Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ КУРСАНТОВ ЗА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ КУРСАНТОВ ЗА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Третьяков А.А., Никулина Т.В., Сокорев В.В., Руцкой И.А.

Цель исследования - провести анализ уровня здоровья, заболеваемости и уровня физической подготовленности курсантов в течение всего периода обучения в высшем учебном заведении. Методика и организация исследования. В рамках исследования проводился анализ показателей здоровья с помощью экспресс-методики оценки уровня соматического здоровья по Г.Л. Апанасенко; анализ уровня заболеваемости на основе документации о пропущенных учебных занятиях курсантами по причине болезни; оценка физической подготовленности с помощью контрольных упражнений. Данные измерения проводились на всем протяжении обучения в образовательной организации МВД России (2016-2021 гг.). В исследовании приняли участие курсанты Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина в количестве 82 человек (35 девушек и 57 юношей). Результаты исследования и выводы. Результаты исследования продемонстрировали волнообразное изменение показателей здоровья курсантов. Также отмечен рост силовых показателей и изменения в работе кардиореспираторной системы. При оценке уровня заболеваемости отмечается снижение количества пропусков занятий по болезни за время обучения почти в два раза. При анализе результатов контрольных упражнений по физической подготовке выявлены положительные сдвиги, что указывает на развитие физических качеств в процессе всего периода обучения. Данный факт подтверждает положительное влияние регулярных занятий физической культурой на состояние здоровья курсантов и их физическую подготовленность. Учет показателей здоровья, заболеваемости, физической подготовленности позволит планировать, прогнозировать конечный результат учебных занятий физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Третьяков А.А., Никулина Т.В., Сокорев В.В., Руцкой И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW INSTITUTE CADETS’ PHYSICAL AND HEALTH PROGRESS ANALYSIS

Objective of the study was to analyze the law institute cadets’ physical and health progress for the academic study period. Methods and structure of the study. The study was run in 2016-2021 to cover the whole academic study period. We sampled the Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs cadets (n=82, including 35 females and 57 males). Health of the sample was rated by the G.L. Apanasenko Health Test set (1988), with the test data supported by the morbidity statistics reported by the academic Medical and Sanitary Service. Physical fitness of the sample was rated by the 10x10m shuttle sprint, 1km race, pull-ups (males) and 1-min sit-ups (females) tests. Results and conclusions. The study found the cadet’s health varying in a wavelike manner for the study period, with growths in the strength indices and cardio-respiratory system functionality rates. The formal morbidity-related absenteeism statistics demonstrate virtually double progress for the study period. The physical fitness tests showed physical progress of the sample for the period that may be interpreted as indicative of the regular physical education service being beneficial for the cadets. The academic health, morbidity and physical fitness test and progress analyzing system was found important for the academic physical education service design and management purposes.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ КУРСАНТОВ ЗА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

динамика показателей здоровья КУРСАНТОВ за период обучения в высшем учебном заведении

УДК/UDC 796.011.1

Поступила в редакцию 21.12.2020 г.

Информация для связи с автором: delphin87@inbox.ru

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Третьяков1, 2 Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Никулина1 Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Сокорев1 И.А. Руцкой1

1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

2 Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, Белгород

LAW iNSTiTUTE CADETS' PHYSICAL AND HEALTH PROGRESS ANALYSiS

PhD, Associate Professor A.A. Tretyakov1, 2 PhD, Associate Professor T.V. Nikulina1 PhD, Associate Professor V.V. Sokorev1 I.A. Rutskoy1

1 Belgorod State National Research University, Belgorod

2 Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin, Belgorod

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

ra

^

O (U .c I—

Аннотация

Цель исследования - провести анализ уровня здоровья, заболеваемости и уровня физической подготовленности курсантов в течение всего периода обучения в высшем учебном заведении.

Методика и организация исследования. В рамках исследования проводился анализ показателей здоровья с помощью экспресс-методики оценки уровня соматического здоровья по Г.Л. Апанасенко; анализ уровня заболеваемости на основе документации о пропущенных учебных занятиях курсантами по причине болезни; оценка физической подготовленности с помощью контрольных упражнений. Данные измерения проводились на всем протяжении обучения в образовательной организации МВД России (2016-2021 гг.). В исследовании приняли участие курсанты Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина в количестве 82 человек (35 девушек и 57 юношей).

Результаты исследования и выводы. Результаты исследования продемонстрировали волнообразное изменение показателей здоровья курсантов. Также отмечен рост силовых показателей и изменения в работе кардиоре-спираторной системы. При оценке уровня заболеваемости отмечается снижение количества пропусков занятий по болезни за время обучения почти в два раза. При анализе результатов контрольных упражнений по физической подготовке выявлены положительные сдвиги, что указывает на развитие физических качеств в процессе всего периода обучения. Данный факт подтверждает положительное влияние регулярных занятий физической культурой на состояние здоровья курсантов и их физическую подготовленность. Учет показателей здоровья, заболеваемости, физической подготовленности позволит планировать, прогнозировать конечный результат учебных занятий физической культурой.

