УДК 796.011 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-4-171-182
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 49.03.01 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», ПРОФИЛЬ «ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
А.В. Сысоев
Воронежская государственная академия спорта, г. Воронеж, Россия
Аннотация
В статье представлен фрагмент масштабных исследований, проводимых в Воронежской государственной академии спорта (далее - ВГАС) и нацеленных на научное обоснование коррекции основной профессиональной образовательной программы высшего образования (далее - ОПОП ВО) по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование». Полный спектр исследований пошагово включает: 1) выявление потребностей Воронежской области в реализации трудовых функций работниками сферы физической культуры и спорта; 2) определение востребованных в регионе профессиональных стандартов в сфере физической культуры и спорта; 3) исследование междисциплинарной подготовленности студентов, обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование». Результаты первых двух этапов исследования опубликованы ранее [3-6]. Результаты третьего этапа публикуются впервые.
Цель исследования состоит в определении эффективных подходов к коррекции ОПОП ВО по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» на основании дифференцированного анализа данных о междисциплинарной подготовленности студентов, обучающихся по указанной программе.
Методы и организация исследования. Исследование осуществлялось во втором семестре 2020-21 уч. г. и включало: предварительную разработку содержания контрольных испытаний, проведение контрольных испытаний, математическую обработку и анализ полученных данных. Междисциплинарные контрольные испытания состояли из трёх частей: 1) теоретические контрольные испытания (категория «Знания»); 2) контрольные испытания по выявлению методических умений в обучении базовым видам спорта (категория «Умения»); 3) контрольные испытания по выявлению практических навыков подготовки и проведения учебно-тренировочного занятия по базовому виду спорта (категория «Навыки»). В исследовании приняли участие 42 студента. В качестве основных методов исследования использованы: контрольные испытания, опрос в виде анкетирования, экспертная оценка, методы математической статистики, анализ, обобщение, систематизация.
Результаты исследования. Результаты междисциплинарных контрольных испытаний студентов ВГАС, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование», показали удовлетворительный уровень теоретической, методической и практической подготовленности. Установлено, что в теоретическом плане основные затруднения связаны с усвоением материала дисциплин медико-биологического и психолого-педагогического блоков, а также дисциплин менеджмента, экономики, права. В отношении методико-практической подготовленности основные затруднения связаны с дефицитом знаний нюансов педагогической работы в сфере физической культуры и спорта и отсутствием соответствующего опыта.
Заключение. Большинство проанализированных показателей междисциплинарной подготовленности студентов ВГАС реализованы в среднем на 50-60%, что не является безупречным результатом, поскольку при переводе в академические баллы данный уровень в основном соответствует оценке «удовлетворительно». Это позволяет сделать вывод, что при коррекции ОПОП ВО по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» целесообразно внести соответствующие изменения в содержательную часть программы, касающуюся учебного плана, помещённых в него дисциплин, а также очерёдности их изучения и порядка освоения.
Ключевые слова: направление подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное
образование»; основная профессиональная образовательная программа высшего образования, учебный план, междисциплинарные контрольные испытания, теоретическая подготовленность, методическая подготовленность, практическая подготовленность, студенты, Воронежская государственная академия спорта.
STUDY OF INTERDISCIPLINARY PREPAREDNESS OF STUDENTS OF THE DIRECTION OF TRAINING 49.03.01 «PHYSICAL CULTURE», PROFILE «PHYSICAL EDUCATION»
A.V. Sysoev, e-mail: [email protected], ORCID 0000-0001-9655-4873 Voronezh State Academy of Sports, Voronezh, Russia
Abstract
The article presents a fragment of large-scale study conducted at the Voronezh State Academy of Sports (hereinafter - VSAS). The study is aimed at the scientific substantiation of the correction of the main professional educational program of higher education (hereinafter - MPEP HE) in the direction of training 49.03.01 "Physical culture", profile "Physical education". The full range of studies consistently includes: 1) identification of the needs of the Voronezh region in the implementation of labor functions by workers in the field of physical culture and sports; 2) identification of professional standards in demand in the region in the field of physical culture and sports; 3) study of interdisciplinary preparedness of students studying in the direction of 49.03.01 "Physical culture", profile "Physical education". The results of the first two stages of the study were published earlier [3-6]. The results of the third stage are published for the first time.
The research purpose is to determine effective approaches to correcting MPEP HE in the direction of training 49.03.01 "Physical culture", profile "Physical education" on the basis of a differentiated analysis of the data on the interdisciplinary preparedness of students studying in this program.
Methods and organization of research. The study was carried out in the second term of the 2020-21 academic year and included: preliminary development of the content of control tests, conducting control tests, mathematical processing and analysis of the data obtained. The interdisciplinary control tests consisted of three parts: 1) theoretical control tests (category "Knowledge"); 2) control tests to identify methodological skills in teaching basic sports (category "Skills"); 3) control tests to identify practical skills in preparing and conducting a training session in a basic sport (category "Skills"). 42 students took part in the study. The main research methods used are: control tests, questionnaire surveys, expert assessment, methods of mathematical statistics, analysis, generalization, systematization.
