Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ПРИРОДА / РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЯ / МЕТОДЫ / ФОРМЫ / СРЕДСТВА / ECOLOGY / NATURE / PRESCHOOL CHILD / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL BEHAVIOR / METHODS / FORMS / MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазанюк Елена Федоровна

Статья посвящена изучению теоретических и методических аспектов проблемы формирования экологического поведения детей дошкольного возраста. В работе обоснована сущность понятий «экологическое поведение» и «экологическое воспитание», проанализирована роль семьи в реализации экологического воспитания, направленного на формирование экологического поведения детей, а также предложены эффективные методы, формы и средства реализации изучаемого педагогического процесса, которые могут применяться в учебно-воспитательном процессе учреждений дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF FORMING ECOLOGICAL BEHAVIOR OF PRESCHOOL: THEORETICAL AND METHODICAL ASPECTS

The article is devoted to the study of theoretical and methodological aspects of the problem of formation of ecological behavior of preschool children. The paper substantiates the essence of the concepts "environmental behavior" and" environmental education", analyzes the role of the family in the implementation of environmental education aimed at the formation of environmental behavior of children, as well as offers effective methods, forms and means of implementation of the studied pedagogical process, which can be used in the educational process of preschool education.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ»

10. Треффингер, DJ, Исаксен, SG, & Stead-Dorval, KB (2006). Творческое решение проблем: введение (4-е изд.). Вако, Техас: Пруфрок Пресс.

11. Treffinger, DJ & Nassab, CA (2005). Руководства для мыслящих инструментов (Ред. Ред.). Сарасота, Флорида: Центр творческого обучения.

12. Treffinger, DJ, Nassab, CA, Schoonover, PF, Selby, EC, Shepardson, CA, Wittig, CV, & Young, GC (2006). Комплект CPS. Вако, Техас: Пруфрок Пресс.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Мазанюк Елена Федоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Аннотация. Статья посвящена изучению теоретических и методических аспектов проблемы формирования экологического поведения детей дошкольного возраста. В работе обоснована сущность понятий «экологическое поведение» и «экологическое воспитание», проанализирована роль семьи в реализации экологического воспитания, направленного на формирование экологического поведения детей, а также предложены эффективные методы, формы и средства реализации изучаемого педагогического процесса, которые могут применяться в учебно-воспитательном процессе учреждений дошкольного образования.

Ключевые слова: экология, природа, ребенок дошкольного возраста, экологическое воспитание, экологическое образование, экологическое поведения, методы, формы, средства.

Annotation. The article is devoted to the study of theoretical and methodological aspects of the problem of formation of ecological behavior of preschool children. The paper substantiates the essence of the concepts "environmental behavior" and" environmental education", analyzes the role of the family in the implementation of environmental education aimed at the formation of environmental behavior of children, as well as offers effective methods, forms and means of implementation of the studied pedagogical process, which can be used in the educational process of preschool education.

Keywords: ecology, nature, preschool child, environmental education, environmental education, environmental behavior, methods, forms, means.

Введение. Экологическое состояние окружающей среды за последние десятилетия существенно ухудшилось, что в значительной мере отражается на здоровье человечества. Весь мир столкнулся с глобальным экологическим кризисом. Такая ситуация дала толчок развитию относительно новой науки -экологии человека, которая рассматривает взаимодействие нашего организма с окружающей средой с точки зрения формирования и обеспечения высокого уровня здоровья. Экология человека - это раздел экологических знаний, который направлен на достижение равновесия и гармонии между человеком и социоприродной средой его нахождения. В этом контексте особое место занимает вопрос о взаимодействии подрастающего поколения и природы.

