Научная статья на тему 'ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2913
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ / НАКАЗАНИЯ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / HUMANIZATION OF CRIMINAL PUNISHMENT / PUNISHMENT WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY / COERCIVE LABOR / CORRECTIONAL CENTERS / EXECUTION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF COERCIVE LABOR / STATISTICAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саутина С. А.

В настоящей статье проанализированы статистические данные, собранные ФКУ НИИИТ ФСИН России, по исполнению наказаний в виде принудительных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correctional centers in the penal system of the Russian Federation

This article analyzes the statistical data collected by the FGI «Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia» on the execution of sentences in the form of coercive labor.

Текст научной работы на тему «ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 343.81

С. А. САУТИНА

ведущий научный сотрудник отдела информационного обеспечения оперативно-служебной деятельности центра информационного обеспечения ФКУ НИИИТ ФСИН России

Тверь

SVETLANA A. SAUTINA

Leading Researcher of the Division of Information Support of the Operational and Service Activities of the Center for Information Support of the Federal Governmental Institution (FGI) «Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia»

Tver

Исправительные центры в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации

Correctional centers in the penal system of the Russian Federation

Аннотация. В настоящей статье проанализированы статистические данные, собранные ФКУ НИИИТ ФСИН России, по исполнению наказаний в виде принудительных работ.

Ключевые слова: гуманизация уголовных наказаний, наказания без изоляции от общества, принудительные работы, исправительные центры, исполнение наказания в виде принудительных работ, статистическая информация.

Annotation. This article analyzes the statistical data collected by the FGI «Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia» on the execution of sentences in the form of coercive labor.

Key words: humanization of criminal punishment, punishment without isolation from society, coercive labor, correctional centers, execution of punishment in the form of coercive labor, statistical information.

Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью на современном этапе ориентирована на международные стандарты применения и исполнения уголовных наказаний. Согласно законодательству Российской Федерации наказание применяется не только

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2020

в целях восстановления социальной справедливости, но и в целях исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений [1]. Важно, чтобы после отбывания наказания в общество возвращались законопослушные граждане, уважающие традиционные человеческие ценности.

37

В Российской Федерации, в условиях отказа от смертной казни, лишение свободы является самым строгим видом наказания. «Осознание неэффективности традиционных средств контроля над преступностью, более того - негативных последствий такого распространенного вида наказания, как лишение свободы, приводит к поискам альтернативных решений как стратегического, так и тактического характера» [2]. В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 говорится: «Ведь сила суда не в жесткости, а в неотвратимости и справедливости наказания, а миссия правосудия - не только карать, но и исправлять» [3]. Включение в систему уголовных наказаний санкций, не связанных с изоляцией осужденных от общества, является одним из путей гуманизации уголовного законодательства.

В течение последних десятилетий в Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) постепенно включаются новые наказания и меры уголовно-правового характера без лишения свободы: обязательные работы, ограничение свободы, отсрочка наказания мужчинам, являющимся единственным родителем, отсрочка больным наркоманией, изъявившим добровольное желание пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую, социальную реабилитацию. По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 6 месяцев 2019 года было осуждено 291 662 человека. Доля наказаний в виде реального лишения свободы, назначенных судами, составила 29,44 % (85 867 судебных решений, включая решения об освобождении от лишения свободы по разным причи-

нам). В отношении 70,56 % осужденных (205 795 человек) принято решение о назначении условного лишения свободы и иных видов наказания, не связанных с лишением свободы [4].

Очередным шагом по пути к гуманизации уголовных наказаний стал Федеральный закон № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый 07.12.2011, где УК РФ дополнен статьей 531 «Принудительные работы» [5], а Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) дополнен главой 81 «Исполнение наказания в виде принудительных работ» [6].

Согласно пункту первому статьи 531 УК РФ «принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые». Принудительные работы следует рассматривать как более мягкое наказание, чем лишение свободы. На это указывает пункт второй статьи 531 УК РФ: суд может заменить назначенное наказание в виде лишения свободы на принудительные работы при соблюдении условий, предусмотренных законом.

