УДК 796.011 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10610
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛУ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
А.А. Рожнов, М.А. Соломченко, В.Н. Белевский, К.Е. Чистяков
Раскрыты особенности реализации процесса обучения волейболу студентов в рамках предмета «Физическая культура и спорт» и предложены подходы для их полноценного и всестороннего развития. Показана важность применения современных методик и технологий в подготовке волейболистов. Представлены перечень и анализ основных технических ошибок, возникающих при освоении техники и тактики волейбола.
Ключевые слова: студенты, физическая культура, волейбол, техническая подготовка, процесс обучения, интегральная подготовка.
Волейбол был и остается одним из популярных видов спорта у студенческой молодежи. Данная игра развивает физические и психические качества, укрепляет здоровье и помогает адаптироваться к различным воздействиям внешней среды. В настоящее время обучение волейболу включено в программу по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений различных специальностей в рамках программы и факультативных занятий [7]. Не стал исключением и Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (КГУ), в котором обучению студентов волейболу уделяется большое внимание и накоплен определенный методический опыт. При кафедре физического воспитания существует отделение «спортивные игры», на котором студенты, обучающиеся по различным направлениям подготовки, в рамках учебной дисциплины «Физическая культура и спорт», осваивают этот вид спорта. В университете работают секции по волейболу для юношей и девушек, сборные команды, укомплектованные на их основе, являются многократными чемпионами области по волейболу среди высших учебных заведений.
В нашем исследовании рассматриваются подходы и методы, используемые преподавателями кафедры физического воспитания КГУ для обучения студентов волейболу.
Процесс обучения волейболу включает следующие виды подготовки: теоретическую, техническую, физическую, тактическую, психологическую и интегральную. Волейбол является сложно -координационной игрой, из чего следует, что успешность волейболиста во многом зависит от уровня его технической подготовки.
Профессиональный уровень технической подготовки спортсмена является залогом достижения высоких результатов в современном
волейболе. Профессор Ю.Ф. Курамшин определяет техническую подготовку как процесс обучения технике движений и доведение их до совершенства [8]. По своей сути, она представляет собой процесс, направленный на формирование знаний, умений и навыков, включающий в себя основные дидактические принципы и положения методики физического воспитания. Одним из важнейших компонентов спортивно -технической подготовки волейболистов различного уровня является общая и специальная физическая подготовка [5], поэтому этим видам спортивной деятельности на учебных занятиях со студентами нашего вуза уделяется особое внимание.
Обучение студентов КГУ им. К.Э. Циолковского волейболу в рамках учебных занятий по физической культуре и спорту включает в себя несколько этапов. Первый этап начального обучения ориентирован в основном на студентов 1-го курса, у которых должна сформироваться психологическая готовность к обучению игре. Этап включает в себя основы теоретической и технической подготовки, а также общую физическую подготовку. Следующим идет этап совершенствования, предназначенный для студентов, успешно освоивших предыдущий этап. На этой стадии совершенствуется техническая подготовка, ведется специальная физическая подготовка и даются основы тактической подготовки. Заключительный этап представляет собой интегральную подготовку, в ходе которой «осуществляются связи между всеми разделами подготовки, достижение стабильности действий спортсменов в сложных условиях игры, которые являются высшей формой интегральной подготовки» [4]. Все это изложено в рабочей программе. Остановимся на перечисленных этапах подробнее.
На этапе начального обучения особое внимание преподавателей направлено на формирование у студентов общих представлений о волейболе, истории его возникновения и особенностях игры. Проводится общая физическая подготовка, направленная на выполнение различных волейбольных элементов и адаптацию к физической нагрузке. Развивается психологическая готовность к восприятию игровой деятельности и особое внимание уделяется технической подготовке, направленной на правильное выполнение простейших технических приемов и развитие основных видов передвижений. При обучении используется поэтапное усложнение упражнений, направленных на отработку технических приемов, фиксируются и корректируются грубые ошибки при выполнении базовых элементов. Суть обучения на данном этапе сводится к объяснению (теоретические основы) и формированию навыков выполнения таких индивидуальных технических действий и приемов, как подача, прием и «доводка» мяча, передача мяча сверху и снизу, выполнение нападающего удара через сетку. В целях повышения качества обучения студентов на начальном этапе подготовки преподавателями кафедры физического
воспитания КГУ им. К.Э. Циолковского используются различные упражнения, направленные на формирование умений и обучение двигательным навыкам студентов, основанные на индивидуальном подходе, оптимальной дозировке физической нагрузки и системе итогового контроля. При успешном прохождении начального этапа было отмечено, что у студентов получили развитие двигательные навыки, выразившиеся в развитии координационных способностей и ловкости, что приводит к возможности устранения выявляемых технических ошибок и к созданию благоприятных условий для более углубленного изучения отдельных элементов волейбола, которое будет проводиться на этапе совершенствования.
