УДК.373
Ермаков Д.С., доктор педагогических наук, к.хим.н.
доцент
Российский университет дружбы народов
Токарев А.А. аспирант МГПУ Россия, г. Москва
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, экологическое образование, диагностика, дети, педагоги, родители, методы обучения, учебная деятельность, преемственность обучения.
Экологическое воспитание подрастающего поколения в Российской Федерации сегодня является одним из актуальных вопросов с точки зрения социально-политической и педагогической ситуации. Среди множества вопросов экологического воспитания остается важной тема оценки экологического воспитания, диагностики и обоснование ее результатов. В статье предоставлены результаты эмпирического исследования, также раскрыта важность экологической грамотности педагогов и родителей как результат совместного экологического воспитания детей.
Ermakov D.S. doctor of pedagogy candidate of chemical Sciences, associate Professor Peoples friendship University of Russia Moscow
Tokarev A.A. postgraduate student of Moscow state pedagogical University RESEARCH OF ECOLOGICAL EDUCATION AT CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE AND PRIMARY SCHOOL AGE IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF GEF The environmental education of the younger generation in the Russian Federation today is one of the pressing issues from the point of view of the sociopolitical and pedagogical situation. Among the many issues of environmental education, the topic of assessing environmental education, diagnosing and justifying its results remains important. The article presents the results of empirical research, also reveals the importance of environmental literacy of teachers and parents as a result of the joint environmental education of children.
It was emphasized that an important task of environmental education is the interaction of teachers and parents. Under the guidance ofparents and educators, love and a desire for nature can and should be developed in children, and a sense of empathy is brought up. Therefore, the pedagogical leadership of the family in
environmental education is ofparticular importance in the work of educators of the OED and teachers of the OIE.
It was concluded that the effectiveness of the environmental education of older preschoolers and younger students depends on the creation and proper use of the developing ecological environment, as well as in systematic work with children. Their development and improvement of the level of ecological upbringing are possible as a result of creating technologies for all age groups and introducing them into the pedagogical process of a preschool educational institution and elementary school.
So, the content, methods, forms and means of environmental education, which are used by teachers of both educational units (preschool and school) in collaboration with parents of pupils, affect the formation of an environmentally educated personality of a senior preschooler and younger school student.
Key words: environmental education, environmental culture, environmental education, diagnostics, children, teachers, parents, teaching methods, learning activities, learning continuity.
Подчеркнуто, что важной задачей экологического воспитания является взаимодействие педагогов и родителей. Под руководством родителей и педагогов в детях могут и должны развиться любовь, влечение к природе, воспитываются чувство сопереживания. Поэтому особое значение в работе воспитателей ДОО и учителей НОО приобретает педагогическое руководство деятельностью семьи по экологическому воспитанию.
Был получен вывод о том, что эффективность экологического воспитания старших дошкольников и младших школьников зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также в систематические работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности возможны в результате создания технологий для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс дошкольного учебного заведения и младшей школы.
Итак, на формирование экологически воспитанной личности старшего дошкольника и младшего школьника влияет содержание, методы, формы и средства экологического воспитания, которые используются педагогами обоих образовательных звеньев (дошкольного и школьного) в содружестве с родителями воспитанников.
Таким образом, педагогическое руководство воспитательным процессом видится в создании целостной комплексной системы экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Жизнь человека тесно связана с природой. Природа - это мощный источник всестороннего развития ребенка, который через общение формирует его мировоззрение, воспитывает чувства. Человек - часть природы. Тяга ко всему живому заложена в нем от
самого рождения.
В современных условиях остро встали серьезные экологические проблемы загрязнения воздуха, почв, водоемов токсичными отходами. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека на ее территорию: на планете исчезают различные виды животных и растений, появляются озоновые дыры; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растет количество детей, имеющих врожденные пороки.
Угроза экологической катастрофы нависла над человечеством из -за того, что человек, не осознавая своего места в окружающей среде, навредил природе, и, прежде всего, себе самому. Природоохранное дело зависит от сознания каждого человека, его ответственности за окружающую среду. Именно поэтому сегодня перед педагогами и родителями стоит важная задача воспитывать в детях бережное отношение к окружающей среде, желание охранять природу от уничтожения и загрязнения.
