Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ РУКОПАШНОГО БОЯ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ РУКОПАШНОГО БОЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОПАШНЫЙ БОЙ / МЕТОДИКА / СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ / СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ / НAND-TO-HAND COMBAT / METHODS / DEVELOPMENT TOOLS / SPECIAL FORCES / PHYSICAL QUALITIES / CONTROL TESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашихин А.В., Соломченко М.А.

В данной статье рассматриваются методические особенности развития физических качеств средствами рукопашного боя в военном вузе. Предложены наиболее эффективные упражнения для улучшения показателей силы, выносливости, гибкости и быстроты, применяемые в тренировочном процессе для будущих бойцов спецподразделений Орловской области для повышения эффективности их физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ашихин А.В., Соломченко М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL FEATURES OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES IN MILITARY HIGH SCHOOL BY MEANS OF HAND-TO-HAND FIGHT

In this article methodical features of development of physical qualities by means of hand-to-hand fight in military high school are considered. The most effective exercises to improve the strength, endurance, flexibility and speed, used in the training process for future employees of special forces of the Orel region to improve the efficiency of their physical training.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ РУКОПАШНОГО БОЯ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 796.8 АШИХИН А. В.

аспирант, кафедра теории и методики избранного вида спорта, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: myasosm@yandex.ru СОЛОМЧЕНКО М.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики избранного вида спорта, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: marin69@yandex.ru

UDC 796.8 ASHIHIN A.V.

Postgraduate department of theory and methodology of chosen sports, Orel State University E-mail: myasosm@yandex.ru SOLOMCHENKO M.A. Candidate of pedagogical, associate professor department of theory and methodology of chosen sports, Orel State

University E-mail: marin69@yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

СРЕДСТВАМИ РУКОПАШНОГО БОЯ

METHODICAL FEATURES OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES IN MILITARY HIGH SCHOOL

BY MEANS OF HAND-TO-HAND FIGHT

В данной статье рассматриваются методические особенности развития физических качеств средствами рукопашного боя в военном вузе. Предложены наиболее эффективные упражнения для улучшения показателей силы, выносливости, гибкости и быстроты, применяемые в тренировочном процессе для будущих бойцов спецподразделений Орловской области для повышения эффективности их физической подготовки.

Ключевые слова: рукопашный бой, методика, средства развития, спецподразделение, физические качества, контрольные испытания.

In this article methodical features of development of physical qualities by means of hand-to-hand fight in military high school are considered. The most effective exercises to improve the strength, endurance, flexibility and speed, used in the training process for future employees of special forces of the Orel region to improve the efficiency of their physical training.

Keywords: нand-to-hand combat, methods, development tools, Special Forces, physical qualities, control tests.

Подготовка кадров для спецподразделений является важнейшей задачей по сохранению безопасного уровня жизни граждан в нашей стране. Последнее время в средствах массовой информации все чаще рассказывается о проведении спецопераций в различных регионах нашей страны, заключительной фазой которых является: освобождение заложников, пресечение террористических актов, задержание вооруженных и особо опасных преступников. Успешность их проведения зависит от профессионализма бойцов спецподразделений силовых структур, непосредственно контактирующих с противником [1, с. 22]. Служба в данных подразделениях требует высокой физической, идеологической, психологической и моральной подготовки личного состава. Бойцы спецназа способны выполнять боевые задачи в самых экстремальных условиях, с колоссальным риском для жизни и здоровья, высокой нагрузкой на психологическую и эмоционально-волевую сферу. Соответственно к кандидатам в такие подразделения предъявляются очень высокие требования развития личностных качеств. Они должны быть хорошо подготовлены физически, умственно, идеологически, обладать моральными принципами и психологической

устойчивостью [1, с. 23]. Но еще более важно развивать эти качества. В настоящее время используется множество методик в подготовке личного состава со своими сторонниками и противниками. Важно определить наиболее эффективные из них.

