232 с.
5. Секлитова, Л.А. Словарь космической философии / Л.А. Секлитова, Л. Л. Стрельникова. - Москва : Амрита-Русь, 2008. - 304 с.
6. Создание души / Л.А. Секлитова, Л. Л. Стрельникова. - изд. 2-е, испр. - Москва : Амри-та-Русь, 2011. - 423 с.
7. Тиходеев, О.Н. Психогенетика : учебник / О. Н. Тиходеев. - Москва : Академия, 2011. -
320 с.
REFERENCES
1. Karlyshev, V.M. (2020), Subjective and objective language of corporeality: monograph, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk.
2. Karlyshev, V.M. (2019), "Approaches to understanding and researching predetermination in life and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (175), pp. 374-381.
3. Karlyshev, V.M., Podgornaya Yy.N. (2018), Psychology of sport: comprehension of reality: textbook allowance, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk.
4. Kovalev, S.V. (2008), Psychotherapy of personal history: Psychotechnology of changing the past and creating the future, Moscow Psychological and Social Institute, Moscow.
5. Seklitova, L.A. (2008), Dictionary of space philosophy, Amrita-Rus, Moscow.
6. Seklitova, L. A. (2011), Creation of the soul, Amrita-Rus, Moscow.
7. Tikhodeev, O. N. (2011), Psychogenetics: textbook, Academy, Moscow.
Контактная информация: vkar52@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 23.10.2021
УДК. 159.9.072
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РИСКУ ПО МЕТОДИКЕ
ШУБЕРТА
Анна Юрьевна Липовка, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Али Княз оглы Намазов, кандидат физико-математических наук, доцент, Кязым Алиевич Намазов, студент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург; Лев Валерьевич Шамрай, кандидат педагогических наук, доцент, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И. П. Павлова, Санкт-Петербург; Шокир Улугбек угли Бобо-жанов, студент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-
Петербург
Аннотация
Статья содержит результаты изучения готовности студентов различного уровня спортивной подготовленности к риску. Введение. Изучение готовности студентов к риску является актуальной темой и целью данной работы. Оно позволяет сопоставить полученные данные между группами студентами, которые занимаются спортом по общеобразовательной программе и студентами-спортсменами. Цель исследования: определить уровень готовности к риску студентов - спортсменов и студентов не спортсменов. Методика и организация исследования. Объект исследования -студенты 2-4 курсов, обучающиеся по программе бакалавриата. Всего в исследования приняло участие 100 студентов в возрасте от 18 до 25 лет, поделённых на 2 группы: первая группа численностью 50 человек занимаются спортом по общеобразовательной программе, а другая группа также численностью 50 человек, являлась членами сборной Санкт-Петербургского Политехнического Университета Петра Великого по единоборствам. Предметом исследования послужила готовность студентов к риску. Для исследования использовалась методика диагностики степени готовности к риску Г. Шуберта. Результаты исследования и их обсуждение. В целом, по итогам проведенного нами исследования удалось изучить особенности готовности к риску у студентов, в зависимости от степени профессионализма занятия спортом, выделить сформированность стремления к риску, выявить степень готовности к риску. Выводы. Общий итог эмпирического исследования показал, что
существуют различия между изучаемыми группами респондентов. При наличии средних показателей готовности к риску у студентов обеих исследуемых групп, процент респондентов с показателями высокого и средне-высокого уровня готовности к риску достоверно выше в группе студентов-спортсменов. Полученные результаты позволяют рекомендовать использование показателей индивидуально-психологических особенностей склонности к риску на этапе психологического отбора спортсменов, в процессе их адаптации к спортивным нагрузкам, а также в ходе специальной подготовки к соревнованиям с целью обеспечения психической надежности спортсменов.
Ключевые слова: студент, склонность к риску, спортсмен, физическая культура, психологический отбор.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p456-460
RESEARCH OF STUDENTS 'PREPAREDNESS TO RISK ACCORDING TO
SCHUBERT'S METHOD
Anna Yurievna Lipovka, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Ali Knyaz ogly Namazov, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, Kyazim Al-ievich Namazov, the student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg; Lev Valerievich Shamray, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, The First Pavlov State Medical University of St. Petersburg, St. Petersburg; Shokir Ulugbek ugli Bobozhanov, the student, St. Petersburg State University, St. Petersburg.
