Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ WEB 2.0 ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ДАГЕСТАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ WEB 2.0 ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ДАГЕСТАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ WEB 2.0 / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОДУКТ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизова Самера Магомедганиевна

Цель - выяснить рациональность использования образовательных технологий Web 2.0 в обучении иностранному языку для организации дистанционного обучения, возможность реализации педагогических задач посредством данных инструментов. Методы. Анализ опыта применения технологий Web 2.0 в процессе обучения иностранному языку в Дагестанском государственном университете (ДГУ). Результаты. Выявлены спецификации наиболее популярных образовательных платформ. Выводы. Развитие мультимедийных образовательных ресурсов на основе доступных и бесплатных инструментов Web 2.0 является актуальной задачей преподавателя. Применение интерактивных технологий повышает мотивацию студентов, способствует развитию ряда компетенций, в том числе общепрофессиональных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES WEB 2.0 IN DISTANT FOREIGN LANGUAGE LEARNING AT DAGESTAN STATE UNIVERSITY

The aim of the article is to analyze the use of Web 2.0 internet education platforms in language learning. Methods. Analysis, generalization, supervision. Results. In the process of distant education changes the learning process, its substantive, organizational and methodological framework. The article presents an analysis of the application of the most popular web technologies in language teaching. Conclusions. It is of high importance now is to develop educational resources that allow a user to be in a dialogue with multimedia information.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ WEB 2.0 ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ДАГЕСТАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-20-25

Образовательные технологии Web 2.0 для дистанционного обучения иностранному языку в Дагестанском государственном университете

Азизова С. М.

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: azizova-samera@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель - выяснить рациональность использования образовательных технологий Web 2.0 в обучении иностранному языку для организации дистанционного обучения, возможность реализации педагогических задач посредством данных инструментов. Методы. Анализ опыта применения технологий Web 2.0 в процессе обучения иностранному языку в Дагестанском государственном университете (ДГУ). Результаты. Выявлены спецификации наиболее популярных образовательных платформ. Выводы. Развитие мультимедийных образовательных ресурсов на основе доступных и бесплатных инструментов Web 2.0 является актуальной задачей преподавателя. Применение интерактивных технологий повышает мотивацию студентов, способствует развитию ряда компетенций, в том числе общепрофессиональных.

Ключевые слова: технологии Web 2.0, иностранный язык, образовательный мультимедийный продукт, интерактивные образовательные ресурсы.

Формат цитирования: Азизова С. M. Образовательные технологии Web 2.0 для дистанционного обучения иностранному языку в Дагестанском государственном университете // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 1. С. 20-25. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-20-25_

The Use of Educational Technologies Web 2.0 in Distant Foreign Language Learning at Dagestan State University

Samera M. Azizova

Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: azizova-samera@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to analyze the use of Web 2.0 internet education platforms in language learning. Methods. Analysis, generalization, supervision. Results. In the process of distant education changes the learning process, its substantive, organizational and methodological framework. The article presents an analysis of the application of the most popular web technologies in language teaching. Conclusions. It is of high importance now is to develop educational resources that allow a user to be in a dialogue with multimedia information.

Keywords: Web 2.0 technologies, foreign language, educational multimedia product, interactive educational resources.

For citation: Azizova S. M. The Use of Educational Technologies Web 2.0 in Distant Foreign Language Learning at Dagestan State University. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 20-25 DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1- 20-25(In Russian)

Введение

Современное положение, обусловленное пандемией, стимулировало преподавателей по всему миру к активному использованию дистанционных технологий обучения, данный вид учебной деятельности становится ведущей формой организации учебного процесса. Дистанционный формат обучения рассматривается сейчас в качестве инновационного компонента очного и заочного обучения [7, c. 240]. Активное использование образовательных платформ Web 2.0 в обучении иностранному языку изменяет образовательный процесс: его содержание и методическую базу. Это требует от преподавателя поиска оптимальных форм организации учебной деятельности студента, создания новых видов учебных материалов с учетом тех стратегий, которые необходимо применить обучающимся для усвоения необходимого объема знаний.

