Научная статья на тему 'Педагогические проблемы реализации профессиональной адаптации'

Педагогические проблемы реализации профессиональной адаптации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНА ПОДГОТОВКА / PEDAGOGICА / OCCUPATIONAL ADAPTATION / CAREER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коломоец М. В.

В статье рассмотрены основные определения и трактовки профессиональной адаптации, предлагаемые рядом исследователей – психологов, педагогов, социологов. Также описаны факторы, влияющие на профессиональное становление студентов в условиях вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with basic definitions and interpretations of professional adaptation, proposed by several researchers psychologists, educators, sociologists. It also describes the factors that influence the professional development of students in high school.

Текст научной работы на тему «Педагогические проблемы реализации профессиональной адаптации»

УДК 37:001.12.18

М. В. Коломоец

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Ключевые слова: профессиональная адаптация, педагогика, профессиональна подготовка.

В статье рассмотрены основные определения и трактовки профессиональной адаптации, предлагаемые рядом исследователей - психологов, педагогов, социологов. Также описаны факторы, влияющие на профессиональное становление студентов в условиях вуза.

Key words: occupational adaptation, pedagogicа, career education.

The article deals with basic definitions and interpretations of professional adaptation, proposed by several researchers - psychologists, educators, sociologists. It also describes the factors that influence the professional development of students in high school.

В исследованиях, посвященных проблемам реализации профессиональной деятельности, ключевым является понятие «профессиональная адаптация». В.К. Мартенс рассматривает профессиональную адаптацию как «процесс приобщения, приспособления молодого рабочего к профессиональной деятельности, условиям труда, новому коллективу и достижение им в оптимально короткое время нормальной производительности труда. Она позволяет обеспечить устойчивое положительное отношение к профессиональной деятельности и способствует закреплению молодых рабочих на производстве. Профессиональная адаптация не пассивный акт подчинения профессиональным требованиям, а активное включение в профессиональную деятельность» [19]. При этом особенности процесса адаптации в зависимости от различных объективных и субъективных факторов могут быть в каждом конкретном случае различными [3].

О.Б. Дмитриева понимает профессиональную адаптацию как определенный уровень овладения профессиональными навыками и умениями, формирование некоторых необходимых качеств личности, развитие устойчивого положительного отношения к специальности [6].

Профессиональную адаптацию как процесс овладения всей совокупностью знаний, умений и навыков, необходимых для полного овладения профессией и выполнения предъявляемых требований рассматривает Н.А. Свиридов [25].

М.Г. Кджанян под профессиональной адаптацией понимает совпадение изменяющихся требований профессии с совокупностью знаний, умений, навыков личности, формирующих у нее гибкую социально-профессиональную позицию в системе формальных и неформальных отношений в коллективе [15].

Профессиональная адаптация предполагает также приспособление, принятие для себя всех компонентов профессиональной деятельности: ее задач, предмета, способов, средств, результатов, условий в рамках данной профессии. Со временем профессиональная адаптация приобретает активный характер: человек не только приспосабливается к профессии, но и профессию приспосабливает к себе.

Важную роль в решении проблем профессиональной адаптации принадлежит этапу профессиональной подготовки, на котором возможно применение эффективных психолого-педагогических и организационных средств. Наибольший интерес представляют работы, посвященные проблеме адаптации студентов высших и средних специальных учебных заведений М.Н. Вражновой (2003), Л.А. Даренских (2000), Г.Г. Кайтукова (2003), Т.И. Катковой (1999), H.H. Маливанова (2005), Т.В. Петриченко (2001), С.А. Руновой (2000), В.Х. Сайфул-лина, Г.И. Щербакова, Н.Г. Воробьева (2001), И.В. Сорокина (2003), Л.П. Щепотько (2004). Ряд работ посвящен социально-профессиональной адаптации, в которых профессиональную адаптацию рассматривают как составную часть социальной адаптации. В.А. Полторак, исследуя адаптацию к условиям предприятия считает, что профессиональная адаптация входит в состав трудовой адаптации.

В исследованиях профессиональная адаптация рассматривается как процесс постепенного приспособления будущих специалистов к профессиональной среде еще в период обучения в вузе на основе подготовленности к профессиональной деятельности и индивидуально-личностных особенностей студентов. Этот процесс происходит одновременно и взаимосвязано с формированием конкретных профессиональных норм, установок и ценностей. Именно ценностное отношение к будущей профессии, установки на учебную и производственную деятельность во многом определяют активность поведения студента, от которой в решающей степени зависит эффективность адаптации к учебной и профессиональной среде.

