Научная статья на тему 'Исправительный режим: история, современность и перспективы'

Исправительный режим: история, современность и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
626
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ЭТАПЫ / ТЕНДЕНЦИИ / ПРОБЛЕМЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / PENAL SYSTEM / CORRECTIONAL REGIME / STAGES / TRENDS / PROBLEMS / EFFICIENCY / IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапочкина А.Д.

Проблеме функционирования и дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации уделяется повышенное внимание в последние годы. Это нашло отражение в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., в которой сделан акцент на необходимости гуманизации режима отбывания наказания в местах лишения свободы и обеспечении прав и законных интересов осужденных лиц. Необходимость развития исправительных учреждений в соответствии с перечисленными направлениями выдвинул ряд новых проблем перед уголовно-исполнительной системой страны, решением которых занимаются исследователи в последние годы. В данной статье предпринята попытка систематизации основных этапов развития исправительного режима в России, обозначены его проблемы и направления их решения на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шапочкина А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correctional regime: history, modernity and prospects

The problem of functioning and further development of the criminal Executive system of the Russian Federation has received increased attention in recent years. This is reflected in the Concept of development of the criminal Executive system of the Russian Federation until 2020, which focuses on the need to humanize the regime of serving sentences in places of deprivation of liberty and ensuring the rights and legitimate interests of convicted persons. the Need to develop correctional institutions in accordance with the above directions has put forward a number of new problems for the criminal Executive system of the country, which researchers have been dealing with in recent years. This article attempts to systematize the main stages of the development of the correctional regime in Russia, identifies its problems and directions of their solution at the present stage.

Текст научной работы на тему «Исправительный режим: история, современность и перспективы»

Исправительный режим: история, современность и перспективы Correctional regime: history, modernity and prospects

Шапочкина А.Д.

Студент 3 курса, Юридический ф-т,

СЗИУ РАНХиГС, РФ, Санкт-Петербург, e-mail: shapunya4@yandex. ru

Shapochkina A.D.

3rd year student, law faculty, SZIU RANEPA, Russia, Saint-Petersburg, e-mail: shapunya4@yandex. ru

Аннотация.

Проблеме функционирования и дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации уделяется повышенное внимание в последние годы. Это нашло отражение в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., в которой сделан акцент на необходимости гуманизации режима отбывания наказания в местах лишения свободы и обеспечении прав и законных интересов осужденных лиц. Необходимость развития исправительных учреждений в соответствии с перечисленными направлениями выдвинул ряд новых проблем перед уголовно-исполнительной системой страны, решением которых занимаются исследователи в последние годы.

В данной статье предпринята попытка систематизации основных этапов развития исправительного режима в России, обозначены его проблемы и направления их решения на современном этапе.

Annotation.

The problem of functioning and further development of the criminal Executive system of the Russian Federation has received increased attention in recent years. This is reflected in the Concept of development of the criminal Executive system of the Russian Federation until 2020, which focuses on the need to humanize the regime of serving sentences in places of deprivation of liberty and ensuring the rights and legitimate interests of convicted persons. the Need to develop correctional institutions in accordance with the above directions has put forward a number of new problems for the criminal Executive system of the country, which researchers have been dealing with in recent years.

This article attempts to systematize the main stages of the development of the correctional regime in Russia, identifies its problems and directions of their solution at the present stage.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, исправительный режим, этапы, тенденции, проблемы, эффективность, совершенствование.

Key words: penal system, correctional regime, stages, trends, problems, efficiency, improvement.

История становления и развития пенитенциарной системы свидетельствует о том, что основной задачей пенитенциарных учреждений во все времена их существования было создание условий, предупреждающих повторное совершение преступлений осужденными.

Начиная с XI века на территории Руси стали появляться первые прототипы пенитенциарных учреждений (ямы, темницы при дворах феодалов), задачей которых было изолировать преступника и зачастую подвергнуть мучениям.

К первым нормативным источникам, в которых были закреплены элементы исправительного режима, были Судебники 1497 и 1550 гг., отдельные законы которых касались обязанностей тюремного персонала, отдельных режимных вопросов.

