Купчинский А.В.,
аспирант Ростовского международного института экономики и управления (РМИЭУ)
Эл. почта: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ БИЗНЕС-СТРУКТУР В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Одной из актуальных задач обеспечения экономического развития территорий является наличие в национальной экономической системе эффективного сектора малых бизнес-структур, важность существования которого по настоящее время никем не оспаривается, так как именно этот сектор рыночной экономики способствует модернизации и усовершенствованию отраслевой структуры региона, в период нарастающей глобализации товарно-рыночных отношений. В статье рассматриваются состояние и условия функционирования малых бизнес-структур, посредством межрегиональных сравнений и рейтинговой оценки условий предпринимательского климата в регионе. Анализируется соотношение между качеством условий и общим уровнем развития сектора малых бизнес-структур региона.
Ключевые слова: малые бизнес-структуры, предпринимательский климат, программы развития и поддержки, инвестиционная активность, инвестиционная политика, рейтинговые оценки, устойчивое развитие, темпы роста, условия развития.
Kupchinskiy A. V.
RESEARCH AND EVALUATION OF SMALL-BUSINESS STRUCTURES IN ROSTOV REGION
В настоящее время во всем мире неуклонно возрастает и усиливается роль малых бизнес-структур, именно этот сектор экономики все больше рассматривается в качестве катализатора устойчивого экономического развития и антикризисно-
го инструмента поддержки российской экономики, механизма расширения наибольших возможностей для проведения и освоения результатов научных исследований и разработок. Содействие развитию потенциала малых бизнес-структур стало приоритетной сферой экономической политики государств многих стран мира, именно в них заложен огромный экономический потенциал, играющий основополагающую роль в обеспечении стабильности социально-экономического развития общества. Важность существования мощного сектора малых бизнес-структур в экономической системе любого развитого государства является весьма значительной.
В современной российской экономике перспективы развития и роль малых бизнес-структур находятся под пристальным вниманием научной сферы и административных структур, и сегодня сложно опровергнуть то, что создание предпринимательской среды и условий свободного развития малых бизнес-структур является важнейшим элементом происходящих в России перемен.
Для эффективного раскрытия огромного потенциала малых бизнес-структур теоретически доказанным и практически оправданным считается целенаправленное применение государством комплексных мер поддержки этого сектора экономики, осуществляемых на разных уровнях властно-управленческой иерархии.[1] В России развитие и поддержка малых бизнес-структур сегодня являются ключевой задачей, которая ставится Правительством РФ в планах стратегического развития до 2020-го года, именно малые бизнес-структуры должны способствовать формированию конкурентной среды: создавать новые бизнес-структуры и рабочие места, смягчая социальную напряженность региона. По условиям жизни, социальному положению частные предприниматели составляют основу среднего класса,[2] которая довольно-таки оперативно способна адаптироваться к различным колебаниям конъюнктуры как на внутреннем, так и на внешнем рынке, что необходимо для эф-
фективного функционирования современной экономики.
В январе 2014-го года на Гайдаровском форуме обсуждались вопросы состояния малых и средних бизнес-структур и их проблем, где было сказано действующим Председателем Правительства РФ, что на сегодняшний день главная задача в секторе малых и средних бизнес-структур, совершенствование и качественное улучшение предпринимательского климата в России. Так как по объективным оценкам в странах ЕС вклад малых бизнес-структур в ВВП составляет порядка 50% ВВП. Такая же доля малых бизнес-структур в общей занятости, в российской экономике в ВВП составляет около 20%, а вклад в общую занятость 25%. Для перелома данной ситуации, по словам Д.А. Медведева, на финансирование программ поддержки малых
Из представленной табл. 1 видно, что за период с 2007-го г. по 2012-йг. численность малых бизнес-структур явно повысилась на 866 тыс. ед., следовательно, увеличилось и количество занятого населения в анализируемый период с 9239,2 тыс. чел. до 10755,7 тыс. чел., далее проведенный анализ удельного веса малых бизнес-структур в обороте хозяйствующих субъектов свидетельствует о позитивной динамике и об естественных темпах прироста оборотов малых бизнес-структур, заметен устойчивый рост вложений в основной капитал, за исключением 2009-го года, на показатели которого повлияли послед-
бизнес-структур в 2014-м году правительством будет выделен 21 млрд. рублей на предоставление различных субсидий и формирование инфраструктуры поддержки, ну и, конечно же, повышение доступности кредитных ресурсов для малых биз-нес-структур.[3]
Для общей оценки современного состояния малых бизнес-структур можно сделать выборочный анализ динамики основных экономических показателей деятельности малых бизнес-структур в России за 2007-2012г., с некоторой оговоркой, что объективный анализ состояния малых бизнес-структур в России крайне затруднен недостаточностью объективных данных и далеко не всегда отражает реальную картину в этом секторе экономики, но так или иначе статистика говорит следующее, (табл.1).
