Научная статья на тему 'Адаптационные факторы личности и среды как условие профессиональной подготовки строителей в образовательной системе вуза'

Адаптационные факторы личности и среды как условие профессиональной подготовки строителей в образовательной системе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / ADAPTATION / PROFESSIONAL ADAPTATION / ADAPTATION FACTORS / EDUCATIONAL SYSTEM / SOCIAL SITUATION OF INDIVIDUAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинова Тамара Васильевна

В статье анализируются идеи формирования профессиональной адаптации у студентов первокурсников, рассматривается проблема сравнительных характеристик студентов, окончивших школу и техникум по специальности инженер-строитель, в контексте адаптационных факторов личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE FACTORS OF PERSONALITY AND ENVIRONMENT AS CONDITION OF PROFESSIONAL TRAINING OF BUILDERS IN EDUCATIONAL SYSTEM OF HIGH SCHOOL

This article analyzes the idea of forming the professional adaptation of first year students, the problem of comparative characteristics of students graduating from school and college as the engineer-builder in the context of adaptive personality factors.

Текст научной работы на тему «Адаптационные факторы личности и среды как условие профессиональной подготовки строителей в образовательной системе вуза»

УДК 37

Блинова Тамара Васильевна

соискатель кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета tamara.d9@mail.ru

АДАПТАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ЛИЧНОСТИ И СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТРОИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА

Аннотация:

В статье анализируются идеи формирования профессиональной адаптации у студентов первокурсников, рассматривается проблема сравнительных характеристик студентов, окончивших школу и техникум по специальности инженер-строитель, в контексте адаптационных факторов личности.

Ключевые слова:

адаптация, профессиональная адаптация, адаптационные факторы, образовательная система, социальная ситуация развития личности.

Blinova Tamara Vasilyevna

post-graduate student of the chair of social work, psychology and pedagogy of higher education, Kuban State University tamara.d9@mail.ru

ADAPTIVE FACTORS OF PERSONALITY AND ENVIRONMENT AS CONDITION OF PROFESSIONAL TRAINING OF BUILDERS IN EDUCATIONAL SYSTEM OF HIGH SCHOOL

The summary:

This article analyzes the idea of forming the professional adaptation of first year students, the problem of comparative characteristics of students graduating from school and college as the engineer-builder in the context of adaptive personality factors.

Keywords:

adaptation, professional adaptation, adaptation factors, educational system, social situation of individual development.

Процесс профессиональной адаптации студентов в образовательной системе вуза включает в себя несколько этапов, связанных с формированием профессиональной подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности.

Образовательная среда вуза с позиции теории педагогических образовательных систем (ОС) представляет собой синтез в единстве структурных и функциональных компонентов. Структурными компонентами в контексте теоретических посылок Н.В. Кузьминой являются: цели, преподаватель как управляющее звено образовательной системы, студент, содержание информации, средства коммуникации, оценочный компонент. Образовательная система вуза связана с компонентами предшествующей образовательной системы (школы или техникума) и последующей - производственной. Последний компонент ОС - означает следующую систему, в которую выпускник входит уже как специалист [1].

Управление преподавателем процессом профессиональной адаптации студентов, начиная с первого курса, предполагает изначальное изучение личности первокурсников и средовых факторов, способствующих целенаправленности, системности и последовательности овладения студентами профессиональных знаний, умений и профессионально важных качеств (ПВК).

В Кубанском государственном университете на кафедре Социальной работы, психологии и педагогики высшего образования осуществляется диссертационное исследование по проблеме профессиональной адаптации первокурсников вуза в контексте сравнительного анализа довузовского обучения учащихся, окончивших школу или техникум по специальности.

На первых этапах исследования обнаружено различие в уровнях сформированности знаний, умений, навыков и ряда других характеристик, выступающих в ряде определенных адаптационных факторов. Обнаруживаются различия между студентами-первокурсниками относительно не только базового образования, но и возраста, социального происхождения и некоторых личностных качеств, формированию которых наиболее способствовала предшествующая вузу социальная ситуация развития. Одной из задач осуществляемого исследования явилось изучение теоретических основ понятийного пространства «адаптации» в контексте процесса профессиональной подготовки будущих специалистов, выявления сущности адаптационных факторов и их роли в процессе профессиональной адаптации.

В качестве эмпирической была определена задача измерения особенностей (сходство и различие) первокурсников, окончивших школу и техникум, связанных с такими адаптационными факторами, как базовое образование, возраст, социальное происхождение.

В данной статье рассматриваются те результаты исследования, которые связаны с обозначенными факторами (составляющие часть в общей структуре) адаптационных факторов личности и среды. Их рассмотрение - задача другой статьи.

Термин «адаптация» (от ср. век. лат. «adaptation» - приспособление) был впервые введен в научную лексику немецким физиологом Аубертом в 1865 г. [2]. Понятие «адаптация» можно отнести к категории межпредметных, так как оно зарождается на стыках разных наук. В.А. Петровский трактует адаптивную направленность в широком смысле, имея в виду «не только процессы приспособления индивида к природной среде (решающие задачу сохранения телесной целостности, выживания, нормального функционирования и т.д.), но и процессы адаптации к социальной среде в виде выполнения предъявляемых со стороны общества требований, ожиданий, норм, соблюдение которых гарантирует полноценность субъекта как члена общества» [3].