Появившиеся позднее именные и сенатские указы также в большей степени уделяли внимание предупреждению побегов и телесным наказаниям за них. В период правления Петра I впервые стали проводится обыски заключенных, пытавшихся совершить побег.

В 1799 г. в Инструкции для офицера военного караула Петербургской тюрьмы впервые в российской истории впервые были систематизированы вопросы отбывания наказания в тюрьме. Данный документ ужесточил требования к отбыванию наказания. В Положении о должности смотрителя тюремного замка в Москве и о должности караульного офицера в тюремном замке (1804 г.) также было уделено внимание дифференциации заключенных по различным признакам.

В последующих документах Уставе о содержании под стражей (1832 г), в тюремной инструкции (1831 г.) большое внимание уделялось дисциплинарным взысканиям в отношении арестантов, перечислились их виды.

В целом, в дореволюционный период в России не было создано законодательство, которое бы охватывало все вопросы исправительного режима, а также не было дано понятие самого режима отбывания наказания.

Более стремительные темпы развития пенитенциарного законодательства наблюдались в прошлом веке. Именно тогда были заложены основы современного понимания исправительного режима и его значения.

Уже во Временной инструкции «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового», утвержденной Постановлением Наркомюста РСФСР от 23.07.1918, было закреплено понятие режима и его отдельные характеристики. Дальнейшее совершенствование нормативно-правового регулирования исправительного режима было связано с принятием Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924, 1933, 1970 гг.; Положения об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах 1961. Однако данные законодательные акты не содержали понятия «режим исполнения (отбывания) наказания», а лишь закрепляли основные требования к нему.

И только с принятием Уголовно-исполнительного кодекса РФ вопросам исправительного режима было уделено особое внимание. Закреплены понятие режима в исправительных учреждениях и перечислены средства его обеспечения; обозначены условия отбывания наказания; особенности исправительного режима учреждений различных видов. Дополнением к кодексу в сфере регулирования пенитенциарного режима стали и другие нормативно правовые акт: Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы»; ФЗ «Об исполнительном производстве»; ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»»; Положение об уголовно-исполнительных инспекциях; Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими; Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений; Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу; Положение об отряде осужденных исправительного учреждения; Инструкция по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы; Инструкция о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

Но фундаментальную основу для реализации исправительного режима составляет Уголовно-исполнительный кодекс (далее - УИК РФ).

Несмотря на то, что современный УИК РФ содержит определение режима, в научных кругах по-разному походят к определению его сущности.

Исследователи характеризуют его с позиции «порядка» (С.Ю. Чекулаев) и «правопорядка» (Д.В. Горбань, А.А. Павленко, Р.Н. Халилов); как средство обеспечения законности (С.А. Борсученко); как комплекс правоограничений и лишений (Б.П. Козаченко); как средство достижения целей уголовно-исполнительного

законодательства (П.И. Колеватов); как свод правил или требований (Л.Б. Смирнов); как среда функционирования исправительного режима (Р.З. Усеев); как качество лишения свободы (В.А. Уткин) и др.

Разносторонний подход к пониманию сущности режима находит выражение и в разнообразии его функций. Основными функциями режима выступают воспитательная, регулирование уголовно-правовой кары, функция применения мер исправительного воздействия; общее и частное предупреждение преступлений и функция социального контроля.

В настоящее время законодательство в сфере регулирования исправительного режима не стоит на месте. Необходимость его совершенствования связана с наличием пробелов в законодательстве, а также с сохраняющемся высоком уровне рецидивов преступлений среди лиц, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы. Так, не утихают споры относительно обязанностей и ограничений в отношении конкретного осужденного; относительно применения технических средств надзора за исполнительными заключенными, а также новых Правил внутреннего распорядка ИУ, нарушающих права осужденных.