Назначаются принудительные работы на срок от двух месяцев до пяти лет, поэтому, являясь альтернативой лишению свободы, не могут быть применены, если наказание предусматривает лишение свободы на срок более пяти лет.

Исполнение принудительных работ предполагает:

- проживание в специальных уч-

реждениях (ИЦ);

исправительных центрах

38

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

- привлечение к труду в местах, определяемых администрацией исправительного центра;

- удержание в доход государства доли заработной платы осужденного в размере, установленном приговором суда.

Введение наказания в виде принудительных работ сократило разрыв между уже действующими наказаниями, не предусматривающими изоляцию от общества, и лишением свободы на определенный срок.

Исполнение принудительных работ требует наличия определенной инфраструктуры: исправительных центров для содержания осужденных, технических средств надзора и, соответственно, вложения финансовых средств на их организацию. Прошло несколько лет, прежде чем были созданы условия для исполнения наказания в виде принудительных работ, и с января 2017 года началось их Ф реальное применение [7].

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 2392-р было положено начало созданию сети учреждений для отбывания наказаний в

виде принудительных работ. В четырех субъектах Российской Федерации были образованы исправительные центры: Приморском и Ставропольском краях, Тамбовской и Тюменской областях. В то же время в семи субъектах Российской Федерации приказом ФСИН России от 14.11.2016 № 911 при исправительных колониях образованы изолированные участки, функционирующие как исправительные центры (УФИЦ).

В июле 2019 года уже в 57 территориальных органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС) действовали ИЦ и УФИЦ (таблица 1)*.

Более двух лет суды все активнее назначают наказания в виде принудительных работ. В территориальные органы УИС поступают судебные решения о назначении этого наказания. В 2017 году поступило 633 судебных решения, в 2018 - 2 288 (прирост к 2017 году -261,5 %). Только за первое полугодие 2019 года территориальными органами УИС было получено уже 3 480 судебных решений.

Таблица 1

Количество учреждений и участков для содержания осужденных к принудительным работам

ИЦ УФИЦ

на 1 января 2017 года 4 7

на 1 января 2018 года 8 15

на 1 января 2019 года 13 43

на 1 июля 2019 года 14 43

* Здесь и далее использованы данные статистической отчетности ФСИН России: отчеты ФСИН-1 и ФСИН-18.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2020 39

Рисунок 1

С ростом количества учреждений, и особенно участков для отбывания наказания в виде принудительных работ, к июлю 2019 года значительно увеличилась численность осужденных, состоящих там на учете (рисунок 1).

В связи с короткими сроками наказания части осужденных (от двух месяцев) за определенный промежуток времени по учету учреждений может проходить значительно больше лиц, отбывающих наказание, чем числится в конце этого периода. Так, за 2017 год с января по декабрь по учетам ИЦ (УФИЦ) прошли 587 человек, за 2018 год - 2 501, за первую половину 2019 года - 4 687.

Осужденные к принудительным работам отбывают наказание в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В территориальных органах УИС изыскиваются возможности использования под исправительные центры существующих помещений и зданий, капитальный ремонт которых осуществляется за

счет выделенных бюджетных ассигнований. Исправительный центр представляет собой обычное общежитие. Осужденные работают по трудовому договору за его пределами на предприятиях субъекта Российской Федерации. На них распространяются положения Трудового кодекса Российской Федерации, за исключением того, что осужденные не могут уволиться с работы, на которую они устроены администрацией ИЦ, и ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью 18 календарных дней. При этом осужденный не может быть уволен администрацией предприятия без согласования с администрацией ИЦ. В центрах нет такой охраны, как в исправительной колонии, но покидать территорию центра ночью или в нерабочее время осужденный может лишь с разрешения администрации. Медицинские услуги осуществляются по полису в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения.

40

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

В общежитиях ИЦ (УФИЦ) проживают осужденные мужчины и женщины. Численность женщин среди лиц, состоявших на учете центров, колеблется в пределах 10-13 %.

Наибольшее число осужденных к принудительным работам в первом полугодии 2019 года отбывали наказание по статьям УК РФ 158 «Кража» и 2281 «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества» (764 и 731 человек соответственно). По трем статьям УК РФ: за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособ-# ных родителей, в ИЦ (УФИЦ) отбыва-

ли наказание более 400 осужденных по каждой из статей.

