С.В. Хусаинова,
( Казань) И.Ш. Мухаметзянов
( Москва)
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
INVESTIGATION OF PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION OF EDUCATIONAL RELATIONS PARTICIPANTS
В статье представлены результаты авторского исследования личностных характеристик учащейся молодежи, а также деятельностной тревожности в условиях ситуации изменения. Результаты анкетирования обучающихся по изучению значимости для них проводимых мероприятий рекомендуется использовать в профилактических мероприятиях образовательной организации в целях совершенствования психологической безопасности.
Ключевые слова: образовательная среда, психологическая защищенность, участники образовательных отношений, деятельностная тревожность, профилактические мероприятия. The article presents the results of the author's research on the personality characteristics of students, as well as the activity anxiety in the situation of change. The results of the students' questionnaire survey studying the significance of the provided activities for them are recommended to be used in preventive measures of the educational organization in order to improve psychological safety. Key words: educational environment, psychological security, participants in educational relations, activity anxiety, preventive measures.
Современное турбулентное состояние общества, значительное количество геополитических и социокультурных потрясений приводят к актуализации проблем безопасности и защищенности личности. Одним из аспектов безопасности является психологическая защищенность личности, в которой особенно явно нуждается молодое поколение - учащаяся молодежь, как наиболее социально подвижная группа. В рамках образовательной среды психологическая защищенность ставится важной задачей, поскольку множественность образовательных отношений предполагает множественность коммуникаций между всеми участниками образовательных отношений. Исследователи отмечают рост психологического насилия во взаимодействии учащихся, педагогов, родителей и школьной администрации, причинами которого могут являться и сре-
довые условия, и межличностные отношения учителей, учащихся и их родителей (И.А. Баева [1], Т.С. Кабаченко [2], Н.В. Россоха [5], R. Sautter [7] и др.).
Психологическая безопасность является условием, обеспечивающим позитивное профессионально-личностное развитие всех участников образовательных отношений. Мы понимаем риск нарушения психологической безопасности как степень представленности в ситуации взаимодействия субъективных и объективных факторов, повышающих вероятность возникновения нарушения психологической безопасности. Такие риски могут воздействовать на участников образовательных отношений комплексно и проявить свое негативное действие не сразу, а накапливаться в течение более или менее длительного временного промежутка. В то же время риск - это потенциальная угроза
и не всегда его наличие обусловливает появление нарушений в развитии обучающегося и потерю психологической безопасности. Исследователи отмечают, что именно оценка психологической безопасности через возможные риски позволит учесть и объективные, и субъективные компоненты психологической безопасности образовательной организации (Т.С. Кабатченко, Е.Б. Лактионова, П.И. Беляева) [2].
Мы выделяем следующие критерии психологической безопасности образовательной организации:
- отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательных отношений;
- удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении участников образовательных отношений;
- укрепление психического здоровья участников образовательных отношений;
- предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности обучающихся.
Риск-ресурсный подход в обеспечении психологической безопасности образовательной организации предполагает анализ и выделение рисков в конкретной образовательной организации с помощью аналитической и экспертной оценок (внешней и внутренней). Необходимо осуществить идентификацию факторов риска для конкретной образовательной среды и осуществить разработку программы психологического сопровождения участников образовательных отношений с целью повышения психологической безопасности образовательной среды.
Таким образом, риск-ресурсный подход позволяет видоизменить стратегию психологического сопровождения человека в конкретной среде жизнедеятельности и таким образом выработать его индивидуальное сопровождение. Для выделенных факторов риска необходимо провести эмпирические исследования видов нарушений психологической безопасности в образовательной организации и определить степень их выраженности. Это позволит осуществить проектирование или адаптацию образовательной
среды, противопоставляющей ресурсы обнаруженным рискам, что обеспечит состояние психологической безопасности обучающихся.