Исследователи [1; 3; 4; 8-10] провели анализ того, как используется системная функциональная лингвистика для разработки учебных программ, основанных на технологиях Web 2.0. Большинство сходится во мнении, что обучающиеся повысили уровень грамотности, улучшили навыки критического мышления и навыки чтения [9, с. 174]. Преподаватели иностранного языка по всему миру оказываются форвардами в применении новых технологий в обучении. Об этом свидетельствует огромное количество научных работ, опубликованных в специализированных журналах [1; 5; 6; 8].

На протяжении нескольких лет преподаватели иностранных языков Дагестанского государственного университета (ДГУ) ведут активную работу по внедрению в образовательный процесс современных образовательных технологий. Отличительная особенность Web 2.0 технологий заключается в том, что они не являются некой изначально созданной коллекцией контекста, а представляют собой скорее пространство для создания информационно-

коммуникативных ресурсов, где заинтересованные студенты приглашаются к сотрудничеству, и за счет высокой активности пользователей сайт становится интересным и значимым.

Проведенное исследование использования Web 2.0 в качестве инструментов дистанционного обучения иностранным языкам показало, что до настоящего времени остаются нерешенными ряд вопросов.

Целью исследования является выяснить такие аспекты использования Web 2.0 технологий в обучении иностранному языку, как: способность организации дистанционного формата обучения; удобство использования преподавателем конкретного вида сайтов; интерактивность, как один из элементов вовлечения студентов в совместное учение; возможность реализации педагогических задач.

Методы исследования включают обзор отечественной и зарубежной литературы, анализ опыта применения образовательных технологий Web 2.0 в процессе обучения иностранному языку в ДГУ.

Результаты и их обсуждение

Для организации дистанционного обучения преподаватели ДГУ привлекли опыт «комбинированного/смешанного обучения» (blended learning), так как эффективность работы студентов зачастую определяется правильной организацией, рациональным распределением времени [2]. Под «смешанным обучением» понимается проведение аудиторных занятий с преподавателем в режиме онлайн конференций на платформе ZOOM или в программе MICROSOFT TEAMS и самостоятельная работа с сетевыми ресурсами под управлением и контролем Web 2.0 технологий. Задача преподавателя состоит теперь не только в том, чтобы предоставить студенту знания в соответствии с утвержденным учебным планом, но и научить студента навыкам работы с информацией. Ресурсы и инструменты для активной деятельности студентов должны быть подобраны и подготовлены таким образом, чтобы они могли обеспечить повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию обучающихся. Хорошо зарекомендовали себя такие инструменты Web 2.0 как виртуальная обучающая среда MOODLE, образовательная платформа TED-Ed, онлайн видео-редакторы.

MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) - это платформа, специально разработанная для создания онлайн-курсов преподавателями. Методы преподавания иностранного языка были определены преподавателями до разработки онлайн курсов. В итоге работы должен быть создан такой единый учебно-методический комплекс, который базируется на позициях компетентностного подхода в качестве основного приема организации процессов преподавания и изучения ино-

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020

странного языка. Такой формат работы со студентами создает необходимые предпосылки для достижения целей, определенных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Основной принцип создания курса - это распределение учебной информации таким образом, чтобы сам учебный процесс стал разноуровневым и многофункциональным, внутри онлайн курса должны быть представлены обязательные, элективные, корректирующие и контрольно-оценочные модули. Такая дифференциация в конечном итоге должна способствовать более объективной оценке знаний студентов в рамках рейтинговой системы, а также созданию условий для внедрения в образовательный процесс системы электронного тестирования как одного из компонентов технологии самооценки [3, с. 207].

Платформа MOODLE предоставляет достаточно широкую линейку инструментов для организации учебного процесса. Онлайн курсы иностранного языка используют, как правило, такие технологические элементы MOODLE, как «пояснение», «документ», «задание», тесты hotpot, «лекция» и «семинар». Инструмент «глоссарий» способствует расширению терминологического запаса студентов, элемент «форум» используется для обсуждения поставленных задач и текущей работы.

С целью выявления заинтересованности студентов в использовании MOODLE, как одного из средств организации дистанционной работы, студентам было предложено заполнить анкету. Более 90 % опрошенных отметили свое отношение к форме организации дистанционной работы по иностранному языку в ДГУ как «положительное».