Conclusion. Most of the analyzed indicators of interdisciplinary preparedness of VSAS students are achieved on average by 50-60%, which is not an impeccable result, since when converted into academic scores, this level basically corresponds to the grade "satisfactory". This allows us to conclude that when correcting the MPEP HE in the direction of training 49.03.01 "Physical culture", profile "Physical education", it is advisable to make appropriate changes to the content of the program concerning the curriculum, the disciplines it contains, as well as the order of studying and mastering.
Keywords: training direction 49.03.01 "Physical culture", profile "Physical education", the main professional educational program of higher education, curriculum, interdisciplinary control tests, theoretical preparedness, methodological preparedness, practical preparedness, students, Voronezh State Academy of Sports.
ВВЕДЕНИЕ
В Воронежской государственной академии спорта (далее — ВГАС) с 2020 года ведётся комплексная исследовательская работа по научному обоснованию основной профессиональной образовательной программы высшего образования (далее — ОПОП ВО) по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование». Акцент именно на этот профиль сделан по-
тому, что в соответствии с результатами наших поисковых исследований по выявлению потребностей Воронежской области в реализации трудовых функций работниками сферы физической культуры и спорта [13] регион особенно нуждается в специалистах, ориентированных на работу с широкими слоями населения, связанную с физическим воспитанием, рекреационной и оздоровительной деятельностью [3, 4]. В частности, было установлено, что
при общем дефиците физкультурных кадров, составляющем, по статистике сентября 2020 года, приблизительно тысячу рабочих мест, около 650 (а это примерно 2/3) были адресованы выпускникам вузов, подготовленным по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» [5, 6]. Согласно действующим федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (далее — ФГОС ВО) поколения 3++ от 2018 года, ключевым при разработке ОПОП ВО является соотнесение формируемых в процессе обучения компетенций с профессиональными стандартами и заложенными в них трудовыми функциями [1, 6, 7, 8]. При этом на государственном уровне непрерывно продолжается работа по уточнению и коррекции перечня профессиональных стандартов, что требует своевременных ответных действий со стороны вузов в плане актуализации программных документов [10, 11, 13]. Так, последние изменения зарегистрированы в Минюсте в мае 2023 года [9]. С учётом этих изменений нами была проведена аналитическая работа по выявлению востребованных в Воронежской области профессиональных стандартов в сфере физической культуры и спорта. В результате установлено, что универсальным стандартом, соответствующим трудовой деятельности во всех типах учреждений региона, является профессиональный стандарт 05.008 «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющий деятельность в области физической культуры и спорта». Вместе с тем, поскольку подготовка наиболее востребованных в области физкультурных кадров осуществляется в рамках направления 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование», к числу приоритетных также следует отнести стандарты: 05.005 «Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта», 05.012 «Тренер-преподаватель», 05.013 «Специалист по продвижению фитнес-услуг», 05.017 «Специалист по фитне-су (фитнес-тренер)», 05.018 «Специалист по школьному и студенческому спорту» [6]. Как следствие, актуализация рассматриваемой в нашем исследовании ОПОП ВО должна быть ориентирована на перечисленные стандарты и прописанные в них трудовые функции.
Вместе с тем, помимо скрупулёзного погружения программных документов в нормативные рамки стандартов, эффективная актуализация ОПОП ВО, на наш взгляд, подразумевает также отражение вносимых изменений в своей содержательной части [12], касающейся учебного плана, помещённых в него дисциплин, а также очерёдности их изучения и порядка освоения. В этой связи целесообразным представляется осуществление систематического контроля междисциплинарной подготовленности студентов вуза, обучающихся на разных курсах по единым направлению и профилю подготовки. Исходя из такого подхода, прежде чем вносить изменения в ОПОП ВО по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование», запланированные к реализации с сентября 2021, предварительно были проведены междисциплинарные контрольные испытания студентов ВГАС. Анализу полученных результатов посвящена данная статья.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование междисциплинарной подготовленности студентов ВГАС, обучающихся на 1-4-м курсах по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование», осуществлялось во втором семестре 2020-21 уч. г. Оно включало предварительную разработку содержания контрольных испытаний (февраль-апрель 2021 г.), проведение контрольных испытаний (с 17 мая по 10 июня 2021 г.), математическую обработку и анализ полученных данных (июнь-июль 2021 г.). В августе 2021 года с учётом результатов проведённого исследования были подготовлены и утверждены изменения в ОПОП ВО, которые реализуются с сентября 2021 года по настоящее время.
Междисциплинарные контрольные испытания состояли из трёх частей:
1) теоретические контрольные испытания (категория «Знания»);
2) контрольные испытания по выявлению методических умений в обучении базовым видам спорта (категория «Умения»);
3) контрольные испытания по выявлению практических навыков подготовки и проведения учебно-тренировочного занятия по базо-
вому виду спорта (категория «Навыки»). Для осуществления теоретических междисциплинарных контрольных испытаний студентов были разработаны тестовые опросники, включающие вопросы по всем дисциплинам учебного плана. Контрольные вопросы были разработаны на профильных кафедрах преподавателями, реализующими обучение по соответствующим дисциплинам. Все вопросы дифференцировались в соответствии с учебным планом на материал 1-го, 2-го, 3-го, 4-го курсов, для каждого из которых были сформированы по 5 вариантов опросников, содержащих: по дисциплинам 1-го курса — 63 вопроса в каждом варианте; по дисциплинам 2-го курса — 44 вопроса; по дисциплинам 3-го курса — 50 вопросов; по дисциплинам 4-го курса — 30 вопросов. В ходе проведения контрольных испытаний студенты разных курсов отвечали на вопросы в соответствии с уже изученным учебным материалом: студенты 1-го курса — на вопросы одного тестового опросника (по дисциплинам 1-го курса); студенты 2-го курса — двух опросников (по дисциплинам 1-2-го курсов); студенты 3-го курса — трёх опросников (по дисциплинам 1-3-го курсов); студенты 4-го курса — четырёх опросников (по дисциплинам 1-4-го курсов).
