Научная статья на тему 'Исследование адаптационных показателей первокурсников с разноуровневой довузовской подготовкой'

Исследование адаптационных показателей первокурсников с разноуровневой довузовской подготовкой Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
90
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВУЗА / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ADAPTATION CHARACTERISTICS / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT OF STUDENTS / VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM OF THE UNIVERSITY / PRE-UNIVERSITY SCHOOLING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Блинова Тамара Васильевна

В статье приводятся результаты авторского 5-летнего исследования (2007-2012) адаптационных показателей первокурсников. Сравниваются данные студентов с разным уровнем подготовки. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для построения дифференцированного подхода к обучению студентов с разноуровневой довузовской подготовкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF ADAPTATION CHARACTERISTICS OF STUDENTS WITH VARIOUS LEVELS OF PRE-UNIVERSITY SCHOOLING

The article presents results of the five-year research (2007-2012) concerning with adaption characteristics of the first-year higher school students. The author compares characteristics of students with various levels of pre-university schooling. The research results may be implemented in development of the personalized approach to the training of students with different grounding.

Текст научной работы на тему «Исследование адаптационных показателей первокурсников с разноуровневой довузовской подготовкой»

УДК 37

Блинова Тамара Васильевна

соискатель кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета

ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ С РАЗНОУРОВНЕВОЙ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ

Blinova Tamara Vasilyevna

PhD student of the Social Work, Psychology and Higher Education Department, Kuban State University

RESEARCH OF ADAPTATION CHARACTERISTICS OF STUDENTS WITH VARIOUS LEVELS OF PRE-UNIVERSITY SCHOOLING

Аннотация:

В статье приводятся результаты авторского 5-летнего исследования (2007-2012) адаптационных показателей первокурсников. Сравниваются данные студентов с разным уровнем подготовки. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для построения дифференцированного подхода к обучению студентов с разноуровневой довузовской подготовкой.

Ключевые слова:

адаптационные показатели, психологопедагогическое сопровождение студентов, профессионально-образовательная система вуза, довузовская подготовка.

Summary:

The article presents results of the five-year research (2007-2012) concerning with adaption characteristics of the first-year higher school students. The author compares characteristics of students with various levels of pre-university schooling. The research results may be implemented in development of the personalized approach to the training of students with different grounding.

Keywords:

adaptation characteristics, psychological and educational support of students, vocational education system of the university, pre-university schooling.

В течение 5 лет (2007-2012) осуществлялось исследование адаптационных факторов, обусловливающих успешность процесса психолого-педагогического сопровождения первокурсников как средства адаптации в условиях профессионально-образовательной системы вуза [1].

Проблема адаптации, адаптационных факторов успешности профессиональной подготовки будущих специалистов исследована в трудах В.Т. Ащепкова, Е.И. Бондаренко, Н.Ф. Маслова, Е.С. Малышкиной, Г.И. Симонова, А. Ховрина [2; 5; 4].

В.Т. Ащепков исследовал систему обратных взаимно-адаптационных связей, выделяя компоненты профессиональной адаптации и опосредовательные компоненты [5]. Значимость для нашего исследования представляют собой адаптационные факторы личности и среды, особенностью является изучение адаптационных показателей студентов, первокурсников с разноуровневой довузовской подготовкой. Выборку составляют 1 203 студента Кубанского государственного аграрного университета (Анапский филиал). Разработана авторская методика опроса студентов, включая 9 критериев-вопросов (т. 1, 2) с учетом особенности довузовского базового образования студентов [6]. В данной статье представлен анализ, интерпретация полученных экспериментальных данных.

Так по каждому из 9 вопросов составлены сравнительные диаграммы по представлениям первокурсников школы и техникума для более выраженной наглядности (см. диаграммы 1а, 1б до 9а, 9б).

Таблица 1 - Адаптационные показатели представлений студентов, обучаемых в КубГАУ, Анапский филиал, в период 2005-2010 уч. гг. после школы (очное отделение)______

№ п/п ВОПРОСЫ Варианты ответов (%)

А Б В Г

1 Кто рекомендовал поступать в КубГАУ: - А - родители; - Б - родственники; - В - друзья; - Г - никто 27 20 7 46

2 Испытываете ли вы трудности в КубГАУ: - А - по учёбе; - Б - дисциплине; - В - в группе; - Г - нет 27 - 7 66

Продолжение таблицы 1

3 Хватает ли знаний школы: - А - да; - Б - не всегда; - В - нет 33 60 7 -

4 Кто оказывает помощь: - А - преподаватели; - Б - группа; - В - родители; - Г - репетиторы 20 46 20 14