Одним из основных средств формирования необходимых качеств бойцов спецподразделений уже десятки лет служит рукопашный бой, который впитал в себя самое лучшее из различных видов боевых искусств. Кроме того, при выполнении специальных операций бойцы специальных подразделений испытывают экстремальные по величине и продолжительности нагрузки на все системы организма, которые можно сопоставить с нагрузками, получаемыми в рукопашной схватке. Хорошая физическая подготовка является основой как службы в подразделениях специального назначения, так и в искусстве рукопашного боя. Кроме того, методы, используемые в тренировочном процессе рукопашного боя направленные на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости) по своей специфике, близки к методике физической подготовки бойцов спецназа к выполнению силовых операций по задержанию и ликвидации вооружённых и особо

© Ашихин А.В., Соломченко М.А. © Ashihin A.V., Solomchenko M.A.

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (84), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 84. 2019

опасных преступников [2, с.117].

Рассмотрим основные средства рукопашного боя и методику их использования в тренировке физических качеств у сотрудников спецподразделений.

Сила-это важное качество в подготовке будущих бойцов отрядов специального назначения. Для развития силы в военном вузе применяются три вида упражнений, которые необходимы для дальнейшего совершенствования действий в рукопашном бою:

1) «с внешним сопротивлением (гантели, утяжелители, резиновые жгуты)»;

2) «с преодолением собственного веса (отжимания, прыжки, гимнастические упражнения на турнике, брусьях и т. д.)»;

3) «статические упражнения» [3, с. 124].

Данные упражнения можно реализовать двумя направлениями. Первое направление включает в себя применение общеразвивающих силовых упражнений, как основа подготовки. Второе направление использует специальные упражнения в подготовке бойцов, включающие нанесение ударов (всевозможные их комбинации), выполнение защитных действий и бросковой технике в рукопашном бою.

Следовательно, основными упражнениями, применяемыми в подготовке будущих бойцов специального назначения, являются: различные виды ударов (или их комбинаций) руками и ногами по лапам, мешкам, ма-киварам, с утяжелителями (резина, гантели, накладки, манжеты), нанесение ударов в воде и в воздух (бой с тенью). Так же можно применять различные спаррин-говые тренировочные бои, работу по заданиям в парах с использованием ударной и бросковой техники. Важное требование к выполнению данных упражнений должно быть - выполнение их с максимальной быстротой без нарушения структуры (техники) движения. К общераз-вивающим, используемым как в составе тренировки по рукопашному бою, так и как самостоятельные упражнения можно отнести силовые упражнения с собственным весом тела (отжимания, приседания, различные упражнения на пресс); упражнения на гимнастических снарядах (отжимания на брусьях, подтягивание, поднос ног к перекладине, выход силой на перекладине одной, двумя руками, подъем с переворотом и т.д.); прыжковые упражнения (вверх, глубину, на одной и двух ногах, через препятствие и т. д.); упражнения в метании и толкании снарядов (одной, двумя руками, от груди, сбоку); изометрические упражнения (мышечное напряжение в конечной и в промежуточной фазе ударов руками и ногами, упоры на одной, двух руках в упоре лежа, «толкание стены», статические стойки с полусогнутыми ногами и т.д.). Зачастую данные упражнения используют в концовке тренировки по рукопашному бою, преследуя цель улучшения силовых показателей.

Быстрота необходима будущему бойцу отряда специального назначения для реагирования в сложных ситуациях быстро. Физиологический механизм проявления быстроты очень сложен. В связи с чем принято выделять несколько форм быстроты: а) быстроту дви-

гательной реакции (простой и сложной); б) быстроту движения (простого и сложного); в) частоту или темп движения [3, с.151]. Развитие этих форм быстроты очень важно, как для спортсмена рукопашника так и для бойца спецподразделения. Так быстрота реакции отвечает за то насколько быстро боец отреагирует на действия противника, а быстрота и темп движения определяют насколько быстро и интенсивно он произведет ответные действия. Разберем самые эффективные упражнения, применяемые в рукопашном бое для развития быстроты.

1) Нанесение одиночных ударов руками и ногами с максимальной скоростью (в воздух, на снарядах). Выполняются небольшими сериями с максимальной скоростью и контролем техники движения.

