Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИК ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ)'

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИК ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОЦЕНКА / МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Демеш Владимир Павлович, Бакешин Константин Петрович, Дудус Александр Николаевич

В статье представлены разработанные и интегрированные в учебный процесс методики физической подготовки студентов - будущих сотрудников таможенных органов. Авторами раскрываются особенности методологических подходов, направленных на повышение физической подготовленности студентов Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, формирование у занимающихся устойчивой положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Демеш Владимир Павлович, Бакешин Константин Петрович, Дудус Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF METHODS OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS (BY THE EXAMPLE OF THE ST. PETERSBURG BRANCH OF THE RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY)

The article presents the methods of physical training of students developed and integrated into the educational process - future employees of the customs authorities. The authors reveal the features of methodological approaches aimed at improving the physical fitness of students of the St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy, the formation of a stable positive motivation for physical exercises among those involved

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИК ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ)»

УДК 796.062

исследование методик физической подготовки студентов (на примере санкт-петербургского филиала российской таможенной академии)

Демеш Владимир Павлович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой физической подготовки, канд. пед. наук, доцент, e-mail: vovademesh@mail.ru

research of methods of physical training of students (by the example of the st. petersburg branch of the russian customs academy)

Demesh Vladimir P.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of the Department of Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, e-mail: vovademesh@mail.ru

Бакешин Константин Петрович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры физической подготовки, канд. пед. наук, доцент, e-mail: bakeshin@bk.ru

Bakeshin Konstantin P.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, e-mail: bakeshin@bk.ru

Дудус Александр Николаевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры физической подготовки, канд. пед. наук, доцент, e-mail: dudus2015@ya.ru

В статье представлены разработанные и интегрированные в учебный процесс методики физической подготовки студентов - будущих сотрудников таможенных органов. Авторами раскрываются особенности методологических подходов, направленных на повышение физической подготовленности студентов Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, формирование у занимающихся устойчивой положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями

Ключевые слова: методика; физическая подготовка; оценка; мотивация; студент

Dudus Alexander N.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, e-mail: dudus2015@ya.ru

The article presents the methods of physical training of students developed and integrated into the educational process - future employees of the customs authorities. The authors reveal the features of methodological approaches aimed at improving the physical fitness of students of the St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy, the formation of a stable positive motivation for physical exercises among those involved

Keywords: methodology; physical training; assessment; motivation; student customs officer

Для цитирования: Демеш В.П., Бакешин К.П., Дудус А.Н. Исследование методик физической подготовки студентов (на примере Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии) // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 4 (84). С. 112-115.

Федеральная таможенная служба, характеризующаяся высокой результативностью работы своих сотрудников, постоянно повышает требования к их профессиональной компетенции. Разносторонняя физическая подготовленность студентов таможенных вузов - будущих специалистов таможенной службы является одной из главных составляющих их профессиональной пригодности.

Практический опыт работы позволяет авторам сделать вывод о том, что многие студенты не могут выполнить установленные программой нормативы

по тестированию физических качеств. Особенно это проявилось после отмены вступительных испытаний по физической подготовке для абитуриентов. Существующие в настоящее время требования учебных программ по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту», а также комплексы ГТО не всегда адекватны физическим возможностям значительной части студентов. В связи с этим для одних студентов выполнение нормативов упрощается, а для других - чрезмерно усложняется. Это приводит к тому, что занимающиеся перестают

видеть положительный эффект от занятий. Поиск эффективных методов повышения уровня физической подготовленности студентов и ее оценки позволит контролировать темпы прироста физических качеств и определять потенциальные возможности занимающихся, стимулировать их к дальнейшему самосовершенствованию.

Успешность внедрения в Санкт-Петербургском филиале Российской таможенной академии комплексной системы поэтапного оценивания уровня освоения дисциплины «Физическая культура и спорт», дисциплин по выбору: «Прикладная физическая культура и спорт», «Физкультурно-оздоровительная деятельность и фитнес», «Адаптивная физическая культура», будет зависеть от разнообразия и эффективности методик физической подготовки студентов и наличия у занимающихся внутренней потребности (мотивации) к занятиям физическими упражнениями.

