При создании в абсорбенте аминовой очистки газа зоны гидролиза COS, состоящей из 6 - 10 практических тарелок, при температуре 60 - 80 °С можно извлечь из газа значительную (до 80 %) часть сероокиси углерода.
Аналогичным образом реагирует с алканоламинами и сероуглерод. Побочные продукты он образует и с первичными и с вторичными аминами. Сульфиды и дисульфиды с алканоламинами не взаимодействуют.
Процесс поглощения COS аминами определяется как физической растворимостью, так и химическим взаимодействием растворенной сероокиси углерода с аминами. С повышением температуры ратворимость COS в воде уменьшается. Хемосорбция COS водным раствором ДЭА сопровождается образованием тиокарбаминовой кислоты, которая диссоциирует в растворе и взаимодействует с ДЭА с образованием тиокарбамата амина. Тиокарбамат в водной среде гидролизуется, в результате чего образуется Н2S и CO2, которые легко связываются с ДЭА [2].
Список литературы
1. Технология переработки сернистого природного газа Текст: Справочник / А.И. Афанасьев, В.М. Стрючков, Н.И. Подлегаев и др. Под ред. А.И. Афанасьева. М.: Недра, 1993. 152 с.
2. Мурин В.И., Кисленко Н.Н., Сурков Ю.В. Технология переработки газа и конденсата: Справочник: В 2 ч. М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2002. Ч. 1 517 с.: ил.
ИСПЫТАНИЕ КАТАЛИЗАТОРОВ В ПРОЦЕССЕ ГИДРООЧИСТКИ ПРЯМОГОННОГО ДИЗЕЛЬНОГО И ГАЗОЙЛЕВОГО ДИСТИЛЛЯТА Кодиров Ж.Ж.1, Тиллоев Л.И.2
1Кодиров Жавохир Жахонкул угли - студент; 2Тиллоев Лочин Исматиллоевич - преподаватель, кафедра технологии нефте-газохимической промышленности, факультет технологии нефте-газохимической промышленности, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье приведены испытания катализаторов в процессе гидроочистки прямогонного дизельного и газойлевого дистиллята. Отличительной особенностью испытаний на микропроточных установках является их краткосрочность, что естественно не позволяет говорить о стабильности катализаторов, а с другой стороны перед испытанием катализаторы сульфидируют в токе Н2+Н2Б. Последнее является наиболее важным обстоятельством при оценке активности катализаторов, с точки зрения условий их ввода в процесс. При этом большое значение ступени сульфидирования катализаторов причем именно в токе газовой смеси Н2+Н2Б, многократно отмечается в литературе и показано нашими исследованиями.
Ключевые слова: тиофен, катализатор, дистиллят, температура, испытания, гидроочистка.
Первичная оценка активности образцов катализатора, К-24а и К-24б и др. проводилась на модельной реакции гидрогенолиза тиофена в лабораторном
проточном реакторе. Результаты испытания показали, что наибольшую активность при гидрогенолизе тиофена показали образцы типа, К-24а и К-24б. Эти образцы были отобраны для испытания в процессе гидроочистки дизельного топлива на проточных установках высокого давления.
В качестве сырья использовали прямогонный дизельный и газойлевых дистиллят Ферганского НПЗ (содержание серы 1,2, 1,9 и 3,1 % соответственно. Одновременно проводили параллельное испытание промышленных образцов импортных катализаторов.
Опыты проводили при следующих условиях:
Давление - 4,0 МПа
Температура в середине реактора - 3800С.
Объемная скорость - 2,0 и 3,0 час-1
Продолжительность испытания - 260 час.
Соотношение водород: сырье 280 -г- 300 нм3/м3
Отбор проб производили каждые 6 часов. Отобранные пробы гидрогенизата промывали 10% -раствором щелочи, сушили и определяли содержание общей серы по ГОСТ 19121-73 (СГСЭ 133361-8) ламповым методом. Полученные результаты приведены в таблице 1.
