Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В ВУЗЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ELECTRONIC PORTFOLIO / ORGANIZATION AND METHODOLOGICAL SUPPORT / ORGANIZATION AND MANAGEMENT DIAGNOSTICS / EDUCATION MANAGEMENT / PEER REVIEW METHOD / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панченко Татьяна Владимировна

Статья направлена на разрешение проблемы недостаточной разработанности организационно-управленческих аспектов внедрения электронного портфолио в вузе. С позиций образовательного менеджмента уточнены понятия «электронное портфолио» и «организационно-методическое обеспечение внедрения». Электронное портфолио представлено как элемент информационно-образовательной среды вуза, внедрение которого является одним из объектов управления инновационной подсистемы образовательной организации. Выявить и оценить достаточность организационно-методического обеспечения внедрения электронного портфолио представляется возможным с помощью разработанного диагностического инструментария. Использованы методы педагогического проектирования и экспертных оценок. Проведенное исследование дало возможность выявить иерархию распределенных полномочий и ответственности за наличие организационно-методического обеспечения по уровням управления внедрением электронного портфолио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE EFFICIENCY OF MANAGING THE INTRODUCTION OF ELECTRONIC PORTFOLIO AT HIGHER SCHOOL

The article is aimed at solving the problem of insufficient development of organization and management aspects of introducing the electronic portfolio at higher school. The concepts «electronic portfolio» and «organization methodological support of introduction» are specified from the perspective of education management. Electronic portfolio is presented as an element of information educational environment of the institution and its introduction is an object management of an innovative subsystem of the educational organization. It is understood that exposing and estimating the sufficiency of organization and methodological support is possible with the help of the developed diagnostic tools. Methods of pedagogical projecting and peer review were used. The conducted study allowed us to find out the hierarchy of the distributed authorities and responsibility for the available organization and metho- dological support according to the management levels of introducing the electronic portfolio

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В ВУЗЕ»

DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-1-79-85

УДК 378.14 ББК 74.480.25

Т. В. Панченко

(Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск, Россия)

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В ВУЗЕ

Статья направлена на разрешение проблемы недостаточной разработанности организационно-управленческих аспектов внедрения электронного портфолио в вузе. С позиций образовательного менеджмента уточнены понятия «электронное портфолио» и «организационно-методическое обеспечение внедрения». Электронное портфолио представлено как элемент информационно-образовательной среды вуза, внедрение которого является одним из объектов управления инновационной подсистемы образовательной организации. Выявить и оценить достаточность организационно-методического обеспечения внедрения электронного портфолио представляется возможным с помощью разработанного диагностического инструментария. Использованы методы педагогического проектирования и экспертных оценок. Проведенное исследование дало возможность выявить иерархию распределенных полномочий и ответственности за наличие организационно-методического обеспечения по уровням управления внедрением электронного портфолио.

Ключевые слова: электронное портфолио, организационно-методическое обеспечение, организационно-управленческая диагностика, образовательный менеджмент, метод экспертных оценок, высшее образование.

о -&

н

о с

T.V. Panchenko §

(Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia) °

STUDY OF THE EFFICIENCY OF MANAGING THE INTRODUCTION OF ELECTRONIC PORTFOLIO AT HIGHER SCHOOL £

X

m

The article is aimed at solving the problem of insufficient development of organization and management aspects of introducing the electronic portfolio at higher school. The concepts § «electronic portfolio» and «organization methodological support of introduction» are specified from the perspective of education management. Electronic portfolio is presented as an element of information educational environment of the institution and its introduction is an object management of an innovative subsystem of the educational organization. It is | understood that exposing and estimating the sufficiency of organization and methodological ¡g

O

support is possible with the help of the developed diagnostic tools. Methods of pedagogical

O

projecting and peer review were used. The conducted study allowed us to find out the hierarchy of the distributed authorities and responsibility for the available organization and methodological support according to the management levels of introducing the electronic portfolio.

Keywords: electronic portfolio, organization and methodological support, organization and management diagnostics, education management, peer review method, higher education.

I

ф

т

I

го с

m

Согласно общесистемным требованиям федеральных государственных образовательных стандартов к реализации программ бакалавриата, специалитета и магистратуры, электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать формирование электронного портфолио обучающегося [10]. Однако в условиях отсутствия на уровне высшего образования нормативно зафиксированных требований к электронному портфолио, его параметрам и критериям оценивания дополнительного изучения требует проблема внедрения данной технологии в логике управленческого цикла (планирование-организация-руководство-контроль).