Образовательная платформа TED-Ed является одним из наиболее удобных сайтов Web 2.0. Этот сайт не требует от преподавателя высокого уровня компьютерной грамотности. TED-Ed образовался как ответвление от знаменитой конференции TED (аббревиатура от англ. Technology Entertainment Design). Площадка TED-Ed позволяет преподавателям использовать готовые видео-уроки. Как правило, ролики, на основе которых составляются уроки, коротенькие и дают ответы на самые разные темы. Материал очень инфографичен и информационно насыщен, интересен широкой аудитории, его легко усвоить, потому что язык достаточно прост и понятен. Учесть принцип индивидуального

обучения позволяет возможность просматривать видео и выполнять задания в любое удобное студенту время, и работать в том темпе, какой ему необходим. Обучающийся может повторно просмотреть наиболее сложные для восприятия фрагменты, изучить дополнительную информацию или же при выполнении заданий к фильму заглянуть в видео-подсказки.

Урок содержит несколько составляющих: Lesson title - название урока; Let's begin - вводное слово, определение цели просмотра; Watch - просмотр видео; Think - задания к видео (два типа вопросов:

1) выбрать правильный вариант;

2) впечатать свой ответ); Dig deeper - ссылки на ресурсы, которые содержат дополнительную информацию по теме (также есть возможность выложить изображения); Discuss - обсуждение темы на форуме; And Finally - заключительное слово.

TED-Ed располагает огромным набором разнообразных уроков на различные темы, помимо этого, сайт предлагает преподавателю создать собственные уроки на основе видеороликов из Youtube. Сайт предоставляет все необходимые инструкции для создания видеоурока, задача, которая стоит перед преподавателем - это создать качественный мультимедийный продукт, используя видеоролики с в последствии вы. Ссылку на готовый урок можно отправить студентам по почте или оставить в сообщениях на образовательном блоге. При регистрации на сайте необходимо указать, что вы являетесь преподавателем, впоследствии вы будете располагать подробной информацией о работе студентов, ответы студентов можно также скачать в виде таблицы, в которой указано количество попыток пройти текст и количество правильных ответов.

Сами студенты также имеют возможность создавать аналогичные видеоуроки, что является одним из видов деятельности при работе над проектом. Студенты подбирают видео, наиболее подходящее к теме своей исследовательской работы, или самостоятельно создают видеоклипы при помощи доступных им программ. В таком случае образовательное видео формирует исследовательские навыки, обладает мощным мотивационным потенциалом и способствует развитию памяти и внимания. Студент воспринимает и предоставляет информацию образно, работает принцип наглядности.

В последнее время начала отмечаться новая тенденция: преподаватели не хотят быть ограничены использованием уже имеющихся видео-продуктов, они стремятся разработать собственные мультимедийные материалы для решения конкретных учебно-методических задач с учетом реального уровня владения иностранным языком обучаемого. Интернет предлагает достаточно широкий выбор онлайн платформ для создания собственных обучающих видеофильмов. Готовый к использованию ролик публикуется в Youtube, и позже, такое авторское видео можно использовать для самых разнообразных целей на большинстве образовательных платформ. Как представляется, практическая реализация информационно-образовательного потенциала видеоресурсов способствует повышению качества преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах и улучшению профессиональной деятельности преподавателей. Возможность подбирать, прорабатывать конкретный учебный материал, наглядно его демонстрировать при помощи интерактивного видео позволяет интенсифицировать учебный процесс и осуществлять нелинейный и личностно ориентированный подходы к обучению. Очень удобно использование уроков на основе коротеньких видео в формате дистанционного обучения в условиях динамичного информационного потока. Что в свою очередь позволяет реализовать современные требования профессиональной направленности внедрения информационных технологий в образование.

Дистанционный формат обучения меняет образовательный процесс, способствует внедрению Web 2.0, что приводит к тому, что начинает меняться методическая основа обучения, на передний план выходят методики овладения знаниями [2, c. 206]. Такой подход соответствует новым требованиям государственных стандартов образования третьего поколения, которые предполагают более активную творческую деятельность самого обучающегося. Достигнуть высокой мотивации обучающихся удается только путем создания таких учебных ситуаций, когда студенты вовлекаются в совместную продуктивную деятельность в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий. С этой целью препо-

давателями иностранных языков ДГУ были разработаны курсы дистанционного обучения MOODLE, созданы интерактивные видео-уроки.