Ключевые слова: курсанты, здоровье, работоспособность, физическая культура, физическая подготовка, образование.

Annotation

Objective of the study was to analyze the law institute cadets' physical and health progress for the academic study period.

Methods and structure of the study. The study was run in 2016-2021 to cover the whole academic study period. We sampled the Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs cadets (n=82, including 35 females and 57 males). Health of the sample was rated by the G.L. Apanasenko Health Test set (1988), with the test data supported by the morbidity statistics reported by the academic Medical and Sanitary Service. Physical fitness of the sample was rated by the 10x10m shuttle sprint, 1km race, pull-ups (males) and 1-min sit-ups (females) tests.

Results and conclusions. The study found the cadet's health varying in a wavelike manner for the study period, with growths in the strength indices and cardio-respiratory system functionality rates. The formal morbidity-related absenteeism statistics demonstrate virtually double progress for the study period. The physical fitness tests showed physical progress of the sample for the period that may be interpreted as indicative of the regular physical education service being beneficial for the cadets. The academic health, morbidity and physical fitness test and progress analyzing system was found important for the academic physical education service design and management purposes.

Keywords: cadets, health, working capacity, physical education, physical training, education.

Введение. Учебная деятельность обучающихся образовательных организаций МВД России разнообразна и достаточно сложна. По окончании обучения должен сформироваться разносторонний специалист. Специалист, который бы умело, владел законодательством, имел высокий уровень физической и тактической подготовленности, по-

зволяющий противостоять преступным действиям правонарушителей, в совершенстве владел служебным боевым оружием, а также имел достаточный уровень физического и психического здоровья для продуктивного выполнения служебно-оперативных задач в течение профессиональной деятельности [1, 4].

Большая роль в процессе обучения правоохранительных специалистов отведена «Физической подготовке». Благодаря средствам и методам физической культуры достигается высокий уровень физической и психической работоспособности курсантов в процессе обучения [2, 3]. Применение их в образовательном процессе позволяет формировать и воспитывать профессионально важные качества, что дает возможность в дальнейшем быстро оценивать обстановку и принимать решения, выдерживать тяжелые психические и физические нагрузки [1, 5]. В связи с этим определяется проблема в отслеживании динамики уровня здоровья, заболеваемости и уровня физической подготовленности курсантов на протяжении всей образовательной деятельности.

Цель исследования - провести анализ уровня здоровья, заболеваемости и физической подготовленности курсантов в течение всего периода обучения в высшем учебном заведении.

Методика и организация исследования. В течение всего периода обучения (2016-2021 гг.) проводился сбор фактического материала в образовательной организации и анализ полученных данных. В исследовании приняли участие 82 курсанта Бел ЮИ МВД России им. И.Д. Путилина (35 девушек и 57 юношей).

Для оценки динамики уровня здоровья курсантов использовалась экспресс-методика определения уровня соматического здоровья, предложенная Г.Л. Апанасенко в 1988 г Дополнительно анализировалась документация медико-санитарной части образовательной организации о пропусках

Таблица 1. Уровень соматического здоровья девушек

учебных занятий курсантами по причине болезни. Количество пропусков указывается за учебный год. Уровень физической подготовленности оценивался с помощью контрольных упражнений: «Челночный бег (10х10 м)», «Бег на дистанции 1 км», «Подтягивания (юноши)», «Наклоны туловища из положения лежа в течение 1 мин (девушки)».

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе анализа документации о пропущенных учебных занятиях курсантами по болезни выяснилось, что в первые годы обучения отмечено наибольшее количество пропусков. По-видимому, бывшие школьники достаточно сложно адаптируются к новой образовательной среде. Результаты исследования документация медико-санитарной части образовательной организации отражены на рисунке.

Резко уровень заболеваемости начинает снижаться с третьего года обучения. И на старших курсах количество пропусков в два раза меньше, чем на первом году обучения.

