Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛУ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛУ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕНТРАЦИЯ В СПОРТЕ / ЗАИМСТВОВАНИЕ В СПОРТЕ / ВОЛЕЙБОЛ / СПОРТ / CONCENTRATING IN SPORT / BORROWING IN SPORT / VOLLEYBALL / SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломченко М. А., Рожнов А. А., Бойко В. В.

В статье представлено направление совершенствования процесса обучения волейболу студентов ВУЗов посредством игровых технологий. Раскрыт механизм взаимодействия и взаимного влияния концентрации и заимствования на тренировочный процесс при общей и специальной физической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соломченко М. А., Рожнов А. А., Бойко В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PROCESS OF TEACHING VOLLEYBALL TO UNIVERSITY STUDENTS WITH THE HELP OF GAME TECHNOLOGIES

The article presents the direction of improving the process of teaching volleyball to University students through game technologies. The mechanism of interaction and mutual influence of concentrating and borrowing on training process during general and special physical training is revealed.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛУ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378.147 СОЛОМЧЕНКО М.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики избранного вида спорта, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] РОЖНОВ А.А.

старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Калужский государственный университет E-mail: [email protected] БОЙКО В.В.

кандидат педагогических наук, кафедра теории и методики избранного вида спорта, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]

UDC 378.147

SOLOMCHENKO M.A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Department of «Theory and Methodology Chosen Sport»,

Orel State University E-mail: [email protected] ROZHNOVA.A.

Senior Teacher, Chair of Physical Education, Kaluga State

University K.E. Tsiolkovsky E-mail: [email protected] BOYKO V.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Department of «Theory and Methodology Chosen Sport»,

Orel State University E-mail: [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛУ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

IMPROVING THE PROCESS OF TEACHING VOLLEYBALL TO UNIVERSITY STUDENTS WITH THE HELP OF GAME TECHNOLOGIES

В статье представлено направление совершенствования процесса обучения волейболу студентов ВУЗов посредством игровых технологий. Раскрыт механизм взаимодействия и взаимного влияния концентрации и заимствования на тренировочный процесс при общей и специальной физической подготовке.

Ключевые слова: концентрация в спорте, заимствование в спорте, волейбол, спорт.

The article presents the direction of improving the process of teaching volleyball to University students through game technologies. The mechanism of interaction and mutual influence of concentrating and borrowing on training process during general and special physical training is revealed.

Keywords: concentrating in sport, borrowing in sport, volleyball, sport.

В настоящее время обучение волейболу включено в программу по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений различных специальностей в рамках предмета и факультативных занятий [1]. С целью предотвращения снижения активности и интереса к занятиям физической культурой возникает потребность создания игровых технологий, которые помогут преобразовать процесс физического воспитания. Игровые технология, в частности заимствованные элементы из различных видов спорта помогут повысить результаты физической подготовленности студентов, а главное изменить мотивацию и к физической активности [7].

В образовательной среде представлено большое количество разнообразных методик повышения эффективности процесса физического воспитания, в том числе при обучении волейболу, где существует задача модернизации учебно-тренировочного процесса на начальном этапе подготовки [4], решение которой позволило бы студентам быстрее освоить волейбол и не потерять интерес к нему в процессе обучения.

В рамках настоящего исследования совершенствование процесса обучения волейболу студентов ВУЗов

основано на внедрении взаимосвязанных процессов «заимствования» и «концентрации» в процесс обучения. Согласно современным трактовкам [3, 6] понятие «концентрации» подразумевает «сосредоточение», «собирание» и «скопление», а все остальные значения этого понятия, например, «насыщенность растворов и смесей» и «устремление мыслей, чувств и интересов» относятся к специальным областям познания. Значение понятия «заимствование» предполагает «перенимать», «усваивать» и «взять» что-либо, и в полной мере отражает сущность симбиотических связей между различными объектами любой прогрессирующей системы [3, 6].

Различные примеры результатов заимствования и концентрации в спортивной деятельности [10], технике, повседневной деятельности и науке [8] приведены на рисунке 1.

