Научная статья на тему 'Кинетические закономерности превращения серосодержащих соединений в процессе гидроочистки дизельной фракций нефти'

Кинетические закономерности превращения серосодержащих соединений в процессе гидроочистки дизельной фракций нефти Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
922
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДРООЧИСТКА / ОБЕССЕРИВАНИЕ / КАТАЛИЗАТОР / ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / АКТИВНОСТЬ / КОНСТАНТА СКОРОСТИ / HYDROREFINING / DESULPHURIZATION / CATALYST / DIESEL FUEL / ACTIVITY / RATE CONSTANT

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Кривцова Надежда Игоревна, Иванчина Эмилия Дмитриевна, Занин Игорь Константинович, Ландль Юлия Ивановна, Татаурщиков Антон Андреевич

Проведена оценка эффективности работы двух промышленных катализаторов процесса гидроочистки дизельного топлива: отечественного производства, выпускаемого Новокуйбышевским заводом катализаторов, и катализатора, который производится французской компанией Axens. Рассчитана относительная активность катализаторов и изменение остаточного содержания серы в гидрогенизате в зависимости от температуры процесса. Определены величины констант скоростей и энергии активации превращения серосодержащих соединений на двух типах катализаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Кривцова Надежда Игоревна, Иванчина Эмилия Дмитриевна, Занин Игорь Константинович, Ландль Юлия Ивановна, Татаурщиков Антон Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors have estimated the operating efficiency of two industrial catalysts of diesel fuel hydrorefining: domestic production, manufactured by Novokuybyshevsk plant of catalysts and the catalyst produced by French company Axens. Catalysts relative activity and the change of sulfur residual content in hydrogenation product depending on temperature were calculated. The values of rate constants and activation energy of turning sulfur-containing compounds on two types of catalysts were determined.

Текст научной работы на тему «Кинетические закономерности превращения серосодержащих соединений в процессе гидроочистки дизельной фракций нефти»

УДК 665.658.62

КИНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРЕВРАЩЕНИЯ СЕРОСОДЕРЖАЩИХ СОЕДИНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ГИДРООЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНОЙ ФРАКЦИЙ НЕФТИ

Н.И. Кривцова, Э.Д. Иванчина, И.В. Занин*, Ю.И. Ландль, А.А. Татаурщиков

Томский политехнический университет E-mail: krivtcova@tpu.ru *ООО «КИНЕФ», г. Кириши E-mail: zanin_i_v@kinef.ru

Проведена оценка эффективности работы двух промышленных катализаторов процесса гидроочистки дизельного топлива: отечественного производства, выпускаемого Новокуйбышевским заводом катализаторов, и катализатора, который производится французской компанией Axens. Рассчитана относительная активность катализаторов и изменение остаточного содержания серы в гидрогенизате в зависимости от температуры процесса. Определены величины констант скоростей и энергии активации превращения серосодержащих соединений на двух типах катализаторов.

Ключевые слова:

Гидроочистка, обессеривание, катализатор, дизельное топливо, активность, константа скорости. Key words:

Hydrorefining, desulphurization, catalyst, diesel fuel, activity, rate constant.

Гидроочистка является одним из основных методов облагораживания бензинов, реактивных и дизельных топлив, газойлей и т. п. Под облагораживанием понимается удаление из сырья соединений, содержащих в своем составе атомы серы. Сернистые соединения ухудшают качество топлив, вызывают повышенное коксо- и нагарообразование в двигателе, увеличивают выбросы в атмосферу оксидов серы. Гидроочистка - это одноступенчатый процесс, проходящий в наиболее мягких, по сравнению с гидрокрекингом и деструктивной гидрогенизацией, условиях. Процесс протекает при 350...430 °С, давлении 3,0...6,0 МПа, циркуляции водородсодержащего газа 100.600 м3/м3, и объемной скорости сырья 3.10 ч-1 с применением катализатора [1, 2].

Снижение содержания серы в топливе может быть достигнуто путем гидроочистки, проводимой в более жестких условиях, либо подбором более эффективного для данного типа сырья катализатора. В настоящее время существуют проблемы выбора катализаторов процесса гидроочистки, прогнозирования их срока службы с учетом отравления каталитическими ядами и тяжелыми металлами, особенно при переработке тяжелых нефтяных остатков, а также регулирования технологических режимов процесса гидроочистки.

Целью данной работы являлось исследование кинетических закономерностей превращения сернистых соединений для двух типов катализаторов. В качестве первого образца был выбран катализатор отечественного производства, выпускаемый Новокуйбышевским заводом катализаторов (катализатор № 1). Он был сравнен с катализатором, который производится французской фирмой Ахеш (катализатор № 2). Оба катализатора используются для гидроочистки керосиновой и дизельной фракции на заводе ООО «КИНЕФ».