Несмотря на общее снижение числа осужденных с 367260 в 2006 году до 185718 в 2017 году - на 49%, уровень осужденных повторно по-прежнему высок. Так, число осужденных второй раз в 2006 г составляло 185557, а в 2017 г этот показатель составил 115944, т.е. снизился на 60%. В тоже время численность осужденных третий и более раз наоборот увеличилась с 144045 в 2006 г до 193487 в 2017 г., т.е. на 34,3%. Данные показатели свидетельствуют о низкой эффективности профилактической работы с осуждёнными в российских исправительных учреждениях.

Одними из причин низкой профилактической работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях выступают высокая степень изношенности и устарелая материально-техническая база данных учреждений; отсутствие должного контроля за соблюдением правопорядка в учреждениях; недостаточное внимание к образованию и организации труда осужденных; кадровые проблемы исправительных учреждений (нехватка квалифицированных специалистов по воспитательной работе с осужденными; низкая мотивации персонала); применение устаревших методик работы с осужденными и др.

Накопившиеся проблемы организационно-правового характера в исправительных учреждениях требуют своего незамедлительного решения.

Дальнейшее реформирование уголовно-исправительной системы согласно Концепции развития должно идти в направлении повышения эффективности работы исправительных учреждений с осуждёнными в целях профилактики рецидивов преступлений, а также в направлении гуманизации условий отбывания наказания.

Для развития в данном направлении ученые-исследователи подчеркивают необходимость внедрения индивидуальных критериев оценки степени исправления осужденных (Л.Б. Смирнов, П.В. Тепляшин), на основе которых могут быть расширены меры поощрения осужденных (Е.В. Колбасова).

Должна быть усовершенствована воспитательная работа с осужденными. Требует нормативного закрепления само понятие воспитательной работы с осужденными, а также расширение методических средств и технологий педагогической и психолого-коррекционной работы с осужденными (например, внедрение методов арт-педагогики; создание центов досуга; туристических лагерей). Воспитательную работу с осужденными должны проводить высоко квалифицированные сотрудники, обладающие необходимыми знаниями, умениями и навыками, владеющие современными методиками работы и положительно настроенные на работу со сложным контингентом исправительных учреждений.

Помощь в адапатции осужденных к условиям отбывания наказания могли бы оказывать индивидуальные наставники из числа осужденных, исправно выполняющих требования режима исправительного учреждения и

пользующихся авторитетом среди других осуждённых, обладающие рядом необходимых компетенций (высокий уровень развития коммуникативных способностей, умение транслировать свой положительный опты на других и т.д.).

Несомненно, что дальнейшего развития требует обеспечение прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В первую очередь это относится к условиям содержания. Со стороны государственных органов требуются определённые затраты на обновление материально-технические условий в исправительных учреждениях. В них должны быть созданы благоприятные условия для жизни, продолжения обучения и труда. Положительный зарубежный опыт свидетельствует об эффективности и важности воздействия хороших условий отбывания наказания на исправление осужденного и снижение числа рецидивов преступлений.

Необходимо создать комплексный механизм по защите прав осужденных, реализация которого по примеру положительного зарубежного опыта могла бы быть возложена на специализированный орган -Уполномоченного по правам осужденных.

Предложенные направления системы отвечают основным требованиям Концепции развития уголовно-исполнительной и направлены на решение основной задачи - повышение эффективности исправления осужденных с целью снижения числа рецидивов преступлений и обеспечения высокого уровня их адаптации в обществе по окончании срока отбывания наказания.

Таким образом, в развитии режима исправительных учреждений может быть выделено несколько этапов: 1) дореволюционный этап, для которого характерно отсутствие нормативного закрепления понятия режима, фрагментарность представления отдельных его элементов в части требований к правилам поведения осуждённых и контролю за ними со стороны персонала тюрем; 2) советский период развития, когда впервые на законодательном уровне был закреплено понятие режима и его основные виды; 3) постсоветский этап, ознаменовавшийся принятием УИК РФ, в котором отражены основные элементы режима отбывания наказания; 4) современный этап реформирования уголовно-исполнительной системы, требующий пересмотра отдельных правовых норм, регулирующих режимные вопросы отбывания наказания, в направлении их гуманизации и защиты прав осужденных.

Список используемой литературы:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 -ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - N 237.

