Научная статья на тему 'Исследование методов предотвращения банкротства коммерческих организаций'

Исследование методов предотвращения банкротства коммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / МЕТОД / РИСК / ПРЕДПРИЯТИЕ / BANKRUPTCY / METHOD / RISK / VENTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюник Алексей Владимирович

Обоснована необходимость обобщения опыта использования методов предотвращения банкротства предприятий, выполнен анализ основных методов, определены особенности их применения с учетом риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of prevention methods of the commercial organizations bankruptcy

The necessity of generalizing the use of methods to prevent the bankruptcy of enterprises, analyzed the main methods identified features of their use of the risk.

Текст научной работы на тему «Исследование методов предотвращения банкротства коммерческих организаций»

А.В.Тюник1

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БАНКРОТСТВА КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Устойчивый рост экономики и благосостояния граждан нашей страны является одной из главных целей российского государства. Для ее достижения, как отмечает большинство экономистов, необходимо улучшить инвестиционный климат в стране, повысить защищенность финансовых ресурсов, инвестиций и капиталовложений. Чем более стабильна и предсказуема ситуация в стране, чем лучше защищены права инвесторов, тем больше объем финансовых вложений. Кроме того, на современном этапе развития экономики отечественные компании, являющиеся основным звеном экономической системы, должны стать высокорентабельными и конкурентоспособными. Этому будет способствовать антикризисное управление, особенно в отношении неплатежеспособных организаций [2, с. 26]. Именно поэтому необходим анализ практики применения различных методов предотвращения банкротства коммерческих организаций. Использование полученной информации позволит снизить риск принятия неверных решений менеджерами, стремящимися сохранить или повысить платежеспособность своих компаний.

Как известно, предпринимательская среда потенциально несет в себе нестабильность и неопределенность в отношении будущих событий, а следовательно - риск.

В общем случае нестабильность предполагает переход к неизвестному состоянию, затрагивающему устойчивость какой-либо системы, в нашем случае - коммерческой организации. Шкала колебаний нестабильности достаточно велика - от изменений, результат которых можно предвидеть, до совершенно непредсказуемых. Нестабильность приводит к потере устойчивости предпринимательской единицы и соответственно ухудшению количественных показателей, характеризующих ее деятельность; изменению структуры и качественного состава; ухудшению показателей управляемости; трансформации предпринимательской организации в новую предпринимательскую структуру в соответсвии с принципами самоорганизации. Нестабильность для предпринимательской организации предполагает как негативные тенденции и рисковые ситуации, так и возможности для новых уникальных событий, которые могут расширить спектр управленческих решений. Признание нестабильности помогает снизить риски и способствует рождению новых предпринимательских идей.

Предпринимательская деятельность осуществляется в условиях той или иной меры неопределенности, определяемой:

• неполным знанием всех параметров, обстоятельств, ситуации для выбора оптимального решения, а также невозможностью адекватного и точного учета даже доступной информации и наличием вероятностных характеристик поведения среды;

• наличием фактора случайности, т. е. реализации ситуаций, которые невозможно предусмотреть и спрогнозировать;

идет в ситуации игры партнеров с противоположными или не совпадающими интересами.

Неопределенность - неполнота или неточность информации об условиях реализации предпринимательской деятельности, в том числе связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность предполагает наличие нестабильности, при которой результаты действий не обусловлены, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна. Для достижения успеха в современной динамично меняющейся конкурентной среде предпринимателю необходимо искать свой путь, своего консультанта и собственные методы.

1 Алексей Владимирович Тюник, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, кафедра экономики и организации предпринимательства, email: spbguse@mail.ru

Риск - потенциальная, численно измеримая возможность неблагоприятных ситуаций и связанных с ними последствий в виде потерь, ущерба, убытков, вплоть до банкротства и ликвидации коммерческой организации в связи с нестабильностью и неопределенностью, неблагоприятными обстоятельствами экономической деятельности, непредсказуемостью результата в зависимости от принятого хозяйственного решения, действия [6, с. 80-81].

Согласно определению, приведенному в Экономической энциклопедии под редакцией Л. И. Абалкина, «Кризис2 - глубокое расстройство, резкий перелом, период обострения противоречий в процессе развития какой-либо сферы человеческой деятельности». А. А. Богданов в своей «Теории предельного равновесия и кризисов» понимает под кризисом «... завершение или перелом в ходе некоторого процесса, имеющего характер борьбы: до «кризиса» борьба идет, положение является неопределенным, колеблющимся; момент кризиса есть конец этой неопределенности и колебания - победа одной стороны или примирения обеих: начинается новое, организационно иное, чем прежде». Любая коммерческая организация в различные периоды существования проходит через кризисы развития. В широком смысле это процесс, который ставит под угрозу существование организации. Зачастую кризисы наступают для руководства организации неожиданно. Однако, как показывает практика, о возникновении кризиса свидетельствует множество симптомов: снижение доходов от реализации продукции (работ или услуг), а также других показателей финансово-хозяйственной деятельности организации. До 80 % компаний не в состоянии преодолеть подобные кризисы развития и уходят с рынка [9, с. 78]. Кризисные ситуации в деятельности любой организации не только возможны, но и, как правило, неизбежны [9, с. 89].