Катализаторы представляют собой оксиды молибдена и никеля равномерно распределенные на носителе - гамма оксид алюминия. Оксиды молибдена, находящиеся на поверхности катализатора, обусловливают такие процессы, как адсорбция, хемосорбция, гемолитический распад органических молекул. Для дегидро-ги-дрирующей активности катализаторов использован оксид никеля. Сочетание оксидов N1 с Мо придает этим смесям бифункциональные свойства - способность осуществлять одновременно и гомолитические, и гетеролитические реакции [3] и, что особенно важно, стойкость по отношению к отравляющему действию сернистых соединений, содержащихся в нефтяном сырье.

Согласно технологическому регламенту процесс гидроочистки дизельного топлива на ООО «КИНЕФ» проводят при температуре 320.335 °С, давлении 2,0...2,6 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,6...1,1 ч-1.

Одним из критериев оценки активности катализаторов является изменение температуры Т(/), обеспечивающей компенсацию его дезактивации. Так, для определения активности рассматриваемых катализаторов на степень обессеривания сырья были проанализированы данные с 26.05.07 по 14.07.11, поступившие с ООО «КИНЕФ». Анализ изменения активности катализаторов проводили

Г/П 60 -АТ 92 -АТ

по уравнениям 141: а =-------- и а =------- для

60 92

катализаторов № 1 и 2 соответственно, где 60 и 92 - температурный интервал работы катализатора, рассчитанный как разница между максимальной и минимальной температурами работы катализатора; АТ - изменение температуры работы по сравнению с первоначальной для каждой даты; а - активность катализатора.

Зависимости активности катализаторов № 1 и 2 от количества проработанных дней представлена на рис. 1 и 2 соответственно.

1,2

^ 1 г

га

| 0,8 -] ТО ’

з

Ц06 -

I° 0,4 т

5

Ё

< 0,2

0 -

0 200 400 600 800 1000 1200

Количество проработанных дней, сутки

Рис. 1. Зависимость активности катализатора № 1 от количества проработанных дней

1400

1,2 -

м*Ц

0,6 * ж

0,2

не менее, наблюдается заметное снижение остаточного содержания серы с увеличением температуры процесса. Так, известно, что при увеличении температуры процесса с 200 до 400 °С степень превращения тиофена изменяется от 0 до 40% [5], что, в свою очередь, связано с увеличением скорости реакций гидрирования серосодержащих соединений. Также повышение температуры процесса гидроочистки приводит к более глубокому удалению сернистых соединений из дизельного топлива с одновременным уменьшением влияния качества сырья на качество продукта, о чем свидетельствует меньший разброс значений содержания серы в ги-дрогенизате с увеличением температуры (рис. 2, 3).

200 -180 - •

160 -140 -120 - • • •

100 - >

80 - • •••

60 - • • • ••

40 - •

2 о о •

0 -

0 200 400 600 800 1000 1200 1400

Количество проработанных дней, сутки

Рис. 2. Зависимость активности катализатора № 2 от количества проработанных дней

Активность катализаторов за весь период работы изменялась от 1,0 до 0,6. Такие значения обусловлены нестационарным изменением температуры, т. к. именно температура является основным технологическим параметром процесса, с помощью которого регулируют конечное содержание серы в гидрогенизате. Согласно приведенным графикам по сравнению с первыми сутками работы на свежем катализаторе, когда активность была равна единице, после 1200 дней активность катализатора № 1 снизилась в среднем до 0,80 (на 20 %), катализатора № 2 - до 0,86 (на 14 %). Несмотря на значительное снижение активности катализаторов, повышение температуры процесса позволяет поддерживать степень удаления серы из сырья на уровне 99,5%. Остаточное содержание серы в полученном гидроочищенном дизельном топливе составляет в среднем 10. 150 мг/кг. Анализ активности, а следовательно, остаточного содержания серы в гидрогенизате от температуры процесса для катализаторов № 1 и 2 приведен на рис. 3 и 4, соответственно.

Разброс данных по содержанию серы в гидроге-низате связан с нестабильностью концентрации сернистых соединений в исходном сырье, тем

Рис. 3.

£ 200

* 180 Ф

я 160

СО

2

|5 140 | 120 и 100

о. 80

Ф

О

ф 60 2

гс 40 * а 2. 20

Температура процесса, 0С

Зависимость содержания общей серы в гидрогенизате от температуры процесса при концентрации серы в сырье 0,80 мас. % для катализатора № 1

о

0

Температура процесса, °С

Рис. 4. Зависимость содержания общей серы в гидрогенизате от температуры процесса при концентрации серы в сырье 0,80 мас. % для катализатора № 2

Кинетика процесса гидроочистки реальных промышленных видов сырья весьма сложна. Сложность определятся различием в скоростях превращения различных классов сернистых соединений (скорость гидрирования сернистых соединений уменьшается в ряду: меркаптаны > сульфиды > дисульфиды > тиофены > бензтиофены > дибензтио-фены, что соответствует увеличению их стабильности [6]), а также изменением активности катализатора в ходе процесса. Таким образом, константы скорости превращения различных серосодержащих соединений, присутствующих в сырье, весьма

300

320

330

340

350

0,4 -

300

310

320

330

350

различны, а огромное их количество требует формализации механизма превращения и нахождение констант для каждой псевдогруппы в отдельности.