С целью выявления у студентов преобладающих мотивов, побуждающих их к занятиям физической культурой и спортом, авторами был проведен в 2020-2021 учебном году анкетный опрос 120 студентов 1-^курсов, обучающихся на факультете таможенного дела Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. Об итогах проведенного опроса можно судить по следующим мотивам, получившим наибольшее предпочтение:

1. Избавиться от слабых сторон своего физического развития.

2. Желание готовить себя к будущей профессиональной работе.

3. Всегда быть готовым к самозащите.

4. Одержать победу на соревнованиях.

5. Получить удовлетворение от процесса учебно-тренировочной работы.

Анализ результатов проведенного анкетного опроса показал, что у большинства студентов старших курсов (более 65 %) происходит изменение преобладающих мотивов, побуждающих их заниматься физической культурой и спортом, усиливается мотивация подготовки себя к будущей профессиональной работе.

Научное обоснование способам повышения и оценки физической подготовленности студентов обеспечили ученые: антропологи, биологи, психологи, физиологи. Они установили взаимосвязь природных способностей человека с особенностями его телосложения, показателями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нервной системы и др.

Так, при определении методологического подхода к оценке физической подготовленности занимающихся следует учитывать их индивидуальное телосложение (соматип). Астеники, нормостеники и гиперстеники характеризуются различными особенностями моторики, обусловленными показателями сердечно-сосудистой, мышечной и других систем организма. Установлена индивидуально-типологическая измен-

чивость в показателях физического развития, гемодинамики, мышечной работоспособности с учетом особенностей физических нагрузок. Темп, ритм, частота и длительность как отдельного элемента, так и всего движения зависит от длины конечностей и их отдельных сегментов. Авторы исследования [1, с. 32] указывают на необходимость дифференцированного подхода к организации занятий и оценке физической подготовленности занимающихся с учетом их индивидуальных морфологических особенностей. Рекомендуется, особенно с гиперстениками, использовать равномерный метод тренировки с постепенным и контролируемым повышением нагрузок.

На занятиях со студентами с ослабленным здоровьем (в специальных медицинских группах) рекомендуется использовать следующие упражнения:

- ходьба, медленный бег (до 15 мин.);

- дыхательные упражнения и упражнения на расслабление (до 10 мин.);

- общеразвивающие и подготовительные упражнения без снарядов;

- упражнения с гимнастическими палками или набивными мячами, на гимнастической стенке, гимнастических скамейках, со скакалками;

-игры: мяч в кругу - изучение элементов техники игры в волейбол (в частности, передач), двусторонняя игра в волейбол по упрощенным правилам и со сниженной сеткой или в бадминтон, подвижные игры, эстафеты.

На каждом занятии рекомендуется разъяснять назначение предлагаемых упражнений, раскрывая их биомеханическую основу, и отмечать даже незначительные успехи занимающихся. Такая организация занятий позволяет преодолеть студентам неуверенность в собственных силах и сформировать устойчивую положительную мотивацию к занятиям физическими упражнениями [2, с. 99].

Неоднородность в проявлении основных физических качеств в совокупности с индивидуальными морфофункциональными особенностями организма требует комплексного развития двигательных способностей. Так, например, при подготовке студентов к сдаче норматива в беге на 100 метров рекомендуется акцентировать внимание на развитии способности к стартовому ускорению и удержанию максимальной скорости бега до финиша. Такую способность можно рассматривать как показатели этапного контроля процесса физической подготовки студентов [3, с. 139]. Подготовку к тестированию в беге с изменением направления (челночный бег 10x10 м) можно также рассматривать как реализацию поэтапного контроля и оценивания уровня физической подготовленности занимающихся.

Авторы методических рекомендаций [4, с. 64] считают, что для поддержания высокой физической подготовленности будущих специалистов таможенной службы необходимо на начальном этапе подготовки делать ставку на развитии выносливости

в аэробных условиях занятий. Развивать и оценивать выносливость аэробного типа рекомендуется с учетом продолжительности и интенсивности физических нагрузок для каждого занимающегося. Например, продолжительность бега от 10 до 30 минут при частоте сердечных сокращений в пределах 150-170 уд / мин. Увеличивать нагрузки рекомендуется постепенно за счет увеличения длины дистанции, но не за счет интенсивности бега. На основании полученных экспериментальным путем данных, характеризующих способность организма занимающихся приспосабливаться к нагрузкам, авторами исследований разработана программа беговой подготовки на основе повторно-интервального метода тренировки с оптимальным количеством пробежек и интервалов отдыха, рассчитанная на 16 занятий. В процессе беговой подготовки, по мнению исследователей, следует создавать соревновательные ситуации, которые стимулируют мотивацию занимающихся к занятиям физическими упражнениями и достижению более высоких результатов.