2) Работа серией ударов (в воздух или на снарядах). Как правило спортсмен работает до 10 секунд по 3-5 раз с отдыхом 1-2 минуты.

3) Поочередная работа сериями по 10 ударов руками и ногами. Спортсмены работают с интервальным отдыхом в 20 секунд, в течении раунда. В среднем раунд составляет 3 минуты.

4) Работа на специализированных снарядах (теннисный мяч на резинке, пневматическая груша).

5) Выполнение серий ударов в максимальном темпе со сменой работы на незадействованные мышцы (10 секунд боец непрерывно бьет руками или ногами затем столько же бег на месте с 20 секундным отдыхом в течении 2-3 минут).

6) Нанесение серий ударов руками, или максимального их количества в прыжке вверх.

7) «Бой с тенью», в течении которого бойцы представляют перед собой конкретного противника, отрабатывая защитные и атакующие действия нанося различные удары и их серии в сочетании с обманными финтами и передвижениями. Как правило работа идет 2-3 раунда по 2-3 минуты, с отдыхом в 1-3 минуты в зависимости от тренированности спортсмена.

Выносливость - это важное качество, помогающее будущему бойцу отряда специального назначения поддерживать работоспособность в течении всей операции. Выносливость является сложным многофункциональным свойством человеческого организма, характеризующаяся большим количеством факторов энергетического обмена. В зависимости от восстановления аденозитрифосфата выделяют аэробный, гли-колитический анаэробный и алактатный анаэробный метаболические процессы [3, с. 161]. Которые в свою очередь являются составляющими компонентами одноименной выносливости, характеризующими мощность, емкость и эффективность. Рукопашный бой характеризуется рваным темпом боя и разбивается на множество эпизодов активных действий соперников, чередующихся с тактическими перемещениями, защитными действиями и т.д. Таким образом в рукопашном бое важны все три составляющие выносливости. Следовательно, совершенствовать надо специальную и общую выносливость. Для развития первой используют специальные

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

упражнения такие как «бой с тенью», работа на снарядах, передвижения с утяжелителями и др. Основным требованием является выполнение упражнения с максимальной мощностью, не допуская чувства усталости. Хорошо подходит, например, работа на «включения». Которая заключается в нанесении 3-5 быстрых и мощных ударов, чередующихся со спокойными движениями для восстановления (финты, перемещения, смена стоек, защитные действия) в течении 10-15 секунд. Работать нужно 4-6 таких раундов по 2-3 минуты, с отдыхом в 1,5-2 минуты. Или выполнение прыжковых упражнений где спортсмены выполняют 10-15 прыжков через полторы - две минуты отдыха по 5-6 серий. При этом для увеличения анаэробной мощности применяют упражнения с отягощением 30-70% от максимального. Количество повторений от 5 до 12 раз с отдыхом до восстановления. А для увеличения анаэробной емкости используют отягощения от 20 до 60% от максимального веса, с количеством повторений 15-30 раз и высокой скоростью движений. Выполняют по 3-4 подхода с отдыхом 2-3 минуты. А для улучшения компенсаторных механизмов выполняют упражнения с отягощениями 20-30% от максимального веса, с работой до отказа и отдыхом до 10 минут. Для развития общей выносливости эффективны длительные непрерывные упражнения (бег, лыжи, плавание, спортивные игры). Особо эффективно выполнять упражнения на общую выносливость в утренние часы. Общая выносливость является основой работоспособности в рукопашном бое и обеспечивает переносимость высоких физических нагрузок.