Отечественная педагогика в течение длительного времени разрабатывает проблемы экологического обучения и воспитания детей и молодежи, а также продолжает поиск эффективных методов и форм экологического образования. Данной проблемой занимались такие ученые, как Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, С.Ф. Русова, Ж-Ж. Руссо, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Е.А. Флерина, которые в своих работах раскрывают влияние природы на формирование личности. На современном этапе обозначенной проблемой занимаются такие исследователи, как В.А. Арсентьева, Н.Н. Вересов, Н.Н. Глухова, Н.М. Горопаха, В.А. Зебзеева, Н.Д. Кондратьева, Н.В. Лысенко, Т.М. Маркова, З.П. Плохий, М.С. Попова, Н.Г. Рыжова, Г.А. Тарасенко, В.В. Фокина, Н.А. Ярышева. Они отмечают, что основы формирования экологического поведения должны закладываться уже в дошкольном возрасте и обращают внимание на то, что главной составляющей экологического поведения выступает экологическое сознание, развитие основ которого определяет цель формирования экологического поведения детей дошкольного возраста.

Несмотря на наличие исследований, посвященных проблемам экологического образования и воспитания подрастающего поколения, многие аспекты данной проблематики остаются недостаточно изученными, так как на сегодняшний день нет единых критериев определения уровня сформированности экологической культуры отдельной личности и общества в целом, а также отсутствует универсальная эффективная методика формирования составляющих экологической культуры и экологической компетентности. В этой связи актуализируется потребность дальнейшего теоретического изучения проблем экологического образования и воспитания, разработок эффективных технологий и методов их реализации. При этом крепнет понимание, что формирование основ экологической культуры требует взаимосвязанного освоения ее основных компонентов, связанных с интеллектуальными, эстетическими и этическими, деятельностно-волевыми аспектами человеческой жизни. Экологическое образование должно развивать не только когнитивную, но и эмоционально-чувственную сферу личности, в этой связи воспитание экологических чувств особенно актуально в условиях социальной микроструктуры.

В данном исследовании интерес составляет изучение особенностей реализации экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста, целью которых является формирование экологической культуры и компетентности дошкольников, а результатом и показателем экологической образованности воспитанников - сформированность культуры экологического поведения.

Изложение основного материала статьи. Важность формирования экологического поведения у детей дошкольного возраста подкрепляется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Относительно реализации экологического образования и воспитания в

учреждениях дошкольного образования, согласно ФГОС ДОО, целью является формирование следующих когнитивных и личностных образований:

- устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

- бережного отношения к природе;

- правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;

- эмоциональной отзывчивости к живой природе;

- умений познавать особенности окружающего мира [1].

Также во ФГОС ДО предлагаются определенные методы и формы формирования экологического поведения.

В содержании ФГОС ДО отмечается, что важно воспитывать ребёнка в любви и уважении к природе, рассказывать детям о взаимосвязи природы и человека, а также давать ему возможность проявлять свои чувства к природе при помощи разных видов деятельности [1; 6].

Прежде чем перейти к изучению особенностей формирования экологического поведения дошкольников, рассмотрим сущность изучаемого феномена.

В основе термина «экологическое поведение» заложен концепт «экология». В современной справочной литературе приводится следующее определение экологии: «В классическом понимании это биологическая наука, которая исследует взаимодействия растений, животных, грибов, микроорганизмов и вирусов между собой и окружающей средой. Предметом изучения экологии являются надорганизменные системы, их структура и функционирование на уровне видов, популяций, экосистем, биогеоценозов и биосферы. Поскольку экология изучает очень широкий круг биологических систем разных уровней организации, эта наука имеет много подразделений, выделяемых по разным критериям» [7, с. 330]. В этом же источнике отмечается, что «современная экология характеризуется расширением сферы своего применения», а значит, появляются новые разделы этой науки. В частности, «экология исследует также действие цивилизационных процессов на окружающую среду с целью предотвращения негативных последствий техногенной деятельности человека. Взаимоотношения между человеческим сообществом и географически-пространственным, социальным и культурным средой, прямым и косвенным влиянием производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды составляют предмет социальной экологии» [7, с. 246].

Исходя из указанного определения экологии, основной термин данного исследования «экологическое поведение», вслед за З.П. Плохий, будем понимать в узком смысле как способность к действию (поступку) и самоограничения собственных импульсивных желаний для нормального существования другого живого существа [3], а в широком - как совокупность правил, установок, знаний и действий ребёнка дошкольного возраста, по отношению к природе и окружающей среде.