ствия мирового финансово-
экономического кризиса, но в целом наблюдаются положительные тенденции.
В общем позитивная динамика основных показателей деятельности малых бизнес-структур в России может быть объяснена вступлением в действие от 24-го июля 2007-го г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» со всеми изменениями и дополнениями текущих лет. Необходимо, также констатировать, что абсолютно во всех регионах разработаны и осуществляются программы экономического и социального развития регионов, в
Таблица 1 - Основные экономические показатели деятельности _малых бизнес-структур в России за 2007-2012гг.[4]_
Показатели 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Численность малых бизнес- 1137,4 1347,4 1602,5 1644,3 1836,4 2003
структур (на конец года),
тыс.ед.
Средняя численность работ- 9239,2 10436,9 10247,5 9790,2 10421,9 10755,7
ников (без совместителей)
тыс. чел.
Оборот малых бизнес- 15468,9 18727,6 16873,1 18933,8 22610,2 23463,7
структур, млрд. руб.
Инвестиции в основной капи- 259,1 472,3 346,1 * 431,6 521,5
тал, млрд. руб.
*Нет данных.
которых стратегическим направлением является эффективное развитие субъектов малых бизнес-структур, так как в развитии малых бизнес-структур весомую роль играет региональная система регулирования и поддержки малых бизнес-структур. Важно учитывать, что осуществление региональной политики в отношении малых бизнес-структур региона основываются, во-первых, на мерах, применяемых на государственном уровне, во-вторых — определяются задачами стратегического развития и индивидуальной спецификой отдельно взятого региона.[5]
Реализация стратегического направления вследствие федеративного устройства государства осуществляется и на территории Ростовской области. Наиболее актуальным и обсуждаемым направлением социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года является беспрепятственное содействие функционированию малых бизнес-структур. Эффективность рационального и взвешенного использования потенциала малых бизнес-структур, в данный период развития национальных экономических связей, во многом зависит от условий хозяйственной деятельности малых бизнес-структур, которые формируют собой стратегический элемент региональной экономики. Для улучшения условий функционирования и развития стратегического сектора экономики Ростовской областью была принята «Областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 годы», задача которой создать и обеспечить наиболее равные и благоприятные условия для развития субъектов малых и средних бизнес-структур. Программно-целевой подход, по утверждению правительства области, обеспечит стратегическую роль малых и средних бизнес-структур в улучшении качества жизни социально-экономического общества региона за счет эффективного наполнения местного рынка инновационными товарами и услугами, а также определенную стабилизацию тенденций роста количества субъектов малых бизнес-
структур и их инвестиционную активность.
Региональные программы содействия и развития малых бизнес-структур зачастую отражают индивидуальные особенности сектора малых бизнес-структур в регионе с учетом необходимых общегосударственных приоритетов, а также стоящие перед местными органами исполнительной власти стратегические задачи и решения по созданию благоприятных условий предпринимательского и инвестиционного климата, для успешного развития малых бизнес-структур в регионе.
На современном этапе развития региональной экономики тематика инвестиционного и предпринимательского климата становится все более популярной как в докладах экономистов и представителей органов власти, так и в научно-исследовательской среде. В ходе социально-экономических событий появляется все больше различных исследовательских проектов, которые затрагивают эти вопросы, предпринимаются объективные попытки получить не только качественные, но и количественные оценки. Судя по опыту, такие исследования посвящены экономическому анализу условий ведения предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций, факторов, определяющих то или иное состояние инвестиционного и предпринимательского климата посредством межрегиональных сравнений.
Интересное исследование качества условий функционирования малых бизнес-структур подготовлено МСП Банком, «Индекс качества условий для малого и среднего бизнеса в 2011-2012 гг.: Региональные диспропорции», в котором анализируется потенциал внешней среды, а также риски, к которым наиболее чувствительны малые и средние бизнес-структуры. На основе данного анализа регионам присваиваются рейтинговые оценки и прогноз вероятности их изменения. По итогам расчета интегральной характеристики регионы классифицировались на 5 групп и им присваивались рейтинговые оценки - «А», «В», «С», «С», «Е».
Необходимо подчеркнуть, что по итогам проекта была получена оценка индекса предпринимательского климата в целом по стране, но последующие результаты рейтинговой оценки, представленные на рис.1, будут рассматриваться на приме-
ре регионов ЮФО, из которых каждому в этой связи присваивается негативный, нейтральный либо позитивный прогноз.
