надёжности представлены в табл. 2. Коэффициенты согласованности между шкалами приведены в табл. 3.

Как видно из таблиц 1, 2 и 3, методика характеризуется высокими значениями надёжности по внутренней согласованности, дискриминативности пунктов и согласованности входящих в её состав шкал.

Изучение валидности методики.

На первом этапе изучение валидности методики осуществлялось путём сопоставлении её результатов с данными других методик. Были использованы следующие методики и шкалы.

1. Шкала моральной нормативности (МН) многоуровневого личностного опросника (МЛО) [2]. Шкала состоит из 24 пунктов, на которые предусмотрена дихотомическая форма ответов. Низкие первичные значения по шкале МН отражают высокий уровень социализации, адекватную оценку своей роли в коллективе, ориентацию на соблюдение общепринятых норм поведения. Высокие первичные показатели по шкале МН выявляют низкий уровень социализации, неадекватную оценку своего места и роли в коллективе, снижение стремления соблюдать общепринятые нормы поведения.

2. Шкала импульсивности стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ) [18]. Тест СМИЛ представляет собой адаптированный вариант теста ММР1; в свою очередь, шкала импульсивности СМИЛ соответствует шкале психопатии ММР1. Шкала состоит из 50 пунктов, на которые предусмотрена дихотомическая форма ответов. Высокие значения по шкале выявляют психопатические черты возбудимого типа, высокую импульсивность и конфликтность.

3. Шкала макиавеллизма [3; 8]. Шкала состоит из 20 пунктов, на которые предусмотрена 7-балльная шкала ответов. Высокие значения по шкале выявляют установки и убеждения испытуемого, характерные для макиавеллизма как склонности человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях.

4. Сонди-тест [20]. Были использованы некоторые количественные и пропорциональные показатели теста, получаемые на основе 8-10-кратного тестирования. Из них обнаружил связь с разрабатываемой методикой только сексуальный индекс, а именно процент мужских (мажорных) реакций, поэтому опишем только этот показатель. Сексуальный индекс оценивает соотношение типично мужских (мажорных) и женских (минорных) реакций по тесту. При доминировании минорных реакций на первый план выступают характеристики мягкости и пассивности; при доминировании мажорных реакций на первый план выступают черты агрессивности, грубости, бру-тальности.

Сопоставление результатов разрабатываемой методики со шкалами МН, импульсивности (психопатии) и макиавеллизма осуществлялось на выборке,

Коэффициенты дискриминативности пунктов методики

Коэффициенты надежности шкал по внутренней согласованности

Коэффициенты согласованности между шкалами методики

Шкалы 2 3 4 5 6 7 0

1 0,41 0,44 0,44 0,63 0,51 0,46 0,69

2 0,56 0,53 0,4В 0,43 0,58 0,73

3 0,72 0,57 0,59 0,67 0,83

4 0,66 0,52 0,70 0,83

5 0,60 0,67 0,84

6 0,51 0,75

7 0,84

№ пункта в шкале № шкалы

1 2 3 4 5 6 7

1 0,33 0,42 0,62 0,52 0,52 0,51 0,51

2 0,43 0,51 0,63 0,56 0,62 0,56 0,59

3 0,59 0,59 0,68 0,52 0,59 0,49 0,60

4 0,60 0,69 0,65 0,55 0,62 0,46 0,57

5 0,50 0,66 0,63 0,64 0,73 0,63 0,59

6 0,53 0,50 0,75 0,42 0,60 0,56 0,64

7 0,65 0,58 0,75 0,64 0,75 0,48 0,74

8 0,62 0,61 0,64 0,50 0,40 0,61 0,66

9 0,58 0,62 0,73 0,43 0,49 0,66 0,73

10 0,54 0,60 0,60 0,50 0,60 0,63 0,71

Таблица 2

Таблица 3

СО го

0 т

1

я

С

р

И -

I

П

го т

<0 р

у р

п

0 §

3

у

1

03

го р

о

ее

(0 т

02 М

В

Р

о о сс

£ 7

)

2 О

состоящей из 272 испытуемых. Возраст испытуемых от 18 до 60 лет, средний возраст - 28 лет. Из них 205 мужчин и 67 женщин. Качественный состав выборки представлен следующими подгруппами испытуемых:

1) курсанты юридического института МВД России в количестве 97 человек (сопоставление с показателями теста Сонди осуществлялось на выборке 65 человек);

2) сотрудники практических органов внутренних дел в количестве 41 человека;

3) осуждённые, отбывающие наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях ФСИН России, в количестве 134 человек.

