УДК 316.37
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ
С.В. Хусаинова1
1 Статья подготовлена в рамках государственного задания 26.4521.2017/5.1
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью выработки мер по профилактике и формированию социальной устойчивости молодежи.
Цель статьи направлена на изучение особенностей личностно -социальной устойчивости учащейся молодежи. В статье проведен анализ результатов оценки личностно-социальной устойчивости обучающихся, который производился с помощью системы авторской системы показателей (объектный, личностный и ситуативный компоненты). Автором обосновано научное заключение, построенное на исследовании личностных характеристик учащейся молодежи и выявлении состояния напряженности молодежной среды. Полученные результаты рекомендуется использовать для психологического сопровождения учащейся молодежи, планирования профилактических мер по формированию социальной устойчивости молодежной среды в целом.
Ключевые слова: учащаяся молодежь, психологическая безопасность, личностно-социальная устойчивость, психологическая напряженность, молодежная среда.
STUDY OF THE PERSONAL-SOCIAL STABILITY OF STUDENT YOUTH IN MODERN REALITIES
S. Khusainova
Abstract. The relevance of the article is due to the need to develop measures to prevent and build social resilience for young people.
The purpose of the article is to study the characteristics of the personality and social stability of students. The article analyzes the results of assessing the personal and social stability of students, which was produced using the system of the author's system of indicators (object, personal and situational components). The author substantiates the scientific conclusion based on the study of the personal characteristics of students and the identification of the state of tension of the youth environment. The obtained results are recommended to be used for organization of psychological support of students, planning of preventive measures for the formation of social sustainability of the youth environment in general.
Keywords: student youth, psychological security, personal-social stability, psychological tension, youth environment.
Теоретический анализ современных исследований в области психологии показывает, что есть необходимость в научных исследованиях системного и концептуализирующего характера, в которых учтены различные аспекты развития системы психологического знания в сфере устойчивости личности, выявлению
возможностей и причин подверженности личности влиянию (в том числе, и деструктивному).
Проблема проникновения идеологии терроризма представляет серьезную опасность для молодежной среды России. Особая опасность заключается в легкости воздействия на подрастающее поколение ввиду
несформировавшихся взглядов (особенно религиозных) и недостаточной сформированности личностно-социальной устойчивости.
Личностно-социальная устойчивость -совокупность качественных характеристик
личности, обусловливающая, с одной стороны, способность субъекта противостоять влиянию внешних деструктивных воздействий, с другой стороны, способность к самоуправлению и саморазвитию в рамках установленных социальных норм и морали.
Социальная устойчивость молодежи выступает условием развития личностно-социальной устойчивости и определяется осмысленным следованием установке на позитивное принятие идей политики государства, направленной на объединение социума, способствующее удовлетворению потребностей молодежи в жизни и деятельности.
Личностно-социальная устойчивость с точки зрения психологической безопасности - это психологическая защищенность участников образовательных отношений от внешнего влияния. Согласно принципу детерминизма, психологическое воздействие отражается как на
внутреннем, так и на внешнем развитии личности, таким образом, внешнее воздействие субъекта влияния, направленное на психоэмоциональное и психофизиологическое состояние объекта влияния с использованием психологических средств, может отразиться на когнитивной и оценочно-волевой сфере личности, и, как следствие, происходит изменение его регуляторной активности. Центральным звеном у объекта влияния будет являться наличие потенциала устойчивости с соответствующим набором способов психической регуляции для сокращения временного интервала при выработанном механизме предвидения получения положительного результата ответных действий.
Таким образом, объект влияния, используя данный потенциал, начинает выступать субъектом ответной реакции способного к изменению своих состояний, переживаний, отношений, деятельности, поведения, мыслей и т.д. [3]. Эту возможность и поиск путей ответной реакции на внешнее воздействие и предоставляет личностно-социальная устойчивость.
В условиях активной ориентации на реализацию политики государства в сфере безопасности остро стоит вопрос об обеспечении психологической безопасности обучающихся в образовательных организациях. В связи с этим необходимо проведение скрининговых исследований не только состояния образовательных организаций, но и личностно-социальной устойчивости участников образовательных отношений [4;8]. С этой целью необходимо проводить своевременный мониторинг социальных изменений и возможных проблем, связанных с процессом обучения молодежи. То есть, можно говорить о необходимости исследования личностно-социальной устойчивости участников образовательных отношений в образовательной организации [6].
Личностные качества индивида формируются и проявляются в его межличностных отношениях, во взаимодействии с социальными группами.
