Научная статья на тему 'О требованиях к разработке портфолио в образовательном процессе вузов'

О требованиях к разработке портфолио в образовательном процессе вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE BASED APPROACH / ОЦЕНИВАНИЕ / ASSESSMENT / ПОРТФОЛИО / PORTFOLIO / ВАЛИДНОСТЬ / VALIDITY / НАДЕЖНОСТЬ / RELIABILITY / АУТЕНТИЧНОСТЬ / AUTHENTICITY / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / FEEDBACK / ПРАКТИЧНОСТЬ / PRACTICALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байтуголова Жанара Абдылдаевна

Обоснована необходимость применения технологии портфолио в образовательном процессе вузов Кыргызской Республики. Принятые нормативные документы по реорганизации системы высшего образования предполагают применение компетентностного подхода к обучению. А это в свою очередь, предполагает изменения оценочной системы в образовательном процессе. Альтернативной формой, в противовес традиционной, выступает технология портфолио, которая получила положительную характеристику в системе обучения развитых стран. В статье портфолио характеризуется и как процесс, и как результат учебно-познавательной деятельности студента. Проанализированы мнения и предложения ученых о требованиях к организации портфолио. Предложен авторский вариант к разработке и организации портфолио в си-стеме обучения вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байтуголова Жанара Абдылдаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS TO PORTFOLIO DEVELOPMENT IN PROCESS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article is devoted to the justication of the need for a portfolio technology usage in the study process of higher educational institutions of the Kyrgyz Republic. The adopted regulations on the reorganization of higher education involve the use of competence-based approach to the learning process. And this implies a change in the evaluation tools of the educational process. As an alternative form, opposed to the traditional portfolio acts as assessment, which has been receiving a positive response in the education system of developed countries. The portfolio assessment is characterized as a process and as a result of learning and cognitive activity of the student. There has been analyzed the opinions and suggestions of scientists about the requirements for the organization of the portfolio usage. The author’s version of design and organization of the portfolio assessment in the educational system of higher educational organizations has been proposed.

Текст научной работы на тему «О требованиях к разработке портфолио в образовательном процессе вузов»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

DOI 10.7442/2071-9620-2015-3-96-106

УДК 378.146 ББК 74.480.28

Ja.A. Baitugolova

(Naryn State University named after S. Namatov, Naryn city, the Kyrgyz Republic)

REQUIREMENTS TO PORTFOLIO DEVELOPMENT IN PROCESS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article is devoted to the justification of the need for a portfolio technology usage in the study process of higher educational institutions of the Kyrgyz Republic. The adopted regulations on the reorganization of higher education involve the use of competence-based approach to the learning process. And this implies a change in the evaluation tools of the educational process. As an alternative form, opposed to the traditional portfolio acts as assessment, which has been receiving a positive response in the education system of developed countries. The portfolio assessment is characterized as a process and as a result of learning and cognitive activity of the student. There has been analyzed the opinions and suggestions of scientists about the requirements for the organization of the portfolio usage. The author's version of design and organization of the portfolio assessment in the educational system of higher educational organizations has been proposed.

Keywords: competence based approach, assessment, portfolio, validity, reliability, authenticity, feedback, practicality.

Ж.А. Байтуголова

(Нарынский государственный университет им. С. Нааматова, г. Нарын, Кыргызская Республика)

О ТРЕБОВАНИЯХ К РАЗРАБОТКЕ ПОРТФОЛИО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ

Обоснована необходимость применения технологии портфолио в образовательном процессе вузов Кыргызской Республики. Принятые нормативные документы по реорганизации системы высшего образования предполагают применение компетентност-ного подхода к обучению. А это в свою очередь, предполагает изменения оценочной системы в образовательном процессе. Альтернативной формой, в противовес традиционной, выступает технология портфолио, которая получила положительную характеристику в системе обучения развитых стран. В статье портфолио характеризуется и как процесс, и как результат учебно-познавательной деятельности студента. о Проанализированы мнения и предложения ученых о требованиях к организации порт-Ц фолио. Предложен авторский вариант к разработке и организации портфолио в сия стеме обучения вузов.