В свою очередь, под адаптацией к профессиональной среде мы рассматриваем процесс постепенной профессиональной самоидентификации и саморазвития будущих специалистов посредством их включения в профессиональную деятельность еще в период обучения в вузе. Таким образом, понятия «учебная и профессиональная среда» становятся крайне важными и актуальными [7].

Под учебной средой понимают диалектическое единство, включающее совокупность условий, обеспечивающих взаимодействие субъектов образовательного процесса посредством информационного, ресурсного обеспечения их деятельности и

специально организованной системы коммуникаций.

Под профессиональной средой понимают совокупность физических компонентов профессиональной деятельности (физические условия труда), профессиональных компонентов (специфические особенности объекта и предмета деятельности, профессиональные задачи, средства профессиональной деятельности, профессиональной информации и т.д.) и социальных компонентов профессиональной деятельности (групповые нормы и система взаимоотношений в процессе труда) [12].

Таким образом, говорить об эффективности процесса адаптации будущего специалиста к профессиональной среде можно только при создании условий, необходимых для творческой самореализации личности [17].

Исследованием критериев адаптации занимались В.Т. Ащепков (1997), Ф.Б. Березин (1988), О.И. Золотова (1979), А.Б. Каганов (1983) и др. В литературе описаны две группы критериев: объективные и субъективные. К первым относят производственные показатели и положение в коллективе, а ко вторым - удовлетворенность, самооценочные критерии [11].

Влияние факторов на процесс адаптации студентов в условиях вуза изучали В.Т. Ащепков (1997), А.Б. Каганов (1983), В.А. Сластенин (2000) и др. В качестве факторов, влияющих на процесс адаптации, выделены: соответствие «мотивацион-ного ядра» личности содержанию, целям и условиям реализации деятельности, социальные и материальные условия деятельности, индивидуальные особенности личности - «адаптивность» и «деза-даптивпость».

А.Б. Каганов факторы, влияющие на профессиональное становление молодежи в условиях вуза, делит на шесть групп:

• Биографического характера (семейное положение; социальное происхождение; тип учебного заведения, окончание которого предшествовало поступлению студента в вуз; перерыв в учебе; характер деятельности, предшествовавшей поступлению в вуз);

• Социальной активности (степень сознательности, моральной ответственности; выполнение общественных поручений в группе, на факультете; участие в научной работе; систематические занятия спортом);

• Подготовленности к обучению в вузе (общеобразовательная подготовка; общекультурное развитие, профориенти-рованность; навыки самостоятельной работы; психологическая готовность к учебной деятельности; информированность о целях и задачах обучения);

• Морально-психологического состояния (здоровье; бытовые условия; материальная обеспеченность; мотивы поступления в вуз; адаптационные способности личности; влияние неформальной сферы общения; взаимоотношения в студенческой группе; информированность о требованиях, предъявляемых преподавателями, принимающими зачеты и экзамены);

• Дидактического характера (формы и методы обучения; методическая подготовка преподавателей; содержание курса «введение в специальность (профессию)», методический уровень его преподавания);

• Контроля за деятельностью первокурсников (влияние куратора; контроль учебной деятельности студентов со стороны родителей; работа деканата со студентами младших курсов) [11].

Среди факторов, которые влияют на профессиональную адаптацию студентов, Т.И. Каткова выделяет психологическую готовность к будущей профессиональной деятельности, стойкий интерес и профессиональную направленность [14].

Н.А. Зенкова к таким факторам относит уровень интеллекта, наличие определенных знаний и умений, мотивацию к обучению, творческие и иные способности, которые могут быть использованы в рамках выбранной специальности и значительно влияют на адаптацию [8].

П.Е. Рыженков выделяет следующие факторы - содержание учебного процесса, формы контроля и оценки учебной деятельности, характер взаимоотношений преподавателя и студента, бытовые условия и условия для занятий [23].

Таким образом, основными факторами, способствующими адаптации студентов, являются: профессиональная направленность, уровень подготовленности студентов к обучению в вузе и соответствие личностных качеств и способностей требованиям профессиональной деятельности.

В своей работе М.Н. Вражнова [4] выделяет следующие факторы, оказывающие наибольшее влияние на процесс профессиональной адаптации: связанные с особенностями среды, связанные с индивидуальными особенностями адаптации и с управлением процессом адаптации.