Ранее на основе термодинамического анализа реакций гидрирования серосодержащих соединений, присутствующих в дизельном топливе, была проведена оценка вероятности протекания реакций и составлена формализованная схема превращений, учитывающая превращения всех классов серосодержащих соединений. На базе предложенной формализованной схемы превращений разработана кинетическая модель процесса гидроочистки дизельного топлива [6].

Для нахождения констант скорости превращения серосодержащих соединений на катализаторах № 1 и 2 была использована формализованная реакция превращения сернистых соединений (СС) в среде водорода (Н2) до углеводорода (УВ) и сероводорода (Н2Б):

СС+Н2=УВ+Н2Б. (1)

Из допущения, что реакция протекает в кинетической области согласно закону действующих масс, скорость химической реакции можно записать как произведение константы скорости на концентрации исходных веществ в степенях их стехиометрических коэффициентов. Отсюда можно расписать скорость превращения и составить кинетическую модель, учитывающую изменение концентрации сернистых соединений в процессе гидроочистки:

Ж= кСссСйі,

ССГ,

С

■ кСссСн2

где Ж - скорость химической реакции (1); к - константа скорости реакции; С - концентрация вещества.

При изучении кинетических закономерностей превращения серосодержащих соединений в процессе гидроочистки используют простые кинетические уравнения псевдопервого порядка, принимающие во внимание наблюдаемую скорость процесса [7]:

1п — = - к т,

Со

где С0 и С - начальная и текущая концентрации серы, соответственно; к - константа скорости химической реакции; т- время контакта.

Полученные значения констант скоростей химической реакции (1) для обоих катализаторов в зависимости от времени контакта представлены в таблице. Результаты испытаний фиксировались при температуре 320 °С и объёмной скорости подачи сырья 1,1 ч-1.

Содержание серы уменьшается с ростом температуры и увеличением времени контакта. Было отмечено, что при данной температуре и объёмной скорости оба катализатора позволяют получить дизельное топливо с содержанием серы менее 100 мг/кг. Значение констант скоростей реакций

превращения сернистых соединений с использованием катализатора № 2 выше, чем с использованием катализатора № 1. Такое различие в константах скоростей может быть обусловлено как различной концентрацией активных компонентов, так и различной площадью удельной поверхности и формой зерна катализатора. Так, катализатор № 1 имеет форму цилиндра, катализатор № 2 - трилистника. Известно, что размер и форма гранул катализатора определяют гидравлическое сопротивление слоя, а следовательно, и энергетические затраты на транспорт реагентов сквозь контактный аппарат. Катализатор, имеющий форму гранул в виде трехконечной звезды (зубцы образуют между собой угол около 120°) характеризуется на 50 % большей внешней поверхностью, перепад давления по слою на 20.30 % меньше по сравнению с катализатором с обычной цилиндрической формой гранул [8].

Таблица. Значения констант скоростей химической реакции превращения серосодержащих веществ на поверхности катализатора при Т=320 °С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Время контакта, с Катализатор № 1 Катализатор № 2

Константа скорости, с-1 Остаточное содержание серы, мг/кг Константа скорости, с-' Остаточное содержание серы, мг/кг

2,73 3,26 97 3,26 97

2,77 3,19 99 3,19 99

2,79 3,16 98 3,16 98

2,8 3,16 100 3,20 84

2,84 3,09 100 3,16 79

2,86 3,09 98 3,15 75

2,87 3,09 97 3,11 75

Энергия активации рассчитана по уравнению [7]: ( і ^

1п -кЬ = Еакт

к я

1

где к1 и к2- константы скорости реакций при температурах Т и Т2 соответственно; Ежт - энергия активации; К - универсальная газовая постоянная.

Средняя энергия активации для катализаторов № 1 и 2 составила 130 и 80 кДж/моль соответственно. По литературным данным, превращение серосодержащих соединений в процессе гидрирования сопровождается на 20.30 кДж/моль большими величинами наблюдаемой энергии активации, чем превращение в процессе гидрогенолиза, предполагающего непосредственный разрыв связи С-Б. При этом величина энергии активации превращения сернистых соединений в процессе гидрирования составляет 80.100 кДж/моль, гидрогенолиза -110.140 кДж/моль [9].