Вопрос о необходимости экологического образования и воспитания освещали многие педагоги прошлого. К. Ушинский во многих своих трудах призвал расширить общение ребенка с природой и удивлялся тому, что «воспитательное воздействие природы так мало оценено в педагогике» 50. Большой вклад в развитие воспитания детей на лоне природы внес выдающийся педагог Ян Коменский. Он доказал, что человек, как часть природы, подчиняется ее главнейшим законам, которые действуют как в мире растений, животных, так и в отношении человека, а любовь к природе, по мнению Я. Коменского, следует воспитывать с раннего детства 51.
Подчеркнем, что система комплексного и непрерывного экологического воспитания в нашей стране в целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов была установлена еще в 1991 году Законом РСФСР «Об охране, окружающей природной среды» (статья 73), а также предусмотрена действующим ныне Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (статья 71). В 1993 году Российской академией образования была разработана Концепция общего экологического образования, сформировались основные модели его реализации — одно предметная, многопредметная, смешанная52.
Политическая воля и общественное мнение вновь обратились к экологическому образованию. Президентом Российской Федерации был принят ряд решений. Указом от 04.06.2008 г. № 2 889 предписано «рассмотреть вопрос о включении в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования основ экологических знаний». Основами государственной политики в области
50 Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг) / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 2016, С.8.
51 Коменский Я.А. Великая дидактика. М., 2015, С. 38.
52 Ермаков Д.С., Большаков А.П., Токарев А.А. Результаты общего экологического образования и их диагностика // Нижегородское образование. - 2017. - № 3. - С. 20-22.
экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утверждены 30.04.2012 г.) в качестве одной из основных задач предусмотрено «формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания», в том числе «формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения; ...включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты; обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся; ...включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы».
Вместе с укреплением нормативно-правового статуса экологического образования возникает ряд научно-методических проблем. Концепция общего экологического образования, на основе которой должно быть подготовлено методологическое, программное и учебно-методическое сопровождение реализации экологической составляющей ФГОС дошкольного начального, основного и среднего общего образования в соответствии с пунктом 72 Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 г. №2 2423-р), находится в стадии разработки (срок — 2020 год, ответственный исполнитель — Министерство образования и науки РФ). В настоящее время подготовлена Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (одобрена Президиумом Российской академии образования 29.09.2010 г.)53.
Одной из важных проблем подрастающего поколения — это диагностика результатов экологического воспитания детей дошкольного и начального школьного возраста. Однако сам перечень этих результатов четко не определен, поскольку традиционное понимание экологического образования рассматривает экологию как одну из биологических наук, исследующих взаимоотношения между организмами и средой; комплексную метанауку, синтезирующую все естественно-исторические знания и выводы общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества; особый общенаучный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биологических систем и среды (организмы и их сообщества, человек и население).
В связи с этим мы обращаемся к перечню результатов общего экологического воспитания логично обратится к федеральному государственному образовательному стандарту.
53 Ермаков Д.С., Большаков А.П., Токарев А.А. Указ. соч. С. 26-29.
ФГОС дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155) определяет ряд целевых ориентиров — в частности, ребенок на этапе завершения дошкольного образования следует социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; проявляет любознательность, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором живет; обладает элементарными представлениями в области живой природы, естествознания; принимает собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 06.09.2009 г. №373) направлен на личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально -нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям 54.
Экологическое воспитание в ДОО (дошкольная образовательная организация) и НОО (начальное общее образование) предполагает развитие экологических знаний, ценностных ориентаций на природу, нравственно -эстетические чувства и экологически деятельностную активность, что в свою очередь является общей культурой человека в целом.
Ведь именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, потому что малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Очень важно сегодня, чтобы все -взрослые и дети - стали на путь сотрудничества с природой. Современное детское дошкольное учреждение является первой ступенькой обогащения детей знаниями о естественном и социальном окружении, знакомства с общей, целостной картиной мира и формирования научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к нему.