Нами адаптированы следующие принципы обеспечения психологической безопасности образовательной организации:
- принцип личностного развития обучающихся, обусловливающий развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер. В структуре данного принципа первостепенное значение отводится «развивающему воспитанию», понимаемому как оказание помощи и поддержки в личностном развитии обучающегося через обогащение психологических ресурсов образовательной среды на основе коммуникативных взаимодействий;
- принцип безопасной коммуникации, являющийся основой формирования психологически безопасной образовательной среды вуза и обеспечивающий психологическую поддержку и защиту прав на безопасное взаимодействие всех участников образовательных отношений; реализацией данного принципа является устранение всех видов психологического насилия (публичное унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; принуждение делать что-то против своего желания; игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение) в образовательной среде;
- принцип психологической компетентности участников образовательных отношений, обусловливающий формирование умений и готовности участников образовательных отношений к самостоятельному выбору своего жизненного пути, самостоятельному решению своих проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее ей поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности. Данный принцип предполагает наличие и реализацию психологических программ, внедрённых в образовательных процесс, способствует гуманизации профессионального образования в целом;
- принцип приближенности, который состоит в оказании помощи в привычной обстановке и социальном окружении, а также в минимизации отрицательных последствий. Данный принцип направлен на развитие позитивных взаимодействий участников образовательных отношений.
Требования психологической безопасности устанавливают порядок организации образовательного процесса и реализации образовательной деятельности через создание следующих организационных условий рекомендуемых при обеспечении психологической безопасности.
- уровень образовательной организации:
1) направленность на создание безопасной образовательной среды и на выявление факторов риска нарушения психолого-педагогической безопасности образовательной среды;
2) создание психологической службы в образовательной организации;
3) разработка планов, методов, и технологий обеспечения психологической безопасности образовательной организации;
- уровень психологической службы образовательной организации:
1) создание условий для реализации психологического сопровождения участников образовательных отношений;
2) организация контроля проведения мероприятий, связанных со скрининговыми исследованиями, диагностикой личностных качеств лиц, требующих особого внимания;
- уровень психолого-педагогического взаимодействия: повышение квалификации сотрудников в сфере образования по направлению комплексной безопасности образовательной организации. Подготовка лиц, ответственных за психологическую безопасность участников образовательных отношений, осуществляется по следующим направлениям: профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц (асоциальное и конфликтное поведение, социальное сиротство и другое); психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения (маргиналы, мигранты, беженцы); лицам, находящимся в трудной жизненной ситуа-
ции; лицам, имеющим разные виды зависимости; лицам, совершившим суицидальные попытки; сиротам и лицам с ограниченными возможностями здоровья; лицам, получившим посттравматические стрессовые расстройства.
До настоящего времени нами проводилось исследование для выявления личностных и психофизиологических особенностей подверженности внешнему влиянию молодежи, в результате которого определились личностные характеристики лиц, нуждающихся в особом внимании (группа «риска»)[3].
Сотрудниками ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» было проведено изучение личностных характеристик и идентичности на выявление обучающихся, нуждающихся в особом внимании. В исследовании принимали участие 600 старшеклассников в возрасте 16-18 лет. Анкетирование проводилось анонимно, в два этапа: первый в 2016 году, где принимали участие 300 старшеклассников (11 класс), на втором этапе в 2017 году участвовали 300 старшеклассников (11 класс) школ Республики Татарстан.
В исследовании была использована анкета «Подверженность внешнему влиянию» [4], которая содержит в себе пять типов вопросов, направленных на изучение личностных характеристик (агрессивность, конформность, деятельностная тревожность, ригидность, самооценка) крайние позиции, которых приближены к портрету лиц конформного, виктимного и манипулятивного воздействия, а также вопросы на самоописание и характеристику проводимых мероприятий.
Результаты анкетирования показывают, что большинство старшеклассников характеризуют себя в соответствии со своим возрастом развития. В юношеском возрасте определяются жизненная позиция и ее активность, приходит понимание значимости собственного «Я». Для этого возраста характерно самоутверждение среди сверстников, что выражается в отстаивании своих взглядов, агрессивности, а иногда грубоватости и закрытости, - это говорит о недостаточной самостоятельности в адаптированности. Во
12 10 8 1 6 ю 4 2 0 Ряд1 Ряд2
1 т ш
1 2 3 4 5 6 стеничн ость ри гидн ость экстр-интроверсия сензитивн. самооцен ка ДТ
Рис. 1. Гисторамма распределения средних результатов ответов студентов - личностные характеристики.
Ряд 1 - тестирование 2016 года; ряд 2 - тестирование 2017 года; шкалы, определяющие личностные характеристики старшеклассников - 1 - стеничность, 2 - ригидность, 3 - экстраверсия-интроверсия, 4 - сензитивность, 5 - самооценка, 6 - деятельностная тревожность.