Ярким примером результата взаимодействия этих процессов служат всевозможные многофункциональные инструменты, сконцентрировавшиев себе всевозможные функции, заимствованные у различных отдельно взятых инструментов. Процессы концентрации и заимствования также имеют место и в науке, например, как наука кибернетика имеет базу, основанную

© Соломченко М.А., Рожнов А.А., Бойко В.В. © Solomchenko M.A., Rozhnov A.A., Boyko V.V.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (85), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 85. 2019

на заимствовании ключевых элементов изтаких наук, как математика, теория вероятности, математическая статистика и моделирование, эконометрика и информа-тикаоснованных на приемах, методах и инструментах исследования, гипотез, элементов теории и средств анализа, которые являются элементами концентрации.

Концентрация и заимствование влияют и на реализацию современных прогрессивных решений в технике, например, пикап-внедорожник, заимствуя функции легкового, грузового и автомобиля повышенной проходимости, представляет собой концентрацию грузовой платформы, пассажирского кузова, увеличенного клиренса и полного привода.

Все современные виды спорта, как правило, являются комплексом заимствований, состоящим из процессов, функций, характеристик, тактик, стратегий и концепций различных спортивных дисциплин [10, 11]. В качестве примера комплексного применения элементов «концентрации» и «заимствования» является биатлон, который появился с помощью «заимствования» из пулевой стрельбы и лыжных гонок, посредством концентрации основных элементов, таких как винтовка и мишень, лыжи (рис. 1). Безусловно, принцип концентрации и заимствования применим и в тренировочном процессе, в частности при обучении волейболу студентов вузов [11]. Применение принципа концентрации и заимствования основано на сосредоточении функций, характеристик, тактик, стратегий, использовании спортивного инвентаря и упражнений из различных спортивных дисциплин. Например, для общефизической подготовки, направленной накомплексное развитие силы мышц и мышечных групп и укрепление фундамента для специальной физической подготовки, в качестве объекта заимствования могут быть использованы такие спортивные дисциплины, как тяжелая атлетика, спортивная гимнастика, гиревой спорт и легкая атлетика, где элементами концентрации являются упражнения со штангой (подъём), упражнения на кольцах, параллельных брусьях и перекладине (подтягивания, сгибание разгибание рук, ходьба на руках), перекладывания и подъёмы гири, приседания с гирей, прыжки и бег соответственно (табл.1).

Практическое применение такого подхода является мощным стимулом для активизации интереса студентов к занятиям физической культурой, в частности при обучении волейболу. Таким образом, студенты, выполняя такую программу общефизической подготовки, приоб-

Концентрация и заимствование при общей

ретают и развивают комплекс физических качеств, необходимых волейболисту. Игровые технологии, в которых применены (или заимствованы) элементы из других видов спорта помогают осваивать специфичные навыки, необходимые в волейболе. Примером может служить заимствование перемещений из такого вида спорта, как хоккей на траве. Перемещения и стойки из этого вида помогут освоить перемещения и стойки в волейболе, что способствует повышению эффективности процесса подготовки.

На протяжении двух лет проводился эксперимент по внедрению принципов концентрации и заимствования в Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского (КГУ). На кафедре физического воспитания во время факультативных занятий по волейболу для студентов 1-х курсов при проведении занятий применялись игровые технологии, в которых присутствовали элементы из других видов спорта (они представлены в таблице 1).

Одним из результатов следует считать то, что уже в конце первого курса студентки, имеющие оптимальные для волейбола антропометрические данные, были включены в резерв волейбольной сборной КГУ, которая занимает первые места в первенстве Калужской области среди высших учебных заведений и является действующим чемпионом Калужской области.

