ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ НА СОРЕВНОВАНИЯХ У СПОРТСМЕНОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ХАРАКТЕРИСТИК ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
УДК/UDC 159.9.072.42
Поступила в редакцию 11.12.2019 г.
Кандидат психологических наук, доцент А.Е. Ловягина1 Кандидат психологических наук, доцент С.В. Медников1 Кандидат психологических наук, доцент В.К. Сафонов1
1 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
PSYCHOLOGICAL DiFFiCULTiES OF STUDENTS WiTH DIFFERENT MENTAL SELF-REGULATiON LEVELS DURiNG COMPETiTiONS
PhD, Associate Professor A.E. Lovyagina1 PhD, Associate Professor S.V. Mednikov1 PhD, Associate Professor V.K. Safonov1
1 Saint Petersburg State University, Saint-Petersburg
Информация для связи с автором: lovagina2@mail.ru
Аннотация
Цель исследования - изучение выраженности психологических трудностей на соревнованиях у спортсменов с разным уровнем характеристик стиля психической саморегуляции.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 130 спортсменов (76 мужчин и 54 женщины, в возрасте 18-33 лет), занимающихся в спортивных клубах Санкт-Петербурга и Ленинградской области следующими видами спорта: циклические (плавание, академическая гребля, легкая атлетика - бег и ходьба); сложнокоординационные (акробатика, художественная гимнастика); единоборства (дзюдо, вольная борьба); спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол). Спортивная квалификация респондентов: кандидаты в мастера спорта (53 чел.), мастера спорта (65 чел), мастера спорта международного класса и заслуженные мастера спорта (12 чел.). Обследование проведено по методике «Стиль саморегуляции поведения» и анкетам «Психологические трудности спортсменов» и «Отношение спортсменов к психологической помощи». Результаты исследования и выводы. Выявлены взаимосвязи между уровнем моделирования и затруднениями в актуализации состояний мобилизации и отдыха. Обнаружены взаимосвязи между сформированностью оценивания и страхами в предсоревновательных ситуациях. Установлено, что повышение программирования и общего уровня психической саморегуляции взаимосвязано с улучшением готовности спортсмена совершенствовать приемы самоуправления в соревновательной деятельности.
Ключевые слова: психологические трудности на соревнованиях, психическая саморегуляция, психологическая подготовленность к соревнованию.
Annotation
Objective of the study was to identify the degree of manifestation of psychological difficulties athletes with different mental self-regulation levels face during competitions.
Methods and structure of the study. The study involved 130 athletes (76 males and 54 females aged 18-33 years) engaged in various sports activities in the Saint Petersburg and Leningrad Region sports clubs: cyclic (swimming, academic rowing, athletics - running and walking); complex coordination (acrobatics, rhythmic gymnastics); martial arts (judo, freestyle wrestling); sports games (football, basketball, volleyball). The respondents' sports qualifications were as follows: Candidate Masters of Sport (n=53), Masters of Sport (n=65), World Class Masters of Sport and Honored Masters of Sport (n=12). The study was carried out according to the methodology "Style of self-regulation of behavior" and questionnaires "Psychological difficulties faced by athletes" and "Athletes' attitude to psychological counseling".
Results and conclusions. We identified the relationships between the level of modeling and difficulties in actualizing the states of mobilization and rest, as well as the relationships between the level of formation of self-assessment skills and the fears in precompetitive situations. It was found that the improvement of programming and overall level of mental self-regulation is associated with the enhancement of the athlete's readiness to improve self-management skills during competitive activities.
Keywords: psychological difficulties in competitions, mental self-regulation, psychological preparedness for competitions.
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
Введение. Традиционно психологическая подготовленность спортсмена к соревнованиям определяется по уровню сформированное™ его спортивно важных качеств: уверенности, целеустремленности и др. [3, 5]. Однако такой подход не всегда является прогностически надежным, что связано с проблемами выявления комплекса необходимых для вида спорта и спортивного амплуа качеств, их диагностики и учета взаимовлияния в структуре интегральной индивидуальности [3]. Более способствующим решению задач психологической помощи представляется выделение психологических трудностей спортсмена,
связанных с общими стилевыми характеристиками психической саморегуляции [4]. Конкретизация научных представлений о детерминированности психологических трудностей позволила бы целенаправленно повышать развитие регуляторных психических процессов, связанных с индивидуальными проблемами психологической подготовленности.
Цель исследования - изучение выраженности психологических трудностей на соревнованиях у спортсменов с разным уровнем характеристик стиля психической саморегуляции.
20
http://www.teoriya.ru
№11 • 2020 Ноябрь | November
Таблица 1. Взаимосвязи психологических трудностей на соревнованиях и регуляторных процессов спортсменов (корреляционный анализ, критерий Пирсона) (п= 130)
Психологические трудности Регуляторные процессы
Моделирование Оценивание
r р r р
1. Страх перед соперником - -0,286 0,001
2. Опасение получить травму - -0,269 0,01
3. Бессонница -0,263 0,01 -
4. Невозможность сконцентрироваться на двигательных задачах из-за того, что мысли о результате постоянно «лезут в голову» -0,218 0,05 -
5. Опасения по поводу снижения материального вознаграждения в случае плохого выступления - -0,243 0,01
Таблица 2. Взаимосвязи показателей отношения спортсменов к психологической помощи и характеристик психической саморегуляции (множественный регрессионный анализ) (п= 130)
Отношение к психологической помощи Программирование Общий уровень саморегуляции
Поведенческий компонент в = 0,243; р=0,025 в = 0,304; р = 0,006
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 130 спортсменов (76 мужчин и 54 женщины, в возрасте 18-33 лет), занимающихся в спортивных клубах Санкт-Петербурга и Ленинградской области следующими видами спорта: циклические (плавание, академическая гребля, легкая атлетика - бег и ходьба); сложнокоор-динационные (акробатика, художественная гимнастика); единоборства (дзюдо, вольная борьба); спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол). Спортивная квалификация респондентов: кандидаты в мастера спорта (53 чел.), мастера спорта (65 чел), мастера спорта международного класса и заслуженные мастера спорта (12 чел.). Обследование проведено по методике «Стиль саморегуляции поведения» и анкетам «Психологические трудности спортсменов» и «Отношение спортсменов к психологической помощи» [1, 2].