При анализе полученных связей необходимо иметь в виду, что на этапе разработки методики инструкция была составлена таким образом, что, чем больше «сырых» баллов набирает испытуемый по шкалам разрабатываемого опросника, тем более отрицательный характер носит его отношение к морально-нравственным категориям и нормам поведения.

Результаты представлены в табл. 4. Как видно из табл. 4, общая шкала разрабатываемого опросника выявила умеренную связь со шкалой моральной нормативности опросника МЛО. Это означает, что в целом набор метафор и пословиц содержательно направлен на изучение именно моральных ориенти-

ров испытуемых. Кроме этого, умеренные связи со шкалой МН обнаружили также шкалы № 3 (правда), 5 (ответственность) и 7 (ценность человека как личности).

После этого были изучены взаимосвязи между шкалами на подгруппах испытуемых. Проведённая процедура показала определённые различия в структуре связей, присущих отдельным подгруппам.

В выборке курсантов юридического института, как и в общей выборке, на первый план выступили взаимосвязи субшкал разрабатываемого опросника со шкалой моральной нормативности. Эти связи были выявлены как с общей шкалой (г = 0,46 при р < 0,01), так и со шкалами отношения к добру (г = 0,35 при р < 0,01), правде (г = 0,42 при р < 0,01), совести (г = 0,38 при р < 0,01), ответственности (г = 0,45 при р < 0,01) и ценности человека как личности (г = 0,55 при р < 0,01), т.е. чем выше уровень моральной нормативности курсанта, тем более положительное отношение он обнаруживает к данным категориям. И наоборот, чем более негативное отношение он выявляет к данным категориям, тем ниже уровень моральной нормативности его поведения. Также была выявлена связь между шкалой импульсивности (психопатии) по СМИЛ и шкалой отношения к ценности человека как личности (г = 0,32 при р < 0,01), т.е. чем выше

с

см

и и с с о

рц

Корреляции между шкалами разрабатываемой методики и методиками валидизации

Методики валидизации Шкалы разрабатываемой методики

1 2 3 4 5 6 7 0

МП 0,20' 0,23' 0,3]' 0,29' 0,41' 0,12 0,41' 0,38'

Импульсивность 0,10 0,04 0,15' 0,20' 0,22' 0,06 0,22' 0,19'

Макиавеллизм 0,1 51 0,19' 0.10 0,06 0,20" 0,25' 0,07 0,20'

н

Ё

с а

<и я

и

8 §

с г

а

&

а

<и н

и

и

¡-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

да

уровень психопатизации испытуемого, тем более негативный характер носит его отношение к окружающим.

Также на выборке курсантов, состоящей из 65 испытуемых, были выявлены связи между сексуальным индексом теста Сонди и шкалами отношения к добру (г = 0,35 при р < 0,01), совести (г = 0,37 при р < 0,01), ответственности (г = 0,38 при р < 0,01) и общей шкалой (г = 0,32 при р < 0,05), т.е. чем выше у курсантов уровень выраженности мажорных реакций с присущими им проявлениями жёсткости и агрессивности, тем ниже их отношение моральным нормам поведения.

В выборке сотрудников весь массив связей сместился к шкале импульсивности методики СМИЛ. Были выявлены взаимосвязи с общей шкалой разрабатываемого опросника (г = 0,33 при р < 0,01) и со шкалами отношения к правде (г = 0,35 при р < 0,01), совести (г = 0,43 при р < 0,01) и ценности человека как личности (г = 0,36 при р < 0,01), т.е. чем выше уровень импульсивности (психопатических черт) сотрудника, тем более отрицательный характер носит его отношение к данным категориям.