К тому же, специальная физическая подготовка для сборной команды КГУ по волейболу включает в себя комплекс заимствований на основе тяжелой атлетики, гиревого спорта, легкой атлетики, баскетбола, большого тенниса, спортивной гимнастики и акробатики и использовании упражнений со штангой и гирей, тройного прыжка, барьерного бега, кистевого броска баскетбольного мяча, маховых движений теннисной ракеткой и различных прыжковых упражнений, что приводит к совершенствованию взрывной силы мышц рук, ног, туловища, а также повышению функциональных возможностей организма (табл. 2). Дальнейшее совершенствование подготовки волейболистов с разделением на игровые амплуа, как известно, происходит посредством дифференциации [9] и индивидуализации [2], что позволяет успешно управлять развитием спортсменов. Следует учесть, что в рамках настоящей статьи такие виды подготовки, как техническая, тактическая и игровая не рассматриваются, так как объем образовательной программы нефизкультурного ВУЗа предусматривает лишь освоение их базовых принципов.

Таблица].

физической подготовке волейболистов

Общая физическая подготовка

Объект заимствования Элемент концентрации Результат

Тяжёлая атлетика Упражнения со штангой (подъём) Комплексное развитие силы мышц и мышечных групп, укрепление фундамента для специальной физической подготовки

Спортивная гимнастика Упражнения на кольцах, параллельных брусьях и перекладине (подтягивания, сгибание разгибание рук, ходьба на руках)

Гиревой спорт Перекладывания, подъёмы, приседания

Легкая атлетика Прыжки, бег

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Элементы концентрации

Iz.

1.Лыжи

2.Мишень

3.Винтовка

Элементы заимствования

la

г/

Результат заимствования и

концентрации

Статус за 2018 год

СПОРТ

1.Лыжные гонки

2.Стрельба пулевая

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Нож

2. Отвертка

3. Штопор

4. Шило

5. Открывалка

1.Слесарные

инструменты 2.Складной нож 3.Бытовые V \ Мульти- Г LJ

и инструмент р

инструменты

В различных

сферах деятельности

успешно используются

НАУКА

1. Методы, приемы и инструменты исследования

2. Гипотезы 3.Элементы теории

4

1.Теория вероятностей

2.Математика

3. Мат. статистика и моделирование 4.Эконометрика

Развитие направления '«искусственный интеллект»

Рис.1. Примеры результата заимствования и концентрации в спорте, науке, технике.

Концентрация и заимствование при общей физической подготовке волейболистов

Таблица 2.

Специальная физическая подготовка

Тяжёлая атлетика Упражнения со штангой (рывок и толчок) Совершенствование взрывной силы мышц рук, ног, туловища, совершенствование функциональных возможностей организма, повышение психологической подготовленности

Гиревой спорт Упражнения с гирей (рывок, толчок, жонглирование)

Легкая атлетика Тройной прыжок, барьерный бег, бег в гору, комбинации скачка, шага и прыжка

Баскетбол Кистевой бросок мяча

Большой теннис Маховое движение (ударная фаза)

Спортивная гимнастика Прыжковые упражнения

Акробатика Прыжки, парные и групповые упражнения

Одним из эффективных направлений совершенствования процесса обучения волейболу студентов ВУЗов следует считать реализацию заимствования и концентрации в спорте, что позволяетувеличить долю обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и привлечь их к занятиям различными видами спорта, что является основой здорового образа жизни и проявлением активной жизненной позиции. Все это отмечено приоритетными направлениями в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской федерации на период до 2020 года [12].

Здоровье студенческой молодежи - это важный индикатор экономического и трудового, оборонного и культурного потенциала современного общества [5]. Занятия с применением игровых технологий позволят сформировать правильное отношение к здоровому образу жизни, подготовить к будущей профессиональной деятельности и жизни в современном обществе. А понимание того, что можно применять из смежных игровых форм различные приемы и средства помогут студенческой молодежи творчески подходить к любому виду деятельности.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (85), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 85. 2019

Библиографический список

1. Губа В. П., Родин А. В. Волейбол в университете: Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе: учебн. пособие / В. П. Губа, А. В. Родин. М.: Советский спорт, 2009. 164 с.

2. Губа В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В.П. Губа, П.В. Квашук, В.Г. Никитушкин. М.: Физкультура и спорт, 2009. 280 с.

