УДК 37:001.12.18
М. В. Коломоец
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Ключевые слова: профессиональная адаптация, педагогика, профессиональна подготовка.
В статье рассмотрены основные определения и трактовки профессиональной адаптации, предлагаемые рядом исследователей - психологов, педагогов, социологов. Также описаны факторы, влияющие на профессиональное становление студентов в условиях вуза.
Key words: occupational adaptation, pedagogicа, career education.
The article deals with basic definitions and interpretations of professional adaptation, proposed by several researchers - psychologists, educators, sociologists. It also describes the factors that influence the professional development of students in high school.
В исследованиях, посвященных проблемам реализации профессиональной деятельности, ключевым является понятие «профессиональная адаптация». В.К. Мартенс рассматривает профессиональную адаптацию как «процесс приобщения, приспособления молодого рабочего к профессиональной деятельности, условиям труда, новому коллективу и достижение им в оптимально короткое время нормальной производительности труда. Она позволяет обеспечить устойчивое положительное отношение к профессиональной деятельности и способствует закреплению молодых рабочих на производстве. Профессиональная адаптация не пассивный акт подчинения профессиональным требованиям, а активное включение в профессиональную деятельность» [19]. При этом особенности процесса адаптации в зависимости от различных объективных и субъективных факторов могут быть в каждом конкретном случае различными [3].
О.Б. Дмитриева понимает профессиональную адаптацию как определенный уровень овладения профессиональными навыками и умениями, формирование некоторых необходимых качеств личности, развитие устойчивого положительного отношения к специальности [6].
Профессиональную адаптацию как процесс овладения всей совокупностью знаний, умений и навыков, необходимых для полного овладения профессией и выполнения предъявляемых требований рассматривает Н.А. Свиридов [25].
М.Г. Кджанян под профессиональной адаптацией понимает совпадение изменяющихся требований профессии с совокупностью знаний, умений, навыков личности, формирующих у нее гибкую социально-профессиональную позицию в системе формальных и неформальных отношений в коллективе [15].
Профессиональная адаптация предполагает также приспособление, принятие для себя всех компонентов профессиональной деятельности: ее задач, предмета, способов, средств, результатов, условий в рамках данной профессии. Со временем профессиональная адаптация приобретает активный характер: человек не только приспосабливается к профессии, но и профессию приспосабливает к себе.
Важную роль в решении проблем профессиональной адаптации принадлежит этапу профессиональной подготовки, на котором возможно применение эффективных психолого-педагогических и организационных средств. Наибольший интерес представляют работы, посвященные проблеме адаптации студентов высших и средних специальных учебных заведений М.Н. Вражновой (2003), Л.А. Даренских (2000), Г.Г. Кайтукова (2003), Т.И. Катковой (1999), H.H. Маливанова (2005), Т.В. Петриченко (2001), С.А. Руновой (2000), В.Х. Сайфул-лина, Г.И. Щербакова, Н.Г. Воробьева (2001), И.В. Сорокина (2003), Л.П. Щепотько (2004). Ряд работ посвящен социально-профессиональной адаптации, в которых профессиональную адаптацию рассматривают как составную часть социальной адаптации. В.А. Полторак, исследуя адаптацию к условиям предприятия считает, что профессиональная адаптация входит в состав трудовой адаптации.
В исследованиях профессиональная адаптация рассматривается как процесс постепенного приспособления будущих специалистов к профессиональной среде еще в период обучения в вузе на основе подготовленности к профессиональной деятельности и индивидуально-личностных особенностей студентов. Этот процесс происходит одновременно и взаимосвязано с формированием конкретных профессиональных норм, установок и ценностей. Именно ценностное отношение к будущей профессии, установки на учебную и производственную деятельность во многом определяют активность поведения студента, от которой в решающей степени зависит эффективность адаптации к учебной и профессиональной среде.
В свою очередь, под адаптацией к профессиональной среде мы рассматриваем процесс постепенной профессиональной самоидентификации и саморазвития будущих специалистов посредством их включения в профессиональную деятельность еще в период обучения в вузе. Таким образом, понятия «учебная и профессиональная среда» становятся крайне важными и актуальными [7].
Под учебной средой понимают диалектическое единство, включающее совокупность условий, обеспечивающих взаимодействие субъектов образовательного процесса посредством информационного, ресурсного обеспечения их деятельности и
специально организованной системы коммуникаций.