На данном этапе качество технической подготовки студентов зависит от уровня сформированности на начальном этапе подготовки базовых технических навыков волейбола, уровня развития основных физических качеств и психологической готовности, а также от профессионализма преподавателя и его способности применять в процессе обучения различные приемы, методы и технологии, стимулирующие интерес студентов к освоению данного вида спорта. В процессе совершенствования технической подготовки студентов преподавателями КГУ используются разработанные и апробированные методики повышения технического мастерства волейболистов и применяются различные игровые технологии, в которых реализованы посредством концентрации и заимствований [6] элементы из других видов спорта, помогающие в освоении специфичных навыков, необходимых в волейболе. Примером может служить заимствование перемещений из такого вида спорта, как хоккей на траве. Перемещения и стойки из этого вида помогут освоить перемещения и стойки в волейболе, что способствует повышению эффективности процесса подготовки [7]. Этот этап характеризуется стабилизацией приобретенного опыта и совершенствованием вариативности выполнения технических приемов в соответствии с индивидуальными особенностями студентов и критериями техники волейболиста, основными из которых являются:
1) высокие требования к выполнению технических элементов и результативность их применения, показателями которых являются стабильность, вариативность, креативность и тактическая грамотность в процессе выполнения игровой деятельности;
2) эффективность применения технических навыков при решении игровых задач, приводящих к высокому конечному результату игры. Она определяется качеством выполненных технических элементов и скоростью принятия правильного решения;
3) помехоустойчивость и независимость игровой деятельности от внешних условий и факторов, а также различных функциональных состояний игрока.
В настоящее время волейбол достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших команд находится примерно на одном уровне [1]. Современный волейбол характеризуется высокими запросами к уровню профессионализма спортсмена, способного в течение длительного времени удерживать мяч в воздухе, используя разнообразные технические приемы, качественное выполнение которых оценивается судьями. Безукоризнен -ность выполнения технических действий является залогом успеха как волейбольной команды в целом, так и отдельных игроков в частности.
Заключительный, интегральный этап подготовки волейболистов ориентирован на студентов, имеющих оптимально развитые физические качества, обладающих знанием волейбольных правил и владеющих основами тактики игры.
Идет комплексное совершенствование всех видов подготовки, а также нескольких видов объединенных в группы: физическая и техническая, физическая и тактическая, техническая и тактическая, физическая и психологическая. Так как интегральная подготовка считается одной из важнейших для становления спортивного профессионализма, при ее реализации на занятиях по физическому воспитанию делается акцент на применении упражнений соревновательной направленности, а также оптимальном сочетании различных форм, методов и средств. Происходит одновременное развитие физических качеств студентов-волейболистов и повышается уровень их технической подготовки.
При обучении волейболу у студентов возникают различные ошибки как при выполнении отдельных элементов, так и в игровых действиях. Было установлено, что их основными причинами являются:
• недостаточное знание правил игры;
• слабо развитые физические качества: ловкость, быстрота и сила;
• неправильно сформированное понятие о важности перемещений в процессе игры;
• недостаточно развитая тактильная чувствительность;
• неподходящие для волейбола антропометрические данные;
• нерегулярность посещения занятий;
• отсутствие игровой практики.
На основе практического опыта обучения волейболу в вузе, считаем, что для устранения данных причин следует использовать следующие способы:
• заложить у студентов крепкий фундамент требуемых для волейбола физических качеств;
• сформировать правильное понятие у студентов об основных особенностях техники движений;
• качественная теоретическая и тактическая подготовка;
• использование специальных упражнений для развития чувствительности мяча;
• индивидуальный подход к студентам при обучении волейболу;
• своевременный разбор возникающих ошибок;
• правильный показ техники выполнения отдельных элементов.
Благодаря выявленным ошибкам при выполнении технических
элементов в волейболе и предложенным способам для их устранения при тестировании студентов определена положительная динамика.
Несомненную актуальность в нашей стране представляет собой проблема сохранения физического здоровья и его укрепления у юношей и девушек. Поэтому здоровью и физическому развитию студентов необходимо уделять пристальное внимание [2]. Выход из этого видим в привлечении студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом, в том числе волейболом, который является эффективным средством развития у них основных физических качеств и физической подготовленности, а также является популярным и зрелищным видом спорта.
Список литературы
1. Аутогенная тренировка как средство повышения волевой активности у квалифицированных волейболистов / П.Е. Цибульник [и др.] // Научный журнал дискурс. 2018. № 7(21). С. 37-43.
2. Кривов С.И., Прокофьева О.Н., Белевский В.Н. Роль оценки состояния здоровья студентов в вузе в процессе их физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 149-156.