Для осуществления контрольных испытаний по выявлению методических умений студентов в обучении базовым видам спорта преподаватели соответствующих учебных дисциплин (лёгкая атлетика, гимнастика, лыжный спорт, спортивные и подвижные игры) предоставили перечни из 20 упражнений своего вида спорта, методикой обучения которым обязан владеть выпускник по направлению подготовки 49.03.01. На основании перечней были сформированы билеты, в каждом из которых указывались вид спорта и название упражнения (пр., «Гимнастика. Упражнение «Кувырок вперёд»), а также приводился примерный план ответа, выстроенный в соответствии со специально разработанными критериями оценки методических умений. У преподавателя, принимавшего ответ студента, имелся бланк оценки, содержащий те же критерии. Их реализация отмечалась на бланке по 2-балльной шкале: 0 баллов — подвопрос не раскрыт; 1 балл — под-вопрос раскрыт не в полной мере / с ошибками; 2 балла — подвопрос раскрыт верно и
полностью. Бланки оценки различались: для лёгкой атлетики, гимнастики, лыжного спорта был создан универсальный бланк, для спортивных и подвижных игр в силу субъективных особенностей — отдельный. По итогу ответа студента баллы за каждый критерий суммировались, а сумма баллов переводилась в оценку, подходящую для выставления в ведомость. В ходе проведения контрольных испытаний студентам каждого курса предлагались билеты, содержащие упражнения из числа уже изученных учебных дисциплин: студентам 1-го курса — по лёгкой атлетике и гимнастике; студентам 2-го курса — помимо указанных, по лыжному спорту; студентам 3-го и 4-го курсов — помимо указанных, по спортивным и подвижным играм.
Для осуществления контрольных испытаний по выявлению практических навыков подготовки и проведения учебно-тренировочного занятия по базовому виду спорта были разработаны критерии комплексной оценки конспекта урока и критерии комплексной оценки проведения урока (фрагмента урока). Контрольные испытания проводились в рамках учебного процесса по соответствующей дисциплине. Студенты получали задание подготовить конспект урока по изучаемому виду спорта, а потом провести урок (либо фрагмент урока) в соответствии с подготовленным конспектом. Урок проводился внутри группы со своими однокурсниками, выступавшими в качестве учеников. Реализация критериев отмечалась преподавателем, принимавшим конспект урока и его проведение, на специальных бланках, содержащих разработанные критерии по 2-балльной шкале: 0 баллов — критерий не реализован / реализован неверно; 1 балл — критерий реализован частично / с недочётами; 2 балла — критерий реализован в полной мере и безошибочно. По итогу выполнения студентом заданий баллы за каждый критерий суммировались, а сумма баллов переводилась в академическую оценку для выставления в ведомость. Всего выводилось две оценки — за конспект урока и за его проведение. В 2020-21 учебном году во ВГАС по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» обучались 42 студента: на 1-м курсе — 19 человек, на 2-м курсе — 9 человек, на 3-м курсе
— 9 человек, на 4-м курсе — 5 человек. Первую часть контрольных испытаний (теоретическую) прошли все студенты всех курсов. Вторая часть (методическая) проводилась в другой день, и в ней смогли принять участие 17 студентов 1-го курса; студенты остальных курсов участвовали полным составом. В третьей части (практической) была зафиксирована работа 12 студентов 1-го курса, что было обусловлено особенностями учебного плана, поскольку требовался материал фактически изучаемой учебной дисциплины и достаточный объём аудиторного времени для проведения урока (фрагмента урока) внутри учебной группы разными её членами.
Таким образом, в качестве основных методов исследования использованы: контрольные испытания, опрос в виде анкетирования, экспертная оценка, методы математической статистики, анализ, обобщение, систематизация.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты теоретических междисциплинарных контрольных испытаний студентов ВГАС представлены в таблицах 1-2. Согласно данным, представленным в таблице 1, студенты всех курсов показали практически идентичный уровень овладения материалом учебных дисциплин, изучаемых на 1-м курсе: ими было дано по 38-42 верных ответа на контрольные вопросы и по 21-25 ошибочных. В процентном соотношении это составляет 6066% правильных ответов. Средний итоговый балл в ведомость соответствует 3 для всех курсов. При этом лучше других на вопросы по материалам 1-го курса ответили студенты 2-го курса: 65,96% правильных ответов, средний балл в ведомость — 3,22. Достоверность различий рассчитывалась по и-критерию Манна-Уитни, применимому для малых выборок без нормального распределения. Расчёт производился по показателю количества правильных ответов на вопросы опросника. В отношении материала 1-го курса достоверные различия были зафиксированы между студентами 1-го и 2-го курсов.
