Научная статья на тему 'Моделирование процесса развития физических способностей у бойцов отряда специального назначения средствами рукопашного боя'

Моделирование процесса развития физических способностей у бойцов отряда специального назначения средствами рукопашного боя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / БОЙЦЫ / СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / СРЕДСТВА / РУКОПАШНЫЙ БОЙ / MODELING / DEVELOPMENT / PHYSICAL ABILITIES / FIGHTERS / SPECIAL FORCES / TOOLS / HAND-TO-HAND COMBAT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломченко М.А., Ашихин А.В.

В статье рассказывается о моделирование процесса развития физических способностей у бойцов отряда специального назначения средствами рукопашного боя.Рассмотрена модель, состоящая из целевого, содержательно-организационного и оценочно-результативного блоков. Целевой блок включает в себя определение проблемы и цели исследования и постановку задач. Содержательно-организационный блок показывает пути решения проблемы исследования: с помощью каких методов и средств можно совершенствовать систему физической подготовки бойцов отряда специального назначения.Оценочно-результативный блок включает в себя систему оценочных средств, которые помогут определить достижение поставленного результата: высокая физическая подготовленность бойцов отряда специального назначения к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL ABILITIES OF THE SOLDIERS OF THE DETACHMENT OF SPECIAL PURPOSE FUNDS OF UNARMED COMBAT

The article describes the modeling of the development of physical abilities of soldiers of the special forces by means of hand-to-hand combat. The model consisting of target, content-organizational and evaluation-effective blocks is considered. The target block includes the definition of the problem and the purpose of the study and the formulation of tasks. The content-organizational block shows the ways of solving the problem of research: with the help of what methods and means it is possible to improve the system of physical training of soldiers of special forces. Evaluation-effective unit includes a system of evaluation tools that will help to determine the achievement of the result: high physical fitness of soldiers of special forces to professional activities.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса развития физических способностей у бойцов отряда специального назначения средствами рукопашного боя»

УДК 7967012.68 СОЛОМЧЕНКО М.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики избранного вида спорта, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: marin69@yandex.ru АШИХИН А. В.

аспирант, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: myasosm@yandex.ru

UDC 7967012.68

SOLOMCHENKO M.A.

Candidate of pedagogical, associate professor, department of theory and methodology of chosen sports, Orel State

University E-mail: marin69@yandex.ru ASHIHIN A.V. Postgraduate, Orel State University E-mail: myasosm@yandex.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У БОЙЦОВ ОТРЯДА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ РУКОПАШНОГО БОЯ

MODELING OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL ABILITIES OF THE SOLDIERS OF THE DETACHMENT OF SPECIAL PURPOSE FUNDS OF UNARMED COMBAT

В статье рассказывается о моделирование процесса развития физических способностей у бойцов отряда специального назначения средствами рукопашного боя.Рассмотрена модель, состоящая из целевого, содержательно-организационного и оценочно-результативного блоков. Целевой блок включает в себя определение проблемы и цели исследования и постановку задач. Содержательно-организационный блок показывает пути решения проблемы исследования: с помощью каких методов и средств можно совершенствовать систему физической подготовки бойцов отряда специального назначения.Оценочно-результативный блок включает в себя систему оценочных средств, которые помогут определить достижение поставленного результата: высокая физическая подготовленность бойцов отряда специального назначения к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: моделирование, развитие, физические способности, бойцы, спецподразделение, средства, рукопашный бой.

The article describes the modeling of the development of physical abilities of soldiers of the special forces by means of hand-to-hand combat. The model consisting of target, content-organizational and evaluation-effective blocks is considered. The target block includes the definition of the problem and the purpose of the study and the formulation of tasks. The content-organizational block shows the ways of solving the problem of research: with the help of what methods and means it is possible to improve the system of physical training of soldiers of special forces. Evaluation-effective unit includes a system of evaluation tools that will help to determine the achievement of the result: high physical fitness of soldiers of special forces to professional activities.

Keywords: modeling, development, physical abilities, fighters, special forces, tools, hand-to-hand combat.

В России войска специального назначения являются элитными подразделениями. Качественная подготовка бойцов отряда специального назначения является основой безопасности государства [1, 5, 10]. Постоянное развитие физических способностей необходимо этому спецподразделению, так как успех любой операции зависит от высокой физической подготовленности бойцов. В своем исследовании мы решили применить метод моделирования процесса подготовки. Моделирование дает возможность изучения процесса до его реализации, при этом становится возможным предсказать результат и скорректировать процесс [4, 7].