Наконец, в выборке осуждённых массив связей вновь сместился к шкале нормативности. Были выявлены связи как с общей шкалой (г = 0,40 при р < 0,01), так и со шкалами отношения к правде (г = 0,34 при р < 0,01), ответственности (г = 0,37 при р < 0,01) и ценности человека как личности (г = 0,40 при р < 0,01), т.е. чем ниже уровень моральной нормативности осуждённого, тем более негативный характер носит его отношение к данным категориям. Кроме этого, была выявлена связь между шкалой макиавеллизма и шкалой отношения к теме достоинства (г = 0,37 при р < 0,01), т.е. чем выше уровень макиавеллизма испытуемого, тем меньшую ценность имеет для него достоинство другого человека.

На втором этапе исследовалась критериальная валидность по методу контрастных групп. В качестве этих групп выступили:

1) курсанты юридического института МВД России и сотрудники УИС общим количеством 520 человек;

2) осуждённые, отбывающие наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях ФСИН России, в количестве 432 человека.

Предполагалось, что для испытуемых, стоящих на страже закона, морально-нравственные категории и нормы будут более приемлемы, чем для лиц, преступивших закон. Результаты сравнительного анализа, проведенного с помощью 1-критерия Стью-дента для несвязных выборок, представлены в табл. 5.Как видно из табл. 5, курсанты и сотрудники действительно выявили предполагаемое отношение к моральным нормам поведения, как и осуждённые. Таким образом, разрабатываемая методика обнаруживает умеренные связи с другими тестами, пред-

назначенными для изучения способности личности соблюдать моральные нормы поведения, и уверенно дифференцирует контрастные группы испытуемых, что свидетельствует о валидности методики.

Стандартизация методики.

Стандартизация методики проводилась на выборке, состоящей из 690 испытуемых. Возраст испытуемых - от 16 до 65 лет, средний возраст - 29 лет. Из них 312 мужчин и 378 женщин. Качественный состав выборки представлен следующими группами:

1) курсанты юридического института МВД России (п = 205);

2) сотрудники практических органов внутренних дел (п = 89);

3) сотрудники уголовно-исполнительной системы (п = 315);

4) также была привлечена группа «обычных» испытуемых - лиц трудоспособного возраста, занятых трудом и учёбой (п =81).

На выборке были рассчитаны средние значения (М) и стандартные отклонения (а) по шкалам опросника, а также характеристики асимметрии (А). На основании средних значений и стандартного отклонения результаты по шкалам методики были распределены на диапазоны низких, средних и высоких значений: низкие и высокие значения получили испытуемые, превысившие диапазон М ± а (см. табл. 6).

Важно отметить, что на этапе сбора данных для стандартизации была изменена инструкция, регламентирующая ответы на пункты опросника. В соответствии с новой инструкцией, чем больше баллов набирает испытуемый при ответе на пословицы и метафоры, тем более позитивным является его отношение к морально-нравственным категориям и нормам поведения, представленным этими пословицами.

Работа с методикой

Как уже было отмечено, для работы с методикой испытуемому выдаются текст методики и бланк ответов с продублированной на нём инструкцией.

Инструкция. Перед Вами - ряд метафор, пословиц, и поговорок. Внимательно ознакомьтесь с ними и, ориентируясь на собственные установки, поступки и жизненную позицию, выразите степень своего согласия или несогласия с каждой из них. Для этого в бланке ответов рядом с номером каждой пословицы отметьте свой вариант ответа:

- да, верно, согласен - поставьте цифру 1;

- скорее, согласен - поставьте цифру 2;

- скорее, не согласен - поставьте цифру 3;

- нет, неверно, не согласен - поставьте цифру 4.

Не пропускайте пословиц. Отвечайте быстро,

долго не задумываясь. При работе постарайтесь проявить максимальную внимательность, искренность и откровенность.

Сравнительный анализ результатов методики между группами

Группы Шкапы методики

1 2 3 4 5 6 7 0

Курсанты и УИС M 23,68 23,95 22,09 21,62 23,52 24,98 19,25 159,09

ст 5,79 5,91 6,71 5,63 6,02 5,62 6,08 35,18

Осужденные M 25,41 24,77 23,65 23,59 26,32 26,29 21,49 171,52

а 5,97 6,18 6,61 5,77 6,06 5,83 6,35 34,00

t 4,68 2,05 3,55 5,32 7,00 3,54 5,60 5,52

Р 0,00 ! 0,05 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001

Примечание к таблице 5:

М - средние значения по шкалам методики; ст - стандартные отклонения; 1 - эмпирическое значение ^критерия;

р - уровень значимости эмпирического значения ^критерия.

