Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕЗЕРВЫ ОРГАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ К НЕСЕНИЮ БОЕВОГО ДЕЖУРСТВА СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕЗЕРВЫ ОРГАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ К НЕСЕНИЮ БОЕВОГО ДЕЖУРСТВА СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВОЕ ДЕЖУРСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ НЕСЕНИЯ БОЕВОГО ДЕЖУРСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИКЛЫ БОЕВОГО ДЕЖУРСТВА / COMBAT DUTY / THE EFFECTIVENESS OF COMBAT DUTY / PHYSICAL READINESS / EFFICIENCY / MILITARY-PROFESSIONAL WORK / LOOPING ALERTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапенко Александр Александрович

В статье показана актуальность исследования организации учебного процесса по дисциплине «Физическая подготовка» в вузах Воздушно-космических сил (ВКС) в интересах повышения уровня физической готовности и работоспособности выпускников вузов ВКС на основе анализа результатов обследования молодых офицеров на предмет эффективности несения ими боевого дежурства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Остапенко Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE THE BODY'S RESERVES FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AEROSPACE DEFENSE TO PERFORM DUTY WITH THE MEANS AND METHODS OF PHYSICAL TRAINING

The article shows the relevance of the study of the educational process on discipline «Physical training» in the universities of aerospace forces in order to improve the level of physical fitness and health graduates aerospace forces on the basis of the analysis results of a survey of young officers for effectiveness objection of combat duty.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕЗЕРВЫ ОРГАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ К НЕСЕНИЮ БОЕВОГО ДЕЖУРСТВА СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

П P|| у г'

ИССЛЕДОВАНИЕ %iffiM

m

А.А. ОСТАПЕНКО А.А. OSTAPENKO

ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕЗЕРВЫ ОРГАНИЗМА

USE THE BODY'S RESERVES

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ К НЕСЕНИЮ БОЕВОГО ДЕЖУРСТВА СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AEROSPACE DEFENSE TO PERFORM DUTY WITH THE MEANS AND METHODS OF PHYSICAL TRAINING

Сведения об авторе. Остапенко Александр Александрович - преподаватель кафедры физической подготовки Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза ГЛ. Жукова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Тверь).

Аннотация. В статье показана актуальность исследования организации учебного процесса по дисциплине «Физическая подготовка» в вузах Воз- душно-космических сил (ВКС) в интересах повышения уровня физической

готовности и работоспособности выпускников вузов ВКС на основе анализа результатов обследования молодых офицеров на предмет эффективности несения ими боевого дежурства.

Ключевые слова: боевое дежурство, эффективность несения боевого дежурства, физическая готовность, работоспособность, военно-профессиональная деятельность, циклы боевого дежурства.

Information about the author. Alexander Ostapenko - Federal state military educational insti-tution of higher education «Military academy of aerospace defense named after Marshal of the Soviet Union GX. Zhukov» the Ministry of defence of the Russian Federation, The Departament of Physical Traning ( Tver).

Summary. The article shows the relevance of the study of the educational process on discipline «Physical training» in the universities of aerospace forces in order to improve the level of physical fitness and health graduates aerospace forces on the basis of the analysis results of a survey of young officers for effectiveness objection of combat duty.

Keywords: combat duty, the effectiveness of combat duty, physical readiness, efficiency, military-professional work, looping alerting.

В современных условиях на выпускников вузов Воздушно-космических сил возлагается большая ответственность по сохранению безопасности страны. Основной формой выполнения боевых задач является несение боевого дежурства. Успех в ходе несения боевого дежурства определяется высоким уровнем работоспособности офицеров ВКС.

Д.Н. Абрамов, В.В. Болотнюк, А.Д. Поповкин, Б.Ф. Чельцов

указывали в своих работах, что повышение уровня физической готовности и работоспособности выпускников вузов Воздушно-космических сил напрямую влияет на эффективность несения боевого дежурства, поскольку в ходе несения боевого дежурства очень важны:

- быстрота и точность движений;

- своевременность и надежность действий офицеров;

- высокии уровень устойчивости внимания на фоне утомления и монотонной деятельности;

- устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности и окружающей среды;

- готовность военнослужащих к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок на период подготовки и ведения боевых действий.