Повышению физической подготовленности и поддержанию высокой умственной работоспособности студентов - будущих сотрудников таможенной службы, способствуют современные фит-нес-программы и комплексы дыхательных упражнений. Авторы исследований [5, с. 37] при разработке предлагаемой методики учитывали специфику профессиональной двигательной деятельности инспекторов таможенной службы и требования, предъявляемые к их эмоциональной устойчивости. Основу методики составляли упражнения, оказывающие одновременное воздействие на разум и тело занимающихся. Динамические упражнения, выполняемые в медленном темпе без перенапряжения одновременно с дыхательной гимнастикой и контролем разума, т.е. концентрацией на собственных ощущениях. В процессе выполнения предлагаемых авторами упражнений прорабатываются все мышцы и суставы, укрепляются связки, что способствует улучшению кровообращения тканей и улучшает деятельность всех систем организма. У занимающихся улучшается осанка, координация движений. Оценка умственной работоспособности студентов осуществлялась за счет применения специальных тестов и корректурных таблиц.

В последние годы уделяется много внимания моделированию учебного процесса по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Авторы исследований [6, с. 34; 7, с. 49] рассматривают модель как метод обучения. При этом эффективность методов оценки физической подготовленности студентов обеспечивается за счет создания определенных организационно-педагогических условий, базирующихся на принципах содействия всестороннему, гармоническому развитию личности студента и его поэтапной психофизической адаптации к будущей профессиональной деятельности.

Физическая подготовка студентов в Санкт-Петербургском филиале Российской таможенной академии включает обучение приемам самообороны. Эффективность обучения во многом определяется уровнем развития координационных способностей занимающихся. Координационные способности человека - это сложный комплекс психофизиологических и сенсомоторных свойств, которые способствуют успешной реализации двигательных задач. Прирост показателей координационных способностей (ритмичность, точность движений, равновесие и др.) определяется не только индивидуальными особенностями физического развития, но и степенью синхронизации двигательных и вегетативных функций организма. Обучение студентов приемам самообороны осуществляется с использованием системы последовательных действий (алгоритма) [8, с. 44]. Алгоритм взаимодействия преподавателя и студента:

1. Выполнение тренируемого двигательного действия с предварительным его словесным описанием и краткой характеристикой технико-тактического назначения.

2. Выделение основного звена разучиваемого приема и детали техники по степени их значимости при выполнении.

3. Представление обучающимся двигательного действия с «мысленным проговариванием» его исполнения.

4. Выполнение обучающимся разучиваемого двигательного действия с последующим словесным его описанием.

5. Самооценка обучающимся качества выполнения задания.

6. Анализ действий обучаемого преподавателем после выполнения разучиваемого приема.

В процессе овладения студентами техникой приемов самообороны, после неоднократного их повторения и запоминания на основе понимания, представление о том, как выполнить разучиваемый прием, становится образцом, который совершенствуется при дальнейшем обучении. Алгоритмизация процесса обучения студентов приемам самообороны активизирует их познавательную самостоятельность. Основными критериями оценки степени овладения студентами приемов самообороны являются: быстрота и уверенность при выполнении приема и его соответствие описанию.

Выполнение нормативных требований по физической подготовке, предусмотренных Государственной программой по физической культуре для вузов и комплексами ГТО, позволяет судить о физической подготовленности студентов. Результаты тестирования занимающихся следует оценивать, основываясь на объективных показателях. При однородном составе учебной группы тестирование физической подготовленности подчиняется закону нормального распределения и базируется на оценках стандартных отклонений, т.е. сигмовидной шкалы.