Анализ литературы показал, что одна из первых публикаций по адаптации студентов принадлежит Г.П. Медведеву, Б.Е. Рубину, Ю.С. Колесникову. В педагогике высшей школы [4] они впервые определили видовую структуру адаптации студентов, состоящую из двух компонентов - социальной и профессиональной адаптации.

Особое значение для дальнейшего исследования имеют вопросы видовой структуры адаптации образовательной системы как системы обратных взаимно-адаптированных связей (табл. 1) и совокупность адаптационных факторов личности и среды (табл. 2), представленных в исследовании В.Т. Ащепкова [5] и других. Видовая структура адаптации представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Видовая структура адаптации по В.Т. Ащепкову

Одним из оснований для эмпирического анализа адаптационных факторов личности и среды выступает совокупность адаптационных факторов, представленная В.Т. Ащепкова в таблице 2 [6].

Таблица 2. - Адаптационные факторы личности и среды (по В.Т. Ащепкову)

№ Личность № Среда

1 Базовое образование 23 Микроклимат

2 Проф. знания, навыки, умения 24 Традиции

3 Проф. квалификация 25 Уровень развития коллектива

4 Адаптационные способности 26 Состав коллектива

5 Призвание 27 Профиль трудового коллектива

6 Стаж и возраст 28 Наличие лидера

7 Мотивация 29 Время адапт. включения

8 Тип нервной системы 30 Организация труда

9 Черты характера 31 Условия работы

10 Привычки 32 Этно.-демограф. состав коллектива

11 Валеологические проблемы 33 Биологическая структура

12 Национальность 34 Удовлетворенность работой

13 Пол 35 Отношение к начин. работнику

14 Профессиональная культура 36 Система адапт. подготовки

15 Нравственные качества 37 Уровень развития коллектива

16 Эмпатийность 38 «Возраст» коллектива

17 Способность к саморазвитию 39 Жилищно бытовые условия

18 Должность 40 Семейный бюджет

19 Заработная плата 41 Питание семьи

20 Уровень нагрузки 42 Отдых, досуг

21 Социальное происхождение 43 Медицинское обслуживание

44 Лимит времени

45 Наличие в семье больных

46 Количество детей в семье

47 Климато-географ. фактор

48 Специфика учреждения, предприятия

В данной статье о становлении и интерпретации следующих адаптационных факторов: базовое образование (1), возраст (6 фактор) и социальное происхождение (21 фактор по В.Т. Ащепкову).

Сначала были изучены методом анализа рабочей документации сведений о соотношении на I курс выпускников техникумов. Выборку составили студенты первокурсники по специальности «Промышленное гражданское строительство» 138 человек. Данный анализ приводим в течение с 2005/2006 2009/2010 учебных годов.

Обобщение эмпирического исследования по указанным факторам приведены в таблице 3.

Таблица 3. - Краткая интерпретация выявленных показателей

№ п/п Адаптационный фактор Качественная характеристика выпускников

Школы Техникума

1 2 3 4

1 Базовое довузовское образование студентов I курса Составляет 25 % от общего приема АСХТ-Составляет 67 %, другие-техникумы 10 %

2 Возраст Студенты по возрасту преимущественно относятся к ранней Юности. Для этого возраста характерно только формирование самосознания; собственное мировоззрение; отсутствие подлинной само-состоятельности; подверженность влиянию сверстников. Студенты по возрасту преемственно относятся к периоду поздней юности в контексте возрастных исследований. Для этого возраста характерна зрелость в умственном нравственном отношении; интеллектуальных и познавательных возможностей; самостоятельность; убежденность; сложившееся мировоззрение.

3 Социальное происхождение Студенты имеют родителей обеспеченных работой из полных сельских семей рабочих, поэтому родители имели возможность дать своим детям полное образование в школе, а затем обеспечить их поступление в вуз. Студенты имеют родителей менее обеспеченных работой. Это студенты из полных и неполных семей рабочих и служащих, проживающих в городе и селе. Более низкое социальное происхождение объясняет желание родителей дать более раннее профессиональное образование в техникуме.

Данные, полученные методом анализа рабочей документации, позволяют сделать обобщение о необходимости разработки дифференцированных систем заданий в процессе профессиональной адаптации средствами образовательных предметов, специфических, дифференцированных систем заданий, для студентов-выпускников техникумов и студентов-выпускников школы с учетом особенностей адаптационных факторов личности и среды.

Ссылки:

1. Кузьмина Н.В. Профессионализация личности преподавателя производственного обучения. Л., 1990.

2. Ащепков В.Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы: монография. Майкоп, 1997.

3. Кузьмина Н.В. Указ соч.

4. Ольшанский Д.В. Адаптация социальная // Философский энциклопедический словарь / ред. кол.: С.С. Аверинцев и др. М., 1989.

5. Ащепков В.Т. Указ. соч.

6. Там же.

References (transliterated):

1. Kuz'mina N.V. Professionalizatsiya lichnosti prepo-davatelya proizvodstvennogo obucheniya. L., 1990.

2. Ashchepkov V.T. Teoreticheskie osnovy i prikladnye aspekty professional'noy adaptatsii prepodavateley vysshey shkoly: monografiya. Maykop, 1997.

3. Kuz'mina N.V. Op. cit.

4. Ol'shanskiy D.V. Adaptatsiya sotsial'naya // Filosof-skiy entsiklopedicheskiy slovar' / ed. board.: S.S. Averintsev, et al. M., 1989.

5. Ashchepkov V.T. Op. cit.

6. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.