Заключение

Методический потенциал образовательных ресурсов Web 2.0. ещё до конца не проанализирован, находится в стадии проработки, оценки преимуществ и недостатков для решения конкретных образовательных задач. Необходимостью в настоящее время остается и составление рекомендаций по оформлению и представлению созданных образовательных мультимедийных продуктов.

Использование онлайн курсов, разработанных в виртуальной обучающей среде MOODLE, способствует повышению эффективности обучения студентов неязыковых вузов иностранному языку. Инструментарий данной платформы достаточно разнообразен, кроме того, она позволяет преподавателю осуществлять качественный непрерывный контроль усвоения материала студентами.

Применение видео-уроков сайта TED-Ed в процессе изучения иностранных языков способствует повышению уровня заинтересованности студентов, вовлечения их в совместную познавательную деятельность.

В настоящее время важным кажется развитие образовательных видео-ресурсов при помощи использования доступных и бесплатных инструментов Web 2.0. Интерактивное видео позволяет пользователю выбирать наиболее подходящий темп работы и является по своей сути своеобразным диалогом между пользователем и мультимедийной информацией.

Образовательная онлайн среда предлагает возможность проведения дебатов, что в свою очередь подталкивает обучающихся к приобретению навыков убеждения и аргументации. Визуальное представление текста сообщения студента или его видеозапись дает возможность реализации технологии самооценки. Возможность прочесть, оценить сообщения сверстников и отреагировать на них реализует принцип совместного обучения.

24 ••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020

Литература

1. Азизова С. М. Анализ эффективности ис- // Вестник тамбовского университета. 2016. №

пользования блога при обучении иностранному языку в вузе // Гуманитарные науки и образование. Мордовия: Изд-во МГПИ, 2018. № 4. С. 8-13.

2. Аннотированная программа стратегического развития Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дагестанский государственный университет» на 2012-2016 годы. 35 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://science.dgu.ru/Content/files/strategy_ 2013.pdf (дата обращения: 17.02. 2020 г)

3. Мишаева М. В. О внедрении технологий Web2.0 в процесс обучения английскому языку в вузе // Языки народов мира и Российской Федерации: материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и языкового образования». Махачкала, 2015. С. 206-208.

4. Носкова Т. Н., Тумалева Е. А., Шилова О. Н. Информационные технологии в образовании и высокотехнологичная образовательная среда // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. 2012. № 2. С. 83-87.

5. Панфилов С. А., Некрасова Н. Р. Применение мультимедийных технологий в учебном процессе высшей школы // Интеграция образования. 2014. № 1. С. 95-101.

6. Плаксина М. В. Использование блога учебной группы в обучении иностранному языку

of blogging in a foreign language learning. Gumani-tarnye naukiiobrazovanie [Humanitarian sciences and education]. 2018. No. 4. Pp. 8-13 (In Russian)

2. Annotated program of strategic development of Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Dagestan State University" 2012-2016. 35 p. [Electronic recourse]. Mode of access: http://science.dgu.ru/Content/files/strategy_201 3. (accessed: 17.02.2020)

3. Mishaeva M. V. Applying of Web 2.0 technologies into English teaching process in higher education institutions. YAzyki narodov mira i Ros-sijskoj Federacii: materialy III-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy lingvistiki i yazykovogo obrazovaniya» [Global and Russian languages: proceedings of the Russian Scientific-practical conference "Actual problems of linguistics and language education"]. Makhachkala, 2015. Pp. 206-208. (In Russian)

4. Noskova T. N., Tumaleva E. A., Shilova O. N. Information technologies in education and high-tech educational environment. UNIVERSUM: Vestnik Gercenovskogo universiteta [UNIVERSUM:

7-8 (159-160). Т. 21. С. 51-56. [Электронный ресурс] / Режим доступа:

https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-bloga-uchebnoy-gruppy-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 17.02. 2020 г.).

7. Шаров В. С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 94. С. 236-240.