Abstract
The article contains the results of studying the readiness of students of various levels of sports preparedness for risk. Introduction. The study of students' readiness to take risks is a relevant topic and goal of this work. It allows data to be compared between groups of general education students and student athletes. The purpose of the study. Determine the level of preparedness for risk among the students - athletes and students who are not athletes. The methodology and organization of the study. The object of the research is 2-4 year students enrolled in the undergraduate program. In total, 100 students aged 18 to 25 years old took part in the study, divided into 2 groups: the first group of 50 people go in for sports according to the general education program, and the other group also consists of 50 people involved in martial arts. The subject of the research was the students' willingness to take risks. For the study, we used the method of diagnosing the degree of readiness to risk by G. Schubert. Research results and discussion. In general, according to the results of our research, it was possible to study the characteristics of risk readiness among the students, depending on the degree of professionalism of playing sports, the formation of the desire to take risks, and to identify the degree of readiness to take risks. Conclusions. The overall result of the empirical study showed that there are differences between the studied groups of respondents. In the presence of average indicators of risk readiness among students of the reporting groups, the percentage of respondents with indicators of high and medium-high levels of risk readiness is significantly higher in the group of student-athletes. The practical significance lies in the fact that the research results show effective programs of psychological support for the training of athletes, contributing to the formation of professionally important personality traits, and the expansion of the resources of their socio-psychological adaptation.
Keywords: student, risk appetite, athlete, physical culture, psychological selection.
Современное социокультурное пространство, в котором происходит жизнекон-струирование личности, характеризуется открытостью и опасностью. В нем постоянно возникают множественные ситуации риска, и гарантированность достижения успеха и стабильности в любой сфере жизни практически сводится на нет. Выстраивая при таких условиях свой жизненный мир, современный человек неизбежно входит в пространство постмодерна, где главным принципом взаимодействия человека с миром становится диалог с риском.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью развития одного из ключевых навыков специалиста будущего - готовностью к риску в нестандартных ситуациях.
Цель исследования: определить уровень готовности к риску студентов - спортсменов и студентов не спортсменов.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для исследования использовалась методика диагностики степени готовности к риску Г. Шуберта [1 ]. В нашем исследование принимали участие 100 студентов поделённые на две группы: первая группа студенты, которые занимаются спортом по общеобразовательной программе - 50 человек и вторая группа студенты - спортсмены 50 человек, являющие членами сборной Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого по единоборствам (дзюдо, самбо, джиу-джитсу, тхэквондо и вольная борьба), уровень квалификации которых от 1-го взрослого разряда до мастеров спорта включительно. Респонденты являются студентами Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого, возраст которых от 18 до 25 лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные в ходе исследования результаты подвергнуты математической обработке. Использовались следующие математические критерии: средняя арифметическая, статистический метод с применим и-критерий Манна - Уитни, статистический метод 1-критерия Стьюдента.
Результаты методики позволяют выявить уровень сформированности стремления к риску в группах студентов, которые занимаются спортом по общеобразовательной программе (1 группа) и студентов-спортсменов (2 группа) (таблица 1, рисунки 1 и 2).
Таблица 1 - Результаты исследования «Готовности к риску» (%)
Уровень риска Первая группа - не спортсмены (п-50) Вторая группа - спортсмены (п-50) Критерий достоверности различий
Общий результат 58.9 77.1 0,042*
Достоверность различий р< 0,05; **Достоверность различий р< 0,01
Высокий и средневысокий уровень склонности к риску в первой группе отмечен у 12% респондентов первой группы и у 36% респондентов второй группы (студенты-спортсмены).
Средний уровень склонности к риску в первой группе отмечен у 70% человек, во второй группе - у 56% человек.
Низкий уровень склонности к риску в первой группе выявлен у 18% респондентов, во второй группе - у 8% спортсменов.
100 80 60 40 20 0
68,9
77,1
Степень готовности к риску
Студенты, которые занимаются спортом по общеобразовательной программе ■ Студенты-спортсмены Рисунок 1 - Уровень сформированности стремления к риску (%)
Сравнительный анализ данных показал, что как в первой группе, так и во второй группе зафиксирован средний уровень склонности к риску. Но, более высокие показатели продемонстрировала группа спортсменов, которые чаще предпочитают рисковать во многих ситуациях, даже при небольшой вероятности успеха и достижения цели. Рискуют также тогда, когда возможна неудача. Уверены в себе, в своих начинаниях. В риске находят удовольствие [2, 4].
Высокий уровень склонности Средний уровень склонности Низкий уровень склонности
Студенты, которые занимаются спортом по общеобразовательной программе ■ Студенты-спортсмены Рисунок 2 - Степень готовности к риску (балл)
Математическая обработка данных с применением U-критерия Манна-Уитни (p<0.05) свидетельствует о статистически значимых различиях между группами.
Склонность к риску - личностные качества индивида, связанные с такими чертами характера как независимость, желание достичь успеха, склонность доминировать, независимость, импульсивность. Это способность человека принимать нестандартные и рискованные решения [3,5].
ВЫВОДЫ
На основе результатов эмпирического исследования формируются следующие выводы:
1. Риск является важнейшей характеристикой профессиональной жизни человека и определяет особенности поведения, взаимодействия с социальным окружением
2. При наличии средних показателей готовности к риску у студентов обеих исследуемых групп, процент респондентов с показателями высокого и средне-высокого уровня готовности к риску достоверно выше в группе студентов-спортсменов.