Под моделью понимается система элементов, раскрывающая состав подготовки бойцов специального назначения [8]. При разработке модели многие исследователи рассматривают целеполагание, содержания и особенности процесса, оценку результатов деятельности [2]. Предложенная модель процесса раз-

вития физических способностей у бойцов отряда специального назначения средствами рукопашного боя (рис. 1) в нашем исследовании на основании литературных источников состоит из трех основных блоков: целевого, содержательно-организационного и оценочно-результативного

Целевой блок включает в себя определение проблемы и цели исследования и постановку задач. Проблема исследования заключается в определении недостаточного уровня физической подготовленности бойцов отряда специального назначения. Цель и задачи показывают, что необходимо предпринять для решения проблемы исследования: развитие физических способностей, адаптацию к высоким физическим нагрузкам и поддержание высокого уровня общей физической подготовки. Цель должна быть достижимой, она должна быть обеспечена определенными средствами для достижения и содержанием.

© Соломченко М.А., Ашихин А.В. © Solomchenko M.A., Ashihin A.V.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Содержательно-организационный блок показывает пути решения проблемы исследования: с помощью каких методов и средств можно совершенствовать систему физической подготовки бойцов отряда специального назначения.

Недостаточный уровень физической подготовленности бойцов отряда специального назначения

Рис. 1. Модель процесса развития физических способностей у бойцов отряда специального назначения средствами рукопашного боя.

Необходимо подобрать определенную методику занятий, используя средства рукопашного боя, для развития физических способностей и адаптации к высоким физическим нагрузкам во время тренировочных занятий в спецподразделении. Правильный подбор упражнений, соотношение нагрузок и отдыха, разнообразие средств и методов, интенсивность занятий по физической подготовке - это необходимые составляющие для повышения эффективности занятий и достижения результата нашего исследования.В исследовании участвовало двадцать сотрудников подразделений, которые в итоге представили две группы с одинаковым количеством участников: контрольную и экспериментальную. Контрольная группа занималась по традиционной системе подготовки сотрудников специальных подразделений. К традиционной системе подготовки относят комплексы физических упражнений на развитие общих и специальных физических качеств, боевые приемы борьбы, самооборона без оружия, определенные навыки выживания в экстремальных и полевых условиях. У бойцов отряда специального назначения интенсивность физической подготовки гораздо выше, чем у спортсменов-разрядников. Отличительной чертой программы подготовки является то, что она ориентирована на три уровня сложности: элитный, средний,

начальный. В зависимости от уровня физической подготовленности бойцам подбирают уровень, чтобы бойцы постепенно набирала форму и не получили травму. Если уровень подготовленности повышается, то боец переходит на следующий уровень, пока не будет заниматься по элитному уровню или не проходит тестирование. В экспериментальной группе больше времени уделялось методическим приемам рукопашного боя (их особенностям), включались основные виды подготовки спортсменов по рукопашному бою. Занятия велись в течение трех месяцев на базе подготовки. Занятия также прошли разделение на три уровня подготовки. Бойцам предлагались следующие методические особенности обучения техническим действиям [6, 9]:

- применение бросковых и болевых приемов, обучение правильной технике выполнения технических действий во взаимодействии с волевой и физической подготовкой;

- применение экстремальных ситуаций при обучении технических действий в рукопашном бою, способов повышения стрессоустойчивости и различные вариантов выхода из сложившихся положений;

- овладение методами саморегуляции и контроля над своими усилиями посредством технических действий рукопашного боя;

- индивидуализация обучения техническим действиям рукопашного боя в сочетании с коллективной работой;применение на занятиях широкого арсенала акробатических элементов;применение дыхательных упражнений.

Специальный комплекс приемов рукопашного бояв-ключалследующие приемы [3, 11]:

1) режущие и колющие (сбоку и прямо) удары ножом - наносятся быстрыми движениями вооруженной руки горизонтально, вертикально и по диагонали;

2) загиб руки за спину;

3) рычаг руки наружу;

4) рычаг руки внутрь;

5) задняя подножка;

6) бросок через спину;

7) освобождение от захватов и обезоруживание с применением бросков и болевых приемов, названных выше;

8) приемы связывания противника и его обыск.