Научно-педагогические, дидактические, методические, психологические и другие вопросы теории и практики применения портфолио в высшей школе представлены значительным количеством исследований. Контент-анализ понятия «электронное портфолио» в трудах современных ученых позволяет выделить смысловое доминирование некоторых его характеристик, преимущественно:

- контрольно-оценочной и интерактивной (И.Б. Государев [2], В.П. Зайцева [5], Д.Г. Левитес [7], А.А. Орлов [8];

- профессионально-ориентированной и компетентностной (С.С. Ат-ласова [1], А.В. Бабаян и Т.Г. Вези-ров [2], Ю.В. Дементьева [4], О.Р. Шефер [11]) и др.

Т.Г. Новиковой, М.А. Пинской, А.С. Прутченковым и Е.Е. Федотовой обобщен опыт применения портфолио в зарубежном образовании [9], который, по нашему мнению, можно соотнести с этапами управленческого цикла:

- на этапе планирования: портфо-лио выступает как часть целостной образовательной стратегии, его различные модели выступают внутренними и внешними связующими звеньями различных уровней системы образования и профессиональных сообществ,

электронное портфолио является частью стратегии электронного обучения;

- на этапе организации: работа с портфолио носит системный характер, новые модели портфолио возникают как ответ на запрос внешней среды и им же корректируются;

- на этапе руководства: работа обучающихся с портфолио организуется и сопровождается командами специалистов, обучающими программами и методическими пособиями;

- на этапе контроля: портфолио, критерии и формы оценивания стандартизированы на уровне ассоциаций образовательных учреждений, на уровне региона, на национальном или общеевропейском уровне.

Однако организационно-управленческие аспекты внедрения электронного портфолио изучены недостаточно.

Целью исследования, проведенного на базе Мурманского арктического государственного университета (далее - МАГУ) было оценивание эффективности управления внедрением электронного портфолио. Электронное портфолио было представлено как элемент информационной образовательной среды вуза. Его внедрение явилось одним из объектов управления инновационной подсистемы образовательной организации и требовало соответствующего организационно-управленческого обеспечения.

С позиций образовательного менеджмента, организационно-управленческое обеспечение внедрения рассматривалось как совокупность:

- компонентов электронного порт-фолио как объекта управления (нормативного, аналитико-про-ектировочного, ресурсного, образовательного, учебно-профессионального и контрольно-оценочного компонентов);

взаимосвязанных функций управления образовательной организацией, распределенных по соответствующим уровням (рис. 1, где 1-4 обозначают уровни внедрения:

1 - административный, 2 - уровень структурного подразделения, 3 - образовательный (предметный) уровень, 4 - субъектный уровень).

Рис. 1. Структура организационно-управленческого обеспечения внедрения электронного портфолио

Комплексный подход к определению структуры организационно-управленческого обеспечения направлен не только на выполнение требований ФГОС высшего образования в части требований к электронной информационно-образовательной среде вуза, но и на повышение продуктивности и эффективности управления внедрением электронного порт-фолио. Вслед за В.С. Лазаревым [6], под продуктивностью мы понимаем соотношение между полезностью и затратами на внедрение, эффективность трактуем как соотношение между реальной и возможной продуктивностью.

Для проведения диагностического исследования был использован метод экспертных оценок. В качестве экспертов выступили представители различных структурных подразделений МАГУ, непосредственно задействованные во внедрении электронного портфолио и отвечающие требованию: «эксперты должны быть компетентными в исследуемой области, <...> обладать общей эрудицией, аналитическим умом, а также <...> чувствовать тенденции развития явлений» [6, с. 233-244].

В качестве средства исследования выступил разработанный автором диагно-

о -&

I—

о с

о

0

1 I

о

Ё ф

5

I

ф ü ч ф

I

m

I

ф

Ц

CG ГО

с

о

0

1

m

ф m

го m о

Ч

ф

стический инструментарий, включающий опросный лист «Экспертная оценка эффективности управления внедрением электронного портфолио», в котором оцениваемые по 11-балльной шкале утверждения были соотнесены с компонентами электронного портфолио как объекта управления. Для удобства обработки данных были введены условные

обозначения после номера утверждения: Н - нормативный компонент, АП - ана-литико-проектировочный компонент, Р - ресурсный компонент, О/ УП - образовательный/ учебно-профессиональный компоненты, КО - контрольно-оценочный компонент. Шкала оценивания -11-балльная: 0 - показатель не наблюдается, 1 - минимум, а 10 - максимум.