Основу военно-профессиональной деятельности выпускников вузов ВКС представляют собой чередующиеся 3-4-суточные циклы боевого дежурства. Эти циклы включают период дневного и ночного дежурства, которые выступают негативным фактором их военно-профессиональной деятельности, которая осуществляется при полном нарушении суточной периодики сна и отдыха и характеризуется постоянным накоплением нервного и умственного утомления, а также большим нервно-эмоциональным напряжением. Решение боевых задач осуществляется в любую погоду и любое время года. Все это требует способности от выпускников вузов ВКС действовать качественно и

эффективно. «

Значимость физической подготовленности курсантов для выполнения служебно-бо-евых задач в соответствии с их предназначением продиктовала необходимость проведения обследования молодых офицеров. Результаты анализа свидетельствует о недостаточном уровне их готовности к методически грамотному использованию физических упражнений, что отрицательно сказывается на уровне работоспособности во время несения боевого дежурства. Одной из причин такого состояния является недостаточная эффективность образовательного процесса по физической подготовке. Авторы пришли к выводу, что основным ориентиром физической подготовки курсантов должно стать формирование навыков самостоятельного использования физических упражнений для поддержания высокого уровня работоспособности во время несения боевого дежурства. Таким обра-

зом, необходимо осуществить поиск современных инновационных подходов к повышению уровня методической подготовленности курсантов по самостоятельному использованию физических упражнений для поддержания высокого уровня работоспособности во время физической подготовки в вузах ВКС.

Данное утверждение еще раз подтверждает тезис о том, что система военного образования должна встать на инновационный путь. Основные усилия должны быть направлены на решение задачи «научить учиться самостоятельно».

В связи с этим необходимость подготовки специалистов, полностью готовых к профессиональной деятельности в современных

условиях, выводит на первый план компетентностный подход, который является одним из основных концептуальных положений обновления содержания образования. Сущность компе-тентностного подхода состоит в формировании способности в «условиях конкретных жизненных или приближенных к ним учебных ситуаций, развитии позитивной мотивации обучающихся к практико-ориентированному использованию знаний, умений и навыков», т.е. в способности и готовности человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных условиях обстановки.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 09.05.01 «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения» выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать способностью самостоятельно

ИССЛЕДОВАНИЕ

применять методы физического развития и воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, для достижения должного уровня физической подготовленности с целью обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Другими словами выпускник вуза ВКС должен владеть методическими навыками формирования годового, месячного и недельного тренировочных планов, исходя из:

- циклов боевого дежурства;

- специфики решаемых слу-жебно-боевых задач;

- ограниченных условий для занятий физической подготовкой.

Это приводит к необходимости структурировать и диагностировать компетенции физической культуры курсантов вузов ВКС на промежуточных этапах обучения на основе принципа бинарности, согласно которому в рамках учебной дисциплины «Физическая подготовка»:

1) совмещаются практические занятия по физической подготовке и методическая подготовка обучающихся, отражающая специфику физической подготовки личного состава в войсках;

2) в ходе учебной деятельности курсанты выступают в роли преподавателя и роли обучающегося, реализуя идеи педагогики сотрудничества.

Следует также обратить внимание на то, что в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013— 2020 годы одним из ключевых направлений модернизации образования определяется электронное обучение. Анализ вузовской практики проведения занятий по физической подготовке свидетельствует об эпизодичности применения электронного обучения и отсутствии целостной электронной информационно-образовательной среды вуза, как фактора повышения сформированности общекультурных и профессиональных

При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины». Джозеф Аддисон, английский политик, драматург

ИССЛЕДОВАНИЕ

Ж Ш Физические упражнения могут заменить множество С С лекарств, но ни одно лекарство в мире

^ ^ не может заменить физические упражнения».