5 Учебный процесс в КубГАУ: - А - сильно отличается; - Б - отличается частично; - В - нет разницы 60 40 - -

6 Сколько времени потребовалось на адаптацию в КубГАУ: - А - год; - Б - полгода; -В - несколько месяцев (2-3); - Г - привык сразу 14 20 52 14

7 Что испытывали став студентом: - А - сильные переживания; - Б - иногда неприятности; - В - мелкие проблемы; - Г - всё в норме 14 - 33 53

8 Перспективы после получения диплома: - А - позитивные; - Б - средние; - В - неопределённые 67 27 6 -

9 Трудоустройство: - А - гарантировано; - Б - нет 53 47 - -

Таблица 2 - Адаптационные показатели представлений студентов, обучаемых в КубГАУ, Анапский филиал в период 2005-2010 уч. гг. после техникума (очное отделение)___

№ п/п ВОПРОСЫ Ва рианты ответов %)

А Б В Г

1 Кто рекомендовал поступать в КубГАУ: - А - родители; - Б - родственники; - В - друзья; - Г - никто 42,6 8,5 1,5 47,4

2 Испытываете ли вы трудности в КубГАУ: - А - по учёбе; - Б - дисциплине; - В - в группе; - Г - нет 14,5 8,5 13,2 63,8

3 Хватает ли знаний техникума: - А - да; - Б - не всегда; - В - нет 33 52,9 14,1 -

4 Кто оказывает помощь: - А - преподаватели; - Б - группа; - В - родители; - Г - репетиторы 48,8 26,6 20,2 4,4

5 Учебный процесс в КубГАУ: - А - сильно отличается от техникума; - Б - отличается частично; - В - нет разницы 10,9 47,1 42 -

6 Сколько времени потребовалось на адаптацию в КубГАУ: - А - год; - Б - полгода; - В - несколько месяцев (2-3); - Г - привык сразу 9,7 6,6 29,2 54,5

Продолжение таблицы 2

7 Что испытывали, став студентом: - А - сильные переживания; - Б - иногда неприятности; - В - мелкие проблемы; - Г - всё в норме 11,1 2,3 21,4 65,2

8 Перспективы после получения диплома: - А - позитивные; - Б - средние; - В - неопределённые 44,7 30 25,3 -

9 Трудоустройство: - А - гарантировано; - Б - нет 30,5 69,5 - -

1. Кто рекомендовал Вам поступать в КубГАУ?

Диаграмма 1а

После школы

Диаграмма 16

После техникума

И А - родители 27%

I 27% у Б - родственники ■■■!

46% | 20% 47,4% 1 42-6% ,

V і $ 1 у В - друзья 7% /

20% у/

у Г • никто 46%

1,5% 8,5%

у А - родители 42,6%

■ Б - родственники 8,5%

у В - друзья 1,5%

I Г - никто 47,4%

1. Так, например, на вопрос, который учитывал психологические и социальные компоненты профессиональной адаптации («Кто рекомендовал Вам поступать в КубГАУ?») [7], студенты после школы ответили, что им порекомендовали родители (27 %) (диаграмма 1а), а студентам после техникума никто не советовал (47 %). Из сравнительного сопоставления следует, что избрание места обучения в вузе является собственной вполне осознанной инициативой (диаграмма 1б).

2. Испытываете ли Вы трудности в КубГАУ?

Диаграмма 2а Диаграмма 2

После школы

После техникума

3%

■ А - по учёбе 40%

IБ - дисциплинароное

6%

15%

40% отношение к учёбе 3% . 8%

54% у В - источник, к котрому

3%

обращаюсь в случае учебных затруднений 54%

■ Г • нет трудностей 3%

71%

і А * по учебе 15%

■ Б - дисциплинарное отношение к учёбе 8%

у В - источник, к которому обращаюсь в случае учебных затруднений 71%

■ Г - нет трудностей 6%

2. Из ответов на вопрос «Испытываете ли Вы трудности в КубГАУ?» можно сделать вывод, что студенты и после техникума - 71 % (диаграмма 2б), и после школы - 54 % (диаграмма 1а) испытывают трудности в учебной и социальной жизни вуза.

3. Хватает ли знаний, данных в школе (техникуме)?

Диаграмма 3а

Диаграмма 3б

3. Ответы на вопрос «Хватает ли знаний, данных в школе (техникуме)?» студенты после техникума и после школы преимущественно ответили «не достаточно» - 60 % (диаграммы 3а, 3б).