3. Ефремова Т. Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный / Т.Ф. Ефремова. М.: ACT, 2010.699с.

4. Железняк Ю.Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе / Ю.Д. Железняк, Г.Я. Шипулин, О.Э. Сердюков // Теория и практика физической культуры. 2004. № 4. С. 30-33.

5. ЖуравлеваИ.В. Здоровье студентов: социологический анализ: монография. М.: Институт социологии РАН, 2012. 252 с.

6. ЛопатинВ.В. Толковый словарь современного русского языка /В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. М.: Эксмо, 2013. 928 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Лубышева Л.И.Концепция спортизации в системе физкультурного образования. // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2016.№1. С. 44-54.

8. Осипов Ю.С.Большая российская энциклопедия/Ю.С. Осипов. М.:Большая российская энциклопедия, 2005-2017. [в 35 т.] Т. 5. С.456-458.

9. Пустошило П.В. Эффективность технической подготовки спортсменов, специализирующихся в спортивных играх, на основе дифференцированной методики / П.В. Пустошило // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2011. № 6. С. 72.

10. Рожнов А.А. Концентрация и заимствование как составляющие прогресса в спорте, науке, технике и жизнедеятельности / А.А. Рожнов, А.Н. Малышев, В.В. Калмыков // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. №1.С. 91-96.

11. Рожнов А.А. Реализация заимствования и концентрации в спорте / А.А. Рожнов, Н.И. Добейко, Л. В. Жилина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. - №5. С.240-244.

12. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/(дата обращения: 17.12.2018).

References

1. Guba V. P., RodinA.V. (2009) «Volleyball at the University: Theoretical and educational supportof the system of training students in the sports club. The manual» / V. P. Guba, A.V. Rodin. - Moscow:Soviet sport. Pp. 164

2. Guba V. P. (2009) Individualization of training of young athletes / V.P. Guba, P.V. kvashuk, V.G. Nikitushkin. Moscow: physical Education and sport. Pp. 280

3. Efremov T.F. (2010) The Modern dictionary of the Russian language, three in one: orthographic,morphemic, word-formative. Moscow: ACT. pp.699.

4. Zheleznyak Y.D. (2004) Trends in the development of the classic volleyball today / Y.D.Zheleznyak, G.I. Shipulin, Serdyukov O.E. // Theory and practice of physical culture. № 4.Pp. 30-33.

5. ZhuravlevaI. V. (2012) Students health: sociological analysis: monography / I.V. Zhuravleva. Moscow: Institute of sociology, RAS, 2012 p. 252

6. Lopatin V. V. (2013) Explanatory dictionary of the modern Russian language / V. V. Lopatin, L.E. Lopatin. M.: Eksmo. Pp. 928

7. Lubysheva L. I. (2016) The Concept of sportization in the system of physical education // Bulletin of the Perm State humanitarian pedagogical University. №1. Pp. 44-54.

8. Osipov Y.S. (2005-2017) Great Russian encyclopedia. Moscow: Great Russianencyclopedia,. [35 toms.] Т. 5. Рp. 456-458.

9. PustoshiloP. V. (2011) Effectiveness of technical teaching of sportsmen, specializing in sports, onthe basis of a differentiated methodology / P. V. Pustoshilo // Physical culture: upbringing, education,training. №6. Pp. 72

10. Rozhnov, A.A., MalyshevA.N. andKalmykov V.V. (2017), "Concentration and borrowing as acomponents of progress in sport, science, technique and lifetime", News of the Tula State University.Sport, No. 1, Pp. 91-96.

11. Rozhnov, A.A., Dobeyko N.I., Zhilina L.V. (2018), «Realization of borrowing and concentrationin sport», Scientific-theoretical journal "scientific notes of University named after P. F. Lesgaft", No. 5. Pp. 240-244.

12. Strategy of developing physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to2020 [Electronic resource]. - Access mode:programs/2/26363/ (date accessed 17.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.