Полученные результаты позволяют рекомендовать использование показателей индивидуально-психологических особенностей склонности к риску на этапе психологического отбора спортсменов, в процессе их адаптации к спортивным нагрузкам, а также в ходе специальной подготовки к соревнованиям с целью обеспечения психической надежности спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 352 с.
2. Физическая культура и спорт в формировании психологической устойчивости студентов к экстремальным ситуациям / О. Н. Логинов, А. Л. Волобуев, В. Ю. Карпов, А. В. Романова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 144-149.
3. Намазов, А. К. Психологическая устойчивость в спорте / А. К. Намазов, М. В. Олейникова // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения : труды XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Санкт-Петербург, 2016. - Т. 11, Ч 1. - С. 426-429.
4. Психорегулирующая тренировка у спортсменов / А. К. Намазов, Л. В. Шамрай, К. З. Нгуен, К. А. Намазов // Физическая культура и спорт в профессиональном образовании: межвузовский сборник научно-методических работ. - Санкт-Петербург, 2020. - С. 52-55.
5. Копинг-стратегии индивидуального стиля соревновательной деятельности у единоборцев с разным опытом соревновательной деятельности / А. В. Павленко, А. К. О. Намазов, М. В. Олейникова, К. А. Намазов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 446-449.
6. Cognitive coaching under university educational technologies / A.K. Namazov, V.G. Ignatov, L.V. Shamraj, I.K. Yaitchnikov // The European proceedings of social and behavioral sciences EpSBS : 18th PCSF 2018 : Professional Culture of the Specialist of the Future. - 2018. - Vol. 51. - P. 1110-1122. -URL: https://www.europeanproceedings.com/files/data/article/95/4173/article_95_4173_pdf_100.pdf (да-
та обращения: 22 января 2021).
REFERENCES
1. Ilyin, E.P. (2016), Sport psychology, Peter, St. Petersburg.
2. Loginov, O.N., Volobuev, A.L., Karpov, V.Yu. and Romanova, A.V. (2015), "Physical culture and sport in formation of psychological stability of students to extreme situations", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 144-149.
3. Namazov, A.K. and Olennikova, M.V. (2016), "Psychological resilience in sports", Health -the base of human potential: problems and ways to solve them, Proceedings of XI annual all-Russian research and practical conference with international participation, Vol. 11, No. 1, pp. 426-429.
4. Namazov, A.K., Shamraj, L.V., Nguyen, K.Z. and Namazov, K.A. (2020), "Psycho-regulatory training for athletes", Physical Culture and Sports in Vocational Education: Interuniversity Collection of Scientific and Methodological Works, St. Petersburg, pp. 52-55.
5. Pavlenko, A.V., Namazov, A.K.O., Oleinikova, M.V. and Namazov, K.A. (2019), "Coping strategies of an individual style of competitive activity among combatants with different experience of competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 171 No. 5, pp. 446-449.
6. Namazov, A.K., Ignatov, V.G., Shamraj, L.V. and Yaitchnikov, I.K. (December 2018), "Cognitive coaching under university educational technologies ", The European proceedings of social and behavioral sciences, Conference: 18th PCSF 2018 - Professional С^Шк of the Specialist of the Future, available at www.europeanproceedings.com/files/data/article/95/4173/article_95_4173_pdf_100.pdf. (accessed 22 January 2021)
Контактная информация: an_na.f@mail.ru
Статья поступила в редакцию 03.10.2021
УДК 159.9
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФИТНЕС ТРЕНЕРА
Константин Юрьевич Москаленко, преподаватель, Кубанский Государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
Исследование посвящено роли коммуникативной компетентности в осознании тренерами по фитнесу своей профессиональной состоятельности, критерием которой служили показатели самоэффективности. Общая выборка, включающая 102 фитнес тренера, при помощи кластерного анализа по Уорду была разделена на два кластера. Первый кластер состоит из 41 человека (71% женщин, 29% мужчин), второй кластер составили 61 человек (36% женщин и 64% мужчин). Для первого кластера эффективность деятельности и межличностного общения связана с руководством клиентами, предпринимательскими интересами в общении, преодолением возникающих трудностей. Для второго кластера критерием успешности выполнения деятельности является установление эмоционального контакта, «чувствование» клиента, подстройка под него. При этом самоэффективность как в предметной деятельности, так и в межличностном общении выше во втором кластере. Результаты исследования дополняют и детализируют установленные ранее данные, указывающие на значимость коммуникативных способностей в формировании представлений тренеров по фитнесу о собственной профессиональной состоятельности в реализации задач карьерного развития.
Ключевые слова: фитнес клуб; тренер по фитнесу; самоэффективность; навыки коммуникации; взаимоотношения; успешность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p460-464
COMMUNICATIVE INDICATORS OF THE FITNESS TRAINER'S ACTIVITY
SUCCESS
Konstantin Yurievich Moskalenko, the teacher, Kuban State University of Physical Culture,
Sports and Tourism