УДК 796.011.1
ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВУЗА МВД РОССИИ
Светлана Викторовна Курдюкова, преподаватель, Иван Сергеевич Беляев, преподаватель, Андрей Васильевич Горбатенко, старший преподаватель, Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина; Андрей Александрович Третьяков, кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Аннотация
Повышение качества профессионального образования неосуществимо без роста качества педагогической деятельности. Это касается и образовательных организаций МВД. Только квалифицированный преподаватель, обладающий необходимым багажом знаний и умений, имеющий высокий уровень работоспособности и в полной мере раскрывающий свои профессиональные умения в педагогической деятельности, способен подготовить достойных специалистов. Специалистов, которые смогут решать различного рода профессиональные задачи. Неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел является физическая подготовка. Преподаватели, осуществляющие педагогическую деятельность в образовательных организаций МВД на кафедрах физической подготовки должны обладать достаточно высоким уровнем физической подготовленности для выполнения педагогической деятельности. Низкий уровень подготовленности будет влиять на выполнение профессиональных обязанностей, на работоспособность и здоровье. В связи с этим была поставлена цель исследования - проанализировать уровень физической подготовленности у преподавателей кафедры физической подготовки. В рамках исследования приняли участие профессорско-преподавательский состав кафедры физической подготовки Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. Оценка физической подготовленности проводилась с помощью контрольных тестов (челночный бег 4x20 метров, подтягивания и сгибания-разгибания рук в упоре лежа). Также оценивался уровень соматического здоровья. Полученные результаты в ходе контрольных тестирований говорят о высоком уровне физической подготовленности. Несмотря на регулярные нагрузки и расширенный двигательный режим преподаватели обладают достаточно высоким уровнем здоровья. Вопросы, касающиеся профессиональной подготовки специалистов по физической подготовке для структур органов внутренних дел, остаются открытыми и актуальными. Конечно же, формирование педагогов данного направления тесно связанно с ростом требований к результативности профессиональной деятельности и отсутствием специальной образовательной среды, обеспечивающей профессиональное становление.
Ключевые слова: физическая подготовка, профессионально-прикладная подготовка, физическая культура, преподаватель, образовательная организация МВД России, учебный процесс.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p225-229
STUDY OF PHYSICAL FITNESS OF TEACHERS OF THE DEPARTMENT OF PHYSICAL TRAINING OF THE UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL
AFFAIRS OF RUSSIA
Svetlana Viktorovna Kurdykova, the teacher, Ivan Sergeevich Belyaev, the teacher, Andrey Vasilievich Gorbatenko, the senior teacher, Belgorod law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin; Andrey Aleksandrovich Tretyakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Belgorod law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod State National Research University
Abstract
Improving the quality of vocational education is not feasible without increasing the quality of pedagogical activity. This also applies to educational organizations of the Ministry of Internal Affairs. Only a qualified teacher, who has the necessary knowledge and skills, has a high level of efficiency and fully dis-
closes his professional skills in teaching activities, is able to train worthy specialists. Specialists who will be able to solve various kinds of professional tasks. An integral part of the professional training of employees of the internal affairs bodies is physical training. Teachers who carry out pedagogical activities in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs at the departments of physical training must have a sufficiently high level of physical fitness to perform pedagogical activities. A low level of preparedness will affect the performance of professional duties, performance and health. In this regard, the aim of the study was to analyze the level of physical fitness of teachers of the Department of Physical Training. The research involved the teaching staff of the Department of Physical Training of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin. Assessment of physical fitness was carried out with the help of control tests (shuttle running 4 * 20 meters, pulling up and flexion-extension of the arms in the prone position). The level of somatic health was also assessed. The results obtained during the control tests indicate a high level of physical fitness. Despite regular loads and an extended motor regime, teachers have a fairly high level of health. Issues related to the professional training of specialists in physical training for the structures of internal affairs bodies remain open and relevant. Of course, the formation of teachers in this field is closely related to the growth of requirements for the effectiveness of professional activity and the lack of a special educational environment that ensures professional development.
