УДК 343.84
Бутенко Татьяна Павловна
Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия butanya [email protected] Чжу Цзинвэй Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия [email protected] Butenko Tat'yana Pavlovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia butanya [email protected] Zhu Jingwei Amur State University Blagoveshchensk, Russia [email protected]
ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ CORRECTION OF CONVICTS UNDER MARTIAL LAW
Аннотация. Исследуется законодательство, регламентирующее процесс исполнения уголовных наказаний в условиях введения военного положения. При этом особое внимание уделяется вопросу достижения цели наказания и одновременно цели исправления осужденных. В результате проведенного исследования сделан вывод о необходимости оптимизации уголовно-исполнительного законодательства посредством введения дополнительных статей в Общую часть Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Abstract. The article examines the legislation regulating the process of execution of criminal penalties in the conditions of martial law. At the same time, special attention is paid to the issue of achieving such a goal of punishment and at the same time the goal of penal enforcement legislation as the correction of convicts. As a result of the conducted research, it was concluded that it is necessary to optimize the penal enforcement legislation by introducing additional articles into the General Part of the Penal Enforcement Code of the Russian Federation.
Ключевые слова: исправление осужденных, военное время, военное положение, уголовно-исполнительное законодательство, средства исправления.
Key words: correction of convicts, wartime, martial law, penal enforcement legislation, means of correction.
DOI: 10.22250/20730284_2023_100_25
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, которое состоит из Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), и других федеральных законов (ч. 1 ст. 2 УИК РФ) одной из своих целей определяет «исправление осужденных» (ч. 1 ст. 1 УИК РФ). Кроме того, исправление осужденных выступает одной из целей уголовного наказания (ч. 2 ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации - далее УК РФ).
Понятие «исправление осужденных» раскрывается в ч. 1 ст. 9 УИК РФ и предполагает использование средств, которые исчерпывающим образом перечислены в ч. 2 ст. 9 УИК РФ. Законодатель их называет «основными» и относит к ним установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.
С учетом сложившейся в настоящее время в России политической обстановки, участием страны в специальной военной операции целесообразно рассмотреть вопрос не просто исполнения уголовных наказаний в форс-мажорных условиях, но достижения целей наказания и уголовно-исполнительного законодательства в случае введения военного положения.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ, к сожалению, не закрепляет положений, которые регулировали бы процесс исполнения уголовных наказаний в период военного времени, что, на наш взгляд, является явным упущением со стороны законодателя.
В настоящее время в Особенной части УИК РФ есть только одна статья - 85, где упоминается о случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения. Тем не менее, диспозиция данной статьи не дает нам ответа на вопрос: как же достигаются цели уголовно-исполнительного законодательства в таких форс-мажорных ситуациях? Кроме того, ст. 85 УИК РФ ориентирована на регулирование отношений в подобных ситуациях только в исправительных учреждениях, не затрагивая порядок действий в отношении осужденных, отбывающих наказания без изоляции от общества. На наш взгляд, это порождает ряд проблем для правоприменителя [1, с. 28].
Военное положение, в соответствии с ч. 2 ст. 87 Конституции Российской Федерации, вводится Президентом Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Кроме того, согласно ч. 4 ст. 1 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении», в период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.
Введение военного положения предполагает объявление общей или частичной мобилизации. Согласно п. «е» ст. 42 Военной доктрины Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976), одной из основных задач мобилизационной подготовки является обеспечение дополнительными людскими и материально-техническими ресурсами Вооруженных сил, других войск и органов, отраслей экономики для решения задач в условиях военного времени. Людскими дополнительными ресурсами при определенных условиях могли бы стать и осужденные к различным видам наказаний - как минимум, к наказаниям без изоляции от общества.
Трудно представить себе ситуацию, когда в условиях введения военного положения осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, будут бездействовать и фактически лишены возможности защищать свою страну от внешней агрессии. В настоящее время, когда проводится специальная военная операция, в новостных лентах и социальных сетях появляются посты, в которых
размещена информация относительно участия осужденных к лишению свободы в составе частных военных компаний (например, ЧКВ «Вагнер). Тем не менее, действующее уголовно-исполнительное законодательство не регламентирует возможность привлечения осужденных к участию в боевых действиях, за исключением изменения их статуса. Кроме того, основания освобождения от наказания закреплены в ст. 172 УИК РФ, и только при условии наличия одного из них можно говорить о возможных перспективах участия таких лиц в военной операции.