Можно сделать вывод, что значительная часть студентов нуждается в дополнительных знаниях, а в ряде наиболее осложненных случаев - в проведении индивидуальных консультаций.

4. Кто оказывает помощь?

Диаграмма 4а

После школы

Диаграмма 46

После техникума

ы А - преподаватели

4,4%

20%

. 144 И Б - группа 46% 20,2% 1

20% 46% ы В - родители 20% И Г - репетиторы 14 \ 26,6% 48,8% у

IА - преподаватели 48,8%

IБ - группа 26,6%

у В - родители 20,2%

И Г - репетирторы 4,4%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. На вопрос «Кто оказывает помощь?» у студентов после школы 46 % - группа (диаграмма 4а), после техникума 48,8 % - преподаватели (диаграмма 4в).

Сопоставление этих данных свидетельствует о том, что коллективу преподавателей у студентов после техникума принадлежит главная роль при овладении ими профессиональноориентированных знаний, умений, навыков (ЗУН), а у студентов после школы главная роль отведена учебной группе [8].

5. Насколько сильно учебный процесс в КубГАУ отличается от школьного (в техникуме)?

Диаграмма 5а Диаграмма 5б

5. По диаграммам 5а и 5б можно установить, что у студентов после школы учебный процесс в вузе сильно отличается от школьного. После техникума они более склонны к тому, что нет разницы.

6. Сколько времени потребовалось на адаптацию в КубГАУ?

Диаграмма 6а

Диаграмма 6б

6. На вопрос «Сколько времени потребовалось на адаптацию в КубГАУ?» можно сделать вывод: студенты после школы адаптируются медленнее (от нескольких месяцев до года) (диаграмма 6а). Студентов после техникумов - 54,5 % (диаграмма 6б) - адаптировать к вузу практически не нужно.

7. Какие чувства Вы испытывали, став студентом?

Диаграмма 7а Диаграмма 76

7. В ответах на данный вопрос просматривается психологическая адаптация как составляющая профессиональной адаптации [9].

Студенты после техникума психологически более адаптированы к вузу - 78 % (диаграмма 7б), по сравнению со студентами после школы - 50 % (диаграмма 7а), из-за многочисленных факторов: возраста, мотивации, специфики учебного заведения.

8. Какие имеются перспективы после получения диплома?

Диаграмма 8а Диаграмма 86

8. Вопрос «Какие имеются перспективы после получения диплома?» относится к профессиональной адаптации на производстве. Перспективы после получения диплома выпускников школы более позитивны - 67 % (диаграмма 8а), чем у студентов, окончивших техникум - 44,7 % (диаграмма 8б). Это связанно с тем, что первая группа студентов не прошла производственные практики, не знакома с трудоустройством в строительных организациях.

9. Есть ли гарантии трудоустройства в реальной социально -экономической ситуации?

Диаграмма 9а

После школы

И А - гарантируют

53%

Ш Б - нет 47%

9. Вопрос № 8 подтверждается в тесте трудоустройство в реальной социальноэкономической ситуации [10]. Студенты после школы надеются на трудоустройство в строительных организациях - б7 % (диаграмма 8а), по сравнению с выпускниками техникума - 44,7 % (диаграмма 8б).

Студенты после техникума более обеспокоены трудоустройством после окончания вуза. Заключение.

Таким образом, полученные результаты позволяют учитывать особенности адаптационных показателей как одного из важнейших составляющих в структуре профессиональной адаптации с учетом особенностей данного процесса обучения студентов I курса. Анализ способствует большей конкретизации дифференцированного подхода к обучению студентов с разноуровневой довузовской подготовкой.

Ссылки:

1. Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы: проблемы и перспективы. Ростов н/Д., 1997. 143 с.

2. Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей // Высшее образование России. 1998. № 4. С. 67-72.

3. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Орел, 1994.

4. Малышкина Е.С., Бондаренко Е.И. Проблемы адаптации новых преподавателей // СПО. № 8. 2005.

5. Ащепков В.Т. Адаптационные проблемы высшей школы России. 1999. С. 237-250.

6. Блинова Т.В., Князева Г.Н. Особенности адаптации студентов к современным требованиям образовательной си-

стемы вуза // Материалы Международной научно-практической конференции Развитие социальной сферы - региональный взгляд. Краснодар, 2008.

7. Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация ... 1998.

8. Малышкина Е.С., Бондаренко Е.И. Указ. соч.

9. Ащепков В.Т. Адаптационные проблемы ...

10. Маслова Н.Ф. Указ. соч.

Диаграмма 9б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.