время анализа результатов исследования выявлен высокий уровень деятельностной тревожности (ДТ), который показывает состояние внутреннего напряжения в ситуации изменения. Деятельностная тревожность - психическое состояние, которое переживается субъектом перед началом новой деятельности, при построении алгоритма выбора способа действия, направленного на преодоление внутреннего напряжения этого периода [6].
Выявлено, что у студентов преобладает незрелость психических реакций на внешнее воздействие; присутствует механизм противостояния повышенной внушаемости. Вызывает некоторую настороженность низкий
потенциал противодействия давлению со стороны.
Сравнительный анализ результатов проведения профилактических мероприятий среди старшеклассников показал, что старшеклассники к проводимым мероприятиям относятся одобрительно, группа колеблющихся (69%) оценивает проведенные профилактические мероприятия в образовательной организации как важные для развития общительности, агрессивные в основном посещают мероприятия для развития кругозора (27,7%), а стабильные (19,33%) говорят, что они нужны для устойчивого стремления к цели.
Рис.2. Средние показатели ответов подверженности влиянию экстремистской идеологии школьников (11 класс).
Ряд1 - тестирование 2016 года; ряд 2 - тестирование 2017 года.
Таблица 1.
Оценка старшеклассниками проводимых с ними профилактических мероприятий в образовательной организации
Тип реагирования на внешнее воздействие
Стабильный Колеблющийся Агрессивный
Оценка мероприятия Устойчивое стремление к цели Для развития общительности Развитие кругозора
Кол-во выборов 58 208 82
% 19.33 % 69.33 % 27.33 %
Таким образом, проведенное исследование позволяет прийти к следующему заключению.
Психолого-педагогические условия осуществления данного направления деятельности связаны с реализацией мероприятий:
1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся: психопрофилактическая работа; диагностика; консультирование, индивидуальное и групповое консультирование, коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
2. Разработка системы совместных профилактических мероприятий просвети-тельско-пропагандистского характера, реализация которых будет способствовать: целенаправленному распространению знаний, повышающих общую и политическую культуру обучающихся, с целью противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма; формированию
ценностно-ориентированных отношений; гуманизации отношений между представителями разных поколений; развитию процессов саморегуляции личности.
Нами определено, что совокупность всех представленных действий способствует формированию психологически устойчивой личности обучающихся. В условиях психологической защищённости вырабатывается позитивное социальное поведение обучающегося, способствующее реализации его цели, направленной на благополучие его жизнедеятельности. Обеспечение психологической безопасности образовательной организации и, как следствие, принятие и поддержание психологической защищенности участников образовательных отношений должно быть приоритетным направлением деятельности службы психологического сопровождения в системе образования.
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: моногр. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. - 271 с.
2. Кабаченко Т.С. Нарушения психологической безопасности в контексте активности профессионала: дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.03.- М., 2000. - 409 с.
3. Мухаметзянов И. Ш., Хусаинова С. В. Анализ психофизиологических характеристик подверженности влиянию (вербовке) учащейся молодежи // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3 (116). С. 113-120.
4. Мухаметзянова Ф.Ш., Камалеева А.Р., Шайхутдинова Г.А., Хусаинова С.В., Шибанкова Л.А. Комплекс диагностического материала: анкеты, опросники, тесты для оценки психолого-педагогического состояния безопасности образовательной среды. Казань: Данис, 2016. - С. 11-16. . [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26502809. (Дата обращения: 28. 05.2017).
5. Россоха Н.В. Представления о психологической безопасности образовательной среды школы и типы межличностных отношений ее участников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Санкт-Петербург, 2005.- 22 с. [Электронный ресурс]. URL: https://lib.herzen.spb. ru/text/rassoha_ng_akd.pdf. (Дата обращения: 28. 05.2017).
6. Хусаинова С. В. Тест на определение психического состояния деятельностной тревоги субъекта // Вестник Торгово-технологического института. - 2010. №3 С. 308 - 316.
7. Sautter R. Standing up to violence, Phi Delta Kappan (Special Report), Phi Delta Kappan, 1995. 76, pp. k1-k2. [Электронный ресурс]. URL: https://www.safetylit.org/citations/ index.php?fuseaction=citations.viewdetails&ritationIds%255B%255D=ritjournalartic le_414689_38 (Дата обращения: 28. 05.2017).