< Ключевые слова: компетентностный подход, оценивание, портфолио, валидность, ® надежность, аутентичность, обратная связь, практичность.

Modern conceptual approaches are used in the high educational system in Kyrgyz Republic and assume structure and content reforming of educational process including system of evaluation. Revealing and analysis of student's activities during the educational process are highlighted. The transfer from evaluation to self-conception makes possible to deal with a matter of student's self-dependence, and responsibility for their education is significant. Nowadays, the necessity of alternative evaluation is associated with theoretical principles are based on paradigm of education. This paradigm provides the opportunity not to only learn and remember information but firstly to prepare them to identity problems, think critically, create ideas and products and develop new constructive solution to the problem [5; 8].

Introduction of competency-based approach in the educational process of Kyrgyzstan's higher institutions draws special attends to estimation of the level of understanding and practice, level of analysis and evaluation. Educational process requires the use of evaluation, so teacher would be able to measure the academic achievements, realistically assess acquired competence of the students in a specific discipline. Besides different forms of objective evaluation should be developed on the basis of certain assessment criteria which are prepared and announced to students in advance for cooperation between students and teacher.

Innovations in methodology of pedagogical evaluation associated with the transition to dynamic assessment student's level of competence where determination of student's level of communicative and intellectual abilities is dominant.

But as the practice of teaching on high school shows, methods of evaluation of students' achievement don't give information each students' progress during process of education about.

Portfolio is one of modern methods of evaluation of study achievements existing in educational process of higher institutions of the Kyrgyz Republic. Appeal to student's

portfolio during his education in higher school is requirement of modern society to graduate as a competent specialist who will be not only creative in his future career but also the subject of his own life.

Portfolio (from French, porter - to state, to formulate and folio - a sheet, a page) means dossier, collecting of achievements. Term "Portfolio" may be characterized in different meanings. According to E.N. Balykina, portfolio is individual, personally selected information pack, which presents study achievements as a product on the one hand, and contains information about methods of analysis and planning of educational achievements on the other hand [3, c. 453]. Z. Ayukasova distinguishes three features of portfolio [4, c. 146]:

1) method of fixation, accumulation and evaluation of individual achievements;

2) collection of work and results which demonstrates efforts, progress and achievements in different chosen spheres;

3) systematic and specially organized arguments are used by teachers and students for knowledge, skills and relations.

According to D M. Azhibaev, M.M. Be-kezhanov, S.K. Kaldybaev, portfolio is a method of evaluation of student's achievements by fixation and accumulation of individual works [5].

It seems the analysis of literature shows the variety of definitions revealing different aspects of this concept.

According to researchers, portfolio is a waytodevelop self-reliance, self-organization and formation of educator's professional training. Today portfolio is widely used in educational systems in different countries. It allows estimating of student's achievements during a certain period of studying. Level of student's achievements is evaluated from the point of view of his creativity and ability to self-search activity. So the process of students individual learning achievements is effectively estimated. It is polysemantic and long process. At this point portfolio is method of continuous assessment

с о

го с о

го о

тз ф

ф .с

ф

о о

ф Е

О ф

> ф

тз

о

ч—

-е о

ф

Е ф

ф Q1

го

>

о о сл

го

со <

го

during study promoting early formation of significant professional student's skills.

According to researches, portfolio is report on studying process-comprising students' knowledge, particularity of student's process of thinking, synthesis, and analysis his own work and cooperation with school community in intellectual and social level. Portfolio shows students level of education, research and practical skills. Portfolio is considered one of the modern forms of leaning activity. It documents professional advancement and reveals the level of expertise.

Nowadays, there is a variety of literature discovering portfolio's role and content, but part of researches dealing with the requirements of portfolio development and organization is insignificant. The reason is that portfolio can be guided by principles of education during learning process.