Кол-ео пропущенных занятии оооооооо оооооооо

\

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

♦ Юноши 1341 1295 1056 784

Ш Девушки 1245 1201 989 752

Количество пропущенных занятий курсантами по болезни

Курс Данные Индекс Кетле Баллы Силовой индекс Баллы Жизненный индекс Баллы Индекс Робинсона Баллы Время вос-ния после 20 присед. Баллы Общий балл Уровень здоровья

1-й Среднее 20,95 0,14 48,92 0,71 45,62 0,43 76,21 3,00 1,50 3,00 7,29 Средний

Ошибка 2,17 0,38 9,77 1,38 8,42 1,40 2,08 0,00 0,00 0,00 1,80

2-й Среднее 21,42 0,14 44,99 -0,14 47,21 0,71 77,63 3,00 1,50 3,00 6,71 Ниже среднего

Ошибка 2,19 0,38 4,58 0,38 11,60 1,70 2,45 0,00 0,00 0,00 1,80

3-й Среднее 20,16 -0,25 53,49 1,25 40,25 0,29 68,75 2,14 1,30 3,00 6,13 Ниже среднего

Ошибка 1,86 0,46 10,05 1,58 17,23 1,11 29,84 2,67 0,00 0,00 3,48

4-й Среднее 20,39 -0,14 49,94 0,43 46,05 0,71 79,20 3,00 1,50 3,00 7,00 Средний

Ошибка 2,19 0,69 11,14 1,62 4,19 0,95 0,00 0,00 0,00 0,00 1,63

Таблица 2. Уровень соматического здоровья юношей

Курс Данные Индекс Кетле Баллы Силовой индекс Баллы Жизнен-ный индекс Баллы Индекс Робинсона Баллы Время вос-ния после 20 присед. Баллы Общий балл Уровень здоровья

1-й Среднее 21,32 -0,38 63,33 0,08 57,15 1,00 83,08 3,00 1,00 5,00 8,69 Средний

Ошибка 1,83 0,65 8,08 1,32 8,15 1,29 3,33 0,00 0,00 0,00 2,02

2-й Среднее 22,35 0,00 65,59 0,57 60,96 1,07 85,20 0,43 1,00 5,00 7,07 Средний

Ошибка 1,65 0,39 7,02 1,22 11,99 1,49 2,62 1,09 0,00 0,00 2,40

3-й Среднее 23,83 0,30 60,16 0,00 57,97 1,20 84,00 3,00 1,00 5,00 9,00 Средний

Ошибка 2,08 0,48 6,72 1,15 6,87 1,14 0,00 0,00 0,00 0,00 2,27

4-й Среднее 24,38 0,22 63,82 0,00 57,78 1,11 84,00 3,00 1,00 5,00 9,50 Средний

Ошибка 2,18 0,67 11,42 1,58 11,01 1,54 0,00 0,00 0,00 0,00 2,27

№3 • 2021 Март | МагсИ

http://www.teoriya.ru

77

Таблица 3. Уровень физической подготовленности девушек

Упражнение Курс (девушки) Курс (юноши)

1-й 2-й 3-й 4-й 1-й 2-й 3-й 4-й

Челночный бег 10х10, с 29,88±0,2 29,69±0,3 29,02±0,2 28,98±0,24 26,25±0,26 26,52±0,24 26,31±0,2 25,67±0,3

Средний балл 5±0,13 5±0,08 4,91±0,09 4,91±0,09 3,85±0,27 3,42±0,26 3,35±0,2 4,09±0,3

Бег на 1 км, мин: с 4,29±0,1 4,19±0,06 4,08±0,11 4,05±0,08 3,26±0,05 3,22±0,03 3,31±0,1 3,29±0,1

Средний балл 4,36±0,27 4,42±0,15 3,85±0,25 4,18±0,23 4,08±0,24 3,83±0,24 3,73±0,2 3,6±0,27

Наклоны / подтягивания, кол-во раз 31,27±1,6 32,24±2,3 36,33±0,7 36,4±1,3 16,17±1,4 14,73±1,1 14,5±0,5 16,09±0,7

Средний балл 4,82±0,18 4,91±0,21 3,92±0,23 2,8±0,25 4,75±0,18 4,82±0,12 4,2±0,29 4,18±0,3

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с Н

Разница количества пропусков между девушками и юношами связана с меньшим количеством девушек в исследуемой группе.

При оценке показателей здоровья с помощью экспресс-методики были получены данные, которые отражены в табл. 1, 2.

Данные таблицы демонстрируют волнообразное изменение уровня здоровья. Общий балл меняется от 1-го курса к 4-му. При этом на 1-м курсе уровень здоровья соответствует среднему уровню здоровья - 7,29±1,80 балла. К третьему году обучения данный показатель снижается до 6,13±3,48 балла, а к четвертому он успевает вырасти до 7,00±1,63 балла. И это с учетом снижения уровня заболеваемости за время обучения в образовательной организации.

Так, как и у девушек, у юношей на 1-м курсе уровень здоровья имеет высокий балл - 8,69±2,02. Затем данный показатель снижается и вновь начинает расти. К четвертому году обучения он составляет 9,50±2,27 балла. Эта динамика связанна с ростом силового индекса, изменением индексов Робинсона и Кетле.