Под профессиональной средой понимают совокупность физических компонентов профессиональной деятельности (физические условия труда), профессиональных компонентов (специфические особенности объекта и предмета деятельности, профессиональные задачи, средства профессиональной деятельности, профессиональной информации и т.д.) и социальных компонентов профессиональной деятельности (групповые нормы и система взаимоотношений в процессе труда) [12].
Таким образом, говорить об эффективности процесса адаптации будущего специалиста к профессиональной среде можно только при создании условий, необходимых для творческой самореализации личности [17].
Исследованием критериев адаптации занимались В.Т. Ащепков (1997), Ф.Б. Березин (1988), О.И. Золотова (1979), А.Б. Каганов (1983) и др. В литературе описаны две группы критериев: объективные и субъективные. К первым относят производственные показатели и положение в коллективе, а ко вторым - удовлетворенность, самооценочные критерии [11].
Влияние факторов на процесс адаптации студентов в условиях вуза изучали В.Т. Ащепков (1997), А.Б. Каганов (1983), В.А. Сластенин (2000) и др. В качестве факторов, влияющих на процесс адаптации, выделены: соответствие «мотивацион-ного ядра» личности содержанию, целям и условиям реализации деятельности, социальные и материальные условия деятельности, индивидуальные особенности личности - «адаптивность» и «деза-даптивпость».
А.Б. Каганов факторы, влияющие на профессиональное становление молодежи в условиях вуза, делит на шесть групп:
• Биографического характера (семейное положение; социальное происхождение; тип учебного заведения, окончание которого предшествовало поступлению студента в вуз; перерыв в учебе; характер деятельности, предшествовавшей поступлению в вуз);
• Социальной активности (степень сознательности, моральной ответственности; выполнение общественных поручений в группе, на факультете; участие в научной работе; систематические занятия спортом);
• Подготовленности к обучению в вузе (общеобразовательная подготовка; общекультурное развитие, профориенти-рованность; навыки самостоятельной работы; психологическая готовность к учебной деятельности; информированность о целях и задачах обучения);
• Морально-психологического состояния (здоровье; бытовые условия; материальная обеспеченность; мотивы поступления в вуз; адаптационные способности личности; влияние неформальной сферы общения; взаимоотношения в студенческой группе; информированность о требованиях, предъявляемых преподавателями, принимающими зачеты и экзамены);
• Дидактического характера (формы и методы обучения; методическая подготовка преподавателей; содержание курса «введение в специальность (профессию)», методический уровень его преподавания);
• Контроля за деятельностью первокурсников (влияние куратора; контроль учебной деятельности студентов со стороны родителей; работа деканата со студентами младших курсов) [11].
Среди факторов, которые влияют на профессиональную адаптацию студентов, Т.И. Каткова выделяет психологическую готовность к будущей профессиональной деятельности, стойкий интерес и профессиональную направленность [14].
Н.А. Зенкова к таким факторам относит уровень интеллекта, наличие определенных знаний и умений, мотивацию к обучению, творческие и иные способности, которые могут быть использованы в рамках выбранной специальности и значительно влияют на адаптацию [8].
П.Е. Рыженков выделяет следующие факторы - содержание учебного процесса, формы контроля и оценки учебной деятельности, характер взаимоотношений преподавателя и студента, бытовые условия и условия для занятий [23].
Таким образом, основными факторами, способствующими адаптации студентов, являются: профессиональная направленность, уровень подготовленности студентов к обучению в вузе и соответствие личностных качеств и способностей требованиям профессиональной деятельности.
В своей работе М.Н. Вражнова [4] выделяет следующие факторы, оказывающие наибольшее влияние на процесс профессиональной адаптации: связанные с особенностями среды, связанные с индивидуальными особенностями адаптации и с управлением процессом адаптации.
В ряде работ [12, 14] факторы, которые влияют на профессиональную адаптацию студентов, делят на факторы, связанные с особенностями личности (способности, общая и специальная подготовленность, качества познавательных и психических процессов, типологические особенности высшей нервной деятельности, начальное психическое состояние организма), и факторы, которые представляют средства и способы ознакомления будущих специалистов с особенностями выполнения поставленных задач, возможными ситуациями учебной и трудовой деятельности, способами повышения познавательной и социальной активности, индивидуальных и коллективных установок на лучшее овладение профессией.