Analysis results of researches pay attention on the following points. Firstly, standards for development and organization are based on principles and functions of pedagogical evaluation and monitoring. System of standardsisthe basis ofthe principle or, in other words, principle is the system of standards. Principle is the system of rules, regulations or set of requirements. Portfolio should actualize principles of objectivity, systematic, individuality of education evaluation. Portfolio by definition is guided by the principles of justice, transparency and comprehensiveness. The system of standards to portfolio's development is discussed in our research. Secondly, standards proceed from internal patterns of one or another process and deal with normal functional to prevent randomness in the organization of the process. Thirdly, standards are based on the achievements of modern science contribute to the development of application technology of portfolio.

Problem of standards formalization for development portfolio is not enough disclosed but provides methodological interest.

The system of standards for management of organization portfolio is provided by [6; 7; 8; 9]:

1) consistency, regularity, sequence;

2) completeness, concreteness, reliability;

3) objectivity;

4) analyticity;

5) logical and concise of materials;

6) accuracy and aesthetic of design;

7) visibility of results.

Russian researches L.N. Orlova and A.V. Rein [10] propose the following standards for portfolio:

1) interdisciplinarity

2) differentiation

3) humanity

4) compliance with educational programs and textbooks

5) variability

6) reproducibility;

7) creativity;

8) development of personal competences. The set of requirements has been defined

because of analysis the control theory, diagnostic and educational assessment:

1) validity;

2) reliability;

3) feedback;

4) practicality;

5) authenticity.

Characteristic of each of the allocated requirements' content is given.

1. Requirement of validity is connected with the subject of evaluation by portfolio. Individual qualities, maturity of knowledge and skills, degree of achievement of learning aims, student's ability to analyse, synthesize, evaluate the relevant position, key competences are formulated during statement of aims should be assessed. Consequently, portfolio should comply with the objectives and content of education. The structure and content of portfolio should be based on content of the course or formed key or professional competencies. Each of components of portfolio should measure up the course's content and purpose. The particular level of student's communication should be defined by relevant criteria as a result of portfolio development. In this case, portfolio is considered valid. The validity guaranties justification and fairness for interpretation, which are based on practical

skills during evaluation process. The deep analysis should be conducted before proceeding with the development of the portfolio. Each course consists of set of skills or competencies, which formed the content of portfolio.

2. The reliability of portfolio technology. The reliability is characteristic presents the accuracy of the assessment, the sustainability of results to action of random factors. The tests researchers define the reliability as a consistency of results during the retesting by the same test or its equivalent [11; 12].

C on sequently, the term has two meanings. Firstly, evaluation is considered reliable if it provides a high accuracy of measurement. Secondly, evaluation is deemed reliable if it shows the similar results during repeated execution on condition that training of the students has not changed before retesting.

Therefore, reliability of portfolio depends on the objective evaluation, the uniformity of knowledge the stability properties of student's personality are evaluated. For example, if teacher A evaluates the student's portfolio by a one score, the teacher B should evaluate this portfolio by the same score. We can assume the technology of evaluating is reliable. Consequently, the result of evaluating portfolio should not depend on person who evaluates student's study achievements.

3. Feedback is determined by psychological and pedagogical theory as essential requirement to management of learning process. Feedback is identifying and providing timely information about the nature of action, correctness of operations, degree of development of specific skills and knowledge. As the researches note the feedback is the process of reporting and acquisition, information about the action, situation, and contentious questions leading to the goal. The feedback has the form of relevant comments and precise sentences during the portfolio's development. These forms help student to realize vacancy in his knowledge in the way of accumulation enough information to further advance [13].

The feedback gives teacher information about the process of developing portfolio, student's achievements and vacancy in his knowledge. Student seeking to success should learn to self-esteem, to understand the main purpose of education and therefore to learn what is need to succeed. In this way, feedback gives information about student's comprehension or incomprehension in portfolio developing. It allows teacher react to lapses promptly and then furnish with information about the success of performance and recommendation for improvement of work.

4. Practicality is one of the basis system requirements. It means ease of use tasks in practice, methods of evaluation and counting. The demand of practicality is foreground production tasks for student, planning reporting data be implemented based on compliance with certain requirements. The follow questions should be answered: is this devise expensive? Whether it requires a long time for developing? Whether it demands a lot of human resources for realization? Is these problem exist they should be reconsider [14].