Бланк ответов к опроснику специально сконструирован таким образом, чтобы с его помощью было удобно проводить дальнейшую обработку полученных данных, поэтому вносить изменения в форму бланка не рекомендуется (см. табл. 7). При необходимости бланк дополняется сведениями об испытуемом (пол, возраст, род занятий и т.п.). Текст опросника:

1. Сколько ни работай, всех денег все равно не заработаешь.

2. Ни одно доброе дело не остается безнаказанным.

3. Где деньги говорят, там правда молчит.

4. Когда совесть раздавали, нас дома не было.

5. Бог дал, бог и взял.

6. Биться в одиночку - жизнь не перевернуть.

7. Боятся - значит, уважают.

8. Всю работу никогда не переделаешь.

9. Добро должно быть с кулаками.

10. Говорить правду - терять дружбу.

11. Где деньги говорят, там совесть молчит.

12. Была бы спина - найдется и вина.

13. Бьют - беги, дают - бери.

14. Есть два мнения: моё и неправильное.

15. От работы кони дохнут.

16. Добрыми намерениями вымощена дорога в ад.

17. За правду-матку ссылают на Камчатку.

18. Моя совесть - мой враг.

19. Мертвый да богатый не бывает виноватый.

20. Гордую шею не согнут, так сломают.

21. Захочешь быть человеком - люди не дадут.

22. От работы не будешь богат, а будешь горбат.

23. Зло помнится дольше.

24. Не соврёшь - не проживёшь.

25. Наглость - второе счастье.

26. Моя хата с краю, ничего не знаю.

27. И нашим, и вашим всегда спляшем.

28. Кругом хам на хаме и хамом погоняет.

29. От трудов праведных не наживешь палат каменных.

30. Злое помнится, а доброе забывается.

31. Правдою жить - ничего не нажить.

32. Совесть - это роскошь, а мы люди бедные.

33. Не за то бьют, что украл, а за то, что попался.

34. Кто гнуться не умеет - тот ломается.

35. Люди - никто, и звать их никак.

36. От трудов своих сыт будешь, но богат не будешь.

37. Ищущий добра на зло натыкается.

38. Правду говорить - никому не угодить.

39. Цель оправдывает средства.

40. Не мы такие - жизнь такая.

41. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

42. Люди похожи на креветок: если убрать все лишнее, то почти ничего не останется.

43. Пусть лошадь пашет, она сильная.

44. Лучше злой, да умный, чем добрый, да глупый.

45. Самый легкий способ заставить окружающих вас ненавидеть - начать говорить правду.

46. Совесть украшает человека, но оставляет его голодным.

а>

0 т

X

s

я

С

р

И -

1

П

а> т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<п р

у р

п

о §

3

у

X

s

03

а> р

о

е

m т

о:

М

В

a

Р

о о с S s

a

a 7

)

2 О

Таблица 6

Стандартные значения по шкалам методики

Значения Шкалы разрабатываемой методики

1 2 3 4 5 6 7 0

А 0,09 0,08 -0,03 0,10 0,04 -0,01 0,53 0,04

М 24,23 24,42 22,61 22,19 23,89 25,28 19,80 162,42

о 5,69 5,80 6,52 5,58 5,91 5,58 6,12 34,41

Низкие lo- 10- 10- 10- 10- 10- 10- 70-

(Н) ts 18 lS 16 17 19 13 127

Средние 19- 19- 16- 17- 18- 20- 14- 128-

(С) 30 30 29 28 30 31 26 197

Высокие 31- 31- 30- 29- 31- 32- 27- 198-

(В) 40 40 40 40 40 40 40 280

с

см

£

и и с с о

рц

н

Ё

с а

<и я

и

8 §

с г

а

&

а

<и н

и

и

¡-

с

да

47. Не пойман - не вор.

48. Люди не свиньи - всё съедят.

49. Нет человека - нет проблемы.

50. Пусть паровоз работает - он железный.

51. На добрых весь мир ездит.

52. У нас слишком мало времени и денег, чтобы оставаться честными.

