Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОРИЕНТАЦИИ У БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ В ВУЗЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОРИЕНТАЦИИ У БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА / СРЕДСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / VALUES / CULTURE / MEANS / PHYSICAL CULTURE / STUDENTS / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курасбедиани З.В., Соломченко М.А.

В статье рассказывается исследовании ценностных ориентаций у будущих работников таможенной службы в высшем учебном заведении. Физическая культура является одним из основных предметов у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Таможенное дело».Преподаватели кафедры физического воспитания составили определенную программу занятий по дисциплине «Физическая культура», основу которой составили подбор средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья, повышение стрессоустойчивости и повышение мотивации к занятиям различными физическими упражнениями. Основные средства, применяемые на занятиях, помогали преподавателям в этом: различные беговые упражнения, приемы борьбы, круговая тренировка, элементы спортивных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курасбедиани З.В., Соломченко М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF CULTURAL VALUES ORIENTATIONS OF FUTURE CUSTOMS OFFICERS IN THE UNIVERSITY

The article describes the study of value orientations of future customs officers in higher education. Physical education is a core subject students enrolled in the specialty “Customs Affairs”. Teachers of the Department of physical education have made a certain program of classes in the discipline “Physical culture”, the basis of which was the selection of means and methods of physical education to promote health, increase stress resistance and increase motivation to engage in various physical exercises. The main tools used in the classroom, helped teachers in this: a variety of running exercises, wrestling techniques, circular training, elements of sports games.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОРИЕНТАЦИИ У БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ В ВУЗЕ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 796.01 КУРАСБЕДИАНИ З.В.

доцент кафедры физического воспитания, Юго-Западный государственный университет E-mail: tim_077@mail.ru СОЛОМЧЕНКО М.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики избранного вида спорта, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: marin69@yandex.ru

UDC 796.01 KURASBEDIANI Z.V.

Associate Professor of Physical Education, South-West State

University E-mail: tim_077@mail.ru SOLOMCHENKO M. A. Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methodology of the Chosen Sport,

Orel State University E-mail: marin69@yandex.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОРИЕНТАЦИЙ У БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ

ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ В ВУЗЕ

THE STUDY OF CULTURAL VALUES ORIENTATIONS OF FUTURE CUSTOMS OFFICERS IN THE UNIVERSITY

В статье рассказывается исследовании ценностных ориентаций у будущих работников таможенной службы в высшем учебном заведении. Физическая культура является одним из основных предметов у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Таможенное дело».Преподаватели кафедры физического воспитания составили определенную программу занятий по дисциплине «Физическая культура», основу которой составили подбор средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья, повышение стрессоу-стойчивости и повышение мотивации к занятиям различными физическими упражнениями. Основные средства, применяемые на занятиях, помогали преподавателям в этом: различные беговые упражнения, приемы борьбы, круговая тренировка, элементы спортивных игр.

Ключевые слова: ценности, культура, средства, физическая культура, студенты, здоровье.

The article describes the study of value orientations of future customs officers in higher education. Physical education is a core subject students enrolled in the specialty "Customs Affairs". Teachers of the Department of physical education have made a certain program of classes in the discipline "Physical culture", the basis of which was the selection of means and methods of physical education to promote health, increase stress resistance and increase motivation to engage in various physical exercises. The main tools used in the classroom, helped teachers in this: a variety of running exercises, wrestling techniques, circular training, elements of sports games.

Keywords:values, culture, means, physical culture, students, health.

Современное общество постоянно меняется, это связано с политическими, социальными, технологическими, инновационными и экономическими изменениями [1, 2, 7]. Понятие «культура», которое включает в себя воспитание, развитие, образование тоже постоянно меняется, так как меняется мировоззрение современной молодежи. Культура, на основании литературных источников, может классифицироваться на несколько видов: материальная культура, физическая культура, художественная культура, духовная культура и др. Если рассматривать молодого человека (студента), то его культура состоит в воспитанности, самореализации и социальном наследовании. В процессе обучения в вузе развивается культура речи, культура тела, культура здорового образа жизни, культура умственного труда, эстетическая культура и др.

Физическая культура является одним из основных предметов у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Таможенное дело». Они даже при поступлении сдают творческий экзамен по физической культуре. Физическая культура является частью культуры

человека, включающая совокупность ценностей [3, 5].

Таможенная деятельность предъявляет особые требования к коллективистским и волевым чертам таможенника. Важным условием успешной деятельности таможенника является наличие у него следующих способностей: морально-этические требования; уважение к своей профессии; интерес к таможенному делу; высокий уровень правосознания; умение брать на себя ответственность за принимаемые решения; дисциплинированность, высокая исполнительская дисциплина. Будущий специалист таможенного дела должен иметь высокий образовательно-культурный уровень.