В общем случае, по значению величин энергии активации можно сделать предположение о преобладании того или иного пути протекания реакции на данном типе катализатора. Таким образом, на катализаторе № 2 гидрообессеривание протекает в процессе гидрирования и гидрогенолиза сернистых соединений, в то время как на катализаторе № 1 преимущественно идут реакции гидрогенолиза.

Таким образом, проведена оценка эффективности работы двух промышленных катализаторов процесса гидроочистки дизельного топлива: Новокуйбышевского завода катализаторов и компании Ахеш. Рассчитана относительная активность катализаторов и изменение остаточного содержания общей серы в гидрогенизате в зависимости от температуры процесса. Определены величины констант скоростей и энергии активации превращения серосодержащих соединений в процессе гидроочистки на двух типах катализаторов. Сделано

предположение, что на катализаторе № 2 гидрооб-ессеривание протекает в процессах гидрирования и гидрогенолиза без явного преобладания той или иной реакции, в то время как на катализаторе № 1 преимущественно идут реакции гидрогенолиза. Полученные значения величин констант скоростей превращения серосодержащих соединений и их температурные зависимости могут быть использованы для прогнозирования остаточного содержания серы в очищаемом сырье на данных образцах катализатора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баннов П.Г Процессы переработки нефти. - М.: ЦНИИТЭ-нефтехим, 2000. - 224 с.

2. Ахметов С.А. Технология глубокой переработки нефти и газа. - Уфа: Гилем, 2002. - 671 с.

3. Орочко Д.И., Сулимов А.Д., Осипов Л.Н. Гидрогенизационные процессы в нефтепереработке. - Москва: Химия, 1971. - 352 с.

4. Кравцов А.В., Иванчина Э.Д., Полубоярцев Д.С. Системный анализ и тестирование платиносодержащих катализаторов в процессах превращения углеводородов бензиновой фракции // Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. -2007. - № 7. - С. 30-34.

5. Дружинин О.А., Коновальчиков О.Д., Хавкин В.А. Деструктивные процессы гидрогенизационного облагораживания дизельных дистиллятов // Наука и технология углеводородов.-2003.- №1. - С. 71-74.

6. Афанасьева Ю.И., Кривцова Н.И., Иванчина Э.Д., За-нин И.К., Татаурщиков А.А. Разработка кинетической модели процесса гидроочистки дизельного топлива // Известия Томского политехнического университета. - 2012. - Т. 321. -№3.- C. 121-125.

7. Стромберг А.Г., Семченко Д.П. Физическая химия: 4-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2001. - 527 с.

8. Боресков Г.К. Пористая структура катализаторов и процессы переноса в гетерогенном катализе. - Новосибирск: Наука, 1970. - С. 5-15.

9. Vradman L., Landau M.V., Herskowitz M. Deep desulfurization of diesel fuels: kinetic modeling of model compounds in trickle-bed // Catalysis Today. - 1999. - V. 48. - Р. 41-48.

Поступила 31.01.2013 г.

УДК 665.775:665.6.033.28

ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ МОЛЕКУЛ СМОЛ И АСФАЛЬТЕНОВ БИТУМА МЕСТОРОЖДЕНИЯ БАЯН-ЭРХЭТ В ПРОЦЕССЕ АКВАТЕРМОЛИЗА

Е.Б. Кривцов, Ю.О. Карпов, А.К. Головко

Институт химии нефти СО РАН, г. Томск E-mail: john@ipc.tsc.ru

Проведен акватермолиз битума месторождения Баян-Эрхэт (Монголия) в докритических и сверхкритическихусловиях. Показаны различия вещественного состава жидких продуктов в зависимости отусловий термолиза. Рассчитаны структурно-групповые параметры средних молекул смол и асфальтенов исходного битума и продуктов его акватермолиза. Установлены закономерности изменения структур высокомолекулярных соединений (смол и асфальтенов) битума в протекающих процессах.

Ключевые слова:

Природный битум, акватермолиз, смолы, асфальтены.

Key words:

Natural bitumen, aquathermolysis, resins, asphaltenes.

В последние годы в мире широко ведутся исследования, связанные с созданием новых высокоэффективных технологий переработки тяжелого углеводородного сырья, такого как тяжелые и сверхтяжелые нефти, природные битумы и битумонасыщенные породы, асфальтиты и др. [1-4]. Это обусловлено неуклонным сокращением доли добываемых легких нефтей в мире и ежегодным приростом количества тяжелых нефтей, вовлекае-

мых в переработку. Ранее подобное сырье практически не использовалось в нефтехимической промышленности.

Тяжелое углеводородное сырье отличается высоким содержанием смолисто-асфальтеновых веществ и гетероатомных соединений. Не располагая научной информацией о составе этих компонентов, невозможно квалифицированно решать проблемы использования такого нетрадиционного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.