Определенный интерес представляет методика оценки физической подготовленности военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации [9, с. 235]. Результаты тестирования по физической подготовке мужского и женского контингента оцениваются по 100-балльной шкале с определением порогового уровня (минимума) в 26 баллов. Комплексная оценка уровня физической подготовленности выводится из результатов тестирования военнослужащих в трех упражнениях. Например: подтягивание на перекладине, бег на 100 м., бег на 3 000 м.

Применение такого подхода к оценке результатов тестирования позволяет каждому военнослужащему повысить свою комплексную оценку за счет максимального результата в одном из упражнений.

Сравнение программ физической подготовки военнослужащих и госслужащих показывает, что контрольные задания в беге основываются на разных шкалах оценок: у мужчин - регрессирующая, у женщин - сигмовидная.

В период пандемии коронавирусной инфекции Сovid-19, когда все студенты Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии были переведены на дистанционное обучение, стала актуальной разработка методик обучения физической культуре в домашних условиях. Акцент в подготовке студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в условиях карантина авторы исследований [10, с. 100] рекомендуют делать на формирование у занимающихся установки на самодисциплину с опорой на механизмы личностного развития (должен, хочу, могу). В этих условиях существенно изменилась роль преподавателя, который стал консультантом по организации самостоятельных занятий, направленных на повышение двигательной активности учащихся. Студенты получили возможность заниматься физическими упражнениями в удобное для них время с учетом рекомендаций преподавателя. Оценка результатов выполнения заданий осуществлялась через электронную почту.

Востребованными и эффективными стали образовательные технологии при проведении он-лайн-занятий по физической подготовке. В то же время, отсутствие живого общения с преподавателем существенно затруднило функцию контроля качества выполняемого упражнения.

Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что эффективность занятий по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» обуславливается мотивационно-ценностным отношением студентов к предмету. Биологической основой различных способов контроля и оценки физической подготовленности студентов таможенных вузов является концепция о поэтапном и последовательном формировании и расширении адаптационных возможностей организма к физическим

нагрузкам с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Существующие различия в способах оценки итогов тестирования студентов усложняют процесс выявления индивидуальных норм и норм достаточной профессиональной физической подготовленности. Возникает потребность в разработке новых форм и методов практической работы, которые позволят создать модель системы критериев оценки физической подготовленности студентов.

Библиографический список:

1. Миронова О.В., Бушма Т.В., Шаронова А.В., Бондарчук И.Л. Телосложение как фактор индивидуализации занятий по физической культуре студентов вузов / Теория и практика физической культуры. 2022. № 7. С. 32-34.

2. Дудус А.Н., Сергеева А.Г., Сергеев В.Б. Проблемы обучения физической культуре лиц с ограниченными возможностями (на примере Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии) / Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Боб-кова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 2. С. 97-100.

3. Демеш В.П., Коваленко В.Н. Учет соматипов студентов при тренировке в беге на короткие дистанции / Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. 2018. № 4 (158). С. 138-141.

4. Демеш В.П., Сергеева А.Г., Устинова О.Н., Венедиктов И.Н. Программа управления процессом беговой подготовки военнослужащих и госслужащих к выполнению контрольных нормативов /Теория и практика физической культуры. 2021. № 12. С. 63-65.

5. Семенов А.В., Бакешин К.П., Дудус А.Н. Современные фитнес - программы и дыхательные практики в поддержании умственной работоспособности будущих специалистов таможенной службы / Теория и практика физической культуры. 2022. № 4. С. 37-39.

6. Миронова О.В., Шаронова А.В., Ярчиковская Л.В., Устинова О.Н. Модель физической подготовки будущих специалистов таможенной службы / Теория и практика физической культуры. 2022. № 4. С. 34-36.

7. Бакешин К.П. Наглядно-образное моделирование как метод обучения студентов двигательным спортивным навыкам / Теория и практика физической культуры. 2020. № 12. С. 49-51.

8. Бакешин К.П. Поэтапное формирование познавательной самостоятельности у студентов строительного профиля в процессе обучения технико-тактическим действиям (на примере бокса) // Теория и практика физической культуры. 2018. № 9. С. 42-44.

9. Наставление по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации. М., 2013. 248 с.

10. Дудус А.Н., Бакешин К.П., Черкасова А.В. К вопросу о дистанционном обучении физической культуре студентов вузов в период эпидемии /Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 1 (81). С. 100-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.