Keywords: physical training, professional and applied training, physical culture, teacher, educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, educational process.
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура в силовых структурах в силу своей прикладной направленности и содержательности рассматривается как одна из составляющих профессионального обучения и воспитания личного состава. Она представлена в форме процесса профессионально-прикладной физической подготовки [1, 2]. Профессионально-прикладная физическая подготовка, выступая отдельным видом физической культуры, представляет собой педагогический процесс. Цель данного процесса отражается в нормативных документах и направлена на формирование физической готовности у сотрудников органов внутренних дел к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, умелому и правомерному применению физической силы (в том числе боевые приемы борьбы), и обеспечению высокой работоспособности в процессе служебной деятельности [3, 4]. В настоящее время исследования, касающиеся профессионального образования и обучения педагогических работников для органов МВД, не в полной мере раскрывают ряд проблем. Так остается проблема, о которой не раз говорили на различного уровня научно-представительских мероприятиях, об отсутствие научно обоснованной педагогической системы профессионального обучения работников, которые организуют и проводят занятия по физической подготовке с сотрудниками органов внутренних дел [5]. К ним можно отнести преподавателей кафедр физической подготовки ведомственных образовательных организаций и центров профессиональной подготовки.
Содержание профессиональной деятельности преподавателей кафедр физической подготовки отличается от деятельности преподавателей других кафедр. Основное отличие заключается в форме организации и проведения занятий. Педагог должен обладать достаточно высоким уровнем профессиональных знаний и достаточным уровнем физической подготовленности для демонстрации боевых приемов борьбы и применение их для выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач [2, 4]. В связи с этим была поставлена цель, которая заключалась в оценке уровня физической подготовленности профессорско-преподавательского состава кафедр физической подготовки образовательных организаций МВД России.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для достижения поставленной цели было организованно исследование. Оно проводилось на базе Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Пути-лина. Исследование заключалось в сборе фактического материала в сентябре 2021 года
для оценки уровня физической подготовленности преподавателей кафедры физической подготовки. В исследование приняло участие 20 преподавателей мужского пола.
Оценка уровня физической подготовленности проводилась с помощью контрольных упражнений. Были использованы следующие контрольные упражнения: челночный бег 4^20 метров, подтягивания и сгибания-разгибания рук в упоре лежа.
Также проводилось исследование уровня соматического здоровья преподавателей кафедры физической подготовки. Использовалась экспресс-методика оценки уровня соматического здоровья Г.Л. Апанасенко. В рамках данной методики измерялись морфо-функциональные показатели, и выполнялся расчет индексов. Результаты расчетов позволили оценить уровень соматического здоровья.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В настоящее время в высших образовательных организациях МВД повышение профессиональной компетентности педагогов осуществляется в нескольких направлениях. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в рамках профессиональной деятельности. Участие в научных мероприятиях различного уровня (конференции, семинары и т.д.). Участие в учебно-методических сборах, совещаниях образовательной организации. Участие в регулярных занятиях по служебно-боевой подготовке (согласно расписанию в месяц проводится: 4 занятия по физической подготовке, 2 занятия по огневой подготовке, 4 занятия по правовой подготовке и 2 занятия по морально-психологической подготовке). Самоподготовка профессорско-преподавательского состава. Сдача зачетов по служебно-боевой подготовке (2 раза в год).
Перечисленные формы, несомненно, являются эффективными. Но, к сожалению, не учитывают специфики подготовки педагогов по физической подготовке. Большая роль отводится самоподготовке. Анализ распределения преподавателей по медико-возрастным группам показал, что к возрастной группе 25-30 лет относится 5 сотрудников, 30-35 лет -5 преподавателей, 35-40 лет - 3 педагога, 40-45 лет - 3 сотрудника, 45-50 лет - 4 преподавателя. Все преподаватели кафедры физической подготовки имеют спортивные разряды и звания. Каждая возрастная группа оценивалась отдельно.
