Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЛАТФОРМЫ PREZI ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЛАТФОРМЫ PREZI ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ВЕБ-ТЕХНОЛОГИИ WEB 2.0 / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПЛАКАТЫ / PREZI

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишаева Люба Курбаналиевна, Мишаева Марианна Владимировна

Цель - выяснить целесообразность использования образовательной платформы Prezi для реализации метода проектов, который рассматривается сегодня в качестве одной из инновационных методик обучения иноязычному общению. Методы. Анализ, обобщение, наблюдение. Результат. Выявлен потенциал использования данного инструмента, который способствует повышению качества обучения. Вывод. Метод проектов способствует формированию у учащихся коммуникативной, социокультурной, страноведческой компетенций, его применение отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) третьего поколения. Prezi, образовательный сервер Web 2.0, может служить платформой для реализации метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF PREZI PLATFORM AS A TOOL OF THE PROJECT METHOD

The aim of the article is to analyze the use of education platform Prezi as a tool of the project method, which is considered as one of the innovative methods of teaching foreign language communication. Methods. Analysis, generalization, observation. Result. The potential of using this tool, which contributes to improving the quality of training, is revealed. Conclusion. The project method contributes to the formation of students' communicative, socio-cultural, and cross-cultural competencies, and its application meets the requirements of the third-generation Federal State Educational Standard (FSES). Prezi, a Web 2.0 educational server, can serve as a platform for implementing the method.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЛАТФОРМЫ PREZI ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-70-74

Использование возможностей платформы Prezi

для реализации метода проектов

Мишаева Л. К. 1, Мишаева М. В. 2

1 Средняя общеобразовательная школа № 34,

2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: lubov.mishaeva@mail.ru, mishmar78@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель - выяснить целесообразность использования образовательной платформы Prezi для реализации метода проектов, который рассматривается сегодня в качестве одной из инновационных методик обучения иноязычному общению. Методы. Анализ, обобщение, наблюдение. Результат. Выявлен потенциал использования данного инструмента, который способствует повышению качества обучения. Вывод. Метод проектов способствует формированию у учащихся коммуникативной, социокультурной, страноведческой компетенций, его применение отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) третьего поколения. Prezi, образовательный сервер Web 2.0, может служить платформой для реализации метода.

Ключевые слова: образовательные технологии, компетентностный подход, проектный метод, индивидуализация обучения, веб-технологии Web 2.0, мультимедийные плакаты, Prezi.

Формат цитирования: Мишаева Л. К., Мишаева М. В. Использование возможностей платформы Prezi для реализации метода проектов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 2. С. 70-74. DOI: 10.31161/1995-06592020-14-2-70-74_

Using of Prezi Platform as a Tool of the Project Method

Lyuba K. Mishaeva 1, Marianna V. Mishaeva 2

1 General Secondary School No. 34, 2 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: lubov.mishaeva@mail.ru, mishmar78@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to analyze the use of education platform Prezi as a tool of the project method, which is considered as one of the innovative methods of teaching foreign language communication. Methods. Analysis, generalization, observation. Result. The potential of using this tool, which contributes to improving the quality of training, is revealed. Conclusion. The project method contributes to the formation of students' communicative, socio-cultural, and cross-cultural competencies, and its application meets the requirements of the third-generation Federal State Educational Standard (FSES). Prezi, a Web 2.0 educational server, can serve as a platform for implementing the method.

Keywords: educational technologies, competence approach, the project method, individualization of teaching, web technologies Web 2.0, multimedia posters, Prezi.

For citation: Mishaeva L. K., Mishaeva M. V. Using of Prezi Platform as a Tool of the Project Method. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 2. Pp. 70-74 (In Russian) DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-70-74

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Введение

Модернизация системы высшего профессионального образования стала необходимостью при переходе на многоуровневую систему подготовки специалистов после подписания Россией Болонской декларации. Подготовка специалистов, способных к самообразованию, профессиональному росту становится целью высшего образования при выполнении социального заказа общества. В новом поколении российских образовательных стандартов результаты обучения находят отражение в формате компетенций. В основе компе-тентностного подхода лежит создание такой образовательной модели, в которой специалист будет обладать сформированной профессиональной компетентностью. Обучение иностранному языку способствует комплексному развитию ряда компетенций студентов: коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной. Владение иностранным языком для целей профессионального общения выступает в настоящее время одним из значимых показателей профессионализма, это обусловлено как большим количеством специальной литературы на иностранных языках (в том числе профессионально-значимой информации в сети интернет), так и практикой международного обмена студентами и специалистами, возможностью получения или продолжения образования в зарубежных вузах. Иноязычную коммуникативную компетентность следует рассматривать, как способность студентов применять знания, умения и навыки в области иностранного языка для решения практических и теоретических задач.