2. «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 26.17.2019) // Российская газета. - 1997. - 16 января. - N 9.

3. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ред. от 02.12.2019 N 404-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - 19 августа. - N 33. - ст. 1316.

4. Федеральный закон от 02 октября 2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 02.12.2019 N 402-ФЗ) // Российская газета. - 2007. - 06 октября. - N 223.

5. Федеральный закон от 10 июня 2008 N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (ред. от 27.12.2018 г. N 528-ФЗ) // Российская газета. - 2008. - 18 июня. - N 128.

6. Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»» // СПС «КонсультантПлюс»

7. Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. - 2018. - 25 июля. - N 160.

8. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 366 «О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы функции конвоирования осужденных и лиц,

заключенных под стражу» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - 12 апреля. - N 15. - ст. 1818.

9. Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. (в ред. от 23 сентября 2015 г. №1877-р) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - 25 октября. - N 43. - ст. 5544.

10. Приказ Минюста России от 06.10.2006 N 311 (ред. от 29.12.2017) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2006 N 8375) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63264/

11. Приказ Минюста РФ от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12067922/

12. Приказ Минюста РФ от 11 октября 2010 г. N 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» (в ред. от 02.11.2016 г. N 251) // Российская газета. - 2010. -27 октября. - N 243.

13. Приказ Министерства юстиции РФ от 20 мая 2013 г. N 72 «Об утверждении инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (в ред. от 02.11. 2018 г. N 229) // Российская газета. - 2013. - 05 июня. - N 119.

14. Приказ Министерства юстиции РФ от 3 декабря 2013 г. N 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» ( вред. от 23.04. 2018 г. N 75) // Российская газета. - 2013. - 25 декабря. - N 291.

15. Приказ Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71477278/

16. Приказ Министерства юстиции РФ от 28 декабря 2017 г. N 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71874866/

17. Приказ Министра обороны РФ от 20 октября 2016 г. № 680 "»Об утверждении Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71442470/

18. Горбань Д.В. Проблемы режима исполнения (отбывания) уголовных наказаний и пути их решения: новые теоретические подходы / Д.В. Горбань // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - №8. - С. 142150.

19. Донскова Н. Мужская городская тюрьма Осло. Или что значит для Норвегии «строгий режим» / Н. Донскова [Электронный ресурс]. - URL: https://7x7-journal.ru/posts/2018/02/26/muzhskaya-gorodskaya-tyurma-oslo-ili-chto-znachit-dlya-norvegii-strogij-rezhim

20. Смирнов Л.Б. Наказание в виде лишения свободы в контексте уголовно-исполнительного права и пенитенциарной практики / Л. Б. Смирнов // Уголовно-исполнительное право. - 2018. - Т. 13(1-4), № 2. - С. 152159.

21. Смирнов Л.Б. Проблемы «наказательной» и уголовно-исполнительной политики в эпоху постмодерна и глобализации / Л.Б. Смирнов // Уголовное право, уголовный закон: теория и практика: сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2017. - С. 256.

22. Смирнов С.Н. К вопросу об основании применения мер поощрения к осужденным, лишенным свободы / С.Н. Смирнов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2017. - №6. - С. 9-12.

23. Тепляшин П.В. Европейские пенитенциарные системы (теоретико-прикладное и сравнительно-правовое исследование) специальность 12.00.08: дис. ... на соиск. уч. ст. докт. юрид. наук: 12.00.08 / П.В. Тепляшин. - Красноярск, 2018. - 496 с.

24. Федеральная служба исполнения наказаний: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: фсин.рф (дата обращения 12.10.2019)

25. Шарапов Р.Д. Старые и новые проблемы российской системы уголовных наказаний / Р.Д. Шарапов // Российский юридический журнал. - 2017. - № 6. - С. 116 - 121.

26. Щербаков А.В. Положительный опыт функционирования пенитенциарных учреждений Норвегии и возможности его использования в российских условиях / А.В. Щербаков, А.Б. Налдеев // Молодой ученый. -2015. - №2. - С. 393-396. - URL https://moluch.ru/archive/82/15027/ (дата обращения: 28.10.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.