Анализируя научно-методические труды ведущих ученых прошлого (Л. Выготского, С. Рубинштейна и др.), учитывая методическую базу современного образования, опираясь на современный взгляд известных педагогов-практиков, а также учитывая возрастные особенности детей, отметим, что основными задачами в формировании экологической культуры дошкольника являются:
- формирование системы научных знаний об основные экологические факторы в развитии живой природы (свет, температура, влага), питательность почвы (питание);
- формирование системы ценностных ориентаций (взаимосвязи и зависимости человека и природы);
- наблюдение за природными объектами и явлениями;
- повышение познавательного интереса ребенка к природе, описаниям объектов и явлений (с помощью авторских произведений, народных пословиц, примет, стихов, песен и др.);
- формирование умений и навыков экологической грамотности личности путем активизации знаний и опыта детей в различных видах деятельности (игра, труд, научно -исследовательская деятельность, обучение);
- воспитание бережного отношения к природе, умения видеть ее красоту;
- знакомство с природой родного края55.
Для решения поставленных задач важным является создание развивающей среды вокруг детей для их самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности.
С этой целью на протяжении 2016-2017 и 2017-2018 гг. нами было проведено эмпирическое исследование детей старшего дошкольного
5%йрз://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС НОО^
55 Зебзеева В. Д. О формах и методах экологического образования дошкольников / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. — 2004. -№ 7.
возраста, детей младшего школьного возраста.
Для этой цели были составлены авторские опросники, данные которых позволят выявить уровень экологического воспитания указанных категорий лиц с учетом реализации ФГОС ДОО, ФГОС НОО и перехода детей из дошкольной на начальную школьную ступень образования.
Экспериментальными базами исследования стали: школа ГБОУ № 1387 г. Москва, ГБОУ Школа № 2101 г. Москва, ГБОУ Школа № 806 г. Москва, ЧОУ СОШ «Кладезь» г. Москва, Новочебоксарский кадетский лицей имени М.М. Кузнецова.
Нами было проведено эмпирическое исследование по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), учеников первого класса. дети и ученики посещают общеобразовательные учреждения, такие как: ГБОУ Школа № 806, ГБОУ Школа№ 2101, ГБОУ Школа №1387, ЧОУ СОШ "Кладезь", Новочебоксарский кадетский лицей имени М.М. Кузнецова. для исследования мы составили опросники, с учетом того что были реализованы ФГОС ДО и ФГОС НОО. Первое исследование мы провели в 2016-2017 учебном году в сентябре (начало исследования), конец исследования май, нами были проанализированы опросники в начале и конце учебного года (2016-2017). В исследовании начало учебного года участвовало число испытуемых, следующее:
дети старшего дошкольного возраста (подготовительные группы)- 101 человек
дети начальной школы (1 класс) - 98 человек
В конце этого же учебного года количество испытуемых изменилось, это было связано с тем что родители переезжали в другие районы, переходи другие образовательные учреждения, часто болеющие дети. и вот что получилось:
дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) 97 человек дети начальной школы (1 класс) 84 человека.
В течении 2016-2017 учебного года со всеми участниками исследовения были проведены занятия по экологическому воспитанию программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста (5-8 лет). Время реализации - 2 года. Форма занятий - внеурочная, рассчитана на 64 занятия: старшие дошкольники - 31 занятие, 1 класс - 33ч., периодичность - 1 раз в неделю.
результаты исследования занесены в таблице№1
В 2017-2018 учебном году мы провели еще одно исследование по нашей теме и также был проведен опрос той же категории испытуемых, дети которые ходили в детский сад (2016-2017 уч.год), сейчас же они пошли в первый класс и они участвуют в эксперименте. а дети 6-7 лет появились новые.
количество участников (2017-2018 учебный год):
дети старшего дошкольного возраста (подготовительные группы)-124 человека
дети начальной школы (1 класс) 96 человек
В конце учебного года количество испытуемых сократилось по тем же причинам что и в прошлом учебном году (2016-2017) дети старшего дошкольного возраста (подготовительные группы)-106 человек
дети начальной школы (1 класс) 95 человек
И со всеми участниками исследования мы также провели курс по экологическому воспитанию.
Результаты представлены в таблице №2.
В анкетах для детей старшего дошкольного возраста и детей младшего школьного вопроса присутствовали схожие вопросы такие как:
- Чем живая природа отличается от не живой, приведи примеры.
- Как ты думаешь, что произойдет с животными, если не будет света (воды, воздуха, земли, растений и т.д.).
- Нужны ли животным растения? Могут ли растения обойтись без животных?