Трактовка прогноза предоставляется следующим образом:
1 - существенная вероятность понижения реитинговои группы региона в краткосроч-
ной перспективе;
- низкая вероятность изменения рейтинговой группы региона в краткосрочной перспективе (то есть в рамках следующей ежегодной актуализации рейтинга);
существенная вероятность повышения рейтинговой группы региона в краткосроч-
ной перспективе.
Рейтинг со ш 1— (Л я ° о. са 1 " Спрос и конкурентная среда Управляющее воздействия Макроэкономические риски Преступность, коррупция, адм.барьеры
Астраха н ска я область о
Волгоградская область о
Кр а сн ода р ски й край А
Республика Адыгея В
Р еспубл ика Калмыкия С
Р осто века я область А
Рисунок 1 - Состояние отдельных блоков факторов в регионах ЮФО в 2011-2012г.[6]
Регионы с рейтингом «А» характеризуются высокими значениями интегральных показателей потенциала для дальнейшего развития и способности противостоять возникающим рискам. Более того, эти регионы характеризуются высокой покупательной способностью населения, что обеспечивает высокий спрос на продукцию малых бизнес-структур. Из таблицы 2 видно, что Ростовская область имеет отрицательную рейтинговую оценку, это говорит о том, что регион находится в зоне риска понижения рейтинговой категории, вполне которую могут обогнать наиболее успешные регионы из группы «В», характеризующиеся показателями
выше средних по стране, но немного не дотягивают до лидеров по совокупности всех факторов. Регионы с рейтингом «С», это по большей части дотационные регионы, во многом зависящие от федерального центра, которым необходима качественно продуманная и взвешенная политика, направленная на сбалансированное и поступательное развитие малых бизнес-структур. Группу «С» представляют проблемные регионы со слабыми показателями, достаточно уязвимые перед внешними воздействиями.
В ходе аналитического исследования МСП Банка было выявлено соотношение между качеством условий и уровнем
развития сектора малых и средних бизнес-структур. При анализе зависимостей между значениями рейтинговых групп и основными показателями развития сектора
В первой половине 2013-го года на территории Ростовской области функционировало более 56,7 тыс. субъектов малых и средних бизнес-структур, из 650 средних, 6287 малых и 49817 микро, суммарный оборот которых составил свыше 348930,5 млн. рублей (около 34% от общего оборота по области), занятость порядка
Из таблицы 4 видно, что сокращение количества малых бизнес-структур в области составило 470 единиц по сравнению с 2012-м годом, из этого следует, что повышение эффективности всесторонней поддержки малых и средних бизнес-структур является важнейшим приоритетом экономической политики области и остается на протяжении многих лет наиболее актуальным.
малых и средних бизнес-структур в регионах наблюдаются интересные результаты, которые совпадают с ранжированием по рейтинговой группе (табл.2)
334 тыс. человек — это примерно 30% работников всех бизнес-структур региона. Целесообразно констатировать, что итоги первого полугодия 2013-го года, по количеству функционирующих малых бизнес-структур уступают параметрам предыдущих лет как в целом по России, так и в Донском регионе (Табл. 3)
На сегодняшний день в Ростовской области реализуется - «Областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 годы», показатели результативности которой за 2009-2013 годы свидетельствуют:
• о темпе роста числа малых и средних бизнес-структур на 108%; доле продукции, произведенной МСБС в общем объеме ВРП — 15,8%;
Таблица 2 - Среднее значение показателей развития сектора малых и средних бизнес-структур для регионов различных рейтинговых групп.*
Рейтинговая Доля занятых Число МСБС Собств. сред. Выручка на 1 Инвестиции на
группа на МСБС, в % на 1000 МСБС на 1 за- занятого на 1 занятого на
чел.нас. нятого на МСБС, тыс. МСБС, тыс.
МСБС, тыс. руб. руб.
руб.
Группа «А» 27 33,9 339,6 1823,7 72
Группа «В» 27,5 35,2 285,5 1270,3 52,4
Группа «С» 27,8 33,9 280,3 1279,5 50,7
Группа «С» 25,8 31,8 250,4 1094,4 39,7
Группа «Е» 10,6 25,7 132,7 2272,8 11,8
*Источник: Росстат (данные сплошного статистического наблюдения за субъектами МСБС по итогам 2010-го года), расчеты Аналитического центра ОАО «МСП Банк».