Таблица 1. Активность катализаторов в процессе гидрообессеривания дизельного дистиллята
Остаточн
Катализа тор Продолжите льность Темпера тура, 0С Объемная скорость, час"1 ое содержан ие % серы Относительная активность, %
К -18а 260 350 2,0 0,10 91,7
380 2,0 0,12 90,0
К-24а 260 350 380 2,0 2,0 0,07 0,05 94,2 96,0
К-24б 260 350 380 2,0 3,0 0,06 0,03 95,0 97,5
НОР-463 260 350 380 2,0 3,0 0,10 0,12 91,7 90
ГО-70 260 350 380 2,0 3,0 0,14 0,09 89,7 90,6
Из полученных результатов следует, что активность разработанного катализатора К-24б в процессе гидрообессеривания дизельного дистиллята после 260 час работы при объемной скорости 3,0 час-1 составляет 97,5% с остаточным содержанием серы 0,03 % масс [1].
Известно, что, температура застывания является одним из важных факторов при определении качество местного дизельного топлива. Нужно отметить, что температура застывания гидрогенизата была не ниже -100С (определены по ГОСТу 20287-94), что соответствует требованиям к дизельным топливам.
По данным испытания на установках высокого давления катализаторы НОР-463 и ГО-70 не характеризуются высокой активностью и стабильностью. Это не согласуется с данными испытания на микропроточной установке в реакции гидрогенолиза тиофена. Отличительной особенностью испытаний на микропроточных установках является их краткосрочность, что естественно не позволяет говорить о стабильности катализаторов, а с другой стороны перед испытанием катализаторы сульфидируют в токе И2+И28. Последнее является наиболее важным обстоятельством при оценке активности катализаторов, с точки зрения условий их ввода в процесс. При этом большое значение ступени сульфидирования катализаторов причем именно в токе газовой смеси И2+И28, многократно отмечается в литературе и показано нашими
исследованиями. Одновременно следует отметить что, по некоторым данным, условия активации, и прежде всего сульфидирование, является определяющим для алюмо-никель-молибденового катализатора в большей степени, чем для алюмо-кобальт-молибденового катализатора. Поэтому можно считать, что примененные нами условия ввода в процесс катализаторов НОР-463 и Г0-70 не является для него оптимальным, чем и обусловлено падение его активности в ходе процесса. По результатам проведенных исследований физико-химических свойств и испытанию активности катализаторов была разработана лабораторная пропись приготовления алюмо-никель-молибденовых катализаторов гидроочистки и К-24б [2].
Список литературы
1. Чернышева Е.А., Осина И.В., Глаголова О.Ф. «Процессы гидроочистки. На отечественных катализатора». Нефтепереработки и нефтехимия, 2001. № 11.
2. Туробжонов С.М. Абидов Б.А. Синтез и разработка технологии производства алюмоникельмолибденового катализатора. «Нефть и газ» Ташкент, 1998. № 2. С. 36.
ВЛИЯНИЕ ТИПА НОСИТЕЛЕЙ НА АКТИВНОСТЬ
КАТАЛИЗАТОРА
12 Отабоев А.Х. , Тиллоев Л.И.
1Отабоев Аброр Хамид угли - студент;
2Тиллоев Лочин Исматиллоевич - преподаватель, кафедра технологии нефте-газохимической промышленности, факультет технологии нефте-газохимической промышленности, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье изучено влияние типа носителей на активность катализатора. Катализатор гидроочистки высококипящего нефтяного сырья, содержащий в качестве гидрирующих компонентов уран и молибден или металлы VIII группы периодической системы. Предпочтительный состав катализатора: уран 1-10%, молибден 5-15% на активной окиси алюминия со средним диаметром пор 100-300 А. Для получения катализатора измельченный носитель пропитывают раствором, содержащим гидрирующие компоненты, таблетируют, сушат и прокаливают.
Ключевые слова: активность, размер, сырьё, носитель, катализатор, гидроочистка.
Исследованию гидроочистки бензиновых фракций (Т.кип. 300-1850С, содержание сернистых соединений 0,035%) посвящены работы [1]. С целью подбора наиболее активного катализатора приготовлены и испытаны в сравнимых условиях образцы с различным содержанием активных компонентов, никеля, кобальта, никеля молибдена и меди, в качестве носителя использованы активная окись алюминия и окись цинка. Наиболее активным и устойчивым оказался катализатор алюмокобальтмолибденовый с добавкой меди. Промотирование алюмоникелевого катализатора смесью окислов урана в количестве 1 -10% приводит к существенному увеличению гидрообессеривающей активности катализатора. Остаточное содержание серы в гидрогенизате составило менее 0,02 ррт, при содержании серы в исходном сырье 72 ррт.
Гидроочистку тяжёлого углеводородного сырья, содержащего асфальтены и серо-и азотсодержащие соединения, осуществляют путём обработки водородом в