5. Portfolio should bear authentic character. It means students interaction with actual practice, performing tasks dealing with real life situations. An Authentic assessment is kind of evaluation used in the practice-oriented activities and providing estimation person skill's formation in situation as close as it possible to everyday life [7; 15]. It presupposes evaluation of student's ability to apply knowledge in practice.

The authentic evaluation aims to identify the quality of work and its result by referring to the actual behaviour of students based on understanding of necessity of a holistic structure and summing up their activities. The aim of authentic evaluation is collection and collation of data showing that student can really use the acquired knowledge at the same time they are able critically to evaluate their efforts. In this way, demands of authentic for portfolio development and organization involves documentation of

с о

го с о

го о

тз ф

ф .с

ф

о о

ф

Е

о ф

> ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тз

о

ч—

-е о

ф

Е ф

ф Q1

го

>

о о сл

го

m <

го

information about the real students' progress. Progress shows the process of improving the real student's abilities. This progress doesn't show the level of achievements compared to other but the process of improving the real student's ability. Therefore, the authentic evaluation is considered primary in portfolio development.

The discussed system of requirement informs teachers and students about their compliance in the implementation of portfolio. These requirements give the opportunity to manage the process of developing student's portfolio. The usage of portfolio can help to realize competence-based approach to the evaluation of student's educational achievements in the educational process of universities. References:

1. Anastasi A., Urbina S. Psychological testing. - St. Petersburg: Peter, 2003. -688 p. (in Russian)

2. Ayukasova Z. Process Management development and implementation of the model portfolio // Pedagogical diagnostics. 2008. № 2. P. 145-150. (in Russian)

3. Balykina E.N. Implementation of the integrated electronic «portfolio of educational achievements» of the student (for example, specialization of «historical information») // circle of ideas: interdisciplinary approaches in historical science. Proceedings X conference of the Association «History and Computer» / Edited L.I. Bordkina, I.M. Garskovoy. - M., 2008. - P. 438490. (in Russian)

4. Golub G.B. Portfolio in the pedagogical diagnostics // Pedagogical diagnostics. St. Petersburg. 2005. №3. P. 56-58. (in Russian)

5. State educational standard of higher education in the direction of Teacher Education (Bachelor). - B., 2013. -176 p. (in Russian)

6. Grigorenko Elena. Portfolio in high school: guidelines for the creation and use. - Tomsk, 2007. - 64 p. (in Russian)

7. Kaldybaev S.K., Azhybaev D.M., Bekezhanov M.M. Computer diagnostics of learni ng outcome s i n general education schools: practice-oriented monograph. -Bishkek, 2007. - 136 p. (in Russian)

8. The concept of education development in the Kyrgyz Republic until 2020. Education Development Strategy in the Kyrgyz Republic for 2012-2020. Action Plan for the implementation of the Strategy of education in the Kyrgyz Republic for 2012-2014 as the first three-year plan to implement the Strategy for Education Development in the Kyrgyz Republic for 2012-2020. - Bishkek, 2012. - 119 p. (in Russian)

9. Mayorov A.N.Theory and practice of creating tests for the education system: How to choose and use tests for purposes of education. - M.: Education, 2000. -352 p. (in Russian)

10. Minenkov G.Y. The transformation of the university and the educational process: a textbook for teachers. - Minsk, 2004. -164 p. (in Russian)

11. Orlova L.N., Reyn A.V. The model portfolio of educational achievements in biology in the development of students 'learning motivation. State Educational Institution of Higher Professional Training «Omsk State Pedagogical University», Omsk.