Таблица 1. Опросный лист «Экспертная оценка эффективности управления внедрением электронного портфолио»

0

1

ф

т

I

го а

т н

Показатели Оценки по шкале

1 (Н). Сотрудники ознакомлены 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

с функциональными обязанностями,

указанными в «Положении

о портфолио»

2 (Н). Проведена ревизия/ пересмотр 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

документации, сопровождающей

внедрение электронного портфолио

3 (АП). Реализуется координация 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

деятельности по внедрению электронно-

го портфолио

4 (АП). Соблюден баланс между по- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

лезностью электронного портфолио и

затратами структурного подразделения

5 (Р). Наличие у сотрудников необхо- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

димого количества времени для реа-

лизации определенных «Положением

о портфолио» функций по внедрению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

электронного портфолио

6 (Р). Организована специальная подго- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

товка/ повышение квалификации кадров,

которые должны выполнять функции по

внедрению электронного портфолио

7 (Р). Психологическая готовность к вне- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

дрению электронного портфолио в вузе

8 (Р). Материально-техническая обе- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

спеченность внедрения электронного портфолио

9 (Р). Управление внедрением электрон- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ного портфолио способствует рацио-

нальному сокращению временных, пси-

хологических и энергетических затрат

сотрудников

10 (Р). Имеется стимулирование сотруд- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ников, для повышения продуктивности

внедрения электронного портфолио

11 (Р, О/ УП). Методическая/ дидактиче- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ская обеспеченность внедрения элек-

тронного портфолио

Показатели Оценки по шкале

12 (КО). Рекламирование, пропаганда электронного портфолио 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

13 (КО). Потенциальная продуктивность внедрения электронного портфолио 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

14 (КО). Наличие анализа деятельности/ отчетности о внедрении электронного портфолио 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

15 (КО). Причины, которые, по мнению эксперта, снижают продуктивность внедрения электронного портфолио (свободный ответ)

16 (КО). Условия, которые, по мнению эксперта, могут способствовать повышению продуктивности внедрения электронного портфолио (свободный ответ)

Количественная и качественная обработка суммы баллов по каждому компоненту электронного портфолио как объекту управления (максимум 10) и отдельным показателям позволила обобщить ряд результатов исследования.

Наиболее эффективно управление внедрением реализуется в учебно-профессиональном компоненте (9,4 балла). Здесь наиболее высоко экспертами был оценен показатель «Методическая/ дидактическая обеспеченность внедрения электронного портфолио», выполнение которого является функционалом предметного уровня управления, т.е. уровня реализации образовательного процесса.

Достаточно эффективно управление внедрением применительно к аналити-ко-проектировочному и нормативному компонентам (7,5 и 6,8 баллов соответственно). Высоко оценив показатель «Реализуется координация деятельности по внедрению электронного портфолио», эксперты поставили более низкие оценки за показатели «Соблюден баланс между полезностью электронного портфолио и затратами структурного подразделения» и «Проведена ревизия/ пересмотр документации, сопровождающей внедрение электронного портфолио».

Внедрение электронного портфолио сталкивается с проблемами в части ресурсного компонента (5 баллов). Здесь речь идет о выборе в качестве платформы для ведения портфолио модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды Moodle, не представ-

ляющей работодателям возможности дистанционно ознакомиться с портфо-лио студента без прохождения процедуры регистрации и записи на соответствующий курс в Moodle.

Управление внедрением не может считаться эффективным в части контрольно-оценочного компонента электронного портфолио (4,1). В условиях ограниченности взаимодействия с работодателями в части установления единых требований к портфолио не все студенты обладают мотивацией к долгосрочной деятельности по его ведению; проверка портфолио часто является разовой акцией, четких критериев оценивания, соотнесенных с балльно-рейтинговой системой, в вузе не установлено.

Проведенное исследование дало возможность выявить иерархию распределенных полномочий и ответственности за наличие организационно-методического обеспечения по уровням управления внедрения электронного портфолио. Наличие обеспечения требует принятия управленческих решений, главным образом, на административном уровне, затем - на уровне структурного подразделения, и в малой степени - на образовательном уровне/ уровне реализации образовательного процесса. При стимулировании внедрения полномочия и ответственность распределены практически равномерно между уровнем структурного подразделения, образовательным и административным уровнями. Предполагаемого значимого влияния

о -&

н

о с

о

0

1 I

о

Ё ф

5

I

ф

Ч

ф

I СО

I

ф

ц

ш го

С

ф т

го ш о

Ч

ф

субъектного уровня на внедрение электронного портфолио в вузе не выявлено.

Перспективы дальнейших научных разработок видятся в создании прогностической модели внедрения электронного портфолио и ее апробации в вузе. Библиографический список:

1. Атласова С.С. Возможности цифрового пространства для е-портфолио магистрантов // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2019. - № 4. С. 67-73.