Экологическое поведение, наряду с другими личностными образованиями, такими как экологическая культура, экологическое сознание и др., является результатом экологического воспитания. Данный термин понимается нами как процесс формирования гуманного, ответственного, бережного отношения человека к природе как уникальной ценности; утверждения во взглядах, убеждениях, моральных установках принципов рационального природопользования, готовности к самоограничению и природоохранной деятельности.

Экологическое воспитание базируется на экологических знаниях. Однако наличие экологических знаний при отсутствии соответствующего отношения к природе не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Именно отношение определяет характер целей и мотивов взаимодействия с природой, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, стимулирует экологически целесообразные поступки.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста состоит из эмоциональных впечатлений о природном мире и первых знаниях о различных формах жизни, но самым важным для формирования экологического сознания у ребенка является пример взрослых.

На наш взгляд, на формирование экологического поведения у подрастающего поколения большое влияние оказывает семейное воспитание и только потом воспитатель, сотрудники дошкольного учреждения и детский коллектив. Задача каждого родителя - не только показать малышу, как прекрасен мир природы, но и помочь ему наладить с ним правильное взаимодействие. При этом они должны сами обладать достаточным экологическим поведением, то есть иметь представление об экологических проблемах и строить свой быт и свои действия в соответствии с основными принципами бережного отношения к природе.

В семье должна быть создана среда, в которой взрослые своим личным примером показывают детям правильное, ответственное отношение к природе, а также вместе с ними проводят различные природоохранные мероприятия. Также важно формировать у ребенка систему экологических знаний: он должен постоянно получать знания о растительном и животном мире, а так же о природных явлениях. Кроме того, необходимо с ранних лет развивать в нем эстетические чувства - способность увидеть и почувствовать красоту природного мира.

В психолого-педагогической литературе можно отыскать множество форм и методов, способствующих формированию экологического поведения у детей дошкольного возраста. Одним из самых эффективных методов и средств воспитания дошкольников, по мнению большинства психологов и педагогов, являются произведения детской литературы.

Детские произведения, в основу которых положены конкретные научные факты, а форма представления информации остаётся образной, по нашему мнению, способны оптимизировать процесс формирования экологического поведения детей дошкольного возраста, придавая ему чувственной направленности.

Важным средством воспитания среди жанров художественной литературы В.А. Сухомлинский считал именно сказку. Ему принадлежит идея возрождения интереса педагогов к сказке. «Я считаю, - писал педагог, - что в образовании игнорируется сказка... Нужно вернуться к сказке! Сказка - это детское творчество... Без сказки невозможно представить детство» [4]. Мы полностью поддерживаем мнение великого педагога, ведь сказка помогает проанализировать и принять все необходимые знания не только о природе и её важности для человека, но и о культуре поведения в целом.

Как известно, дети по-особенному воспринимают литературу. Благодаря эмоциональной окраске, которая открывается перед ребенком в сказке, рассказе, слово беспрепятственно входит в их детский мир. В.А.Сухомлинский говорил: «Слово, которое ребёнок постигает, благодаря сказке, становится, образно говоря, магическим окошком через которое ребёнок видит мир, познает его, думает о нем, удивляется и восхищается им» [5, с. 2]. Без ощущения красоты слова для ребенка недоступны сокровенные грани его смыслового значения. Художественная литература не только открывает мир необычного, фантастического,

она сближает воспитателя с его воспитанниками, помогает наладить контакт и настроить на положительное общение.

Формирование экологического поведения дошкольников не может быть полноценным, если не создавать условий общения детей с объектами живой и неживой природы. В общении с природной средой дошкольники вступают во взаимодействие с растениями, животными, явлениями природы. В них обогащается эмоциональная сфера, происходит становление личности. Общение с природной средой совместно со взрослыми помогает детям овладевать эмоциональной регуляцией поведения, усваивать его образцы. А общение ребенка с объектами природы предоставляет яркую эмоциональную окраску повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восторг от взаимодействия с природой, то есть положительную мотивацию по отношению к природе [2].