12. Polat E.S. New pedagogical and information technologies in the education system: manual for stud. pedagojical universities and the system improved. Qualifications. ped. Frame. -M.: Publishing center «Academy», 2002. - 272 p. (in Russian)

13. Sahan O. Portfolio is a new form of control // [Electronic resource]: http://45minut.info/load/20-1-0-80. (in Russian)

14. Titova I.N. Activation of educational activity of schoolchildren on the basis of the portfolio. Diss. ... PhD. - M., 2010. -208 p. (in Russian)

Новые концептуальные подходы, применяемые в системе высшего образования Кыргызской Республики, предполагают реформирование всей структуры и содержания образовательного процесса, в том числе, и оценочной системы. В этом вопросе на первый план выдвигается выявление и анализ активности самих обучающихся в процессе обучения, степени роста их компетентности. Важен переход от оценки к самооценке, который позволяет решать вопрос о развитии у студентов самостоятельности и ответственности за свое обучение. Необходимость разработки альтернативного оценивания связывается сегодня с теоретическими положениями, в основе которых лежит парадигма образования, позволяющая обучающимся не только усваивать и запоминать информацию, но, прежде всего, подготовит их к выявлению проблемы, умению мыслить критически, созданию идей и продуктов, разработке новых конструктивных решений проблем [5; 8].

Широкое внедрение компетентност-ного подхода в образовательном процессе вузов Кыргызстана требует особого внимания к оценке уровня понимания, уровня применения знаний, уровня анализа и оценки осваиваемых учебных материалов. Образовательный процесс нуждается в использовании такой оценки, с помощью которой преподаватель смог бы измерить учебные достижения, реально оценить приобретенные компетенции студентов по конкретной дисциплине. Кроме этого, чтобы развить демократические отношения и сотрудничество между студентами и преподавателем, следует разработать разные формы объективной оценки компетенций студентов на основе тех или иных критериев оценки, которые подготавливаются заранее и оглашаются студентам.

Инновации в методике педагогической оценки связаны с переходом к динамической оценке уровня подготовленности учащихся, нацеленных на выявление компетентности обучаемых, где доми-

нирующим можно считать определение степени сформированности коммуникативных и интеллектуальных умений.

Однако, как показывает практика обучения в вузе, применяемые средства оценивания учебных достижений студентов зачастую не позволяют получить информацию, демонстрирующую продвижение каждого студента в ходе образовательного процесса.

Одним из современных способов оценивания учебных достижений студентов является портфолио, который стал применяться в образовательном процессе вузов Кыргызской республики. Обращение к портфолио студента в процессе обучения в высшей школе связано с требованиями современного общества к выпускнику вуза как к компетентному специалисту, способному не только творчески относиться к будущей профессиональной деятельности, но и быть субъектом своей жизни.

Портфолио, при переводе с французского (porter - излагать, формулировать, и folio - лист, страница) означает досье, собрание достижений. Термин «портфо-лио» характеризуется в разных значениях. По мнению Е.Н. Балыкиной, порт-фолио - индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов, которые, с одной стороны, представляют образовательные результаты в продуктном виде, с другой стороны, содержат информацию, которая характеризует способы анализа и планирования своей образовательной деятельности [3, с. 453]. З. Аюка-сова в своем исследовании выделяет три наиболее значимые характеристики портфолио [2, с. 146]:

а) способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений;

б) коллекция работ и результатов, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных областях;

в) систематический и специально орга-

низованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимся

с о

го с о

го о

тз ф

ф .с

(Л ф

о о

ф

Е ü о

ф >

ф тз

£ -е о

ф Е ф

ф Q1

для мониторинга знаний, умений, навыков и отношений. По мнению Д.М. Ажыбаева, М.М. Бе-кежанова и С.К. Калдыбаева, портфолио характеризуется как метод оценивания достижений студентов путем фиксирования, накопления их индивидуальных работ [7].

Как видно из анализа литературы, существует множество определений, раскрывающих те или иные стороны данного понятия.

Разработку и использование технологии портфолио исследователи считают средством развития самостоятельности, самоорганизации и формирования профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов. Сегодня портфо-лио имеет богатый опыт применения в системе образования многих стран. Оно позволяет оценивать достижение учащихся на протяжении определенного периода обучения. С помощью портфолио уровень достижений студента оценивается с точки зрения его творчества, способности к самостоятельной поисковой деятельности. Тем самым оценивается динамика изменений индивидуальных особенностей студента, прежде всего, его учебные достижения. Оценка результатов обучения с помощью портфолио -многозначный и длительный процесс. С этой точки зрения, портфолио является формой непрерывной оценки в процессе обучения, способствует раннему формированию профессионально значимых умений студентов.