Кризисная ситуация характеризуется повышенным риском банкротства, слабой конкурентной позицией, финансовой неустойчивостью. Банкротство - крайняя форма кризисного состояния, когда коммерческая организация не может оплатить кредиторскую задолженность и восстановить платежеспособность за счет собственных источников дохода. До начала процедуры банкротства организация может восстановить платежеспособность за счет собственных ресурсов. После начала процедуры банкротства это невозможно: организация либо ликвидируется, либо финансируется из других источников [3, с. 20]. Экономическая несостоятельность проявляется через процесс, состоящий из ряда стадий (не только во временном, но и в сущностном аспекте). Отдельные этапы отражают не только содержательные моменты, но и различные мероприятия, приемы и методы, способствующие разрешению возникающих противоречий. На первой стадии можно го

ворить о скрытой, латентной экономической несостоятельности, которая выступает как виртуальная угроза банкротства. На этой стадии возможны два основных пути развития. Первый путь, в конечном итоге приводящий к банкротству, заключается в усилении негативных тенденций, чаще всего не обнаруженных на скрытой стадии. Суть второго пути состоит в своевременном определении скрытых негативных факторов и их нейтрализации, что позволяет организации добиться положительного результата [7, с. 66].

Риск принятия неверных решений при выборе методов предотвращения банкротства коммерческой организации связан с ситуацией, когда экономический субъект не знает точно последствий принимаемого решения, но в какой-то степени представляет вероятность каждого из возможных исходов. Информация о предшествующем опыте принятия решений повышает объективность представлений антикризисных менеджеров о возможных результатах и снижает риск выбора неэффективных методов предотвращения банкротства. Определение вероятности положительного результата может быть объективным, когда измеряется частота фактического возникновения положительных результатов применения какого-либо метода, и субъективным, когда используются экспертные оценки эффективности метода. Известные статистические методы (расчет среднего линейного отклонения, коэффициента вариации возможных значений результатов использования методов, дисперсии, ожидаемого значения результата и т. п.) позволяют определить

2 От греч. krisis - решение, переломный момент.

средневероятностное значение результата и степень его изменчивости (степень отклонения от ожидаемых значений).

Главная цель коммерческой организации - выживание на каком-либо рынке. Если компания достигла этого состояния и удерживает его в течение длительного времени, она ставит более значимые цели: рост прибыли, завоевание рынка и т. д. Руководство компании должно делать все, чтобы не приблизиться к пограничной черте - кризисному состоянию и банкротству [3, с. 20]. Особенно это важно в период экономических кризисов, когда платежеспособность организаций сильно зависит от общей экономической ситуации в стране, а вероятность банкротства резко повышается. Нами проанализирован характер экономического поведения коммерческих организаций во время кризиса [1, 4, 5], пик которого пришелся на 2009 г. Анализ показал, что произошел весьма существенный спад производства продукции в большинстве ключевых отраслей экономики. В самых тяжелых условиях оказались те отрасли, которые находились в максимальной зависимости от инвестиционных ресурсов. Одновременно произошло снижение объемов услуг, оказываемых компаниями инфраструктурных отраслей.

В настоящее время наблюдается рост спроса на услуги, однако, по большинству видов услуг спрос еще не достиг докризисного уровня. Так, в Санкт-Петербурге на конец 2008 г. насчитывалось 377 фитнес-клубов, количество которых во время кризиса сократилось. Затем спрос на услуги фитнес-клубов стал расти, однако их количество в 2011 г. не превысило 350. Такая динамика объясняется не только платежеспособностью клиентов, но и общей экономической ситуацией: высокие арендные ставки и высокая стоимость приобретения помещений, рост цен на оборудование и т. д. В качестве другого примера можно привести данные о выручке 100 крупнейших аудиторско-консалтинговых групп России. В 2008 г. объем услуг, измеряемый в рублях выручки, увеличился по сравнению с 2007 г. на 23%, а в 2010 г. - только на 5%. Наибольшее снижение объемов услуг отмечено в сферах стратегического консультирования, маркетинговых исследований, информационных технологий. Отметим, что названные здесь услуги наиболее востребованы при общем росте экономики, они служат индикаторами деловой активности. Эти и дру гие примеры свидетельствуют о том, что, несмотря на переход через пик кризиса, выбор эффективных методов предотвращения банкротства коммерческих организаций остается актуальной проблемой.