Таблица 3 - Основные социально-экономические показатели малых бизнес-структур Ростовской области, за 2009-2012 годы.[7]
Год Инвестиции в основной капитал, тыс. руб. Оборот, тыс. руб. Среднесписочная числ. (без внешних совместителей), чел. Средняя численность ра-ботников(без микро), чел. Кол-во зарегистриро-ванных(без микро), единиц.
2009 13331977,5 261279540 187457 205829 7334
2010 10134460,1 277587160,05 172037 187543 6311
2011 11629999,39 335336405,23 174811 190292 6533
2012 9307401,01 260204583,33 169233 185278 6757
• темпе роста среднесписочной численности работающих в МСБС — 93,3%; темпе роста объемов инвестиций в основной капитал МСБС — 97,5%;
• темпе роста среднемесячной заработной платы в МСБС — 113,4%.[8] В ка-
честве справки на рисунке 2 приведены расходы консолидированного бюджета на региональные(муниципальные) программы поддержки малых и средних бизнес-структур в Ростовской области.
Рисунок 2 - Расходы консолидированного бюджета на региональные (муницип.) программы поддержки МСБС за 2013-й год, тыс. руб.[9]
Ростовская область входит в число ведущих регионов ЮФО по уровню развития и функционирования малых бизнес-структур, в некоторой степени уступая лишь Краснодарскому краю, по количеству малых бизнес-структур, их обороту, а также средней численности занятых работников. Сложившаяся ситуация, в первую очередь, связана с проведением на территории Краснодарского края зимних Олимпийских игр, что в наибольшей степени послужило мощным толчком в увеличении роста вышепредставленных показателей, за счет вливания колоссального
объема инвестиций в экономику Краснодарского края (рис. 3). Наряду с этим многие эксперты отмечают, что если большинство олимпийских объектов останется на балансе региона, то необходимость содержать и обслуживать их может ввергнуть Краснодарский край в экономический коллапс, так как в ближайшее время аналогичных вливаний не предвидится и вполне логично прогнозировать плановое падение анализируемых показателей, а значит: в текущем 2014-м году спад будет наблюдаться практически во всех сферах экономики Краснодарского края.
Рисунок 3 - Динамика и объем инвестиций в регионах ЮФО, млрд. руб.[10]
По словам министра экономического развития Ростовской области Левченко А.А., область демонстрирует устойчивое развитие в экономике уже несколько лет подряд, о котором свидетельствуют рекордные суммы инвестиций, за три прошедших года в экономику области привлечено более 550 млрд. руб., и это говорит о том, что инвесторы доверяют региону и не боятся вкладывать свои ресурсы в проекты, реализуемые на донской земле.
Инвестиционная политика области строится в рамках стратегии социально-экономического развития до 2020-го года, а также Областной долгосрочной целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012-2015 годы». Малые бизнес-структуры являются стратегической площадкой, на которой со всей очевидностью каждый может продемонстрировать свою инвестиционную и инновационную активность.
Ростовская область - один из крупнейших регионов России, высокий экономический потенциал которого обеспечивается выгодным географическим положением, развитой инфраструктурой и научной базой, динамично развивающейся системой рыночных институтов и высококвалифицированной рабочей силой.
В структуре ВРП по видам экономической деятельности в Ростовской области наибольшая доля приходится на оптовую и розничную торговлю — 29,1%, обрабатывающую промышленность — 18,6%, сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство — 7,2%, транспорт и связь — 6,8%, строительство — 12,6%, операции с недвижимостью — 16,9%.
Наибольшее количество малых бизнес-структур, функционирующих на территории области, задействованы в оптовой и розничной торговле, их оборот по итогам 1-го квартала 2013-го года составил — 44598,5 млн. руб., темп роста в фактических ценах к соответствующему периоду прошлого года увеличился на 106,9%.[11] Стоит обратить внимание, что торговый потенциал области складывается из высокоразвитого потребительского рынка, тор-
говых возможностей малых бизнес-структур, производящих широкую номенклатуру товаров и услуг народного потребления, а также внешэкономической деятельности хозяйствующих субъектов. В структуре оборота удельный вес продовольственных товаров составил — 48,1%, непродовольственных — 51,9%. Ростовская область обеспечивает 31,3% экспорта и 41% импорта Южного федерального округа.
Нельзя не отметить и то, что Ростовская область сочетает функции высокотехнологичного индустриального центра юга России с агропромышленной специализацией в общенациональном масштабе, на ее долю приходится порядка 26,6% сельскохозяйственной продукции ЮФО, оборот малых бизнес-структур в 1 -м квартале 2013-го года составил — 1755,9 млн. руб., темп роста к аналогичному периоду прошлого года вырос на 106,4%. Что касается промышленности, то Ростовская область является ведущей в промышленном комплексе ЮФО, на ее долю приходится 30,9% производства промышленной продукции округа, оборот малых бизнес-структур составил — 9437,1 млн. руб., темп роста увеличился на 109,2%. На транспорт и связь Ростовской области приходится около — 2444 млн. руб., оборота малых бизнес-структур, на операции с недвижимым имуществом оборот составил — 5619,2 млн. руб.