Гибкость помогает будущим бойцам специального назначения лучше осваивать технические приемы рукопашного боя. Для достижения положительных результатов в рукопашном бое хорошая гибкость является одним из ключевых факторов. Основными методами развития гибкости в рукопашном бое являются: а) «метод многократного растягивания»; б) «метод статического растягивания» [6, с. 65]. Метод многократного растягивания основан на свойстве мышц растягиваться при многократных повторениях. Динамические упражнения на растягивания могут быть включены в любую часть занятия, при этом в подготовительной части являются составной частью разминки, а в основной части выполняются сериями, в минуты отдыха от основной работы. Основным принципом таких упражнений является постепенность увеличения амплитуды до максимальной. Могут выполняться сериями по 10-15 движений каждая. Но наиболее эффективно использовать изолированные тренировки, направленные на гибкость включающие специальные упражнения (кувырки, перевороты, страховки и самостраховки, амплитудные движения ногами и т.д.) [4, с. 126]. Метод статического растягивания основан на зависимости величины растягивания от его продолжительности. Это в основном статические

упражнения, используемые в йоге. Выполняются отдельными сериями в начале и конце занятия, но наиболее эффективно отдельное занятие. При включении в разминку таких упражнений хорошо растягиваются сухожилия мышц и связки. Для большей эффективности можно выполнять с партнером, повышая пределы своей гибкости.

Чтобы проследить эффективность применения средств рукопашного боя в программе физической подготовки будущих сотрудников спецподразделений, мы провели исследование на базе СОБР Управления Росгвардии по Орловской области. В ходе, которого две экспериментальных группы сотрудников СОБР по 6 человек каждая, в течении трех месяцев занимались физической подготовкой по двум специальным программам. Одна группа готовилась по методике с использованием средств рукопашного боя (рукопашники), вторая по традиционной программе для сотрудников спецподразделений. Следует отметить, что средний возраст и физические кондиции участников испытаний на момент эксперимента примерно одинаковы. Подготовка завершалась контрольными испытаниями, длившимися в течении двух недель. В течении первой сотрудники сдавали нормативы по физической подготовке разработанные для спецподразделений, где тестировались сила, ловкость, быстрота, гибкость и выносливость. А вторую неделю бойцы выполняли специализированные прикладные упражнения. Основные из которых выполняются в полной боевой экипировке и с оружием. Их выполнение требует предельного напряжения всех систем организма и являются основными испытаниями для сотрудников спецподразделений. Результаты сдачи нормативов суммировались по группам с выводом среднего показателя и процентного соотношения. Все показатели мы занесли в таблицу.

По результатам испытаний можно сделать вывод о лучшей эффективности программы физической подготовки для будущих сотрудников СОБР, которая использует средства рукопашного боя. В исследовании сотрудники, которые постоянно занимаются рукопашным боем, показали более высокие результаты по всем тестируемым качествам. Показатели проявления силовых качеств у них выше на 10,4%; ловкости на 14,6%; гибкости на 16,6%; быстроты на 7,7%; выносливости на 5.4%. Результат выполнения прикладных упражнений выше на 4,3%. Помимо развития физических качеств рукопашный бой характеризуется постоянством высокого напряжения и предельной концентрацией внимания, а также умением реагировать в быстроизменяющей-ся обстановке [5, с. 417]. Что является неотъемлемой составляющей мероприятий, проводимых спецподразделениями. Поэтому рукопашный бой необходимо применять в подготовке курсантов в военном вузе.

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (84), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 84. 2019

Таблица 1.