8. Aydin S. The Use of Blogs in Learning English as a Foreign Language. Mevlana International Journal of Education. 2014. Vol. 4(1). Pp. 244259. [Electronic recourse]. Mode of access: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED545624.pdf (accessed:17.02.2020)

9. Johnson D. Teaching with authors' blogs: connections, collaboration, creativity. Journal of Adolescent & Adult Literacy. 2010. Vol. 54(3). Pp. 172-180.

10. Rivens Mompean A. The development of meaningful interactions on a blog used for the learning of English as a foreign Languag. ReCALL. Vol. 22(03). Pp. 376-395. [Electronic resource]. Mode of access: https://www.elibrary.ru/title_ about.asp?id=40091 (accessed: 17.02.2020).

Pp. 83-87. (In Russian)

5. Panfilov S. A., Nekrasova N. R. Application of multimedia technologies in the educational process of higher education. Integraciya obrazovaniya [Integration of education]. 2014. No. 1. Pp. 95-101. (In Russian)

6. Plaksina M. V. Using of an educational group blog in foreign language teaching. Vestnik tambovskogo universiteta [Bulletin of Tambov University]. No. 7-8. Vol. 21. Pp. 159-160. [Electronic resourse]. Mode of access: https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-bloga-uchebnoy-gruppy-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (accessed: 17.02.2020)

7. Sharov V. C. Distant learning: form, technology, means. Izvestiya Rossijskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena [Proceedings of A. I. Hertsen state pedagogical university]. 2009. Pp. 236-240. (In Russian)

8. Aydin S. The Use of Blogs in Learning English as a Foreign Language. Mevlana International Journal of Education. 2014. Vol. 4(1). Pp. 244259. [Electronic recourse]. Mode of access:

References

1. Azizova S. M. Examining the effectiveness Bulletin of Hertsen university]. 2012. No. 2.

https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED545624.pdf (accessed:17.02.2020)

9. Johnson D. Teaching with authors' blogs: connections, collaboration, creativity. Journal of Adolescent & Adult Literacy. 2010. Vol. 54(3). Pp. 172-180.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Азизова Самера Магомедганиевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра английского языка для гуманитарных факультетов, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: azizova-samera@mail.ru

Принята в печать 04.02.2020 г.

11. Rivens Mompean A. The development of meaningful interactions on a blog used for the learning of English as a foreign Languag. ReCALL. Vol. 22(03). Pp. 376-395. [Electronic resource]. Mode of access: https://www.elibrary.ru/title_ about.asp?id=40091 (accessed: 17.02.2020)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Samera M. Azizova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Foreign Languages for Humanitarian Faculties, Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: azizova-samera@mail.ru

Received 04.02.2020.

Педагогические науки/ Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.14

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-25-32

Межпредметные связи химии и математики

Азизова Л. Р. 1, Гусейнов Р. М. 2, Гусейнова Т. Р. 3

1 Юридический колледж, Дагестанский государственный университет, 2 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: rizvanguseynov@mail.ru; LuizaAzizova1981@gmail.com

3 Школа № 417, Москва, Россия; e-mail: sun0301@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Целью настоящего исследования является демонстрация на конкретных химических примерах глубокой межпредметной связи таких учебных дисциплин, как математика и химия на основе тесной взаимосвязи не только в плане их преподавания в школе и вузе, но и в плане научного их соотношения. Метод. Сопоставительный анализ на конкретных примерах применения математических приемов, методов и моделей решения химических проблем и задач. Результат. Исследовано множество примеров решения химических проблем и задач путем применения математических приемов, моделей и методов, основанных на взаимосвязи математического и химического знания и способствующих взаимному обогащению обеих наук. Рассмотрены некоторые ограничения, которые накладывает химия на математическое решение задач. Вывод. Делается заключение о том, что для успешного усвоения естественнонаучного образования, в том числе и химического, необходимо применение физико-математических методов и приемов, благодаря которым химия из описательной науки превратилась в экспериментальную, а следовательно, и в мощную производительную силу.

Ключевые слова: интеграция наук, межпредметные связи, математическая химия, химические ограничения, математические решения задач.

Формат цитирования: Азизова Л. Р., Гусейнов Р. М., Гусейнова Т. Р. Межпредметные связи химии и математики. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого -педагогические науки. 2020. Т. 14. № 1. С. 25-32. Р01: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-25-32_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.