Обработка данных информационных источников о деятельности организаций сервиса в кризисный период приводит к выводу, что спрос населения на их услуги снизился. Даже те компании, которые продолжали оказывать услуги в объеме, сопоставимом с докризисным, столкнулись с неплатежеспособностью клиентов, ростом дебиторской задолженности. Чтобы привлечь новых или не допустить ухода существующих заказчиков, компании работали без предоплаты оказываемых услуг. Демпинг цен со стороны крупных компаний не изменил ситуацию, а только обострил ценовую конкуренцию, которую не все смогли выдержать.

Можно выделить и другие трудности, связанные с персоналом компаний (неполная занятость работников, рост социальной напряженности в коллективе); с маркетингом (отсутствие средств для продвижения компании на рынке услуг); с организацией производственных и управленческих процессов и т. д. Для некоторых организаций основными факторами выхода из кризиса стали дотации государства, госзаказы, льготное кредитование. Остальные компании прибегали к собственным методам антикризисного управления. Наиболее популярными антикризисными мерами стали ревизия и структуризация дебиторской задолженности; активная работа с должниками; сокращение численности работников; перевод работников на сокращенный рабочий день; снижение непроизводительных расходов и демпинг на рынке услуг. Некоторые из этих мер не только не принесли желаемого результата, но и усугубили тяжелую ситуацию в компании. Это относится, в частности, к популярному в кризисные периоды сокращению работников, к которому, как показывает наш анализ, руководители организации прибегают в первую очередь. При реализации этого метода предотвращения банкротства менеджмент зачастую не учитывает возможные негативные изменения трудового потенциала и не предусматривает необходимость его воссоздания при будущем росте объемов оказываемых услуг. Можно также отметить сокращение расходов на повышение квалификации персонала, что снизило

уровень профессиональной компетентности работников и привело к резкому падению объемов услуг, оказываемых центрами последипломного образования.

Среди положительных примеров использования комплексных методов предотвращения банкротства можно упомянуть относительно немногочисленные попытки оптимизации системы управления, совершенствования технологических процессов и т. п. Приток клиентов со снижающимися доходами определил необходимость формирования финансовой политики организации, лояльной к этому слою потребителей. Так, в период кризиса стали популярными скидочные и купонные программы, продажа абонементов на оказание услуг через социальные сети и т. п.

Остановимся на таких методах выхода из кризисной ситуации или предотвращения ее возникновения, как аутсорсинг, лизинг персонала и реинжиниринг бизнес-процессов. Тенденция активного использования аутсорсинга в последнее время получила широкое распространение среди организаций сферы услуг. Для этого есть две основные предпосылки: во-первых, организации превращаются в предпринимательские сети [8]; во-вторых, выводя часть функций на аутсорсинг, относительно крупные компании сокращают свои расходы. Еще одной серьезной предпосылкой для перехода на аутсорсинг стала отмена в 2010 г. единого социального налога и введение обязательных страховых взносов. Кроме того, сокращение численности персонала в связи с переводом части ра бот на аутсорсинг дает возможность коммерческой организации снизить постоянные затраты. Вместе с тем нельзя говорить, что аутсорсинг - это однозначно эффективный выход из кризисного состояния. Передавая часть своих функций субподрядчику, организация не перестает быть ответственной за качество услуги в целом. Аутсорсинговая компания может не справиться с договорными обязательствами, но перед клиентом оказывается виноватой организация, воспользовавшаяся аутсорсингом. Таким образом, к негативным последствиям аутсорсинга относится вероятность ухудшения деловой репутации организации, использующей его в своей деятельности.

Для существенного увеличения заказов при росте спроса на услуги коммерческая организация может использовать лизинг персонала. В этом случае не нужно расширять штат, дополнительно обучать сотрудников. Достаточно заключить договор с указанием временного промежутка, в течение которого привлеченные на условиях лизинга сотрудники будут выполнять определенные функции. Конечно, у этого способа есть существенные недостатки, например, привлеченные сотрудники могут недобросовестно выполнять свои функции из-за отсутствия мотивов формирования деловой репутации на временном месте работы. В связи с этим особое значение имеют правильное составление договора и разработка эффективной системы оплаты труда. Вторым негативным результатом использования лизинга персонала может быть потеря клиентов в связи с их переманиванием временными сотрудниками в другую компанию, оказывающую аналогичные услуги.

На посткризисных этапах развития коммерческой организации, когда ее экономическая политика пересматривается, целесообразно проводить реинжиниринг бизнес-процессов. Однако следует принимать во внимание, что это связано не только со значительными материальными затратами, но и с формированием соответствующих профессиональных компетенций, а также понимания каждым работником компании цели проводимых изменений.