В Юго-Западном государственном университете среди студентов 1 курса, обучающихся по направлению подготовки «Таможенное дело» был проведен социологический опрос, который включал ранжирование видов культур от значимых к менее значимым.

Результаты опроса показали следующее: на первом месте у студентов - культура материальная, на втором месте - культура духовная, на третьем - культура физическая. Материальные ценности преобладали

© Курасбедиани З.В., Соломченко М.А. © Kurasbediani Z.V., Solomchenko M. A.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (85), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 85. 2019

у студентов, культура здоровья и физическая культура находились ниже по рейтингу. Многие из опрошенных студентов хотят иметь хорошее материальное обеспечение, так как в современном обществе это зависит от их профессиональной активности и окружения. Тем не менее, не связывают вместе такие понятия, как материальные ценности и здоровье, материальные ценности и хорошую физическую подготовленность. Ведь хорошее здоровье и работоспособность им помогут лучше реали-зовывать профессиональную деятельность. Многие из студентов считают, что занятия физической культурой и карьерный рост несовместимые понятия. Физическая культура и культура здоровья не входит в понятие активный досуг, который несет пользу.

Следовательно, в образовательной деятельности «потребность в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни в свете современной стратегии образования, несомненно, входит в основную сферу профессиональной подготовки студентов» [1, 2, 5].

Анапш влияния фншчесЕой подготовки на будущую профессию, юноши. 1 курс

S.r.S

12 13 14 Ii 16

Порядковый К'-M-Y вопроса

Рис. 1. Анализ влияния физической подготовки на будущую профессию у юношей 1 курса.

В начале семестра был проведен анализ влияния физической подготовки на будущую профессию у юношей 1 курса (рис. 1). Тест был адаптирован к студентам по методике В.И. Умнова [8].

По мнению студентов 1 курса физическая подготовка имеет важное значение в:

- «стремление осознать способы своего физического самосовершенствования, проектирует развитие своей личности» (8,68);

- «безопасном поведении в критических ситуациях» (8,68);

- «самостоятельной постановки реалистических целей самосовершенствования и самовоспитания, достижения их в ситуациях помех» (8,68);

- «самоконтроля и произвольной саморегуляции» (8,62).

По данным опроса респондентами (юноши-спортсмены, 2-3 курс) было отмечено, что в первую очередь физическая подготовка позволяет быстро ориентироваться и принимать адекватные решения в неожиданных условиях (средняя оценка значимости данной характеристики составила 8,74 из 10) [6].

Анализ влияния физической подготовки на будущую профессию, девочки, 1 курс представлен на рис. 2.

Рис. 2. Анализ влияния физической подготовки на будущую профессию, девочки, 1 курс.

По данным опроса выявлено, что

- 84,5 % респондентов (девочки, 1 курс) считают, что: «окружающие люди считают изуверенным в себе человеком»; «перед началом работы они привыкли анализировать условия, в которых необходимо будет работать»; «при выполнении любой работы они привыкли оценивать не только ее конечный результат, но и те результаты, которые получаются в процессе работы»

- 73,4 % респондентов считают, что им часто «не хватает упорства для достижения поставленной цели»;

- 75,2 % отмечают, что им часто «бывает трудно заставить себя сосредоточиться на какой-нибудь задаче или работе»;

- 71, 9 % респондентов указали, что перед началом работы они привыкли «анализировать условия, в которых мне необходимо будет работать»;даже «при выполнении ответственной работы им не нужен контроль со стороны»;они «обязательно возвращаются к начатому делу даже тогда, когда их никто не контролирует».

Результаты исследования об отношении к физической культуре и спорту показывают, что студенты, которые постоянно тренируются в спортивных секциях высшего учебного заведения, составляют только 13,2 % от опрошенных студентов. Остальные предпочитают посещать занятия по дисциплине «Физическая культура» и только. На четвертом курсе, где уже не проводятся занятия по дисциплине «Физическая культура», показатель посещения секционных занятий равен 1,3 % от общего количества студентов. Получается, что за период обучения в высшем учебном заведении студенты теряют интерес к спортивным занятиям.

Одной из причин отсутствия мотивации к занятиям физической культурой является принудительная форма, обязательное посещение этих занятий [4].