Упражнения для оценки уровня физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел определены нормативно-правовой базой. Опираясь на нее результаты контрольных упражнений, могут быть переведены в балльную систему. К сожалению, использование данных упражнений не дают полной характеристики об уровне физической подготовленности преподавателей. Полученные результаты в ходе контрольного тестирования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты контрольных упражнений по оценке уровня физической подготовленности
Возрастная группа Данные Челночный бег 4x20, сек Баллы Подтягивания, раз Баллы Сгибания-разгибания рук в упоре лежа, раз Баллы
до 30 лет среднее 15,8 67 19 77 55 85
ошибка 1,96 2,57 1,22 3,58 2,64 4,75
30-35 лет среднее 16,3 57 16 71 51 77
ошибка 1,52 3,24 1,07 4,01 2,69 3,91
35-40 лет среднее 16,8 48 16 71 45 65
ошибка 1,74 2,11 1,12 3,14 2,27 3,52
40-45 лет среднее 17,1 44 14 67 37 52
ошибка 2,03 2,36 1,72 4,31 1,68 2,87
45-50 лет среднее 17,3 43 10 58 32 47
ошибка 2,41 2,15 1,21 2,46 1,35 2,41
Анализ результатов контрольных упражнений указывает на достаточно высокий уровень физической подготовленности во всех возрастных группах. Можно предполо-
жить, что регулярное проведение практических занятий преподавателями, позволяет поддерживать высокий уровень физической подготовленности достаточно долго. Контрольные упражнения по оценке силовых способностей, говорят о незначительном снижении результатов с увеличением возраста. Дополнительно оценивалось у преподавателей кафедры физической подготовки соматическое здоровье. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Уровень соматического здоровья
Возрастная груп- Данные и Й ел Баллы о ° § 9 Баллы с -к -не ед « 3 й я Баллы а сан ко 5 а 4 § Баллы мя вос-новле-ния Баллы Общий Щ нР 8 й я о о &
па ¡3 « Я к о ¡2 :5 н к ^ Рч еа рт Вс балл ро ^ 3
до 30 лет среднее 24,38 0,22 63,82 0,00 57,78 1,11 84,00 3,11 1,00 5,00 9,50 сред-
ошибка 2,18 0,67 11,42 1,58 11,01 1,54 4,82 0,36 0,00 0,00 2,27 ний
30-35 лет среднее 23,83 0,30 60,16 0,00 57,97 1,20 84,00 3,04 1,00 5,00 9,00 сред-
ошибка 2,08 0,48 6,72 1,15 6,87 1,14 6,71 0,28 0,00 0,00 2,27 ний
35-40 лет среднее 21,32 0,38 63,33 0,08 57,15 1,00 83,08 3,41 1,00 5,00 8,69 сред-
ошибка 1,83 0,65 8,08 1,32 8,15 1,29 3,33 0,13 0,00 0,00 2,02 ний
40-45 лет среднее 23,31 0,19 61,32 0,36 56,24 0,97 81,12 3,12 1,00 5,00 8,46 сред-
ошибка 2,41 0,52 4,43 0,11 4,25 0,23 7,22 0,69 0,00 0,00 1,74 ний
45-50 лет среднее 23,13 0,17 60,07 0,12 56,07 0,91 80,34 3,01 1,00 5,00 8,21 сред-
ошибка 2,25 0,53 4,91 0,93 4,87 0,63 6,94 0,57 0,00 0,00 1,56 ний
Анализ результатов соматического здоровья показал, что экспресс методика позволила выявить незначительное снижение показателей здоровья в возрастных группах. Уровень здоровья во всех группах средний и близок к уровню выше среднего. Самый большой балл в 9,5±2,27 получен в группе до 30 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно утверждать, что регулярные практические занятия с обучающимися образовательных организаций МВД России позволяют преподавателям поддерживать уровень физической подготовленности на должном уровне. Но к сожалению необходимы дополнительные самостоятельные тренировки для роста подготовленности.
