УДК 7967012.68 СОЛОМЧЕНКО М.А.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики избранного вида спорта, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: marin69@yandex.ru АШИХИН А. В.
аспирант, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: myasosm@yandex.ru
UDC 7967012.68
SOLOMCHENKO M.A.
Candidate of pedagogical, associate professor, department of theory and methodology of chosen sports, Orel State
University E-mail: marin69@yandex.ru ASHIHIN A.V. Postgraduate, Orel State University E-mail: myasosm@yandex.ru
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У БОЙЦОВ ОТРЯДА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ РУКОПАШНОГО БОЯ
MODELING OF THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL ABILITIES OF THE SOLDIERS OF THE DETACHMENT OF SPECIAL PURPOSE FUNDS OF UNARMED COMBAT
В статье рассказывается о моделирование процесса развития физических способностей у бойцов отряда специального назначения средствами рукопашного боя.Рассмотрена модель, состоящая из целевого, содержательно-организационного и оценочно-результативного блоков. Целевой блок включает в себя определение проблемы и цели исследования и постановку задач. Содержательно-организационный блок показывает пути решения проблемы исследования: с помощью каких методов и средств можно совершенствовать систему физической подготовки бойцов отряда специального назначения.Оценочно-результативный блок включает в себя систему оценочных средств, которые помогут определить достижение поставленного результата: высокая физическая подготовленность бойцов отряда специального назначения к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: моделирование, развитие, физические способности, бойцы, спецподразделение, средства, рукопашный бой.
The article describes the modeling of the development of physical abilities of soldiers of the special forces by means of hand-to-hand combat. The model consisting of target, content-organizational and evaluation-effective blocks is considered. The target block includes the definition of the problem and the purpose of the study and the formulation of tasks. The content-organizational block shows the ways of solving the problem of research: with the help of what methods and means it is possible to improve the system of physical training of soldiers of special forces. Evaluation-effective unit includes a system of evaluation tools that will help to determine the achievement of the result: high physical fitness of soldiers of special forces to professional activities.
Keywords: modeling, development, physical abilities, fighters, special forces, tools, hand-to-hand combat.
В России войска специального назначения являются элитными подразделениями. Качественная подготовка бойцов отряда специального назначения является основой безопасности государства [1, 5, 10]. Постоянное развитие физических способностей необходимо этому спецподразделению, так как успех любой операции зависит от высокой физической подготовленности бойцов. В своем исследовании мы решили применить метод моделирования процесса подготовки. Моделирование дает возможность изучения процесса до его реализации, при этом становится возможным предсказать результат и скорректировать процесс [4, 7].
Под моделью понимается система элементов, раскрывающая состав подготовки бойцов специального назначения [8]. При разработке модели многие исследователи рассматривают целеполагание, содержания и особенности процесса, оценку результатов деятельности [2]. Предложенная модель процесса раз-
вития физических способностей у бойцов отряда специального назначения средствами рукопашного боя (рис. 1) в нашем исследовании на основании литературных источников состоит из трех основных блоков: целевого, содержательно-организационного и оценочно-результативного
Целевой блок включает в себя определение проблемы и цели исследования и постановку задач. Проблема исследования заключается в определении недостаточного уровня физической подготовленности бойцов отряда специального назначения. Цель и задачи показывают, что необходимо предпринять для решения проблемы исследования: развитие физических способностей, адаптацию к высоким физическим нагрузкам и поддержание высокого уровня общей физической подготовки. Цель должна быть достижимой, она должна быть обеспечена определенными средствами для достижения и содержанием.
© Соломченко М.А., Ашихин А.В. © Solomchenko M.A., Ashihin A.V.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Содержательно-организационный блок показывает пути решения проблемы исследования: с помощью каких методов и средств можно совершенствовать систему физической подготовки бойцов отряда специального назначения.
Недостаточный уровень физической подготовленности бойцов отряда специального назначения
Рис. 1. Модель процесса развития физических способностей у бойцов отряда специального назначения средствами рукопашного боя.