В исследованиях отмечается, что портфолио - отчет по процессу обучения. Это отчет о том, что усвоил студент, как проходил процесс обучения, как думает, анализирует и синтезирует студент свой собственный продукт, как он взаимодействует с другими участниками образовательного процесса на ин-§ теллектуальном и социальном уровнях. â Отмечено также, что портфолио может я показать уровень учебных, исследовала; тельских и практических навыков сту-^ дентов. Многие исследователи утверж-

дают, что портфолио является одной из современных форм учебной деятельности. Портфолио документирует профессиональный рост, показывает наличие и уровень компетентности.

Как видно, в настоящее время имеется множество литературы, раскрывающей сущность и назначение портфолио, в то же время доля исследований, посвященных требованиям к разработке и организации портфолио, незначительна. Это может быть объяснено тем, что портфолио в процессе обучения может руководствоваться принципами педагогической оценки. Но этого недостаточно, деятельность портфолио должна регламентироваться своими положениями.

Результат анализа исследований по проблемам разработки требований к педагогическому оцениванию, технологии портфолио, в частности, позволяет обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, требования как необходимое руководство для составления и организации портфолио определяются на основе принципов и функций педагогической оценки и контроля. Система требований составляет основу принципа, или, другими словами, принцип состоит из системы требований. Принципы - это система правил, нормативные положения, совокупность требований. В самом деле, портфолио должно реализовать принципы объективности, систематичности, индивидуального характера педагогической оценки. Портфолио, по своей сути руководствуется принципами справедливости, гласности и всесторонности. Поэтому в нашем исследовании речь может идти о системе требований к разработке портфолио. Во-вторых, требования исходят из внутренних закономерностей того или иного процесса и нацелены на его нормальное функционирование, чтобы не допустить хаотичность и разбросанность в организации процесса. В-третьих, требования, основанные на достижениях современной науки, способствуют выработке технологии применения портфолио.

Характеризуя сущность, содержание и структуру портфолио, многими исследователями не рассматривается и не решается вопрос о необходимости формулировки требований к его разработке, хотя этот вопрос является одним из важных, имеющих методологическое значение. Ряд авторов предлагают систему требований для руководства организации портфолио в целом.

Так, в некоторых работах предлагаются следующие требования к портфолио [6; 12; 13; 14]:

1) системность, регулярность, последовательность;

2) полнота, конкретность, достоверность;

3) объективность;

4) аналитичность;

5) логичность и лаконичность материалов;

6) аккуратность и эстетичность оформления;

7) наглядность результатов работы. Российские исследователи Л.Н. Орлова и А.В. Рейн [11] предлагают следующие требования к портфолио:

1) межпредметность;

2) дифференциация;

3) гуманность;

4) соответствие программе и учебнику;

5) вариативность;

6) воспроизводимость;

7) креативность;

8) развитие личностных компетенций. Результат анализа исследований по

теории контроля, диагностике и педагогическому оцениванию позволили нам определить следующую совокупность требований к разработке и организации учебного портфолио:

1) валидность;

2) надежность;

3) обратная связь;

4) практичность;

5) аутентичность. Охарактеризуем содержание каждого

из выделенных требований.

1. Требование валидности связано с тем, что мы намереваемся оценивать с помощью портфолио. Суть данного тре-

бования состоит в том, что с помощью технологии портфолио должны быть оценены индивидуальные качества, сформированность знаний и умений, степень достижения целей обучения, способности студентов анализировать, синтезировать, оценивать соответствующее положение, те или иные ключевые компетенции, сформулированные при постановке цели. Следовательно, разрабатываемое портфолио должно соответствовать цели и содержанию обучения. При этом и структура, и содержание портфолио должны исходить из содержания курса, содержания формируемых ключевых или профессиональных компетенций. Каждый компонент портфо-лио должен отвечать содержанию и цели курса. Если портфолио намеревается определить уровень коммуникативной компетентности студента, то в результате организации портфолио должен быть определен конкретный уровень коммуникации студента по соответствующим критериям. Тогда портфолио считается валидным. Поэтому смысл валидности состоит в том, чтобы обеспечить оправданность и справедливость интерпретаций, основанных на свидетельствах о практических умениях студентов, проявленных в процессе оценивания.