53. Стыд - не дым, глаза не ест.

54. Ответственность - это то, что должны нести другие.

55. Попал в стаю - лай не лай, а хвостом виляй.

56. Сколько на человека ни кричи, а ударить как-то надежнее будет.

57. Работа дураков любит.

58. Не делай добра - не будет зла.

59. У правды нет приятелей.

60. У человека с чистой совестью, вероятно, слабая память.

61. Чего не знаешь - за то не отвечаешь.

62. С волками жить - по-волчьи выть.

63. Человек человеку - волк.

64. Работа не волк - в лес не убежит.

65. Проси добра, а сам жди худа.

66. Умная ложь лучше горькой правды.

67. Чистосердечное признание облегчает совесть, но увеличивает срок.

68. Чему быть - того не миновать.

69. С чьего стола ешь, того и песни поёшь.

70. Чем больше я узнаю людей, тем больше начинаю любить животных.

Обработка полученных результатов.

Обработка полученных данных по методике стандартизирована и сводится к подсчету «сырых» баллов по шкалам методике и последующим сопоставлением их со стандартными показателями.

После того, как испытуемый закончил работу с опросником, производится подсчёт первичных баллов, набранных по каждой шкале.

Шкала 1 представлена пунктами №№ 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50, 57, 64 (1-я строка бланка ответов).

Шкала 2 - пунктами №№ 2, 9, 16, 23, 30, 37, 44,

51, 58, 65 (2-я строка).

Шкала 3 - пунктами №№ 3, 10, 17, 24, 31, 38, 45,

52, 59, 66 (3-я строка).

Шкала 4 - пунктами №№ 4, 11, 18, 25, 32, 39, 46,

53, 60, 67 (4-я строка).

Шкала 5 - пунктами №№ 5, 12, 19, 26, 33, 40, 47,

54, 61, 68 (5-я строка).

Шкала 6 - пунктами №№ 6, 13, 20, 27, 34, 41, 48,

55, 62, 69 (6-я строка).

Шкала 7 - пунктами №№ 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49,

56, 63, 70 (7-я строка).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шкала 0 (общая шкала) представлена всеми пунктами, входящими в состав опросника, т.е. результат по общей шкале получается путём суммирования баллов с 1-й по 7-ю шкалу.

Первичные баллы по шкалам подсчитываются путём суммирования ответов испытуемого на все пункты, входящие в состав шкалы. После этого при помощи табл. 6 первичные баллы сопоставляются со стандартными значениями. Полученные значения вносятся в поля раздела «служебная информация» бланка ответов.

Интерпретация полученных результатов.

Интерпретация полученных данных делится на количественную и качественную. Количественная характеристика опросника в строгом смысле только одна: это общий показатель отношения к моральным категориям и нормам поведения, представленный результатом общей шкалы. Качественная интерпретация состоит в последовательном изучении отношения к морально-нравственным категориям и нормам поведения, представленным отдельными шкалами.

Высокие стандартные значения по шкалам методики выявляют положительное отношение к морально-нравственным категориям и нормам поведения, потенциальную готовность (установку) руководствоваться ими в своем поведении. Низкие стандартные значения выявляют отрицательное отношение к морально-нравственным категориям и нормам поведения, потенциальную готовность игнорировать или нарушать их в своем поведении. Средние стандартные значения выявляют неустойчивое, ситуативно обусловленное отношение к морально-нравственным категориям и нормам поведения.

Также необходимо отметить, что избыточно высокие результаты, выявляемые одновременно по всем шкалам методики, могут отражать не только высокий уровень ориентации на соблюдение морально-нравственных норм поведения, но и склонность испытуемого к идеализации образа «Я», лицемерию и морализаторству. Такие предположения должны уточняться в ходе беседы с испытуемым.