Следует обратить внимание и на то, что призыву на военную службу по мобилизации не подлежат граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»). Получается, что лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления небольшой и средней тяжести, а также преступления особо тяжкие, подлежат мобилизации. Вместе с тем интересны положения ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», где перечислены группы лиц, не подлежащих призыву на военную службу, среди которых названы граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы (п. «а»), и граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления (п. «б»).
В 2021 г. данный закон был объектом внимания со стороны законодателя, однако ч. 3 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», несмотря на дополнение УК РФ новым видом наказания - принудительными работами, не была приведена в соответствие с кодифицированным актом. Если руководствоваться критерием закрепления в законе только основных видов уголовных наказаний, то необходимо дополнить п. «а» ч. 3 ст. 23 такими видами как принудительные работы и пожизненное лишение свободы, одновременно исключив ограничение свободы. Возникает закономерный вопрос о целесообразности перечисления каких-либо видов уголовных наказаний в п. «а» ч. 3 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», если в п. «б» этой же статьи сказано о лицах, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления. Напомним, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и до момента погашения или снятия судимости (ч. 1 ст. 86 УК РФ). Получается, что отбывание всех перечисленных видов наказаний предполагает состояние судимости, а значит, п. «а» ч. 3 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» является лишним.
Также не совсем понятна логика законодателя при конструировании положений ч. 4 ст. 17 ФЗ от 26.02.1997 № 31-ФЗ. Почему акцент сделан на тяжкие преступления и проигнорированы, например, преступления, которые по категории относятся к особо тяжким? Если же рассматривать положения названного закона во взаимосвязи с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», то получается, что призыву граждан на военную службу по мобилизации подлежит более широкий круг лиц, включая осужденных, имеющих судимость за совершение преступлений небольшой тяжести, средней тяжести и особо тяжких преступлений, чем призыву на военную службу в обычное время. На наш взгляд, в данном вопросе должен быть единый подход законодателя и возникает необходимость в унификации круга лиц, которые подлежат призыву на военную службу по мобилизации (в период введения военного положения) и без таковой.
Рассуждая на тему исправления осужденных в условиях введения военного положения, можно заключить, что отсутствие в этот период каких-либо мероприятий с указанными лицами сведет на
нет весь процесс, ориентированный на изменение их жизненных установок в контексте стимулирования правопослушного поведения.
Одним из принципов уголовно-исполнительного законодательства является принцип соединения наказания с исправительным воздействием, который можно рассматривать как урегулированный нормами уголовно-исполнительного законодательства карательно-воспитательный процесс, реализуемый в период исполнения (отбывания) уголовного наказания посредством применения средств исправления осужденных.
В условиях введения военного положения реализация принципа соединения наказания с исправительным воздействием может быть осуществлена посредством изменения так называемых «средств исправительного воздействия». Схожее этимологическое значение категорий «основные средства исправления» и «средства исправительного воздействия» позволяет нам рассматривать их в качестве синонимов. Из названных в законе средств возможно, на наш взгляд, применение только общественно полезного труда. Иные средства, как правило, неприменимы в период введения военного положения. Например, не представляется возможным организовать обучение осужденных на обстреливаемой противником территории исправительного учреждения, - следовательно, нельзя использовать для достижения цели исправления такое средство как получение общего образования или профессиональное обучение.
В подобной ситуации целесообразно ставить вопрос о временном приостановлении действия не только принципа уголовно-исполнительного законодательства, но и исполнения наказания в целом.
При введении военного положения на территории России или в отдельных местностях актуальным видится разработка межотраслевого института приостановления исполнения всех видов уголовных наказаний, а также создание соответствующей нормативной основы по стимулированию привлечения осужденных к участию в ликвидации последствий, вызванных агрессией против России.
Таким образом, возникла необходимость рассмотреть вопрос дополнительного регулирования процесса исполнения уголовных наказаний в условиях введения военного положения, что потребует от законодателя принятия конструктивных решений в обозначенной области правоотношений.
1. Бутенко, Т.П. Реализация принципов уголовно-исполнительного законодательства в условиях введения военного положения, чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации // Вестник Самарского юридического института. - 2022. - № 2 (48). - С. 28.