Ввиду того, что компетентностный подход ориентирован на приобретение студентами опыта познавательной, коммуникативной, практической, творческой дея-тельностей, направлен на придание самому процессу обучения деятельностного характера мы считаем, что метод проектов может оказаться одним из решений задач, стоящих перед преподавателем иностранного языка. Данная технология позволяет сочетать теоретические знания и их практическое применение таким образом, что приобретение знаний осуществляется не в пассивной форме, а деятельно (активно). В основе проектного метода лежит развитие

у студентов навыков критического мышления и способности самостоятельно оформлять свои знания. Целью такой модели организации учебного процесса является предоставление свободы для самореализации личности. Такая деятельность должна подтолкнуть студентов к дальнейшему саморазвитию, приобретению умения ориентироваться в информационном пространстве, и способствовать формированию иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности. Преподаватели иностранного языка активно применяют новые образовательные технологии и с энтузиазмом делятся своим опытом в научных работах, опубликованных в специализированных журналах [1; 3-6].

Целью исследования является выяснить может ли образовательный сервер Prezi стать одним из современных инструментов для реализации метода проектов в обучении иностранному языку.

Данная платформа используется для образовательных целей многими зарубежными образовательными учреждениями и относится к числу веб-технологий Web 2.0. Достоинством технологий Web 2.0 является легкий доступ к программному обеспечению, мультимедийный характер контента, возможность организовать взаимодействие и сотрудничество пользователей. Платформа Prezi позволяет сделать процесс изучения языка максимально индивидуальным, мотивированным и творческим, обеспечивает среду для разработки интерактивных плакатов-презентаций. Prezi-презентации представляют собой электронное образовательное средство нового типа. Они обеспечивают высокий уровень вовлечения информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса. Преимуществом использования Prezi в качестве одного из средств реализации метода проектов является то, что этот сайт позволяет внедрить в обучение новые образовательные стандарты. Они включают в себя образовательные технологии и содержательный контент, которые побуждают студентов к творческому мышлению и инновациям, коммуникации и взаимодействию, поиску информации, критическому мышлению, решению поставленных задач, принятию решений и компьютерной грамотности.

Методы исследования включают обзор отечественной и зарубежной литературы,

анализ опыта применения образовательного инструмента Prezi в процессе обучения иностранному языку в Дагестанском государственном университете (ДГУ).

Результаты и их обсуждение

Метод проектов ориентирован в первую очередь на самостоятельную деятельность студентов, на которую в соответствии с современными стандартами образования приходится наибольшее количество часов. Использование платформы Prezi расширяет область самостоятельной учебной работы за счёт использования активно-деятельностных форм обучения. Исследователи [1; 4-8] провели анализ использования мультимедийных плакатов в свое работе и пришли к выводу, что такие нелинейные презентации могут служить хорошим инструментом для решения ряда педагогических задач. Тематические Prezi-презентации могут стать прекрасным решением организации самостоятельной работы студентов. При работе над интерактивным плакатом студент приобретает и использует не только знания английского языка, но и профилирующих предметов. Такая форма работы обеспечивает высокий уровень личной ответственности студента за результаты учебного труда и соблюдения сроков отчетности. В то же время студенты самостоятельно делают выбор последовательности и глубины изучения материала. Как и любая другая проектная деятельность работа по созданию интерактивных плакатов на Prezi требует соблюдения определённой схемы: определить цель и объект исследования, выдвинуть гипотезу, выбрать методики исследования, провести исследование, сделать анализ результатов, сформулировать выводы и оформить работу. Задача преподавателя - скоординировать деятельность студентов, проследить своевременность освоения материала и оценить степень его изученности.