Эффективным методом формирования экологического поведения дошкольников является не только организация общения детей с растениями и животными, но и привлечение их к труду в природе. Данный метод является более результативным при условии, когда труд возникает по собственному желанию детей. Такой труд не должен быть работой, которую следует выполнять потому, что так велел взрослый, он должен стать источником удовлетворения моральных, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей. Детей необходимо знакомить с мерами природоохранной работы (снегозадержание, расчистка загрязнённых водоёмов, охрана редких ландшафтов и так далее) [2].

Кроме указанных методов, необходимо реализовывать деятельность, направленную на расширение знаний дошкольников о том, что окружающая живая и неживая природа под влиянием человеческой деятельности страдает. Человек, вмешиваясь в жизнь природы, может нарушать её связи, влиять на количество растений и животных. С целью формирования у детей культуры природопользования предлагается проводить серии занятий по темам «Питьевая вода», «Энергия в нашем доме», «Волшебная капля» и другие, на которых воспитанники могли бы ознакомиться со свойствами природных материалов и ресурсов. Крайне важно подвести детей к осознанию того, что все природные ресурсы являются компонентами среды обитания различных живых существ [2].

Выводы. Дошкольный возраст является наиболее подходящим для формирования и развития личности. В связи с этим ученные предлагают множество форм и методов способствующих экологическому поведению детей дошкольного возраста. В выборе содержания, методов и форм познания детьми природы, формирования у них опыта взаимодействия с природной средой, интересов, потребностей, навыков, проявляющихся в экологически целесообразном поведении, должны учитываться особенности психического развития дошкольников и младших школьников, специфика содержания, дидактические функции различных методов, а также положения о ценности чувственного восприятия, словесного рассуждения и практической деятельности.

Литература:

1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 // Дошкольное воспитание. - 2014. -№2. - С. 4-17.

2. Петяева Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1991. - 155 с.

3. Плохий З.П. Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5 и 6 года жизни. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Киев, 1983. - 25 с.

4. Сухомлинский В.А. Сказки школы под голубым небом (Советы воспитателям) // ЦДАВО Украины. - Ф. 5097. - Оп. 1. Д. 664. - Л. 5.

5. Сухомлинский В.А. Выбранные стихи. - В 5 т. - К.: Рад.школа, 1977. - Т. 3. - 670 с.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, № 303, 31.12.2012.

7. Экологическая энциклопедия: В 3 т. / Редколлегия: А.В. Толстоухов [и др.]. - К.: ТОВ «Центр экологического образования и информации», 2006. - Т. 1: А-Е. - 432 с.

Педагогика

УДК: 37.035.2

воспитатель 5 учебного курса Мирошник Галина Владимировна

Филиал ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации (Севастопольское президентское кадетское училище») (г. Севастополь)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА КАК БЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАХИМОВЦЕВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Аннотация. В статье описан опыт воспитательной работы автора по формированию и развитию классного коллектива. Раскрыто содержание Программы воспитания и социализации нахимовцев 5-9-х классов Севастопольского президентского кадетского училища. Доказано, что эффективными формами массовой воспитательной работы по формированию благоприятной среды жизнедеятельности нахимовцев являются: проведение классных часов, формирование традиций класса, выполнение поручений каждым учащимся, организация системы поощрения нахимовцев, установление благоприятного психологического микроклимата в классе. В качестве свидетельства успешности планомерной работы воспитателя по сплочению и развитию коллектива представлены результаты анкетирования "Воспитатель глазами нахимовцев".

Ключевые слова: Нахимовское училище, воспитательная работа, классный коллектив, среда жизнедеятельности, микроклимат класса, межличностные отношения.

Annоtation. The article describes the author's educational experience in the formation and development of a class team. The content of the Educational and Socialization Program for the students of the 5th-9th grades of the Nakhimov Naval School Brunch in Sevastopol is disclosed. It has been proved that effective forms of educational

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.