Отдельные поведенческие особенности личности обусловлены социальной самоидентификацией, персонализацией и общими способами социальной адаптации. В личностной диагностике существенно выявление
неформальных отношений индивида,
особенностей его неформально-ролевого поведения. Также существенно выявление компенсаторных особенностей психики индивида, особенно в ситуациях несоответствия требований среды и индивидуально-психологических возможностей человека [1].
Изучение задач личностно-социальной устойчивости учащейся молодежи обусловило необходимость создания диагностического инструментария, позволяющего оценить ее с позиций подверженности внешнему влиянию, сохранения духовно-нравственного иммунитета личности при негативных воздействиях внешней среды, в том числе, и радикальных идеологий. Результатом такой диагностики будут не только выявленные характеристики личностно-социальной устойчивости (неустойчивости), но и прогностическая информация о состоянии напряженности и/или стабильности молодежной среды (образовательной организации, города, региона, страны). Полученные данные необходимы для организации психологического сопровождения обучающихся, планирования профилактических мер по формированию социальной устойчивости молодежной среды в целом [5].
Для определения личностно-социальной устойчивости субъекта необходимо было выявить относительно постоянные характеристики, что возможно только при изучении свойств нервной системы и баланса нервных процессов, а также типа темперамента, и только относительно этих характеристик рассматривать идентификацию личностных особенностей, соответствующих устойчивости личности от внешнего воздействия.
Относительно выявленных нами компонентов личностно-социальной устойчивости была составлена структура методики, см. рис. 1:
Личностно-социальная устойчивость молодежной среды
г
Объектный Личностный Ситуативный
компонент компонент компонент
Рисунок 1. - Блоки методики определения личностно-социальной устойчивости молодежи
Объектный компонент - внешний показатель, включает в себя: нормы, мораль, традиции, творчество, технологии, право, язык.
Личностный компонент - внутренний показатель, включает в себя личностные характеристики, поведение, общение и реакцию на те или иные ситуации.
Ситуативный компонент - внешний показатель, содержит в себе проблемные зоны исследования: все виды идентичности, ценности, патриотизм, направленность личности в текущей социокультурной ситуации, может изменяться в зависимости от направленности исследования [7]. Данный компонент варьируется относительно задач исследования, для выявления того, какое положение обучающийся испытывает в социальной среде, какие у него ценности и представления и пр.
Определение личностного компонента вызвало трудности, поскольку выявление личностно-социальной устойчивости субъекта заключается в определенном наборе личностных характеристик и реагировании субъекта на те или иные ситуации. Нами были взяты критерии устойчивости и неустойчивости для шкалы деления результатов респондентов на высокие и низкие. Ощущение целостности и устойчивости личности - важное условие внутреннего благополучия субъекта и установление им позитивных взаимоотношений с окружающими людьми.
На основании полученных результатов выявлено, что 0,67% учащейся молодежи обладают неустойчивым (а-нонконформным) типом реагирования, который характеризуется тем, что молодежь стремится во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом; идет собственной дорогой; принимает собственные решения; действует самостоятельно; не нуждается в согласии и поддержке людей, склонных уходить в радикальные группы. Данный тип реагирования может представлять опасность для обеспечения
Исследование личностно-социальной
устойчивости субъекта тесно связано с понятием и исследованием социальной напряженности среды, как совокупности негативных состояний субъектов (настроение, конфликтность, раздражительность, реакция на стрессы, агрессивность, страх, жестокость и проч.). Поэтому мы и выделили три компонента исследования личностно-социальной
устойчивости учащейся молодежи: объектный, личностный и ситуативный компонент.
В ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» было проведено исследование состояния психологической безопасности учащихся образовательных организаций (всего в исследовании принимало участие 120000 обучающихся вузов, организаций профессионального и общего образования). В целях выявления группы лиц, склонных к а-нонконформному типу реакции на внешнее воздействие, а также: групп риска, колеблющихся, социально-устойчивых и социально-устойчивых лидеров, выявление, которых способствует определению
необходимости разработки и реализации системы адресных профилактических мероприятий в той или иной образовательной организации, направленных на формирование социальной устойчивости учащейся молодежи.
Нами были получены следующие результаты:
развития личности обучающихся, а также является признаком угрозы обеспечения психологической безопасности.
