Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ДУГЛАСА НОРТА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ДУГЛАСА НОРТА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ДУГЛАС НОРТ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шитова Татьяна Викторовна

В статье автор осуществляет анализ учений Дугласа Норта о государстве, основах публичной власти, в рамках исследования правовых идеалов функционирования государства. Учения Д. Норта оказало влияние не только на экономические исследования, но и на правовые. В ходе исследования автор анализируют исторический опыт государственно-правовых форм, исследования французских течений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOUGLAS NORTH'S STUDY OF THE IDEAL STATE: HISTORICAL ASPECT

In the article, the author analyzes the teachings of Douglas North about the state, the foundations of public power, as part of the study of the legal ideals of the functioning of the state. The teachings of D. North had an impact not only on economic research, but also on legal research. In the course of the research, the author analyzes the historical experience of state-legal fonms, studies of French trends.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ДУГЛАСА НОРТА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Теоретико-исторические правовые науки

DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_31 УДК 242.7

ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ДУГЛАСА НОРТА:

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ DOUGLAS NORTH'S STUDY OF THE IDEAL STATE: HISTORICAL ASPECT

ШИТОВА Татьяна Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент

Юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира 90. E-mail: tgp-l@mail.ru;

SHITOVA Tatiana Viktorovna,

Candidate of Law, Associate Professor Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Mira ave. 90. E-mail: tgp-l@mail.ru

Краткая аннотация: В статье автор осуществляет анализ учений Дугласа Норта о государстве, основах публичной власти, в рамках исследования правовых идеалов функционирования государства. Учения Д. Норта оказало влияние не только на экономические исследования, но и на правовые. В ходе исследования автор анализируют исторический опыт государственно-правовых форм, исследования французских течений.

Abstract: In the article, the author analyzes the teachings of Douglas North about the state, the foundations of public power, as part of the study of the legal ideals of the functioning of the state. The teachings of D. North had an impact not only on economic research, but also on legal research. In the course of the research, the author analyzes the historical experience of state-legal forms, studies of French trends.

Ключевые слова: демократические институты, публичная власть, государство, правовая концепция, общество, Дуглас Норт, политический строй, эффективность, политико-правовые идеи.

Keywords: democratic institutions, public authority, state, legal concept, society, Douglas North, political system, efficiency, political and legal ideas.

Для цитирования: Шитова Т.В. Исследование идеального государства Дугласа Норта: исторический аспект // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 31-32. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_31.

For citation: Shitova T.V. Douglas North's study of the ideal state: historical aspect // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 31-32. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_31.

Статья поступила в редакцию: 02.06.2023

Государство, будучи центральной категорией в одноименной теории [[1], будучи главенствующей организацией общества во все времена представляло предмет особого интереса со стороны научного сообщества и рядовых граждан. Дуглас Сесил Норт (далее - Д. Норт)[2] обозначает государство как организацию организаций, и, не безосновательно, поскольку в этом и состоит его, и содержание, и суть. Организации -это, это с одной стороны алгоритм взаимоотношения между ней, иными организациями и государством, с другой же, набор не только правил, но, также структура, и, что имеет значение для юридического толкования, субъект, отождествляемый с конкретной сферой жизнедеятельности государства [3,10]. В качестве таковых можно выделить следующие основные сферы: политическая, экономическая, социальная, духовная (в рамках них выделяют и иные сферы). На различных этапах развития государств они были неоднородны как по признаку контроля, так и применения насилия, а также тех, кто занимает в них главенство, т.е. элит (помимо множества иных признаков, которые имеют второстепенное значение для предмета диссертационного исследования, по отношению к данным). Не смотря на установление и развитие во многих странах демократических режимов, их реализация оставляет желать лучшего, тем более что в большинстве из них она носит лишь формальный характер, что вынуждает искать у общества иные «мерила» состояния развития государства [4]. Таковым может стать насилие, направленное против своего адресата -тех же граждан, находящееся в руках элиты, составляющей главенствующую коалицию, фактически, надстройку над всем государством, деятельность которой отражает реальное состояние дел в нем. Однако, поскольку данные категории не просто данность, и, имеют относительное качество, возникает проблема контроля за ним, ибо необдуманное и постоянное применение насилие порождает обратный эффект, провоцирует революционную ситуацию, раскол коалиции и формирование оппозиции и иные неблагоприятные для правящей элиты последствия.