В таблице 2 приведен криминогенный состав осужденных к принудительным работам, состоявших на учете в ИЦ (УФИЦ) в январе - июне 2019 года.

Численность лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, в общей численности осужденных, от-

бывавших наказание в виде принудительных работ, в 2017 году составляла 46,85 %, 2018 - 48,94 %, в первом полугодии 2019 года - 55,33 %. Рост обусловлен увеличением числа осужденных, которым лишение свободы заменено принудительными работами.

Основным средством обеспечения порядка и условий исполнения наказания в виде принудительных работ является надзор за осужденными. Администрация ИЦ (УФИЦ) осуществляет контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка, поведением осужденного на рабочем месте и в других местах его пребывания и вправе использовать для этих целей технические средства. Центры оборудованы системами охранной, тревожной сигнализации, видеонаблюдения, преграждающими устройствами, системами сбора и обработки информации.

К нарушителям применяют меры взыскания: выговор, отмена права проживания вне общежития, водворение в помещение для нарушителей.

В случае уклонения от отбывания принудительных работ осужденный объявляется в розыск и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Это серьезное нарушение, за которое принудительные работы заменяются лишением свободы.

Таблица 2

Всего в том числе

мужчин женщин

по всем статьям УК РФ 4 679 4 180 499

за тяжкие и особо тяжкие преступления 2 390 2 198 192

за преступления против половой неприкосновенности 27 24 3

за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ 1 104 984 120

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2020

41

Рисунок 2

В первом полугодии 2019 года по всем ИЦ (УФИЦ) в Российской Федерации 494 человека уклонились от отбывания наказания (рисунок 2).

После отбытия одной трети срока наказания осужденному, не допускавшему никаких нарушений, может быть разрешено проживание на собственной или съемной жилплощади с семьей, но в пределах муниципального образования, где находится исправительный центр, в который был направлен осужденный. За пределами ИЦ (УФИЦ) на 01.07.2019 проживали 29 осужденных.

Обязанностью каждого осужденного к этому виду уголовного наказания является трудовая деятельность на работах, определяемых администрацией ИЦ. Труд выступает как средство исправления и социализации осужденных. После отбытия наказания осужденные имеют возможность продолжить работу на том же предприятии, а не пополнить ряды безработных.

Период становления системы учреждений для исполнения принудительных работ характеризуется ростом среднесписочной численности лиц, привлеченных к труду, что связано исключительно с увеличением общей численности осужденных. За 1 полугодие 2019 года среднесписочная численность лиц, отбывающих наказание в виде принудительных работ, достигла 2 270 человек, при этом привлеченных к труду - 1 723 человека (за 2017 год - 184 и 133 соответственно). При этом статистические данные показывают, что охват осужденных трудом находится на уровне 70-80 %. За 2017 год среднесписочная численность осужденных, привлеченных к труду, составила 72,39 % от среднесписочной численности осужденных, отбывающих наказание, за 2018 год - 78,09 %, за январь-июнь 2019 года - 75,89 %. Среднесписочная численность осужденных к принудительным работам, не подлежавших привлечению к труду, в январе-июне 2019 года составила 323 человека. Не подлежат привле-

42

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

чению к труду осужденные по разным причинам: «в связи с объявлением в розыск, арестом, нахождением в местах лишения свободы, водворением в помещения для нарушителей (без вывода на работу), временным освобождением от работы по состоянию здоровья в связи с болезнью или травмой на основании медицинских заключений, нахождением на амбулаторном лечении, в стационарах или больницах, прохождением медицинского освидетельствования для определения первой группы инвалидности, наличия психического расстройства или иной тяжелой болезни, наличием в приговорах сомнений и неясностей, препятствующих исполнению наказания» [8].