В современных условиях развития Ростовская область демонстрирует неплохие экономические результаты, что касается инвестиционной привлекательности, создания благоприятной среды функционирования для развития малых бизнес-структур региона. В области созданы основы современного законодательного обеспечения и инфраструктуры, стимулирующие эффективное развитие субъектов малых бизнес-структур, слажено функционируют более 40 консалтинговых компаний, фондов и центров поддержки, в том числе и НП «Ростовское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса». Необходимо подчеркнуть, что Донской регион один из первых осуще-
ствил разработку законодательной базы, направленной на создание благоприятных условий для конкурентоспособного регионального бизнеса, ориентированного на требования мирового рынка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ладыгин В.В. Совершенствование системы поддержки малого предпринимательства в регионах России на основе внедрения механизмов оказания муниципальных услуг./ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 2013 г.
2.Ромашова Л.О. Тенденции развития малого предпринимательства в России.// Государство и гражданское общество: политика, экономика, право. - №2, 2011г. С 94-99. http://cyberleninka.ru
3.Из выступления Председателя Правительства Д.А. Медведева на Гайдаровском форуме. Http://govemment.m/news/9741
4.Составлено автором на основе статистических данных Росстат, «Малое и среднее предпринимательство в России». 2007-2012г.- http://www.gks.ru
5.Региональные аспекты функционирования и развития малого предпринимательства в России / Под редакцией д.э.н., проф. В.А. Гневко. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. - 192с.; ил.
6.Составлено автором на основе данных Российского банка поддержки малого и среднего предпринимательства «МПС Банк» - «Индекс качества условий для малого и среднего бизнеса в 2011-2012 гг.: Региональные диспропорции».
7.Составлено автором на основе статистических данных: Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. -http://oldsmb.economy.gov.ru/stat/
8.Показатели результативности Областной долгосрочной целевой программы субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 20092013 годы. - http://www.donland.ru
9.Составлено автором на основе данных: ГАУ РО «Региональный информационно-аналитический центр» - Мониторинг
социально-экономического развития Ростовской области по состоянию за 12 месяцев 2013 года. -http://www.mineconomikiro.ru
10.Итоги года: куда будет направлен поток инвестиций на юге после Сочи.// Коммерсантъ Review №34, 28-го февраля 2014-го года.
11.Оценка основных показателей эффективности деятельности предприятий Ростовской области. -
http://www.donland.ru
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Ladygin centuries improve the system of support of small entrepreneurship in the Russian regions on the basis of introducing mechanisms to provide municipal ser-vices./ The dissertation on competition of a scientific degree of candidate of economic Sciences. - Moscow, 2013
2.Romashov L. O. Tendencies of development of small entrepreneurship in Russia.// The state and civil society: Politics, Economics, Law. No. 2, 2011. C 94-99. http://cyberleninka.ru
3.From the speech of the Prime Minister D. A. Medvedev at the Gaidar forum. Http://government.ru/news/9741
4.Compiled by the author based on statistical data, Rosstat, "Small and medium entrepreneurship in Russia". 2007-2012 http://www.gks.ru
5.Regional aspects of functioning and development of small entrepreneurship in Russia / edited by D. E. N., Professor C. A. Gnevko. - SPb.:Publishing house of the Saint Petersburg Academy of management and Economics, 2010. - S.; the sludge.
6.Compiled by the author based on data from the Russian Bank for small and medium entrepreneurship "IPU Bank - the index of the quality of conditions for small and medium business in 2011-2012: Regional imbalances."
7.Compiled by the author based on statistical data: Federal portal for small and medium-sized businesses. -http://oldsmb.economy.gov.ru/stat/
8.The performance indicators of the Regional long-term target program of small and
medium enterprises in Rostov region for 2009-2013. - http://www.donland.ru
9.Compiled by the author based on data from: HAU Regional information-analytical centre" Monitoring the socio-economic development of the Rostov region in the state for the 12 months 2013. -http://www.mineconomikiro.ru
10.The results of the year: where will be sent to the flow of investment in the South after Sochi.// Kommersant Review No. 34, 28 February 2014.
11.Assessment of key indicators of efficiency of activity of enterprises of the Rostov region. - http://www.donland.ru