Бланк ответов к опроснику Номера пословиц и поля для ответов

Таблица 7

Номера пословиц и поля для ответов

№ 1 № 1 № 1 № 1 № 4 № 4 № 1 № 4 № 1 № 1

1 8 15 22 29 36 43 50 57 64

2 9 16 23 30 37 44 51 58 65

3 10 17 24 31 38 45 52 59 66

4 11 18 25 32 38 46 53 60 67

5 12 19 26 33 40 47 54 61 68

6 13 20 27 34 41 48 55 62 69

7 14 21 28 35 42 49 56 63 70

Служебная информация (заполняется психологом)

Шкала 1 2 3 4 5 6 7 0

Сырой балл

Стандартный

Список литературы е

1. Батурин, Н. А., Мельникова, Н. Н. Технология разработки психодиагностических методик. - Челя- т бинск: ЮУрГУ, 2012. - 135 с. К

2. Берг, Т. Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы её выявления. - Владивосток: МГУ, 2005. - 63 с. о

3. Братченко, С. Л. Диагностика склонности к манипулированию // Диагностика личностно-развиваю- « щего потенциала : методическое пособие для школьных психологов. - Псков: Изд-во Псковского областного -института повышения квалификации работников образования, 1997. - С. 56-62. т

4. Бурлачук, Л. Ф., Морозов, С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2002. - 528 с. р

5. Горбачёва, В. И. Нормативная диагностика нравственной сферы личности // I Международная заочная р научно-практическая конференция «Социология и психология: вклад в развитие личности и общества» : сб. К материалов конф. (31 октября 2011 г.). - Краснодар: АНО «ЦСПИ «Премьер», 2011. - С. 3-7. §

6. Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, у 1989. - 319 с. §

03

7. Даль, В. И. Пословицы русского народа. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 304 с. р

8. Знаков, В. В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования // Пси- §

е

хологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 5. - С. 16-22. Т

9. Мельников, В. Г. Динамическая модель группы. Теория и практика развития группы, организации. - М Киров: Кировская областная типография, 2001. - 176 с. В

10. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : ок. 53000 слов / под общ. ред. Л. И. Скворцова. - М.: Мир и р образование: Астрель: Оникс, 2012. - 896 с. с

11. Оллпорт, Г. Становление личности: Избранные труды. - М.: Смысл, 2002. - 462 с. §

12. Подольский, Д. А. Современные методы исследования морального развития (когнитивное направле- ^ ние) // Психология и школа. - 2005. - № 1. - С. 100-110. 4

13. Попов, Л. М., Голубева, О. Ю., Устин, П. Н. Добро и зло в этической психологии личности. - М.: Ин- 66 ститут психологии РАН, 2008. - 240 с.

14. Психология. Словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

15. Распопин, Е. В. Исследование морально-психологических качеств личности на примере правосознания // Прикладная юридическая психология. - 2015. - № 4. - С. 138-144.

16. Распопин Е. В. Метафоры, пословицы и поговорки как стимульный материал для изучения моральных качеств сотрудников правоохранительных органов // Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: состояние, проблемы и пути совершенствования. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2015. - С. 95-98.

17. Распопин, Е. В., Ермош, О. В. Методика изучения правосознания сотрудников органов внутренних дел // Правоохранительные органы: теория и практика. - 2015. - № 1. - С. 124-129.

18. Собчик, Л. Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. - СПб.: Речь, 2003. - 219 с.

19. Современный словарь русского языка. Синонимы : более 5000 синонимических рядов : ок. 30000 слов-синонимов / под общ. ред. Л. Г. Бабенко. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 829 с.

20. Сонди, Л. Глубинно-психологическая диагностика и её применение в психопатологии, психосемантике, судебной психиатрии, криминологии, психофармакотерапии, профессиональном, семейном и подростковом консультировании, характерологии и этнологии : учебник экспериментальной диагностики влечений. - М.: Когито-Центр, 2005. - 557 с.

21. Уэльбек, М. Элементарные частицы. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. - 384 с.

22. Фер, Майкл Р., Бакарак, Верн Р. Психометрика. Введение. - Челябинск: ЮуРГУ, 2010. - 445 с.

On

© Распопин Е.В., Ермош В. О., 2017

УДК 159.9.072.43

Ю.А. Шаранов, В.Н. Устюжанин

ШАРАНОВ, Юрий Александрович, профессор кафедры юридической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел. 8 (921) 9867567. E-mail: [email protected].

SHARANOV, Yury Alexandrovich, professor of Legal Psychology Department, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the doctor of psychological sciences, professor, the Honored worker of the higher school of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph. 8 (921) 9867567. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.