Таким образом, прежде чем приступить к разработке портфолио, следует провести глубокий анализ учебного курса, содержания формируемых компетенций. Каждый учебный курс состоит из совокупности формируемых способностей или компетенций. И они же должны составлять содержание учебного портфолио.

2. Надежность технологии портфолио. Надежностью называется характеристика, отражающая точность оценки, а также устойчивость результатов к действию случайных факторов. Исследователи теста определяют надежность как «согласованность» показателей, полученных у испытуемых при повторном тестировании тем же самым тестом или эквивалентной его формой [1; 9].

с о

го с о

го о

тз ф

ф .с

ф

о о

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е

о, ф

> ф

тз

о

ч—

-е о

ф

Е ф

ф Q1

Следовательно, термин имеет два значения. Во-первых, оценка считается надежным, если он обеспечивает высокую точность измерений. Во вторых, оценка считается надежной, если она дает при повторном выполнении близкие результаты при условии, что подготовка обучающегося не изменилась за время, установленное до повторного испытания.

Таким образом, степень надежности портфолио зависит от объективности оценки, однородности предъявленных заданий, стабильности свойств личности студента, подлежащих измерению. Например, если преподаватель А оценивает портфолио студента определенным баллом, то другой преподаватель В, который оценивает портфолио этого же студента, должен оценивать таким же баллом. Тогда можно считать, что технология оценивания надежна. Таким образом, результат оценки портфолио не должен зависеть от того, кто оценивает учебные достижения студента.

3. Психолого-педагогическая теория определяет обратную связь как важнейшее требование управления процессом усвоения знаний. Значение обратной связи заключается в выявлении и предоставлении своевременной информации о характере выполняемых действий, правильности выполнения операций, о степени сформированности определенных знаний и умений. Как справедливо отмечают исследователи, обратная связь -процесс сообщения и получения информации о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели. Обратная связь представляет собой уместные комментарии и ясные, понятные предложения при разработке портфолио, помогающие студенту осознать собственные пробелы таким образом, чтобы он накопил достаточную информацию для дальнейшего продви-

(0

g жения вперед [4].

& Обратная связь дает представление я преподавателю о том, как идет процесс < составления портфолио, информирует ^ о достижениях и упущенных пробелах

студента. Чтобы достичь реального успеха, студент должен научиться самооценке с тем, чтобы понимать основную цель своего обучения и, таким образом, усвоить то, что необходимо делать для достижения этого успеха. Таким образом, обратная связь предоставляет информацию о том, как и что студент понимает, или не понимает по разработке портфолио, позволяет преподавателю своевременно реагировать на упущения. Кроме этого, обратная связь предполагает предоставление информации об успешности выполнения работы и рекомендаций по ее улучшению.

4. Одним из основных системных требований является требование практичности. Данное требование означает как легкость применения тех или иных заданий на практике, а также легкость приемов оценивания и подсчета результатов. Учет данных факторов обусловливает необходимость придания приоритета данному требованию, который означает, что предъявление заданий для студента, планирование отчетных данных должны быть осуществлены на основе соблюдения определенных требований. При реализации требования практичности должны быть получены ответы на следующие вопросы: является ли данный инструмент (в данном случае портфолио) дорогим? Требует ли очень много времени для разработки? Требует ли много человеческих ресурсов для реализации? Если эти проблемы существуют, то следует их пересмотреть.

5. Портфолио должен носить аутентичный характер. Это требование предполагает взаимодействие студентов с реальной практикой, выполнение заданий, учитывающих реальные жизненные ситуации. По мнению исследователей, аутентичное оценивание - это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную

к требованиям реальной жизни - повседневной или профессиональной [12; 10]. Оно предполагает оценивание способности студентов применять знания на практике.