Рассмотрев показатели здоровья, необходимо уделить внимание уровню физической подготовленности курсантов. Обучение в образовательных организациях МВД России и дальнейшая деятельность в органах внутренних дел неразрывно связаны с физической подготовкой. В табл. 3 отражена часть выполненных курсантами нормативов по физической подготовке. К сожалению, нормативными документами не предусмотрены тесты для определения развития таких физических качеств, как гибкость и координация.

Динамика изменения уровня физической подготовленности курсантов указывает на положительный рост результатов в представленных нормативах, хотя отмечается незначительный рост результатов. В связи с этим средняя оценка за норматив с каждым годом обучения снижается, так как требования нормативов у курсантов с каждым курсом увеличиваются. В оценке уровня физической подготовленности провалов не выявлено. При этом отмечается плавный положительный рост в развитии основных физических качеств, что указывает на положительное влияние регулярных занятий физической культурой на протяжении всего периода обучения в образовательной организации.

Вывод. Результаты исследования продемонстрировали волнообразное изменение показателей здоровья курсантов. Также отмечен рост силовых показателей и изменения в работе кардиореспираторной системы. При оценке уровня заболеваемости отмечается снижение количества пропусков занятий по болезни за время обучения почти в 2 раза. При анализе результатов контрольных упражнений по физической подготовке выявлены поло-

жительные сдвиги, что указывает на развитие физических качеств в процессе всего периода обучения. Данный факт подтверждает положительное влияние регулярных занятий физической культурой на состояние здоровья курсантов и их физическую подготовленность.

Учет показателей здоровья, заболеваемости, физической подготовленности позволит планировать, прогнозировать конечный результат учебных занятий физической культурой.

Литература

1. Ахматгатин А.А. Сравнительная характеристика физического здоровья студентов в вузах разных ведомств / А.А. Ахматгатин, А.Н. Толстихин, Д.П. Отиев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (149). - С. 11-15.

2. Горелов А.А. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодежи: монография / А.А. Горелов, В.Л. Кондаков, А.Н. Усатов. - Белгород: Политерра, 2011. - 101 с.

3. Дятлова В.В. Влияние физической культуры и спорта на формирование здорового образа жизни курсантов образовательных организаций МВД России / В.В. Дятлова, Н.А. Махнев // Интернаука. - 2020. - № 9 (138). - С. 22.

4. Михайлова Т.Н. Формирование ценностей здорового образа жизни курсантов вузов МВД России / Т.Н. Михайлова, И.Н. Киселева // Вестник ТГПУ. - 2020. - № 1 (207). - С. 70-76.

5. Струганов С.М. Повышение позитивного отношения молодежи к физической культуре и спорту как основа воспитания личности (на примере курсантов Восточно-Сибирского института МВД России) / С.М. Струганов, В.М. Грушко, В.А. Глубокий // Полицейская деятельность. - 2020. - № 4. - С. 9-17.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Akhmatgatin A.A., Tolstihin A.N., Otiev D.P. Sravnitelnaya kharakteristika fizicheskogo zdorovya studentov v vuzakh raznykh vedomstv [Comparative characteristics of students' physical health in universities of different departments]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. No. 7 (149). pp. 11-15.

2. Gorelov A.A., Kondakov V.L., Usatov A.N. Intellektualnaya deyatelnost, fizicheskaya rabotosposobnost, dvigatelnaya aktivnost i zdorovye studencheskoy molodezhi [Intellectual activity, physical performance, physical activity and health of students]. Belgorod: Politerra, 2011. 101 p.

3. Dyatlova V.V., Makhnev N.A. Vliyanie fizicheskoy kultury i sporta na formirovanie zdorovogo obraza zhizni kursantov obrazovatelnyih organizatsiy MVD Rossii [Effect of physical education and sports on healthy lifestyle cultivation among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Internauka. 2020. No. 9 (138). P. 22.

4. Mikhaylova T.N., Kiseleva I.N. Formirovanie tsennostey zdorovogo obraza zhizni kursantov vuzov MVD Rossii [Cultivating healthy lifestyle values in cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Vestnik TGPU. 2020. No. 1 (207). pp. 7076.

5. Struganov S.M., Grushko V.M., Glubokiy V.A. Povyshenie pozitivnogo otnosheniya molodezhi k fizicheskoy kulture i sportu kak osnova vospitaniya lichnosti (na primere kursantov Vostochno-sibirskogo instituta MVD Rossii) [Increasing positive attitude of young people to physical education and sports as basis of personality education (case study of cadets of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia)]. Politseyskaya deyatelnost. 2020. No. 4. pp. 9-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.