Преподаватели кафедры физического воспитания Юго-Западного государственного университетасоста-вили определенную программу занятий по дисциплине «Физическая культура», надеясь поднять рейтинг важной учебной дисциплины. Основу данной программы подбор средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья, повышение стрессоустойчивости и повышение мотивации к занятиям различными физиче-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

скими упражнениями. Основные средства, применяемые на занятиях, помогали преподавателям в этом: различные беговые упражнения, приемы борьбы, круговая тренировка, элементы спортивных игр. Для повышения коммуникативных качеств применялись упражнения в группах или парные упражнения. Основным стимулом в занятиях было, что хорошая физическая подготовка является залог успешности в будущей профессиональной деятельности. Функциональная подготовка составляла основу занятий, так как поддержание высокого уровня хорошей работоспособности для их профессии просто необходимо. В противном случае они не смогут сохранять «высокую функциональную активность в условиях воздействия психотравмирующих факторов и успешно выполнять поставленные задачи» [7].

В конце учебного года был проведен опрос о важности культурных ценностей для будущей профессиональной деятельности будущих работников таможенной службы. Физическая культура и культура здоровья была поставлена на первое место 56,2 % студентами от ко-

личества опрошенных. Многие из них соединяли такие понятия, как физическое и психическое здоровье. Появились высокие оценки в межличностных коммуникациях, многие стали посещать секции по борьбе и спортивным играм. Это все свидетельствует, что предложенная программа занятий по дисциплине «Физическая культура» изменила ценности и стимулы у студентов.

Нужно отметить, что многие из опрошенных не созрели к решению самостоятельных проблем. Недостаток культурных ценностей мешает им предъявлять высокие требования к себе, расширять кругозор и свое мировоззрение. Они находятся в постоянном выборе между ответственностью и сформированным кругозором.

Можно считать программу по дисциплине «Физическая культура», разработанную преподавателями Юго-Западного государственного университета эффективной, так как она помогла изменить культурные ценности у студентов и поднять мотивацию к занятиям физическими упражнениями.

Библиографический список

1. Болдов А.С., Волобуев А.Л., Ивашкова Е.Э. Развитие личностного потенциала студента в образовательном процессе физической культуры // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. 2016. №1. С.100- 104

2. Волобуев А.Л., Бакулина Е.Д. Специфика учебно-профессиональной деятельности студента в контексте личностно-ориентированного обучения // Психология и педагогика: методология, теория и практика. Сборник статей Международной научно-практической конференции. (10 ноября 2015 г., г. Челябинск). В 2 ч. Ч.1 Уфа:Аэтерна. 2015. С. 96-98.

3. Заплатина О.А., Смык Ф.Д.Физическая культура специалиста как ценностная категория здорового функционирования организма человека// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1-1. С. 138-142.

4. Курасбедиани З.В. Спорт как фактор формирования ценностных отношений к действительности// Духовная ситуация времени. Россия XXI век.2014.№2(3).С.7-9

5. Пенченков А.В., Соломченко М.А. Влияние мотивации на формирование положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом // Наука и инновации в сфере образования и производства / Сб. научных трудов 2016. Орел: Изд-во ОГУ им. И.С. Тургенева, 2016. С. 89-91.

6. Соломченко М.А. Изучение отношения студентов к занятиям физической культурой и ценностям здоровья // Материалы международной науч.-практ. конференции «Проблема адаптации студентов вузов и колледжей к профессиональной подготовке» Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», Полиграф. фирма «Картуш», 2009. С. 112-115.

7. Хайруллова Э.Т., Хасанова Г.Б.Организационно-педагогические условия непрерывного развития морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел // Казанский педагогический журнал.т. 105, выпуск 4, август 2014. С.60-68

8. Умнов В.И. Я и моя работа. Тесты для саморазвития. М.:Издательство: Научная книга, 2017 г. 98 с.

References

1. BoldovA., VolobuevL., IvashkovaE. The Development of the student's personal potential in the educational process of physical education, Physical education and youth sport. 2016. №1. Pp. 100 - 104

2. Volobuev, A. L., Bakulina, E. D. the Specifics of the student's educational and professional activity in the context of personality-oriented learning. Psichology and pedagogy: methodology, theory and practice. Collection of articles of the International scientific-practical conference. (10 November 2015, Chelyabinsk). In 2 hours 1-Ufa: Aeron. 2015. Pp. 96-98.

3. Zaplatina O. A., Smyk, F. D. Physical education specialist as prices NOSTA category healthy functioning of the human body// International journal of applied and fundamental research. 2017. No. 1-1. Pp. 138-142.

4. Kurasbediani Z. V. Sport as a factor of formation of value relations to reality / / Spiritual situation of time. Russia XXI century.2014.No. 2 (3). Pp. 7-9

5. PanchenkovA.V., Solomchenko, M. A. Influence of motivation on the formation of positive attitude to physical culture and sports // Science and innovations in the sphere of education and production / Collection. scientific papers in 2016. Orel: publishing house. I. S. Turgeneva, 2016. Pp. 89-91.

6. SolomchenkoM. A. The study of students ' attitude to physical house: Scientific book, 2017 98 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.