Современная кризисная ситуация требует от менеджмента организации ориентации на внешние условия, что достигается при успешной реализации задач стратегического управления. Большое внимание должно уделяться прогнозированию развития рынка услуг. В целом поведение коммерческой организации должно носить предпринимательский характер, который с развитием теории и практики управления получает все большее распространение во всем мире. Период кризиса, как и послекризисный период, отличаются тем, что изменения во внешней среде компаний происходят массово и быстро, поэтому необходим постоянный мониторинг характера и силы этих изменений представителями не только государственных органов, но и бизнеса. Это позволит своевременно учесть происходящие изменения при разработке политики предотвращения банкротства.

Обобщенный анализ часто применяемых в отечественной практике методов предотвращения банкротства коммерческих организаций показал, что использование

каждого из методов связано с определенным риском получения негативных результатов. Поэтому выбор метода, в числе других факторов, зависит от отношения антикризисных менеджеров предприятия к риску. Возможны три варианта такого отношения: антипатия (выбор методов, использование которых с наибольшей вероятностью завершится положительным результатом), нейтралитет и предпочтение (выбор методов, использование которых сопряжено с большим риском, но может дать существенные результаты). Наши исследования показали, что отношение антикризисных менеджеров к риску в большой степени зависит от размера компании: в малых предприятиях менеджеры предпочитают уклоняться от риска, а в крупных - зачастую прибегают к диссипации рисков. Это обстоятельство определяет своеобразный набор методов предотвращения экономической несостоятельности для каждой коммерческой организации в зависимости от актуальности ее проблем и политики менеджмента.

Список литературы

1. Асаул А. Н. Финансовый кризис в России: причины и последствия/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - №2(20). - С. 3-7.

2. Асаул М. А. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих: проблемы управления процедурой банкротства/ М. А. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2005. - № 2(4). - С. 26-32.

3. Асаул М. А. Социальные аспекты банкротства/ М. А. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 3(9). - С. 17-24.

4. Генералов Б. В. О преодолении последствий кризиса в России/ Б. В. Генералов // Экономическое возрождение России. - 2009. - №3(21). - С. 15-22.

5. Дубенецкий Я. Н. Финансовый кризис - некоторые истоки и уроки/ Я. Н. Дубенецкий // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 2(20). - С. 42-49.

6. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности / А. Н. Асаул, Х. С. Абаев, Д. А. Гордеев. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2007. - 271 с.

7. Рондарь Н. В. Экономическая несостоятельность как показатель кризисного состояния организации/ Н. В. Рондарь // Экономическое возрождение России. - 2006. - №3(9). - С. 64-68.

8. Скуматов Е. Н. Предпринимательские сети в хозяйственном комплексе Российской Федерации/ Е. Н. Скуматов // Экономическое возрождение России. -2005. - №2(4). - С. 41-46.

9. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса / А. Н. Асаул, И. П. Князь, Ю. В. Коротаева. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2007. - 224 с.

The list of the literature

1. Asaul A. N. The financial crisis in Russia: Causes and Consequences/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - № 2 (20). - P. 3-7.

2. Asaul M. A. Self-regulating organizations of arbitration administrators: problems of management of the bankruptcy/ М. A. Asaul // Economic revival of Russia. - 2005. - № 2 (4). - P. 26-32.

3. Asaul M. A. Social aspects of bankruptcy/ М. A. Asaul // Economic revival of Russia. - 2006. - № 3 (9). - P.17-24.

4. Generalov B. V. On overcoming the consequences of the crisis in Russia/ B. V. Generalov // Economic revival of Russia. - 2009. - № 3 (21). - P. 15-22.

5. Dubenetsky Y. N. Financial crisis - some of the origins and lessons/ Y. N. Dubenetsky // Russia's economic revival. - 2009. - № 2 (20). - P. 42-49.

6. Evaluation of competitive position of businesses / A. N. Asaul, H. S. Abayev, D. A.Gordeev. - SPb.: ANO «IPEV», 2007. - 271 p.

7. Rondar N. V. Economic failure as an indicator of a crisis state Organizations/ N. V. Rondar // Economic revival of Russia. - 2006. - № 3 (9). - P. 64-68.

8. Skumatov E. N. Business networks in the economic complex of the Russian Federation/ E. N. Skumatov // Russia's economic revival. - 2005. - № 2 (4). - P. 41-46.

9. Theory and practice of decision-making organizations to break out of the crisis / A. N. Asaul, I. P.Knjaz, Ju. V. Korotaeva. - Petersburg: ANO «IPEV», 2007. - 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.