Одно из условий отбывания принудительных работ - удержание в доход государства определенной доли заработной платы. В УК РФ эта доля установлена в размере 5-20 %. Среднемесячная заработная плата осужденных в первом полугодии 2019 года в среднем по России составила 12,4 тысячи рублей. Размер ее существенно различается в зависимости от субъекта Российской Федера-

ции, в котором трудятся осужденные. В некоторых территориальных органах ФСИН России среднемесячная зарплата достигала 18 тысяч рублей и выше. Сумма удержаний в доход государства составила за этот период почти 9,3 миллиона рублей.

Наказание в виде принудительных работ полностью отвечает принципам уголовно-исполнительного законодательства: «дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их пра-вопослушного поведения» (статья 8 УИК РФ). Система учреждений исполнения наказаний в виде принудительных работ постепенно расширяется. На 01.10.2019 действовало уже 14 ИЦ и 63 УФИЦ. Перед ФСИН России стоит задача обеспечить возможность исполнения принудительных работ в каждом субъекте Российской Федерации, что поможет осужденным не утратить социальные связи и облегчит их адаптацию к жизни на свободе. Ф

1. Уголовный кодекс Российской Федерации (ред. от 27.12.2019). Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

2. Отечественные записки: электронная версия журнала. 2008. № 2 (41). URL: http://www. strana-oz.ru/2008/2/nakazanie-kriminologicheskiy-podhod (дата обращения: 06.12.2019).

3. Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 // Рос. газ. 2010. № 271 (5350). URL: https: //rg.ru/2010/11/30/poslanie-tekst.html (дата обращения: 21.01.2020).

4. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 1 полугодие 2019 года. № 10.1 «Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания» [Эл. ресурс] // официальный сайт Судебного департамента при ВС РФ. URL: http: //www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5081 (дата обращения 03.12.2019)

5. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 26.07.2019). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2020 43

7. О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» : федер. закон от 28.12.2013 № 431-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. О внесении изменений в форму статистической отчетности ФСИН-1 «Итоги деятельности учреждений, органов и предприятий уголовно-исполнительной системы» и инструкцию по ее заполнению и представлению, утвержденные приказом ФСИН России от 01.08.2014 № 398 «Об утверждении формы статистической отчетности ФСИН-1 "Итоги деятельности учреждений, органов и предприятий уголовно-исполнительной системы" и инструкции по ее заполнению и представлению» : приказ ФСИН России от 27.09.2017 № 974 (документ опубликован не был). Доступ из АБД «Нормативные акты УИС».

1. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63-FZ (as amended on 27.12.2019). Access from Legal Reference System «ConsultantPlus».

2. «Otechestvennye Zapiski» (Domestic notes): electronic version of the journal. 2008. No. 2 (41). URL: http://www.strana-oz.ru/2008/27nakazanie-kriminologicheskiy-podhod (reference date: 06.12.2019).

3. Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation of 30.11.2010 // Rossiyskaya gazeta. 2010. No. 271, 273. URL: https://rg.ru/2010/11/30/ poslanie-tekst.html.

4. Summary statistics on the criminal record in Russia for the 1st half of 2019. No. 10.1 «Report on the number of prosecuted and types of criminal punishment» [Electronic resource] // official site of the Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=5081 (reference date 03.12.2019)

5. On amending the Criminal Code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation: Federal Law No. 420-FZ dated 07.12.2011. Access from Legal Reference System «ConsultantPlus».

6. The Criminal and Executive Code of the Russian Federation of 08.01.1997 No. 1-FZ (as amended on 26.07.2019). Access from Legal Reference System «ConsultantPlus».

7. On Amending Article 8 of the Federal Law «On Amending the Criminal Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation»: Federal Law No. 431-FZ dated 28.12.2013. Access from Legal Reference System «ConsultantPlus».

8. On amendments to the statistical reporting form FSIN-1 «Results of the activities of institutions, bodies and enterprises of the penal system» and instructions for its completion and submission approved by order of the Federal Penitentiary Service of Russia dated 01.08.2014 No. 398 «On approval of the statistical reporting form FSIN-1 «Results of the activities of institutions, bodies and enterprises of the penal system» and instructions for its completion and submission»: Order of the Federal Penitentiary Service of Russia of 27.09.2017 No. 974 (the document was not published). Access from the ADB «Regulatory acts of the criminal-executive system».

44 vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.