Выявлена группа обучающихся в количестве 84% со средним (колеблющимся) типом реакции; те, кто не стойки в своих убеждениях и предпочитают работать и принимать решения вместе с другими людьми; любят общение и восхищение, зависят от них; склонных идти с группой; необязательно общительных, скорее им нужна поддержка со стороны группы.
Таблица 1. - Типы реакции на внешнее влияние опрошенных (учащейся молодежи)
Тип реакции Не устойчивый (А-нонконформный) Средний (Колеблющийся) Устойчивый
Количество анкет (школы) 311 51195 8626
%(школы) 0,52 85,14 14,35
Количество анкет (сузы) 352 26790 5599
%(сузы) 1,08 81,82 17,1
Количество анкет (вузы) 152 22906 4834
%(вузы) 0,54 82,12 17,33
Также, выявлена группа учащейся молодежи с устойчивым типом реакции в количестве 15,9%; те, кто, не поддается влияниям, с устойчивыми взглядами, твердые, стойкие, надежные, самоудовлетворенные, имеющие собственное решение, предприимчивые.
Данное исследование подтверждает необходимость акцентуализации обеспечения
психологической безопасности личности; разработки профилактических мер и методов психолого-педагогического сопровождения и повышения квалификации психологов и педагогов-психологов образовательных
организаций всех уровней в сфере безопасности.
Средние результаты оценок принадлежности к социальной группе
(идентичность)
80 70 60 50 40 30
а 20
110 0
68,43%
23,2%
82636 28018
гражданин РФ житель своего города
8,37%
10111
представитель своей религии
Рисунок 2. - Гистограмма распределения общих результатов оценок обучающихся, полученных по методике «Личностно-социальнаяустойчивость» (ситуативный компонент)
Гистограмма распределения средних результатов оценок обучающихся о принадлежности к социальной группе показывает: 82636 обучающихся считают себя гражданами России; 28018 обучающихся считают
себя жителями города; 10111 обучающихся считают себя представителями своей религии.
При проведении профилактики личностно-социальной устойчивости учащейся молодежи будет наиболее эффективным поддержание положительного образа государства.
90000 80000
8 70000 и
| 60000 чу50000
§ 40000 вт
| 30000
о 20000 10000 0
Средние показатели оценок принадлежности к группе
63,28%
5,68%
18,69%
5,17% 7,17%
1 NN
3 4 5
1 2
Коллективу Семье Друзьям Республике Стране
Рисунок 3. - Гистограмма распределения общих результатов оценок обучающихся, полученных по методике «Личностно-социальнаяустойчивость» (ситуативный компонент)
В результате анализа данных выявлено - большая часть обучающихся причисляет себя группе «семья» 63,28%, - это
профилактической работе по формированию личностно социальной устойчивости учащейся молодежи необходимо проводить на основе
говорит о том, что основное направление в
взаимосвязи с семейными ценностями.
60000
я
| 50000 щи
ю40000
^30000
о
о в т
ес10000
Средние и процентные показатели оценок представлений о дальнейшей
жизни
47,23%
20000
л
лок
23,23%
19,78%
4,53%
5,23%
и
В о
н
й и
Я и & §
с я
и
со
0 о >н
1 £ 2
я Я ^ % ® "
СО
2 ^ * 53
и я
а
а ^
ч и
8 « -^ а (в
И и
И
° а
0
1
2
3
4
5
Рисунок 4. - Гистограмма распределения общих результатов оценок обучающихся, полученных по методике «Личностно-социальнаяустойчивость» (ситуативный компонент)
Анализ средних результатов обучающихся показал, что 47,23% представляют свою дальнейшую жизнь в отношениях с семьей; 23,23% представляют свою дальнейшую жизнь в поездке в другую страну; 19,78% представляют свою дальнейшую жизнь в поиске хорошей работы. На основании полученных данных выявлено, что необходимо выбирать несколько направлений профилактической работы для повышения личностно-социальной устойчивости учащейся молодежи: коррекционной работы на снижение негативных переживаний в прошлом,
конфликтности; через семейные ценности и способности добиваться поставленной позитивной цели повышать статус государства для удержания молодежи, желающей уехать из страны.
Более детальный анализ полученного массива данных показал наличие определенных корреляций между ответами со шкалами личностно-социальной устойчивости, в связи с чем прежние три группы типов реакции на внешнее влияние были дополнительно фрагментированы на пять подтипов, см. табл. 2.