Материал учебных дисциплин, изучаемых на 2-м курсе, освоен студентами менее однородно. Так, студентами 2-го курса дано в среднем 26 верных ответов и 18 ошибочных, студента-
ми 3-го курса — 23 верных и 21 ошибочный, студентами 4-го курса — 18 верных и 26 ошибочных. В процентном соотношении это выражается в диапазоне 42-60% правильных ответов. Средний итоговый балл в ведомость составил 4 балла для студентов 2-го курса и 3 балла — для студентов 3-го и 4-го курсов. Результаты студентов 2-го курса достоверно выше по и-критерию Манна-Уитни. Схожий уровень овладения материалом учебных дисциплин, изучаемых на 3-м курсе, показали студенты 3-го и 4-го курсов: ими было дано по 24-25 верных ответов на контрольные вопросы и по 25-26 ошибочных. В процентном соотношении это выражается в 47-49% правильных ответов. Средний итоговый балл в ведомость составил 3 балла для обоих курсов. В целом результаты студентов 3-го курса незначительно выше, однако различия недостоверны.
Что касается овладения материалом учебных дисциплин, изучаемых на 4-м курсе, то у студентов этого курса зафиксировано в среднем 13 верных ответов на контрольные вопросы и 17 ошибочных, что соответствует 44%. Средний итоговый балл в ведомость составил 3 балла.
В таблице 2 представлены сводные результаты теоретических междисциплинарных контрольных испытаний, сгруппированные по показателям общего овладения студентами учебным материалом разных курсов. Из таблицы видно, что в целом более успешно студенты овладели дисциплинами 1-го курса (62% правильных ответов), менее успешно — дисциплинами 3-4-го курсов (44-48% правильных ответов). Соединение данных за все курсы показывает, что общее количество правильных ответов на контрольные вопросы соответствует 52% и оценивается в 3 балла.
Обобщение показателей теоретической подготовленности студентов ВГАС свидетельствует, что сложнее всего усваивается учебный материал дисциплин медико-биологического и психолого-педагогического блоков, а также дисциплин менеджмента, экономики, права. Наиболее успешно усвоен материал дисциплин, связанных с безопасностью жизнедеятельности, формированием здорового образа жизни, профилактикой вредных привычек и современными информационными техноло-
Таблица 1 - Результаты теоретических междисциплинарных контрольных испытаний студентов ВГАС в мае-июне 2021 года (категория «Знания»)
Table 1 - Results of theoretical interdisciplinary control tests of VSAS students in May-June 2021 (category "Knowledge")
Варианты опросников Курс Среднее кол-во правильных ответов Среднее кол-во ошибок Средний процент правильных ответов Средний итоговый балл в ведомость Оценка достоверности различий (по Манну-Уитни)
1-й курс (п=19) 37,74±1,03* 25,26±1,03 59,90% 3,05±0,05 для 1-го и 2-го: р^0,05 для 1-го и 3-го:
Материал 1-го курса 2-й курс (п=9) 41,56±1,40* 21,44±1,40 65,96% 3,22±0,15 р>0,05 для 1-го и 4-го: р>0,05
(63 вопроса, 5 вариантов) 3 курс (п=9) 37,67±1,20 25,33±1,20 59,79% 3,00±0,00 для 2-го и 3-го: р>0,05 для 2-го и 4-го:
4-й курс (п=5) 39,80±2,65 23,20±2,65 63,18% 3,20±0,20 р>0,05 для 3-го и 4-го: р>0,05
Материал 2-го курса (44 вопроса, 5 2-й курс (п=9) 26,22±0,97* 17,78±0,97 59,60% 3,67±0,17 для 2-го и 3-го: р^0,05 для 2-го и 4-го: р^0,05
3-й курс (п=9) 22,78±1,37* 21,22±1,37 51,77% 3,11±0,20
вариантов) 4-й курс (п=5) 18,40±1,50* 25,60±1,50 41,82% 2,40±0,25 для 3-го и 4-го: р>0,05
Материал 3-го курса (50 3-й курс (п=9) 24,56±1,18 25,44±1,18 49,11% 3,11±0,11 для 3-го и 4-го: р>0,05
вопросов, 5 вариантов)
4-й курс (п=5) 23,60±2,02 26,40±2,02 47,20% 2,80±0,20
Материал 4-го курса (30 вопросов, 5 вариантов) 4-й курс (п=5) 13,20±1,07 16,80±1,07 44,00% 3,00±0,00 -
Таблица 2 - Сводные результаты теоретических междисциплинарных контрольных испытаний студентов ВГАС в мае-июне 2021 года (категория «Знания»)
Table 2 - Summary results f theoretical interdisciplinary control tests of VSAS students in May-June 2021 (category "Knowledge")
Варианты опросников Данные о выборке Среднее количество правильных ответов Среднее количество ошибок Средний процент правильных ответов Средний итоговый балл в ведомость
Материал 1-го курса (63 вопроса) Студенты 1-4-го курсов (п=42) 38,79±0,71 24,21±0,71 61,57% 3,10±0,05
Материал 2-го курса (44 вопроса) Студенты 2-4-го курсов (п=23) 23,17±0,94 20,83±0,94 52,67% 3,17±0,15
Материал 3-го курса (50 вопросов) Студенты 3-4-го курсов (п=14) 24,21±0,97 25,79±0,97 48,43% 3,00±0,10
Материал 4-го курса (30 вопросов) Студенты 4-го курса (п=5) 13,20±1,07 16,80±1,07 44,00% 3,00±0,00
Сводные данные без дифференциации по курсам 24,84 21,91 51,67% 3,07