Приемы защиты также характерны для подготовки бойцов отряда специального назначения, так как сильная защита является разновидностью нападения. Защита от ударов руками и ногами является основой подготовки. Применялись парные комплексы упражнения, включающие действия партнеров в рукопашном бою. В ходе поединка допускаются броски, но они проводятся в обоюдной схватке, когда противники пытаются вывести друг друга из равновесия и выполнить прием. Очень много моментов тактических приемов в парных действиях рассматривалось на занятиях. Например, подача особых сигналов партнеру для осуществления совместных действий.

Оценочно-результативный блок включает в себя

Таблица 1.

Классификация уровней сформированное™ бойцов специального назначения

Уровни сформированности Количество баллов Тестирование физических способностей

1 2 3

Высокий уровень 10-8 баллов Сгибание и разгибание туловища на пресс за 2 мин (от 76 до 100 баллов) Жим штанги весом собственного тела (от 76 до 100 баллов) Подъем по 7-метрову канату (от 76 до 100 баллов) Плавание вольным стилем 50 м (от 80 до 100 баллов) Комплексное силовое упражнение (от 76 до 100 баллов) Кросс 5 км (от 80 до 100 баллов) Подтягивание (от 76 до 100 баллов)

Средний уровень 7-5 баллов Сгибание и разгибание туловища на пресс за 2 мин (от 51 до 75 баллов) Жим штанги весом собственного тела (от 51 до 75 баллов) Подъем по 7-метрову канату (от 51 до 75 баллов) Плавание вольным стилем 50 м (от 51 до 79 баллов) Комплексное силовое упражнение (от 51 до 75 баллов) Кросс 5 км (от 51 до 79 баллов) Подтягивание (от 51 до 75 баллов)

Низкий уровень Ниже 5 баллов Сгибание и разгибание туловища на пресс за 2 мин (ниже 50 баллов) Жим штанги весом собственного тела (ниже 50 баллов) Подъем по 7-метрову канату (ниже 50 баллов) Плавание вольным стилем 50 м (ниже 50 баллов) Комплексное силовое упражнение (ниже 50 баллов) Кросс 5 км(ниже 50 баллов) Подтягивание(ниже 50 баллов)

систему оценочных средств, которые помогут определить достижение поставленного результата: высокая физическая подготовленность бойцов отряда специального назначения к профессиональной деятельности. Для этого подбираются необходимые методики оценки и тестирования способностей сотрудников. С помощью определенных критериев (степень развития физических способностей) выделяются три уровня сформированно-сти: высокий, средний, низкий. Уровни сформирован-ности бойцов специального назначения формируются по количеству баллов, которые набрал при прохождении тестирования сотрудник (табл. 1).

Определение физических способностей проводилось при помощи тестов [10]: сгибание и разгибание туловища на пресс за 2 мин (количество раз); жим штанги весом собственного тела (количество раз); подъем по 7-метрову канату (сек); плавание вольным стилем 50 м (сек); комплексное силовое упражнение (0-100 баллов); кросс 5 км (мин); подтягивание (количество раз). Все тестирующие упражнения для оценки бойцов специального назначения переведены в 100-бальную шкалу и распределены по уровням сформированности.

Низкий уровень сформированности физических способностей редко встречается в войсках специаль-

Уровни сформированности бойцов специ

ного назначения, так как при тестировании бойцы не проходят в данные подразделения [5]. При отборе учитывают четыре важнейших фактора: желание служить в войсках специального назначения; хорошая физическая подготовленность (не ниже среднего уровня); интеллектуальная пригодность (тесты на интеллект, специальные беседы); психологическая совместимость с группой (это считается одним из важнейших составляющих). Нужно отметить, что если боец умеет самостоятельно принимать решения в стрессовой ситуации и может подтянуть физическую подготовленность, его могли рекомендовать на испытательный срок.

В таблице 2 показаны распределения по уровням сформированности бойцов контрольной и экспериментальной группы в начале и конце исследования. В начале исследования в контрольной и экспериментальной группе было по одному бойцу с низким уровнем сфор-мированности физических способностей, но с хорошими интеллектуальными возможностями.

Во время трехмесячной подготовки в испытуемых группах не осталось бойцов с низким уровнем сформи-рованности физических способностей. Положительные изменения произошли в обеих группах, что свидетельствуют об эффективности как традиционной систе-

Таблица 2.

ого назначения в процессе исследования

Группа испытуемых Уровни сформированности (в %)

В начале исследования В конце исследования

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

Контрольная 16 % 82 % 2 % 30 % 70 % -

Экспериментальная 14 % 84 % 2 % 38 % 62 % -

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

мы подготовки бойцов специального назначения, так и экспериментальной программы. В экспериментальной группе процентное соотношение бойцов, которые переместились в группу с высоким уровнем сформи-рованности физических способностей, стало больше (в начале исследования их было меньше). Все это свидетельствует о том, что средства рукопашного боя необходимо включать в подготовку бойцов специального назначения.