Результаты исследования и их обсуждение. Некоторые предсоревновательные психологические трудности спортсменов взаимосвязаны с уровнем развития их регуляторных процессов (табл. 1). Согласно В. И. Моросановой, моделирование характеризует умение человека учитывать значимые для поставленной цели внутренние условия и внешние обстоятельства [2]. Спортсмены, которые более адекватно сопоставляют свои возможности и условия соревновательной ситуации с целью выступления, меньше сомневаются в своей психологической подготовленности, лучше концентрируются на двигательных задачах и менее подвержены бессоннице. Развитость оценивания показывает, может ли человек замечать свои ошибки и понимать причины неудач в достижении цели [2]. Адекватнее оценивая свои действия и результаты, в процессе соревнований спортсмены испытывают меньше страхов биологического и социального генеза (см. табл. 1).
Не обнаружены статистически достоверные взаимосвязи между выраженностью психологических трудностей и уровнем планирования и программирования. Однако установлено, что спортсмены с более развитым программированием, а также имеющие более высокий общий уровень саморегуляции, чаще стремятся работать с психологом для совершенствования приемов самоуправления в спортивно значимых ситуациях, тем самым улучшая свою подготовленность к соревнованиям (табл. 2). Программирование характеризует умение продумывать последовательность своих действий для достижения цели, а общий уровень саморегуляции отражает сформированность всей системы осознанной регуляции деятельности [2]. Очевидно, спортсмены, лучше умеющие разрабатывать программы и обладающие более
развитом системой осознанной саморегуляции, реалистичнее оценивают проблемы своей психологической подготовленности и легче осваивают предлагаемые психологом новые способы подготовки к старту.
Общий уровень психической саморегуляции статистически достоверно связан с ростом квалификации спортсмена (критерий Пирсона r=0,378; р<0,001) и поэтому может рассматриваться как ресурс повышения спортивного мастерства.
Вывод. Полученные результаты показывают, что улучшение психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям связано с повышением уровня моделирования, программирования и оценивания (за счет их роста повышается и общий уровень саморегуляции). Для развития указанных регуляторных процессов можно использовать психотехнические игры, тренинги личностного роста, работу в фокус-группах и др.
Литература
1. Ловягина А.Е. Субъективная оценка спортсменами психологических трудностей на соревнованиях / А.Е. Ловягина // Актуальные проблемы в области физической культуры и спорта: матер. конф. посв. 85-летию ФГБУ СПбНИИФК. Т. 2 - СПб.: ФГБУ СПбНИИФК, 2018. - С. 41-44.
2. Моросанова В.И. Диагностика саморегуляции человека / В.И. Моросанова, И.Н. Бондаренко. - М.: Когито-Центр, 2015.
- С. 11-151.
3. Сопов В.Ф. Проблема формирования методологически обоснованного психодиагностического инструментария в психологическом обеспечении высококвалифицированных спортсменов / В.Ф. Сопов // Вестник спортивной науки. - 2013.
- № 5. - С. 40-45.
References
1. Lovyagina A.E. Sub'ektivnaya otsenka sportsmenami psikholog-icheskikh trudnostey na sorevnovaniyakh [Athletes' subjective assessment of psychological difficulties at competitions]. Aktualnye problem v oblasti fizicheskoy kultury i sporta [Actual problems in the field of physical culture and sports]. Proc. conf. dedicated to the 85th anniversary of SPbNIIFK. V. 2. St. Petersburg: FSBU SPbNIIFK publ., 2018. pp. 41-44.
2. Morosanova V.I., Bondarenko I.N. Diagnostika samoregulyatsii che-loveka [Diagnostics of human self-regulation]. Moscow: Kogito-Tsentr publ., 2015. pp. 11-151.
3. Sopov V.F. Problema formirovaniya metodologicheski obosnovan-nogo psikhodiagnosticheskogo instrumentariya v psikhologicheskom obespechenii vysokokvalifitsirovannykh sportsmenov [Problem of formation of methodologically grounded psychodiagnostic tools for mental conditioning of elite athletes]. Vestnik sportivnoy nauki. 2013. No. 5. pp. 40-45.
4. Gould D., Maynard I. Psychological preparation for the Olympic Games. Journal of Sports Sciences.2013. pp. 13931408. DOI: 10.1080/02640410903081845
5. Cowden R. Mental Toughness and Success in Sport: A Review and Prospect. The Open Sports Sciences Journal. 2017. Vol. 11. pp. 1-14. DOI: 10. 2174/1875399X01710010001
№ 11 • 2020 Ноябрь | November
http://www.teoriya.ru