Необходимо подобрать определенную методику занятий, используя средства рукопашного боя, для развития физических способностей и адаптации к высоким физическим нагрузкам во время тренировочных занятий в спецподразделении. Правильный подбор упражнений, соотношение нагрузок и отдыха, разнообразие средств и методов, интенсивность занятий по физической подготовке - это необходимые составляющие для повышения эффективности занятий и достижения результата нашего исследования.В исследовании участвовало двадцать сотрудников подразделений, которые в итоге представили две группы с одинаковым количеством участников: контрольную и экспериментальную. Контрольная группа занималась по традиционной системе подготовки сотрудников специальных подразделений. К традиционной системе подготовки относят комплексы физических упражнений на развитие общих и специальных физических качеств, боевые приемы борьбы, самооборона без оружия, определенные навыки выживания в экстремальных и полевых условиях. У бойцов отряда специального назначения интенсивность физической подготовки гораздо выше, чем у спортсменов-разрядников. Отличительной чертой программы подготовки является то, что она ориентирована на три уровня сложности: элитный, средний,
начальный. В зависимости от уровня физической подготовленности бойцам подбирают уровень, чтобы бойцы постепенно набирала форму и не получили травму. Если уровень подготовленности повышается, то боец переходит на следующий уровень, пока не будет заниматься по элитному уровню или не проходит тестирование. В экспериментальной группе больше времени уделялось методическим приемам рукопашного боя (их особенностям), включались основные виды подготовки спортсменов по рукопашному бою. Занятия велись в течение трех месяцев на базе подготовки. Занятия также прошли разделение на три уровня подготовки. Бойцам предлагались следующие методические особенности обучения техническим действиям [6, 9]:
- применение бросковых и болевых приемов, обучение правильной технике выполнения технических действий во взаимодействии с волевой и физической подготовкой;
- применение экстремальных ситуаций при обучении технических действий в рукопашном бою, способов повышения стрессоустойчивости и различные вариантов выхода из сложившихся положений;
- овладение методами саморегуляции и контроля над своими усилиями посредством технических действий рукопашного боя;
- индивидуализация обучения техническим действиям рукопашного боя в сочетании с коллективной работой;применение на занятиях широкого арсенала акробатических элементов;применение дыхательных упражнений.
Специальный комплекс приемов рукопашного бояв-ключалследующие приемы [3, 11]:
1) режущие и колющие (сбоку и прямо) удары ножом - наносятся быстрыми движениями вооруженной руки горизонтально, вертикально и по диагонали;
2) загиб руки за спину;
3) рычаг руки наружу;
4) рычаг руки внутрь;
5) задняя подножка;
6) бросок через спину;
7) освобождение от захватов и обезоруживание с применением бросков и болевых приемов, названных выше;
8) приемы связывания противника и его обыск.
Приемы защиты также характерны для подготовки бойцов отряда специального назначения, так как сильная защита является разновидностью нападения. Защита от ударов руками и ногами является основой подготовки. Применялись парные комплексы упражнения, включающие действия партнеров в рукопашном бою. В ходе поединка допускаются броски, но они проводятся в обоюдной схватке, когда противники пытаются вывести друг друга из равновесия и выполнить прием. Очень много моментов тактических приемов в парных действиях рассматривалось на занятиях. Например, подача особых сигналов партнеру для осуществления совместных действий.
Оценочно-результативный блок включает в себя
Таблица 1.