Сайт предоставляет возможность организовать индивидуальную, парную, групповую деятельность. Можно предложить студентам создать индивидуальный или групповой Prezi как завершающий этап изучения раздела. Интерактивные плакаты служат средством для демонстрации мастерства использования интернет-инструментов (технологии и информационные инструменты используются для анализа и систематизации информации,

упорядочения знаний). Для создания Prezi-презентации требуется не только применение знаний английского языка, но и погружение в цифровую обучающую среду, использование письма, необходима медиаграмотность и компьютерные навыки для создания продуктов. Результаты учебы представляются в творческой форме, студенты демонстрируют новый уровень восприятия таким образом, чтобы другие пользователи имели к ним доступ и могли их посмотреть и использовать. Prezi является образовательной платформой Web 2.0, поэтому в процессе работы над своим интерактивным плакатом студенты осваивают технологию социального взаимодействия, общения в простом формате.

Работа на Prezi строится с учетом педагогических и методических принципов, отмеченных в новых Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Это принципы культурной и педагогической целесообразности, интегра-тивности, нелинейности, коммуникативной направленности и автономии студентов. Тематика Prezi-презентаций может быть профессионально ориентированной, что в свою очередь является одним из способов повышения мотивации изучения иностранного языка. Принцип автономии студентов основан на возможности составить индивидуальный план работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работе. У студентов есть доступ к работам других студентов, возможность обсуждения результатов. Введение балль-но-рейтиноговой системы контроля повысило уровень учебной автономии студентов, так как оценка самостоятельной работы зависит от контента интерактивного плаката, его визуальных характеристик, количества ссылок на внешние ресурсы и целесообразности их использования в данной презентации.

Prezi как один из инструментов Web 2.0 предоставляет обучающимся возможность получать, закреплять и активизировать материал, используя доступ в интернет, и способствует повышению качества обучения. Групповой и индивидуальный подходы позволяют организовать работу как со всем классом (использование на интерактивной доске), так и с каждым отдельным учеником (работа за персональным компьютером). Применение технологий Prezi может помочь ре-

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

шить одну из существенных проблем в обучении иностранному языку вне языкового окружения - проблему формирования языковых навыков. Высокая интерактивность таких презентаций позволяет организовать диалог между преподавателем и студентом, это можно расценивать в качестве нового метода работы на занятии, богатый визуальный материал дает преимущество над другими продуктами и средствами обучения. Студенты становятся участниками социальной сети и сотрудничают с другими как члены интеллектуальной сети обучающихся; работают совместно для расширения и углубления знаний.

Заключение

Важнейшими задачами, которые решают преподаватели английского языка, являются следующие:

1) повышение интереса студентов, так как сайт предлагает актуальные обновления, усиливает мотивацию. Студенты применяют устную, письменную и визуальную формы речи для эффективной коммуникации с разнообразной аудиторией для различных целей, работают с большим объемом текстовой и нетекстовой информации на английском языке, расширяют свой словарный запас. Это ведет к углублению знаний английского языка и отвечает требованиям общества по повышению конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда. Студенты знакомятся с литературными произведениями различных жанров и периодов,

нейных презентаций на уроках английского языка с целью создания устойчивой мотивации к изучению предмета // Наука, образование и культура. 2020. № 2(46). C. 45-48.

2. Выстропова О. С. Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку в форме презентации Powerpoint в медицинском вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1. С. 27-29.

3. Дронова Е. Н. Веб-сервис Prezi. Com в развитии ИКТ-компетентности будущих учителей информатики // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2(69). С. 95-96.

4. Куличенко Ю. Н., Попова О. Ю., Линь-кова Ю. И. Использование мультимедийных презентаций в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специально-

что ведет к гармоничному развитию личности, пониманию места и роли человека, используют широкий спектр навыков для составления англоязычных текстов, обретают опыт взаимодействия с другими читателями; используют язык для достижения собственных целей (образования, развлечения, обмена информацией);

2) предоставление широкому кругу обучающихся возможности для поиска информации и приобретения знаний. Студенты ведут поисковую и исследовательскую работу для того, чтобы решить поставленную задачу, они собирают, оценивают информацию из различных источников, обсуждают полученные результаты, обращаются к огромному многообразию информационных ресурсов (библиотеки, базы данных, социальные сети) для того, чтобы собрать и обработать информацию по поставленной задаче;

3) предложение формы для демонстрации своих знаний. Студенты применяют знания языка и медиатехнологий для того, чтобы создать некий творческий продукт и обсудить результаты своей работы.