Джозеф Аддисон, английский политик, публицист

ЛЗшШ

I

компетенций курсантов. Основной причиной эпизодичного применения электронного обучения в целях формирования компетенций курсантов в вузе является недостаточная концептуальная разработанность теоретических основ формирования компетенций физической культуры средствами электронного обучения, которая все чаще приходит в противоречие с объективными потребностями практики в научно-обоснованных моделях, педагогических условиях, технологиях развития компетенций. В данной связи преимущества электронного обучения в формировании компетенций остаются нереализованными (интенсификация усвоения знаний, персонализация освоения информации за счет возможности выбора времени, темпа, объема, последовательности ее освоения, обеспечение адаптивности и интерактивности обучения, повышения эффективности самостоятельной работы, оперативности и объективности контроля овладения способностями).

В основу «персонифицированно-результативной стороны» формирования электронной информационно-образовательной среды физической подготовки могут быть положены информационные характеристики, которые проявляются в учебной деятельности обучающихся как во время учебных занятий по физической подготовке (теоретических и практических), так и во время их самостоятельной работы.

Аналитический обзор показывает, что целенаправленных исследований по вопросам разработки новых концепций, содержания, организационных форм и методов комплексного использования информационных техно-

логий в аспекте формирования электронной информационно-образовательной среды физической подготовки обучающихся в вузе еще недостаточно. В становлении знаний, отображающих физическую готовность и связанные с ней явления, длительный период, предшествующий современности, преобладала дифференциация с использованием преимущественно дифференцированного подхода без использования информационных технологий в диагностике и формировании целостной физической культуры обучающегося. Это приводит к недостаточности знаний о структуре и содержании физической культуры, технологий диагностики и научно обоснованной, оперативной оценки сформированности общекультурных и профессиональных компетенций и факторов ее воздействия на эффективную подготовку обучающихся к будущей профессиональной деятельности. Становится очевидной также недостаточность использования аддитивного способа расчета обобщенной оценки сформированности компетенций без использования целостных, интегративных и неаддитивных показателей психофизической подготовленности курсанта.

Таким образом, на сегодняшний день существуют определенные противоречия в методическом обеспечении физической подготовки в вузах ВКС:

- между практической необходимостью интенсификации учебного процесса по физической подготовке вузов ВКС и отсутствием разработанного научно-методического аппарата обучения с использованием интегративной технологии электронной информационно-образовательной среды

физической культуры с использованием информационно-коммуникативных технологий;

- между низким уровнем физического развития абитуриентов, слабой личной заинтересованностью курсантов в совершенствовании своей физической подготовленности и высокими требованиями к качеству подготовки выпускника вуза ВКС.

Перечисленные выше противоречия позволяют выдвинуть гипотезу о том, что теоретико-методологическая разработка интегративной информационной педагогической технологии формирования у курсантов вузов ВКС способностей применять рациональные методы физического развития позволит значительно увеличить адаптационные резервы организма и как следствие повысить эффективность несения боевого дежурства офицерами ВКС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов, Д.Н. Совершенствование процесса физической подготовки курсантов вузов Космических войск для повышения эффективности их будущей военно-профессиональной деятельности / Д.Н. Абрамов // Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. Вып. 629. - СПб.: BKA, 2010. Ч. 1. С. 179-185.

2. Болотнюк, В.В. Физическая подготовка операторов Космических войск во время несения боевого дежурства: монография / В.В. Болотнюк. - СПб., 1996. 150 с.

3. Поповкин,А.Д. О подходах к обеспечению защиты интересов России в военно-космической деятельности / А.Д. Поповкин // Военная мысль, 2009. № 4. С. 11-12.

4. Челъцов, Б.Ф. Вопросы воздушно-космической обороны в военной доктрине России / Б.Ф. Чельцов // Военная мысль, 2007. №4. С. 5-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.