Результаты тестирования физических качеств сотрудников

Наименование упражнения Единица измерения Результаты сдачи нормативов

Первая группа Вторая группа

Общий показатель Средний результат Общий показатель Средний результат

сила

Подтягивание на перекладине Кол-во раз 137 22,8 121 20.2

Подъем переворотом Кол-во раз 75 12,5 51 8,5

Подъем силой Кол-во раз 69 11,5 45 7.6

Сгибание рук на брусьях Кол-во раз 165 27,5 160 26,6

Толчок двух гирь (длинный цикл) Кол-во раз 101 16,8 110 18,3

Жим штанги (свой вес) Кол-во раз 71 11,8 78 13

Приседание на Одной ноге Кол-во раз 77 12,8 57 9,5

Комбинированное силовое упр-е Кол-во раз 32 5,3 30 5

ловкость

Кувырок вперед сек 22 3,6 31 5,2

Кувырок вперед прыжком сек 20 3,3 29 4,8

Переворот в сторону сек 29 4,8 37 6,1

Комплексное акробатическое упражнение сек 55 9,1 64 10,6

Подъем разгибом из положения лежа Кол-во раз 36 6 29 4,8

гибкость

Наклон вперед из пол-я стоя на платформе см 81 13,5 69 11,5

Поперечный шпагат баллы 25 4,2 19 3,2

Продольный шпагат баллы 27 4,5 23 3,8

быстрота

Бег на 60 метров сек 47 7,8 55 9,2

Бег на 100 метров сек 75 12,5 81 13,5

Челночный бег 10*10 метров сек 150 25 161 26,8

Прыжок в длину с места метры 14,5 2,4 12,7 2,2

Прыжки на 1-й ноге (4*10 м) сек 54 9 59 9,8

выносливость

Бег на 400 метров мин., сек 6,16 1,02 6,37 1,06

Челночный бег 100*100 метров мин., сек 6,3 1,05 7,1 1,18

Бег на 1000 метров мин., сек 19 3,10 20,30 3,30

Бег на 3000 метров мин., сек 67,50 11,25 72 12

Бег на 5000 метров мин., сек 127 21,10 129,30 21,55

Плавание на 100 м вольным сти-м мин., сек 8,10 1,35 8,40 1,40

прикладные двигательные навыки

Лазание по канату (6 м.) сек 37,2 6,2 39,3 6,55

Марш-бросок на 5 км в полной экипировке мин., сек 141 23,50 145,38 24,23

Бег 10 м с перемещением груза сек 64,2 10,7 67,8 11,3

Преодоление единой полосы препятствий группой (6 чел) мин., сек 3,21 3,21 3,43 3,43

Бег по квадрату 80 м со сменой направлений сек 103,8 17,3 110,4 18,4

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Библиографический список

1. Ашихин А.В. Рукопашный бой в системе подготовки сотрудников спецподразделений силовых структур / А.В. Ашихин // Наука 2020. 2018. № 3 (19). С.22-25.

2. Ашихин А. В., Соломченко М. А. Средства рукопашного боя в развитии физических и психических качеств у сотрудников спецподразделений / А.В. Ашихин, М. А. Соломченко // Наука 2020. 2019. №2(27). С. 116 - 121.

3. ЗахаровЕ.Н. Рукопашный бой / Е.Н. Захаров, А.А. Сафонов, А.В. Карасев. М., 1994. С. 121 - 174.

4. РадюкВ.И. Самоучитель по рукопашному бою / В.И. Радюк. Минск 1995. С. 126.

5. Соломченко М.А., Ашихин А.В. Развитие личности у сотрудников спецподразделений средствами рукопашного боя / Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. № 4 (81). С. 416 -419.

6. Терзи М.С. Особенности развития активной и пассивной гибкости у юных тхэквондистов. // Вестник Юно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 15 (1). Изд-во: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет. Челябинск, 2015. С. 64-69.

References

1. AshikhinА.К "Hand-to-hand fight as a training system for the special forces officers from the law enforcement agencies"/ АУ Ashikhin // Nauka-2020. 2018. № 3 (19). P.22-25.

2. Ashikhin А.Ц SolomchenkoМ. А. "Hand-to-hand fight means in developing physical and psychic qualities in the special units officers" / АУ Аshikhin, М. А. Momchenb // Nauka 2020. 2019. №2(27). Pp. 11-121.

3. ZakharovЕ.К Close fight / Е/N. Zakharov , А.А. Safonov, АУ Karasev. М., 1994. Pp. 121-174.

4. Radiuk V.I. Teach-yourself book in the hand-to-hand fight / V.I. Radiuk - Minsk 1995. p. 126.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. SolomchenkoМ.А., АshikhinА.К individual development of the special units officers by means of a hand-to-hand fight / Scholarly Notes of the Oryol State University. 2018. № 4 (81). P p. 416 -419.

6. TerziM. S. Features of the development of active and passive flexibility in young taekwondists. // Bulletin of South Ural state University. Series: Education, health care, physical education. 15 (1). Publishing house: South Ural state University (national research University. Chelyabinsk, 2015. Pp. 64-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.