гиями. Эффективнее закреплён теоретический материал 1-2-го курсов по сравнению с 3-4-м. Результаты контрольных испытаний студентов ВГАС по выявлению методических умений в обучении базовым видам спорта представлены в таблице 3, данные которой свидетельствуют о схожих показателях методической подготовленности студентов всех четырёх курсов: средний процент реализованных критериев состав-
Дифференциация показателей по степени выраженности отдельных критериев у студентов 1-4-го курсов свидетельствует, что методическая подготовленность качественно проявляется в следующем: владении краткой характеристикой вида спорта; правильном обозначении упражнения и его показе; разъяснении техники упражнения с выделением её основы и деталей; указании задействованных при выполнении упражнения мышечных групп и проявляемых физических качеств. Наиболее слабо методическая подготовленность студентов проявляется по показателю владения историческими аспектами вида спорта, к которым были отнесены: истоки и период (год) возникновения, страна возникновения и создатель
ляет 57-67%, средний общий балл — 21-24. При этом результат студентов 3-го курса несколько выше и составляет 67%. Соответственно, их итоговый балл в ведомость округляется до 4. У студентов других курсов показатель реализации критериев соответствует 64% — на 2-м курсе, 59% — на 1-м курсе, 57% — на 4-м курсе. Итоговый балл в ведомость на перечисленных курсах соответствует 3.
(если имеется), период (год) выхода на международную арену, самые известные спортсмены и тренеры.
В ходе дифференцированного анализа данных по курсам были выделены критерии, реализованные студентами на 80% и более, что означает наибольшее число развёрнутых ответов, оцениваемых в максимальные 2 балла. Было установлено, что из 11 критериев, реализованных студентами на 80% и более, студенты 3-го курса показали восемь, 1-го курса — пять, 4-го курса — три, 2-го курса — два. Вместе с тем, анализируя содержание критериев в целом, следует обратить внимание на более высокую подготовленность студентов 3-4-го курсов в ключевых вопросах методики,
Таблица 3 - Результаты контрольных испытаний студентов ВГАС по выявлению методических умений в обучении базовым видам спорта в мае-июне 2021 года (категория «Умения»)
Table 3 - Results of control tests of VSAS students to identify methodological skills in teaching basic sports in May-June 2021 (category "Skills")
Курс / дисциплины базовых видов спорта Средний показатель общего балла Средний процент от максимального общего балла Средний итоговый балл в ведомость Оценка достоверности различий (по Манну-Уитни)
1-й курс (п=17) БВС: гимнастика, лёгкая атлетика 22,47±1,21 59,13% 3,29±0,17 p>0,05 между всеми выборками
2-й курс (п=9) БВС: гимнастика, лёгкая атлетика, лыжный спорт 24,22±1,54 63,74% 3,44±0,18
3-й курс (п=9) БВС: гимнастика, лёгкая атлетика, лыжный спорт, игровые виды 22,89±1,35 66,55% 3,56±0,18
4-й курс (п=5) БВС: гимнастика, лёгкая атлетика, лыжный спорт, игровые виды 20,80±2,25 56,98% 3,20±0,20
Примечание: "Для игровых видов спорта (спортивные и подвижные игры) критерии комплексной оценки методических умений и их количество отличались от единых для других базовых видов спорта
таких как разъяснение порядка разучивания упражнения, указание возможных ошибок и способов их предотвращения, знание возрастных аспектов разучивания упражнения, уточнение требований к необходимому спортивному инвентарю. Это может объясняться как следствием овладения материалом учебных дисциплин, преподаваемых на 3-4-м курсах, так и наличием практического опыта педагогической работы, поскольку многие студенты старших курсов уже подрабатывают по специальности.
Обобщение показателей методической подготовленности студентов ВГАС свидетельствует, что студенты лучше владеют общими вопросами методики, связанными с пониманием техники упражнения, его направленности, принадлежности к виду спорта. Однако хуже владеют вопросами, требующими углубления и детализации знаний предмета, такими как порядок разучивания упражнения, предотвращение ошибок его исполнения, учёт возрастных особенностей обучаемых, исторические аспекты вида спорта, которому принадлежит упражнение. При этом более глубокое знание методики показали студенты 3-4-го курса, что может быть связано как с овладением учебным материалом старших курсов, так и с наличием опыта практической работы. Результаты контрольных испытаний студентов ВГАС по выявлению практических навыков подготовки и проведения учебно-тренировочного занятия представлены в таблицах 4-5. Указанные контрольные испытания проводились только со студентами 1-го курса по результатам освоения учебной дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта (гимнастика)». В ходе разработки критериев оценки конспекта и проведения урока были использованы разработки преподавателя Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Л.А. Савельевой [2].