В ряде работ [12, 14] факторы, которые влияют на профессиональную адаптацию студентов, делят на факторы, связанные с особенностями личности (способности, общая и специальная подготовленность, качества познавательных и психических процессов, типологические особенности высшей нервной деятельности, начальное психическое состояние организма), и факторы, которые представляют средства и способы ознакомления будущих специалистов с особенностями выполнения поставленных задач, возможными ситуациями учебной и трудовой деятельности, способами повышения познавательной и социальной активности, индивидуальных и коллективных установок на лучшее овладение профессией.

Таким образом, изучение процесса адаптации студентов к учебной и профессиональной среде предполагает необходимость учета одновременного воздействия целого ряда факторов. Выявление основных факторов, влияющих на процесс профессиональной адаптации студентов технологических специальностей, проходило следующим образом. Был проведен опрос экспертов - преподавателей, кураторов, специалистов предприятий (членов ГАК, руководителей практик, рецензентов), аспирантов. В опросный лист были включены различные факторы,

и экспертам предлагалось по пятибалльной шкале оценить влияние каждого из них. После статистической обработки результатов опроса весь комплекс факторов, воздействующих на студента в процессе учебной деятельности, и влияющих на процесс адаптации, можно свести к трем группам и выделить факторы, связанные с личностными особенностями студентов, с особенностями учебно-профессиональной среды и управления процессом адаптации (таблица).

Таблица 1 - Факторы, влияющие на процесс профессиональной адаптации студентов

Связанные с личностными особенностями сту-_дентов_

1. Общеобразовательная подготовка и начальный уровень компетенций.

2. Психологическая готовность к учебной деятельности.

3. Личностные способности к саморазвитию и самообразованию.

4. Навыки самостоятельной работы.

5. Познавательные особенности.

6. Мотивы, интерес к профессии. Характер и темперамент.

7. Эмоционально-волевые качества.

Связанные с особенностями учеб-но-профессиональной _сферы_

1. Содержание образовательной программы.

2. Учебная нагрузка.

3. Формы обучения. 4. Материально-

техническое обеспечение. 5. Информационно -коммуникационное обеспечение. 6. Учебно-методическое обеспечение. 7. Тип взаимоотношений между преподавателями и студентами.

8. Квалификация преподавателей.

9. Микроклимат студенческой группы.

«наличие условий для самореализации.

10. Мониторинг качества.

11. Наличие условий для самореализации

Связанные с управлением процессом адап-_тации

1. Мониторинг качества подготовки и процесса адаптации

студентов.

2. Профориен-тационная работа.

3. Кураторская

работа.

4. Работа дека-

натов.

5. Работа служб по трудоустройству студентов и

выпускников.

6. Привлечение студентов к

научной и инновационной деятельности.

7. Формы взаимодействия вуз-

предприятие. 8. Внедрение инновационных образовательных технологий.

Анализ исследований В.Т. Ащепкова (1997), А.Б. Каганова (1983), А.Г. Мороз (1973), В.А. Сластенина (2000) и др. Позволяет выделить наиболее распространенные подходы к решению проблемы профессиональной адаптации студентов в условиях высшей школы:

- выявление основных факторов, влияющих на профессиональное становление студентов;

- обоснование педагогических условий, способствующих формированию у студентов «стержневых» профессионально и личностно значимых качеств;

- определение методических средств, способствующих профессиональной адаптации на различных этапах обучения в вузе.

Таким образом, среди способов решения проблемы профессиональной адаптации можно выделить следующие педагогические приемы, относящиеся к изменению содержания профессиональ-

ной подготовки и к организации учебного процесса и направленные:

- на формирование готовности первокурсников к использованию психолого-педагогических методик и рекомендаций для организации познавательной деятельности и самостоятельной работы;

- ознакомление студентов с основами специальности, пробуждение интереса к профессии и введение в атмосферу будущей профессиональной деятельности;

- активизацию учебно-познавательной деятельности студентов и интенсификацию процесса профессиональной адаптации посредством реализации системы адаптивного обучения в рамках реального учебного процесса;

- развитие социальной компетентности будущих специалистов.

Литература

1. Ащепков, В.Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы. Монография. - Майкоп, 1997. - 290 с.

2. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. - 270 с.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

4. Вражнова, М.Н. Система профессиональной адаптации студентов технических вузов в условиях взаимодействия «вуз-предприятие»/ МАДИ-ГТУ). - М.: Изд-во ООО «Техполиграфцентр», 2003. - 179 с.

5. Даренских, Л.А. Профессионально-направленная адаптация первокурсников в педагогическом колледже: Дисс. кандидата пед. наук. - Магнитогорск, 2000. - 202 с.