Таблица 2. - Группировка опрошенных (учащейся молодежи) результатов обучающихся на пять подтипов реакции на внешнее влияние
Тип реакции 1. А-нонконформный тип реакции 2. Колеблющийся тип реакции (группа риска) 3. Колеблющийся тип реакции 4. Устойчивый тип реакции 5. Устойчивый тип реакции (лидеры)
Количество 1987 16518 71453 26368 4439
Проценты 1,64% 13,68% 59,17% 21,84% 3,69%
Типы реакции:
1. А-нонконформный - стремящиеся, во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем; склонные уходить в радикальные группы, имеющие высокую ригидность мышления.
2. Колеблющийся тип - (группа риска), критично и агрессивно относящиеся к самому
себе, испытывающие ощущение ненужности, нереализованности и безнадежности;
3. Колеблющийся тип - несмелый, не способный взять ответственность на себя, ведомый и неспособный самостоятельно принять решение, ориентированный на мнение и поддержку группы;
4. Устойчивый тип - относительно устойчивый тип реакции; респонденты имеют
устойчивые взгляды, которые поддаются изменению при аргументированном воздействии, твердые, стойкие, надежные;
5. Устойчивый тип - респонденты имеют задатки лидера.
Изучение личностно-социальной
устойчивости содержит общий балл по шкале «устойчивость/неустойчивость». При более основательном изучении результатов образуются профили, объединяющие личностные характеристики. Это определяет аспект вторичных факторов колеблющегося типа реакции субъекта на внешнее воздействие, то есть позволяет определить группу риска среди учащейся молодежи, которая создает напряженность молодежной среды (на уровне образовательной организации, района, города, региона). Необходимо проводить
дополнительные исследования для получения
необходимых характеристик, описывающих лиц, требующих особого внимания. А также, продолжать исследование психологических особенностей вторичных типов обучающихся, обладающих колеблющимся типом реагирования, которые могут стать легкой добычей в руках радикалов [2]. Таким образом, разработка способов выявления учащейся молодежи, подверженной воздействию идеологии терроризма, позволит своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию, а также планировать проведение профилактической работы среди обучающихся и оценивать ее эффективность. В дальнейшем полученные результаты можно будет использовать для организации психологического сопровождения обучающихся, планирования профилактических мер по формированию социальной устойчивости молодежной среды в целом.
Литература:
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер; пер. с англ. А. Боковикова. - М.: Академический проект; Гаудеамус. - М., 2015. - 240 с.
2. Грачев С.И., Гасымов О.А., Попов А.С. Идеология как определяющий компонент террористической активности и антитеррористической политики / С.И. Грачев, О.А. Гасымов, А.С. Попов // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2013. - № 12. - С. 45-49.
3. Маркин В.В., Роговая А.В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной сред / В.В. Маркин, А.В. Роговая // Журнал Власть. - 2012. - № 12(2). - С. 142-146.
4. Мухаметзянова Ф.Ш., Хусаинова С.В. Анализ результатов социально-психологического эксперимента по исследованию подверженности влиянию лиц с высшим образованием / Ф.Ш. Мухаметзянова, С.В. Хусаинова // Психологическая безопасность образовательной среды: материалы всероссийской научно-практической конференции (21 декабря 2016 г., Казань). - Казань. Изд-во: ООО «Данис». - 2016. - С. 7-13.
5. Мухаметзянова Ф.Ш., Хусаинова С.В., Камалеева А.Р. Психолого-педагогические условия профилактики экстремистского поведения учащейся молодежи / Ф.Ш. Мухаметзянова, С.В. Хусаинова, А.Р. Камалеева // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 4. - С. 19-24.
6. Хусаинова С.В. Межличностные взаимоотношения родителей и подростков в аспекте антитеррористической идеологии / С.В. Хусаинова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6(3). - С. 134-137.
7. Хусаинова С.В., Мухаметзянов И.Ш. Исследование особенностей психологической защищенности участников образовательных отношений. / С.В. Хусаинова, И.Ш. Мухаметзянов // Человек и образование. - 2017. - № 2. - С. 29-33.
8. Khusainova S.V. Et all. Research of teachers professional addictions in order to improve the safety of the educational environment / S.V. Khusainova, M.M. Mishina, V.R. Shlychkov, O.N. Shlychkova, E.B. Redkina, V.Z. Yusupov // Man in India. - 2017. - №3 (97). - С. 467475.
Сведения об авторе:
Хусаинова Светлана Владимировна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», email: [email protected]
Data about the author:
S. Khusainova (Kazan, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Senior Researcher, FGBNU "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, e-mail: [email protected]