Отсутствие демократических институтов в правовой системе государства или же их, сугубо, формальный характер не оставляет населению никаких иных вариантов [5], кроме как отвечать на такое насилие, которое, с одной стороны лишается необходимых благ, гегемония над которыми принадлежит главенствующей коалиции, с другой, является источником ренты, придатком, позволяющим ей нормально функционировать. Без народа, т.е. не-элиты, правящая элита не может существовать, априори, ибо ей не над кем будет властвовать, коалиция расколется, возникнет оппозиция.

Говоря о благах и ренте, заметим, что не последнюю роль, а скорее существенную, наряду с политической сферой играет экономическая сфера, являющаяся базисом функционирования всех остальных сфер (на примере сферы обороны государства и несению военной службы в нем, будет раскрыта эта связь). По мнению Д. Норта именно уровень развитости экономики может свидетельствовать о наличии или отсутствии демократии в государстве, что, не далеко от истины, если вспомнить опыт современных стран. Для моделей государственности, которую ученый обозначил как естественное государство, характерна монополизация всех ресурсов страны правящей элитой, тем самым заблокировав доступ к ним со стороны народа. В свою очередь народ выступает объектом натурального грабежа, если речь идет о самых примитивных типах естественного государства, в т.ч. через несправедливое налогообложение. Народ же, получает защиту в лице военной структуры, которая его и обложила, не отделимая от политической (вспомним покорение Вещим Олегом славянских племен вдоль течения Днепра в IX веке), однако, этим не гарантируется ограничение по применению насилия по отношению к налогоплательщикам (бесконтрольный сбор дани: не фиксирован ее размер как при Олеге, так и при Игоре

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 7(223)

(полюдье, размер которого стал фиксированным лишь в 945 г. при княгине Ольге)). На этот счет Д. Норт использует категорию ренты. В его видении экономическое развитие демократических стран отличается доступом населения ко всем формам предпринимательства, конкуренции.

Далее идет религиозная сфера (более широкое ее толкование - духовная сфера, которая, ранее отождествлялась исключительно с религией, теперь же в нее входит комплекс всех человеческих убеждений и ценностей (мораль, ранее толкуемая церковью, теперь же - государством), исторически сформированных в конкретном государстве), которая, на протяжении долгого времени, не была отделена от государства, а то, и имела в нем абсолютную гегемонию (Кардинал Ришелье при Людовике XIII возглавлял Правительство Франции и влиял на многие принятые им решения (англо-французская война 1627-1629 годов)). Религия - это, фактически, государственная идеология, или, же, по крайней мере, ее форма, следовательно она вполне может являться поводом для применения как внутреннего (ущемление естественных прав населения), так и внешнего (англо-французские войны на религиозной почве) насилия. На сегодняшний день, религия во многих странах отделена от государства, однако встречаются и те из них, в которых, оно имеет как негласные, так и узаконенные приоритеты как в смысле превосходства одной конфессии над другой, так и церкви, в целом [6], над рядовыми гражданами. К числу таких стран можно отнести и Россию, в связи с чем, на повестке дня сохраняется вопрос о реализации принципа светского государства в ней. Трактовать это явление как особенность, или же прямое нарушение данного принципа, остается непонятным, впрочем, это имеет отдаленное, по отношению к предмету диссертационного исследования, значение.

Мораль достаточно серьезный аргумент устроения человеческих отношений. Мораль - это мерило правомерности и неправомерности. Именно на ней строятся наиважнейшие принципы жизнедеятельности людей и взаимодействия их между собой - справедливости, равенства, верховенства закона и пр. Данные принципы легли в основу конституционно-правовых норм и отраслевого законодательства. Разумеется, право - не универсальный рычаг воздействия на общественные отношения, при реализации которого соблюдаются данные принципы. Они носят относительный и субъективный характер, право - неабсолютно, оно лишь создает баланс сил участников правоотношений, и, тем не менее, даже это является огромным достижением в его развитии. В государствах с ограниченным доступом характерна привилегированная мораль, т.е. справедливо все то, что предполагает доминирование элиты над не-элитой, т.е. населением. В более развитых из них к сказанному добавляется правомерность, заменяющая привилегии, однако ее относимость к элитам, остается [7,9].