Анализ результатов, представленных в таблице 4, свидетельствует, что в среднем студенты 1-го курса выполнили задание по подготовке конспекта урока по гимнастике на 17,58 балла из 30 возможных, что при переводе в академические баллы составило 3,67 балла (т.е. у большинства в ведомости была выставлена оценка
«4»). Оцениваемые критерии в среднем реализованы на 58,61%. Наиболее успешно студенты справились с постановкой общих (95,83%) и частных (83,33%) задач урока, а также с описанием необходимого для урока инвентаря и оборудования (70,83%). Практически не реализованным оказался критерий, связанный с наличием графической записи упражнений и других необходимых рисунков. У большинства иллюстративное сопровождение конспекта отсутствовало.
На втором этапе контрольных испытаний практической подготовленности студенты 1-го курса проводили урок (либо фрагмент урока), согласно разработанному конспекту. Урок проводился в рамках учебного расписания под контролем преподавателя, в качестве условных учеников выступали другие студенты группы. Данные таблицы 5 свидетельствуют, что задание было выполнено в среднем на 25,75 балла из 46 возможных, что при переводе в академические баллы составило 3,42 балла (т.е. у большинства в ведомости была выставлена оценка «3»). Оцениваемые критерии в среднем реализованы на 55,98%, при этом в целом они выполнены группой в диапазоне 25-79%. Наиболее успешно студенты показали себя в аспектах наличия собственного показа упражнений (79,17%), применения «зеркального» показа (75%), внешнего вида и манеры держаться (75%). Наименьшими баллами отмечены своевременность подготовки инвентаря (25%) и окончания урока (37,50%), точность и детальность объяснений (37,50%). Обобщение показателей практической подготовленности студентов ВГАС свидетельствует, что в ходе подготовки и проведения учебно-тренировочного занятия студенты в большей степени опираются на собственный опыт занятий спортом и меньше пользуются тем педагогическим арсеналом, который формируется в процессе обучения в вузе. Это выражается в более высоких баллах за собственные показ упражнения и внешний вид, понимание разных категорий задач урока и использование спортивного инвентаря. Невысокие баллы по критериям, связанным с распределением средств по частям урока, дозированием нагрузки, подбором методов и методических приёмов, точностью и детальностью объяснений, указывают на вторую из отмеченных тенденций.
А.В. Сысоев | ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ... Таблица 4 - Дифференциация результатов контрольных испытаний студентов ВГАС
по выявлению практических навыков подготовки учебно-тренировочного занятия по базовому виду спорта (на примере
гимнастики) в мае-июне 2021 года (категория «Навыки»)
Table 4 - Differentiation of the results of control tests of VSAS students
to identify practical skills for preparing a training session in a basic sport (using the example of gymnastics) in May-June 2021 (category "Skills")
Критерии оценки конспекта урока Дифференцированные показатели (1-й курс, n=12)
Средний балл Средний % от макс. балла (=2)
Оформление работы 1,17±0,11 58,33%
Постановка общих задач урока 1,92±0,08 95,83%
Описание необходимого инвентаря и оборудования 1,42±0,15 70,83%
Описание места проведения и контингента 1,25±0,18 62,50%
Постановка частных задач урока 1,17±0,14 83,33%
Решение общих образовательных задач раскрыто через частные задачи 1,25±0,13 62,50%
Описание необходимых средств (их достаточность, соответствие задачам, возрасту, технике безопасности и т.п.) 1,08±0,15 54,17%
Порядок средств и их распределение по частям урока 1,17±0,21 58,33%
Описание дозировки нагрузки (продолжительность, количество раз, кругов и т.п.) 1,25±0,25 62,50%
Описание методических приёмов обучения, воспитания, организации 1,00±0,12 50,00%
Соотношение частей урока по продолжительности 1,00±0,17 50,00%
Соответствие общей / моторной плотности урока поставленным задачам 1,17±0,17 58,33%
Наличие графической записи упражнений и других необходимых рисунков 0,25±0,13 12,50%
Грамотность терминологии и орфографии 1,08±0,08 54,17%
При необходимости: описание приёмов страховки и помощи 1,00±0,12 50,00%
Обобщённые показатели Средний показатель общего балла (=30) 17,58±1,10
Средний % от макс. общего балла 58,61%
Средний итоговый балл в ведомость 3,67±0,14
Примечание: * Каждый критерий оценивался из 2 баллов, где:
0 баллов - критерий не реализован / реализован неверно;
1 балл - критерий реализован частично / с недочётами;
2 балла - критерий реализован в полной мере и безошибочно.