Аутентичная оценка направлена на выявление качества работы и ее результатов посредством обращения к реальному учебному поведению студентов, основанному на понимании ими необходимости целостного конструирования и подведения итогов их учебной деятельности. Цель аутентичной оценки - сбор и обобщение данных, свидетельствующих о том, что студенты могут действительно эффективно использовать приобретаемые знания и при этом способны самостоятельно критически оценивать свои усилия. Следовательно, требование аутентичности в разработке и организации портфолио предполагает документирование информации о реальном прогрессе студента. Он показывает также процесс реального совершенствования способностей студентов, а не уровень достижений по сравнению с другими. Таким образом, данное требование можно считать основным в процессе разработки и применения портфолио.

Рассмотренная система требований информирует преподавателей и студентов о соблюдении их в процессе выполнения портфолио. Требования предоставляет возможность управлять процессом разработки портфолио студентов, использование которого может реализовать в образовательном процессе вузов компетентностный подход к оцениванию учебных достижений студентов. Библиографический список:

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб: Питер, 2003. - 688 с.

2. Аюкасова З. Управление процессом разработки и внедрения модели порт-фолио // Педагогическая диагностика. 2008. № 2. С. 145-150.

3. Балыкина Е.Н. Реализация комплексного электронного «портфеля образовательных достижений» сту-

дента (на примере специализации «историческая информатика») // Круг идей: междисциплинарные подходы в исторической информатике. Труды Х конференции Ассоциации «История и компьютер» / под редакцией Л.И. Бордкина, И.М. Гарсковой. - М., 2008. - С. 438-490.

4. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики: методические рекомендации для учителя по работе с порт-фолио проектной деятельности учащихся. - Самара, 2004. - 62 с.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению Педагогическое образование (бакалавр). - Б.: 2013. - 176 с.

6. Григоренко Е.В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию - Томск, 2007. - 64 с.

7. Калдыбаев С.К., Ажыбаев Д.М., Бе-кежанов М.М. Компьютерная диагностика результатов обучения в общеобразовательной школе: практи-ко-ориентированная монография. -Бишкек, 2007. -136 с.

8. Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года. Стратегия развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы. План действий по реализации Стратегии образования в Кыргызской Республике на 2012-2014 годы в качестве первого трехлетнего плана по реализации Стратегии развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы. - Бишкек, 2012. - 119 с.

9. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать и использовать тесты для целей образования. - М.: Народное образование, 2000. - 352 с.

10. Миненков Г.Я. Трансформация университета и учебный процесс: методическое пособие для преподавателей. - Минск, 2004. - 164 с.

с о

го с о

го о

тз ф

ф .с

ф

о о

ф

Е

о ф

> ф

тз

о

ч—

-е о

ф

Е ф

ф Q1

11. Orlova L.N., Reyn A.V. The model portfolio of educational achievements in biology in the development of students' learning motivation. State Educational Institution of Higher Professional Training «Omsk State Pedagogical University», Omsk.

12. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. педагогических вузов и си-

стемы повыш. квалиф. пед. кадров. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

13. Сахан О.А. Портфолио - новая форма контроля // [Электронный ресурс]: http://45minut.info/load/20-1-0-80.

14. Титова И.Н. Активизация учебной деятельности школьников на основе метода портфолио: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 208 с.

Поступила 22.09.15

About the author:

Baitugolova Janara Abdyldaevna, Senior Lecturer, Department of the Romanic and Germanic Languages, S. Naamatov Naryn State University, (25, Sagynbay Orozbak street, Naryn city, the Kyrgyz Republic), janara899@gmail.com

For citation: Baitugolova Ja.A. Requirements to portfolio development in process of higher educational institutions // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. № 3. Р. 96-106.

Об авторe:

Байтуголова Жанара Абдылдаевна, старший преподаватель кафедры романо-гер-манских языков Нарынского государственного университета им. С. Нааматова (Кыргызская Республика, г. Нарын, ул. С. Орозбака, д. 25), janara899@gmail.com

Для цитирования: Байтуголова Ж.А. О требованиях к разработке портфолио в образовательном процессе вузов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 3. С. 96-106.

го

>

О, о сл

го

m <

го

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.