Социальная сфера на сегодняшний день является одной из первичных сфер, необходимых для обеспечения жизнедеятельности граждан: получения ими образования, осуществления ими трудовой функции, поддержания их жизни после утраты ими трудоспособности, либо по достижению нетрудоспособного возраста, либо по иным обстоятельства, не зависящим от их воли (социальное и пенсионное обеспечение), семейно-бытовые вопросы, творческая деятельность граждан. Этим социальная сфера не ограничивается, поскольку она сопряжена со всем, что охватывается деятельностью человека.

В рамках социальной сферы Д. Норт [8] уделяет внимания образованию и относит его к благам, которые в естественных государствах ограничиваются элитой, что, вполне, закономерно, поскольку население, не отличающееся должным уровнем грамотности, становится беззащитным перед «правилами игры», установленными ею.

Библиогра фия:

1. Фастович Г.Г. К вопросу формирования гражданского общества в Российской Федерации // Эпоха науки. 2018. № 16. С. 75-77.

2. Норт, Д.,Уоллис, Д.,Вайнгаст, Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества / пер. с англ. Д. Уэланера, М. Маркова, Д. Раскова, А. Расковой. - М.: Изд. Института Гайдара, 2011. - С. 32.

3. Фастович Г.Г. Жикулина А.С., Рахвалова Н.А. Правовое регулирование отношений в области обработки персональных данных // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 4-3. С. 199-202.

4. Фастович Г.Г. Развитие системы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества (на примере модернизации общественного контроля) // Право и государство: теория и практика. 2018. № 3 (159). С. 12-15.

5. Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Эффективность механизма правового регулирования: анализ подходов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 3 (51). С. 26-30.

6. Норт Д., Уоллис, Д., Вайнгаст, Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества / пер. с англ. Д. Уэланера, М. Маркова, Д. Раскова, А. Расковой. - М.: Изд. Института Гайдара, 2011. - С. 443.

7. Фастович Г.Г., Шитова Т.В. К вопросу об эффективности единой системы публичной власти // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2020. № 4 (18). С. 76-88.

8. Горькова Е.В. Политико-правовая доктрина М.М. Сперанского // Российская государственность в лицах и судьбах ее созидателей: IX - XXI ВВ.: материалы

V Международной научной конференции: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. - С. 94-97.

9. Фастович Г.Г., Письменных А.Ю. Содержание публичной власти: конституционно-правовой аспект // Право и государство: теория и практика. 2021. № 2 (194). С. 167-169.

10. Фастович Г.Г., Шитова Т.В. Институт суверенитета в теории права: международно-правовой аспект // Аграрное и земельное право. 2019. № 10 (178). С. 6-8.

References:

1. Fastovich G.G. On the issue of the formation of civil society in the Russian Federation // The age of science. 2018. No. 16. pp. 75-77.

2. North, D., Wallis, D., Weingast, B. Violence and social orders. Conceptual framework for the interpretation of the written history of mankind / translated from the English by D. Uelaner, M. Markov, D. Raskov, A. Raskova. - M.: Ed. Gaidar Institute, 2011. - p. 32.

3. Fastovich G.G. Zhikulina A.S., Rakhvalova N.A. Legal regulation of relations in the field of personal data processing // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 4-3. pp. 199-202.

4. Fastovich G.G. Development of the system of interaction between state authorities and civil society institutions (on the example of modernization of public control) // Law and the state: theory and practice. 2018. No. 3 (159). pp. 12-15.

5. Teplyashin I.V., Fastovich G.G. Effectiveness of the mechanism of legal regulation: analysis of approaches // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. No. 3 (51). pp. 26-30.

6. North D., Wallis, D., Weingast, B. Violence and social orders. Conceptual framework for the interpretation of the written history of mankind / translated from the English by D. Uelaner, M. Markov, D. Raskov, A. Raskova. - M.: Ed. Gaidar Institute, 2011. - p. 443.

7. Fastovich G.G., Shitova T.V. On the issue of the effectiveness of the unified system of public power // Socio-economic and Humanitarian journal. 2020. No. 4 (18).

pp. 76-88.

8. Gorkova E.V. The political and legal doctrine of M.M. Speransky // Russian statehood in the persons and destinies of its creators: IX - XXI centuries: materials of the

V International Scientific Conference: Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shan, 2017. - pp. 94-97.

9. Fastovich G.G., The content of public power: constitutional and legal aspect // Law and the State: theory and practice. 2021. No. 2 (194). pp. 167-169.

10. Fastovich G.G., Shitova T.V. Institute of sovereignty in the theory of law: international legal aspect // Agrarian and land law. 2019. No. 10 (178). pp. 6-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.