""Общий балл выставлялся путём сложения баллов за каждый критерий и составлял максимум 30
Таблица 5 - Дифференциация результатов контрольных испытаний студентов ВГАС
по выявлению практических навыков проведения учебно-тренировочного занятия по базовому виду спорта (на примере
гимнастики) в мае-июне 2021 года (категория «Навыки»)
Table 5 - Differentiation of the results of control tests of VSAS students
to identify practical skills of conducting a training session in a basic sport (using the example of gymnastics) in May-June 2021 (category "Skills")
Критерии оценки проведения урока Дифференцированные показатели (1 курс, n=12)
Средний балл Средний % от макс. балла (=2)
Внешний вид и манера держаться 1,50±0,15 75,00%
Уверенность, командный голос 0,92±0,19 45,83%
Правильность подачи команд, подсчёта 1,08±0,19 54,17%
Правильность местоположения и ракурса для показа 0,83±0,17 41,67%
Наличие собственного показа упражнений 1,58±0,15 79,17%
Применение «зеркального» показа 1,50±0,15 75,00%
Точность и детальность объяснений 0,75±0,13 37,50%
Терминологическая грамотность 1,00±0,00 50,00%
Своевременность и полнота исправления ошибок 0,92±0,15 45,83%
Корректность поведения 1,58±0,15 79,17%
Адекватность подобранных средств 1,08±0,19 54,17%
Грамотный порядок применения средств 1,17±0,17 58,33%
Адекватность методов и методических приёмов 1,17±0,11 58,33%
Точность дозирования нагрузки 1,00±0,00 50,00%
Высокая общая / моторная плотность урока 0,83±0,17 41,67%
Грамотное соотношение продолжительности частей урока 1,08±0,19 54,17%
Своевременность окончания урока 0,75±0,18 37,50%
Соблюдение техники безопасности 1,25±0,13 62,50%
Поддержание дисциплины 1,25±0,18 62,50%
Своевременность подготовки инвентаря 0,50±0,15 25,00%
Эффективность использования инвентаря 1,33±0,14 66,67%
Решение задач урока 1,17±0,11 58,33%
Соответствие урока подготовленному конспекту 1,33±0,14 66,67%
Обобщённые показатели Средний показатель общего балла (=30) 25,75±2,03
Средний % от макс. общего балла 55,98%
Средний итоговый балл в ведомость 3,42±0,19
Примечание: *
Каждый критерий оценивался из 2 баллов, где:
0 баллов - критерий реализован менее чем на 50%;
1 балл - критерий реализован на 50-90%;
2 балла - критерий реализован более чем на 90%.
**Общий балл выставлялся путём сложения баллов за каждый критерий и составлял максимум 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты междисциплинарных контрольных испытаний студентов ВГАС, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование», показали удовлетворительный уровень теоретической, методической и практической подготовленности. Вместе с тем, очевидно, что реализация большинства проанализированных показателей в среднем на 50-60% не является безупречным результатом, поскольку при переводе в академические баллы в подавляющем большинстве случаев данный уровень выражается в итоговой оценке «3», фиксируемой в документах учёта учебной работы. При этом установлено, что основные затруднения связаны с усвоением теоретического материала дис-
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильева В.Д. К вопросу об онтогенезе модели специалиста в русле эволюции образовательных стандартов / В.Д. Васильева // Aima Mater (Вестник высшей школы), 2023. №3. С. 10-16.
2. Савельева Л.А. Оценка умения проводить урок физической культуры с использованием средств гимнастики / Л.А. Савельева // В сборнике: Итоговая науч.-практич. конф. профессорско-преподавательского состава НГУ имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2021 год, посвящ. Дню российской науки. СПб: НГУ имени П.Ф. Лесгафта, 2022. С. 211-216.
3. Сопоставление взглядов руководителей и специалистов сферы физической культуры и спорта Воронежской области на реалии и перспективы подготовки физкультурных кадров для региона / А.В. Сысоев, В.Б. Маркина, И.А. Татаринцева [и др.] // Культура физическая и здоровье, 2022. №1(81). С. 33-45.
4. Сопоставление специфики физкультурно-спортивной деятельности некоторых категорий населения Воронежской области / А.В. Сысоев, Д.И. Войтович, Е.Н. Ирхина [и др.] // Мир образования -образование в мире, 2022. №1(85). С. 88-104.
5. Статистический обзор учреждений, реализующих деятельность в сфере физической культуры и спорта в Воронежской области / А.В. Сысоев, Е.Н. Ирхина, В.Б. Маркина, И.А. Татаринцева // Культура физическая и здоровье, 2023. №3(87). С. 28-40.
6. Сысоев А.В. Обоснование приоритетных для Воронежской области профессиональных стандартов в сфере физической культуры и спорта
REFERENCES
1. Vasilyeva V.D. [On the problem of the ontogenesis of the Specialist model in line with the evolution of educational standards]. Alma Mater (Buletin of Higher School), 2023. No.3. pp. 10-16 (in Russ.).
циплин медико-биологического и психолого-педагогического блоков, а также дисциплин менеджмента, экономики, права. В отношении методико-практической подготовленности основные затруднения связаны с дефицитом знаний нюансов педагогической работы в сфере физической культуры и спорта и отсутствием соответствующего опыта.
Полученные данные были учтены в ходе коррекции реализуемой во ВГАС ОПОП ВО по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» в виде изменений в содержательной части программы, касающихся учебного плана, помещённых в него дисциплин, а также очерёдности их изучения и порядка освоения.
/ А.В. Сысоев // Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2023. №3(70), С. 260-274.