- Как люди охраняют природу? (таблица № 1,2)
Таблица 1
Уровень экологического воспитания дошкольников и школьников младших классов (констатирующий этап, 2016-2017 гг, в %)_
Чем Ты Чем Как ты Може Как Как Чтобы Ты
живая любишь живот думае м ли ты люди ты участв
приро гулять в ные не шь, мы думае охра сделал уешь в
да лесу с похож что обойт шь, няют для сохран
отлич родител е на необхо ись могут прир сохра ите
% ается ями или людей димо без ли оду? нения приро
от не ровесни и для живот живо приро ды?
живой ками? растен жизни ных? тные ды?
, Почему ия? И на Зачем жить
приве ? что их нашей они без
ди всех планет нам люде
приме объеди е? нужн й?
ры. няет? ы?
дошкол 20 45 10 10 20 30 25 35 5
ьники
младши
е 15 70 20 15 30 40 25 20 10
школьн
ики
Таблица 2
Уровень экологического воспитания дошкольников и школьников младших классов (контрольный этап, 2017-2018 гг, в %)_
Чем Ты Чем Как ты Може Как Как Чтобы Ты
живая любишь живот думае м ли ты люди ты участв
приро гулять в ные не шь, мы думае охра сделал уешь в
да лесу с похож что обойт шь, няют для сохран
отлич родител е на необхо ись могут прир сохра ите
% ается ями или людей димо без ли оду? нения приро
от не ровесни и для живот живо приро ды?
живой ками? растен жизни ных? тные ды?
, Почему ия? И на Зачем жить
приве ? что их нашей они без
ди всех планет нам люде
приме объеди е? нужн й?
ры. няет? ы?
дошкол 70 90 60 65 50 90 75 50 65
ьники
младши
е 80 100 75 70 75 90 100 70 80
школьн
ики
После проведенной нами образовательной программы было проведено повторное анкетирование дошкольников и учеников младших классов, результаты которого показали ее эффективность. Так, мы видим, что уровень экологического воспитания дошкольников и младших школьников значительно повысился, большинство опрошенных детей показали более глубокие знания в области экологии, активность в вопросах охраны природы.
Заметим, что опрос детей старшего дошкольного возраста показал, что они с трудом могут ответить на вопросы из-за того, что в ДОО мало времени уделяется экологическому воспитанию. Также и для детей в начальной школе возникали трудности из-за не хватки знаний по экологическому воспитанию.
Ответы детей в целом носили не полный, однобокий характер, дети не проявляли склонности к наведению примеров, их реакция была скупа и мало эмоциональна. Наибольшие сложности у дошкольников вызывали вопросы, требующие не только основного багажа знаний по экологии, но и умения сопоставлять, делать выводы. В частности, такие вопросы, как: «Чем животные не похожи на людей и растений? И что их всех объединяет?», «Как ты думаешь, что необходимо животным для жизни на нашей планете?», «Чтобы ты сделал для сохранения природы?» вызвали у дошкольников наибольшие сложности, на эти вопросы ответило не более трети опрошенных.
Такую же картину мы наблюдали и анализируя ответы младших школьников. Только треть из них смогла ответить полно на все предложенные вопросы. Основная же масса младших школьников испытывала затруднения при ответах - дети не давали полных ответов, не приводили примеры, не могли объяснить причинно-следственные связи между явлениями.
В целом дети подчеркивали свою заинтересованность экологической темой, но демонстрировали не глубокие знания и навыки в этом вопросе.
Выводы:
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что экологическое воспитание старших дошкольников и младших школьников нуждается в активизации. Вместе с тем, в области экологического воспитания нужно реализовать следующие задачи:
- формирование у детей старшего и младшего школьного возраста ценностных ориентаций, правовых и нравственных норм поведения, получение знаний и практических навыков в области экологической безопасности, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- преподавание самостоятельного предмета или курса экологии в образовательных комплексах (детский сад-школа), начиная с дошкольной ступени и обеспечение их соответствующими учебно-методическими материалами;
- системность и непрерывность экологического воспитания и обучения;
- экологическое просвещение, воспитание основ экологической культуры в быту и на отдыхе;
- создание на уровнях дошкольного и начального обучения преемственных учебных планов и программ экологической направленности; обязанности профессиональной экологической подготовки воспитателей, учителей, специалистов ведущих просветительскую деятельность;
- родителям, воспитателям, учителям воспитывать у подрастающего поколения бережное отношение и ответственное отношение к природе и окружающей среде.