3. Кубанов И.А. Некоторые аспекты спортивной подготовки волейболистов разных игровых амплуа по результатам опроса специалистов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-4. С. 258-269.
4. Методика обучения избранному виду спорта: метод. рекомендации / сост. Ю.Н. Халанский. Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2019. 54 с.
5. Особенности проявления базовых физических качеств спортсменов в волейболе / У.В. Смирнова [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 4(170). С. 309-313.
6. Рожнов А.А., Малышев А.Н., Калмыков В.В. Концентрация и заимствование как составляющие прогресса в спорте, науке, технике и жизнедеятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. Вып. 3. С. 144-151.
7. Соломченко М.А. Рожнов А.А., Бойко В.В. Совершенствование процесса обучения волейболу студентов вузов с помощью игровых
технологий // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. №4. С. 281-285.
8. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. 4-е изд., стер. М.: Советский спорт, 2010. 463 с.
Рожнов Андрей Александрович, старший преподаватель, roznov1976@ yandex.ru, Россия, Калуга, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,
Соломченко Марина Александровна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,
Белевский Владимир Николаевич, доц., [email protected], Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,
Чистяков Константин Евгеньевич, старший преподаватель, chistyakov1986@yandex. ru, Россия, Калуга, Калужский филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет).
IMPLEMENTATION OF THE PROCESS OF TRAINING VOLLEYBALL TO UNIVERSITY STUDENTS WITHIN THE SUBJECT OF PHYSICAL CULTURE
A.A. Rozhnov, M.A. Solomchenko, V.N. Belevsky, K.E. Chistyakov
Features of the implementation of the process of teaching volleyball for students in the framework of the subject of physical education and sport are disclosed and approaches for their full and comprehensive development are proposed. The importance of applying modern techniques and technologies in the training of volleyball players is shown. A list and analysis of the main technical errors that arise when mastering the technique and tactics of volleyball is presented.
Key words: students, physical education, volleyball, technical training, learning process, integral training.
Rozhnov Andrey Alexandrovich, senior teacher, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky,
Solomchenko Marina Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, marin69@yandex. ru, Russia, Orel, Orel State University named after I.S. Turgenev,
Belevsky Vladimir Nikolaevich, associate professor, tbelevskaya@yandex. ru, Russia, Kaluga, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky,
Chistyakov Konstantin Evgenyevich, senior teacher, chistyakov1986@yandex. ru, Russia, Kaluga, Kaluga branch of Moscow State Technical University named after N.E. Bauman (National Research University)
References
1. Autogennaya trenirovka kak sredstvo povysheniya volevoj aktivnosti u kvalificirovannyh volejbolistov [Autogenic training as a means of increasing volitional activity among qualified volleyball players] / P.E. Cibul'nik [et al.] // Nauchnyj zhurnal diskurs [Scientific journal discourse]. 2018. No 7(21). P. 37-43.
2. Krivov S.I., Prokofeva O.N., Belevskij V.N. Rol' ocenki sostoyaniya zdorov'ya studentov v vuze v processe ih fizicheskogo vospitaniya [The role of assessing the health status of students in a university in the process of their physical education] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2017. No. 57-5. P. 149-156.
3. Kubanov I.A. Nekotorye aspekty sportivnoj podgotovki volejbolistov raznyh igrovyh amplua po rezul'tatam oprosa specialistov [Some aspects of sports training of volleyball players of different game roles according to the results of a survey of specialists] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education]. 2017. No. 55-4. P. 258-269.
4. Metodika obucheniya izbrannomu vidu sporta [Methods of teaching a selected sport]: method. recommendations / comp. Yu.N. Khalansky. Vitebsk: Voronezh State University named after P.M. Masherova, 2019. 54 p.
5. Osobennosti proyavleniya bazovyh fizicheskih kachestv sportsmenov v volejbole [Features of the manifestation of the basic physical qualities of athletes in volleyball] / U.V. Smirnova [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2019. No 4(170). P. 309-313.
6. Rozhnov A.A., Malyshev A.N., Kalmykov V.V. Koncentraciya i zaimstvovanie kak sostavlyayushchie progressa v sporte, nauke, tekhnike i zhiznedeyatel'nosti [Concentration and borrowing as components of progress in sports, science, technology and life] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2017. Issue. 3. P. 144-151.
7. Solomchenko M.A. Rozhnov A.A., Bojko V.V. Sovershenstvovanie processa obucheniya volejbolu studentov vuzov s pomoshch'yu igrovyh tekhnologij [Improving the process of teaching volleyball to university students using gaming technology] // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of Orel State University]. 2019. No 4. P. 281-285.
8. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and methodology of physical education]: a textbook for students of higher educational institutions / ed. prof. Yu.F. Kuramshina. 4th ed. M.: Soviet Sport, 2010. 446 p.