Вопросы, касающиеся профессиональной подготовки специалистов по физической подготовке для структур органов внутренних дел, остаются открытыми и актуальными. Конечно же формирование педагогов данного направления тесно связанно с ростом требований к результативности профессиональной деятельности и отсутствием специальной образовательной среды, обеспечивающей профессиональное становление.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баркалов С.Н. Особенности организации физической подготовки профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России / С.Н. Баркалов // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств. Сборник статей XX международной научно-практической конференции. - Иркутск, 2018. - С. 22-26.
2. Броев А.Х. О методах совершенствования физической подготовки сотрудников ОВД боевыми приемами борьбы / А.Х. Броев // Педагогический журнал. - 2018. - Т. 8, № ЗА. - С. 38-44.
3. Гричанов А.С. О некоторых особенностях педагогической деятельности преподавателей физической подготовки образовательных организаций МВД России / А.С. Гричанов // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2021. - № 46 (65). - С. 63-70.
4. Карданов А.К. Роль профессиональной компетентности преподавателя физической подготовки в образовательных организациях МВД России / А.К. Карданов // Педагогический журнал. -2020. - Т. 10. № 1-1. - С. 176-182.
5. Петренко Д.А. Определение понятия профессиональной компетентности инструктор-ско-педагогических кадров для органов внутренних дел // Мир науки, культуры. Образования. -
2014. - №3 (46). - С. 107-108.
REFERENCES
1. Barkalov, S.N. (2018), "Features of the organization of physical training of the teaching staff of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Improvement of professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies. Collection of articles of the XX International scientific and practical conference, Irkutsk, pp. 22-26.
2. Broev, A.H. (2018), "On methods of improving the physical training of police officers with combat techniques of wrestling", Pedagogical journal, Vol. 8. No. 3A, pp. 38-44.
3. Grichanov, A.S. (2021), "About some features of pedagogical activity of teachers of physical training of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Bulletin of Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov. Series: Pedagogical and psychological sciences, No. 46 (65). pp. 63-70.
4. Kardanov, A.K. (2020), "The role of professional competence of a physical training teacher in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Pedagogical Journal, Vol. 10. No. 1-1, pp. 176-182.
5. Petrenko, D.A. (2014), "Definition of the concept of professional competence of instructor-pedagogical personnel for internal affairs bodies", The world of science, culture, Education, No. 3 (46). pp.107-108.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.11.2021
УДК 376.3
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНЫМ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Елизавета Сергеевна Лозненкова, магистрант, Лариса Викторовна Виноградова, кандидат медицинских наук, доцент, Наталья Игоревна Федорова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Михайловна Федоскина, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленский государственный университет спорта, Смоленск
Аннотация
В статье рассматривается содержание внеурочных форм занятий адаптивным физическим воспитанием учащихся с нарушением слуха. Задачи внеурочной формы занятий адаптивным физическим воспитанием направлены на коррекцию показателей физического и психического развития учащихся с нарушением слуха. Основными средствами адаптивного физического воспитания являются: адаптивная легкая атлетика на основе визуального воздействия; коррекционные подвижные игры с мячом и эстафеты с мячом; элементы йоги; упражнения для коррекции и профилактики нарушения осанки с визуальным воздействием; элементы психогимнастики. Таким образом, для повышения эффективности процесса адаптивного физического воспитания детей с нарушением слуха необходимо в содержание внеурочных форм занятий включать группы физических упражнений, учитывающие особенности нарушений у учащихся и содействующие их коррекции.
Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, внеурочная форма занятий, девочки с нарушением слуха, школьный возраст.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p229-232
CONTENT OF EXTRACURRICULAR FORMS OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH HEARING IMPAIRMENT
Elizaveta Sergeevna Loznenkova, the master's student, Larisa Viktorovna Vinogradova, the
candidate of medical sciences, senior lecturer, Natalia Igorevna Fedorova, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Elena Mikhailovna Fedoskina, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Smolensk State University of Sports, Smolensk