2. Везиров Т.Г., Бабаян А.В. Профессиональная подготовка магистров педагогического образования средствами электронного обучения: монография. - Ульяновск: Зебра, 2015. -140 с.

3. Государев И.Б. Электронное обучение: тенденции развития моделей и опыт применения [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. -Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/v/elektronnoe-obuchenie-tendentsii-razvitiya-modeley-i-opyt-primeneniya.

4. Дементьева Ю.В. Основные проблемы формирования электронного портфолио обучающихся по образовательным программам высшего образования // Образование и наука. -2016. - № 2 (131). С. 145-156.

5. Зайцева В.П. Электронное портфолио в комплексном оценивании обучающегося в системе высшего образо-

вания // Актуальные проблемы прикладной и школьной информатики: Сборник научных статей. - Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2019. -С. 212-216.

6. Лазарев В.С. Системное развитие школы. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 304 с.

7. Левитес Д.Г. Педагогические технологии. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 403 с.

8. Методология исследования механизма оценивания новых результатов образовательного процесса / Под ред. А.А. Орлова. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 180 с.

9. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прут-ченков А.С., Федотова Е.Е. Портфо-лио в зарубежной образовательной практике // Вопросы образования. -2004. - № 3. С. 201-238.

10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № АК-2612/05 «О федеральных государственных образовательных стандартах» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ - Режим доступа: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70631470/.

11. Шефер О.Р., Носова Л.С., Лебедева Т.Н. Электронное портфолио в системе подготовки студентов бакалавриата к будущей профессиональной деятельности // Информатика и образование. - 2019. - № 2 (301). С. 56-62.

Поступила 29.01.2020

I

ф т

I

го с

m

Об авторе:

Панченко Татьяна Владимировна, доцент кафедры педагогики, Мурманский арктический государственный университет, кафедра педагогики (г. Мурманск, Россия), кандидат педагогических наук, t.v.panchenko@mail.ru

Для цитирования: Панченко Т.В. Исследование эффективности управления внедрением электронного портфолио в вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. - № 1. С. 79-85. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-1-79-85

References:

1. Atlasova S.S. Digital space opportunities for e-portfolio undergraduates // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - № 4. Pp. 67-73. [in Russian]

2. Vezirov T.G., Babyan A.V. Professional training of Masters of Pedagogical Education by electronic teaching tools. - Ulyanovsk, Zebra, 2015. - 140 p. [in Russian]

3. Gosudarev I.B. Electronic learning: models development tendency and application experiences [Electronic resource] // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertzena. - 2013. - Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/elektronnoe-obuchenie-tendentsii-razvitiya-modeley-i-opyt-primeneniya. [in Russian]

4. Dementieva Yu.V. Main problems of forming electronic portfolio of students in higher education programs // Obrazovanie i nauka. - 2016. - № 2 (131). Pp. 145-156. [in Russian]

5. Zaitseva V.P. Electronic portfolio in complex assessment of students in higher education // Aktualnyie problem prikladnoi i shkolnoi informatiki. - Cheboksary: ChGPU im. I.Ya. Yakivleva, 2019. - Pp. 212-216. [in Russian]

6. Lazarev V.S. Systematic development of school. - M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2002. - 304 p. [in Russian]

7. Levites D.G. Educational technologies. - M.: INFRA-m, 2017. - 403 p. [in Russian]

8. Methodology of studying the mechanisms of assessment of new results of educational process. Ed. by A.A. Orlova. M. - Berlin, Direkt-Media, 2016. - 180 p. [in Russian]

9. Novikova T.G., Pinskaya M.A., Prutchenkov A.S., Fedotova E.E. Portfoloio in foreign educational practices // Voprosy obrazovaniya. - 2004. - № 3. Pp. 201-238. [in Russian]

10. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 20 August 2014n № AK-2612/05 «On federal state educational standards» [Electronic resource] // GARANT.RU. - Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70631470/. [in Russian]

11. Sheffer O.R., Nosova L.S., Lebedeva T.N. Electronic portfolio in the system of training

About the author:

Panchenko Tatyana Vladimirovna, Associate Professor, Department of Pedagogy, Murmansk Arctic State University (Murmansk, Russia), Candidate of Pedagogy, t.v.panchenko@mail.ru

For citation: Panchenko T.V. Study of the efficiency of managing the introduction of electronic portfolio at higher school // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 1. P. 79-85. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-1-79-85

о

Bachelor students for future professional work // Informatika i obrzovanie. - 2019. - № 2 (301). Pp. 56-62. [in Russian]

ü о с

о i— о x x о ü

Ё <u

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

ф

ч

ф

X

ш

X

ф

с;

CG ГО

с

о о х ш

ф m

го ш о

Ч

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.