Для рукопашного боя специальной подготовки к занятиям не требуется. Средства рукопашного боя построены таким образом, что общую и специальную подготовку вы получите во время занятий. Армейский рукопашный бой после многих лет практики и экспериментов с боевыми искусствами стал серьезным фундаментом в подготовке бойцов отряда специального назначения. Долгое время специфика подготовки сол-

дат заключалась лишь в тренировке специальной физической и тактико-специальной подготовки, а любое применение навыков армейского рукопашного боя вне проведения специальных операций - строго наказывалось вплоть до уголовной ответственности. Естественно это не касалось тех ситуаций, когда приходилось использовать полученные за годы службы навыки для самообороны.

Целесообразно включать в подготовку бойцов отрядов специального назначения, помимо средств рукопашного боя, тренировку на выносливость (кросс, прохождение полосы препятствий). В нашем исследовании мы отметили, что если добавить такие упражнения, то бойцов с высоким уровнем сформированности физических способностей станет больше в экспериментальной группе. В дальнейшем мы собираемся развивать исследование в этом направлении.

Библиографический список

1. Ардашев А.Н.Базовая подготовка Спецназа. Экстремальное выживание. М.: Издательство: Эксмо, 2015. 644 с.

2. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая кн., 1996. 344 с.

3. Борисов К. Практика рукопашного боя. М.: Рипол-Классик, 2003. 192с.

4. ДахинА.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. №4. С. 21-27.

5. Захаров О.Ю. Секретные техники бойцов спецподразделений: Построение индивидуальной боевой системы. М.: Издательство: АСТ, Астрель, 2011. 420 с.

6. Иванов-Катанский, С.; Касьянов, Т.. Рукопашный бой. Теория и практика. М.: Фаир-Пресс, 2003. 560 с.

7. Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы: учебное пособие. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. 317 с.

8. РажевЮ.Д. Педагогическое моделирование содержания подготовки военно-педагогических кадров в системе непрерывного профессионального образования: авторефер. дис. ...канд. пед. наук. М., 2000. 26 с.

9. Травников А.Книга приемов. Рукопашный бой и оперативное карате. По системе спецназа КГБ. М.: АСТ, 2008. 128 с.

10. Тарас А.Е., Заруцкий Ф.Д. Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ. Минск: Изд-во: Харвест, 2004. 75 с.

11. Ушаков Г.А., Комиссаров Е.Л., Фомичев А.В., СадковА.В., МельниковА.В., Ссорин С.С. Организация системы подготовки в рукопашном бою: учебно-методическое пособие. М.: Советский спорт, 2013. 226 с.

References

1. Ardashev. A.N. Basic training of special Forces. Extreme survival. M.: Publishing House: Eksmo, 2015. 644 p.

2. BezrukovaБ.С. The Pedagogy. Projective pedagogy. Ekaterinburg: Business book., 1996. 344 p.

3. BorisovK. practice hand-to-hand combat. M.: Ripol-Classic, 2003. 192s.

4. DakhinA.N. Pedagogical modeling: the nature, effectiveness and uncertainty // Pedagogy. -2003. No. 4. - P. 21-27.

5. Zakharov O.Yu. Secret techniques of special forces soldiers: building an individual combat system. M.: Publishing house: AST, Astrel, 2011. 420 p.

6. Ivanov-Katansky S.; Kasyanov T.. Close fight. Theory and practice. M.: Fair-Press, 2003. 560 PP.

7. ObraztsovPI, V. M. Koshin Didactics of higher military schools: a training manual. Eagle: Russian Academy Of Special Communications, 2004. 317 p.

8. Educational modeling of the content of training of military pedagogical personnel in the system of continuous professional education: author. dis. ... kand.PED.sciences'. M., 2000. 26 p.

9. Herbalists book techniques. Hand-to-hand combat and operational karate.On system of special troops of KGB. M.: AST, 2008. 128 PP.

10. TarasA.E., Zarutsky F.D. Training of intelligence officer: system of special forces. Minsk: publishing House: harvest, 2004. 75 PP.

11. Ushakov G.A., Komissarov E.L., Fomichev V.A., Sadkov A.V., Melnikov A.V., Sarin S.S. System of training in hand to hand combat: training-methodical textbook. M.: Soviet sport, 2013. 226 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.