Таким образом, изучение процесса адаптации студентов к учебной и профессиональной среде предполагает необходимость учета одновременного воздействия целого ряда факторов. Выявление основных факторов, влияющих на процесс профессиональной адаптации студентов технологических специальностей, проходило следующим образом. Был проведен опрос экспертов - преподавателей, кураторов, специалистов предприятий (членов ГАК, руководителей практик, рецензентов), аспирантов. В опросный лист были включены различные факторы,
и экспертам предлагалось по пятибалльной шкале оценить влияние каждого из них. После статистической обработки результатов опроса весь комплекс факторов, воздействующих на студента в процессе учебной деятельности, и влияющих на процесс адаптации, можно свести к трем группам и выделить факторы, связанные с личностными особенностями студентов, с особенностями учебно-профессиональной среды и управления процессом адаптации (таблица).
Таблица 1 - Факторы, влияющие на процесс профессиональной адаптации студентов
Связанные с личностными особенностями сту-_дентов_
1. Общеобразовательная подготовка и начальный уровень компетенций.
2. Психологическая готовность к учебной деятельности.
3. Личностные способности к саморазвитию и самообразованию.
4. Навыки самостоятельной работы.
5. Познавательные особенности.
6. Мотивы, интерес к профессии. Характер и темперамент.
7. Эмоционально-волевые качества.
Связанные с особенностями учеб-но-профессиональной _сферы_
1. Содержание образовательной программы.
2. Учебная нагрузка.
3. Формы обучения. 4. Материально-
техническое обеспечение. 5. Информационно -коммуникационное обеспечение. 6. Учебно-методическое обеспечение. 7. Тип взаимоотношений между преподавателями и студентами.
8. Квалификация преподавателей.
9. Микроклимат студенческой группы.
«наличие условий для самореализации.
10. Мониторинг качества.
11. Наличие условий для самореализации
Связанные с управлением процессом адап-_тации
1. Мониторинг качества подготовки и процесса адаптации
студентов.
2. Профориен-тационная работа.
3. Кураторская
работа.
4. Работа дека-
натов.
5. Работа служб по трудоустройству студентов и
выпускников.
6. Привлечение студентов к
научной и инновационной деятельности.
7. Формы взаимодействия вуз-
предприятие. 8. Внедрение инновационных образовательных технологий.
Анализ исследований В.Т. Ащепкова (1997), А.Б. Каганова (1983), А.Г. Мороз (1973), В.А. Сластенина (2000) и др. Позволяет выделить наиболее распространенные подходы к решению проблемы профессиональной адаптации студентов в условиях высшей школы:
- выявление основных факторов, влияющих на профессиональное становление студентов;
- обоснование педагогических условий, способствующих формированию у студентов «стержневых» профессионально и личностно значимых качеств;
- определение методических средств, способствующих профессиональной адаптации на различных этапах обучения в вузе.
Таким образом, среди способов решения проблемы профессиональной адаптации можно выделить следующие педагогические приемы, относящиеся к изменению содержания профессиональ-
ной подготовки и к организации учебного процесса и направленные:
- на формирование готовности первокурсников к использованию психолого-педагогических методик и рекомендаций для организации познавательной деятельности и самостоятельной работы;
- ознакомление студентов с основами специальности, пробуждение интереса к профессии и введение в атмосферу будущей профессиональной деятельности;
- активизацию учебно-познавательной деятельности студентов и интенсификацию процесса профессиональной адаптации посредством реализации системы адаптивного обучения в рамках реального учебного процесса;
- развитие социальной компетентности будущих специалистов.
Литература
1. Ащепков, В.Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы. Монография. - Майкоп, 1997. - 290 с.
2. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. - 270 с.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
4. Вражнова, М.Н. Система профессиональной адаптации студентов технических вузов в условиях взаимодействия «вуз-предприятие»/ МАДИ-ГТУ). - М.: Изд-во ООО «Техполиграфцентр», 2003. - 179 с.
5. Даренских, Л.А. Профессионально-направленная адаптация первокурсников в педагогическом колледже: Дисс. кандидата пед. наук. - Магнитогорск, 2000. - 202 с.
6. Дмитриева, О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / О.Б. Дмитриева. Москва, 1997. - 187 с.