Классификация уровней сформированное™ бойцов специального назначения
Уровни сформированности Количество баллов Тестирование физических способностей
1 2 3
Высокий уровень 10-8 баллов Сгибание и разгибание туловища на пресс за 2 мин (от 76 до 100 баллов) Жим штанги весом собственного тела (от 76 до 100 баллов) Подъем по 7-метрову канату (от 76 до 100 баллов) Плавание вольным стилем 50 м (от 80 до 100 баллов) Комплексное силовое упражнение (от 76 до 100 баллов) Кросс 5 км (от 80 до 100 баллов) Подтягивание (от 76 до 100 баллов)
Средний уровень 7-5 баллов Сгибание и разгибание туловища на пресс за 2 мин (от 51 до 75 баллов) Жим штанги весом собственного тела (от 51 до 75 баллов) Подъем по 7-метрову канату (от 51 до 75 баллов) Плавание вольным стилем 50 м (от 51 до 79 баллов) Комплексное силовое упражнение (от 51 до 75 баллов) Кросс 5 км (от 51 до 79 баллов) Подтягивание (от 51 до 75 баллов)
Низкий уровень Ниже 5 баллов Сгибание и разгибание туловища на пресс за 2 мин (ниже 50 баллов) Жим штанги весом собственного тела (ниже 50 баллов) Подъем по 7-метрову канату (ниже 50 баллов) Плавание вольным стилем 50 м (ниже 50 баллов) Комплексное силовое упражнение (ниже 50 баллов) Кросс 5 км(ниже 50 баллов) Подтягивание(ниже 50 баллов)
систему оценочных средств, которые помогут определить достижение поставленного результата: высокая физическая подготовленность бойцов отряда специального назначения к профессиональной деятельности. Для этого подбираются необходимые методики оценки и тестирования способностей сотрудников. С помощью определенных критериев (степень развития физических способностей) выделяются три уровня сформированно-сти: высокий, средний, низкий. Уровни сформирован-ности бойцов специального назначения формируются по количеству баллов, которые набрал при прохождении тестирования сотрудник (табл. 1).
Определение физических способностей проводилось при помощи тестов [10]: сгибание и разгибание туловища на пресс за 2 мин (количество раз); жим штанги весом собственного тела (количество раз); подъем по 7-метрову канату (сек); плавание вольным стилем 50 м (сек); комплексное силовое упражнение (0-100 баллов); кросс 5 км (мин); подтягивание (количество раз). Все тестирующие упражнения для оценки бойцов специального назначения переведены в 100-бальную шкалу и распределены по уровням сформированности.
Низкий уровень сформированности физических способностей редко встречается в войсках специаль-
Уровни сформированности бойцов специ
ного назначения, так как при тестировании бойцы не проходят в данные подразделения [5]. При отборе учитывают четыре важнейших фактора: желание служить в войсках специального назначения; хорошая физическая подготовленность (не ниже среднего уровня); интеллектуальная пригодность (тесты на интеллект, специальные беседы); психологическая совместимость с группой (это считается одним из важнейших составляющих). Нужно отметить, что если боец умеет самостоятельно принимать решения в стрессовой ситуации и может подтянуть физическую подготовленность, его могли рекомендовать на испытательный срок.
В таблице 2 показаны распределения по уровням сформированности бойцов контрольной и экспериментальной группы в начале и конце исследования. В начале исследования в контрольной и экспериментальной группе было по одному бойцу с низким уровнем сфор-мированности физических способностей, но с хорошими интеллектуальными возможностями.
Во время трехмесячной подготовки в испытуемых группах не осталось бойцов с низким уровнем сформи-рованности физических способностей. Положительные изменения произошли в обеих группах, что свидетельствуют об эффективности как традиционной систе-
Таблица 2.
ого назначения в процессе исследования
Группа испытуемых Уровни сформированности (в %)
В начале исследования В конце исследования
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Контрольная 16 % 82 % 2 % 30 % 70 % -
Экспериментальная 14 % 84 % 2 % 38 % 62 % -
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
мы подготовки бойцов специального назначения, так и экспериментальной программы. В экспериментальной группе процентное соотношение бойцов, которые переместились в группу с высоким уровнем сформи-рованности физических способностей, стало больше (в начале исследования их было меньше). Все это свидетельствует о том, что средства рукопашного боя необходимо включать в подготовку бойцов специального назначения.