7. Трансформация системы подготовки специалистов в условиях перехода на ФГОС 3++ / Р.Н. Бахтизин, О.А. Баулин, Р.М. Мазитов, Н.А. Шайхутдинова // Высшее образование в России, 2019. Т.28. № 5. С. 104-110.
8. [Электронный ресурс]. - ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата. - Режим доступа: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24 (дата обращения: 29.08.2023).
9. [Электронный ресурс]. - Физическая культура и спорт. Профессиональные стандарты. - Режим доступа: https://fgosvo.ru/docs/index/2/5 (дата обращения: 24.07.2023).
10. Dodge T. M., Mitchell M. F., Mensch J. M. Student retention in athletic training education programs // Journal of athletic training, 2009. Т. 44. № 2. pp. 197207.
11. Mensch J. M., Ennis C. D. Pedagogic strategies perceived to enhance student learning in athletic training education // Journal of athletic training, 2002. Т. 37. № 4. pp. 199.
12. Molly M. Figgins, Kathryn J. DeShaw. Student perceptions of integrating interprofessional education and overcoming barriers: a case report // Athletic Training Education Journal, 2023. № 18(2). pp. 1-7. doi. org/10.4085/1947-380X-22-079
13. Skitnevskiy V.L., Sedov I.A., Reva V.A., Novozhilova Ju.S., Lebedkina M.V., Reutova O.V. Labor market analysis as related to physical culture specialist training // International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. Т. 8. № 2. С. 577.
2. Savelyeva L.A. [Assessment of the ability to conduct a physical education lesson using gymnastics] The final scientific and practical conference of the teaching staff of the P.F. Lesgaft NSU, St. Petersburg, for 2021, dedicated to The Day of Russian Science. St. Peters-
burg: NSU named after P.F. Lesgaft, 2022. pp. 211-216. (in Russ.).
3. Sysoev A.V., Markina V.B., Tatarintseva I.A., Irkhina E.N., Voitovich D.I. [Comparison of the views of Leaders and specialists in the field of physical culture and sports of the Voronezh region on the realities and prospects for training physical personnel for the region]. Culture physical and health, 2022. No.1(81), pp. 33-45 (in Russ.).
4. Sysoev A.V., Voitovich D.I., Irkhina E.N., Markina V.B. and Tatarintseva I.A. [Comparison of the specifics of physical culture and sports activities of some categories of the population of the Voronezh region]. The world of education is education in the world, 2022. No.1(85), pp. 88-104 (in Russ.).
5. Sysoev A.V., Irkhina E.N., Markina V.B. and Tatarintseva I.A. [Statistical review of the institutions that carry out activities in the field of physical culture and sports in the Voronezh region]. Culture physical and health, 2023. no.3(87), pp. 28-40 (in Russ.).
6. Sysoev A.V. [Substantiation of physical culture and sports professional standards that are a high priority for the Voronezh region]. Innovation in psychological and pedagogical studies, 2023. №3(70), pp. 260-274 (in Russ.).
7. Bahtizin R.N., Baulin O.A., Mazitov R.M., Shajhutdinova N.A. [Transformation of the system of training special-
ists in the conditions of transition to FSES 3++]. Higher education in Russia, 2019. Vol.28. no 5. pp. 104-110 (in Russ.).
8. FSES HE (3++) of bachelor's degree. - Available at: htt-ps://fgosvo.ru/fgosvo/index/24 (Accessed 29.08.2023) (in Russ.).
9. Physical culture and sports. Professional standards. - Available at: https://fgosvo.ru/docs/index/2/5 (Accessed 24.07.2023) (in Russ.).
10. Dodge T. M., Mitchell M. F., Mensch J. M. Student retention in athletic training education programs // Journal of athletic training, 2009. Vol. 44. № 2. pp. 197207.
11. Mensch J. M., Ennis C. D. Pedagogic strategies perceived to enhance student learning in athletic training education // Journal of athletic training, 2002. Vol. 37. № 4. pp. 199.
12. Molly M. Figgins, Kathryn J. DeShaw. Student perceptions of integrating interprofessional education and overcoming barriers: a case report // Athletic Training Education Journal, 2023. № 18(2). pp. 1-7. doi. org/10.4085/1947-380X-22-079
13. Skitnevskiy V.L., Sedov I.A., Reva V.A., Novozhilova Ju.S., Lebedkina M.V., Reutova O.V. Labor market analysis as related to physical culture specialist training // International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. Vol. 8. № 2. p. 577.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Сысоев Александр Владимирович (Sysoev ALeksandr VLadimirovich')- кандидат педагогических наук, доцент, ректор ФГБОУ ВО «Воронежская государственная академия спорта», 394036, г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 59, e-maiL: [email protected], ORCID 0000-0001-9655-4873
Поступила в редакцию 18 июня 2023 г. Принята к публикации 26 сентября 2023 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Сысоев, А.В. Исследование междисциплинарной подготовленности студентов, обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура», профиль «Физкультурное образование» / А.В. Сысоев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № 4 - С. 171-182. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-4-171-182
FOR CITATION
Sysoev A.V. Study of interdisciplinary preparedness of students of the direction of training 49.03.01 «Physical culture», profile «Physical education». Science and sport: current trends., 2023, vol. 11, no. 4. - pp. 171-182. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-4-171-182