6. Дмитриева, О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / О.Б. Дмитриева. Москва, 1997. - 187 с.

7. Дудяшова, В.П. Этапы становления самообучающейся организации / В.П. Дудяшова, Н.А. Нестерова // Вестник КГТУ. - 2006. - №14. - С. 21-26.

8. Зенкова, Н.А. Психологическая модель готовности студентов первого курса к обучению в вузе: Автореф. дис. канд. психолог. наук / Н.А. Зенкова Тамбов, 2003. -20 с.

9. Золотова, О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. -М., 1979.

10. Исламшина, Т.Г., Максимова O.A., Хамзина Г.Р. Стиль жизни и ценностные ориентации студентов татарстан-ских вузов: сравнительный анализ / Т.Г. Исламшина, О.А. Максимова, Г.Р. Хамзина // Вестник КГТУ им. А.Н. Туполева. - 1998. - № 2. - С. 44-49.

11. Каганов, А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. Мн.: Изд-во БГУ, 1983. -111с.

12. Кажанова, З.Н. Специфика формирования профессиональных компетенций в процессе адаптации студентов к учебно-технологической среде вуза: Дисс.кандидата пед. наук / З.Н. Кажанова Тамбов, 2004. -185с.

13. Кайтуков, Г.Г. Социально-профессиональная адаптация учащихся учреждений НПО к условиям рынка труда на селе: Дисс. кандидата пед. наук / Г.Г. Кайтуков Москва, 2003 .- 189с.

14. Каткова, Т.И. Социально-профессиональная адаптация студентов экономического вуза: Дисс. кандидата пед. наук / Т.И. Каткова — Запорожье, 1999. - 203 с.

15. Кджанян, М.Г. Проблемы социальной адаптации личности: Автореф. дисс. канд. философ. наук. - Ереван, 1982. - 23 с.

16. Коломоец, М.В. Проблемы адаптации студентов технических специальностей в профессиональной деятельности / М.В. Коломоец // Вестник КГТУ.-2012.-№4.-С. 207-211.

17. Кретов, А.С. О работе КГТУ им. А.Н. Туполева по реализации программы Минобразования России «Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования» / А.С. Кретов // Вестник КГТУ. - 2001. - №4. - С. 24-28.

18. Маливанов, H.H. Требования к инженеру в условиях инновационного производства и их реализация в системе непрерывного профессионального образования / Н. Н. Маливанов // Вестник КГТУ им. А.Н. Туполева. 2005. -№2. - С.67-69.

19. Мартенс, В.К. и др. Оценка адаптации человека-оператора // Психологич. журнал. - 1980. - № 4. - С. 916.

20. Мороз, А.Г. К вопросу о дидактической адаптации первокурсников в вузе // Психологтческие и социально-психологические особенности адаптации стедента: Материалы симпоз. Ереван, 1973. - С. 104-106.

21. Петриченко, Т.В. Профессиональная адаптация будущего учителя художественных дисциплин в учебном

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

процессе высшей школы: Дис. канд. пед. наук / Т. В. Петриченко Елец, 2001. - 178 с.

22. Рунова, С.А. Социально-профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза: Дисс. кандидата пед. наук. - Новокузнецк, 2000. -200 с.

23. Рыженков, П.Е. Из жизни первокурсника // Самоорганизация студентов первого курса: Учеб. пособие. - Новосибирск, 1990. - С. 5-19.

24. Сайфуллин, В.Х., Щербаков Г.И., Воробьев Н.Г. Учебно-научно-производственный комплекс - реальный путь формирования специалистов на современном этапе. // Вестник КГТУ. - 2001. - №2. - С. 19-24.

25. Свиридов, Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе. - М., 1988.-223 с.

26. Сластенин, В.А. Педагогика: Уч. Пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-прес, 2000. 512 с.

27. Сорокин, И.В. Социально-профессиональная адаптация учащихся начального профессионального образования: Дис ...кандидата пед. наук / И.В. Сорокин. Калуга, 2003. - 180 с.

28. Щепотько, Л.П. Профессиональная адаптация будущего учителя музыки в процессе его подготовки в педагогическом вузе: Дис. кандидата пед. наук / Л.П. Щепотько Волгоград, 2004. - 139 с.

© М. В. Коломоец - ст. препод. каф. автоматизации технологических процессов и производств НХТИ КНИТУ, kolomoetz@yndex.ru.

Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 1.12.12. по 15.12.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.