7. Дудяшова, В.П. Этапы становления самообучающейся организации / В.П. Дудяшова, Н.А. Нестерова // Вестник КГТУ. - 2006. - №14. - С. 21-26.
8. Зенкова, Н.А. Психологическая модель готовности студентов первого курса к обучению в вузе: Автореф. дис. канд. психолог. наук / Н.А. Зенкова Тамбов, 2003. -20 с.
9. Золотова, О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. -М., 1979.
10. Исламшина, Т.Г., Максимова O.A., Хамзина Г.Р. Стиль жизни и ценностные ориентации студентов татарстан-ских вузов: сравнительный анализ / Т.Г. Исламшина, О.А. Максимова, Г.Р. Хамзина // Вестник КГТУ им. А.Н. Туполева. - 1998. - № 2. - С. 44-49.
11. Каганов, А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. Мн.: Изд-во БГУ, 1983. -111с.
12. Кажанова, З.Н. Специфика формирования профессиональных компетенций в процессе адаптации студентов к учебно-технологической среде вуза: Дисс.кандидата пед. наук / З.Н. Кажанова Тамбов, 2004. -185с.
13. Кайтуков, Г.Г. Социально-профессиональная адаптация учащихся учреждений НПО к условиям рынка труда на селе: Дисс. кандидата пед. наук / Г.Г. Кайтуков Москва, 2003 .- 189с.
14. Каткова, Т.И. Социально-профессиональная адаптация студентов экономического вуза: Дисс. кандидата пед. наук / Т.И. Каткова — Запорожье, 1999. - 203 с.
15. Кджанян, М.Г. Проблемы социальной адаптации личности: Автореф. дисс. канд. философ. наук. - Ереван, 1982. - 23 с.
16. Коломоец, М.В. Проблемы адаптации студентов технических специальностей в профессиональной деятельности / М.В. Коломоец // Вестник КГТУ.-2012.-№4.-С. 207-211.
17. Кретов, А.С. О работе КГТУ им. А.Н. Туполева по реализации программы Минобразования России «Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования» / А.С. Кретов // Вестник КГТУ. - 2001. - №4. - С. 24-28.
18. Маливанов, H.H. Требования к инженеру в условиях инновационного производства и их реализация в системе непрерывного профессионального образования / Н. Н. Маливанов // Вестник КГТУ им. А.Н. Туполева. 2005. -№2. - С.67-69.
19. Мартенс, В.К. и др. Оценка адаптации человека-оператора // Психологич. журнал. - 1980. - № 4. - С. 916.
20. Мороз, А.Г. К вопросу о дидактической адаптации первокурсников в вузе // Психологтческие и социально-психологические особенности адаптации стедента: Материалы симпоз. Ереван, 1973. - С. 104-106.
21. Петриченко, Т.В. Профессиональная адаптация будущего учителя художественных дисциплин в учебном
процессе высшей школы: Дис. канд. пед. наук / Т. В. Петриченко Елец, 2001. - 178 с.
22. Рунова, С.А. Социально-профессиональная адаптация студентов первого курса к условиям педагогического вуза: Дисс. кандидата пед. наук. - Новокузнецк, 2000. -200 с.
23. Рыженков, П.Е. Из жизни первокурсника // Самоорганизация студентов первого курса: Учеб. пособие. - Новосибирск, 1990. - С. 5-19.
24. Сайфуллин, В.Х., Щербаков Г.И., Воробьев Н.Г. Учебно-научно-производственный комплекс - реальный путь формирования специалистов на современном этапе. // Вестник КГТУ. - 2001. - №2. - С. 19-24.
25. Свиридов, Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе. - М., 1988.-223 с.
26. Сластенин, В.А. Педагогика: Уч. Пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-прес, 2000. 512 с.
27. Сорокин, И.В. Социально-профессиональная адаптация учащихся начального профессионального образования: Дис ...кандидата пед. наук / И.В. Сорокин. Калуга, 2003. - 180 с.
28. Щепотько, Л.П. Профессиональная адаптация будущего учителя музыки в процессе его подготовки в педагогическом вузе: Дис. кандидата пед. наук / Л.П. Щепотько Волгоград, 2004. - 139 с.
© М. В. Коломоец - ст. препод. каф. автоматизации технологических процессов и производств НХТИ КНИТУ, [email protected].
Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 1.12.12. по 15.12.12.