Использование Prezi помогает решить задачу современного преподавателя, которая состоит не только в том, чтобы предоставить студенту знания в соответствии с утвержденным учебным планом, но и научить студента навыкам работы с информацией, постоянно развиваться и учиться самостоятельно, взаимодействовать с коллегами.

2016. № 4(59). С. 30-33.

5. Магомедова М. М. Образовательные презентации в формате Prezi // Перспективы развития информационных технологий. 2015. № 23. С. 133-137.

6. Паршукова С. С. Обучение иностранным языкам с использованием интерактивных мультимедийных ресурсов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ri/obuchenie-

i n ostrannym -yazykam-s-is po l zovaniem-interaktivnyh-multimediynyh-resursov (дата обращения: 17.01.2020 г.).

7. Попкова О. В. Роль самостоятельной работы студентов по созданию презентаций в формате Microsoft Powerpoint в развитии языковой и информационной компетенции // Уче-

Литература

1. Бабченко М. А. Использование нели- стей // Мир науки, культуры, образования.

ные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 3(66). С. 254-257.

8. Сидакова Н. В. Индивидуальная траектория подготовки мультимедийной презентации

presentations at English lessons for motivating to the learning. Nauka, obrazovanie i kul'tura [Science, Education and Culture]. 2020. No. 2(46). Pp. 45-48. (In Russian)

2. Vystropova O. S. Organization of private study of the students of English in a form of Powerpoint presentation in medical institution. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psi-hologiya [Azimuth of Scientific Researches: Pedagogy and Phycology]. 2016. Vol. 5. No. 1. Pp. 27-29. (In Russian)

3. Dronova E. N. Web-servis Prezi. Com in development of computer competences of computer science teachers. Mir nauki, kul'tury, obra-zovaniya [World of Science, Culture and Education]. 2018. No. 2(69). Pp. 95-96. (In Russian)

4. Kulichenko Yu. N., Popova O. Yu., Linko-va Yu. I. The use of multimedia presentations in foreign language learning for students of nonlin-guistic specialties. Mir nauki, kul'tury, obra-zovaniya [World of Science, Culture and Education]. 2016. No. 4(59). Pp. 30-35. (In Russian)

5. Magomedova M. M. Educational presentations of Prezi format. Perspektivy razvitiya in-formacionnyh tekhnologij [Perspectives of Infor-

на французском языке студентами технического профиля // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21). С. 393-397.

No. 23. Pp. 133-137. (In Russian)

6. Parshukova S. S. Teaching foreign languages with the use of interactive multimedia recourses. Elektronnyj nauchno-metodicheskij zhurnal Omskogo GAU [Electronic Scientific-Methodical Journal of Omsk SAU]. 2018. https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-

i n ostrannym -yazykam-s-is po l zovaniem-interaktivnyh-multimediynyh-resursov (accessed: 17.01.2020)

7. Popkova O. V. Role of students' private study while producing Microsoft Powerpoint presentations in improving language and computer science competences. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seri-ya: Gumanitarnye i social'nye nauki [Scientific Proceedings of Orel State University. Humanitarian and Social Sciences]. 2015. No. 3(66). Pp. 254-256. (In Russian)

8. Sidakova N. V. Individual trajectory in producing multimedia presentation in French by students of technical department. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal [Baltic Humanitarian Journal]. 2017. Vol. 6. No. 4(21). Pp. 393- 397. (In Russian)

References

1. Babchenko M. A. The usage of non-linear mation Technologies Development]. 2015.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Принадлежность к организации Affiliations

Мишаева Люба Курбаналиевна, замести- Lyuba K. Mishaeva, deputy director, General

тель директора, Средняя общеобразователь- Secondary School No. 34, Makhachkala, Russia; ная школа № 34, Махачкала, Россия; e-mail: e-mail: lubov.mishaeva@mail.ru lubov.mishaeva@mail.ru Marianna V. Mishaeva, Ph. D. (Philology),

Мишаева Марианна Владимировна, кан- assistant professor, the chair of Foreign Lan-дидат филологических наук, доцент, кафедра guages for Natural Sciences Faculties, Dagestan английского языка для естественнонаучных State University, Makhachkala, Russia; e-mail:

факультетов, Дагестанский государственный mishmar78@mail.ru университет, Махачкала, Россия; mishmar78@mail.ru

Принята в печать 23.03.2020 г.

Received 23.03.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.