Кроме того, нами была разработана образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста:
Целью программы было формирование у детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательной деятельности;
Задачи:
• Способствовать развитию экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение, умение принимать решения и разрешать экологические проблемы.
• Повысить экологическую направленность содержания экологических знаний.
• Формировать у обучающихся экологическое сознание, знания и опыт деятельности, активную жизненную позицию по вопросам охраны природы своего края, собственного здоровья, здоровья окружающих;
• Расширить возможность научной работы обучающихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах, активизировать обучающихся к самостоятельной и творческой деятельности;
• Способствовать развитию личностно значимых качеств обучающихся.
Адресат: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Основными условиями реализации рекомендуемой программы является
использование следующих подходов:
Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть, отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.
Этический - пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).
Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой (В Америке -обращение к культуре индейцев, в России - древних славян).
Гуманистический - решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.
Занятия по основам экологических знаний, реализуя системно -деятельностный и культурно-исторический подходы, должны строиться с учетом основных принципов:
Принципа междисциплинарности экологического знания, которое базируются на комплексном подходе к развитию человека, общества, природы.
Педоцентрического принципа, который предполагает отбор наиболее актуальных знаний для учащихся разных типов образовательных учреждений, необходимых для индивидуального личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологического принципа, направленного на воспитание ценностей в соответствии нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края.
Предложенная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста (5-8 лет). Время реализации - года. Форма занятий - внеурочная, рассчитана на 64 занятия: старшие дошкольники - 31 занятие, 1 класс - 33ч., периодичность - 1 раз в неделю.
Итак, в наше время исключительно важное значение приобретают проблемы экологического воспитания. Уже с дошкольного возраста детям можно и нужно закладывать прочный фундамент любви к окружающей среды, формировать умения и навыки оберегать и приумножать богатства природы. Современные принципы, формы, средства обучения и воспитания старших дошкольников и младших школьников дают возможность получить знания, заложить фундамент экологической культуры. Экологическое воспитание ребенка - это целенаправленное воздействие дошкольного учреждения. Поэтому перед воспитателями, учителями стоит важная задача
воспитать подрастающее поколение экологически грамотным, сформировать экологическую культуру современной личности как форму регуляции взаимодействия человека с природой, на основе собственного, например, прививать бережное отношение к природе.
Важной задачей экологического воспитания является взаимодействие педагогов. Под руководством педагогов развиваются присущи детям любовь, влечение к природе, воспитываются чувство сопереживания. Поэтому особое значение в работе воспитателей ДОО и учителей НОО приобретает педагогическое руководство деятельностью по экологическому воспитанию.
Использованные источники:
1. Зебзеева В. Д. О формах и методах экологического образования дошкольников / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. — 2004. -№ 7.
2. Ермаков Д.С., Большаков А.П., Токарев А.А. Результаты общего экологического образования и их диагностика // Нижегородское образование. - 2017. - № 3. - С. 20-29.
3. Коменский Я.А. Великая дидактика. М., 2015. - 286 с.
4. Николаева С. //. Теория и методика экологического образования дошкольников / С. 11. Николаева. — М.: Академия, 2013. — 272 с.
5. Поколение В. Роль экологии в формировании взаимоотношений общества и природы / Р. Накатине // Проблемы формирования современной экологической культуры. — Вильнюс, 1987. — С. 9—22.
6. Рыжова II. Л. Диагностика экологического образования дошкольников: новые подходы /11. А. Рыжова // Управление ДОУ. — 2007. — № 3. — С. 15— 25.
7. Тематическая диагностика по экологической грамотности //URL: http://demo.mcko.ru.
8. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг) / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 2016. - 305 с.
9. http ://33 spb. edusite.ru/DswMedia/gutkmanipsixologicheskayagotovnost-kshkole.pdf
10. http://edu.mari.ru/mouo-medvedevo/dou 10/DocLib7/ФГОС%20ДО/ФГОС%20ДО.pdf
11. https://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf
12.https ://www.maam.ru/ detskijsad/1-1 -suschnost-ponjatija-yekologicheskogo-vospitanija-suschnost-ponjatija-yekologicheskogo-vospitanija-detei-v-detskom-sadu.html
13.http://www.dissercat.com/content/sistema-ekologicheskogo-vospitaniya-detei-doshkolnogo-vozrasta
14. https ://moluch.ru/conf/ped/ archive/273/12910/