Для рукопашного боя специальной подготовки к занятиям не требуется. Средства рукопашного боя построены таким образом, что общую и специальную подготовку вы получите во время занятий. Армейский рукопашный бой после многих лет практики и экспериментов с боевыми искусствами стал серьезным фундаментом в подготовке бойцов отряда специального назначения. Долгое время специфика подготовки сол-
дат заключалась лишь в тренировке специальной физической и тактико-специальной подготовки, а любое применение навыков армейского рукопашного боя вне проведения специальных операций - строго наказывалось вплоть до уголовной ответственности. Естественно это не касалось тех ситуаций, когда приходилось использовать полученные за годы службы навыки для самообороны.
Целесообразно включать в подготовку бойцов отрядов специального назначения, помимо средств рукопашного боя, тренировку на выносливость (кросс, прохождение полосы препятствий). В нашем исследовании мы отметили, что если добавить такие упражнения, то бойцов с высоким уровнем сформированности физических способностей станет больше в экспериментальной группе. В дальнейшем мы собираемся развивать исследование в этом направлении.
Библиографический список
1. Ардашев А.Н.Базовая подготовка Спецназа. Экстремальное выживание. М.: Издательство: Эксмо, 2015. 644 с.
2. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая кн., 1996. 344 с.
3. Борисов К. Практика рукопашного боя. М.: Рипол-Классик, 2003. 192с.
4. ДахинА.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. №4. С. 21-27.
5. Захаров О.Ю. Секретные техники бойцов спецподразделений: Построение индивидуальной боевой системы. М.: Издательство: АСТ, Астрель, 2011. 420 с.
6. Иванов-Катанский, С.; Касьянов, Т.. Рукопашный бой. Теория и практика. М.: Фаир-Пресс, 2003. 560 с.
7. Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы: учебное пособие. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. 317 с.
8. РажевЮ.Д. Педагогическое моделирование содержания подготовки военно-педагогических кадров в системе непрерывного профессионального образования: авторефер. дис. ...канд. пед. наук. М., 2000. 26 с.
9. Травников А.Книга приемов. Рукопашный бой и оперативное карате. По системе спецназа КГБ. М.: АСТ, 2008. 128 с.
10. Тарас А.Е., Заруцкий Ф.Д. Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ. Минск: Изд-во: Харвест, 2004. 75 с.
11. Ушаков Г.А., Комиссаров Е.Л., Фомичев А.В., СадковА.В., МельниковА.В., Ссорин С.С. Организация системы подготовки в рукопашном бою: учебно-методическое пособие. М.: Советский спорт, 2013. 226 с.
References
1. Ardashev. A.N. Basic training of special Forces. Extreme survival. M.: Publishing House: Eksmo, 2015. 644 p.
2. BezrukovaБ.С. The Pedagogy. Projective pedagogy. Ekaterinburg: Business book., 1996. 344 p.
3. BorisovK. practice hand-to-hand combat. M.: Ripol-Classic, 2003. 192s.
4. DakhinA.N. Pedagogical modeling: the nature, effectiveness and uncertainty // Pedagogy. -2003. No. 4. - P. 21-27.
5. Zakharov O.Yu. Secret techniques of special forces soldiers: building an individual combat system. M.: Publishing house: AST, Astrel, 2011. 420 p.
6. Ivanov-Katansky S.; Kasyanov T.. Close fight. Theory and practice. M.: Fair-Press, 2003. 560 PP.
7. ObraztsovPI, V. M. Koshin Didactics of higher military schools: a training manual. Eagle: Russian Academy Of Special Communications, 2004. 317 p.
8. Educational modeling of the content of training of military pedagogical personnel in the system of continuous professional education: author. dis. ... kand.PED.sciences'. M., 2000. 26 p.
9. Herbalists book techniques. Hand-to-hand combat and operational karate.On system of special troops of KGB. M.: AST, 2008. 128 PP.
10. TarasA.E., Zarutsky F.D. Training of intelligence officer: system of special forces. Minsk: publishing House: harvest, 2004. 75 PP.
11. Ushakov G.A., Komissarov E.L., Fomichev V.A., Sadkov A.V., Melnikov A.V., Sarin S.S. System of training in hand to hand combat: training-methodical textbook. M.: Soviet sport, 2013. 226 p.